Научная статья на тему 'Открытые инновации стратегическая задача развития менеджмента качества образования'

Открытые инновации стратегическая задача развития менеджмента качества образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
538
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / OPEN INNOVATIONS / EDUCATIONAL INNOVATIONS / EDUCATION QUALITY MANAGEMENT SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Головцова Ирина Геннадьевна

Модернизация системы российского образования предполагает развитие инновационных подходов к управлению качеством высшего образования. В этой связи представляется наиболее актуальным подход использования современного направления в теории инноваций принципа открытых инноваций. Такой подход позволяет образовательным учреждениям развивать систему менеджмента качества образования, используя мировой опыт и практику ведущих зарубежных университетов. Это может серьезно повысить конкурентоспособность отечественной системы образования. В статье исследуются причины, по которым следует идти по пути создания открытых инноваций, а также предлагаются направления реализации концепции открытых инноваций в сфере управления качеством образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Открытые инновации стратегическая задача развития менеджмента качества образования»

УДК 338.242

И. Г. Головцова

ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ - СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Модернизация системы российского образования предполагает развитие инновационных подходов к управлению качеством высшего образования. В этой связи представляется наиболее актуальным подход использования современного направления в теории инноваций - принципа открытых инноваций. Такой подход позволяет образовательным учреждениям развивать систему менеджмента качества образования, используя мировой опыт и практику ведущих зарубежных университетов. Это может серьезно повысить конкурентоспособность отечественной системы образования. В статье исследуются причины, по которым следует идти по пути создания открытых инноваций, а также предлагаются направления реализации концепции открытых инноваций в сфере управления качеством образования.

Ключевые слова: открытые инновации, образовательные инновации, система менеджмента качества образования.

Abstract. Modernization of the System of Russian education presupposes developing of innovative approaches to managing the quality of higher education. Therefore the author considers an approach of applying current trends in the theory of innovations - the principle of open innovations - to be the most up-to-date. Such an approach allows educational institutions to develop the education quality management system by operating global experience and practices of the leading foreign universities. This may strongly increase competitive ability of the national system of education. The article investigates the reasons of creating open innovations and offers the directions of implementing the concept of open innovations in the field of education quality management.

Key words: open innovations, educational innovations, education quality management system.

Два последних десятилетия четко обозначилась общемировая тенденция перехода к обществу, основанному на знаниях. Интенсивность и глубина этих процессов определяются продолжающейся научно-технической, институциональной, информационной революцией во всех сферах экономики. Влияние указанных тенденций на общественное развитие все чаще называют интеллектуальной революцией. Все это серьезно меняет значение системы образования в жизни государства и общества. Для успешного решения задачи обеспечения развивающейся экономики высококвалифицированными специалистами современное образовательное учреждение должно активизировать все направления своей деятельности: науку, образование, а особенно систему управления. Это предполагает своевременное и полное обеспечение вуза всеми необходимыми ресурсами, которые отвечали бы реалиям современного общества. В этой связи актуальным является проблема адаптации системы управления качеством образования к требованиям рынка, и эту задачу можно трактовать с точки зрения внедрения так называемых открытых инноваций в систему управления качеством образования.

В современном мировом образовательном пространстве ведущие позиции занимают страны, трактующие высшее образование как отрасль рыноч-

ной экономики, а университеты - как участников международной конкуренции в отрасли. На этом фоне в российской высшей школе серьезно обострилось противоречие между задачей обеспечения кадрового соответствия страны экономическим требованиям и управленческим потенциалом развития отечественных университетов. При этом смена статуса высшего образования с «части социальной сферы» на «отрасль рыночной экономики» в последнее время перестает быть самой актуальной проблемой. На первый план выходит проблема управления университетами как самостоятельными игроками на рынке образовательных услуг, что делает крайне актуальными теоретические и практические вопросы стратегий, структур и адаптационных умений этих образовательных учреждений. Задачи внедрения системы менеджмента качества образования в этой связи можно считать неотъемлемым условием успешной стратегии инновационного управления современными вузами. Принятый курс на интеграцию российской высшей школы в Болонский процесс также требует интерпретации ее места в международной конкуренции, прежде всего по критерию адекватности данной задачи моделям управления качества образования вузов.

