УДК 37.01
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КОНСАЛТИНГА
Соснина Т.В., научный сотрудник, Институт управления образованием РАО, Москва, Россия. Email: [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрены этапы возникновения и развития консалтинга. Выделены ключевые направления образовательного консалтинга. Предлагается несколько закономерностей организации дистанционного консалтинга в образовании.
Ключевые слова: консалтинг, история развития консалтинга, образовательный консалтинг, педагогический консалтинг, психологический консалтинг, социально-педагогический консалтинг, управленческий консалтинг.
HISTORY OF THE ORIGIN AND DEVELOPMENTS OF THE
CONSULTING
Sosnina T.V., Institute of Management in Education of RAE, Moscow, Russia. Email: Tatiana-0108@yandex. ru
Annotation. Stages of the origin and developments of the consulting are considered In article. The key directions of the educational consulting are Chosen. It Is Offered several regularities to organizations of the remote consulting in formation.
Key words: consulting, history of the development of the consulting, educational consulting, pedagogical consulting, psychological consulting, social-pedagogical consulting, management consulting.
Консалтинг представляет собой предоставление интеллектуальной помощи в самых разнообразных сферах жизнедеятельности человека. Консалтинг как форма передачи независимых советов в обыденной практики существует столько же, сколько существует само человечество.
При содержательном анализе тенденции развития консалтинга можно проследить его постепенный переход от проблем отдельной личности к групповой динамике и, наконец, к проблемам целых организаций и различных структурных единиц территориальных систем
управления. Считается, что в современном виде консалтинг был создан в США и, затем получил распространение в европейских странах [1].
Исторически первым видом профессиональных услуг были юридические. Без нотариальных контор и адвокатских услуг предприниматели не обходятся уже несколько сот лет. Позднее, в конце XIX века, по мере усложнения экономики и соответствующего развития экономических наук начала формироваться новая область профессиональных услуг — консультирование по экономике и управлению, т. е. менеджмент-консалтинг.
Отправной точкой развития консалтинга в мире принято считать начало двадцатого столетия, когда мощный технический прогресс вызвал необходимость пересмотреть подход к организации предприятий, его управления и структуры. В крупном бизнесе возникла катастрофическая нехватка информации, новых знаний и навыков, способных помочь перестроиться в соответствии с новыми условиями, которые диктовал рынок, а также возросшей конкурентной борьбой. Именно тогда появились первые консультанты: Фредерик Тейлор, Гаррингтон Эмерсон и Артур Д. Литтл, чьи работы в области научной организации труда и эффективности производства принесли им мировую известность. В 1914 году Эдвин Буз организовал службу деловых исследований, ставшую одной из первых консалтинговых компаний в мире - "Booz Allen Hamilton". В 20-30 гг. XX века такие фирмы распространились и в Европе (в первую очередь в Англии и Германии), в 40-50-е гг. XX века - и в других регионах мира (Африка, Азия, Латинская Америка).
Однако вплоть до начала 30-х годов XX века консалтинга как отдельной отрасли не существовало. Количество фирм, занятых в этой сфере, было настолько мало, что говорить о буме консалтинговых услуг просто немыслимо. Проблемы, которыми занимались эти немногочисленные консалтинговые компании, были очень узконаправленными. Они сводились в основном к маркетингу, сбыту и управлению человеческими ресурсами.
В 30-е гг. XX века после мирового экономического кризиса и Великой депрессии в США консалтинг завоевал признание во всех промышленно развитых странах. К услугам консультантов стали прибегать в основном крупные промышленные фирмы. Появился спрос на консультирование государственного сектора и военного комплекса, что сыграло важную роль во время Второй мировой войны. Также в эти годы большое влияние на развитие консалтинга оказали идеи К. Роджерса, благодаря которому возникло новое течение консалтинга - личностно-центрированный подход. Это течение полностью изменила роль клиента в процессе консультирования.
Реальное становление отрасли произошло во второй половине 19401950 гг., в связи с чем этот период называют «золотой век консалтинга». Все это обусловлено послевоенным строительством, ростом деловой активности, торговли и финансов. С тех пор отрасль развивается такими темпами, что обгоняет многие старые и новые отрасли мировой экономики.
В 60-е гг. XX века в американском обществе консалтинг являлся самостоятельным течением. Его задача состояла в оказании персональной психосоциальной помощи в рамках закона и общепризнанных ценностей. Также в это время, в период так называемой «революции менеджеров», в Западной Европе и САШ происходит обособление профессии социального консультанта. В связи с этим обращается внимание на выделение сущностных характеристик социального консалтинга.
