Первый этап работы «Познай себя, открой свои способности» с волонтерами направлен на самопознание и подготовку их к работе с подростками, попавшими в трудную жизненную ситуацию, и детьми с ОВЗ (умение выстраивать коммуникации, умение работать с группой, в команде и прочее). Данный этап способствует раскрытию личностного потенциала обучающихся (волонтеров), творческих способностей и направлен на самопознание и овладение различными компетенциями для работы с группой подростков.
В реализации этого этапа состоялся круглый стол «Я - волонтер территории добрых инициатив», в ходе которого обсуждались ключевые понятия и идеи волонтерской деятельности в России, направления деятельности благотворительного характера в рамках указанного проекта. Тренинг командообразования был направлен на создание командного духа, единого круга ценностей, а также специфику использования ресурсов членов команды и проработку слабых сторон, что способствовало раскрытию личностных качеств и формированию команды. Девиз тренинга - «Мы растем, преодолевая трудности. Каждое препятствие или ограничение - точка роста». В работе с волонтерами практикующими психологами реализовывались арт-терапевтические технологии по созданию команды. Волонтеры, объединившиеся в команды, выявляли отрицательные (деструктивные) и позитивные (конструктивные) качества и определяли социальные сферы для эффективной реализации функционала каждой команды.
На втором этапе - «Создание социальной ситуации развития для детей и подростков» - совместная деятельность волонтеров и специалистов проекта в социальных центрах, инклюзивной школе-интернате и детском доме. Этот этап предусматривает встречи и участие в проведении практико-ориентированных занятий «Умные игры» с детьми указанной категории, направленными на развитие воображения, мышления, выстраивания отношений ребёнка со средой, снятие коммуникативных барьеров.
Третий этап - совместная организация разработки социальных проектов с обучающимися - «Территория возможностей. Инициирую проект» предусматривал разделение на команды по разработке социально-ориентированных проектов по предпочтениям волонтеров, выявленных ими проблем и проведенного предпроектного исследования. Последующая защита проектов и начало их реализации были направлены на осмысление и доработку проектов. Кроме того, постижение истории «Добровольчество в России», обсуждение фильмов о проблемах подростков, молодёжи, детей с ограниченными возможностями здоровья или попавших в трудную жизненную ситуацию, формируют видение проблем в социальном, культурном и нравственном контекстах.
Проекты «Дети Солнца» (поддержка детей с ОВЗ и совместное проведение мероприятий с центром и родителями детей, например, совместный велопробег
Библиографический список
и др.), «Культура - наш дом» (вовлечение молодёжи в культурные мероприятия и раскрытие творческих способностей), «Миром правит парламент?» (профилактика никотиновой зависимости среди подростков и молодёжи) и другие свидетельствовали о социальном выборе волонтеров и желании самим многое постичь и оказать помощь детям, обучающимся разных категорий в осуществлении «выхода за пределы зависимостей», открытия себя.
Сотрудники кафедры совместно с обучающимися - бакалаврами и магистрантами - в реализации данного проекта также обретают новые навыки в организации отношений между волонтерами, целевой группой проекта, создании ситуации развития для всех обучающихся.
Таким образом, современное понимание проектирования связано не только с разработкой проекта (формированием образа будущего), но и с организацией самой деятельности по реализации проекта, выбором направлений проектной деятельности и инициированием их осуществления.
Вовлечение обучающихся в социальное проектирование позволяет запустить психолого-дидактические условия, при которых, во-первых, студент становится субъектом познания, проявляющим активную мыслительную деятельность. Во-вторых, установление отношений «преподаватель - студент», «студент - студент», «студент - дети и подростки, нуждающиеся в общении, построении отношений со взрослыми» в образовательном процессе происходит на принципах сотрудничества, обратной связи, содержательных коммуникаций [9, с. 68]. В-третьих, посредством участия в мероприятиях проекта и самостоятельной разработке социальных проектов преобразуется природа обучающегося. Проектирование тем самым становится целесообразным. В процессе реализации проекта и в результате анализа того, что в этом процессе происходит, корректируются, совершенствуются исходные идеи и решения проекта, т.е. происходит его непрерывное становление, посредством преобразований. В этих условиях срабатывает закон сохранения времени, экономии ресурсов, а самое главное - становление позиции неравнодушного человека, способного оказать помощь тем детям, подросткам, кто имеет особые образовательные потребности и ограниченные возможности здоровья. Участвуя в реализации проекта, учимся принимать и понимать Другого, а тем самым раскрывать себя, свои способности, увеличивать круг общения, творить добро, любить. Совместная реализация проекта «Территория добрых инициатив» с обучающимися в образовательном процессе вуза и за его пределами, разработка и защита социальных проектов командами волонтеров с последующей реализацией представляют мощный ресурс развития способностей обучающихся, овладения навыками проектной деятельности. Разработка и реализация социальных проектов является средством развития личности обучающихся в образовательном процессе вуза.