Между тем самостоятельные и системные решения руководителей российских университетов по их стратегическому управлению качеством образования пока являются большой редкостью. К сожалению, проблема здесь не только в ограниченных ресурсах профессионального менеджмента, но и во многом другом - в неправильной или недостаточно реалистичной оценке требований внешней среды и в отсутствии системного подхода к задаче внедрения инноваций в управленческий процесс.

Понятие инновации вошло в научный лексикон сравнительно недавно. Однако за этот промежуток времени претерпело множество интерпретаций, одни из которых внесли существенный вклад в понимание сути данного процесса, другие так и остались подходами, не получившими широкого распространения.

Среди этого многообразия особо выделяется понятие открытой инновации как наиболее многогранного подхода к инновационным задачам. Сам по себе феномен разрушения границ организации и перехода к сетевым формам получения нового знания широко известен и применяется в практической деятельности достаточно известных транснациональных корпораций. Однако обычно он рассматривается в аспекте применения нетривиальных бизнес-моделей в инновационной деятельности, а не как некая специфическая сущность, присущая собственно категории инноваций как таковой [1]. Наиболее полно категория открытой инновации рассмотрена в книге Генри Чесбо, где традиционная или закрытая инновация противопоставляется открытой.

В последние годы XX в. несколько одновременно действующих факторов стали подрывать базовые положения закрытых инноваций. Одним из таких факторов является постоянно возрастающая мобильность опытных и профессионально подготовленных людей. Когда специалисты покидают компанию, проработав там много лет, они забирают с собой, а затем приносят новому работодателю большой багаж знаний, который достался им тяжким трудом на предыдущем месте работы. Другой, связанный с первым, фактор эрозии - растущее число людей, получивших образование в высшей школе и даже после ее завершения. Рост числа таких людей способствует тому, что

знание выходит из узких структур знаний шахтного типа, созданных в виде центральных исследовательских лабораторий корпораций [2].

Генри Чесбо в своей работе отмечает также, что, хотя в ходе процесса открытых инноваций по-прежнему выкорчевываются идеи-претенденты, попавшие по ошибке (теперь появившиеся не только изнутри, но из внешних источников), также можно возвратиться к тем идеям-претендентам, которые первоначально показались малополезными, но со временем доказали свою перспективность. Часто эти проекты отыскивают ценность на новом рынке, а не на прежнем. А иногда их ценность проявляется только после объединения с другими проектами. При прежнем процессе закрытых инноваций такие отвергнутые возможности часто упускались безвозвратно.

На своем базовом уровне логика модели открытых инноваций базируется на огромных избыточных знаниях, которые должны быть оперативно использованы, чтобы компания, их получившая, могла создать дополнительную ценность. В этом случае знание, которое компания получила в ходе своего исследования, не может ограничиваться только внутренними путями, ведущими на рынок. Аналогично внутренние пути на рынок не могут использоваться только для передачи собственных знаний компании. С учетом сказанного можно предположить, что теперь некоторые принципы организации в области исследований и инноваций становятся совершенно другими [2].

В России реализация новых подходов к развитию высшего образования идет в русле трансформации традиционных университетов в университеты инновационного типа. Стратегия их развития основана на реализации концепции вуза как учебно-научно-инновационного комплекса. В этом случае они, с одной стороны, готовят специалистов нового поколения для рынка интеллектуального труда, а с другой - становятся полноправными субъектами рыночной экономики как разработчики, поставщики объектов интеллектуальной собственности, продукции и услуг с новым качеством, востребованным потребителями. Небезосновательно, что такие университеты рассматриваются в качестве одной из составляющих инновационного сектора экономики страны. Как представляется, они могут дать вполне адекватные ответы на вызовы времени. Однако пока их развитие сдерживает бремя ограничивающих факторов.

Во-первых, в настоящее время идет процесс накопления опыта и информации по инновационным университетам с неизменной ссылкой на зарубежные аналоги (как правило, стран с иной правовой системой, нежели в России). Следующим должен стать этап научно-теоретической обработки такой информации в целях формирования обоснованных теоретических предложений в адрес законодателя об инновационных университетах в системе вузовского образования, а формирование их законодательной модели надлежит рассматривать в качестве одной из граней эволюции традиционной системы образования.

