9. Guzhva E.G. Vospitanie nravstvennyh tsennostey u ofitserov voinskoy chasti. Aftoref. dis. kand. ped. nauk [Bringing up the moral values inmilitary officers]. Moscow, 2009, 24 p.
10. Nagaev I.B. Pedagogicheskaya tehnologiya razvitiya voenno-professionaVnoy napravlennosti molodezhi na etape vybora voennoy professii. Aftoref. dis. kand. ped. nauk [Pedagogical technology of the development the military-vocational orientationin youth at the stage of choosing vocation of arms]. Omsk, 2004, 22 p.
11. Trubin Yu.V. Pedagogicheskaya sistema podgotovki molodezhi k voennoy sluzhbe. Aftoref. dis.kand. ped. nauk [System of preparationof youth for the military service], Omsk, 2015, 24 p.
© И. А. Подворный, 2015
Автор статьи - Иван Александрович Подворный, преподаватель, Омский автобронетанковый инженерный институт, e-mail: [email protected]
Рецензенты:
С. А. Маврин, доктор педагогических наук, профессор, Омский государственный педагогический университет. А. Ф. Иоаниди, кандидат педагогических наук, доцент, Омский автобронетанковый инженерный институт.
УДК 37.01
Т. В. Соснина,
Институт управления образованием Российской академии образования, г. Москва
РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНСАЛТИНГА В МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
В статье рассматриваются виды образовательного консалтинга в период модернизации современной школы. Рассмотрен в сравнении внутренний и внешний консалтинг.
Ключевые слова: образовательный консалтинг, консультант, внешний консультант, внутренний консультант, индивидуальный консалтинг, групповой консалтинг.
Круг проблем, решаемых консалтингом, весьма широк. Каждый профессионал, работающий в этой области, вкладывает в понятие «консалтинг» собственный смысл, придавая тем самым ему индивидуальный оттенок. Большой экономический словарь определяет консалтинг как «деятельность специальных компаний по консультированию производителей, продавцов, покупателей в области экспертной, технической и экономической деятельности» [2].
Консалтинг в образовании как отдельный вид консалтинговой помощи не был выделен. Это связано с тем, что указанный вид консалтинговой помощи в педагогике и образовании находится в стадии оформления в самостоятельное направление, а потому в литературе пока ещё не существует достаточно разработанного контекста современного образовательного консалтинга. Также в настоящий момент не существует какого-либо общепринятого определения образовательного консалтинга. Более того, в педагогических словарях термин «консалтинг» вообще отсутствует. Хотя хотелось бы отметить, что введение профессионального образования потребовало консультаций психологов и педагогов по вопросам профориентационного характера. Однако широкой практики образовательный консалтинг в образовательной инфраструктуре не приобрёл.
Сегодня образовательные организации развиваются и всё чаще нуждаются в профессиональной поддержке консультантов различных направлений, которые осуществляют организационную, педагогическую, обучающую, управленческую и другие виды поддержки. Активация всех направлений модернизации российского образования в логике концепции «Российское образование -2020» породила востребованность консультационных услуг как внутри образовательной сферы на всех уровнях, так и в руководстве субъектов Российской Федерации, в муниципальных образованиях. Интенсивные преобразования в сфере образования создали потребность в услугах консультантов и на социальном уровне: родители хотят понять, какую школу или дошкольное учреждение выбрать для обучения детей; какие изменения в школьной жизни несёт закон «Об образовании в РФ» и т. д. [10].
В конце прошлого века датированы определённые документы ЮНЕСКО, в которых представлены исследования наших зарубежных коллег по новым подходам к профессиональному развитию
специалистов. Целесообразно серьёзно подумать о когнитивном менеджменте, о реализации посттехнократической модели, о формах и каналах распространения новых знаний.
Кто такой консультант? Консультант - это человек, дающий советы специалистам, оказывающий дополнительную помощь... [4].
Слово «консультант» происходит от латинского (consultation, consultare - «совещаться, советовать») - «советующий». Под этим понимается специалист определённой области, дающий советы по вопросам своей специальности [9].
Исходя их внешних и внутренних сторон консалтингового процесса, различают внутренних и внешних консультантов.
Внешние консультанты - независимые или индивидуальные консультанты, оказывающие услуги клиенту на основе заключённого договора.
Внутренние консультанты - штатные сотрудники образовательной организации, предоставляющие консалтинговые услуги.
