Научная статья на тему 'Роль и место консультанта в образовательном процессе'

Роль и место консультанта в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6999
337
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНСАЛТИНГ / EDUCATIONAL CONSULTING / ВНУТРЕННИЙ И ВНЕШНИЙ КОНСУЛЬТАНТ / THE INTERNAL AND EXTERNAL CONSULTANT / КОНСАЛТИНГОВАЯ СЛУЖБА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ / CONSULTING SERVICE IN EDUCATIONAL INSTITUTION / ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ УСЛУГ / IMPROVEMENT OF QUALITY OF THE CONSULTING SERVICES RENDERED IN EDUCATION / ОКАЗЫВАЕМЫХ В ОБРАЗОВАНИИ / ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ / THE MAIN FUNCTIONS WHICH ARE CARRIED OUT BY CONSULTANTS IN CONSULTING PROCESS / ВЫПОЛНЯЕМЫЕ КОНСУЛЬТАНТАМИ В КОНСАЛТИНГОВОМ ПРОЦЕССЕ / ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЫЗОВОВ / ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ К ДАННЫМ СПЕЦИАЛИСТАМ / DEFINITION OF THE CALLS SHOWN TO THESE EXPERTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саханский Н. Б.

В статье раскрыты роль и место консультанта в образовательном процессе, роль образовательного консалтинга в модернизации российского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PLACE AND ROLE OF THE CONSULTANT IN THE EDUCATIONAL PROCESS

In article the role and the consultant's place in educational process, a role of educational consulting in modernization of Russian education are opened.

Текст научной работы на тему «Роль и место консультанта в образовательном процессе»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" 2015 №1 (17)

79

УДК 37.04

РОЛЬ И МЕСТО КОНСУЛЬТАНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

ПРОЦЕССЕ

Саханский Н.Б., д.пед.н., профессор, Институт управления образованием РАО, Москва, Email: [email protected]

Аннотация: В статье раскрыты роль и место консультанта в образовательном процессе, роль образовательного консалтинга в модернизации российского образования.

Ключевые слова: образовательный консалтинг, внутренний и внешний консультант, консалтинговая служба в образовательном учреждении, повышения качества консультационных услуг, оказываемых в образовании, основные функции, выполняемые консультантами в консалтинговом процессе, определение вызовов, предъявляемых к данным специалистам.

THE PLACE AND ROLE OF THE CONSULTANT IN THE EDUCATIONAL

PROCESS

Sakhanskiy N.B., D.ofArts, prof., Institute of Management in Education of RAE,

E-mail:[email protected], Moskow, Russia

Summary: In article the role and the consultant's place in educational process, a role of educational consulting in modernization of Russian education are opened.

Keywords: educational consulting, the internal and external consultant, consulting service in educational institution, improvement of quality of the consulting services rendered in education, the main functions which are carried out by consultants in consulting process, definition of the calls shown to these experts.

Система образования переживает сложный этап реформирования, ей приходится сталкиваться с рядом серьезных вызовов. В образовательных учреждениях продолжается процесс гуманизации и демократизации российской школы, предполагающий ее обращенность к ученику, широкую свободу выбора для учащихся и учителей, вариативность и профильность, обновляются учебные планы и программы, обозначилась тенденция определенной стандартизации, направленной на сохранение единого образовательного пространства в стране и обеспечение высокого качества образования. Вводятся государственные образовательные стандарты, идёт поиск новых подходов и технологий осуществления учебно-воспитательного процесса, широко распространяются тестовые методы оценки подготовки выпускников образовательных учреждений, включая проведение единого государственного экзамена, составляются рейтинги образовательных учреждений различных типов и видов, идет поиск и разработка независимой системы оценки качества обучения и воспитания учащихся, в

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" 2015 №1 (17)

80

управлении образовательными учреждениями активное участие принимают общественные организации.

Сокращается государственная система образования, что приводит в движение процессы рыночной либерализации, получающие неоднозначную оценку как в педагогических коллективах, так и в обществе. Хозяйственно-экономическая самостоятельность, полученная образовательными учреждениями, поставила перед их руководителями много новых проблем, с которыми учреждения социальной сферы ранее не сталкивались. Усложнился процесс планирования и управления в сфере образования.

Следствием такого развития системы образования является усложнение характера профессиональной деятельности педагога, связанное с усилением требований государства, общества и населения как к основному продукту этой деятельности — качеству обучения и воспитания учащихся, так и к личности педагога, его педагогической подготовке и профессиональным компетенциям.

Возрастающие требования к учителю сопровождаются резким снижением социального статуса педагогических профессий, напряженностью в педагогических коллективах, связанной с закрытием или реорганизацией педагогических вузов, слиянием образовательных учреждений, низкой оплатой труда педагогов и отсутствием у них социальных гарантий. Разработка и внедрение ряда национальных, федеральных целевых проектов и программ развития образования в стране (в частности, «Образование», «Наша новая школа», в рамках стратегии ««Российское образование -2020», и др.) не получила должного обсуждения и оценки полученных результатов в педагогическом сообществе, общественностью. Отсутствовал анализ определения причин не достижения ряда намеченных целей, выявления неиспользованных резервов в выполнении поставленных задач в предыдущих программах.

