УДК 37.04
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ВИД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Саханский Н.Б., д.пед.н., профессор, Институт управления образованием РАО, E-mail: [email protected], Москва, Россия,
Аннотация: В статье обосновывается консультирование как область педагогического знания и образовательной деятельности, определяется ее содержание. Дается анализ объектов, субъектов педагогического консультирования. Сделана попытка определить основные профессиональные компетенции и личностные качества консультанта. Определены особенности педагогического консультирования.
Ключевые слова: педагогическое консультирование, содержание, субъекты, объекты педагогического консультирования, консультант, клиент консультирования, основные компетенции и качества консультанта, особенности педагогического консультирования.
CONSULTATION AS A KIND OF EDUCATIONAL ACTIVITY.
Sakhanskiy N.B. Doctor of Arts, Prof., Institute of Management in Education of RAE, E-mail: [email protected], Moskow, Russia
Summary: Consultation locates in article as area of pedagogical knowledge and educational activity, its contents is defined. The analysis of objects, subjects of a pedagogical konsultirokvaniye is given. Attempt to define the main professional competences and personal qualities of the consultant is made. Features of pedagogical consultation are defined.
Keywords: pedagogical consultation, contents, subjects, objects of pedagogical consultation, consultant, client of consultation, main competences and qualities of the consultant, feature of pedagogical consultation
Проблема образовательной деятельности имеет интересную в научном плане историю. На всех этапах развития человеческого общества она ставилась и решалась, исходя из конкретных современных задач и условий, в которых протекал педагогический процесс в образовательном учреждении.
Как известно, система образования переживает сложный этап реформирования, ей приходится сталкиваться с рядом серьезных вызовов. В образовательных учреждениях продолжается процесс гуманизации и демократизации российской школы, предполагающий ее обращенность к ученику, широкую свободу выбора для учащихся и учителей, вариативность и профильность, обновляются учебные планы и программы, обозначилась тенденция определенной стандартизации, направленной на сохранение единого образовательного пространства в стране и обеспечение высокого качества образования.
Вводятся государственные образовательные стандарты, идёт поиск новых подходов и технологий осуществления учебно-воспитательного процесса, широко распространяются тестовые методы оценки подготовки выпускников образовательных учреждений, включая проведение единого государственного экзамена, составляются рейтинги образовательных учреждений различных типов и видов, идет поиск и разработка независимой системы оценки качества обучения и воспитания учащихся, в управлении образовательными учреждениями активное участие принимают общественные организации.
Сокращается государственная система образования, что приводит в движение процессы рыночной либерализации, получающие неоднозначную оценку как в педагогических коллективах, так и в обществе. Хозяйственно-экономическая самостоятельность, полученная образовательными учреждениями, поставила перед их руководителями много новых проблем, с которыми учреждения социальной сферы ранее не сталкивались. Усложнился процесс планирования и управления в сфере образования.
Следствием такого развития системы образования является усложнение характера профессиональной деятельности педагога, связанное с усилением требований государства, общества и населения как к основному продукту этой деятельности — качеству обучения и воспитания учащихся, так и к личности педагога, его педагогической подготовке и профессиональным компетенциям.
Возрастающие требования к учителю сопровождаются резким снижением социального статуса педагогических профессий, напряженностью в педагогических коллективах, связанной с закрытием или реорганизацией педагогических вузов, слиянием образовательных учреждений, низкой оплатой труда педагогов и отсутствием у них социальных гарантий. Разработка и внедрение ряда национальных, федеральных целевых проектов и программ развития образования в стране (в частности, «Образование», «Наша новая школа», в рамках стратегии «Российское образование -2020», и др.) не получила должного обсуждения и оценки полученных результатов в педагогическом сообществе, общественностью. Отсутствовал анализ определения причин не достижения ряда намеченных целей, выявления неиспользованных резервов в выполнении поставленных задач в предыдущих программах.
Все эти явления становятся еще более болезненными на фоне обостряющихся проблем ребенка в нестабильно развивающемся социуме: ценностный вакуум, отсутствие четких целевых ориентиров, духовно-нравственные деформации, распространение различного рода вредных привычек и зависимостей, социальное расслоение,
конфликты в детской и юношеской среде, ослабление института семьи, несущего ответственность за первичную социализацию и воспитание учащихся.
Масштабы, глубина и интенсивность инновационных процессов в образовании, принципиальная новизна многих проектов (ФГОС, новые экономические механизмы, изменения правового статуса бюджетных учреждений и др.) привели к широкому обсуждению инноваций в социальных сетях, профессиональной среде, к стихийному появлению сетевых консультантов среди учителей-предметников, руководителей ОУ, обнаружив востребованность позиции консультанта по вопросам развития образования.
В то же время, муниципальные и региональные органы управления образованием, решая задачи по согласованию и взаимоувязке инновационных проектов, формированию нормативной базы для их реализации, привлечению необходимых финансовых, материальных и кадровых ресурсов также нуждаются в квалифицированном экспертном сопровождении и консультационной поддержке, чтобы максимально полно соответствовать федеральной политике в области развития образования с учетом специфики своего региона.
Наряду с традиционными профессиональными затруднениями, которые всегда испытывал педагог в процессе педагогической деятельности, взаимодействия с учащимися, обществом, средой, новые явления и сформировали особое проблемное поле в образовании, что потребовало вмешательства и поддержки извне и обусловило развитие специфической области научно-практической деятельности в образовании, которую можно определить как педагогическое консультирование.
