Научная статья на тему 'МОДЕЛИ ДУХОВНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ'

МОДЕЛИ ДУХОВНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
449
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ДУХОВНОСТЬ / МОДЕЛИ ДУХОВНОСТИ / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ / ЦИФРОВОЙ МИР / МОРАЛЬ / ИНДИВИДУАЛИСТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шихова Ольга Николаевна, Прямикова Елена Викторовна

Статья посвящена проблеме социологического поиска теоретических и эмпирических оснований изучения духовности личности в условиях нарастающего фактора цифровизации культуры. Предмет исследования заключается в изучении истоков духовности личности с точки зрения классических оснований и в связи с антропологическим поворотом в социальной науке. Цель исследования сводится к изучению вопроса источников духовных ценностей молодежи, моделированию вариаций духовности в современных реалиях взросления. Методы исследования: теоретический анализ понятия «духовность» в социологической теории, анализ результатов отечественных исследований, посвященных ценностям молодежи. Теоретической основой исследования выступают интерпретативная социология, теории социального конструктивизма, социальная мысль русских философов XIX века. Молодежь в настоящее время живет в неопределенных, изменчивых условиях. Непрерывный прогресс в сфере информационных технологий, глобальные изменения привели к тому, что традиционные ценности, национальная культура стали теряться в условиях массовой системы социокультурных образцов поведения и мышления. Открытое общество и неолиберальный взгляд государства на социализацию молодого поколения повлияли на полифонию ценностного набора. Важно также понимать, что традиционные практики духовного воспитания, такие как, например, труд, поучение, уступают место мировоззренческим, ментальным - просмотрам фильмов, интернет-контента, общению в социальных сетях, прослушиванию музыки и пр. Данные практики нуждаются в изучении в контексте ценностной нагрузки на индивидуальное сознание и ее оценки молодежью. Результаты исследования: предложены модели изучения духовности современной студенческой молодежи. Определена стратегия эмпирического изучения проблемы влияния цифрового мира на духовность молодежи. Обозначен вопрос о необходимости выработки современного междисциплинарного подхода в прикладном изучении духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения. Педагогам, работающим с современными детьми и молодежью, становится весьма сложно выстроить систему воспитательных и образовательных действий адекватно изменяющимся условиям. Одной из главных причин является конфликтность между ценностными системами разных институтов (к примеру, семьи и школы). В связи с этим и в условиях неопределенности общественных процессов у учителей возникают сложности в определении тактик работы с современным молодым поколением. Социологический подход к изучению ценностной проблематики молодежи позволяет сделать актуальные выводы, выстроить рекомендации по взаимодействию педагогов с молодежью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шихова Ольга Николаевна, Прямикова Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELS OF SPIRITUALITY OF MODERN YOUTH: A “SENSITIVE” APPROACH TO LEARNING

The article is devoted to the problem of sociological search for theoretical and empirical grounds for studying the spirituality of a person in the context of the growing factor of digitalization of culture. The subject of the study is to study the origins of the spirituality of the individual from the point of view of classical foundations and in connection with the anthropological turn in social science. The purpose of the study is to study the issue of the sources of spiritual values of youth, modeling the variations of spirituality in the modern realities of growing up. Research methods: theoretical analysis of the concept of “spirituality” in sociological theory, analysis of the results of domestic research on the values of youth. The theoretical basis of the study is interpretive sociology, theories of social constructivism, the social thought of Russian philosophers of the 19th century. Young people currently live in uncertain, changing conditions.Continuous progress in the field of information technology, global changes have led to the fact that traditional values, national culture began to be lost in the conditions of a mass system of socio-cultural patterns of behavior and thinking. The open society and the state's neoliberal view of the socialization of the younger generation have influenced the polyphony of the set of values. It is also important to understand that traditional practices of spiritual education, such as, for example, work, teaching, are giving way to ideological, mental ones - watching movies, Internet content, communicating on social networks, listening to music, etc. These practices need to be studied in the context of the value load on the individual consciousness and its assessment by young people. Research results: models for studying the spirituality of modern student youth are proposed. The strategy of empirical study of the problem of the influence of the digital world on the spirituality of youth is determined. The question of the need to develop a modern interdisciplinary approach in the applied study of the spiritual and moral values of the younger generation is outlined. It becomes very difficult for teachers working with modern children and youth to build a system of upbringing and educational actions adequately to changing conditions. One of the main reasons is the conflict between the value systems of different institutions (for example, families and schools). In this regard, and in the context of the uncertainty of social processes, teachers have difficulties in determining tactics for working with the modern young generation. A sociological approach to the study of the value problems of young people allows us to draw relevant conclusions, build recommendations on the interaction of teachers with young people.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИ ДУХОВНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ»

