РАЗДЕЛ 1 МОДЕЛИ, СИСТЕМЫ, СЕТИ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ
УДК 334.02
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ И НАЦИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА
Л. В. Алферова, Л. А. Королева, О. С. Нагорная
STRATEGIC PLANNING AND QUALITY MANAGEMENT OF HIGHER EDUCATION: INTERNATIONAL STANDARDS AND NATIONAL SPECIFICITY
L. V. Alferova, L. A. Koroleva, O. S. Nagornaya
Аннотация. Актуальность и цели. В статье анализируются перспективы сопряжения стратегического планирования и управления качеством в организациях высшего образования в современных реалиях неустойчивой внешней среды, смены ориентиров международных стандартов качества на студенто-ориентированное образование, законодательного определения требований к долгосрочному планированию. Для любого вуза возникает настоятельная потребность выработки механизмов реагирования на постоянные изменения без потери уникальности созданной конкретной образовательной организацией среды, адаптации к внешним вызовам без утраты накопленных традиций. Материалы и методы. Анализ международных и российских нормативно-правовых актов, подходы и методы стратегического менеджмента, адаптированные к сфере образования, моделирование процессов оценки качества. Результаты. Современные концепции стратегического планирования и управления качеством, разработанные с учетом международных стандартов, позволяют определить комплекс средств и методов для адаптации образовательной организации к условиям неопределенности, высокой конкуренции и меняющихся нормативных рамок. Важным условием является привлечение к процессу планирования основных стейкхолде-ров образовательного процесса, создание транспарентной системы отклика на сигналы участвующих сторон, что позволит своевременно корректировать отдельные элементы системы, не нарушая при этом уникальность созданной образовательной среды организации. Система стратегического планирования и управления качеством на современном этапе должна также учитывать требования интернационализации образования и науки, студенто-ориентированные концепции управления, публичности разрабатываемых и реализуемых моделей. Выводы. При проектировании и модернизации системы стратегического планирования и управления качеством образования организации целесообразно включить в рабочие группы представителей студентов и работодателей, обеспечить систему обратной связи с потребителями, действенность механизмов реагирования на требования внешней среды и своевременную разработку корректирующих мероприятий, пересмотреть и внедрить модель самодиагностики деятельности с учетом передовых моделей, к примеру EFQM, сформировать квали-
метрическое обеспечение внутривузовской системы качества, а также обратить внимание на уровень квалификации экспертов по качеству в сфере проектирования, интернационального сотрудничества, руководства проектными группами.
Ключевые слова: стратегическое планирование, управление качеством, международные стандарты качества, высшее образование, модели качества.
Abstract. Background. The article analyzes the prospects for linking strategic planning and quality management in higher education institutions in the current realities - an unstable external environment, changing of international quality standards to student-centered education, and legislative definition of requirements for long-term planning. There is necessary to develop mechanisms for responding to permanent changes without losing the uniqueness of the environment created by the particular educational organization, adaptation to external challenges without losing the accumulated traditions. Materials and methods. Analysis of international and Russian regulations, approaches and methods of strategic management, adapted to the sphere of education, modeling of quality assessment processes. Results. Actual concepts of strategic planning and quality management, developed in accordance with international standards, allow us to define a set of tools and methods for adapting the educational organization to conditions of uncertainty, high competition and a changing regulatory framework. An important condition is to involve the educational process in the process of planning the main stakeholders, create a transparent system of response to the signals of the parties involved, which will allow correcting the individual elements of the system in a timely manner, without violating the uniqueness of the created educational environment of the organization. The system of strategic planning and quality management at the current stage should also take into account the requirements of the internationalization of education and science, student-oriented concepts of management, publicity of models being developed and implemented. Conclusions. When designing and modernizing the system of strategic planning and quality management of the organization, it is advisable to include representatives of students and employers in the working groups, to provide a feedback system to consumers, the effectiveness of mechanisms for responding to environmental demands and the timely development of corrective measures, to revise the self- models, for example, EFQM, to form a qualimetric support for an intra-university quality system, as well as pay attention to the level of qualifications of quality experts in the field of project culture, international cooperation, leadership of project groups.
Key words: strategic planning, quality management, international quality standards, higher education, quality models.