Изучение практики деятельности образовательных учреждений и преподавательских коллективов, позволяет сделать вывод о том, что управленческой и педагогической корпорации этих учреждений сейчас крайне сложно разобраться в колоссальном объеме постоянно обновляющейся информации, связанной с экономической, юридической, управленческой, психолого-педагогической, социальной и другими сторонами их деятельности. Необходимо, чтобы кто-то обобщал все эти сведения, новинки информации и на основании реальных достижений науки и практики давал актуальные рекомендации и консультации.
Эта ответственность и труд должны ложиться на плечи ведущих специалистов -консультантов, которые доносят результаты до потребителей этой информации на лекциях, пленарных заседаниях, в ходе круглых столов и т.д.
Консультант - это человек, дающий советы специалистам, оказывающий дополнительную помощь. Обращаясь за помощью к консультанту, этот «кто-то»
становится клиентом, или в более широком понимании - клиентской системой или базой.
Клиентской системой могут быть: отдельный человек; группа, объединенная сложными межличностными связями; отдел, центр, команда и прочие структурные единицы предприятия или учреждения; организационная система в целом, например агентство, образовательное учреждение, курсы повышения квалификации, орган управления образованием, ассоциация; межорганизационная система, например, некоторое сообщество людей, регион, международная система.
От величины и сложности клиентской системы зависит определение целей и задач консультирования, реализация функций, содержание, вид и особенности консультирования, необходимая компетентность консультанта.
В последние десятилетия консультирование получило широкое распространение в различных областях — в психологии, социальной работе, управлении, экономике, юриспруденции, педагогике. Современный британский профессор психологии и социальной работы М. Герберт описывает эту ситуацию следующим образом: «...консультанты повсюду... вы можете встретить их в школах, на промышленных предприятиях, в больницах, социальных службах... существуют консультанты по вопросам брака, развода, карьеры, острой утраты, абортов... консультирование родителей, студентов, пенсионеров и т.д.» [11, 48].
Консультирование представляет собой особым образом организованное взаимодействие между консультантом и клиентом, направленное на разрешение проблем и внесение позитивных изменений в деятельность отдельного специалиста или организации в целом.
Британская ассоциация консультирования определяет консультирование как процесс, при котором человек, берущий на себя регулярно или временно роль консультанта, открыто и определенно предлагает и соглашается посвятить свое время, внимание и уважение другому человеку или людям, которые временно будут в роли его клиентов. Задача консультанта, в соответствии уставом этой организации, заключается в том, чтобы дать клиенту возможность исследовать, обнаружить и прояснить источники и пути улучшения самочувствия и плодотворного разрешения проблем.
X. Бурке и Б. Стеффлре считают, что «консультирование — это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как "личность — личность", хотя иногда в нем участвуют более двух человек. Цель консультирования — помочь клиентам понять происходящее в их
жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем...» [10, 11].
Основываясь на анализе многочисленных зарубежных и отечественных публикаций по вопросам оказания социальной и психологической помощи, выделяют, в частности, следующие главные ее направления.
Проблемы психического развития ребенка. Специальные проблемы: психологическая помощь ребенку в преодолении комплексов, удовлетворении эмоциональных запросов, обретении личностной идентичности, в самоопределении, избегании эмоциональных травм, осознании неизбежности смерти, переживании потери родителей и близких родственников; содействие выработке устойчивых ценностных и моральных норм; поддержка в кризисный период развития и т.д.
Личностные проблемы ребенка-подростка. Преодоление кризиса психологического отдаления от родителей, идентификация с другими значимыми лицами, преодоление чувства неполноценности, осознание своих ограниченных возможностей в семье, сексуальные проблемы, борьба за личный и социальный статус и т.д.
Проблемы брака и семьи. Супружеские и родительские конфликты, семейные кризисы, помощь разведенным семьям, семьям в повторном браке, матерям-одиночкам, опекунским и попечительским семьям, приемным семьям и семьям усыновителей.
Школьное консультирование. Проблемы взаимоотношений учителей и детей, воспитателей и детей, учащихся между собой, взаимоотношений с родителями, школьной успешности, развития способностей, отклонений в поведении, поддержка ребенка в неблагополучной семье, помощь детям группы риска, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Профессиональное консультирование. Помощь в формировании профессиональных и образовательных планов, оценка психофизических предрасположенностей и способностей к будущей работе [6, 47].
Обобщая понимание консультирования в различных сферах человеческой деятельности, М.А. Гулина определяет данный феномен как «ориентированный на научение процесс, имеющий место между двумя людьми, когда профессионально компетентный в области релевантных... знаний и навыков консультант стремится способствовать клиенту с помощью соответствующих его (клиента) актуальным нуждам методов и внутри контекста его (клиента) общей личностной программы узнать больше о себе самом, научиться связывать эти знания с более ясно воспринима-
емыми и более реалистически определяемыми целями так, чтобы клиент мог стать более счастливым и более продуктивным членом своего общества» [2, 37].
Если проблемы психологического консультирования, психотерапевтической помощи, консалтинга в менеджменте, праве, консультационной деятельности в социальной работе стали предметом многочисленных исследований на специальном научном и междисциплинарном уровне, то педагогическое консультирование остается малоразработанной областью научного знания.
И возникают вопросы: является ли педагогическое консультирование частью педагогики, или существует некая междисциплинарная область знания, которую условно можно назвать теорией и практикой консультирования и которая включает педагогическое консультирование наряду с психологическим или, например, управленческим? Следует ли рассматривать управленческое консультирование в образовательных учреждениях как часть педагогического консультирования, образовательного консалтинга или его изучение выходит за рамки педагогических исследований? Отвечая на эти вопросы, мы исходим из следующего понимания педагогического консультирования.
