УДК 37.07.005
МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ЭКСПЕРТНО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ*
Чечель И.Д., д.п.н., Институт управления образованием РАО, Москва, Россия. E-mail: irchechel@mail.ru
Аннотация В статье рассматриваются вопросы профессиональной компетентности специалистов экспертно-консультационной службы регионального и муниципального уровня региональных и ведущих консультантов; анализируются объекты консалтинга в ходе профессиональной деятельности таких специалистов процессе оказания услуг. Авторы выделяют основные аспекты подготовки консультантов и профессиональные задачи, которые им предстоит решать. На основе этого выделяются профессиональные компетенции консультантов системы образования и предлагается модель профессиональной компетентности консультанта.
Ключевые слова Экспертно-консультационная служба, ведущие и региональные консультанты, содержание консультаций, подготовка консультантов, профессиональные задачи образовательного консалтинга, компетенции консультантов. Модель профессиональной компетентности консультанта.
THE MODEL OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE SPECIALIST OF EXPERT AND CONSULTING SERVICE
Chechel I.D., Arts D., Institute of Management in Education of RAE, Moscow, Russia, E-mail: irchechel@mail.ru
Summary In article questions of professional competence of specialists of expert and consulting service of regional and municipal level of regional and leading consultants are considered; objects of consulting are analyzed during professional activity of such experts process of rendering services. Authors allocate the main aspects of preparation of consultants and professional tasks which they should solve. On the basis of it professional competences of consultants of an education system are marked out and the model of professional competence of the consultant is offered.
Keywords Expert and consulting service, leaders and regional consultants, content of consultations, preparation of consultants, professional problems of educational consulting, competence of consultants. Model of professional competence of the consultant.
Динамичные процессы, происходящие в образовательной инфраструктуре в логике ее модернизации, породили востребованность консультационных услуг как внутри образовательной сферы на всех уровнях, так и в руководстве субъектов РФ и в муниципальных образованиях. Интенсивные преобразования в сфере образования
*
Исследование поддерживается РГНФ (грант № 13-06-00685)
создали потребность в услугах консультантов и на социальном уровне: родители и общественность хотят понять, какой будет не только завтра, но и сегодня наша школа, какие изменения несет новый закон «Об образовании в РФ» и т.п.
Проводить эту консультационную работу предстоит ведущим и региональным консультантом.
При этом проблемы, требующие консультации, и формы оказания такой услуги будет различными. Очевидно, что целесообразно к работе в системе консалтинга привлекать специалистов, несколько обличающихся по уровню компетентности, разделяя консультантов на ведущих и региональных. Служба образовательного консалтинга создается во всех регионах РФ, а в отдельных регионах возможна и организация муниципальных филиалов, и включает как ведущих, так и региональных консультантов, работающих, как правило, в качестве совместителей.
Ведущие консультанты в своей деятельности, должен сочетать цели и задачи развития региональной (муниципальной) системы образования с направлениями государственной политики в области развития образования (федеральные целевые программы и т.п.); должен ориентироваться в вопросах функционирования и модернизации региональной образовательной системы, учитывая национальные и географические факторы, социально-экономическую инфраструктуру, кадровую политику в регионе. Причем, спектр возможных вопросов может быть весьма широк: от экономических до чисто образовательных (например, поэтапное внедрение ФГОС); от развития системы дошкольного образования до модернизации дополнительного профессионального образования и т.п.
Региональные консультанты ориентированы на работу с руководителями общеобразовательных учреждений дошкольного и общего образования. Консультанты данного уровня безусловно должны ориентироваться в вопросах государственной и региональной политики в сфере образования. Но им необходимо обладать знаниями специфики управленческой деятельности, теми компетенциями (базовыми, ключевыми, специальными), которыми должен владеть руководитель, чтобы быть компетентным на своей должности не только в режиме развития образовательной организации, но и при стабильном ее функционировании. Весьма часто такому консультанту приходится оказывать помощь не только руководителя, но и членам временного творческого коллектива организации, ориентированному на реализацию конкретного инновационного проекта. Такие групповые пролонгированные консультации требуют как специальных компетенций, так и предварительной подготовки консультанта для изучения не только целей и задач конкретного проекта, но и организационной культуры
и миссии образовательной организации, индивидуальных особенностей членов рабочей группы.
Из вышеизложенного видно, что ведущие и региональные консультанты в равной степени являются специалистами высокого профессионального уровня, различающиеся спецификой содержания консалтинговых услуг.
Объектами профессиональной деятельности и ведущих и региональных консультантов являются проблемные ситуации, возникающие у различных субъектов, связанных с модернизацией образовательной инфраструктуры (индивидуальных и коллективных; на региональном и муниципальном уровнях; на уровне образовательных учреждений), осуществляющих:
• процессы управления образовательной деятельностью на индивидуальном уровне (родители); на уровне образовательного учреждения; региональном и муниципальном (а иногда и федеральном) уровнях;
• процессы развития системы образования; внедрение современных образовательных технологий для реализации деятельностного и компетентностного подходов;
• процессы управления инновационной деятельностью;
• процессы управления материальными, финансовыми, кадровыми и информационными ресурсами;
• процессы осуществления политики в области повышения качества образования; мониторинга результатов образовательных процессов; внедрения системы гарантии качества, аудита качества образования;
• процессы реализации в образовании нормативно-правовых документов, связанных с модернизацией и развитием образовательных систем и др.