Во-вторых, университет нового типа предполагает обязательную интеграцию научной, образовательной и инновационной деятельности. Однако пока не все ясно с понятием «инновационная деятельность», хотя проблемы формирования инновационной политики достаточно широко освещены в научной литературе. Вместе с тем анализ публикаций по данной проблеме приводит к выводу, что в настоящее время недостаточно разработана теоретическая, и особенно правовая, база процессов формирования и управления

инновационной стратегией в условиях складывающихся рыночных отношений. Это выражается в определенном субъективизме, в том числе и в неоправданном разнообразии подходов к определению понятия инновационной деятельности [3].

Рассматривая качество образования как инновационную составляющую процесса реформирования системы образования, необходимо отметить, что это уже не национальная, а всемирная проблема. Все страны задаются вопросом о том, как обеспечить качество образования в условиях доступности образовательных услуг, быстро меняющихся ситуаций на рынках труда и образования. В программном документе ЮНЕСКО качество высшего образования выдвинуто на роль «общего знаменателя» реформ высшего образования.

Поскольку качество профессионального образования можно повысить путем интеграции образовательной и научной деятельности, на первом этапе достижения этой цели задача должна быть поставлена гораздо проще - вернуть науку в высшие учебные заведения. В результате будут сформированы академические инновационные университеты, продуманы и внедрены инновационные технологии в вузовское образование. В условиях формирования в России конкурентоспособной системы генерации, распространения и использования знаний это позволит решить необходимую задачу - превратить вузовское образование в процесс не только учебно-образовательный, но и научно-познавательный. Его составляющая - обучение студентов не только научным знаниям как таковым, но и методологии их получения и применения, чтобы привить им способность к непрерывному самообразованию и профессиональному росту в условиях системной трансформации общества. Лишь следуя этому, можно будет говорить о самодостаточности образования как социального института и его качестве.

В данном случае научная деятельность может рассматриваться как элемент открытой инновационной системы, без которой немыслим переход к действительно качественному образованию. В категориях сравнения принципов закрытых и открытых инноваций это можно отнести к трансформации подхода «если мы сами создадим в отрасли большую часть лучших идей, мы выиграем» (в принципах закрытых инноваций) к подходу «если мы наилучшим образом воспользуемся внутренними и внешними идеями, мы выиграем» (в принципах открытых инноваций) [2].

Для современных вузов в целях обеспечения качественной подготовки специалистов представляется необходимым использовать методы инновационного менеджмента, к которым, в частности, относится бенчмаркинг. Бенчмаркинг в вузе - это процесс поиска и внедрения в практику работы вуза и его подразделений новых процессов и новых проектов, непрерывный процесс выработки стратегий повышения качества образовательных услуг, появления учебной и научной продукции.

Для того чтобы эти методы были эффективны, в вузе должна быть создана инфраструктура, основанная на информационно-аналитической деятельности, которая бы создавала возможность для поиска, внедрения, распространения и, в целом, управления образовательными инновациями.

Информационно-аналитическая деятельность в области образовательных инноваций имеет несколько составляющих, таких как:

- непосредственное участие в инновационных процессах;

- поиск и создание информационного банка инноваций;

- информационно-аналитическая поддержка приятия решений при оценке эффективности инноваций, что требует обработки больших массивов информации;

- информационное взаимодействие с различными структурами, включая внешний опыт управления инновационной деятельностью на предмет поиска, разработки, внедрения и продвижения инноваций.

Информационно-аналитическое сопровождение можно представить в виде двух контуров: внутреннего и внешнего. Во внешнем контуре идет сбор и анализ информации об образовательных инновациях других учебных заведений, нормативно-правовой документации по проблемам инноваций органов управления учреждений образования, публикаций прессы, телевидения, Интернета по данной тематике на основе внедрения принципов открытых инноваций. Параллельно с этим осуществляется продвижение собственных образовательных инноваций вуза в информационном образовательном пространстве. Внутренний контур предполагает сбор, анализ, отслеживание результатов, распространение опыта инновационной деятельности в конкретном вузе.