Педагогическое консультирование может рассматриваться как область педагогического знания, граница которой очерчивается следующими объектами исследования:
во-первых, сопровождение учащегося в образовательном процессе и оказание ему консультационной помощи в разрешении проблем, связанных с учебно-познавательной деятельностью и личностным развитием в целом;
во-вторых, оказание консультационных услуг различным субъектам социума, участвующим в образовательной деятельности (родители учащихся, различные группы населения, потребители образовательных услуг);
в-третьих, научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогического персонала, в том числе консультирование по проблемам организационного, экономического, юридического развития школы.
Признавая важность всех трех аспектов педагогического консультирования, в данной статье мы делаем определенный акцент на последнем аспекте, поскольку он является не только исходным в комплексе обозначенных проблем, но и наименее разработанным в педагогической науке. При этом следует заметить, что используемый нами термин «педагогический персонал» включает как непосредственно педагогических работников (учителей, воспитателей, социальных педагогов), так и руководителей образовательных учреждений, органов управления образованием
федерального и регионального уровней, работников образовательных учреждений (юристов, экономистов, специалистов кадровых служб). Следовательно, экономическое, управленческое, финансовое, юридическое, кадровое консультирование в образовательной сфере будет рассматриваться как составная часть педагогического консультирования. В то же время консультационные услуги, адресованные управленцам, имеют определенную специфику.
В процессе сопровождения профессиональной деятельности педагога могут оказываться консультационные услуги как управленческого, так и
общепедагогического характера. Если в первом случае цели консультирования охватывают все основные стороны деятельности образовательного учреждения, то во втором случае цели консультирования носят менее интегрированный характер и связаны только с совершенствованием образовательного процесса, оказание консультантом услуги по передаче клиентам знаний и опыта посредством процедуры их обучения, направленной на преодоление фактических и предполагаемых трудностей в деятельности клиентов и оптимизацию этой деятельности.
Проанализировав объекты и границы педагогического консультирования, определим возможных субъектов данной деятельности. Выбор субъекта консультирования, иными словами — консультанта, определяется несколькими факторами:
спецификой объекта консультирования (учащийся, семья, преподаватель или менеджер образования и т.д.);
уровнем профессиональной подготовки и компетенцией привлекаемого специалиста, имеющимся у него опытом консультационной деятельности;
характером анализируемой проблемной ситуации, вызвавшей необходимость консультационной помощи;
личностными особенностями консультанта (коммуникабельность, способность к эмпатии и оценочно-аналитической деятельности, готовность к сотрудничеству).
В качестве субъектов консультирования могут выступать:
для учащегося и его родителей — педагоги и воспитатели, администрация образовательного учреждения, педагоги-психологи и специалисты консультационных служб;
для педагогического персонала — преподаватели и сотрудники образовательных учреждений высшего профессионального образования, являющиеся научными руководителями и экспертами - консультантами, работники институтов повышения
квалификации и методических отделов и служб, специалисты консалтинговых центров;
для управленческого персонала — представители органов управления образованием, сотрудники консалтинговых служб и агентств, профессора и доценты кафедр управления, коучи.
Педагогическое консультирование имеет двойственную природу: с одной стороны, консультирование является одной из функций педагогической деятельности в целом (субъектом являются педагоги, воспитатели, администрация образовательного учреждения, а также, в известной степени, специалисты органов надзора и контроля в сфере образования), а с другой — специфическим видом профессиональной деятельности отдельных специалистов (субъектами являются педагоги-консультанты, методисты, модераторы).
Кем бы ни был по своему должностному статусу специалист, осуществляющий консультирование в сфере образования, он должен обладать высоким уровнем психолого-педагогической культуры, глубокими профессиональными знаниями в области педагогики, психологии, частных методик, менеджмента, иметь широкую этическую подготовку, включающую как теоретические, так и практические аспекты. Л.Брамер, Э. Шосторм подчеркивают, что консультант, не усвоивший теоретические основы своей профессии, не знакомый с исследованиями, выполненными в данной области, не может ничего сделать для клиента, кроме применения частной техники [ 9,
14].
В.И.Алешникова формулирует критерии, которым должен отвечать профессиональный консультант. [1, 25].
Требования к личности: Творческое мышление. Развитые навыки делового общения. Психологическая зрелость. Хорошее физическое и духовное здоровье. Стабильность в поведении, уверенность в себе. Способность к самосовершенствованию, самодисциплина, самоорганизованность. Самокритичность. Профессиональная этика. Проблемы теории и практики управления.
Требования к профессиональной компетенции
должен знать: Методы управления. Процедуры ведения отчетности. Системы обработки информации. Основы вычислительной техники. Организационные основы консультирования. Методические основы консультирования.Факторы, влияющие на результативность консультирования. Определять и решать проблемы. Принимать нестандартные управленческие решения.
должен уметь: Обучать, передавать знания. Побуждать работников к творческой деятельности. Формировать и развивать эффективные рабочие группы.Применять ранее накопленный опыт консультирования в различных областях при решении различных проблем. Непрерывно пополнять и обновлять знания. Участвовать в разработке и реализации стратегии консультационной организации.
Таким образом, определяя педагогическое консультирование как особый вид деятельности консультанта, можно выделить несколько ключевых характеристик:
использование консультантом специальных знаний, умений, навыков, компетенций;
осуществление консультантом сотрудничества, взаимодействия с клиентом; оказание консультантом помощи, советов клиенту;
решение консультантом проблем, возникших у клиента, принятие мер, направленных на изменение ситуации к лучшему;
опосредованное влияние консультанта, отсутствие возможности осуществлять изменения самостоятельно.