1. Дитхелм Г Управление проектами: в 2 т. Перевод с немецкого. Санкт-Петербург: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2009; Т. 1.
2. Луков В.А. Социальное проектирование: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Издательство Моск. гуманит.-социальн. академии «Флинта», 2003.
3. Асакаева Д.С. Условия и алгоритм эффективного педагогического проектирования в школе. Научное мнение: научный журнал. Санкт-Петербургский университетский консорциум. Санкт-Петербург 2017: 72 - 75.
4. Мазур И.И. Управление проектами: справочное пособие. И.И Мазур, В.Д. Шапиро [и др.]. Москва: Высшая школа, 2001.
5. Антонюк Г. А. Социальное проектирование: некоторые методологические аспекты. Минск: Наука и техника, 1978.
6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.4. Москва: Педагогика, 2013.
7. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Москва: Педагогика, 1980; Т. 1.
8. Ищенко Т.Н., Мельникова Е.В., Поважнюк Е.А., Томилова С.А. Формирование духовно-нравственных ценностей молодёжи при реализации социальных проектов: организационные аспекты. Мир науки, культуры, образования, 2017; 1 (62): 229 - 233.
9. Ищенко Т.Н. Дидактика и дидактогения: психолого-дидактический и духовный аспекты. Научное мнение: научный журнал. Санкт-Петербургский университетский консорциум. Санкт-Петербург, 2017: 64 - 72.
References
1. Dithelm G. Upravlenie proektami: v 2 t. Perevod s nemeckogo. Sankt-Peterburg: Izdatel'skij dom «Biznes-pressa», 2009; T. 1.
2. Lukov V.A. Social'noe proektirovanie: uchebnoe posobie. 3-e izd., pererab. i dop. Moskva: Izdatel'stvo Mosk. gumanit.-social'n. akademii «Flinta», 2003.
3. Asakaeva D.S. Usloviya i algoritm 'effektivnogo pedagogicheskogo proektirovaniya v shkole. Nauchnoe mnenie: nauchnyj zhurnal. Sankt-Peterburgskij universitetskij konsorcium. Sankt-Peterburg, 2017: 72 - 75.
4. Mazur I.I. Upravlenie proektami: spravochnoe posobie. I.I Mazur, V.D. Shapiro [i dr.]. Moskva: Vysshaya shkola, 2001.
5. Antonyuk G.A. Social'noe proektirovanie: nekotorye metodologicheskie aspekty. Minsk: Nauka i tehnika, 1978.
6. Vygotskij L.S. Sobranie sochinenij: v 6-ti t. T.4. Moskva: Pedagogika, 2013.
7. Anan'ev B.G. Izbrannyepsihologicheskie trudy. Moskva: Pedagogika, 1980; T. 1.
8. Ischenko T.N., Mel'nikova E.V., Povazhnyuk E.A., Tomilova S.A. Formirovanie duhovno-nravstvennyh cennostej molodezhi pri realizacii social'nyh proektov: organizacionnye aspekty. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, 2017; 1 (62): 229 - 233.
9. Ischenko T.N. Didaktika i didaktogeniya: psihologo-didakticheskij i duhovnyj aspekty. Nauchnoe mnenie: nauchnyj zhurnal. Sankt-Peterburgskij universitetskij konsorcium. Sankt-Peterburg, 2017: 64 - 72.