Все эти явления становятся еще более болезненными на фоне обостряющихся проблем ребенка в нестабильно развивающемся социуме: ценностный вакуум, отсутствие четких целевых ориентиров, духовно-нравственные деформации, распространение различного рода вредных привычек и зависимостей, социальное расслоение, конфликты в детской и юношеской среде, ослабление института семьи, несущего ответственность за первичную социализацию и воспитание учащихся.

Масштабы, глубина и интенсивность инновационных процессов в образовании, принципиальная новизна многих проектов (ФЕОС, новые экономические механизмы, изменения правового статуса бюджетных учреждений и др.) привели к широкому обсуждению инноваций в социальных сетях, профессиональной среде, к стихийному

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" 2015 №1 (17)

81

появлению сетевых консультантов среди учителей-предметников, руководителей ОУ, обнаружив востребованность позиции консультанта по вопросам развития образования.

В то же время, муниципальные и региональные органы управления образованием, решая задачи по согласованию и взаимоувязке инновационных проектов, формированию нормативной базы для их реализации, привлечению необходимых финансовых, материальных и кадровых ресурсов также нуждаются в квалифицированном экспертном сопровождении и консультационной поддержке, чтобы максимально полно соответствовать федеральной политике в области развития образования с учетом специфики своего региона.

Наряду с традиционными профессиональными затруднениями, которые всегда испытывал педагог в процессе педагогической деятельности, взаимодействия с учащимися, обществом, средой, новые явления и сформировали особое проблемное поле в образовании, что потребовало вмешательства и поддержки извне и обусловило развитие специфической области научно-практической деятельности в образовании, которую можно определить как педагогическое консультирование.

Модернизации российского образования породила востребованность

консультационных услуг на всех уровнях.

Изучение практики деятельности образовательных учреждений и

преподавательских коллективов, позволяет сделать вывод о том, что управленческой и педагогической корпорации этих учреждений сейчас крайне сложно разобраться в колоссальном объеме постоянно обновляющейся информации, связанной с экономической, юридической, управленческой, психолого-педагогической, социальной и другими сторонами их деятельности (проблемные ситуации, связанные с образованием, возникающие у руководителей окружного, муниципального и регионального уровней, различных субъектов образовательной деятельности (индивидуальных и коллективных; на уровне образовательного учреждения, муниципальном и региональном уровнях); процессы осуществления государственной политики в области образования; процессы внедрения систем гарантии качества, аудита качества; управление обеспечивающими процессами, деятельностью органов управления образованием, материальными, финансовыми, кадровыми, информационными ресурсами на региональном и муниципальном уровне, на уровне образовательного учреждения; процессы реализации в образовании нормативноправовых документов, связанных с развитием образования; процессы управления инновационной деятельностью в образовании; процессы развития образования,

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" 2015 №1 (17)

82

внедрения современных образовательных технологий и реализации компетентностного подхода).

Необходимо, чтобы кто-то обобщал все эти сведения, новинки информации и на основании реальных достижений науки и практики давал актуальные рекомендации и консультации.

Эта миссия возлагается на плечи специалистов-экспертов, консультантов, аналитиков, советников, которые доносят результаты до потребителей этой информации на лекциях, пленарных заседаниях, в ходе круглых столов и т.д.

Как известно, термин “консультант” имеет латинские корни и происходит от латинскопУсопзиЙапз - советующий”. По нашему мнению, наиболее полно понятие “консалтинг” характеризует следующее определение: консалтинг - это специфический вид совместной интеллектуальной деятельности консультанта и консультируемого, в процессе которой происходит оказание услуги по оптимизации способов реализации интересов консультируемого в сферах целеполагания, деятельности по достижению целей, а также мониторинга качества и эффективности этой деятельности; консультационные услуги имеют товарную форму и составляют особый сектор рынка товаров и услуг.

Консультант - это человек, дающий советы специалистам, оказывающий дополнительную помощь. Обращаясь за помощью к консультанту, этот «кто-то» становится клиентом, или в более широком понимании - клиентской системой или базой.

Клиентской системой могут быть: отдельный человек; группа, объединенная сложными межличностными связями; отдел, центр, команда и прочие структурные единицы предприятия или учреждения; организационная система в целом, например агентство, образовательное учреждение, курсы повышения квалификации, орган управления образованием, ассоциация; межорганизационная система, например, некоторое сообщество людей, регион, международная система.

От величины и сложности клиентской системы зависит определение целей и задач консультирования, реализация функций, содержание, вид и особенности консультирования, необходимая компетентность и роль в этом процессе консультанта.