Таким образом, консультант- это специалист, обладающий знаниями в конкретной области, который приглашен клиентом для выполнения работы, требующей специальных знаний и практических навыков.
Для реализации указанных функций консультант должен иметь определенные личностные качества и профессиональные знания и навыки. Комитет по надзору и подготовке консультантов США еще в 1964 г. формально закрепил следующие шесть качеств личности, необходимых консультанту: доверие к людям; уважение ценностей другой личности; проницательность;
отсутствие предубеждений; самопонимание; эмпатия, до сих пор являющихся основой для разработки перечня необходимых требований к консультанту.
Коуп предлагает следующий набор компетенций, отражающих
готовность консультанта к профессиональной деятельности по проблемам развития организаций: знание организационных и финансовых | особенностей отрасли/сектора; владение методиками диагностики и проведения изменений; знание инструментов принятия решений; владение навыками ведения переговоров; знаний этических критериев и стратегий влияния/политики; владение навыками составлении отчетов, проведения презентаций и т. д.; использование правильного языка (социального, политического, организационного); владение навыками фасилитации -
облегчение жизни людям. При этом необходимыми качествами для консультанта он считает «харизму, способную провести вас сквозь закрытые двери», ответственность, честность, уверенность в себе и социальную ответственность [9].
Г. Липпит и Р. Липпит подробно расписывают способности консультанта по категориям «знания», «навыки» и «позиции» [5].
К категории «знания» они относят:
■ всесторонняя подготовка в области поведенческих наук, административной философии, политики и практики больших и малых организационных систем, понимание ведущих философских систем как основы мышления и фундамента систем ценностей;
■ знание разнообразных методик обучения и тренинга;
■ знание и понимание человеческой личности, формирования установок, изменений;
■ понимание тенденций развития групп, организаций и сообществ, а также функционирования и изменения социальных систем на разных стадиях;
■ знание собственных мотиваций, сильных и слабых сторон, наклонностей.
Необходимые консультанту навыки:
■ умение слушать, наблюдать, идентифицировать; проводить опросы, интервьюирование и использовать другие методы сбора данных;
■ способность строить отношения, основанные на доверии, и работать с разными людьми независимо от их прошлого и характера; восприимчивость к чужим чувствам;
■ навыки использования методов решения проблем и помощи в этом другим;
■ способность работать с группами и командами над планированием и осуществлением изменений;
■ навыки обучения и убеждения, предполагающие способность эффективно передавать новые идеи и разрабатывать учебные мероприятия, способствующие росту и изменению;
■ способность использовать разнообразные методы вмешательства и способность определять, какой метод наиболее уместен в данный момент времени;
■ способность диагностировать проблемы вместе с клиентом, находить источники помощи, власти и влияния, понимать ценности и культуру клиента, определять готовность к изменениям;
■ способность быть гибким в отношении работы во всех типах ситуаций.
К числу важных качеств консультанта относятся следующие:
■ компетентность, чувство ответственности за помощь клиентам в решении их проблем;
■ зрелость: уверенность в себе, готовность защищать свои взгляды, идти на необходимый риск, способность справляться с отказами, враждебным отношением и подозрениями,
■ непредвзятость, честность, интеллигентность;
■ обладание гуманистической системой ценностей.
Для формирования указанных компетенций консультанта важным фактором является его специальное обучение.
Итак, в качестве субъекта консультирования выступает консультант, являющийся квалифицированным специалистом в данной области, а в качестве объекта консультирования — клиент, являющийся потребителем консультационной услуги.
Поскольку процесс консультирования предполагает активное взаимодействие консультанта и клиента, границы между субъектом и объектом этого процесса являются весьма подвижными. Консультант побуждает консультируемого к поиску самостоятельного решения своей проблемы, актуализирует внутренний потенциал его личности. Тем самым клиент из пассивного объекта консультационного воздействия превращается в активного носителя действия, иными словами — в субъекта консультирования.
Исходя из этой логики, можно выделить ряд принципов взаимодействия консультанта и клиента. На некоторые из них указывает Э. Бенц, который отмечает, что «в идеале консультирование связано с рядом условий.
Во-первых, консультирование носит принципиально добровольный характер, который распространяется как на консультанта, так и на консультируемого.
Во-вторых, оба субъекта взаимодействия являются независимыми. Поэтому ситуация консультирования должна быть свободна от давления извне... Клиент сам определяет предмет консультирования, исходя из собственных потребностей, и
обладает свободой выбора альтернативных решений» [8, 21]. Как отмечает автор, этим консультирование отличается от манипуляции, управления, обучения.
С этими положениями перекликаются характеристики процесса консультирования, сформулированные Р. Кочюнасом.
Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению.
Консультирование помогает обучаться новому поведению.
Консультирование способствует развитию личности.
В консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента.
Сердцевиной консультирования является «консультативное взаимодействие» между клиентом и консультантом [4, 8 ].
В этом же ключе К. Роджерс выделил три основных принципа консультирования:
■ каждая личность обладает безусловной Ценностью и заслуживает уважения как таковая;
■ каждая личность в состоянии быть ответственной за себя;
■ каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения.
Остановимся на принципах консультационного взаимодействия более подробно.
Принцип добровольности предполагает, что клиент сам решает, нужно ли ему обращаться к консультанту, выбирает специалиста, форму и продолжительность консультирования, а также определяет, в какой мере полученные им рекомендации могут быть использованы в реальных ситуациях профессиональной деятельности.
