Научная статья на тему 'Педагогическое консультирование как форма профессионального взаимодействия'

Педагогическое консультирование как форма профессионального взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5898
597
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / PEDAGOGICAL COUNSELING / КОНСУЛЬТАНТ / CONSULTANT / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО / PROFESSIONAL COMMUNITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пулина Анжелика Анатольевна

В статье проанализированы современные подходы к процедуре педагогического консультирования. Выделены основные дефиниции педагогического консультирования, на основе анализа основных функциональных областей его применения определено сходство и отличие от управленческого консультирования. Также, определены перспективы педагогического консультирования в условиях модернизации образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL COUNSELLING AS A FORM OF PROFESSIONAL INTERACTION

The article analyzes modern approaches to pedagogical counselling. The basic definition of the pedagogical counselling, based on the analysis of the main functional areas of its application are defined similarity and contrast management consulting. Also, the prospects of the pedagogical counselling in the conditions of modernization of education.

Текст научной работы на тему «Педагогическое консультирование как форма профессионального взаимодействия»

УДК: 37.091

Пулина Анжелика Анатольевна

Кандидат педагогических наук гуманитарно-педагогическая академия ФГАОУ ВО «Крымский федеральный

университет имени В. И. Вернадского» (г.Ялта)

pulina@lenta.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ФОРМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

В статье проанализированы современные подходы к процедуре педагогического консультирования. Выделены основные дефиниции педагогического консультирования, на основе анализа основных функциональных областей его применения определено сходство и отличие от управленческого консультирования. Также, определены перспективы педагогического консультирования в условиях модернизации образования.

Ключевые слова: педагогическое консультирование, консультант, профессиональное сообщество

Angelica Pulina

Ph.D. (Pedagogic)

humanitarian-pedagogical Academy of Crimean Federal University named after V.

I. Vernadsky pulina@lenta.ru

PEDAGOGICAL COUNSELLING AS A FORM OF PROFESSIONAL

INTERACTION

The article analyzes modern approaches to pedagogical counselling. The basic definition of the pedagogical counselling, based on the analysis of the main functional areas of its application are defined similarity and contrast management consulting. Also, the prospects of the pedagogical counselling in the conditions of modernization of education.

Keywords: pedagogical counseling, consultant, professional community

В образовательных организациях проходит процесс реформирования и модернизации, вводятся новые государственные образовательные стандарты, расширяется вариативность и профильность, обновляются учебные планы и программы, внедряются новые подходы и технологии обучения, идет поиск и разработка независимой системы оценки качества образования обучающихся.

Следствием такого развития системы образования является усложнение характера профессиональной деятельности педагога, связанное с усилением требований государства и общества как к основному продукту этой деятельности — качеству обучения и воспитания учащихся, так и к личности педагога, его педагогической подготовке и профессиональным компетенциям.

Масштабы, глубина и интенсивность инновационных процессов в образовании, принципиальная новизна многих проектов (Федеральные государственные образовательные стандарты, новые экономические механизмы, изменения правового статуса бюджетных учреждений) привели к широкому обсуждению инноваций в социальных сетях, профессиональной среде, к стихийному появлению сетевых консультантов среди учителей-предметников, руководителей образовательных учреждений, обнаружив востребованность консультационной деятельности по вопросам развития образования, повышения качества образования, направленности образования и другим вопросам в контексте Федерального закона от 29.12.2012 г. № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [4].

Цель статьи — рассмотрение особенностей педагогического консультирования как формы взаимодействия педагогов, его роли в процессе профессионального развития педагога.

Консультационная деятельность, основанная на оказании интеллектуальных услуг в инновационном развитии профессиональной деятельности педагогических и управленческих кадров, является сегодня

фактором повышения их эффективности и, как следствие, — конкурентоспособности.

В помощи консультантов нуждаются: руководители и специалисты органов управления образованием всех уровней, руководители и специалисты различных отраслевых образовательных структур, руководители, педагоги и психологи общеобразовательных учреждений, учащиеся и их родители.

Потребность в интеллектуальной помощи растет быстрее, чем происходит подготовка профессиональных помощников — консультантов, экспертов, инструкторов, преподавателей. Овладение консультативными навыками, как дополнительными к своей основной специальности, является крайне перспективным для профессиональной реализации специалистов и руководителей.

Исследование статуса и проблематики консультационной деятельности в образовании имеет первостепенное значение не только в научных интересах, от степени ее разработанности зависят многие стратегические и тактические вопросы развития образования, векторы функционирования образовательных учреждений различных видов, реализация поставленных целей модернизации, решения практических задач их достижения.

Неопределенность категориального аппарата ведет за собой целый ряд следствий, которые будут сказываться не только на интерпретации педагогический явлений и ситуаций, но и на практике принятия управленческих решений в сфере образования.