Внутренние консультанты - это работники образовательной организации, которые являются продвинутыми профессионалами и которым поручается курирование того или иного процесса инновационных преобразований в организации (школе, ДОУ). Внутренние консультанты постоянно отслеживают образовательную политику в порученном им направлении на государственном, региональном и муниципальном уровнях, консультируются в соответствующих органах управления образованием в случае возникновения проблемных ситуаций и организуют необходимую работу в своей школе (ДОУ и т. д.). Именно внутренние консультанты, зная свой коллектив, его сильные и слабые стороны, могут реализовать консультационные процессы и достижение требуемых результатов в коллективе.
В образовательной организации, например, в школе, потребителями внутреннего консалтинга выступают и школьники. Особенно ярко это выражено в подготовке перед олимпиадами, ГИА-9 или ЕГЭ. Консультация для школьников может проходить по следующим формам обучения: консультация, семинары, лекции, открытые уроки.
Потребителями консалтинговых услуг внутренних консультантов могут быть родители учащихся, преподаватели образовательной организации, управленцы.
Так, например, при подготовке к лицензированию, аттестации, при анализе государственного заказа и т. п., администрация школы часто нуждается в услугах внутреннего консультанта. Также немаловажным моментом является разъяснение основных целей территориальной образовательной политики; обеспечение доверия к реализуемой стратегии развития образования; профессиональная ориентация родителей, педагогов, а также учащихся с учётом и перспективных потребностей территориального рынка труда.
Как внешнее, так и внутреннее консультирование имеют свои плюсы и минусы (табл.).
Преимущества и недостатки внешнего и внутреннего консультанта
Преимущества внешнего консультанта Преимущества внутреннего консультанта
• Владеет передовыми навыками и знаниями. Ориентируется на широкое изучение и перенос опыта других организаций. • Обладает независимостью. • Воспринимается коллективом образовательной организации в качестве эксперта. • Получает гонорар за конкретный проект • Является штатной единицей образовательной организации, включён в её структуру, иерархию, технологию, отношения между людьми. • Хорошо знает свою организацию, не тратит время на ознакомление с деталями решаемой проблемы. • Интенсивно работает в период длительного времени. • Может взять на себя инициативу в формулировании целей и выработке стратегии
Недостатки внешнего консультанта Недостатки внутреннего консультанта
• Недостаточное количество информации о консультируемой организации. • Требуется время для установления личного контакта с клиентом и определения проблемы. • Отсутствие гарантий качества оказываемых услуг. • Ограниченность во времени. • Может поставить клиента в определённую зависимость от оказываемых услуг • Постоянная оплата заработной платы, трата денег на обучение и повышение квалификации. • Нет возможности накапливать и обобщать практический опыт в других организациях и отраслях. • Находится в зависимой позиции. Обязан действовать в соответствии с предписаниями, не может давать советы, если они касаются не его профессиональных задач и компетенции
Безусловно, каждый нуждающийся в помощи выбирает в зависимости от сложившейся возможной проблемной ситуации ту форму поддержки, которую считает более эффективной. Возможно, идеальным будет вариант наличия внутренних консультантов в организации по ряду постоянно возникающих вопросов. А вот в проблемах «глобального» уровня (для каждого руководителя это свой уровень) стоит и воспользоваться помощью внешнего консультанта.
Также при выборе консультантов целесообразно учесть дифференциацию консультантов по видам: процессный (проектный), экспертный и обучающий консалтинг.
Процессный (проектный) вид консалтинга заключаются в совместной работе консультанта с персоналом и руководством компании-заказчика. Данное взаимодействие сводится к разработке и внедрению решений по оптимизации процессов в компании, необходимых для достижения конкретных целей. Экспертный вид консалтинга - вид консультационных услуг, который подразумевает разработку решений и рекомендаций по их внедрению после проведения диагностики в компании заказчика. Роль заказчика при этом типе сводится только к обеспечению консультанта необходимой информацией (доступе к ней) для оценки ситуации. Основной недостаток данного метода заключается в распределении функций: проблему определяет заказчик, схему реализации предлагает консультант, а осуществление рекомендаций предоставлено самому заказчику. Обучающий вид консалтинга - роль консультанта сводится к предоставлению заказчику необходимой теоретической или (и) практической информации в форме семинаров, лекций, тренингов, методических пособий.
По данным исследований Всероссийской академии внешней торговли (кафедра менеджмента и маркетинга), в России наибольшей популярностью пользуется именно обучающее, или экспертно-обучающее консультирование, тогда как в западных странах на первые позиции выходит процессное и процессно-экспертное [3].
Интенсивность инновационных процессов в образовании привела к широкому обсуждению инноваций в социальных сетях, что способствовало стихийному появлению «сетевых консультантов» среди учителей-предметников, руководителей образовательных организаций.