Х.М. Беркс (H. Burks) и Б. Стеффлре (B. Stefflre) (1979 г.) отмечают, что «назначение консалтинга заключается в том, чтобы помочь клиентам понять и прояснить собственные взгляды на их жизненное пространство и научить их достигать собственных, самостоятельно определяемых целей посредством осуществления сознательных выборов и решения проблем эмоциональной и межличностной природы» [11].
Консалтинг получил столь широкое распространение, что в США в 70-е годы на каждые 100 управляющих в промышленности приходился один консультант.
По официальным данным, в настоящее время, консультирование по экономике и управлению в большинстве стран мира выступает как отдельный сектор услуг. В США его оборот составляет 14 млрд. дол. в год, в Европе - 8 млрд. дол. в год, в Японии - 2,5 млрд. дол. в год, а в остальных странах мира в целом он оценивается в 2 млрд. дол. в год [7].
В середине 60-х гг. XX века консалтинг появился и в Великобритании. Первые британские консалтинговые компании находились под влиянием идей К. Роджерса. Консалтинг быстро развивался и стал широко применяться в области здравоохранения, службах социального обеспечения компаний и предприятий, в ассоциациях и учреждениях, где он использовался главным образом для оказания бесплатных услуг сотрудникам.
В наши дни в состав Британской Ассоциации Консалтинга (British Association for Counselling), основанной в 1977 г., входит более 4 тыс. независимых членов и 250 ассоциированных организаций. Ассоциация имеет несколько отделений, отвечающих за консультирование в церковных кругах, в среде учащейся молодежи, на предприятиях, в образовании, в медицине, в области семейных и брачных отношений. Применение консалтинга в ассоциациях опирается на поддержку государства, восполняя недостаток средств за счет государственного бюджета [1].
Во Франции консалтинг появился в 30-е гг. XX века. Первоначально он представлял собой способ профессиональной ориентации. Национальный институт исследований труда и профессиональной ориентации (INETOP) в рамках двухлетней программы готовил профконсультантов, призванных предоставлять молодым людям полезные сведения и помогать им в выборе направлений обучения.
В середине 60-х гг. XX века во Франции продолжают развиваться, с одной стороны, методы консалтинга в сфере социальной работы, учебного и семейного консультирования, с другой - в области психо-социологии групп. Наибольшее распространение во Франции получило направление К. Роджерса. Его методика психо-социологического вмешательства пригодная не только для изменения отдельных людей, но и для преобразования групп и организаций, повлияла на развитие французской психо-социологии и получила отражение и развитие в работах М.Ж. Дарделена, Д. Ле-Бона, Ж. Ферри, Д. Амелина, М. Лобро, Р. Луро, Ж. Лапассад, М. Пажеса А. Де Перетти и др. [11].
Консалтинг - достаточно молодое направление сферы услуг в России. А. Пригожин отмечает четыре основные стадии формирования российского консалтингового рынка:
1. отчужденный рынок - наблюдается сугубо пассивный спрос на услуги консалтинга при наличествующих возможностях консультирования на уровне знаний и методик, потому, что клиент относится к ним настороженно;
2. фетишизированный рынок - заказчик требует не то, что нужно на самом деле, а то, что популярно, например, новую организационную структуру, информационную систему, процедуру аттестации персонала и пр.;
3. избирательный спрос - имеется большое разнообразие консультационных продуктов, и для клиента возникает проблема выбора тех из них, которые ему необходимы;
4. комплексный спрос - важен не столько отдельный консультационный продукт или услуга, сколько весь опыт консультанта, знания, глубина мышления, осуществляется взаимодействие с консультантом как с креативным партнером [8].
Содержательно консалтинг в образовании развивается в рамках следующих направлений: [1]
1) педагогический;
2) социально-педагогический;
3) психологический;
4) управленческий.
Ниже рассмотрим более подробно эти направления.
1) Педагогический консалтинг
Под педагогическим консалтингом понимается вид сопровождения клиента в образовательном процессе и оказание ему консультационной помощи в разрешении проблем, связанных с учебно-познавательной деятельностью и личностно профессиональным развитием [6].
По мнению Н.В. Василенко педагогический консалтинг представляет собой профессиональную помощь в организации и осуществлении процесса обучения, а также включает в себя:
- сопровождение детей, подростков и взрослых, обучаемых в образовательном процессе, оказание им и членам их семей консультационной помощи в определение способов удовлетворения образовательных потребностей и решении проблем, связанных с учебно-познавательной деятельностью;
- научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогического процесса.
Задачи педагогического консалтинга связаны с совершенствованием процесса удовлетворения образовательной потребности или оказания образовательной услуги.
