Научная статья на тему 'К вопросу о целеполагании в управлении качеством образования'

К вопросу о целеполагании в управлении качеством образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
418
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / QUALITY OF HIGHER EDUCATION / STRATEGIC QUALITY MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Головцова Ирина Геннадьевна

Рассмотрены инновационные подходы к процессу целеполагания в стратегическом управлении качеством высшего образования. Обоснован подход формирования открытой цели как наиболее отвечающий совре-менным требованиям к качеству образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE GOAL-SETTING IN QUALITY MANAGEMENT EDUCATION

Consider innovative approaches to the process of goal-setting in the strategic management of the quality of higher education. Grounded approach to formation of an open goal was the most appropriate mod-to-date requirements to the quality of educational services.

Текст научной работы на тему «К вопросу о целеполагании в управлении качеством образования»

УДК 338.242.2

К ВОПРОСУ О ЦЕЛЕПОЛАГАНИИ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

И.Г. Г оловцова

Рассмотрены инновационные подходы к процессу целеполагания в стратегическом управлении качеством высшего образования. Обоснован подход формирования открытой цели как наиболее отвечающий совре-менным требованиям к качеству образовательных услуг.

Ключевые слова: качество высшего образования, стратегическое управление качеством.

Опираясь на классический подход в качестве цели в области управления качеством высшего образования можно считать интегрирующую совокупность концепций, которые направлены на обеспечение удовлетворенности возрастающих потребностей всех участников процесса реализации и потребления образовательных услуг: государства, администрации вуза, персонала, студентов, работодателей, а также общества в целом. Ключевым словом здесь можно считать понятие «все возрастающие потребности».

Отталкиваясь от современной теории менеджмента, формулирование целей в области управления качеством образования в первую очередь ориентировано на организацию условий для эффективного управления вузом через качество. Для того чтобы поставленные цели были реализованы, высшим менеджментом образовательного учреждения в первую очередь должны быть предоставлены соответствующие ресурсы. Также представляется необходимым осуществлять постоянный контроль над процессом их реализации.

Согласно статье 24 п. 1 закона «Об образовании» в качестве главной цели деятельности современного вуза можно определить подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования[1]. Для вуза достижение этой цели означает постоянное совершенствование всех видов своей деятельности: образовательной, научной, инновационной, административно-хозяйственной, информационной и социальной.

В общем смысле цели процесса обеспечения качества образования современного вуза должны быть сформулированы, основываясь на особенностях видов деятельности образовательного учреждения, которые могут рассматриваться с точки зрения процессного подхода.

Все это со всей очевидностью указывает на первопричину целей в системе обеспечения качества образования. Целеполагание является основой системы менеджмента качества для любой организации, а способы выбора стратегии образовательной организации должны всегда иметь приори-

тет в развитии всеобщего руководства качеством. Стратегию в области качества можно определить как генеральную совокупность направлений деятельности, в рамках которой будут находиться инновационные подходы к принятию решений по достижению целей в области качества и развитию образовательной организации через обеспечение качества образования.

В международном стандарте семейства ИСО 9001:2008 формализуется целый ряд положений, качающихся целей организации в области обеспечения качества. Из этих документов следует, что эти цели применительно к различным уровням структуры учебного заведения должны подвергаться обязательной детализации. На оперативном уровне эта процедура должна обеспечить возможность проведения количественной оценки достижения этих целей, которые не только должны являться основой структуры управления вузом, но и сами требуют обеспечения управляемых условий их достижения. В процессе достижения целей в области обеспечения качества должна иметься возможность проверки всего этого мероприятия.

Процесс целевого управления можно представить с точки зрения реализации следующих этапов:

1. Этап разработки понятной и краткой формулировки целей.

2. Этап разработки и реализации планов по их достижению.

3. Этап проведения систематического контроля и анализа качества работы и ее результатов;

4. Этап принятия мер корректирующего характера по достижению планируемых результатов.