В процессе своей новой профессиональной деятельности консультанты реализуют следующие ее виды:
• индивидуально-аналитическая;
• исследовательская;
• проектировочная;
• организационно-управленческая;
• педагогическая (андрагогическая).
И ведущие и региональные консультанты должны, в первую очередь, обладать рядом базовых компетенций, необходимых для новой профессиональной деятельности:
• социально-ценностными;
• коммуникативными;
• информационными;
• психологическими;
• правовыми.
Выводы времени диктует необходимость создания на региональном уровне такого социального института как Консалтинговый центр развития образования, включающий два типа консультантов: ведущие и региональные. К консультационной деятельности привлекаются специалисты-преподаватели ИПК, ИРО и ВУЗов, работники органов управления образованием, прошедшие специальную профессиональную подготовку.
Все консультанты должны обладать определенными специальными профессиональными компетенциями, т.е. не просто знаниями, умениями и навыками в сфере развития образования, но и способностью и опытом эффективного решения профессиональных задач в формате консалтинга.
Именно на это необходимо ориентировать образовательный процесс подготовки консультантов. К консультационной деятельности привлекаются
высококвалифицированные специалисты сферы образования, которым необходимо приобрести базовые и специальные компетенции, обеспечивающие возможность выступать в качестве экспертов, аналитиков, разработчиков, советчиков по широкому кругу взаимосвязанных аспектов и направлений инновационного развития образовательной инфраструктуры. При этом все консультанты сохраняют свою специализацию и работают по основному месту трудовой деятельности.
В процессе подготовки консультантов, основанной на компетентном подходе, фиксируется внимание не только и не столько на «усвоении», «ознакомлении», «овладении», сколько на формировании и рефлексии практического опыта консультационной деятельности. В понятие компетентности консультанта включаются когнитивные, операционно-технологические, мотивационные, социально-этические, психолого-педагогические (андрагогические) и коммуникативные компетенции, наличие которых и определяет эффективную профессиональную консультационную деятельность (1).
Подготовка консультантов будет более эффективна, если использовать ситуационно-контекстный подход, как в формировании содержания обучения, так и при отборе форм и методов обучения, организовать «погружение» обучаемых в профессиональную (консультационную) среду (2). При этом необходимо аппелировать к жизненному опыту слушателей и создавать условия для рефлексирования. Эффективно применение имитационного моделирования консультационного процесса.
А более эффективным, но и более сложным является привлечение слушателей к реальному консультированию под супервизией (т.е. с помощью преподавателя). Причем, в процессе подготовки не следует дифференцировать образовательные программы для ведущих и региональных консультантов. Разделение целесообразно вводить в практике, т.е. при «учебном» или «настоящем» консультировании.
Компетентность консультанта определяется объемом решаемых профессиональных задач (табл.1).
Таблица 1
Профессиональные задачи консультантов
Виды деятельности Профессиональные задачи консультанта
1 2
информационно-аналитическая • сбор, анализ и синтез информации о факторах внешней и внутренней среды объекта консультационной деятельности; • сбор информации о стратегии и векторах развития процессов модернизации российского образования, анализ специфики региона и путей реализации государственной политики в сфере образования; • предоставление актуальной информации, способствующей принятию решений по проблемам, связанным с развитием образования; • сбор, анализ и оценка эффективности возможных решений и альтернатив, проектов, результатов деятельности различных субъектов.
исследовательская • критический анализ проблемной ситуации, выявление противоречий, симптомов, проблем; постановка проблем, построение «дерева проблем» и определение приоритетов в их решении; • критический анализ потенциальных возможностей и угроз; оценка альтернатив; разработка рекомендаций и принятие оптимальных решений, адекватных конкретной проблемной ситуации.
проектировочная • целеполагание, построение «дерева целей», тактическое (ситуационное) и стратегическое проектирование процессов развития образования; • разработка проектов, программ и планов деятельности; • проектирование различных форм взаимодействия клиентов и консультанта; • разработка конкретных рекомендаций и технологических карт деятельности.
организационно-управленческая • участие в разработке и реализации корпоративной и конкурентной стратегии организации, комплекса мероприятий операционного характера в соответствии со стратегией организации, а также функциональных стратегий (информационной, экономической, кадровой); • управление проектами на фазе их планирования и подготовки; координация деятельности в течение проекта, ответственность за завершение проекта; • создание команд, творческих групп, организация их деятельности для осуществления конкретных проектов, видов деятельности, работ, связанных с процессами модернизации образования; • контроль деятельности подразделений, команд (групп)
работников образования, осуществляющих модернизацию образовательных систем; • мотивирование персонала на участие в инновационных образовательных процессах.