На наш взгляд, «сетевые консультанты» должны обладать как базовыми, так и специальными компетенциями, хорошо разбираться как в государственной, так и в региональной политике, в области развития образования, а также должны владеть технологиями самого консалтингового процесса.
При выборе консультантов целесообразно учесть дифференциацию консультантов по видам (экспертный, процессный и обучающий консалтинг).
Продуктом консалтинговой деятельности является услуга, оказываемая клиенту. Педагогический консалтинг осуществляется в двух формах: индивидуальной и групповой.
Индивидуальный консалтинг отличается особой степенью доверительности.
В основе индивидуального консалтинга лежит категория индивидуальности, понимаемая как неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа, человека. В самом общем плане индивидуальность в качестве особенного, характеризующего данную единичность в её качественных отличиях, противопоставляется типичному как общему, присущему всем элементам данного класса или значительной части их [5]. При данной форме консалтинга консультанту необходимо знать основные подходы к индивидуальности клиента, разработанные в современной науке.
Для Б. Г. Ананьева индивидуальность - высший уровень развития личности: «Если личность -«вершина» всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность - это глубина личности и субъекта деятельности» [1].
Таким образом, индивидуальный консалтинг предполагает учёт в консалтинговой практике типологических характеристик личности клиента, уровня социальной компетентности, особенностей его коммуникационной культуры, мотивационную готовность к получению консалтинговой или иной поддержки, статусно-ролевых позиций в детском или педагогическом коллективе, способность самостоятельно преодолевать трудности.
Групповой консалтинг - любая форма работы консалтинговой помощи в условиях взаимодействия с группой.
При групповой форме консалтинга к консультанту предъявляются определённые требования, такие как: ораторские способности, навыки работы с группой, поддержка интересов слушателей, умение донести информацию, чувствовать настроение аудитории.
Наиболее важным элементом группового консалтинга является работа с командой. Команда -это малая группа лиц, чьи способности взаимно дополняют друг друга, их объединяют общее дело, совместные цели, общий подход к организации и разделению труда и взаимная ответственность [5].
Рассмотрим более подробно групповой консалтинг в ситуациях профессионального затруднения педагогов.
Одной из востребованных деятельностей консультанта является консультация молодых педагогов. Именно в этот период у молодых специалистов наиболее остро ощущаются затруднения в профессиональной деятельности, снятие которых требует квалифицированной помощи со стороны более опытного специалиста, способного оказать консалтинговые услуги как педагогического, так и управленческого характера.
В состав группы педагогов входят люди, находящиеся в профессиональном, а нередко в личностном взаимодействии, что может носить различный характер - от дружеского до конфликтного. Это должно учитываться консультантом, т. к. данный факт может оказать как позитивное, так и негативное влияние на различные составляющие группового процесса, например, межличностное взаимодействие, сплочённость группы, готовность к профессиональному и личностному раскрытию участников и др.
Трудно переоценить роль консультанта в подготовке групповых решений, связанных с профессиональной деятельностью не одного педагога, а целого педагогического коллектива или группы профессионалов. В таком преломлении групповой консалтинг становится надёжным средством решения управленческих задач. Не каждое решение, которое принимается в группе, можно считать групповым.
По мнению А. В. Карпова, исследовавшего психологию групповых решений, «процессы принятия групповых решений наиболее полно, рельефно и явно представлены в паритетных группах, т. е. в группах, не имеющих иерархической организации» [6, с. 26]. Паритетность группы обеспечивает включение в процесс принятия группового решения всей совокупности межличностных взаимодействий в группе и всей системы групповых факторов и особенностей.
Консультант, работая с паритетной группой, должен почувствовать и вникнуть в систему существующих межличностных отношений, выявить наиболее авторитетных участников, способных оказать влияние, а иногда и прямое давление на своих коллег. Дабы избежать субъективного мнения в принятии группового решения, консультанту необходимо сбалансировать ролевые позиции участников и соотнести субъективные суждения с объективно существующими проблемами, которые требуют решения.
Можно выделить два подхода принятия группового решения:
Подход первый: движение «снизу вверх» - консультант подходит к формированию группового решения посредством агрегации (синтеза) индивидуальных позиций и выборов. В таком варианте задачей консультанта является выявление широкого спектра мнений и позиций участников группы, их визуализация, вербализация и систематизация с помощью техник модерирования; затем - определение индивидуальных предпочтений, которые и будут положены в основу группового решения. При этом консультант рассчитывает на достижение синергетического эффекта, когда общий результат (в данном случае - групповое решение) будет более весомым, чем сумма индивидуальных вкладов [5, с. 210].