Необходимо отметить, что процедура планирования качества представляет собой один из важнейших этапов менеджмента качества, которая сфокусирована на установлении и преобразовании политики в области качества в конкретные цели и задачи по их достижению. В процессе для достижения поставленных целей планирования обычно устанавливаются желаемые результаты и определяются используемые ресурсы. Таким образом, можно сделать вывод о том, что основой функционирования системы по достижению конкретного целевого показателя является постановка цели в области качества, которая должна воплотиться в реальные задачи, стоящие перед сотрудниками, координация деятельности которых должна, в конечном итоге, обеспечивать качество результатов деятельности самой образовательной организации.

На сегодняшний день процесс целеполагания в современном вузе имеет наряду с особенностями, присущими каждому отдельно взятому вузу, достаточно большое количество проблем, вызванных, прежде всего процессом постоянного реформирования высшего образования. В этих условиях определение целей процесса управления качеством может претерпевать серьезные изменения в зависимости от конкретного момента времени и тех установок, которые даются вузу на конкретный срок.

Одной из серьезных проблем, сопряженных с процессом реформи-

рования высшего образования является тот факт, что в условиях недостаточного бюджетного финансирования современные вузы вынуждены осуществлять предпринимательскую деятельность, что предполагает увязывание целей основных видов деятельности с финансовыми показателями внебюджетных источников финансирования.

Вторая проблема заключается собственно в самом процессе целе-полагания. По - гречески «Телос» означает «цель», но также смысл этого слова может быть истолкован, как «завершение» или «конец действий». Эта завершенность может означать в случае управления качеством образования окончание определенного этапа, а не достижение конечной цели. Поэтому необходимо при построении дерева целей четко и детально описать каждый уровень, имея в виду конкретизацию поставленных целей и их дальнейшее развитие.

Еще одной особенностью процедуры целеполагания в вузе может считаться ситуация, при которой из-за излишней целеустремленности менеджментом вуза может возникнуть ситуация, при которой изменения внешних условий остаются незамеченными настолько, что сама достигнутая цель в новой ситуации теряет свой смысл.

Цель как конкретный образ будущего, составленный в настоящем из материала прошлого опыта, это будущее как раз и «закрывает». Достигнув такой цели, мы добиваемся того, чего мы хотели - но хотели в прошлом, отвергая изменения, которые произошли (могли бы произойти) за это время с нами или вокруг нас. Между крайностями особенной целеустремленности и спонтанности находится способ формирования «открытой» цели. В ней закладывается стремление к желаемому будущему и при этом не закрываются возможностей для другого варианта развития событий. Т.е в процессе целе-полагания изначально оставляется место для новых обстоятельств, как внешних, так и внутренних относительно субъекта целеполагания. Основной особенностью «открытой» цели является неполнота ее образа, в нем содержатся «пустоты», допускающие заполнение в процессе деятельности. Такими «пустотами» может быть как содержательная открытость, когда цель в процессе достижения дополняется, или фор-мальная, когда цель по ходу реализации конкретизируется. «Формализация» цели означает, что активность субъекта направляется не на образ желаемого будущего, а на создание условий, в которых реализация этого будущего становится возможной.

Современные требования к качеству выпускника сместились от принципов «квалификации» к «компетенциям», которыми должны обладать современные специалисты. Если внимательно изучить стандарты III поколения, то можно заметить, что список компетенций носит скорее социально-адаптированный, а не узкопрофессиональный характер. Умение работать в команде, заниматься аналитической работой часто превалируют над строго профессиональными знаниями. Все это не может не оказывать влияния на процесс постановки целей в управлении качеством образова-

ния. Использование в процессе образовательной деятельности современных инструментов и технологий может позволить вузу быть актуальным на современном рынке труда. Здесь можно говорить о создании некоторой ситуационной инфраструктуры, которая не закрывает будущее, но внутри которой оно появляется как бы само по себе.

К такого рода инфраструктуре можно отнести принципы открытых инноваций, широко используемых сегодня во всем мире. Исходя из того факта, что инновационная деятельность в образовании неразрывным образом связана собственно с функционированием всего вуза, входными показателями, используемыми для системы информационно-аналитического сопровождения можно считать информацию об инновациях в целеполагании и задачах, инновации в содержании образования, в формах и методах, в технологиях обучения, инновации в средствах обучения и управлении качеством образования, в системе диагностики, в контроле, в оценке результатов и т.д. Результаты, которые обеспечиваются функционированием системы информационноаналитического сопровождения инновационной образовательной деятельности, представляющей собой внутренний контур, включает в себя банк образовательных инноваций, результаты мониторинговых исследований относительно качества образования, результаты прогнозирования и выработку рекомендаций, а также выявление инноваций, возможных для внедрения.

