informatika (uroverT bakalavriata)]. Available at: MMHo6pHayKM.p^)/,qoKyMeHTbi/5442/^)aMn/4329/npMKa3 № 207 ot 13.03.2015.pdf.
9. Federal State educational standard of higher education in preparing 38.03.05 Business Informatics (Bachelor's level) [Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovanija po napravleniju podgotovki 38.03.05 Biznes-informatika (uroven' bakalavriata)]. Available at: MMHo6pHayKM.p^)/,qoKyMem-bi/8875/$aMn/8307/npMKa3 №1002 ot 11.08.2016.pdf. (In Russian).
10. Federal State educational standard of higher education in the preparation 09.03.03 applied Informatics (Bachelor's level) (draft) [Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovanija po napravleniju podgotovki 09.03.03 Prikladnaja informatika (uroven' bakalavriata) (proekt)]. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ProjFGOSVO3++/ Bak3++/090303_B_3plus_21062017.pdf. (In Russian).
УДК/uDC 377:61 Т. Ю. Ложкина
T. Lozhkina
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДжА В УСЛОВИЯХ НОВЫХ ВЫЗОВОВ ВРЕМЕНИ
STRATEGIC MANAGEMENT OF MEDICAL COLLEGE DEVELOPMENT IN THE CONTEMPORARY CONDITION
Введение. В статье рассматриваются вопросы стратегического управления в системе образования с учетом современных вызовов времени, обосновывается актуальность перехода от долгосрочного планирования к стратегическому управлению.
Методология. Исследование проводится на основе системно-деятельностного подхода.
Результаты заключаются в дифференциации современных вызовов времени и обосновании необходимости перехода на стратегическое управление медицинским колледжем.
Заключение. Автор провел дифференциацию современных вызовов времени, определил, что современные вызовы времени являются основными факторами построения стратегии медицинского колледжа и проведения стратегических изменений на уровне образовательной организации.
Introduction The article discusses strategic management in education in the modern condition and argues the need for shifting from long-term to strategic planning.
Method The study is based on the system-activity approach.
Results The results show a differentiation of contemporary challenges and the need to change the approach towards planning in management of medical college.
Conclusions The study shows a differentiation of of contemporary challenges and the need for change of planning. These challenges are the main factors in building of strategy for medical college development and they require the strategic approach towards planning.
Ключевые слова: система профессионального образования, стратегическое управление, управление изменениями, медицинский колледж.
Keywords: system of professional education, strategic management, change management, medical college.
Введение
В настоящее время система профессионального образования претерпевает значительные изменения. Намечена четкая тенденция к трансформации старой системы профессионального образования в современную, многоуровневую систему подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена. Эта линия определена государственной политикой в сфере развития системы профессионального образования и закреплена в стратегических и нормативных документах [6; 13; 14]. В современных условиях важнейшей задачей по измене-
нию системы профессионального образования становится управление его развитием на всех уровнях — от федерального до уровня конкретного образовательного учреждения, колледжа (техникума).
В ходе анализа образовательной практики и изучения научной литературы по проблемам формирования стратегии развития образовательных организаций нами были выявлены противоречия между:
• современными и эффективными подходами к управлению организацией и слабыми тенденциями их применения в сфере профессионального образования;
• ориентированностью на долгосрочное развитие образовательных организаций и отсутствием определения таких стратегических ориентиров, как вызовы времени.
Все вышеперечисленные позиции обусловили цель научной работы, которая заключается в выявлении максимально возможных современных вызовов времени и определении перспективных изменений в деятельности учреждений среднего профессионального образования как ответ современным вызовам. Вызовы времени — это вопросы к обществу как субъекту, это сигналы о том, что в ответ на изменившиеся условия жизни ему необходимо менять формы и способы поведения. Это вопрос к внешним обстоятельствам, ситуациям, отдельным обществам, социальным институтам, социальным группам и т. п. Вызов всегда является четко направленным к социальному субъекту — то ли к обществу в целом, то ли к его определенной группе, то ли к определенному социальному институту. Рассматривая феномен вызова времени следует обозначить, что он имеет междисциплинарный характер. Он как научное понятие имеет свой предмет отражения, свое пространство бытия, свои пределы применения. Вызов времени действительно является проблемой, но не всякой проблемой, а только той, которая соразмерна по масштабу обществу или его крупным элементам в определенной фазе социальной темпоральности [21].