Обобщенная схема информационно-аналитического сопровождения инновационных образовательных процессов представлена на рис. 1. Штриховкой на схеме выделен промежуточный элемент между внутренним и внешним контуром - Интернет-сопровождение, обслуживающее как потребности внутренних задач управления инновационной образовательной деятельностью вуза, так и являющееся средой взаимодействия со всем остальным образовательным сообществом [4].

ИАС (внешний контур)

Сбор и обработка информации об инновациях в других вузах и научнотехнические данные из внешних источников (открытые инновации)

РИ-деятельность, освещение образовательных инноваций в СМИ

Рис. 1. Структура информационно-аналитического сопровождения инновационной деятельности вуза

Исходя из того, что инновационная образовательная деятельность неразрывно связана с функционированием всего высшего учебного заведения, входными показателями для системы информационно-аналитического сопровождения будут являться: информация об инновациях в целеполагании и задачах, инновации в содержании образования, в формах и методах, в технологиях обучения, инновации в средствах обучения и управлении качеством образования, в системе диагностики, в контроле, в оценке результатов и т.д. Результаты функционирования системы информационно-аналитического сопровождения инновационной образовательной деятельности (внутренний контур) включает в себя банк образовательных инноваций, результаты мониторинговых исследований качества образования, прогнозирование и выработка рекомендаций, выявление возможных для внедрения инноваций.

Формируя концепцию управления качеством образования, необходимо помнить, что в эпоху широкого распространения знаний организация не может позволить себе полностью полагаться на собственные исследования. Открытое нововведение является средством, с помощью которого компании могут сотрудничать как в области научных исследований, так и в области обмена результатами внедрения инноваций. Таким образом, открытую инновацию применительно к задачам управления качеством образования можно трактовать как некий информационный поток, обеспечивающий полноценное функционирование научных секторов университетов.

Существует ряд причин, по которым следует идти по пути создания открытых инноваций в сфере управления качеством высшего профессионального образования:

1. С появлением информационно-коммуникационных технологий монополии на знания в основном сломаны, практически в каждой области присутствует избыток знаний за счет широкого распространения общедоступных научных баз данных, онлайновых журналов и отдельных статей в сочетании с дешевым доступом в Интернет и высокой скоростью передачи информации.

2. В новой парадигме образования вузы неизбежно сталкиваются с изменениями и выигрывают, используя не только внутренние, но и внешние идеи, не тратя усилий на дублирование исследований. Сегодня созданы мощные способы выйти за традиционные границы вуза и использовать в работе лучшие практики в сфере управления качеством.

3. В основе инновационного процесса в настоящее время лежит логика «изобретено не здесь» (not invented here - NIH). Вузы в этих условиях могут полагаться на внешние источники, чтобы выполнить свою работу эффективно.

4. Распределенное знание оказывается гораздо больше знания, имеющегося у одного вуза. Комбинация знаний, имеющихся у вузов и всех заинтересованных сторон, - новый подход к инновациям.

5. Большинство серьезных профессионалов, способных к созданию инноваций, работают в разных странах и даже на разных континентах, не являются членами какой-то единственной организации, а трудятся в многочисленных университетах. Необходимо взаимодействовать со специалистами не только в рамках своей организации и даже страны, но и получать научные данные извне.

6. Иногда инновации отыскивают ценность вне вуза, а иногда их ценность проявляется только после объединения с другими идеями.

7. Консервация идей становится уже непригодной. Идеи, которые не готовы быть использованы самим вузом, могут быть потеряны для этого вуза, так как в настоящее время усиливается ротация исследователей.

Реализация концепций открытых инноваций в сфере управления качеством образования может осуществляться в следующих направлениях:

1. Организация сетевого взаимодействия вузов и всех заинтересованных сторон, обмен идеями и знаниями.

2. Тщательный мониторинг внешних инноваций и внешний бенчмаркинг. Привлечение сотрудников, способных работать с внешними инновациями и управлять знаниями.

3. Интегрирование внутренних и внешних идей и знаний и получение более сложных комбинаций знаний и отсутствующих элементов.