Реалиями последнего десятилетия в сфере высшего образования являются подвижность правового пространства и перманентный характер его переопределения: публикуемые нормативные документы заново регламентируют входные и выходные требования к процессу обучения, унифицируют или диверсифицируют рамочные условия для его отдельных этапов. Основным трендом последних лет является попытка сопряжения образовательных и профессиональных стандартов, которая пока не привела к однозначным результатам. Хотя в целом подразумевается, что образовательная организация обладает самостоятельностью в определении некоторых элементов самого процесса обучения, любое предписание «сверху» выступает причиной трансформации всей системы или ее составляющих. Возникает настоятельная потребность выработки механизмов реагирования на подобные изменения без потери уникальности созданной конкретной образовательной организацией среды, адаптации к внешним вызовам без утраты традиций конкретного вуза. Подобную возможность предоставляют технологии стратегического планиро-
вания, заимствованные у бизнес-структур с учетом специфики образовательного процесса. Разработка стратегии не является сама по себе панацеей, она не подразумевает моментального решения обозначенных проблем, но позволяет вывести организацию из состояния хаотичного реагирования на сиюминутные вызовы среды, придать ее деятельности смысл и долгосрочный характер.
Одной из базовых основ и одновременно целей стратегического планирования является управление качеством образования, параметры которого определяются не только нормотворчеством самой организации и контролирующих органов, но и являются интегративным условием глобального образовательного пространства. С одной стороны, данное пространство максимально дифференцировано: вузы отличаются друг от друга по своим миссиям, способам реализации образования, направлениям сотрудничества. С другой, возрастающая интернационализация обучения, внедрение индивидуальных траекторий, которые предполагают возможность прохождения курсов вне основного вуза и обязательность признания полученных зачетных единиц, выступают в настоящий момент в качестве генерализующих трендов и факторов неопределенности. Они обуславливают рост запросов к качеству и ресурсному потенциалу любой организации, необходимость выработки адаптивных стратегий в целях обеспечения соответствия международным стандартам и повышения конкурентоспособности.
На основе анализа международных документов и методических рекомендаций в сфере стратегического планирования и обеспечения качества, опыта образовательных организаций высшего образования в данной статье предполагается проанализировать актуальные тенденции развития в данной сфере, адаптировать существующие модели к практической деятельности с учетом российской специфики.
Стратегическое планирование развития образовательной организации: концептуальные и нормативные основы
Согласно классическим теориям менеджмента, стратегическое планирование представляет собой динамическую совокупность взаимосвязанных управленческих процессов, логически вытекающих один из другого, и наличие обратной связи в виде этапа оценки и контроля предыдущих этапов в целях установления несоответствий. Согласно И. Ансоффу, успех организации «зависит от правильного применения определяемых обстоятельствами методов, которые учитывают изменения в настоящем и будущем разнообразии окружающей среды функционирования организации. Для того чтобы обеспечить достижение оптимальных результатов, организация должна использовать виды планирования и инструменты реализации планов в соответствии с тем, как меняется сложность окружающей среды» [1]. Стратегическое планирование способно придать организации динамичность, а также гибкость конфигурации в зависимости от условий, выявленных в среде ее функционирования.
Актуальность применения стратегического планирования в современной образовательной организации обосновывается в том числе возможностями адаптированного применения ФЗ № 172 от 28 июня 2014 г. «О стратегическом планировании в РФ» [2] к специфике образовательных организаций. Данный нормативный акт предлагает определенную иерархию стратегических документов, необходимую терминологию, предписывает системный
подход к разработке стратегических документов. При формировании системы стратегического планирования в образовательной организации целесообразно также использовать методические рекомендации по подготовке стратегий развития отраслей экономики Министерства экономического развития РФ [3]. Данный документ предлагает четкую структуру стратегического планирования, последовательность этапов, конкретные методики решения задач, этапы и сроки реализации стратегии, возможные целевые показатели, ориентировочные планы мероприятий по реализации стратегии.