УДК 37.034

ББК Ч400.51 ГРНТИ 15.21.51 Код ВАК 5.3.1

Шихова Ольга Николаевна,

кандидат социологических наук, доцент, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: krutikol@mail.ru

Прямикова Елена Викторовна,

доктор социологических наук, профессор, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: pryamikova@yandex.ru

МОДЕЛИ ДУХОВНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: молодежь; система ценностей; ценностные ориентации; духовность; модели духовности; духовные ценности; социализация молодежи; цифровой мир; мораль; индивидуалистическое сознание

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена проблеме социологического поиска теоретических и эмпирических оснований изучения духовности личности в условиях нарастающего фактора цифровизации культуры. Предмет исследования заключается в изучении истоков духовности личности с точки зрения классических оснований и в связи с антропологическим поворотом в социальной науке. Цель исследования сводится к изучению вопроса источников духовных ценностей молодежи, моделированию вариаций духовности в современных реалиях взросления. Методы исследования: теоретический анализ понятия «духовность» в социологической теории, анализ результатов отечественных исследований, посвященных ценностям молодежи. Теоретической основой исследования выступают интерпретативная социология, теории социального конструктивизма, социальная мысль русских философов XIX века.

Молодежь в настоящее время живет в неопределенных, изменчивых условиях. Непрерывный прогресс в сфере информационных технологий, глобальные изменения привели к тому, что традиционные ценности, национальная культура стали теряться в условиях массовой системы социокультурных образцов поведения и мышления. Открытое общество и неолиберальный взгляд государства на социализацию молодого поколения повлияли на полифонию ценностного набора. Важно также понимать, что традиционные практики духовного воспитания, такие как, например, труд, поучение, уступают место мировоззренческим, ментальным - просмотрам фильмов, интернет-контента, общению в социальных сетях, прослушиванию музыки и пр. Данные практики нуждаются в изучении в контексте ценностной нагрузки на индивидуальное сознание и ее оценки молодежью.

Результаты исследования: предложены модели изучения духовности современной студенческой молодежи. Определена стратегия эмпирического изучения проблемы влияния цифрового мира на духовность молодежи. Обозначен вопрос о необходимости выработки современного междисциплинарного подхода в прикладном изучении духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения. Педагогам, работающим с современными детьми и молодежью, становится весьма сложно выстроить систему воспитательных и образовательных действий адекватно изменяющимся условиям. Одной из главных причин является конфликтность между ценностными системами разных институтов (к примеру, семьи и школы). В связи с этим и в условиях неопределенности общественных процессов у учителей возникают сложности в определении тактик работы с современным молодым поколением. Социологический подход к изучению ценностной проблематики молодежи позволяет сделать актуальные выводы, выстроить рекомендации по взаимодействию педагогов с молодежью.

БЛАГОДАРНОСТИ: статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 21-011-4409Д21 «Теологическое образование в условиях цифровой культуры».

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Шихова, О. Н. Модели духовности современной молодежи / О. Н. Шихова, Е. В. Прямикова. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2022. -№ 4. - С. 179-186.