Таким образом, подход «снизу вверх» достаточно понятен и относительно легко осуществим.
Подход второй: движение «сверху вниз». Групповые решения не могут рассматриваться как простая производная от индивидуальных. Они не являются продуктом агрегации последних, и поэтому не выводимы из них и к ним не сводимы, т. е. обладают относительной автономностью от индивидуальных решений, приобретают в известной степени самостоятельный статус [5, с. 210].
Более подробно рассмотрим суть второго подхода в исследовании А. В. Карпова. По его мнению, групповые решения «нельзя трактовать как продукт и результат агрегации, синтезирования «низшего в высшем», т. е. индивидуальных решений в групповые. Наоборот, они должны быть поняты как продукт и аспект функционирования некоторой более общей по отношению к ним целостности. Они структурируются ни «снизу вверх», а скорее «сверху вниз» - ни путём интеграции в групповые решения индивидуализированных, а путём дифференциации общих межличностных взаимодействий в группе на те или иные процессы, в том числе и на процессы совместных решений. Тем самым на них переносится и всё качественное своеобразие процессов межличностной динамики и функционирования, что придает им специфичность, несводимость к агрегативной сумме индивидуальных решений» [6].
Основное отличие индивидуального консалтинга от группового заключается в воздействие группы на участников. Их мнение становится главным инструментом консультанта при разрешении проблем клиента. Но это не означает, что мнение консультанта при групповом консалтинге не играет никакой роли. Напротив, квалифицированный консультант, работающий в группе, является важным фактором, оказывающим существенное влияние на поведение и установки её участников. Как отмечает Р. Кочюнас, для воздействия на личность в группе используются как навыки консультанта, так и потенциал отдельных участников и группы в целом [7].
Если индивидуальный консалтинг, базирующийся на диаде «клиент-консультант», создаёт специфическую для консультируемого ситуацию, в которую он должен «войти», освоив новые для него условия и обстановку, то групповой консалтинг в определённом смысле воссоздает ту социальную и профессиональную среду, которая является привычной, «своей» для клиента. В этой связи группу называют «микрокосмосом или обществом в миниатюре, отражающим в себе весь внешний мир и придающим реалистичность искусственно создаваемым отношениям» [8, с. 15].
На наш взгляд, консультант должен использовать в своей работе как индивидуальную, так и групповую формы работы, поскольку каждая из этих форм имеет свои преимущества. Выбор формы консультации должен зависеть, в конечном счёте, от конкретной ситуации профессионального затруднения, предполагающей вмешательство консультанта.
Какова цель консультантов по вопросам развития системы образования?
В проекте доклада «Развитие сферы образования и социализация в среднесрочный период» («Стратегия 2020») фиксируется современное состояние российского образования, определены векторы развития, выделены вызовы и риски.
Основные проблемы образования сегодня - недостаточный охват дошкольным образованием; высокая доля школьников, не достигающих удовлетворительного уровня функциональной грамотности; значительное отставание наименее успешных групп учащихся от наиболее успешных; недостаточное развитие социальной компетентности и позитивных социальных установок у выпускников школ.
По доступности среднего полного образования Россия входит в число лидеров. Уровень знаний и умений наших школьников по ряду предметов выше уровня учащихся многих развитых стран, достаточно высок уровень теоретической подготовки учителей, началось обновление инфраструктуры общего образования.
Причины обостряющихся проблем - неразвитость системы поддержки раннего развития детей, ограниченное предложение услуг дошкольного образования, ухудшение качества педагогического корпуса, рост межрегиональных и межшкольных различий в качестве образования, стагнация системы дополнительного образования и воспитания. Образование перестало выполнять функцию социального лифта, оно начинает воспроизводить и закреплять социальную дифференциацию. Сеть образовательных организаций не соответствует особенностям расселения, а содержание и формы образования - изменившимся запросам населения. При этом механизм единовременного обновления содержания образования через введение новых стандартов не работает.
Не завершены институциональные реформы. Содержание и объём социальных обязательств государства в сфере образования недостаточно конкретизированы. Система образования «устала» от постоянных изменений и новых инициатив, усиливается имитация реформ. Ограничены автономия и возможность принятия эффективных решений на региональном, муниципальном и школьном уровнях. Соответственно, отсутствуют механизмы обратной связи и самокоррекции, которые позволяли бы системе оперативно адаптироваться к особенностям внешней среды.