Применение стратегического планирования позволяет образовательной организации:
— целенаправленно исследовать внешние и внутренние факторы, влияющие на ее функционирование и развитие;
— определять сценарии развития, вероятность возникновения рисков;
— обозначать приоритетные направления развития и следовать им;
— своевременно корректировать запланированные шаги;
— определять показатели деятельности для последующего контроля;
— рационально распределять ресурсы;
— осуществлять реализацию планов образовательной организации в целом и ее отдельных подразделений.
Стратегия развития образовательной организации должна обеспечивать управление ее развитием с учетом происходящих изменений и формировать условия для взаимодействия между руководителями и сотрудниками образовательной организации, абитуриентами, их родителями, обучающимися, представителями работодателей, государством, обществом и другими участниками образовательных и социальных процессов.
Рекомендуемый тайминг разработки системы стратегического планирования может быть заимствован из ФЗ № 172: стратегия пересматривается каждые 6 лет с перспективой на период в 12 лет и более. В процессе стратегического планирования важно оценивать возможности всех предполагаемых участников, анализировать существующие условия, вырабатывать оптимальные показатели эффективности программы, а также прогнозировать риски. Все это поможет выбрать оптимальные пути достижения целей. К разработке документов СП должны привлекаться основные стейкхолдеры образовательного процесса: помимо руководства вуза таковыми являются работодатели, общественные, научные и иные организации. В процессе стратегического планирования важно оценивать возможности всех предполагаемых участников, анализировать существующие условия, вырабатывать достижимые показатели эффективности программы, а также прогнозировать риски.
Управление качеством образования: студенто-ориентированность, публичность, совершенствование
Являясь участником Болонского процесса и будучи активно включенной в Европейское пространство высшего образования (далее - ЕПВО), Россия присоединилась к решениям конференции министров, прошедшей в Ереване в 2015 г. Одной из основных тем форума стало обсуждение сотрудничества стран в сфере трансграничного признания квалификаций и компетенций, а также основных результатов деятельности в области обеспечения качества. На встрече были одобрены Стандарты и рекомендации для
обеспечения качества в ЕПВО, в создании которых приняли участие ряд международных объединений, в частности Европейская ассоциация обеспечения качества высшего образования. Ее представителями в Российской Федерации являются Национальное аккредитационное агентство в сфере образования (г. Москва) и Национальный центр общественно-профессиональной аккредитации (г. Йошкар-Ола). Кроме того, в качестве разработчиков были привлечены Европейский союз студентов, Европейская ассоциация университетов, Европейская ассоциация учреждений высшего образования, Европейский регистр агентств обеспечения качества в высшем образовании. В целях «усиления ясности, применимости, полезности и практической значимости» при работе учитывалось мнение ключевых стейкхолдеров - потребителей услуг, министерств, работодателей [4].
Одно из важных положений Рекомендаций стала констатация нового вектора развития высшего образования - изменения парадигмы в сторону студенто-ориентированного образования и обучения. Как считают авторы документа, «в ответ на диверсификацию и возрастающие ожидания высшее образование должно осуществить значительный сдвиг в преподавании; в обучении назрела необходимость в подходе, ориентированном на студента, в поиске более гибких образовательных траекторий и признании компетенций, приобретенных за рамками формальных учебных программ» [4]. Студенто-ориентированное обучение играет важную роль в повышении мотивации, саморефлексии и вовлеченности обучающихся в учебный процесс. Отсюда требования к привлечению студентов и других стейкхолдеров к оценке и пересмотру программ, а также к процессу внутреннего нормотворчества: предусмотрено включение обучающихся в процедуры разработки ключевых документов организации, в том числе в процессы стратегического планирования и управления качеством.
Вовлеченность в процессы обеспечения качества внутренних систем и внешних институций позволяет европейским системам высшего образования продемонстрировать уровень конкурентоспособности и увеличить прозрачность системы, тем самым способствуя взаимному доверию, признанию квалификаций, программ и других видов образовательной деятельности. Как признают европейские стандарты, качество, хотя и трудно поддается определению, является главным образом результатом взаимодействия между преподавателями, обучающимися и образовательной средой вуза [4]. Процедура управления качеством видится циклом постоянного совершенствования и направлена на обеспечение соответствующих целей развития образовательной среды, содержания программ, образовательных возможностей и средств.