Принцип равноправия сторон предполагает равную ответственность клиента и консультанта за успех консультационного процесса. цесса. Последний не должен брать на себя всю ответственность за результаты консультирования, так как основная задача, которую решает консультант, «состоит в том, чтобы помочь клиенту в выявлении своих внутренних резервов и в устранении факторов, мешающих их использованию». В связи с этим клиенту отводится равноценная роль в консультировании наряду с консультантом. Как указывает
В.И.Алешникова, «сведение участия хотя бы одной из сторон к нулю означает прекращение процесса консультирования» [1.114]. Консультант призван создать условия, стимулирующие клиента к принятию самостоятельных решений, в то время как клиент должен быть способен эффективно взаимодействовать с консультантом в процессе и после осуществления консультационного проекта.
Консультирование призвано актуализировать творческий потенциал личности клиента, побудить его к самоанализу, к принятию ответственности за решение профессиональной проблемы с помощью советов и подсказок.
Путь консультирования — не трансляция готовых образцов профессионального поведения, а выработка новых моделей, ориентированных на профессионально-личностные возможности клиента. Поэтому «эффективное консультирование - это процесс, который выполняется вместе с клиентом, но не вместо клиента» [4, 21].
Принцип вариативности предполагает, что консультирование носит ситуационно меняющийся характер, существенно ограничивающий возможность выделения универсальных способов решения проблем клиента, пригодных для всех ситуаций. Педагогические ситуации являются чрезвычайно разнообразными и динамичными. Действительность образования представляет собой живую ткань, которая не вписывается в жесткие рамки и не позволяет предлагать клиенту стандартные рецепты профессионального поведения. Практику консультирования нельзя свести к разработке готовых рецептов, она побуждает специалистов к самостоятельному анализу и постоянной рефлексивной деятельности, ибо не может быть одинаковых клиентов, одинаковых проблем и ситуаций консультирования, а значит, и одинаковых консультационных услуг.
Консультационная услуга имеет не только инструментальные, но и процессуальные характеристики. Последнее обусловлено меняющейся ситуацией взаимодействия консультанта и клиента, которая во многом обусловлена профессионально-личностными особенностями субъектов процесса консультирования, их опытом, отношением к решаемой проблеме, статусом в профессиональной среде.
В соответствии с принципом целостности консультационная услуга является лишь отдельным звеном в системе непрерывного сопровождения профессиональной деятельности педагогов. Сама по себе она не может решить всех его профессиональных проблем или снять имеющиеся у специалиста
затруднения. Лишь логическая взаимосвязь и последовательное оказание серии консультационных услуг могут обеспечить эффект. Как отмечает Р. Кочюнас, «не следует ожидать непосредственного эффекта от каждой отдельно взятой консультативной встречи — решение проблем, а также успех консультирования не похожи на равномерно поднимающуюся вверх прямую; это процесс, в котором заметные улучшения сменяются ухудшениями, потому что само изменение требует многих усилий и риска, которые не всегда и не сразу завершаются успехом» [4, 21].
Принцип профессиональной этики рассматривает в качестве условия эффективного консультирования соблюдение этических норм, исключающих манипулирование клиентом, саморекламу консультанта, навязывание консультируемому субъективных профессиональных позиций и оценок.
Принцип независимости консультанта исходит из того, что в процессе консультирования педагог-консультант должен абстрагироваться от других социальных ролей, которые он выполняет (классного руководителя, воспитателя, администратора и т.д.). Например, анализируя конфликтную ситуацию между учителем и учеником, консультант, являющийся директором школы, рекомендует учителю на определенное время ограничить общение с ребенком, используя педагогический прием «мнимое безразличие».
Такая рекомендация находится в определенном противоречии с ролевой позицией директора, который как администратор заинтересован в постоянном общении (как формальном, так и неформальном) педагогов и учащихся.
Рассматриваемый принцип исключает возможность консультирования по поручению, ибо такой процесс игнорирует субъектную позицию участников консультационного взаимодействия, а по своему характеру напоминает коалиционное манипулирование, о котором речь пойдет ниже.
Принцип конфиденциальности провозглашает недопустимость разглашения доверительной информации, полученной консультантом в процессе взаимодействия с клиентом.
Принцип кооперации предполагает, что консультант при контакте со сложной и многоаспектной проблемой консультируемого должен адекватно оценивать границы собственной компетентности и в случае необходимости использовать возможности более опытного консультанта-супервизора или консультационного консилиума, в котором могут быть представлены специа-листы различных профилей (педагоги, врачи, юристы, психологи и т.д.).
Консультирование представляет собой взаимосвязанную деятельность консультанта и клиента, направленную на диагностику и решение проблемной ситуации, с которой столкнулся объект консультирования. Консультирование является целенаправленным процессом, оно рассчитано на относительно продолжительное время и имеет ряд последовательных этапов.
Процесс консультирования включает ряд консультаций — действий профессионального консультанта, направленных на решение конкретных проблем клиента и имеющих определенную смысловую и временную завершенность.
Консультации могут быть как разовыми, эпизодическими, так и выстроенными в определенную систему. Система консультаций по своей логике отражает основные этапы процесса консультирования.
Консультация, имеющая нормативную правовую основу (устное или письменное соглашение — контракт клиента с консультантом), представляет собой консультационную услугу.
В отличие от производственно-экономической сферы, где консалтинговые услуги оказываются, как правило, на платной основе, в системе образования консультирование может осуществляться бесплатно, поскольку оно входит в функционал специалистов ряда учреждений, например институтов повышения квалификации, методических служб и т.д.