Формируя концепцию управления качеством образования, необходимо учитывать, что в эпоху широкого распространения знаний, вуз не может позволить себе полностью полагаться только на собственные исследования. Открытое нововведение в данном конкретном случае является средством, с помощью которого вузы и промышленные предприятия могут сотрудничать как в области научных исследований, так и в области обмена результатами внедрения инноваций. Таким образом, открытые инновации применительно к задачам управления качеством образования можно с уверенностью трактовать как некий информационный поток, который обеспечивает полноценное функционирование научных секторов высших учебных заведений.

Существует ряд причин, по которым следует идти по пути создания открытых инноваций в сфере управления качеством высшего профессионального образования:

1. С появлением информационно-коммуникационных технологий монополии на знания в основном сломаны, практически в каждой области присутствует избыток знаний за счет широкого распространения общедоступных научных баз данных, онлайновых журналов и отдельных статей в сочетании с дешевым доступом в Интернет и высокой скоростью передачи информации.

2. В новой парадигме образования вузы неизбежно сталкиваются с изменениями и выигрывают, используя не только внутренние, но и внешние идеи, не тратя усилий на дублирование исследований. Сегодня созданы мощные способы выйти за традиционные границы вуза и использовать

в работе лучшие практики в сфере управления качеством.

3. В основе инновационного процесса в настоящее время лежит логика «изобретено не здесь» - (not invented here - NIH). Вузы в этих условиях могут полагаться на внешние источники, чтобы выполнить свою работу эффективно.

4. Распределенное знание оказывается гораздо больше знания, имеющегося у одного вуза. Комбинация знаний, имеющихся у вузов и всех заинтересованных сторон - новый подход к инновациям.

5. Большинство серьезных профессионалов, способных к созданию инноваций, работают в разных странах и даже на разных континентах, не являются членами какой-то единственной организации, а трудятся в многочисленных университетах. Необходимо взаимодействовать со специалистами не только в рамках своей организации и даже страны, но и получать научные данные извне.

6. Иногда инновации отыскивают ценность вне вуза, а иногда их ценность проявляется только после объединения с другими идеями.

7. Консервация идей становится уже непригодной. Идеи, которые не готовы быть использованы самим вузом, могут быть потеряны для этого вуза, так как в настоящее время усиливается ротация исследователей.

Реализация основных концепций открытых инноваций касательно сферы управления качеством образования может осуществляться в следующих направлениях:

1. Организация сетевого взаимодействия вузов и всех заинтересованных сторон, обмен идеями и знаниями.

2. Тщательный мониторинг внешних инноваций и внешний бенчмаркинг. Привлечение сотрудников, способных работать с внешними инновациями и управлять знаниями.

3. Интегрирование внутренних и внешних идей и знаний и получение более сложных комбинаций знаний и отсутствующих элементов.

4. Коммерциализация инноваций за счет вывода своих идей во внешний мир и выхода на внешние организации. Другими словами, вузы должны получать прибыль от использования другими их идей, и сами должны покупать интеллектуальную собственность у других вузов, когда она соответствует их модели инновационного развития и эффективна [2].

Инновационно-консалтинговая деятельность, использующая принципы открытых инноваций, может позволить вузу анализировать накопленный в этой области опыт и создать структуру внутри вуза, которая могла бы оказывать консалтинговые услуги всем подразделениям вуза, отвечающим за образовательный процесс.

Обеспечение оперативного доступа к знаниям о возможностях внешней и внутренней инновационной среды, ориентация на информацию, структурированную таким образом, чтобы руководство могло иметь доступ к истории положительного опыта использования инновационных технологий в

управлении и организацией и понимать, какие шаги могут привести к отрицательному результату, могут значительно повысить способность организации к эффективному управлению и поддерживать его на должном уровне [4].