Руководители и преподаватели образовательных учреждений, лишенные теоретических знаний о сущности консультационной деятельности, ее содержании и структуре, способны осуществлять только субъективированную учебно-воспитательную работу по реализации поставленных целей образования и задач их достижения. Теория консультационной деятельности, осознание особенности педагогического консультирования позволит сориентироваться и конкретно определиться в идеях и педагогических условиях образовательного

процесса, направленного на формирование субъектной позиции будущих специалистов. Другими словами, определение статуса консультационной деятельности выступает фундаментом построения научно-теоретических, методологических основ педагогической системы, функционирующей на системно-деятельностной основе.

В наиболее широком понимании консультирование определяется как любая форма оказания помощи в отношении содержания, процесса или структуры задачи. Экономисты рассматривают консультирование как особую профессиональную службу, работающую по контракту и оказывающую услуги организациям с помощью специально подготовленных лиц.

Консультирование представляет собой взаимосвязанную деятельность консультанта и клиента, направленную на диагностику и решение проблемной ситуации, с которой столкнулся объект консультирования, включая оценку и определение проблем, формулировку рекомендаций и помощь в их реализации.

М.А. Гулина, обобщая понимание консультирования в различных сферах человеческой деятельности, определяет его как «ориентированный на научение процесс, имеющий место между двумя людьми, когда профессионально компетентный в области релевантных знаний и навыков консультант стремится способствовать клиенту с помощью соответствующих его (клиента) актуальным нуждам методов и внутри контекста его (клиента) общей личностной программы узнать больше о себе самом, научиться связывать эти знания с более ясно воспринимаемыми и более реалистически определяемыми целями так, чтобы клиент мог стать более счастливым и более продуктивным членом своего общества» [1,с.37].

Консультационная деятельность имеет те же характеристики, что и любой другой вид человеческой деятельности. Это прежде всего целеположенность, мотивированность, предметность. Консультационная, как и любой другой вид деятельности, определяется психологическим (предметным) содержанием, в

которое включаются мотивация, цели, предмет, средства, способы, продукт и результат.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», консультационная поддержка может рассматриваться как предоставление образовательной организации консультационных услуг (консультирование) по проблемам организационного, экономического, юридического, управленческого, кадрового характера, а также по вопросам общей педагогики и частных методик. Если в первом случае цели консультирования охватывают все основные стороны деятельности образовательной организации, то во втором случае они связаны с совершенствованием образовательного процесса оказанием консультантом услуги по передаче клиентам знаний и опыта по методике обучения и оптимизации этой деятельности [4].

Если проблемы психологического консультирования, психотерапевтической помощи, консалтинга в менеджменте, праве, консультационной деятельности в социальной работе стали предметом многочисленных исследований на специальном научном и меж-дисциплинарном уровне, то педагогическое консультирование остается малоразработанной областью научного знания.

Н.Б.Саханский рассматривает педагогическое консультирование как область педагогического знания, граница которой очерчивается следующими объектами исследования:

во-первых, сопровождение учащегося в образовательном процессе и оказание ему консультационной помощи в разрешении проблем, связанных с учебно-познавательной деятельностью и личностным развитием в целом;

во-вторых, оказание консультационных услуг различным субъектам социума, участвующим в образовательной деятельности (родители учащихся, различные группы населения, потребители образовательных услуг);

в-третьих, научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогического персонала, в том числе профессиональное консультирование по проблемам организационного, экономического, юридического развития школы [3].

Выделим важнейшие характеристики педагогического консультирования: наличие у консультанта специальных педагогических знаний, умений, навыков, компетенций; осуществление в ходе консультирования профессионального взаимодействия, анализа для решения проблем, проектирование шагов, направленных на изменение ситуации к лучшему; опосредованное влияние педагога-консультанта, отсутствие возможности осуществлять изменения самостоятельно.

В процессе педагогического консультирования могут оказываться консультационные услуги как управленческого, так и общепедагогического характера. Если в первом случае цели консультирования охватывают все основные стороны деятельности образовательного учреждения, то во втором случае цели консультирования носят менее интегрированный характер и связаны только с совершенствованием образовательного процесса, проводится обучение, направленное на преодоление фактических и предполагаемых трудностей в деятельности заказчика и оптимизацию этой деятельности.

Субъектами педагогического консультирования могут быть для учащегося и его родителей — педагоги и воспитатели, администрация образовательного учреждения, педагоги-психологи и специалисты консультационных служб; для педагогического персонала — преподаватели и сотрудники образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, являющиеся научными руководителями и экспертами — консультантами, работники институтов повышения квалификации и методических отделов и служб; для управленческого персонала — представители органов управления образованием, сотрудники консалтинговых служб и агентств. Выбор субъекта консультирования определяется спецификой объекта консультирования

(учащийся, семья, преподаватель или менеджер образования и т.д.); уровнем профессиональной подготовки и компетенцией привлекаемого специалиста; характером анализируемой проблемной ситуации, вызвавшей необходимость консультационной помощи; личностными особенностями консультанта [2].