4. Коммерциализация инноваций за счет вывода своих идей во внешний мир и выхода на внешние организации. Другими словами, вузы должны получать прибыль от использования другими их идей, и сами должны покупать интеллектуальную собственность у других вузов, когда она соответствует их модели инновационного развития и эффективна [5].

Сегодня практически в каждом российском вузе ведутся работы по созданию системы менеджмента качества с использованием различных подходов, однако до сих пор ни среди теоретиков, ни среди практиков не существует единого мнения о предпочтительности той или иной модели построения системы управления качеством образования в вузе. Немало проблем возникает и в практическом применении в вузе многих методов и инструментов менеджмента качества, хорошо зарекомендовавших себя в производственных организациях. Многие исследователи полагают, что система качества не может быть внесена извне, она может быть заботливо «выращена» [6] руководством конкретного вуза и только при участии всего коллектива. Тем не менее наблюдения процесса внедрения системы управления качеством образования в Санкт-Петербургском государственном университете аэрокосмического приборостроения позволяют сделать выводы о том, что понятие открытых инноваций с точки зрения использования научных достижений самого вуза и опыта такой деятельности многих учебных заведений региона должно быть использовано для дальнейших разработок структуры управления вузом.

Создание системы менеджмента качества в СПб ГУАП должно преследовать следующие цели:

- повышение престижа университета и его инвестиционной привлекательности;

- совершенствование образовательного процесса, своевременное и систематическое выявление недостатков в области обеспечения качества обучения и нахождение способов их устранения на основе анализа мирового опыта в этой сфере;

- реорганизация системы управления вузом, открытие новых специальностей и специализаций;

- ориентация на удовлетворение требований работодателей, определенных отраслей и регионов.

Модернизация высшего профессионального образования в России происходит на фоне структурной перестройки и изменения уклада всей национальной экономики. Основываясь на мировом опыте преодоления кризисных явлений, Россия избрала инновационный путь развития как единственно пра-

вильный для преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического развития. Отечественное высшее образование, обладающее высоким профессиональным потенциалом, должно обеспечить адекватную интеллектуальную, научную и кадровую поддержку инновационной экономики и сохранение России в ряду ведущих технологически развитых стран. В условиях перехода страны на инновационный путь развития важнейшим фактором, имеющим решающее значение, является развитие такой системы управления качеством образовательной деятельности, которое предполагало бы использование самых современных подходов, обеспечивающих достаточные конкурентные преимущества на международном рынке труда. Таким подходом может стать внедрение в систему менеджмента качества принципа открытых инноваций.

Инновационная деятельность в сфере образования, основанная на открытости, должна присутствовать как обязательный и профильный для всей системы элемент, как необходимое условие поступательного движения и устойчивого развития.

Список литературы

1. Турдыкулов, А. А. Феномен открытых инноваций и формирование сетей знаний / А. А. Турдыкулов // Управление общественными экономическими системами. - 2008. - № 2.

2. Чесбо, Г. Открытые инновации / Г. Чесбо. - М. : Поколение, 2007.

3. Волынкина, М. В. О месте инноваций в образовании / М. В. Волынкина. -иКЬ: www.innovatika.ru.

4. Торкунова, Ю. В. Информационно-аналитическое сопровождение в системе факторов эффективности инновационной образовательной деятельности вузов / Ю. В. Торкунова. - иКЬ: www.ksu.ru/conf/ek2009/sbornik/102.

5. Концепция «Открытые инновации в сфере ВПО. - иКЬ: edu.inovat.ru.

6. Адлер, Ю. П. Восемь принципов, которые меняют мир / Ю. П. Адлер // Стандарты и качество. - 2001. - № 5-6.

Головцова Ирина Геннадьевна

кандидат экономических наук, доцент, кафедра электронной коммерции и маркетинга, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения

E-mail: golovtsova@mail.ru

Golovtsova Irina Gennadyevna Candidate of economic sciences, associate professor, sub-department of electronic commerce and marketing, Saint-Petersburg State University of Aerospace Instrumentation

УДК 338.242 Головцова, И. Г.

Открытые инновации - стратегическая задача развития менеджмента качества образования / И. Г. Головцова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2011. - № 1 (17). -С. 144-151.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.