педагогическая (андрагогическая) • проектирование и организация различных обучающих, развивающих и диагностических мероприятий, направленных на выявление и осознание актуальных проблем развития образования; поиск идей; оценку собственных возможностей и ограничений; построение проектов возможных изменений, экспертизу полученных результатов; • проведение различных обучающих, развивающих и диагностических мероприятий на основе современных образовательных технологий и техник работы консультанта со взрослой аудиторией. • организация рефлексии деятельности по вопросам модернизации образования.
На основе выделенных профессиональных задач (4) определяются специальные компетенции, на развитие и формирование которых должна быть направлена подготовка консультантов. Вопросы компетентности и необходимых для этого компетенций рассматриваются в многочисленных исследованиях ученых. Однако в ракурсе рассматриваемых проблемных ситуаций считаем целесообразным остановиться на одной из позиций. Британский психолог Дж. Равен под компетентностью понимает специфическую способность, необходимую для выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающую узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия. Быть компетентным - значит иметь набор специфических компетентностей разного уровня (3). Последние, в свою очередь, представляют интеграцию различных соответствующих компетенций (табл. 2).
Таблица 2
Компетенции консультантов по вопросам развития образования
Вид деятельности Требуемые компетенции
информационно-аналитическая • владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки деловой информации; • уметь собирать, обрабатывать и анализировать информацию о факторах внешней и внутренней среды объекта деятельности для проведения критического анализа проблемной ситуации и поиска оптимальных вариантов её разрешения; • уметь собирать, обрабатывать информацию об оценке эффективности возможных решений и альтернатив; • уметь предоставлять (презентовать, визуализировать, моделировать) актуальную информацию для принятия решений по проблемам, связанным с развитием образования.
исследовательская деятельность • обладать способностями к критическому анализу проблемной ситуации, выявлению симптомов проблем, выделению затруднений, противоречий, проблемных зон, выявлению смыслов, причинно -следственных связей, сравнению и оценке различных точек зрения, постановке проблем, построению «дерева проблем» и определению
приоритетов в их решении; • обладать способностями к критическому анализу потенциальных возможностей и угроз, выделению аргументов и оснований, построению доказательств, оценке альтернатив, разработке рекомендаций и принятию оптимальных решений, адекватных конкретной проблемной ситуации.
проектировочная деятельность • обладать способностями к целеполаганию, тактическому (ситуационному) и стратегическому проектированию процессов развития образования; • владеть методологией и методиками разработки проектов, программ совместной деятельности и планов деятельности; • быть способным к проектированию различных форм взаимодействия специалистов и консультанта; • уметь разрабатывать конкретные рекомендации и технологические карты деятельности.
организационно- управленческая деятельность • знать современные отечественные и зарубежные теории менеджмента, оперативный инструментарий современного менеджмента; • уметь применять различные теории менеджмента в качестве инструментов для анализа, постановки и решения актуальных проблем образования; • уметь разрабатывать и реализовывать стратегии развития образования; • уметь создавать команды, творческие группы; организовывать их деятельность по осуществлению конкретных проектов; • владеть современными технологиями управления персоналом; • владеть методами управления проектами и готовностью к их реализации; • владеть техниками мотивирования и стимулирования работников образования, осуществляющих процессы развития; • обладать способностью осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации.
педагогическая (андрагогическая) деятельность • знать актуальные проблемы развития образования; • знать основы андрагогики; • владеть технологией проектирования различных форм совместной деятельности консультанта и специалистов системы образования; • уметь проектировать и проводить различные обучающие, развивающие и диагностические мероприятия, основные на использовании современных образовательных технологий и техник работы консультанта с взрослой аудиторией; • обладать способностью к анализу и проектированию межличностных, групповых и межгрупповых коммуникаций; • уметь организовывать рефлексию деятельности по развитию образования; • уметь организовывать в ходе консультирования, обучения эффективный обмен и порождение знаний.
личностные компетенции • быть устойчивым к стрессам; • быть открытым к новому и к другим людям; • находиться в позиции «равного» - партнёрской позиции; • обладать терпимостью к другому мнению; • быть способным работать с разнообразием и в ситуации неопределённости; • быть «рефлексирующим (т.е. наблюдательным и вдумчивым) практиком» - способность к осмыслению своей практики на основе самостоятельных исследований.
Таким образом, модель компетентности консультанта можно представить из набора компетентностей, каждая их которых включает, в свою очередь, определенные компетенции (рис 1).
Рисунок 1
Модель профессиональной компетентности консультанта
Содержательные аспекты реализации подготовки консультантов в логике представленной модели будут представлены в разделе «Программа дополнительного профессионального образования консультантов образовательной инфраструктуры» (образовательный консалтинг).
Список литературы:
1. Современные проблемы профессионального консультирования. Материалы Всероссийской международной научно-практической конференции. М.: ИГУМД и ИТ, 2011.
2. Ильязова М.Д. Проектирование учебных профессионально ориентированных ситуаций в контекстном обучении, - Омск: ОГПУ, 2009.
3. Равен Д. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы; пер. с англ., - М.: Когито-Центр, 2001.
4. Программа «Менеджмент в образовании». - М.: ЛИНК, 2011.