Исходя их внешних и внутренних сторон консалтингового процесса, различают внутренних и внешних консультантов. Внутренние консультанты - штатные сотрудники организации или учреждения, предоставляющие консалтинговые услуги. Консалтинг в образовательном процессе может осуществляется и с помощью образовательного аутсорсинга - привлечения внешних ресурсов, в том числе и

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" 2015 №1 (17)

83

иностранных компаний для оказания образовательному учреждению качественных консультационно-методических услуг. При этом образовательное учреждение сосредотачивает свои ресурсы на приоритетных видах деятельности, передав поддерживающие функции компетентному партнеру, что способствует повышению его конкурентноспособности. Внешние консультанты - независимые или индивидуальные консультанты, оказывающие услуги клиенту на основе соответствующего договора.

Проведенные исследования, анализ литературных источников и опыта практической консультативной деятельности позволил определить основные преимущества и недостатки внутренних и внешних консультантов. Результаты проведенного исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Преимущества и недостатки внешнего и внутреннего консультанта

Преимущества внутреннего консультанта Недостатки внутреннего консультанта

• Является штатной единицей учреждения, включен в ее структуру, иерархию, технологию, взаимоотношения между людьми. • Хорошо знает свою организацию, не тратит время на ознакомление с деталями решаемой проблемы. • Интенсивно работает в период длительного времени. • Может взять на себя инициативу в формулировании целей и выработке стратегии. • Постоянная оплата заработной платы, трата деньги на обучение и повышение квалификации. • Нет возможности накапливать и обобщать практический опыт в других организациях и отраслях. • Находится в зависимой позиции. Обязан действовать в соответствии с предписаниями, не может давать советы, если они касаются не его профессиональных задач и компетенции.

Преимущества внешнего консультанта Недостатки внешнего консультанта

• Владеет передовыми навыками и знаниями. Ориентируется на широкое изучение и перенос опыта других организаций. • Обладает независимостью. • Воспринимается коллективом образовательного учреждения в качестве эксперта. • Получает гонорар за конкретный проект. • Недостаточное количество информации о консультируемой организации. • Требуется время для установления личного контакта с клиентом и определения проблемы. • Отсутствие гарантий качества оказываемых услуг. • Ограниченность во времени. • Может поставить клиента в определенную зависимость от оказываемых услуг.

Деятельность консультанта в образовательном процессе, т.е. консультирование, может рассматриваться как область педагогического знания, граница которой очерчивается следующими объектами исследования:

во-первых, сопровождение учащегося в образовательном процессе и оказание ему консультационной помощи в разрешении проблем, связанных с учебно-познавательной деятельностью и личностным развитием в целом;

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" 2015 №1 (17)

84

во-вторых, оказание консультационных услуг различным субъектам социума, участвующим в образовательной деятельности (родители учащихся, различные группы населения, потребители образовательных услуг);

в-третьих, научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогического персонала, в том числе консультирование по проблемам организационного, экономического, юридического развития школы.

Признавая важность всех трех аспектов консультирования, в данной статье мы делаем определенный акцент на последнем аспекте, поскольку он является не только исходным в комплексе обозначенных проблем, но и наименее разработанным в педагогической науке. При этом следует заметить, что используемый нами термин «педагогический персонал» включает как непосредственно педагогических работников (учителей, воспитателей, социальных педагогов), так и руководителей образовательных учреждений, органов управления образованием федерального и регионального уровней, работников образовательных учреждений (юристов, экономистов, специалистов кадровых служб). Следовательно, экономическое, управленческое, финансовое, юридическое, кадровое консультирование в образовательной сфере будет рассматриваться как составная часть педагогического консультирования. В то же время консультационные услуги, адресованные управленцам, имеют определенную специфику.

В процессе сопровождения профессиональной деятельности педагога могут оказываться консультационные услуги как управленческого, так и

общепедагогического характера. [7]. Если в первом случае цели консультирования охватывают все основные стороны деятельности образовательного учреждения, то во втором случае цели консультирования носят менее интегрированный характер и связаны только с совершенствованием образовательного процесса, оказание консультантом услуги по передаче клиентам знаний и опыта посредством процедуры их обучения, направленной на преодоление фактических и предполагаемых трудностей в деятельности клиентов и оптимизацию этой деятельности.

Проанализировав объекты и границы консультирования, определим возможных субъектов данной деятельности. Выбор субъекта консультирования, иными словами — консультанта, определяется несколькими факторами:

• спецификой объекта консультирования (учащийся, семья, преподаватель или менеджер образования и т.д.);

• уровнем профессиональной подготовки и компетенцией привлекаемого специалиста, имеющимся у него опытом консультационной деятельности;

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" 2015 №1 (17)

85

• характером анализируемой проблемной ситуации, вызвавшей необходимость консультационной помощи;

• личностными особенностями консультанта (коммуникабельность, способность к эмпатии и оценочно-аналитической деятельности, готовность к сотрудничеству).

Выбор консультанта определяется несколькими факторами:

• спецификой объекта консультирования (учащийся, семья, преподаватель или менеджер образования и т.д.);

• уровнем профессиональной подготовки и компетенцией привлекаемого специалиста, имеющимся у него опытом консультационной деятельности;

• характером анализируемой проблемной ситуации, вызвавшей необходимость консультационной помощи;

• личностными особенностями консультанта (коммуникабельность, способность к эмпатии и оценочно-аналитической деятельности, готовность к сотрудничеству).