Методология
Методология системно-деятельностного подхода в исследовании определена тем, что сложнейшие задачи, которые выдвигает государство и общество к системе профессионального образования, заставляют по-новому осмыслить деятельность каждого учреждения (колледжа, техникума), определить стратегию поведения, его миссию как социокультурной системы, создать определенный имидж [10]. Современные вызовы времени не только несут в себе факторы, определяющие развитие образовательных организаций как компонентов системы, но и содержат определенные риски.
Задача каждой образовательной организации — разработать свою стратегию развития и свою уникальную модель управления образовательным учреждением в рамках этой стратегии. Современная политика в сфере профессионального образования ориентируется на стратегическое управление. В этой связи вопрос изучения стратегического управления развитием профессиональных образовательных организаций становится особенно актуальным.
Отечественные исследователи О. С. Виханский и А. И. Наумов определяют стратегическое управление как такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует деятельность на запросы потребителей в ответ на вызов со стороны окружения, осуществляет гибкое реагирование и проводит своевременные изменения в организации, ведущие к конкурентным преимуществам, что в совокупности позволяет организации выживать и достигать намеченных целей в долгосрочной перспективе [3, с. 196]. По мнению А. В. Попова, объектом стратегического управления является профессиональная деятельность менеджеров (руководителей) организации по ее адаптивному преобразованию в соответствии как с изменениями внешней среды, так и определенным стратегическим видением. Отличительный маркер стратегического управления заключается в том, что оно позволяет учесть все внешние вызовы, спрогнозировать желаемую деятельность учреждения, спланировать управление образовательной организацией таким образом, чтобы все имеющиеся ресурсы способствовали устойчивому развитию учреждения [15, с. 3-7].
Алгоритм и инструменты стратегического управления профессиональных образовательных организаций не имеют принципиальных отличий от алгоритма и инструментов стратегического управления в бизнесе. Стратегическое управление, как правило, осуществляется по следующим алгоритмам: подготовка к стратегическому планированию (определение заинтересованных лиц, подготовка информации, организация сессий по стратегическому планированию и т. д.), страте-
гическое планирование (разработка или уточнение миссии организации, формирование видения, проведение SWOT-анализа организации: оценка потенциала внутренней и внешней среды, сильных и слабых сторон, формулировка стратегических альтернатив и их выбор, оформление стратегического плана), реализация стратегического плана, контроль за реализацией стратегии. Специфика стратегического управления заключается в том, что оно предметно занимается стратегическим видением будущего организации. Именно контроль за реализацией стратегии позволяет своевременно вносить корректировки с учетом будущего, новых вызовов и тем самым создавать новую стратегию развития организации.
Следует отметить, что стратегическое управление, особенно для системы профессионального образования, — это принципиально новый вид профессиональной деятельности и, соответственно, существенно или качественно новый объект изучения.
Для медицинских образовательных организаций сложность управления изменениями заключается в том, что им следует учитывать вызовы минимум двух систем: образования и здравоохранения, а также соответствовать требованиям рынка. Системные изменения, продиктованные политикой государства, направлены в первую очередь на изменение устройства и функционирования образовательной системы, конкретной организации — это организационные, правовые, экономические, управленческие аспекты. Вместе с этим современные требования к системе образования диктуют перенастройку и решения глубинных вопросов профессионального образования, связанных с содержательной, методической, воспитательной деятельностью. Это все требует более длительного времени, другого рода управленческой деятельности, «перестройки сознания работников образования, накопления определенного опыта» [12, с. 10], а значит, значительных управленческих усилий по организации переподготовки педагогических кадров.
Необходимость перехода к стратегическому управлению в профессиональной образовательной организации делает особенно актуальными вопросы внедрения инноваций в деятельность образовательных организаций. В этой связи интересен опыт школ по внедрению инноваций и управлению инновационными процессами в образовательных организациях [9; 17; 18]. Заслуживают внимания научные работы, где систематизирован и обобщен опыт по управлению инновационным образовательным учреждением на основе стратегического планирования и представлены инновационные модели управления развитием образовательных учреждений [20].