Статья поступила в редакцию 22.11.18
УДК 378
Klushina N.P., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Social Technologies, North-Caucasian Federal University (Stavropol, Russia),
E-mail: [email protected]
STRATEGIC QUALITY MANAGEMENT OF TRAINING STUDENTS IN A MODERN UNIVERSITY. The article discusses the basics of a phenomenon of quality of education. The necessity of changing the quality management methods of higher education is justified. An innovative form of quality management training based on strategic management is proposed. The characteristics of the principles of strategic management are given: the strategic unity of the university; continuous improvement; the relationship of strategic planning with the process and the results of quality assessment; formation of the ability of the university to change. The article
concludes that changing educational paradigms requires new method approaches to quality management education. Analysis of the Russian and foreign research shows that the most relevant methodological approach performs strategic management, which allows you to design a common strategy and tactics of the university's planning, formation and evaluation expected learning outcomes.
Key words: quality of education, strategic management, principles of strategic management, mission, goals, results of education.
Н.П. Клушина, д-р пед. наук, проф. каф. социальных технологий, ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь,
E-mail: [email protected]
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ
В статье рассматривается сущность феномена качество образования. Обосновывается необходимость изменения методологии управления качеством высшего образования. Предлагается инновационная форма управления качеством подготовки на основе стратегического управление. Даётся характеристика принципов стратегического управления: стратегическое единство вуза; непрерывное совершенствование; взаимосвязь стратегического планирования с процессом и результатами оценки качества; формирование способности вуза к изменениям. В статье делается вывод о том, что изменение образовательной парадигмы требует новых методологических подходов к управлению качеством образования. Анализ зарубежных и отечественных исследований показывает, что наиболее релевантным методологическим подходом выступает стратегический менеджмент, который позволяет проектировать единую стратегию и тактику вуза по планированию, формированию и оценке ожидаемых результатов обучения.
Ключевые слова: качество образования, стратегическое управление, принципы стратегического управления, миссия, цели, результаты образования.
В настоящее время вопросы качества подготовки студентов в вузе обсуждаются во всем европейском образовательном пространстве. В 2005 году утверждены Европейские Стандарты Качества в сфере высшего образования (Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area).
Современные вузы работают в период революции качества, которая требует принципиально нового проектирования модели управления качеством образования.
По мнению зарубежных исследователей, качество - это трансформация (quality is transformation), т. е. радикальное изменение как результат непрерывных частичных изменений в целях совершенствования.
Отечественные ученые трактуют качество как совокупность ряда характеристик, которые в полной мере удовлетворяют потребности и запросы общества [1].
Анализ существующих систем управления качеством подготовки специалистов в вузе, показал, что вузы недостаточно уделяют внимания стратегическим и тактическим принципам, которые должны быть положены в основу модернизации системы управления качеством образовательных программ на трёх уровнях: институциональном; программном; на уровне преподавания и обучения [2].
Зарубежные исследователи делают акцент на следующих стратегических принципах управления качеством образования:
• стратегическое единство вуза;
• непрерывное совершенствование;
• взаимосвязь стратегического планирования с процессом и результатами оценки качества;
• формирование способности вуза к изменениям [3].
Следует отметить, что каждый из этих принципов определяет эффективность управления качеством образования. Рассмотрим подробно каждый принцип.
Принцип стратегическое единство вуза означает, что высшие учебные заведения должны стать учреждениями, ориентированными на стратегию, в центре внимания которой - результаты обучения. Это означает, что все отдельные стратегии (стратегия преподавания и обучения; стратегия обеспечения качества образовательных программ, индивидуальные стратегии преподавателей по выстраиванию учебного процесса и т. д.) должны быть частью целостной стратегии вуза по планированию, формированию и оценке достижения результатов обучения. При таком подходе, обеспечение качества образовательных программ выходит за пределы инструмента измерения качества самой программы и становится системной, планомерной и фокусированной оценкой деятельности высшего учебного заведения.
Принцип непрерывного улучшения определяет эффективность системы качества - её способность к улучшению и соответственно, к постоянному изменению в целях совершенствования системы качества образования. При этом основа эффективности системы качества определяет эталон, ориентир стратегическую направленность процессов обеспечения качества в вузе [2].