В качестве консультантов могут выступать:

• для учащегося и его родителей — педагоги и воспитатели, администрация образовательного учреждения, педагоги-психологи и специалисты консультационных служб;

• для педагогического персонала — преподаватели и сотрудники образовательных учреждений высшего профессионального образования, являющиеся научными руководителями и экспертами - консультантами, работники институтов повышения квалификации и методических отделов и служб, специалисты консалтинговых центров;

• для управленческого персонала — представители органов управления образованием, сотрудники консалтинговых служб и агентств, профессора и доценты кафедр управления, коучи.

Консультирование в образовательном процессе имеет двойственную природу: с одной стороны, консультирование является одной из функций педагогической деятельности в целом (субъектом являются педагоги, воспитатели, администрация образовательного учреждения, а также, в известной степени, специалисты органов надзора и контроля в сфере образования), а с другой — специфическим видом профессиональной деятельности отдельных специалистов (субъектами являются педагоги-консультанты, методисты, модераторы).

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" 2015 №1 (17)

86

Помимо формальных, существует множество интерпретаций

содержательных функций консультанта.

Э. Шейн определил три такие функции при взаимодействии консультанта и руководителя как заказчика консалтинговой услуги: эксперта, исполнителя и сотрудничающего партнера.

В первом случае руководитель просит найти, в чем неисправность, устранить проблему и держать его в курсе дел.

Во втором случае менеджер сохраняет полный контроль, а от консультанта ожидается, что он будет применять специализированные знания для реализации планов действий, направленных на выполнение плана, разработанного менеджером.

В третьем случае консультант, взявший на себя роль партнера, начинает выстраивать отношения с клиентом, считая, что эффективно решать его проблемы можно только путем объединения своих специализированных знаний со знаниями менеджера организации. Они оба - консультант и клиент - активно участвуют в сборе и анализе данных, в постановке задач и разработке планов действий и, в конечном счете, разделяют ответственность за успех или провал.

Набор неформальных ролей консультанта может быть расширен:

• адвокат (активный сторонник; мастер уговоров);

• специалист по специализированной информации (эксперт);

• инструктор/преподаватель (обучение новым методам решения проблемы);

• участник решения проблемы (сотрудничество в процессах восприятия и осмысления, а также в эмоциональных процессах и действиях, необходимых для решения проблемы);

• идентификатор альтернатив и связующее звено с ресурсами;

• исследователь;

• советник по процессу;

• объективный наблюдатель [3].

Важно понимать, что взаимоотношения консультанта и клиента заключают в себе гораздо больше, чем содержание проблемы или проекта, над которыми работает консультант. Консультанты в любой из своих ролей работают с клиентами на двух уровнях:

- решения проблемы, которое требует применения профессиональных знаний консультанта как эксперта в данной области,

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" 2015 №1 (17)

87

-межличностном уровне, отражающем эмоциональную сторону клиент-консультантских отношений, ответственную за установление доверия и неуверенности клиента[6].

Для консультанта чувства клиентов являются эмоциональной частью обсуждения и важным источником данных о настоящих проблемах и о том, какие существуют возможности для создания хороших взаимоотношений как основы для достижения цели консультирования. П. Блок называет четыре элемента эмоциональной части взаимодействия клиента и консультанта:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• ответственность за планируемые и происходящие действия, лучшая пропорция для разделения которой между клиентом и консультантом составляет 50/50;

• чувства клиента и консультанта по отношению к действиям друг друга и развитию процесса как источник неявной, но важной информации;

• доверие как необходимый ресурс для совместной деятельности;

• собственные нужды консультанта .

Некоторыми пожеланиями консультанта могут быть следующие:

• доступ определенным данным и документам и людям, которые имеют отношение к решаемой проблеме;

• достаточное количество времени и денег, чтобы выполнить работу профессионально;

• своевременные ответы на телефонные звонки и письма консультанта;

• выделение помощников для совместной с вами работой над решением проблемы;

• поддержка руководства на организационном уровне, например, для личной встречи с людьми, вовлеченными в проект, для его объяснения и содействия;

• удобный временной график;

• соглашение о том, что клиент сообщит собственной организации об успешно проведенном вами проекте[8].

Представляется возможным выделение основных функций консультирования в сфере образования по характеру деятельности консультанта в образовательном процессе.

По этому критерию основные функции консультанта в образовательном процессе подразделяются на: [6].