Shikhova Olga Nikolaevna,

Candidate of Sociology, Associate Professor, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

Pryamikova Elena Viktorovna,

Doctor of Sociology, Professor, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

MODELS OF SPIRITUALITY OF MODERN YOUTH: A "SENSITIVE" APPROACH TO LEARNING

KEYWORDS: youth; system of values; value orientations; spirituality; models of spirituality; spiritual values; socialization of youth; digital world; morality; individualistic consciousness

ABSTRACT. The article is devoted to the problem of sociological search for theoretical and empirical grounds for studying the spirituality of a person in the context of the growing factor of digitalization of culture. The subject of the study is to study the origins of the spirituality of the individual from the point of view of classical foundations and in connection with the anthropological turn in social science. The purpose of the study is to study the issue of the sources of spiritual values of youth, modeling the variations of spirituality in the modern realities of growing up. Research methods: theoretical analysis of the concept of "spirituality" in sociological theory, analysis of the results of domestic research on the values of youth. The

© Шихова О. Н., Прямикова Е. В., 2022

theoretical basis of the study is interpretive sociology, theories of social constructivism, the social thought of Russian philosophers of the 19th century.

Young people currently live in uncertain, changing conditions. Continuous progress in the field of information technology, global changes have led to the fact that traditional values, national culture began to be lost in the conditions of a mass system of socio-cultural patterns of behavior and thinking. The open society and the state's neoliberal view of the socialization of the younger generation have influenced the polyphony of the set of values. It is also important to understand that traditional practices of spiritual education, such as, for example, work, teaching, are giving way to ideological, mental ones - watching movies, Internet content, communicating on social networks, listening to music, etc. These practices need to be studied in the context of the value load on the individual consciousness and its assessment by young people. Research results: models for studying the spirituality of modern student youth are proposed. The strategy of empirical study of the problem of the influence of the digital world on the spirituality of youth is determined. The question of the need to develop a modern interdisciplinary approach in the applied study of the spiritual and moral values of the younger generation is outlined.

It becomes very difficult for teachers working with modern children and youth to build a system of upbringing and educational actions adequately to changing conditions. One of the main reasons is the conflict between the value systems of different institutions (for example, families and schools). In this regard, and in the context of the uncertainty of social processes, teachers have difficulties in determining tactics for working with the modern young generation. A sociological approach to the study of the value problems of young people allows us to draw relevant conclusions, build recommendations on the interaction of teachers with young people.

ACKNOWLEDGMENTS: the article was supported by the Russian Foundation for Basic Research within the framework of the scientific project No. 21-011-4409^21 "Theological Education in the Conditions of Digital Culture".

FOR CITATION: Shikhova, O. N., Pryamikova, E. V. (2022). Models of Spirituality of Modern Youth: A "Sensitive" Approach to Learning. In Pedagogical Education in Russia. No. 4, pp. 179-186.

Актуальность вопроса. Современный мир глобальных технологических и социокультурных изменений ставит перед научным сообществом вопросы теоретического и эмпирического переосмысления развития общества и человека. Традиционность с вековыми устоями долженствования уступила место рационализации, плюрализации социальной и культурной жизни еще в индустриальном обществе. В обществе XXI века мы получаем рост общественной динамики и еще большее состояние отчуждения и размывания «вечных» ценностей на уровне институтов и действий личности.

Информационный мир открыл для человека разнообразие и доступность культурных практик, их неограниченный выбор, и вместе с этим усилились неопределенность, потерянность молодого поколения в построении жизненных ориентиров, обнажилась проблема утраты традиционного содержания морального порядка в обществе. Виртуальная реальность, содержащая в себе техногенную логику построения картины мира и впитавшая в себя глобальный опыт человечества, изменила принципы освоения ценностной системы на уровне отдельно взятой личности.

Мораль сегодня уже не воспринимается молодежью как идеал, к которому необходимо стремиться, скорее она переходит в плоскость прагматичной оценки в рамках актуального жизненного опыта. С одной стороны, мы видим пространство разнообразия и изменчивости интересов, практик, опыта, а с другой стороны, перед обществом

встает задача готовить человека к встрече с «многоликим», неопределенным, изменчивым цифровым миром.

Модели поведения как источники развития личности уступают место непрерывному производству форм социальности (М. Кастельс) [5], а сам индивид погружается в мир, созданный массмедиа, - информационно перенасыщенный, смещающий ценностные ориентиры и навязывающий формы поведения и стандарты потребления. Возникает ситуация, в которой общество для самосохранения вынуждено находить возможности для духовной «защиты» детей и молодежи от потенциальной социальной и нравственной деградации. Однако в условиях тотальной плюрализации и изменчивости жизни проблематизируется само понятие «духовность», что усложняет процесс изучения ценностных ориентаций детей и молодежи.