Основу для изменений системы профессионального образования формируют современные вызовы, которые становятся точками роста для каждой конкретной образовательной организации. В этом заключается актуальность вопроса перехода от долгосрочного планирования деятельности медицинского колледжа к стратегическому управлению развитием с учетом современных вызовов. Для осуществления изменений необходимо сформировать четкую стратегическую линию по управлению изменениями, основная трудность проведения изменений, как указывают авторы, заключается в том, что необходимо найти оптимальное соотношение между поддержанием стабильности существующих процессов организации и осуществлением необходимых преобразований [11]. Медицинский колледж находится в более сложной ситуации, чем образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов для других секторов экономики. Это связано с тем, что подготовка медицинских специалистов, помимо требований Министерства образования и науки РФ, регламентируется требованиями Министерства здравоохранения Российской Федерации. На уровне Министерства здравоохранения урегулированы требования к уровню квалификации специалистов, порядку их прохождения дополнительных профессиональных программ в течение трудовой деятельности, порядку допуска к медицинской деятельности.
В течение последних двадцати лет политика Министерства здравоохранения в части подготовки средних медицинских работников оставалась неизменной. Многие авторы признают, что существующая система подготовки медицинских кадров не полностью отвечает современным требованиям системы здравоохранения и запросам населения в качественной медицинской помощи [7]. Эксперты выделяют основные проблемы подготовки медицинских кадров в России: несоответствие знаний и навыков потребностям здравоохранения и качеству медицинской помощи, узкая направленность подготовки, которая не дает возможность будущему специалисту видеть комплексно задачи, стоящие перед здравоохранением [8]. Предпосылки для изменения системы подготовки специалистов, качества образования существовали давно. Многие передовые руководители образовательных организаций, организаторы сестринского дела поднимали вопросы о необходимости изменений системы подготовки специалистов среднего звена [7; 8].
В последние годы возрос научный интерес к изучению вопросов управления образовательными системами. Образовательные системы — обобщающее понятие, включающее в себя системы управления образованием на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, а также на уровне образовательного учреждения, начиная со школы и заканчивая учреждениями образования высшей школы [12; 16]. Внимание научной общественности направлено на вопросы стратегического управления образованием, много исследований посвящено вопросам стратегического управления образовательной деятельностью в вузе [5]. Также рассматриваются вопросы управления проектами и отдельными программами, программно-целевое управление в развитии образовательных организаций [2; 18]. Теоретическую основу стратегического управления, понимания его специфики и сущности как нового управленческого процесса управления образовательной организацией составляют работы по классическому менеджменту и теории организации [3; 4]. С учетом специфики медицинского колледжа, особенностей организации подготовки специалистов наиболее значимым является опыт коллег, руководителей медицинских образовательных организаций.
Результаты
Томский базовый медицинский колледж (далее — ТБМК) — это старейшее образовательное учреждение Сибири. В настоящее время ТБМК ведет подготовку по 7 специальностям по укрупненной группе здравоохранения из 10 возможных, также по программам дополнительного профессионального образования для средних медицинских работников более чем по 65 видам деятельности и программам профессионального обучения. Миссия ТБМК заключается в подготовке высококвалифицированных медицинских и фармацевтических кадров для системы здравоохранения региона. Несмотря на устойчивые позиции ТБМК на рынке образовательных услуг региона, характеризующиеся показателями устойчивого спроса на подготовку медицинских кадров, результаты ежегодного конкурса среди абитуриентов1, изменившаяся политика в сфере развития профессионального образования, в том числе и медицинского, заставляет пересматривать существующие подходы к управлению медицинским колледжем. Применяемое ранее для управления медицинским колледжем долгосрочное планирование уже не способно обеспечить дальнейшее развитие учреждения. Долгосрочное планирование не учитывает современные тенденции развития системы образования, не берет во внимание позиции и опыт других образовательных организаций, не учитывает возможные риски. Долгосрочное планирование — это план действий образовательной организации без видения будущего развития, а значит, он ограничивается состоянием текущей ситуации без корректировки деятельности организации с учетом современных вызовов. Долгосрочное планирование может существовать как управленческая функция, но на современном этапе оно не способно обеспечить динамику развития образовательной организации, а в конечном счете может привести к стагнации учреждения. При стагнации образовательная организация будет существовать, но потеряет лидерские позиции. Управленческая позиция Томского базового медицинского колледжа заключается в том, что колледж должен быть лидером образовательных услуг не только на территории региона, но и среди медицинских образовательных организаций Сибирского федерального округа.