диагностические, когда в процессе консультации выявляются причина и характер проблемной ситуации, с которой столкнулись педагог, ребенок или его

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" 2015 №1 (17)

88

родители, и на основе проведенной диагностики даются рекомендации по разрешению проблемной ситуации;

экспертные, когда задачей консультанта является проведение частичной или полной экспертизы деятельности образовательного учреждения или ее отдельных направлений с предоставлением результатов администрации школы или отдельным педагогам для последующего анализа и использования в целях улучшения образовательного процесса;

инструктивно-методические, когда клиенту дается подробный инструктаж по решению профессиональной проблемы, который содержит конкретные методические рекомендации, позволяющие определить алгоритм действий работника по решению педагогической или управленческой задачи;

информационные, когда клиенту предоставляется необходимая информация, способствующая улучшению его профессиональной, учебной и иной деятельности (информация, предоставляемая консультантом, иногда сопровождается комментариями, помогающими клиенту рационально воспользоваться ею);

корректирующие, направленные на коррекцию поведения ребенка, исправление ошибок семейного воспитания, изменение в системе взаимоотношений «педагог—ребенок», «ученик—ученик», «родитель—ребенок», «родитель — учитель», а также на лечение профессиональных «болезней», исправление ошибок профессиональной деятельности, реконструкцию профессионального опыта;

формирующие, связанные с созданием позитивных установок и образцов поведения ребенка в социуме, формированием продуктивных взаимоотношений в семье, а также помогающие проектировать новые образцы профессионального поведения, осваивать инновационные стратегии развития образовательного процесса, организационно-педагогическую деятельность по развитию школы в целом;

социально-педагогические, направленные на формирование благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе, профилактику конфликтов и стрессов, эффективное межличностное и групповое взаимодействие в различных средах;

внедренческие, связанные с получением и использованием результатов интеллектуальной деятельности в сфере высшего образования (научно-исследовательских достижений, разработок, открытий, полученных в результате проведения научных исследований, опытно-экспериментальных работ) в практическую деятельность в процессе оказания консалтинговых услуг.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" 2015 №1 (17)

89

Функция, которую реализует консультант, время от времени может меняться. Поэтому можно говорить о том, какая функция является доминирующей в любой отдельно взятый момент или исполняется в течение наиболее длительного промежутка времени. Границы реализации той или иной функции консультанта могут расширяться и видоизменяться с усложнением задач и приобретением профессионального опыта.

Кем бы ни был по своему должностному статусу специалист, осуществляющий консультирование в сфере образования, он должен обладать высоким уровнем психолого-педагогической культуры, глубокими профессиональными знаниями в области педагогики, психологии, частных методик, менеджмента, иметь широкую этическую подготовку, включающую как теоретические, так и практические аспекты. Консультант, не усвоивший теоретические основы своей профессии, не знакомый с исследованиями, выполненными в данной области, не может ничего сделать для клиента, кроме применения частной техники.

В.И.Алешникова формулирует критерии, которым должен отвечать профессиональный консультант. [1, 25].

Требования к личности: Творческое мышление. Развитые навыки делового общения. Психологическая зрелость. Хорошее физическое и духовное здоровье. Стабильность в поведении, уверенность в себе. Способность к самосовершенствованию, самодисциплина, самоорганизованность. Самокритичность. Профессиональная этика. Проблемы теории и практики управления.

Требования к профессиональной компетенции

должен знать: Методы управления. Процедуры ведения отчетности. Системы обработки информации. Основы вычислительной техники. Организационные основы консультирования. Методические основы консультирования.Факторы, влияющие на результативность консультирования. Определять и решать проблемы. Принимать нестандартные управленческие решения.

должен уметь: Обучать, передавать знания. Побуждать работников к

творческой деятельности. Формировать и развивать эффективные рабочие группы. Применять ранее накопленный опыт консультирования в различных областях при решении различных проблем. Непрерывно пополнять и обновлять знания. Участвовать в разработке и реализации стратегии консультационной организации.

Е. Липпит и Р. Липпит подробно расписывают способности консультанта по категориям «знания», «навыки» и «позиции» [3].

К категории «знания» они относят:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" 2015 №1 (17)

90

всесторонняя подготовка в области поведенческих наук, административной философии, политики и практики больших и малых организационных систем, понимание ведущих философских систем как основы мышления и фундамента систем ценностей; знание разнообразных методик обучения и тренинга;

знание и понимание человеческой личности, формирования установок, изменений; понимание тенденций развития групп, организаций и сообществ, а также функционирования и изменения социальных систем на разных стадиях; знание собственных мотиваций, сильных и слабых сторон, наклонностей.

Необходимые консультанту навыки:

• умение слушать, наблюдать, идентифицировать; проводить опросы, интервьюирование и использовать другие методы сбора данных;

• способность строить отношения, основанные на доверии, и работать с разными людьми независимо от их прошлого и характера; восприимчивость к чужим чувствам;

• навыки использования методов решения проблем и помощи в этом другим;

• способность работать с группами и командами над планированием и осуществлением изменений;

• навыки обучения и убеждения, предполагающие способность эффективно передавать новые идеи и разрабатывать учебные мероприятия, способствующие росту и изменению;

• способность использовать разнообразные методы вмешательства и способность определять, какой метод наиболее уместен в данный момент времени;

• способность диагностировать проблемы вместе с клиентом, находить источники помощи, власти и влияния, понимать ценности и культуру клиента, определять готовность к изменениям;

• способность быть гибким в отношении работы во всех типах ситуаций.