Для систематизации образовательных услуг, оказываемых в образовании, согласимся с классификацией, данной в учебном пособии под редакцией В.А. Сластенина и И.А.Колесниковой, их видов по такому основанию, как объект педагогического консультирования [7].
Однако наряду с этой классификацией, представляется возможной типология консультационных услуг в сфере образования по характеру деятельности консультанта.
По этому критерию консультационные услуги подразделяются на:
диагностические, когда в процессе консультации выявляются причина и характер проблемной ситуации, с которой столкнулись педагог, ребенок или его родители, и на основе проведенной диагностики даются рекомендации по разрешению проблемной ситуации;
экспертные, когда задачей консультанта является проведение частичной или полной экспертизы деятельности образовательного учреждения или ее отдельных направлений с предоставлением результатов администрации школы или отдельным
педагогам для последующего анализа и использования в целях улучшения образовательного процесса;
инструктивно-методические, когда клиенту дается подробный инструктаж по решению профессиональной проблемы, который содержит конкретные методические рекомендации, позволяющие определить алгоритм действий работника по решению педагогической или управленческой задачи;
информационные, когда клиенту предоставляется необходимая информация, способствующая улучшению его профессиональной, учебной и иной деятельности (информация, предоставляемая консультантом, иногда сопровождается комментариями, помогающими клиенту рационально воспользоваться ею);
корректирующие, направленные на коррекцию поведения ребенка, исправление ошибок семейного воспитания, изменение в системе взаимоотношений «педагог—ребенок», «ученик—ученик», «родитель—ребенок», «родитель —учитель», а также на лечение профессиональных «болезней», исправление ошибок профессиональной деятельности, реконструкцию профессионального опыта;
формирующие, связанные с созданием позитивных установок и образцов поведения ребенка в социуме, формированием продуктивных взаимоотношений в семье, а также помогающие проектировать новые образцы профессионального поведения, осваивать инновационные стратегии развития образовательного процесса, организационно-педагогическую деятельность по развитию школы в целом;
социально-педагогические, направленные на формирование благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе, профилактику конфликтов и стрессов, эффективное межличностное и групповое взаимодействие в различных средах;
внедренческие, связанные с получением и использованием результатов интеллектуальной деятельности в сфере высшего образования (научно-исследовательских достижений, разработок, открытий, полученных в результате проведения научных исследований, опытно-экспериментальных работ) в практическую деятельность в процессе оказания консалтинговых услуг.
Наиболее перспективным направлением реализации интеллектуальной собственности вуза является организация деятельности в рамках Федерального закона Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в
целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».
В соответствии с Федеральным законом РФ от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ объектами применения данных дополнений становятся бюджетные, академические научные учреждения, а также высшие учебные заведения, являющиеся бюджетными образовательными учреждениями.
Эти категории организаций получают право самостоятельно создавать организации, избегать бюрократических трудностей, деятельность которых заключается в практическом применении и реализации достижений науки.
К традиционным функциям вузов, заключающимся в подготовке специалистов и осуществлении научной деятельности, добавляются новые. Вузы становятся активными участниками процесса реализации интеллектуальной собственности в процессе предоставления консалтинговых услуг. Данный процесс приближает производителей научных знаний к потенциальным потребителям, что стимулирует инновационную активность и в итоге способствует модернизации и образовании и экономики страны.
Вузы имеют достаточно высокий потенциал генерации новых знаний, являющихся результатом их интеллектуальной деятельности. Однако, значительная часть банков данных перспективных научных разработок, инновационных проектов производства, высокоэффективные программные продукты, результаты научных исследований, реализованные в виде кандидатских и докторских диссертаций, опытно-конструкторские разработки и прототипы промышленных образцов, так и остается невостребованной.
Продвижение результатов интеллектуальной деятельности включает поиск форм и методов применения интеллектуальной продукции, полученной в результате проведения исследований и разработок, поиск потенциальных потребителей интеллектуальной продукции, заключение договоров на выполнение промышленных образцов, а также оказание дополнительных консалтинговых услуг.
Доведение интеллектуальной продукции до коммерческого использования является наиболее перспективной формой реализации научно-технических достижений вуза. Передача результатов интеллектуальной деятельности, полученных на стадии научных исследований, не всегда является достаточным основанием для того, чтобы эти результаты стали коммерчески прибыльными.
Повышение эффективности предоставления консалтинговых услуг высшими учебными заведениями должно быть связано с оптимизацией консалтинговых подразделений вуза и развитием новых направлений консалтинговой деятельности.
Предоставление специализированных консалтинговых услуг, являющихся продуктом интеллектуальной деятельности вузов и связанных с внедрением инноваций в образовательной, маркетинговой и технологической деятельности организаций, учреждений, а также услуг по адаптации и сопровождению данных инноваций на конкретном образовательном объекте, требует выделения отдельных, структурно обособленных подразделений, выполняющих весь комплекс работ по данному направлению. Развитие новых направлений консалтинговой деятельности вуза необходимо проводить посредством внедрения формального и неформального взаимодействия с потребителями в каждом сегменте.
Оказание консультационных услуг может быть связано и с функционированием, и с развитием образовательного учреждения как организации.
В первом случае консультирование носит ситуативный характер, т. е. представляет собой оперативное реагирование консультанта на проблемы, возникающие в текущей деятельности организации и ее персонала.