В качестве клиентской системы могут выступать, во-первых, обучаемые и члены их семей. В данном случае роль консультанта выполняют воспитатели и учителя, педагоги-психологи, специалисты консультационных служб, репетиторы. Во-вторых, сами учителя, научно-педагогические работники, методисты, педагогический персонал образовательных учреждений. Консультантами здесь выступают научные
руководители, наставники-консультанты, работники ИПК и методических служб, специалисты центров развития образования и т.д.
Авторы книги «Педагогическое консультирование» [6] отмечают, что педагогическое консультирование позволяет находить оптимальные способы решения проблем не только на уровне отдельного профессионального или образовательного учреждения, но и на уровне территориальной системы образования.
Консультирование в территориальной образовательной системе связано с рядом важных аспектов развития образования территории, таких, как:
- применение программно-проектной методологии управления образованием;
- сочетание административного управления и самоорганизации в определении приоритетов развития, выборе средств достижения целей, оценке деятельности;
- управление образованием на основе солидарной ответственности государственных, муниципальных органов управления и территориального сообщества;
- ориентация на культурные, экономические, географические, демографические, природные характеристики территории [6].
Целью педагогического консалтинга как составной части образовательной политики является:
- обеспечение доверия к реализуемой стратегии развития образования;
- разъяснение основных целей территориальной образовательной политики;
-профессиональная ориентация учащихся, родителей, педагогов с учетом текущих и перспективных потребностей территориального рынка труда;
- оказание помощи образовательным учреждениям в подготовке к процедурам лицензирования, аттестации и государственной аккредитации. [6].
На сегодняшний день значительно увеличился спрос на образовательные услуги. Этому способствует предоставление учебными заведениями и различными организациями формирование многопрофильного рынка образовательных услуг. Система непрерывного образования также становится неотъемлемой частью педагогического консалтинга.
В связи с этим можно выделить новый подвид педагогического консалтинга - образовательный.
Консалтинговая деятельность в образовании является одной из инновационных направлений. В сфере образования немного исследований обобщающего характера по теории консалтинга (М.Х. Мескон, М.О. Альберт, Ф. Хедоури, Э.А. Уткин, К.М. Ушаков и др.) [5].
Консалтинг в образовании имеет свои особенности, обусловленные спецификой рассматриваемой области. С одной стороны, сами образовательные структуры оказывают услуги консалтингового характера различным организациям и группам населения, с другой, - сами эти структуры и отдельные работники образовательной сферы могут быть потенциальными потребителями консалтинга в сферах профессионального роста и личностного развития, ресурсного обеспечения учебного процесса и научных исследований, позиционирования на рынке образовательных услуг и пр. [1].
По мнению Капустина Н.К. образовательный консалтинг - это набор социально-технологических приемов и методов, используемых для проектирования процесса инновационного развития образовательного учреждения и системы образования работников. Процесс консультирования включает в себя: диагностику, выработку рекомендаций, содействие во внедрении проекта - это один вид
консультирования. Другой, - направлен на то, чтобы организация сама выработала нужные для ее развития решения. В этом случае роль консультанта сводится к тому, чтобы с помощью специальных средств, процедур создать условия для разработки плана действий. Но идеальным является такой способ консультирования, который, с одной стороны, приводил бы к запуску механизма самоорганизации и саморазвития; с другой - означал бы совместную деятельность по решению какой-либо проблемы [2].
В условиях перехода общества к информационному типу образовательный консалтинг можно рассматривать как дистанционную форму передачи знаний, навыков и т.д.
Дистанционный консалтинг имеет много преимуществ: быстрый способ доставки информации; наличие постоянного контакта с клиентом; возможность оперативного обсуждения возникающих вопросов, как правило, при помощи средств телекоммуникаций.
Выделим две закономерности организации дистанционного консалтинга: синхронная и асинхронная системы дистанционного консалтинга.
1) Синхронная система дистанционного консалтинга, основанная на Internet-технологиях:
• MOO (Multi-user Object Oriented - многопользовательская объективно-ориентированная среда) - среда, обеспечивающая контакт через Интернет в реальном времени. МОО представляет собой удобный сервис для консалтинговой деятельности в единое время, который не требует скоростных линий.
• MUD (Multi User Domain - «многопользовательский домен») -с помощью MUD можно создавать как частные встречи, так и групповые. MUD очень похож на МОО. Многопользовательский домен обеспечивает MUD-почту - небольшие сообщения между отдельными участниками и бюллетень сообщений для публичных обсуждений [4].