Для ТБМК мы определили критерии лидерства среди образовательных организаций:
— место ТБМК в рейтинге образовательных организаций региона по результатам независимых оценок;
— партнерство с ведущими работодателями региона;
— партнерство с ведущими вузами региона, в первую очередь Сибирским государственным медицинским университетом, а также другими вузами по различным направлениям деятельности;
— качество подготовки специалистов, подтверждаемое независимой экспертной оценкой (результаты участия студентов в конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах, социально значимых проектах регионального и всероссийского уровней);
— тиражируемый опыт медицинского колледжа через создание на базе медицинского колледжа стажировочной площадки для управленческого состава и педагогических работников других образовательных организаций.
1 Ежегодная потребность в медицинских кадрах в государственных учреждениях здравоохранения, по данным департамента здравоохранения Томской области, составляет более 300 специалистов. По итогам приемной кампании 2015 года, средний балл аттестата для поступления составлял 4,03, в 2016 году - 4, 34.
Ориентированность Томского базового медицинского колледжа на стратегическое управление привело к необходимости определения основных вызовов времени как факторов тенденции развития медицинского колледжа. Создание временных творческих групп, привлечение потенциальных работодателей, экспертов системы профессионального образования, научных консультантов, занимающихся технологиями стратегического управления, на начальном этапе позволили определить современные вызовы времени, а также сформулировать изменения, на которые будет направлено стратегическое управление. В качестве технологического инструментария использовались проектные методы, форсайт-технологии, метод экспертных оценок.
Анализ современных вызовов позволил нам разделить их на четыре группы: организационно-правовые вызовы, инфраструктурные вызовы, изменение содержания профессионального образования и качества подготовки в системе профессионального образования, а также повышение значимости человеческого капитала.
Организационно-правовые вызовы. Данная группа вызовов определяет основные организационно-правовые механизмы для перехода системы профессионального образования на другой качественный уровень: при сохранении единой государственной политики в сфере профессионального образования появляется возможность в субъектах Российской Федерации планировать структуру и объемы подготовки кадров на основе прогнозирования потребностей регионального рынка труда. Это:
— Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3, который определил дальнейшие организационно-правовые изменения в системе профессионального образования;
— регионализация системы профессиональных образовательных учреждений;
— смена ведомственной принадлежности профессиональных образовательных организаций.
Организационно-правовая группа вызовов открывает новые возможности для дальнейшего
развития системы профессионального образования и определяет следующую группу вызовов — инфраструктурные.
Инфраструктурные вызовы. Причины формирования данной группы вызовов определены следующими проблемами в ранее существующей системе профессионального образования. Во-первых, существующая система профессионального образования имела слабую связь с рынком труда и низкую мотивацию обучающихся к профессиональной карьере. Во-вторых, несоответствие технологий обучения, низкая мобильность образовательных программ не соответствуют высокому темпу обновления производственных технологий. В-третьих, «вузовское лобби», которое определило низкую мотивацию поступления молодежи в учреждения системы профобразования, как следствие — набор обучающихся в учреждения системы профессионального образования по остаточному принципу, в результате — снижение заинтересованности работодателей в выпускниках из-за их низкой социализации [19]. В-четвертых, остаточный принцип государственного финансирования системы профобразования. На протяжении последних двадцати лет сформировался определенный взгляд на систему профессионального образования: не как на систему профессиональной подготовки кадров для экономики страны (региона), а как на систему социальной адаптации подростков и молодежи, «не выигравших билет в успешную вузовскую жизнь». Данные причины стали определяющими для формирования данной группы вызовов:
— укрупнение образовательных организаций, формирование многопрофильных колледжей и техникумов, включающих разные виды профессионального образования, начиная от подготовки по рабочим профессиям (специальностям) — профобучение до реализации программ подготовки специалистов среднего звена, заканчивая реализаций программ дополнительного профессионального образования;
— создание на базе техникумов и колледжей новых инфраструктурных единиц, таких как кафедры на базе предприятий-партнеров, многофункциональные центры прикладных квалификаций, центры компетенций и др.;
— создание центров коллективного пользования высокотехнологичным оборудованием.
Инфраструктурные вызовы призваны реализовать политику обновления профессионального
образования, обеспечить конкурентоспособность образовательных учреждений в борьбе за абитуриентов и значительно повысить востребованность выпускников на рынке труда.