Педагогическое консультирование имеет двойственную природу, являясь одной из функций педагогической деятельности в целом и специфическим видом профессиональной деятельности отдельных специалистов.

Процедуру педагогического консультирования мы рассматриваем как специфическую форму взаимодействия, в ходе которого актуализируется внутренний личностный и профессиональный потенциал консультируемого, проектируется решение проблемы, присваиваются определённые знания, рефлексируется опыт, определяется направление дальнейшего профессионального развития.

Результатом любой консультационной деятельности является новый опыт. Наибольшее распространение в педагогической литературе получила концепция М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера и В.В. Краевского, в которой новый опыт клиента состоит из четырех основных структурных компонентов: опыт познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов — знаний; опыта репродуктивной деятельности, фиксированной в форме способов ее осуществления (умений и навыков); опыта творческой деятельности, фиксированного в форме проблемных ситуаций, познавательных задач и т.п.; опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений. Существенно одно — результатом педагогического консультирования является новый опыт клиента, который он получает в процессе консультирования и применяет в своей практической деятельности (образовательной, педагогической).

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить следующие виды педагогического консультирования:

диагностическое, когда в процессе консультации выявляются причина и характер проблемной ситуации, с которой столкнулись педагог, ребенок или его

родители, и на основе проведенной диагностики даются рекомендации по разрешению проблемной ситуации;

экспертное, когда задачей консультанта является проведение частичной или полной экспертизы деятельности образовательного учреждения или ее отдельных направлений с предоставлением результатов администрации школы или отдельным педагогам для последующего анализа и использования в целях улучшения образовательного процесса;

инструктивно-методическое, когда клиенту дается подробный инструктаж по решению профессиональной проблемы, который содержит конкретные методические рекомендации, позволяющие определить алгоритм действий работника по решению педагогической или управленческой задачи;

информационное, когда клиенту предоставляется необходимая информация, способствующая улучшению его профессиональной, учебной и иной деятельности (информация, предоставляемая консультантом, иногда сопровождается комментариями, помогающими клиенту рационально воспользоваться ею);

корректирующее, направленное на коррекцию поведения, изменение в системе взаимоотношений «педагог—ребенок», «ученик—ученик», «родитель— ребенок», «родитель—учитель», а также на лечение профессиональных «болезней», исправление ошибок профессиональной деятельности, реконструкцию профессионального опыта;

формирующее, связанное с созданием позитивных установок и образцов поведения, формированием продуктивных взаимоотношений, а также помогающее проектировать новые образцы профессионального поведения, осваивать инновационные стратегии развития образовательного процесса;

социально-педагогическое, направленное на формирование благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе, профилактику конфликтов и стрессов, эффективное межличностное и групповое взаимодействие в различных средах;

внедренческое, связанное с получением и использованием результатов интеллектуальной деятельности в практической деятельности [2].

Педагогическое консультирование — не трансляция готовых образцов профессионального поведения, а выработка новых моделей, ориентированных на профессионально-личностные возможности педагога. Эффективное консультирование — это процесс, который выполняется вместе с клиентом, но не вместо клиента.

Перспективным в рамках исследования является педагогическое консультирование, осуществляемое на первых ступенях профессионального развития молодого педагога, — наставничество; дистанционное педагогическое консультирование образовательных организаций общественно-профессиональными сообществами.

Литература

1. Гулина М.А. Основы индивидуального психологического консультирования. — СПб, 2000. — С. 37.

2. Педагогическое консультирование: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/под ред. В.А. Сластенина, И.А.Колесниковой. -М.: Издательский центр «Академия», 2006.

3. Саханский Н.Б. Консультирование как область педагогического знания и образовательной деятельности. / Институт управления образованием РАО. [М.] [Электронный ресурс]. - Режим доступа — URL: http: //www.iuorao .ru/attachments/292 consulting. docx.

4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) "Об образовании в Российской Федерации" [Электронный ресурс]. -Режим доступа- URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173649/

References

1. Gulina M.A. Osnovy individual'nogo psihologicheskogo konsul'tirovanija. — SPb, 2000. — S. 37. (in Russian)

2. Pedagogicheskoe konsul'tirovanie: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij/pod red. V.A. Slastenina, I.A.Kolesnikovoj. -M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2006. (in Russian)

3. Sahanskij N.B. Konsul'tirovanie kak oblast' pedagogicheskogo znanija i obrazovatel'noj dejatel'nosti. / Institut upravlenija obrazovaniem RAO. [M.] [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa — URL: http://www.iuorao.ru/attachments/292_consulting.docx. (in Russian)

4. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 31.12.2014, s izm. ot 02.05.2015) "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii" (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.