К числу важных качеств консультанта относятся следующие:

• компетентность, чувство ответственности за помощь клиентам в решении их проблем;

• зрелость: уверенность в себе, готовность защищать свои взгляды, идти на необходимый риск, способность справляться с отказами, враждебным отношением и подозрениями,

• непредвзятость, честность, интеллигентность;

• обладание гуманистической системой ценностей.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" 2015 №1 (17)

91

Поскольку процесс консультирования предполагает активное взаимодействие консультанта и клиента, границы между субъектом и объектом этого процесса являются весьма подвижными. Консультант побуждает консультируемого к поиску самостоятельного решения своей проблемы, актуализирует внутренний потенциал его личности. Тем самым клиент из пассивного объекта консультационного воздействия превращается в активного носителя действия, иными словами — в субъекта консультирования.

Исходя из этой логики, можно выделить ряд принципов взаимодействия консультанта и клиента. На некоторые из них указывает Э. Бенц, который отмечает, что «в идеале консультирование связано с рядом условий.

Во-первых, консультирование носит принципиально добровольный характер, который распространяется как на консультанта, так и на консультируемого.

Во-вторых, оба субъекта взаимодействия являются независимыми. Поэтому ситуация консультирования должна быть свободна от давления извне... Клиент сам определяет предмет консультирования, исходя из собственных потребностей, и обладает свободой выбора альтернативных решений» [8, 21]. Как отмечает автор, этим консультирование отличается от манипуляции, управления, обучения.

С этими положениями перекликаются характеристики процесса консультирования, сформулированные Р. Кочюнасом.

1. Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению.

2. Консультирование помогает обучаться новому поведению.

3. Консультирование способствует развитию личности.

4. В консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента.

5. Сердцевиной консультирования является «консультативное взаимодействие» между клиентом и консультантом [4, 8 ].

В этом же ключе К. Роджерс выделил три основных принципа консультирования:

• каждая личность обладает безусловной Ценностью и заслуживает уважения как таковая;

• каждая личность в состоянии быть ответственной за себя;

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" 2015 №1 (17)

92

• каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения.

Остановимся на принципах консультационного взаимодействия в образовательном процессе более подробно. [5].

Принцип добровольности предполагает, что клиент сам решает, нужно ли ему обращаться к консультанту, выбирает специалиста, форму и продолжительность консультирования, а также определяет, в какой мере полученные им рекомендации могут быть использованы в реальных ситуациях профессиональной деятельности.

Принцип равноправия сторон предполагает равную ответственность клиента и консультанта за успех консультационного процесса, цесса. Последний не должен брать на себя всю ответственность за результаты консультирования, так как основная задача, которую решает консультант, «состоит в том, чтобы помочь клиенту в выявлении своих внутренних резервов и в устранении факторов, мешающих их использованию». В связи с этим клиенту отводится равноценная роль в консультировании наряду с консультантом. Как указывает В.И.Алешникова, «сведение участия хотя бы одной из сторон к нулю означает прекращение процесса консультирования» [1.114]. Консультант призван создать условия, стимулирующие клиента к принятию самостоятельных решений, в то время как клиент должен быть способен эффективно взаимодействовать с консультантом в процессе и после осуществления консультационного проекта.

Консультирование призвано актуализировать творческий потенциал личности клиента, побудить его к самоанализу, к принятию ответственности за решение профессиональной проблемы с помощью советов и подсказок.

Путь консультирования — не трансляция готовых образцов профессионального поведения, а выработка новых моделей, ориентированных на профессиональноличностные возможности клиента. Поэтому «эффективное консультирование - это процесс, который выполняется вместе с клиентом, но не вместо клиента» [4,21].

Принцип вариативности предполагает, что консультирование носит ситуационно меняющийся характер, существенно ограничивающий возможность выделения универсальных способов решения проблем клиента, пригодных для всех ситуаций. Педагогические ситуации являются чрезвычайно разнообразными и динамичными. Действительность образования представляет собой живую ткань, которая не вписывается в жесткие рамки и не позволяет предлагать клиенту стандартные рецепты профессионального поведения. Практику консультирования нельзя свести к разработке

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" 2015 №1 (17)

93

готовых рецептов, она побуждает специалистов к самостоятельному анализу и постоянной рефлексивной деятельности, ибо не может быть одинаковых клиентов, одинаковых проблем и ситуаций консультирования, а значит, и одинаковых консультационных услуг.

Консультационная услуга имеет не только инструментальные, но и процессуальные характеристики. Последнее обусловлено меняющейся ситуацией взаимодействия консультанта и клиента, которая во многом обусловлена профессионально-личностными особенностями субъектов процесса консультирования, их опытом, отношением к решаемой проблеме, статусом в профессиональной среде.

В соответствии с принципом целостности консультационная услуга является лишь отдельным звеном в системе непрерывного сопровождения профессиональной деятельности педагогов. Сама по себе она не может решить всех его профессиональных проблем или снять имеющиеся у специалиста затруднения. Лишь логическая взаимосвязь и последовательное оказание серии консультационных услуг могут обеспечить эффект. Как отмечает Р. Кочюнас, «не следует ожидать непосредственного эффекта от каждой отдельно взятой консультативной встречи — решение проблем, а также успех консультирования не похожи на равномерно поднимающуюся вверх прямую; это процесс, в котором заметные улучшения сменяются ухудшениями, потому что само изменение требует многих усилий и риска, которые не всегда и не сразу завершаются успехом» [4,21].