Духовность: в поисках сущности и истоков. Формирование базовых (духовных) ценностей детей и молодежи обусловлено социальной средой, где протекают обучение и воспитание, этапом взросления, характером взаимодействия со сверстниками и взрослыми, процессом социальной идентификации. При этом «работают» национально-культурные особенности, дифференциация позиций, определяемых социальной структурой общества, а сегодня и общемировые глобальные процессы.

Вопрос о духовности человека можно отнести к одному из наиболее сложных в теоретическом и эмпирическом плане. С. Л. Франк отмечал проблему отсутствия

учения о человеческой душе. В своей работе «Душа человека» (1917) автор обосновывал мысль о том, что духовность рождается в социальном, в общности жизни - общении, взаимодействии между людьми. Франк очертил круг феноменов общественной жизни, благодаря которым «проживается» духовная жизнь: солидарность, взаимоприспособленность, жизненное понимание, внутреннее единство и общность [13]. На идеях преодоления нарциссизма и эгоистического индивидуализма строится система гуманистической педагогики.

Истоки духовности коренятся в коллективном сознании, в практиках культурного просвещения и социального взаимодействия, актуализируются в процессе выработки общественных идеалов порядка и справедливости. Основы духовности восходят к закрепленным институционально религиозным практикам, определяющим природу «естественной» морали.

Исторически сложилось, что именно религия выступала основой формирования духовного идеала личности. Данное обстоятельство обусловило линию толкования духовности в соотношении с институциональной религиозностью, определяемой через систему нравственных установлений и предписанных религиозных практик. Еще в работах Э. Дюркгейма был обозначен обязательный характер включенности в религиозные практики как форма приверженности определенному сообществу 1 . Через включенность в институализированные практики происходят освоение и интерио-ризация ценностей каждым отдельным человеком. Ценности и нормы, определяющие «образ общества» и лежащие в основе общественных идеалов, не изобретаются индивидом, а воспринимаются (и/или отрицаются) в процессе социализации.

Р. Д. Титова предлагает рассматривать общественный идеал в трех модусах - как норму, как ценность и как мировоззренческую позицию. Норма выступает в качестве социальной проекции общественного идеала. Поясним: норме ближе материализованная форма общепризнанных общественных отношений (вести себя соразмерно сложившейся ситуации в соответствии с образцом), а идеал имеет конструируемый образ, идею, цель, благодаря которым наблюдается стремление к совершенству в социальном устройстве посредством мировоззренческого единства в общественном

1 См. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни: тотемическая система в Австралии / пер. с франц. В. В. Земсковой; под ред. Д. Ю. Куракина. М.: Элементарные формы, 2018. С. 420-470; Дюркгейм Э. Ценностные и «реальные суждения» / пер. с фр. А. Б. Гофмана // Социологические исследования. 1991. № 2. С. 106-114.

сознании [12, с. 6-7]. Можно выразить мысль о том, что социальные нормы служат пониманию единого смысла общественного идеала в сознании большинства людей.

Современные отечественные исследователи (С. В. Занин, В. А. Шишкин, Е. М. Амелина, К. К. Оганян, Р. Д. Титова и др.), анализируя общественные идеалы России в историческом и философском дискурсе, воссоздают картину национальных ценностных императивов - общность исторической судьбы российских народов, соборность, коллективистские ценности, дух патриотизма и особое чувство Родины, общее благо и справедливое социальное устройство, образ высоконравственного человека, восходящих к системе религиозных ценностей (прежде всего православия), о чем неоднократно писали еще религиозные философы, обращавшиеся к теме духовности и тайны русской души.

Сопряженность разных полюсов (то, что Н. А. Бердяев описывал в категориях «свобода - порабощенность», «анархизм - консерватизм», «новаторство - инертность», «склонность к насилию и доброта, человечность», «индивидуализм - безличный коллективизм») обусловила, как считалось, такие устойчивые черты русской души, как догматизм, аскетизм, способность нести страдания и жертвы во имя своей веры [1, с. 34]. А неизменным источником русской духовности считалась соборность как выражение чувства коллективизма и общинно-сти. Практически «общим местом» стало описание сложившегося в нашей стране общественного идеала как выразителя идеи солидарности, коллективизма и социальной справедливости, трансляторами которого выступают базовые социальные институты семьи, государства, религии и образования.