Видеотелефон и телеконференцсвязь обеспечивают возможность двусторонней связи между консультантом и клиентом: передача в реальном времени изображения, звука, информации и т.д.
2) Асинхронная система дистанционного консалтинга, основанная на Internet-технологиях:
• FTP (File Transfer Protocol - протокол передачи файлов). На FTP-серверах размещают большие файлы, содержащие наглядные рекомендации: графические изображения высокого разрешения, документацию (обычно в формате PDF), программные модели, видеопрезентацию и пр.
• Электронная почта (e-mail) - может быть использована для невербального общения участников консультационного процесса, пересылки файлов, документов, баз данных и пр. Важно то, что в процессе применения электронной почты абоненты не обязательно должны находиться на месте в момент связи.
• Listservs (списки рассылки) - это пакеты для управления обменом электронными письмами внутри некоторой группы. Данный способ рассылки можно использовать консультанту при необходимости сообщить некоторую единую информацию небольшого объема участникам консультационного процесса. Практически это та же электронная почта, но с фиксированным (групповым) адресом рассылки.
Таким образом, развитию образовательного консалтинга в значительной мере способствуют информационные технологии, при помощи которых консультант передает свои знания, навыки и методы управления.
2) Социально-педагогический консалтинг
Данный вид консалтинга, как отмечает Е.А. Крюков [3], помогает решать проблемы взаимодействия человека с окружающей средой (личностно-средовое взаимодействие) и требует пристального внимания к обоснованию научных подходов к его проведению. Без этого он носит
стихийный, интуитивный, поверхностный характер, давая малый социальный и личностный эффект.
Британская Ассоциация Консультантов в своем уставе (Membership Notes, 1990) определяет социально-педагогический консалтинг как процесс, при котором «человек, берущий на себя регулярно или временно роль консультанта, открыто и определенно предлагает и соглашается посвятить свое время, внимание и уважение другому человеку или людям, которые временно будут в роли его клиентов». В соответствии с этим документом, задача консультанта заключается в том, чтобы дать клиенту возможность исследовать, обнаружить и прояснить источники и пути, которые позволят ему жить более плодотворно и двигаться в сторону лучшего самочувствия.
При социально-педагогическом консалтинге помощь, прежде всего, оказывается детям и подросткам из различных групп риска, к которым можно отнести детей из неблагополучных и асоциальных семей; оставшихся без попечения родителей; с проблемами в развитии, не имеющих резко выраженной клинико-патологической характеристики; с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации и девиантного поведения.
К консультанту с просьбой о помощи, прежде всего, обращаются родители ребенка или взрослые, замещающие их (родители приемных и патронатных семей, опекуны, воспитатели интернатных учреждений).
Консалтинг в данном направлении могут проводить социальные работники, педагоги, психологи, врачи, имеющие специальную подготовку. В процессе консультирования принимают участие как практические учреждения - учреждения системы образования, центры психолого-социально-педагогической поддержки семьи,
административные и управленческие учреждения, - так и специалисты различных центров, работающие с семьей.
Например, классные руководители, учителя, преподаватели, социальные педагоги дошкольных, общеобразовательных, профессиональных образовательных и других учебных учреждений консультируют родителей по педагогическим и социально-педагогическим вопросам, обеспечивают социально-педагогическое сопровождение детей с особыми нуждами и их семей; занимаются психологическими проблемами воспитания «трудных» подростков; формируют позитивные отношения между детьми и взрослыми; разъясняют родителям наиболее распространенные ошибки в воспитании детей, особенно с отклонениями в психическом и физическом развитии.
Основная цель между взаимодействием консультанта и клиента заключается в улучшение механизмов социального функционирования ребенка (подростка) или социальной группы, с которой он контактирует.
Консалтинговая деятельность в рамках данного направления решает следующие задачи:
• соединение усилий учителей, родителей, специалистов по охране прав детей, опеке и попечительству;
• включение детей и подростков в школьную и общественную жизнь;
• повышение адаптивных возможностей ребенка в преодолении проблем, имеющихся в семье [1].
В современных условиях роль социально-педагогического консалтинга возрастает. В первую очередь данный вид консалтинга направлен на: социальную адаптацию (обеспечение процесса приспособления ребенка к социальной среде); социальную реабилитацию (восстановление утраченных или ранее востребованных значимых качеств личности).
3) Психологический консалтинг - это профессиональная деятельность, реализуемая через совокупность специальных процедур, имеющих целью оказание помощи человеку в снятии проблем и
осуществлении необходимых изменений в области профессиональной деятельности, карьеры, барка, семьи, саморазвития, межличностных отношений и пр. [1].