Европейские стандарты и рекомендации основаны на следующих принципах управления качеством в ЕПВО:
- высшие учебные заведения несут основную ответственность за качество предоставляемого образования и его обеспечение;
- обеспечение качества отвечает потребностям национальных систем высшего образования, вузов и студентов;
- обеспечение качества принимает во внимание потребности и ожидания студентов, других стейкхолдеров и общества в целом [4].
Одним из требований к политике обеспечения качества образовательными организациями является ее публичный характер - отражение в различных медиумах концептуального и институционального видения, процессов стратегического менеджмента и их результатов. Соответствующие структуры
должны обеспечить привлечение внутренних и внешних стейкхолдеров к разработке и внедрению политики качества, эффективность которой повышается при наличии связей между научными исследованиями, преподаванием и обучением, учете национального и интернационального контекста, в котором работает организация, а также уникальности собственной образовательной среды.
Определенные требования предъявляются и к специалистам, вовлеченным в процедуры управления качеством на вузовском, национальном и международном уровне. Предложенные Европейской ассоциацией качества рамки квалификаций [5] предполагают компетенции специалистов по качеству в разных областях: знания сферы образования на интернациональном уровне (включая исследовательский опыт и участие в международных проектах), опыт проектного менеджмента, технического решения проблем, письменной и устной коммуникации, руководства проектными командами.
Стратегическое планирование развития организации: моделирование, оценка, реализация
При стратегическом планировании образовательной организации необходимо руководствоваться принципом интеграции, который предполагает объединение разрозненных элементов планирования в единую систему. На рис. 1 представлено комплексное видение системы планирования и управления развитием образовательной организации.
Рис. 1. Структура стратегического управления развитием образовательной
организации
Существуют различные взгляды на систему стратегического планирования в высшей школе [6]. Обобщив ряд моделей, можно представить визуализацию их совокупности как на рис. 2.
Рис. 2. Модель стратегического планирования образовательной организации
Рассмотрим ключевые элементы данного процесса более подробно.
1. Определение миссии и стратегических целей организации. Миссия -это генеральная цель образовательной организации, демонстрирующая ее предназначение как конкурентоспособной структуры, представленная в наиболее общей форме и определяющая основную причину существования организации. Наиболее распространенным на сегодняшний день форматом стратегических целей выступает система сбалансированных стратегических показателей (Balaced Зсотесагйъ), которая переводит и конкретизирует целевые ориентиры и стратегию организации в комплекс интегрированных рабочих целевых значений (targets - количественное выражение уровня, которому должен соответствовать тот или иной показатель).
2. Анализ и оценка внешней и внутренней среды. Стратегический анализ предполагает исследование следующих ее компонентов: макросреды, непосредственного окружения, внутренней среды. Кроме того, целесообразно изучить нормативно-правовую базу, включающую нормативные документы федерального, регионального уровней, а также внутренних документов.
А) Анализ макросреды, как правило, проводится с применением метода PEST-анализа, который изучает влияние на организацию таких компонентов среды, как правовое регулирование и политические процессы; состояние экономики; социальная и культурная составляющие общества; научно-технологический уровень. В случае образовательной организации PEST-анализ применяется в виде количественной экспертной оценки (табл. 1).
Таблица 1
PEST-анализ факторов макросреды
Политика Р Экономика Е
Вхождение в Европейское пространство высшего образования (Болонская система). Реформа образовательной системы, реализация компетентностного подхода в образовании. Разработка и внедрение профессиональных стандартов. Ужесточение показателей аккредитации. Внедрение мониторинга эффективности организаций высшего образования. Ужесточение требований к размещению информации об образовательной организации в сети Интернет Уровень инфляции. Цены на энергоресурсы. Введение практики образовательных кредитов. Негибкость ценовой политики в государственных образовательных организациях и, как следствие, высокая плата за образовательные услуги
Социум 8 Технология Т
Демографические изменения (снижение доли населения в возрасте 15-19 лет). Изменения структуры доходов населения в условиях экономического кризиса. Изменение уровня подготовки абитуриентов в связи с введением ЕГЭ. Искусственное повышение престижности технического образования на фоне сохранения престижности высшего образования в целом. Отсутствие корреляции между потребностью населения в получении высшего образования и потребностями рынка труда Утверждение модели «экономики знаний» и «информационного общества». Повышение требований к деятельности образовательных организаций в сфере инноватики и НИОКР. Информатизация образовательных технологий в рамках контактной работы преподавателя и обучающихся. Дистанционные технологии обучения
В табл. 2 приведен шаблон количественной и качественной оценки факторов PEST-анализа.