Изменение содержания профессионального образования и качества подготовки в системе профессионального образования. Данный вызов продиктован в первую очередь
тем, что требования социально-экономической сферы, современный уклад общества, тренды экономического развития повышают планку подготовки выпускников профессиональных образовательных организаций к уровню квалификации и набору компетенций. Данные требования сопряжены с требованиями современной экономики в целом, в лице конкретного работодателя в частности [1]. В качестве механизмов по обеспечению изменения содержания и качества подготовки специалистов в системе профессионального образования будут использоваться нормативные механизмы, в том числе уровни квалификации, профессиональные стандарты, новые образовательные стандарты, а также новые механизмы оценки качества образования, изменение подходов к повышению квалификации педагогических работников, участие работодателей в реализации образовательных программ [1]:
— обновление содержания профессионального образования через внедрение новых образовательных стандартов, новых педагогических технологий, расширение практико-ориентирован-ного образования через формирование новых механизмов участия работодателей в реализации образовательного процесса;
— независимая оценка качества подготовки выпускников с использованием совершенно новых инструментов независимой оценки. К ним можно отнести конкурс профессионального мастерства WoгldSkills, демонстрационный экзамен по стандартам WoгldSkills;
— независимая оценка деятельности образовательной организации через различные инструменты. Среди них такие, как мониторинг оценки деятельности образовательных организаций, проводимый Министерством образования и науки РФ, экспертная оценка качества образования, проводимая экспертными сообществами;
— общественная аккредитация образовательных программ;
— независимая сертификация выпускников.
Повышение значимости человеческого капитала. В современном обществе возрастает роль человеческого капитала как двигателя прогресса, наиболее она выражена в системе образования. Система образования — это социальный институт, который формирует среду для развития других областей человеческой деятельности. В этой связи роль педагога в системе профессионального образования приобретает совершенно иное значение. Педагог должен стать основной движущей силой по качественному обновлению профессионального образования. Следовательно, сам педагог должен пройти «перезагрузку» через процесс самопознания и самоопределения роли педагога в существующих образовательных трендах. Саморазвитие и самообразование педагога — важнейшие элементы в системе возрождения профессионального образования. Через процесс трансформации педагога мы сможем способствовать формированию выпускника новой формации. Направления:
— изменение образовательной парадигмы в педагогической среде;
— формирование самообразующихся профессиональных команд, готовых к внедрению изменений;
— формирование новой студенческой среды через самоопределение и самовыражение в профессиональной и социальной средах.
Влияние современных вызовов на изменение основных процессов медицинского колледжа усложняют ситуацию управления.
Результаты
На основе сформулированных вызовов Томский базовый медицинский колледж определил дальнейшие изменения, которые будут реализованы в рамках стратегического управления путем формирования функциональных стратегий:
— стратегии управления образованием;
— стратегии управления ресурсами (все виды ресурсов за исключением кадровых);
— кадровой стратегии.
Основные стратегические изменения будут формализованы через изменение организационной структуры, системы управления колледжем, а изменения системы контроллинга — через разработку показателей и критериев эффективности реализации стратегии.
Переход Томского базового медицинского колледжа к системе стратегического управления позволит учесть все внешние вызовы, спрогнозировать желаемую деятельность учреждения, спланировать управление образовательной организацией таким образом, чтобы все имеющиеся
ресурсы помогали занять лидерские позиции среди профессиональных образовательных организаций Томской области и стремиться к первенству среди медицинских организаций Сибирского федерального округа.
Литература
1. Актуальные вопросы развития среднего профессионального образования / В. И. Блинов и др. ; под общ. ред. А. Н. Лей-бовича. М. : ФИРО, 2016. 256 с.
2. Васильева И. С. Теория и практика программно-целевого управления развитием образовательного учреждения : дис. ... канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2007. 369 с.
3. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. М. : Магистр : ИНФРАМ, 2014. 576 с.
4. Дафт Ричард Теория организации. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 736 с.
5. Кольчик И. В. Стратегическое управление образовательной деятельностью в вузе : дис. ... канд. пед. наук. Н. Новгород, 2008. 158 с.
6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 нояб. 2008 № 1662-р.
7. Кубраков Д. Савельева И. Медицинское образование в начале XXI века //Сестринское дело. 2014. № 4. С. 19-23.
8. Кубраков, Д. Савельева И. Медицинское образование - 2013 //Сестринское дело. 2013. № 4. С. 17-26.