Проблемы с ЕГЭ, который должен был стать частью национальной системы оценки качества образования (СОКО), являются последствиями и примером частичного решения задач. Необходимо создание полноценной национальной СОКО, включающей разнообразные механизмы оценки качества образования и индивидуальных образовательных достижений.
Глобальные вызовы образованию завтрашнего дня: школа утратила монополию на образование и социализацию детей и не умеет опираться на изменившиеся механизмы взросления и семейного воспитания. Система образования не успевает обновляться, чтобы отвечать на технологические, культурные и социальные изменения, на новые потребности семей и детей.
Целями нового этапа развития образования должны стать: обеспечение позитивной социализации и учебной успешности каждого ребёнка, усиление вклада образования в инновационное развитие России, ответ на вызовы изменившейся культурной, социальной и технологической среды.
Чтобы решить острые проблемы сегодняшнего образования и ответить на вызовы завтрашнего дня, необходимо завершить начатые институциональные преобразования и не запускать новые. В среднесрочной перспективе развития системы образования акцент должен быть перенесён с реформы институтов и укрепления инфраструктуры на достижение нового качества образовательных результатов.
На период до 2020 года приоритетными образовательными результатами должны стать: способность эффективно применять теоретические знания, высокий уровень развития технологических компетенций, формирование позитивных социальных установок. При этом необходимо обеспечить базовую
успешность каждого школьника, не допуская выхода из школ молодых людей без основ грамотности в области естественных и гуманитарных наук, без базовых социальных компетентностей.
Предметом образовательной политики следует считать не столько систему школ и дошкольных образовательных учреждений, сколько всю сферу образования и социализации молодого поколения.
Таким образом, наиболее реалистичным сценарием для развития сферы образования является модернизация современной школы, направленная на расширение её социально-культурных функций, обновление содержания образования, улучшение преподавания в соответствии с новыми вызовами цивилизации.
Библиографический список
1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания. - СПб., 1968.
2. Азрилияна, А. Н. // Большой экономический словарь. - 4-е изд. - М. : 1998. - 1472 с.
3. Всероссийская академия внешней торговли. Консалтинговые услуги в России и за рубежом [Электронный ресурс] / Всероссийская академия внешней торговли. - Режим доступа: http://www.coolreferat.com/
4. Прохоров, А. М. // Большой энциклопедический словарь. - 2-е изд., М: 1997. - 1456 с.
5. Педагогическое консультирование : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. - М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 320 с.
6. Карпов, А. В. Психология групповых решений. - М., 2000.
7. Кочюнас, Р. Психотерапевтические группы: теория и практика : пер. с лит. - М., 2000.
8. Рудестам, К. Групповая психотерапия. - СПб., 1998.
9. Словарь иностранных слов. - М. : «Русский язык», 1989. - 254 с.
10. Чечель, И. Д. Роль консалтинга в модернизации общего образования / И. Д. Чечель // Инновации в образовании. - № 6. - 2012. - с. 80-94.
T. V. Sosnina, Institute of Management in Education of RAE, Moscow
THE ROLE OF THE EDUCATIONAL CONSULTING IN THE MODERNIZATION OF THE MODERN SCHOOL
The article describes the types of educational consulting during the modernization of the modern school. Considered compared internal and external consultants.
Keywords: educational consulting, consultant, an outside consultant, internal consultant, individual consulting, group consulting.
References
1. Ananiev B.G. Man as an object of knowledge. SPb., 1968.
2. Azriliyana A.N. Great dictionary of economics. Moscow, 1998, 1472 p.
3. Russian Foreign Trade Academy. Consulting services in Russia and abroad http://www.coolreferat.com/.
4. Prokhorov A.M. Great encyclopedic dictionary. Moscow, 1997, 1456 p.
5. Slastenin I.A.. Kolesnikova I.A. Educational counseling. The publishing center «Academy», Moscow, 2006, 320 p.
6. Karpov A.V. Psychology group decisions. Moscow, 2000.
7. Kochyunas R. Therapeutic groups: theory and practice. Moscow, 2000.
8. Rudestam K. Group therapy. SPb., 1998.
9. Dictionary of Foreign Words. Russian language, Moscow, 1989, 254 p.
10. Chechel I. D. Consulting role in the modernization of education. Innovation in Education, 2012, no. 6, pp. 80-94.
© Т. В. Соснина, 2015
Автор статьи - Татьяна Владимировна Соснина, аспирантка, Институт управления образованием Российской академии образования, г. Москва, e-mail: [email protected]
Рецензенты:
И. Д. Чечель, доктор педагогических наук, профессор, Институт управления образованием Российской академии образования.
И. А. Петухова, кандидат философских наук, Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.