Принцип профессиональной этики рассматривает в качестве условия эффективного консультирования соблюдение этических норм, исключающих манипулирование клиентом, саморекламу консультанта, навязывание консультируемому субъективных профессиональных позиций и оценок.

Принцип независимости консультанта исходит из того, что в процессе консультирования педагог-консультант должен абстрагироваться от других социальных ролей, которые он выполняет (классного руководителя, воспитателя, администратора и т.д.). Например, анализируя конфликтную ситуацию между учителем и учеником, консультант, являющийся директором школы, рекомендует учителю на определенное время ограничить общение с ребенком, используя педагогический прием «мнимое безразличие».

Такая рекомендация находится в определенном противоречии с ролевой позицией директора, который как администратор заинтересован в постоянном общении (как формальном, так и неформальном) педагогов и учащихся.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" 2015 №1 (17)

94

Рассматриваемый принцип исключает возможность консультирования по поручению, ибо такой процесс игнорирует субъектную позицию участников консультационного взаимодействия, а по своему характеру напоминает коалиционное манипулирование, о котором речь пойдет ниже.

Принцип конфиденциальности провозглашает недопустимость разглашения доверительной информации, полученной консультантом в процессе взаимодействия с клиентом.

Принцип кооперации предполагает, что консультант при контакте со сложной и многоаспектной проблемой консультируемого должен адекватно оценивать границы собственной компетентности и в случае необходимости использовать возможности более опытного консультанта-супервизора или консультационного консилиума, в котором могут быть представлены специалисты различных профилей (педагоги, врачи, юристы, психологи и т.д.).

Каждый принцип содержит в себе требования, как к консультанту, так и клиентам в образовательном процессе. Эти требования относятся к качествам личности консультанта, его знаниям, навыкам, умениям, т.е. компетенциям

Для формирования указанных компетенций консультанта важным фактором является его отбор и специальное обучение.

Анализ проведенных исследований, опыт подготовки консультантов-экспертов, мнений специалистов, разрабатывающих и реализующих программы подготовки консультантов позволяет утверждать о том, что к данной деятельности следует привлекать специалистов, уже обладающих достаточным багажом профессиональных знаний и практик и пользующихся авторитетом в профессиональном сообществе. И связано это с тем, что консультантам необходимо разбираться не только в государственной и региональной политике в области образования, хорошо знать содержание и целевую направленность реализуемых инновационных проектов в сфере своей профессиональной деятельности (в дошкольном или общем образовании, в экономике образования, законодательстве в области образования, в обучении детей-инвалидов и т.д.), но и владеть технологиями самого процесса консультирования, экспертизы, анализа, диагностики проблем развития систем образования (федеральной, региональной, муниципальной), учреждений образования различного типа и вида, проектной деятельности. Этим и определяются подходы к выбору направлений подготовки, к разработке специальных программ подготовки консультантов в области образования.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" 2015 №1 (17)

95

Отбор кандидатов для подготовки экспертов-консультантов также должен быть нестандартным, поскольку необходимо выявить не только профессиональный уровень, но и личностные качества кандидата, включая его авторитет в педагогическом сообществе, мотивацию к выполнению функций консультанта.

Консультанты по вопросам развития системы образования относятся к категории высококвалифицированных специалистов, процесс подготовки которых достаточно сложен. Будучи высокими профессионалами в определенной области, они должны приобрести базовые и специальные компетенции, обеспечивающие им возможность выступать в качестве экспертов, консультантов, аналитиков, разработчиков по широкому кругу взаимосвязанных аспектов и направлений инновационного развития образования.

Проведенные исследования предыдущих лет по выявлению направлений консультационной деятельности, особенностей подготовки таких специалистов, как консультантов по вопросам развития образования, показывают, что имеющиеся в арсенале современных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования средств подготовки таких специалистов явно недостаточно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ проведенных исследований по вопросам подготовки консультантов в области образования позволил выявить возникшие при этом проблемы: отсутствие необходимого потенциала научных кадров для проведения курсовой подготовки; отсутствие взаимодействия консультантов с другими регионами; высокая занятость отобранных специалистов по месту основной работы; большой объём образовательной программы подготовки консультантов; отсутствие нормативного оформления содержания деятельности консультантов на региональном уровне; нерегулярное финансирование деятельности по подготовке консультантов; удаленность местонахождения стажировочной площадки.