На наш взгляд, учитывая существующий опыт российских исследователей, а также используя основные положения мировой экономической теории и практики, необходимо более подробно изучить и проанализировать особенности понятия «консультирование», как специфического вида экономической деятельности в инновационной сфере.

Латинский термин “consulate”, означает совещание либо обмен мнениями. Управленческое консультирование, как вид деятельности впервые было зафиксировано в 1914 году в США, г. Чикаго. В настоящее время в российской интерпретации более употребим термин “консалтинг” (consulting). На основе анализа современной литературы по управленческому консультированию, можно определить несколько основных подходов к трактовке этого понятия:

1) Управленческое консультирование рассматривается в качестве определенного вида профессиональной деятельности, выполняемой профессионалами в этой области;

2) Управленческое консультирование представляет собой вид услуги, которая оказывается специалистами с целью улучшения процессов управления;

3) Управленческое консультирование является механизмом реализации соответствующих изменений в структуру организации с тем, чтобы значительно повысить эффективности ее управления.

Понятия управленческого консультирования и инновационной деятельности достаточно редко имели общие области исследования. Тем не менее, ряд российских ученых так или иначе затрагивали эту тему.

Управленческим консультированием в разное время занимались профессор М.И. Кныш, профессор А.И. Пригожин, ученые Г.А. Васильев, Е.М. Деева и др. Инновационная же деятельность в настоящее время имеет обширный список исследователей, которые занимались и по настоящее время занимаются исследованиями этой области.

На наш взгляд, следует выделить следующие подходы к понятию «консалтинг»:

1. Применение широкого функционального взгляда на консалтинг, который выражается в том, что эту деятельность можно представить в качестве любой формы оказания содействия в решении определенного рода задач, при которой ответственность ложится не на консультанта, а на сотрудника, ответственного за решение этих задач.

2. Отношение к консалтингу, как к специфическому роду деятельности, в результате которой при помощи специалистов в конкретной области знаний должны оказываться компаниям услуги, включающие в себя выявление управленческой проблемы, анализ и выработку рекоменда-

ций по ее решению. Отличие от первого подхода заключается в непосредственном участии и содействии специалиста в процессе выявления и устранения управленческой проблемы.

Ряд исследований, касающихся статистики инновационной деятельности показывает, что сегодня лишь около 13% российских предприятий активно занимаются инновационной деятельностью. Остальные предприятия испытывают острую нехватку квалифицированных кадров, которые могли бы использовать их инновационный потенциал. На рынке образовательных услуг достаточно вузов предоставляют возможность получить образование в сфере инновационного управления, тем не менее. Приходится признать, что большинство из выпускников по таким специальностям не находят себе работы, отвечающей их профессиональной подготовке. Очевидно, что современный российский рынок еще не достаточно готов к использованию таких менеджеров. А в ряде случаев, и качество по-лученного в этой области образования не отвечает требованиям работодателей.

Структурно консалтинговые услуги можно разделить еще на две группы: в первую входят комплексные консалтинговые компании, дея-тельность которых заключается в оказании достаточно обширного списка услуг (горизонтальные консалтинговые структуры), вторую группу составляют консультанты, которые специализируются на отдельных консалтинговых направлениях, на решении узкоспециализированных задач, касающихся определенной области деятельности (вертикальные консалтинговые структуры [4].

Профессором М.И. Кнышем в отдельную группу выделяется понятие специализированных консалтинговых услуг, которые значительно отличаются от остальных консалтинговых групп по объектам, методам консультирования, либо на основе характера предоставляемых знаний.

На основании этого определения можно инновационное консультирование отнести именно к этой группе, поскольку его специализация в полной мере относится к понятию инновационного менеджмента, а направленность - на научно-технический сектор предприятий и организаций, с целью устойчивого их развития и обеспечения процедуры коммерциализации инновационных разработок.

Президентом национальной гильдии профессиональных консультантов, господином Дудченко В.С., президент, впервые в российской практике вводится понятие “инновационного консалтинга”, как процесса, основанного на использовании методов социологии и социальной психологии. Причем эти процессы должны быть, по мнению автора, направлены на обеспечение развития и обновления всех сфер человеческой жизни, посредством содействия решению перспективных проблем и непрерывного обновления его методического арсенала [5].