Во втором случае речь идет о стратегическом консультировании, имеющем прогностический и опережающий характер. Такое консультирование может использоваться как в узком, так и в широком смысле этого слова. В узком смысле оно означает последовательное и систематическое проведение консультаций, оказание консультационных услуг. В широком смысле консультирование включает также модерирование групповой работы, проведение индивидуальной и групповой супервизии, осуществление наставничества, коучинг.
Модерирование (модерация) — технология педагогического консультирования, направленная на организацию структурированной коммуникации в группе с целью обсуждения и принятия оптимального решения проблемы. В основе модерирования лежит использование специальных технологий, помогающих организовать процесс свободной коммуникации, обмена мнениями, суждениями и подводящих клиента к принятию самостоятельного решения за счет реализации внутренних возможностей.
Модерирование нацелено на раскрытие внутреннего потенциала клиента. Оно не привносит нового, а лишь помогает потенциальное сделать актуальным. При этом индивидуально значимое становится коллективно значимым. Функция модератора — помочь обучаемому специалисту «раскрепоститься», выявить скрытые возможности и нереализованные умения.
Субъектом модерирования является модератор, который выступает в качестве организатора групповой коммуникации и обладает знаниями техник, методов и приемов групповой работы. Модератор необязательно должен быть
высококвалифицированным специалистом в конкретной области профессиональной деятельности, он — авторитет процесса, а не содержания. Исходя из этого, модератор должен обладать высоким уровнем социальной компетенции, чтобы легко устанавливать социальные контакты, учитывать распределение социальных ролей в группе, понимать процесс межличностного взаимодействия, ориентироваться в нем и управлять им.
Другой формой педагогического консультирования является супервизия.
Супервизия — это, во-первых, профессиональное консультирование и сопровождение специалиста более опытным специалистом, исключающее формальный контроль и оценку; во-вторых, способ формирования продуктивных отношений для субъектов профессионального и межличностного взаимодействия, а также создания для них психологически комфортных условий.
Субъектом супервизии является супервизор — специалист, обладающий дополнительными квалификациями, которые позволяют ему проводить индивидуальное и групповое консультирование клиентов, обеспечивающее их творческую самореализацию, а также осуществлять консультирование других специалистов с учетом специфики их деятельности.
Следует отметить, что наряду с инновационными технологиями развития персонала не потеряли свою актуальность традиционные формы консультирования. Одной из них является наставничество.
Наставничество является формой консультационной помощи молодому специалисту более опытным работником непосредственно на рабочем месте.
Важной особенностью наставнических отношений, которая в первую очередь и отличает их от других форм сопровождения, является то, что они носят, как правило, более неформальный и личностный характер, позволяющий передавать не только самые тонкие нюансы профессионального мастерства, но и решать сложные задачи индивидуально-психологической адаптации начинающего педагога к требованиям профессиональной среды.
В условиях динамичных изменений мира труда роль наставничества все более возрастает, делая его не просто неким пережитком прошлого, а современной формой эффективного обучения и всесторонней поддержки специалиста без отрыва от работы. Значительный потенциал наставничества определяется рядом характерных признаков, к числу которых относят следующие.
Ему свойственна гибкость. Наставничество не связано какими-либо жесткими формами и методами. Оно реализуется в различных ситуациях и самыми различными
путями. Чтобы оно состоялось, необходимо наличие хотя бы двух человек, один из которых готов оказывать поддержку и осуществлять обучение, а другой — принимать помощь и учиться.
Деятельность наставника может быть включена в контекст обычной профессиональной деятельности либо осуществляться вне ее. Наставнические отношения необязательно должны быть замкнутыми на работе.
Оно предполагает индивидуальную поддержку. Отношения, складывающиеся в наставничестве, всегда имеют в виду индивидуальные потребности и интересы обучаемого.
Оно охватывает не только познавательные, но и ценностно-эмоциональные процессы. Наставничество затрагивает различные компоненты и стороны личности. Значительное внимание при этом уделяется ценностям и мотивам того, кому оказывается поддержка.
Для него характерна обратная связь. Анализ и учет информации, идущей от обучаемого, создают необходимые предпосылки для продуктивного взаимодействия в рамках отношений «наставник—обучаемый» и могут дополняться другими формами и методами сопровождения персонала. Наставничество не исключает, а, напротив, предполагает использование иных видов поддержки, которые расширяют его возможности. Такое соединение обеспечивает эффект кооперации различных способов сопровождения.
В современных условиях получил свое развитие и такой вид консультирования как коучинг.
Коучинг - это специфический вид консультирования и взаимодействия с клиентом, который базируется на определенной технологии, разработанной спортивными тренерами в 70-х годах XX века. Коучинг вместил в себя лучшие разработки разных направлений современной психологии и бизнес-консультирования, а также новейшие достижения в области менеджмента, технологий PR и психологических аспектов маркетинга, технологии тренерства в спорте. Коучинг интегрировал в себе к настоящему времени все современные знания и навыки по психологии управления, позволяющий сопровождать клиента коучинга в достижении им его целей и поиске решений конкретных задач. Коучинг - отдельное направление в консультировании, имеющее свои методы работы, свои технологии, которые общепризнанно высоко эффективны для решения большинства задач. является эффективной технологией развития и мотивации персонала в управлении.
Так как коучинг всегда учитывает личные особенности клиентов и больше ориентирован на результат, он более эффективен, нежели классический тренинг или курс обучения. Профессиональный коуч, пользуясь коучинг-методологией, способен активизировать креативный потенциал клиента, развить его лидерские качества и сделать разрешимым любой злободневный вопрос.