Таблица 2
Количественная оценка факторов PEST-анализа
№ Факторы Знак влияния +/- Качественная оценка Вес Оценка Взвешенная оценка X
1 Социальные факторы Демографические изменения (снижение доли населения в возрасте 15-19 лет) - Значит. 0,1 4 -0,4 0,4
2 Изменения структуры доходов населения (снижение) - Существ. 0,03 3 -0,09 0,09
3
N Суммарная оценка 1 3,48
Суммарная оценка демонстрирует уровень реакции вуза на стратегические факторы внешней среды, который определяется в следующем диапазоне: высокий - 4, низкий - 1.
После этого высчитывается сумма положительных и отрицательных факторов и определяется коэффициент предпочтения внешней среды как отношение суммы положительных баллов к сумме отрицательных. В случае, если коэффициент предпочтения внешней среды больше единицы, вуз занимает благоприятное положение на рынке в макросреде.
Б) Непосредственное окружение анализируется по следующим основным компонентам: отрасль и рынок, где функционирует организация; конкуренты; потребитель; поставщик; рынок рабочей силы и др. Для осуществления оценки рынка труда в случае образовательной организации рекомендуется разработать алгоритм анкетирования работодателей и выпускников с целью выявления:
— готовности работодателей к сотрудничеству с образовательными учреждениями в области проведения дальнейших исследований рынка труда;
— потребности в кадрах;
— основных требований к выпускникам;
— основных ожиданий выпускников;
— уровня удовлетворенности выпускников.
В) Анализ внутренней среды образовательной организации, как и стратегический анализ внешней среды, должен быть системным и многофакторным. Он позволяет определить те внутренние возможности и потенциал, на которые организация может рассчитывать. К составляющим внутренней среды образовательной организации можно отнести: кадровый потенциал, научный потенциал, образовательный процесс, учебно-методическую работу, воспитательную работу, финансовые показатели, материально-техническую базу, трудоустройство выпускников, их карьерный рост, маркетинг и рекламу, организационную структуру и др. Изучение этих факторов позволяет определить образовательной организации сильные и слабые ее стороны. В целях обобщения большого объема работы по диагностике позиции образовательного учреждения можно применить метод SWOT-анализа. Как отмечает Д. В. Валько, важно учитывать, что составляющие потенциала организации находятся в сложной взаимосвязи друг с другом, при которой приращение потенциала достигается лишь при сбалансированном увеличении составляющих [7].
3. Определение стратегических альтернатив и выбор стратегии. На этом этапе принимаются решения о будущей стратегии развития, ее концепции, учитывая реальные возможности развития образовательного учреждения. На основе общей стратегии развития (корпоративной стратегии) необходимо разрабатывать функциональные стратегии каждого направления деятельности (учебная, научная, воспитательная, инновационная деятельность, качество, маркетинг, финансы, кадры, 1Т и т.д.). Стратегическое планирование должно быть подкреплено ключевыми показателями деятельности -теми индикаторами реализации стратегии, которые организация определяет самостоятельно, но с учетом требований внешней среды:
— лицензионных и аккредитационных требований;
— параметров статистических обследований;
— критериев мониторинга эффективности организаций высшего образования;
- наконец, системы сбалансированных показателей, разработанной самим вузом по отдельным направлениям деятельности.
4. Реализация стратегии. Это наименее формализованная часть стратегического планирования и наиболее неопределенная с точки зрения конечного результата.
5. Оценка и контроль стратегии. Являются логически завершающим процессом, осуществляемым в стратегическом планировании. Данный процесс обеспечивает устойчивую обратную связь между деятельностью по достижению целей и собственно целями, стоящими перед организацией.
Управление качеством в образовательной организации: ориентиры и практические рекомендации
Внутривузовская система качества является одним из важных элементов стратегического планирования образовательной организации и одновременно средством контроля реализации стратегии (рис. 3).