Для системы российского образования все больше актуальным становится задача поддержки становления управленческого консультирования по управлению инновациями, особенно этот процесс касается структуры

инновационного консалтинга в системе высшей школы. Поэтому, на наш взгляд, структура управления высшим учебным заведение, особенно в части обеспечения и управления качеством образовательной деятельности нуждается в создании специализированной системы, которая позволит сгладить переходы от научно-технического сектора к рынку образовательных услуг.

Именно по этой причине, по нашему мнению, необходимо активно развивать структуру инновационного консалтинга и менеджмента, как инструмента в достижении стратегической задачи повышения качества предоставляемых образовательных услуг.

Современная ситуация в образовании такова, что разработка собственных инновационных подходов может серьезно затормозить развитие вуза, как игрока образовательного рынка и рынка труда. Актуальность современным требованиям рынка становится одной из главных целей в области обеспечения качества образования, и в этой ситуации высшее образование должно быть мобильным, легко адаптируемым к постоянно изменяющимся условиям внешней среды. Это ставит перед процедурой целеполагания совершенно определенные задачи, в рамках которых необходимо разрабатывать стратегические планы по управлению качеством на основе детального изучения тенденций развития образовательного рынка и потребностей общества, а также актуальным в этом случае становится прогнозирование процессов развития образовательной системы, исходя из постоянно меняющихся требований.

Список литературы

1. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 [Электронный ресурс] / Официальный сайт компании «Консультант Плюс». -Москва, 2012. - Режим доступа: URL:http://www.coшultantru^nlme (дата обращения 15.10.13).

2. Головцова И.Г. Открытые инновации - стратегическая задача развития менеджмента качества образования//Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. Научнопрактический журнал. №1(17), 2011.

3. Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества ISO 9004:2009. М.: Стандартин-форм. 2011.

4. . Консалтинговые услуги в условиях реформирования экономики России/ под. ред. д.э.н. М.И.Кныша СПб.: “Дмитрий Буланин”, 2003.

5. В.С. Дудченко Основы инновационного консультирования. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.delfy.biz/ (дата обращения 15.10.13).

Головцова Ирина Геннадьевна, канд. экон. наук, доц., golovtsova@mail.ru, Россия, Санкт-Петербург, Государственный университет аэрокосмического приборостроения.

ON THE GOAL-SETTING IN QUALITY MANAGEMENT EDUCATION

I.G. Golovtsova

Сonsider innovative approaches to the process of goal-setting in the strategic management of the quality of higher education. Grounded approach to formation of an open goal was the most appropriate mod-to-date requirements to the quality of educational services.

Key words: quality of higher education, strategic quality management.

Golovtsova Irina Gennadyevna, Candidate of Economics, Associate Professor, golov-tsova@mail.ru.Russia, St. Petersburg, St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation

УДК 332.14

ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ГАРМОНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И КОММЕРЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ С УЧЕТОМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ

Е.В. Бельская

Рассматривается возможность построения системы гармонизации производственной и коммерческой политик предприятия с использованием функциональноструктурного моделирования. Определены элементы системы, их взаимосвязь, влияние внешних и внутренних факторов. Установлены необходимые взаимосвязи между отдельными этапами и участниками процесса гармонизации производственной и коммерческой политик предприятия.

Ключевые слова: предприятие, производственная политика, коммерческая политика, гармонизация, экономическая безопасность

Современные условия хозяйствования определяют иной подход не только к формированию, но согласованию производственной и коммерческой политик предприятия, причем отдавая приоритет последней, так как в условиях рыночной экономики основным регулятором производственной деятельности становится рыночный спрос, а следовательно, усиливается важность коммерческой политики, реализуемой предприятием.

Производственная и коммерческая деятельности предприятия, как правило, являются обособленными, со своими целями, задачами и методами реализации, и это приводит к возникновению противоречий, препятствующих достижению основной цели в деятельности предприятия - получению запланированного объема прибыли. В определенной мере этому способствует использование такой известной управленческой технологии, как выделение центров затрат и центров прибыли. Причем центры затрат -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.