Принцип взаимосвязи стратегического планирования с процессами и результатами оценки качества показывает зависимость эффективности работы вуза от стратегического планирования. В основе стратегического планирования лежат следующие действия:
1). Анализ среды позволяет правильно определить миссию для выработки стратегий. Данный анализ осуществляется по трем направлениям:
- анализ макроокружения: общее экономическое развитие; наличие правых основ для стратегического планирования; уровень социально-культурного
развития общества; развитие информационно-коммуникационных технологий; развитие материально-технической базы и др.;
- анализ наличия конкурентов внутри отрасли;
- анализ внутренней среды позволяет: рассмотреть кадровый потенциал, его профессиональную квалификацию, определить возможности роста профессиональной карьеры для перспективных сотрудников; предполагает определение научных направлений, выявление проблем материально-технической базы, финансов, маркетинга услуг организационной культуры высшего учебного заведения.
2). Определение миссии и целей является главным процессом стратегического планирования. Миссия показывает перспективы развития высшего учебного заведения на различных уровнях. Цели определяются в следующих направлениях: положение на рынке; инновации, персонал, ресурсы, прибыльность, управленческие аспекты.
3). Выбор стратегии. Для определения стратегии необходима диагностика деятельности учреждения, определение конкурентного преимущества и проведение маркетинговых исследований. Для стратегического планирования характерным является мониторинг внешних угроз и выявления сильных и слабых сторон организации, осуществление SWOT- анализа и четкая ориентация на перспективу (Рис. 1)
Факторы Сильные стороны Слабые стороны
Внешние
Внутренние
Возможности Развивать.... Улучшать.
Риски Обезопасить... Избегать.
Рис. 1. SWOT- анализ деятельности вуза
4). Выполнение стратегии. Разработанные стратегии развития вуза реализуются через программы, разработку бюджетов и других процедур.
5). Оценка и контроль выполнения. Для реализации стратегий необходим контроль выполнения, который позволяет установить уровень достижение поставленных целей. При этом контроль ставит перед собой задачи: определение сферы проверки, установление соответствия с эталонами, определение отклонений от норм или эталонов, разработка программ устранения отклонений от нормы [3].
Принцип формирование способности вуза к изменениям. Данный принцип реализуется на трёх уровнях: сотрудники, инфраструктура, организационная культура. Анализ исследований позволяет сделать вывод, что ВУЗы, которые постоянно проводят изменения, отличаются эффективностью деятельности: у сотрудников формируется готовность к изменениям, проводятся и поощряются эксперименты по внедрению новых идей, целенаправленно развивается культура непрерывных улучшений. Следует отметить, что создание внутри вузовской культуры непрерывных улучшений является стратегическим фактором, определяющим качество образовательного процесса [4].
Таким образом, изменение образовательной парадигмы требует новых методологических подходов к управлению качеством образования. Анализ зарубежных и отечественных исследований показывает, что наиболее релевантным методологическим подходом выступает стратегический менеджмент, который позволяет проектировать единую стратегию и тактику вуза по планированию, формированию и оценке ожидаемых результатов обучения.
Библиографический список
1. Виханский О.С. Стратегическое управление. Москва: Экономистъ, 2006.
2. Campbell C., Kanaan S., Kehm B., Mockiene B., Westerheijden D.F., & Williams R., 2000. The European University: A handbook on institutional approaches to strategic management, quality management. European policy and academic recognition. Torino: European Training Foundation.
3. Haakstad J. 2001. Accreditation: the new quality assurance formula? Some reflections as Norway is about to reform its quality assurance system'. Quality in Higher Education: 77 - 82.
4. Harvey L., 2002. 'The End of Quality?' Quality in Higher Education, 8 (1), forthcoming. Available at: http://www.qualityresearchinternational.com
References
1. Vihanskij O.S <https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/376136>. Strategicheskoe upravlenie. Moskva: 'Ekonomisf, 2006.
2. Campbell C., Kanaan S., Kehm B., Mockiene B., Westerheijden D.F., & Williams R., 2000. The European University: A handbook on institutional approaches to strategic management, quality management. European policy and academic recognition. Torino: European Training Foundation.
3. Haakstad J. 2001. Accreditation: the new quality assurance formula? Some reflections as Norway is about to reform its quality assurance system'. Quality in Higher Education: 77 - 82.