Проведенные исследования, опыт, накопленный при подготовке экспертов, позволил сформулировать ряд рекомендаций:

по формам взаимодействия с органами власти субъектов РФ

участие в независимой экспертизе, общественной экспертизе региональных и федеральных целевых программ, проектов, концепций на стадии их разработки и/или утверждения; работа в аттестационной комиссии, в комиссии по государственной (итоговой) аттестации, в качестве эксперта по аккредитации ОУ; участие в инновационных проектах в сфере образования; участие в научно-консультационном и информационно - аналитическом обеспечении подготовки материалов по вопросам развития образования; работа в группах и комиссиях при руководстве регионального органа управления образования по направлениям деятельности стажировочной

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" 2015 №1 (17)

96

площадки; работа в общественной региональной палате в качестве ведущего консультанта по вопросам стратегии развития образования и правам человека;

по формам взаимодействия с образовательными учреждениями:

организация выездных мероприятий и вебинаров; проведение пресс-конференций, семинаров, консультаций, встреч с работниками и родителями, общественностью; Консультирование, организация методической работы в ОУ по направлению введения ФЕОС; организация обучающих семинаров для заместителей директоров ОУ, налаживание сетевого взаимодействия, организационно-методическое сопровождение; оказание помощи образовательным учреждениям при подготовке к участию в конкурсах (региональных, федеральных); консультации по вопросам управления деятельностью, материальными, финансовыми, кадровыми ресурсами на уровне образовательного учреждения, на индивидуальном уровне; работа в аттестационной комиссии образовательного учреждения, помощь при прохождении самоаттестации и аттестации;

по формам взаимодействия с родительскими сообществами, широкой

общественностью

публикации в СМИ, Интернет (в том числе социальные сети); участие в подготовке информационных и методических материалов для родителей по различным вопросам, в том числе по организации открытого информационного пространства ОУ; участие в работе региональных профессиональных общественных организаций; подготовка публичного доклада в муниципальном образовании, участие в работе Муниципального общественного совета по отрасли «образование»; публичные мастер-классы, форумы, демонстрационные площадки ведущих технологий и видов деятельности в сфере образования; оказание консультационной помощи в вопросах взаимодействия детей и родителей; создание" Школы родителей", как помощь в решении психолого- педагогических проблем в воспитании детей и поднятии статуса семьи и родительства, как таковых.

по изменениям в подготовке консультантов: активизировать дистанционные формы подготовки ведущих консультантов; увеличить объем практических занятий; скорректировать УМК (содержание и состав модулей, внедрить новые технологии и формы обучения). Так, в частности, региональными стажировочными площадками предлагается добавление модулей: «Е1сихология управления»; «Психолого-

педагогические основы выявления и развития детской одаренности на всех уровнях обучения»; «Личностно-смысловые ценности формирования ценностно- смысловой сферы личности в условиях введения стандартов основного общего образования»; «Совершенствование форм государственно-общественного управления развитием образования»; «Экономика образовательной деятельности»; «Модернизация региональных программ развития образования», «Предоставление услуг в электронном

виде» и т.д.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" 2015 №1 (17)

97

Все это вызывает необходимость разработки нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность данных специалистов, а также создание научно-методического сопровождения экспертно-консультационных служб на разных уровнях образования.

Таким образом, определяя роль и место консультанта в образовательном процессе, можно выделить несколько ключевых характеристик:

• использование консультантом специальных знаний, умений, навыков, компетенций;

• осуществление консультантом сотрудничества, взаимодействия с клиентом;

• оказание консультантом помощи, советов клиенту;

• решение консультантом проблем, возникших у клиента, принятие мер, направленных на изменение ситуации к лучшему;

• опосредованное влияние консультанта, отсутствие возможности

осуществлять изменения самостоятельно.

Консультирование представляет собой взаимосвязанную деятельность

консультанта и клиента, направленную на диагностику и решение проблемной ситуации, с которой столкнулся объект консультирования. Консультирование является целенаправленным процессом, оно рассчитано на относительно продолжительное время и имеет ряд последовательных этапов.

Консультант - это специалист, обладающий знаниями в конкретной области, который приглашен клиентом для выполнения деятельности, требующей специальных знаний и практических навыков.

Для формирования указанных компетенций консультанта важным фактором является его отбор и специальное обучение.

Список литературы

1. Алешникова В. И. Использование услуг профессиональных консультантов. — М., 1999.

2. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования: пер. с лит. - М.,

2000.

3. Липпит Е., Липпит Р. Консалтинговый процесс в действии/Пер. с англ. - Спб.: Питер, 2007. -С.70-78.

4. Олиференко Л.Я. и др. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. — М., 2002.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" 2015 №1 (17)

98

5. Саханский Н.Б. Основные виды консультационной деятельности в сфере образования. С. 202-222. Психология профессионала: личность, деятельность, организация: коллективная монография/под ред. Т.А. Жалагиной, Л.Ж. Каравановой, Е.Д. Коротанной. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2014.-292 с.

6. Саханский Н.Б. Основные функции консультанта в консалтинговом процессе. Материалы международной научно-практической конференции «Россия и мир: развитие цивилизации» 27 марта 2014 г. «Институт мировых цивилизаций». М.: ИМЦ,, 2014.

7. Саханский Н.Б. Консультирование как область педагогической деятельности //Сетевой научно-практический журнал «Управление образованием: теория и практика». - 2013. - №2.

8. Benz Е., Rueckriem N. (Hrsg.). Der Lehrer als Berater. - Heidelberg, 1978.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.