Психологический консалтинг включает в себя оказание помощи педагогическим работникам, родителям, а также другим участникам образовательного процесса по проблемам жизненного самоопределения, личностного развития, взаимоотношений детей и подростков со сверстниками и взрослыми.
В отличие от психотерапии психологический консалтинг проводится не с больными, а со здоровыми людьми, имеющими определенные проблемы. Психотерапевты больше слушают и центрируются на клиенте, тогда как психологи-консультанты чаще используют объяснения, информирование, советы.
Особым видом психологического консалтинга считается профориентационное консультирование. Климов Е.А. различает две самостоятельные задачи профконсультации:
1) оказать помощь человеку, вступающему в трудовую жизнь, правильно решить вопрос о выборе профессии; 2) обеспечить наилучшую адаптацию человека к профессии, помочь ему «найти себя» в данной области, выработать свой стиль, свой почерк [9].
На сегодняшний день профессиональное консультирование направлено на решение следующих задач:
- совершенствование профессионального просвещения, включающего профессиональную пропаганду и профессиональную адаптацию;
- реализацию профессиональную диагностики, профессиональной ориентации, профессионального подбора и профессионального отбора;
- выбора профессии и оценки профессиональной пригодности;
- обоснованной смены профессиональной деятельности в случае необходимости [1].
4) Управленческий консалтинг
Интенсивное инновационное развитие образовательных учреждений обусловило появление нового вида профессиональной деятельности -управленческого консультирования. Этот вид консультирования призван помочь руководителям и педагогическим коллективам определить «точки роста», преодолеть ситуации профессионального затруднения, осмыслить характер и последовательность необходимых изменений.
Управленческий консалтинг направлен на помощь в решении проблем, возникающих в процессе управления различными социально-экономическими системами и мешающих организациям воспользоваться всеми потенциальными возможностями, которые, по мнению менеджеров, должны быть у него [10].
Управленческий консалтинг направлен на решение следующих
задач:
- разработка стратегии образовательного учреждения, консультации по созданию попечительского совета учебной организации, переходу в статус автономной организации, формированию фонда целевого капитала и пр.;
- формирование более адекватной организационной структуры, оптимизация процессов на основе применения автоматизированных и информационных систем;
- совершенствование системы аттестации и стимулирования сотрудников и преподавателей;
- помощь в урегулировании конфликтных и нестандартных ситуаций в образовательной системе или организации.
В качестве специалистов - консультантов могут выступать представители высшей школы, работники системы повышения квалификации, органы управления образованием, прошедшие специальную подготовку.
Смыслом деятельности консультантов по вопросам управления является достижение существенных изменений в различных сторонах жизнедеятельности организации, иными словами, осуществление процесса ее стратегического развития [6].
В заключение можно выделить, что образовательный консалтинг -достаточно новое направление как в теории, так и в практике образовательной сферы, требующее научного исследования, обобщения и поиска путей его реализации.
Список литературы
1. Василенко, Н.В. Консалтинг в образовании [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 050400 "Соц.-экон. образование" / Н. В. Василенко ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. -СПб. : КультИнформПресс. - 2011. - С. 274.
2. Капустин, П.А.. Управленческое консультирование для руководителей. - СПб., 2000. - С. 160.
3. Крюков, Е.А. Введение в социально-педагогическое проектирование: уч. пособ. к спец. курсу / Е.А. Крюкова; науч. ред. Н.К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 1998.
4. Материалы с сайта: http://do.gendocs.ru/docs/mdex-54988.html?page=7# 1846281.
5. Мескон, Майкл Х., Альберт Майкл, Хедоури Франклин. Основы менеджмента: Пер. с англ. / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури : - М.: Дело. - 1993. - С. 701.
6. Педагогическое консультирование: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - С. 320.
7. Посадский, А.П. Основы консалтинга : пособие для преподавателей экон. и бизнес-дисциплин / А.П. Посадский ; Гос. ун-т, Высш. шк. экономики. - М. : ГУ ВШЭ, 1999. - С. 238.
8. Пригожин, А.И. Методы развития организаций. - М.: МЦФЭР, 2003. -C. 863.
9. Профессиональное консультирование школьников. [Пособие для студентов психолого-педагогических специальностей]. - Шадринск: Изд-во ПО. «Исеть», 2005.
10. Уикхем, Ф. Консалтинг в управлении проектами: пер. 2-го англ. изд. -М.:Дело и Сервис, 2006. - С. 56.
11. Burks, H.M., Stefflre, B. Theories of Counseling. [Текст] / H.M. Burks, B Stefflre. -3- d Ed. - New York, 1979.