4. Harvey L., 2002. 'The End of Quality?' Quality in Higher Education, 8 (1), forthcoming. Available at: http://www.qualityresearchinternational.com
Статья поступила в редакцию 11.11.18
УДК 372.3
Kozhurova A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-East Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia),
E-mail: [email protected]
THE IMPLEMENTATION OF THE PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF SELF-CONTROL IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN IN THE PROCESS OF GROUP WORK. The article deals with a problem of realization of pedagogical conditions for the development of self-control in primary school children in the process of group work. Primary school age is the most optimal period in the child's life for the formation of the ability of self-control, and group work is one of the priority forms of work in primary school during the lesson. The purpose of the article is to create a process of effective development of self-control of younger students in group work. Selected tasks for the group work are to be universally suitable for all lessons, be available to children in terms of complexity, need to require a variety of knowledge and skills, thus should create a certain cognitive difficulty, providing an opportunity for the active use of existing knowledge, should contribute to the development of self-monitoring, evaluation and organization of educational activities.
Key words: development of self-control, self-control, junior schoolchild, group work, educational activity.
А.А. Кожурова, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, Е-mail: [email protected]
РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ
Статья посвящена проблеме реализации педагогических условий для развития самоконтроля у младших школьников в процессе групповой работы. Младший школьный возраст является самым оптимальным периодом в жизни ребёнка для формирования способности самоконтроля, а групповая работа является одним из приоритетных форм работы в начальной школе во время урока. Целью статьи является создание процесса эффективного развития самоконтроля младших школьников при групповой работе. Подобраны задания для групповой работы, которые: универсально подойдут для всех уроков; доступны детям по уровню сложности; требуют разнообразных знаний и умений, тем самым должны создавать определенное познавательное затруднение, предоставляя возможность для активного использования имеющихся знаний; должны способствовать развитию самостоятельного контроля, оценки и организации учебной деятельности.
Ключевые слова: развитие самоконтроля, самоконтроль, младший школьник, групповая работа, учебная деятельность.
По результатам исследований многих учёных-психологов, педагогов, учителей-практиков доказано, что младший школьный возраст является самым оптимальным периодом в жизни ребёнка для формирования способности самоконтроля. Потому что именно в этом возрасте, когда ребёнок начинает большой путь к обучению, у него начинается перестройка психологических, эмоциональных, физических, умственных данных. И в связи с этим, нам педагогам нужно помочь детям сориентироваться в многообразии сводов и правил школьной жизни для успешной учебы. Групповая работа является одним из приоритетных форм работы с младшими школьниками во время урока. Это объясняется тем, что разделив целый класс на группы, а внутри него, распределив обязанности между детьми легче добиться максимальных результатов по таким критериям как: результативность выполненной работы, активность каждого ребёнка, включенность в учебный процесс, сплоченность детей, усвояемость материала, самостоятельность класса в целом. Но и тут могут быть проблемы с недоговоренностью между детьми, с отстраненностью от работы менее слабых учеников, с доминированием более сильных представителей класса. А самоконтроль каждого из участников
группы над своими действиями, эмоциями, словами может свести данную про-блемук минимуму.
Рассмотрению вопросов развития самоконтроля младших школьников посвятили свои труды В.В. Давыдов, В.А. Сухомлинский, Д.Б. Эльконин, К.Д. Ушин-ский, П.П. Блонский, А.И. Раев и др.; методическое осмысление отражается в работах Н.Ф. Талызиной, И.А. Зимней, Н.И. Пирогова и др. [1; 2; 3].
Цель статьи - создание процесса эффективного развития самоконтроля младших школьников при групповой работе.
Для нас было важно правильно подобрать задания для групповой работы. Поэтому подбирали задания, которые: универсально подойдут для всех уроков; доступны детям по уровню сложности; требуют разнообразных знаний и умений, всей совокупностью которых не владеет ни один из детей индивидуально; должны создавать определенное познавательное затруднение, предоставляя возможность для активного использования имеющихся знаний; должны способствовать развитию самостоятельного контроля, оценки и организации учебной деятель-ности(табл.1).
Таблица 1
Задания
Правилаработы
Моделималых групп
1. Конференция
Задаётся задание для группы, начинается рассуждение, секретарь ведет запись мыслей, контролер следит за ходом работы, в конце спикер озвучивает перед всем классом результат.
©
О
1-контролер + спикер;
2 - секретарь;
3 - мыслитель; 4-мыслитель.
0
Видызаданийдля групповойработымладшихшкольников