Рис. 3. Место прогнозирования качества в процессе разработки стратегии образовательной организации
Ориентирами для разработки системы управления качеством выступают требования и рекомендации международного стандарта ISO серии 9001 версии 2015 г., а также следующие модели:
- EFQM (European Foundation for Quality Management) - модель Европейского фонда по менеджменту качества [8];
- модель премии Правительства РФ в области качества [9];
- модель Центра исследований политики в области высшего образования (CHERS) университета Твенте (Нидерланды) [10];
— модель ENQA по обеспечению качества высшего образования на базе требований Европейской ассоциации университетов [11];
— типовая модель системы качества образовательного учреждения, разработанная в Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете «ЛЭТИ» [12].
Данные модели качества положены в том числе в основу и независимой оценки качества высшего образования [13].
Модель EFQM применяется на сегодняшний день более чем в 150 вузах Европы и считается одним из действенных инструментов оценки и совершенствования деятельности современной организации. В ней заложена методика самооценки и самодиагностики организации, исследования управленческого потенциала и определение направлений для совершенствования. Структура данной модели качества предлагает две группы критериев: «Возможности» (лидерство, политика и стратегия, люди, партнерство и ресурсы, процессы) и «Результаты» (результаты для потребителей, результаты для работников, результаты для общества, ключевые результаты деятельности). Первая группа критериев основывается на ключевых параметрах организации, которые позволяют достигать нужных результатов, а вторая группа - это сами показатели и желаемые результаты. Все критерии имеют балльную оценку, в сумме составляющую 1000 баллов: каждая группа одинаково оценивается по 500 баллов, что подчеркивает их равнозначность для процесса управления (рис. 4).
Рис. 4. Модель совершенствования ББрМ
Образовательная организация может использовать данную систему самооценки при подготовке документов стратегического планирования как оптимального инструмента анализа внутренней среды.
Внутривузовская система оценки качества образовательной организации предполагает анализ и объективную оценку образовательной деятельности вуза и его структурных подразделений, направленные на получение полной информации о реализации образовательного процесса и его результатах, что позволяет быть готовым к прохождению оценки качества в рамках процедур лицензирования, аккредитации и мониторинга эффективности.
Главными целями внутривузовской системы оценки качества образования являются мониторинг качества образования и выявление направлений улучшения качества образования во всех видах деятельности. Внутривузовская система качества должна основываться на следующих принципах, применяемых в современных моделях качества: ориентация на потребителя (студентов, работодателей и др.); ориентация на управление процессами образовательной и научной деятельности; регулярная оценка (самооценка) процессов вуза.
Процесс разработки внутривузовской системы качества образования можно разделить на следующие направления:
1) разработка концепций, целевых установок и задач в области управления качеством в образовательной организации, а также определение видов деятельности, на которые будет направлен контроль;
2) планирование процессов (учебный процесс, научная деятельность, финансовая, хозяйственная и т.д.) и создание условий (планирование ресурсного обеспечения) для их реализации; определение системы показателей качества для заданных видов деятельности, их применение относительно отдельных объектов управления (контроль качества);
3) проектирование условий для качественной подготовки студентов и их воплощение;
4) самооценка деятельности образовательной организации, включающая мониторинг качества образования, самоанализ, анализ результатов образовательного процесса.
Адаптированная к образовательной организации внутривузовская модель качества на основе EFQM показана на рис. 5.
Рис. 5. Внутривузовская модель качества 15
Заключение
Современные концепции стратегического планирования и управления качеством, разработанные с учетом международных стандартов, позволяют определить комплекс средств и методов для адаптации образовательной организации к условиям неопределенности, высокой конкуренции и меняющихся нормативных рамок. Важным условием является привлечение к процессу планирования основных стейкхолдеров образовательного процесса, создание транспарентной системы отклика на сигналы участвующих сторон, что позволит своевременно корректировать отдельные элементы системы, не нарушая при этом уникальность созданной образовательной среды организации. Система стратегического планирования и управления качеством на современном этапе должна также учитывать требования интернационализации образования и науки, студенто-ориентированные концепции управления, публичности разрабатываемых и реализуемых моделей.