Индивидуальный коучинг (коучинг-консультирование) полезен человеку, управленцу стремящемуся достичь больших успехов в своей профессиональной деятельности или в своей карьере, но сталкивающемуся с проблемами, с которыми ему не просто справиться. Для индивидуального коучинга обращаются люди, стремящиеся повысить личные успехи, разрешить сложные отношения в коллективе, обучиться делегированию в управлении и т. д.
В настоящее время методологии коучинга активно применяются в сфере управления и позволяют добиться желаемых результатов. Отличием коучинг-взаимодействия с сотрудником от классического тренинга и индивидуального обучения на рабочем месте является учет индивидуальности сотрудника и нацеленность на конкретную цель. Так, пройдя классический тренинг, сотрудник получит багаж знаний, но возьмет из этого тренинга для практики в лучшем случае только 2-3 инструмента.
Благодаря коучинг-взаимодействию - будет выяснено, какие перспективы увеличения эффективности своей работы, на взгляд самого сотрудника, существуют, какие еще возможности повышения своей эффективности сотрудник может найти. Сотрудник (сотрудники, если это коучинг-тренинг) сам оценит лучшие возможности, совместно с коучем составит план внедрения инноваций и реализации поставленных целей и сам возьмет на себя обязательства их осуществлять. Причем, в процессе коучинг-сопровождения будут оцениваться успехи и неудачи и новые возможности достижения большей эффективности. Именно эти отличия делают коучинг более эффективным, чем любой классический тренинг, и обеспечивают его популярность, как одному из эффективнейших направлений консалтинга.
Таким образом, педагогическое консультирование может рассматриваться как область педагогического знания, имеющая свои цель, задачи, функции, субъект, объект, принципы, предъявляющие требования к консультантам, их профессиональным компетенциям и личностным качествам, виды, формы и особенности.
Педагогическое консультирование представляет собой взаимосвязанную деятельность консультанта и клиента, направленную на диагностику и решение проблемной ситуации, с которой столкнулся объект консультирования.
Консультирование является целенаправленным процессом, оно рассчитано на относительно продолжительное время и имеет ряд последовательных этапов.
Процесс педагогического консультирования включает ряд консультаций — действий профессионального консультанта, направленных на решение конкретных проблем клиента и имеющих определенную смысловую и временную завершенность.
Педагогические консультации могут быть как разовыми, эпизодическими, так и выстроенными в определенную систему. Система консультаций по своей логике отражает основные этапы процесса консультирования.
Консультация, имеющая нормативную правовую основу (устное или письменное соглашение — контракт клиента с консультантом), представляет собой консультационную услугу.
Оказание педагогических консультационных услуг может быть связано и с функционированием, и с развитием образовательного учреждения как организации. В первом случае консультирование носит ситуативный (тактический) характер, т. е. представляет собой оперативное реагирование консультанта на проблемы, возникающие в текущей деятельности организации, ее персонала. Во втором случае речь идет о стратегическом консультировании, имеющем прогностический и опережающий характер. Такое консультирование может использоваться как в узком, так и в широком смысле этого слова. В узком смысле оно означает последовательное и систематическое проведение консультаций, оказание консультационных услуг. В широком смысле консультирование включает также модерирование групповой работы, проведение индивидуальной и групповой супервизии, осуществление наставничества.
Активация всех направлений модернизации российского образования породила востребованность консультационных услуг на всех уровнях. Консультационные услуги в области образования связаны с влиянием актуальных инновационных проектов на консультационный «продукт».
Консалтинговая деятельность, основанная на оказании интеллектуальных услуг в инновационном развитии профессиональной деятельности педагогических и управленческих кадров, является сегодня фактором повышения их эффективности и как следствие конкурентоспособности.
Процессы модернизации порождают живую инновационную практику, которая остается зачастую недостаточно обобщенной и нормативно закрепленной, что напрямую влияет как на отбор содержания консультаций, так и на отбор специалистов, способных выполнять функцию консультантов.
Все это свидетельствует о необходимости повышения качества консультационных услуг, оказываемых в образовании, подготовки профессиональных консультантов.
Список литературы
1. Алешникова В. И. Использование услуг профессиональных консультантов.
— М., 1999.
2. Гулина М.А. Основы индивидуального психологического консультирования.
— СПб., 2000.
3. Коуп, Мик.7 основ консалтинга/Пер. с англ.Е.Виноградова.Е.Колотвина.-Спб.:Питер,2007.-336 с.
4. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования: пер. с лит. - М.,
2000.
5. Липпит Г., Липпит Р. Консалтинговый процесс в действии/Пер. с англ. -Спб.: Питер, 2007. -С.70-78.
6. Олиференко Л.Я. и др. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. — М., 2002.
7. Педагогическое консультирование: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/под ред. В.А. Сластенина, И.А.Колесниковой. -М.: Издательский центр «Академия», 2006.
8. Benz Е., Rueckriem N. (Hrsg.). Der Lehrer als Berater. - Heidelberg,
1978.
9. Bramer L.M., Shostorm E.L. Therapeutic Psychology: Fundamentals of Counseling and Psychotherapy. 4-th Ed. Englewood Cliffs, New York, 1982.
10. Burks H.M., Stefflre B. Theories of Counseling. 3-rd Ed. — New York, 1979.
11. Herbert M. Psychology for Social Workers. — London, 1988.
12. Rogers C. The characteristics of ahelping relationships // Personel and Guidance Journal. - 1958. - Vol. 37.
13. Rogers C. R. The interpersonal relationshi p: the core of guidance. Harvard Educational Review, 1962. 32.