9. Малкова И. Ю. Проекты в школе: совместное и образовательное действие. Томск : Изд-во ТГПУ, 2001. 114 с
10. Найденова З. Г., Загривная Т. А. Инновационные модели управления развитием образовательных учреждений //Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. 2013. № 3. С. 9-14.
11. Никифорова Л. Е. Управление инновационным развитием организации на основе принципов стратегического менеджмента //Вестник Томского государственного университета. 2010. № 338. С. 143-145.
12. Новиков Д. А. Введение в теорию управления образовательными системами. М. : Эгвес, 2009. 156 с.
13. О мероприятиях по реализации государственной социальной политики : указ Президента РФ от 07 мая 2012 г. № 597.
14. О совершенствовании государственной политики в сфере науки и образовании : указ Президента РФ от 07 мая 2012 г. № 599.
15. Попов С. А. Стратегическое управление: 17-модульная программа для менеджеров развития организации. Модуль 4. М. : ИНФРА-М, 1999. 344 с.
16. Пригожин А. И. Методы развития организаций. М : МЦФЭР, 2003. 863 с.
17. Прозументова Г. Н. Управление инновационными процессами в образовании: проблемы и подходы к их решению. Томск, 2000. 320 с.
18. Стецюк Т. В. Управление проектами и программами в образовании: инновационный подход. Томск, 2002. 30 с.
19. Стратегия - 2020: Новая модель роста - новая социальная политика . Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года / под науч. ред. В. А. Мау, Я. И. Кузьминова. М. : Дело, 2013. Кн. 1. 430 с.
20. Управление развитием инновационной деятельности в современном образовательном учреждении: коллективная монография / Е. Н. Белова, Г. А. Гуртовенко, С. В. Бутенко, Н. Ф. Яковлева. Красноярск : КГПУ им. В. П. Астафьева, 2013. 164 с.
21. Шульга Н. А. Дрейф на обочину [Электронный ресурс]. URL: www.i-soc.com.ua/institute/shulga_dreyf.pd (дата обращения: 09.09.2017).
References
1. Blinov V. I. et al. Contemporary issues of development of secondary vocational education [Aktual'nye voprosy razvitija srednego professional'nogo obrazovanija] (ed A. N. Leibovych). Moscow: FIRO, 2016. 256 p. (In Russian).
2. Vasilieva I. S. Theory and practice of program-targeted management of the development of an educational institution [Teorija i praktika programmno-celevogo upravlenija razvitiem obrazovatel'nogo uchrezhdenija]: thesis.. candidate of pedagogical sciences. Ulan-Ude, 2007. 369 p. (In Russian).
3. Vyhansky O. S., Naumov A. I. Management [Menedzhment]. Moscow: Magistr : INFRAM, 2014. 576 p. (In Russian).
4. Richard L. Daft. Organizational Behaviors [Teorija organizacii]. Moscow: UNITY-DANA, 2006. 736 p. (In Russian).
5. Kolchik I. V. Strategic management of educational activities in the university [Strategicheskoe upravlenie obrazovatel'noj dejatel'nost'ju v vuze]: thesis.. candidate of pedagogical sciences. N. Novgorod, 2008. 158 p. (In Russian).
6. The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period until 2020 [Koncepcija dolgosrochnogo social'no-jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda]: Order of the Government of the Russian Federation of November 17, 2008 № 1662-r. (In Russian).
7. Kurbakov D., Savelieva I. Medical education at the beginning of the XXI century. Nursing [Sestrinskoe Delo]. 2014.№ 4. P. 19-23. (In Russian).
8. Kurbakov D., Savelieva I. Medical education - 2013 Nursing [Sestrinskoe Delo]. 2013. № 4. P. 17-26. (In Russian).
9. Malkova I. Y. Projects at school: joint and educational action. Tomsk: Tomsk State Pedagogical University, 2001. 114 p. (In Russian).
10. Naydenova Z. G., Zagrivnaya T. A. Innovative management models for the development of educational institutions. Education: development resources. Bulletin of LOIR [Obrazovanie: resursy razvitiya. Vestnik LOIRO]. 2013. № 3. P. 9-14. (In Russian).
11. Nikiforova L. E. Management of innovative development of the organization based on the principles of strategic management. Tomsk State University Journal [Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta]. 2010. № 338. P. 143-145. (In Russian).