В обобщенном виде рекомендации для образовательной организации выглядят следующим образом, при этом необходимо:
1) создать рабочую группу стратегического планирования (руководители вуза, руководители структурных подразделений (факультетов, кафедр, отделов), стейкхолдеры (работодатели, студенты));
2) обеспечить систему обратной связи с потребителями, действенность механизмов реагирования на требования внешней среды и своевременную разработку корректирующих мероприятий;
3) внедрить модель самодиагностики и регулярность самооценки деятельности образовательной организации (возможно, с опорой на модель EFQM);
4) сформировать сбалансированную систему показателей (ССП), демонстрирующих результативность, эффективность и качество рабочих процессов, т.е. квалиметрическое обеспечение внутривузовской системы качества;
5) обеспечить уровень квалификации экспертов по качеству в сфере знаний и навыков проектирования, интернационального сотрудничества, руководства проектными группами.
Библиографический список
1. Ансофф, И. Стратегический менеджмент. Классическое издание / И. Ансофф. -СПб. : Питер, 2009. - 344 с.
2. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» № 172-ФЗ [принят 28.06.2014 ; ред. от 31.12.2017]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/
3. Методические рекомендации по подготовке стратегий развития отраслей экономики. - URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depstrateg/2017300606
4. Стандарты и рекомендации для обеспечения качества в Европейском пространстве высшего образования (ESG). - URL: http://www.enqa.eu/indirme/esg/ESG %20in %20Russian_by %20NCPA.pdf
5. ENQA quality assurance professional competencies framework. European Association for Quality Assurance in Higher Education, 2016. - URL: ENQA. http://www.enqa.eu/indirme/ papers-and-reports/occasional-papers/ENQA %20Competencies %20Framework.pdf.
6. Босенко, И. В. Методический подход к формированию стратегии, обеспечивающей интенсивное развитие вуза как бизнес-системы / И. В. Босенко, Т. В. Терень-ева // Менеджмент в России и за рубежом. - 2017. - № 1. - С. 19-30. - URL: https://elibrary.ru/item. asp?id = 28394737
7. Валько, Д. В. К вопросу о сущности и структуре стратегического потенциала организации / Д. В. Валько // Управление в современных системах. - 2015. - № 2 (6). -С. 7-18. - URL: http://journal.inueco.ru/6_2015_2/
8. European Foundation for Quality Management. - URL: http://efqm.org
9. Официальный сайт Российской системы качества. - URL: https://roskachestvo.gov.ru/award/files/rukovodstvo.pdf
10. Информационно-справочный портал поддержки систем управления качеством. -URL: http://www.quality.edu.ru/quality/sk/deskr/modeli/375/
11. The European Association for Quality Assurance in Higher Education (ENQA). - URL: http://www.enqa.eu/
12. Критерии оценки эффективности и качества управления в системе профессионального образования (российский и зарубежный опыт). - URL: http://wuz.informio.ru/?id = 28545
13. Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций. - URL: https://минобрнауки.рф/
Алферова Людмила Владимировна
кандидат экономических наук, заведующий кафедрой управления и бизнеса,
Южно-Уральский институт управления и экономики E-mail: [email protected]
Королева Людмила Анатольевна доктор педагогических наук, проректор по учебной работе, Южно-Уральский институт управления и экономики E-mail: [email protected]
Нагорная Оксана Сергеевна доктор исторических наук, проректор по научной работе, Южно-Уральский институт управления и экономики E-mail: [email protected]
Alferova Ludmila Vladimirovna candidate of economic sciences, head of sub-department of management and business, South Ural Institute of Management and Economics
Koroleva Ludmila Anatolyevna doctor of pedagogical sciences, vice-rector for academic affairs, South Ural Institute of Management and Economics
Nagornaya Oksana Sergeyevna doctor of historical sciences, vice-rector for research and science, South Ural Institute of Management and Economics
УДК 334.02 Алферова, Л. В.
Стратегическое планирование и управление качеством высшего образования: международные стандарты и национальная специфика / Л. В. Алферова, Л. А. Королева, О. С. Нагорная // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2018. - № 1 (25). - С. 4-17.