12. Novykov D. A. Introduction to the theory of management of educational systems [Vvedenie v teoriju upravlenija obrazovatel'nymi sistemami]. Moscow: Egves, 2009. 156 p. (In Russian).
13. On measures to implement state social policy [O meroprijatijah po realizacii gosudarstvennoj social'noj politiki]: Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2012 № 597. (In Russian).
14. On the improvement of state policy in the field of science and education [O sovershenstvovanii gosudarstvennoj politiki v sfere nauki i obrazovanii] : Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2012 № 599. (In Russian).
15. Popov S. A. Strategic management: a 17-module program for managers with organizational development. Modul 4 [Strategicheskoe upravlenie: 17-modul'naja programma dlja menedzherov razvitiya organizacii. Modul' 4]. Moscow : INFRA-M, 1999. 344 p. (In Russian).
16. Prygozhin A. I. Methods of development of organizations [Metody razvitija organizacij]. Moscow: MCFER. 2003. 863 p. (In Russian).
17. Prozumentova G. N. Management of innovative processes in education: problems and approaches to their solution [Upravlenie innovacionnymi processami v obrazovanii: problemy i podhody k ih resheniju]. Tomsk, 2000. 320 p. (In Russian).
18. Stetsyuk Т. V. Management of projects and programs in education: an innovative approach. : the teaching method [Upravlenie proektami i programmami v obrazovanii: innovacionnyj podhod]. Tomsk, 2002 30 p. (In Russian).
19. Strategy 2020: A new growth model is a new social policy. Final report on the results of expert work on topical problems of Russia's social and economic strategy for the period until 2020 [Strategija - 2020: Novaja model' rosta - novaja social'naja politika . Itogovyj doklad o rezul'tatah jekspertnoj raboty po aktual'nym problemam social'no-jekonomicheskoj strategii Rossii na period do 2020 goda]. Under the scientific ed. V. A. Mau, I. I. Kuzminov. Moscow: Delo, 2013. Book 1. 430 p. (In Russian).
20. Belova E. N., Gurtovenko G. A., Butenko S., Yakovleva N. Managing the development of innovation in a modern educational institution [Upravlenie razvitiem innovacionnoj dejatel'nosti v sovremennom obrazovatel'nom uchrezhdenii]. Krasnoyarsk: KSPU, 2013. 164 p. (In Russian).
21. Шульга Н. А. Дрейф на обочину [Электронный ресурс]. URL: www.i-soc.com.ua/institute/shulga_dreyf.pd (дата обращения: 09.09.2017). (In Russian).
22. Shulga N. A. Drift to the roadside [Drejf na obochinu]. Available at //www.i-soc.com.ua/institute/shulga_dreyf.pd. (accessed 09.09.2017). (In Russian).
УДК/uDC 377 М. В. Слепцова
M. Sleptsova
анализ содержания ПОНЯТИЯ «ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА»
CONTENT ANALYSIS OF THE DEFINITION "MuLTICuLTuRAL EDuCATIONAL ENVIRONMENT"
Введение. В статье представлено исследование по проблеме изучения понятия «поликультурная образовательная среда» в теории и методике преподавания для среднего профессионального образования. Рассмотрение поликультурной образовательной среды связано с проблемой формирования педагогической культуры у будущих учителей изобразительного искусства общеобразовательных школ, так как формирование личности студента осуществляется под влиянием не только целенаправленного образовательного процесса колледжа, но и его образовательной среды, а именно поликультурной. Это дает необходимость изучения понятия «поликультурная образовательная среда» и степени влияния на формирование педагогической культуры студентов колледжа.
Методология. Проводится на основе теоретического изучения и анализа педагогического содержания понятия «поликультурная образовательная среда».
Результаты заключаются в составлении анализа содержания понятия «поликультурная образовательная среда».
Заключение. Проведен анализ понятия «поликультурная образовательная среда». Данное понятие раскрывается через понятийную систему: среда, образовательная среда, поликультурная образовательная среда.
Introduction The article presents a study on the problem of the definition "Multicultural educational environment" in a theory and teaching methodology for secondary professional education. Consideration of multicultural educational environment is related to the problem of forming of pedagogical culture of future teachers of fine art in general schools because forming of student personality is conducted under influence of not only purposeful educational process of college but also his educational environment namely multicultural. It causes the necessity of study of concept "Multicultural educational environment" and shows degree of their influence on forming of pedagogical culture of collegians.