В этом смысле интересен период советского развития общества, когда господствовал коммунистический идеал социального устройства. Была выстроена устойчивая система регулирования и контроля на основе декларируемого общественного идеала -бесклассового общества, коллективизма, ценности труда во благо государства. Семья, школа, учреждения культуры и досуга, предприятия и заводы функционировали в одной идеологической системе, где возвышался и формировался ценностный образ советского человека. Тем не менее противоречие между идеалами и повседневной реальностью, стратегии и тактики политической власти порождали эффект двойной морали, искажения представлений о справедливости, разрастающуюся социальную аномию.

Крах коммунистической идеологии и Советского Союза повлиял, с одной стороны, на разрушение идеологически насаждаемых социальных ценностей, а с другой

стороны, на «выплеск» индивидуально зреющих, частично подавленных ценностных ориентаций. Курс государства на неолиберальные идеи, некритическое восприятие постмодернистских ценностей Запада обострили проблему ценностного выбора личности в нашем обществе. Вопрос о том, насколько и как молодые люди перенимают, воспроизводят духовные ценности, социальные идеалы, вновь переходит в разряд самых актуальных.

Индивидуализированное взросление и модели духовности. Опираясь на представление о культуре как многослойном явлении, можно обнаружить, что в современном российском обществе одновременно сосуществуют как «естественная» мораль, опирающаяся на традиционные ценности, так и вариации социокультурных моделей, складывающихся под влиянием постиндустриального развития и глобали-

Модели

зации (см. табл.). Среди них усиливающийся западный антропоцентризм, в котором духовность человека раскрывается через его активную роль в преобразовании окружающего мира, в рациональном подходе к жизни, в акценте на материальных ценностях, стремлении к потребительским стандартам и комфорту. Воспроизводимые отечественными социальными институциями культурно-общественные практики, которые можно обозначить как социоцен-тризм, - ориентация на национально значимые ценности. Кроме этого, в условиях культурной и социальной динамики и растущем на этой основе состоянии неопределенности индивиды начинают обращаться к самим себе, к конструированию личного пространства стабильности. С этим связан интерес молодежи к религии, восточной культуре, природным местам / силам.

Таблица

Модели духовности Критерии отбора Особенности молодежной группы

Антропоцентрическая Человек - источник изменений, мир ему подвластен. Духовность конструируется самостоятельно. Создается свое пространство ценностных ориентаций и норм. Автономный творец Желание сделать карьеру, добиться материального благосостояния, устроить жизнь по собственному выбору, добиться успеха

Теоцентрическая Вселенная - необъятный космос. И человек должен постоянно духовно развиваться, чтобы познавать тайны мира. Акцент на духовные стабильные воспроизводимые практики. Божество считается центром вселенной Стремление к поиску вечных ценностей, понимание того, что материальная часть жизни не может быть главной для человека. Поиск духовных практик, не только обращение к православию, но и к другим религиям, возможно, к таинствам восточной культуры, например буддизму

Натурцентрическая Стремление понять сущность природы и мира в целом. Развитие своих задатков Ориентация на труд, созидание, производство чего-либо. Увлеченность научной деятельностью. Обращение к природе

Кибердуховность Открытость разным духовным практикам за счет коммуникативной составляющей. Отход от институционального порядка. Стремление к самореализации, я - самоцель, потребность в самореализации на основе личных устремлений Самореализация в большей степени понимается как развитие своего социального капитала. Желание быть известным, популярным, возможно, стремление приносить пользу людям, распространять какие-то оптимальные образцы поведения. Интернет как хорошая возможность расширить свой круг общения

Социоцентрическая Коллективное начало во всем. Сакральное в отношениях между людьми. Соборность. Патриотизм как вера в народ, Родину, государство Приверженность российской культуре, уважение к традициям. Интерес к российской истории

Современными западными исследователями (P. Heelas, W. Roof, M. Wood, L. Woodhead) обосновывается понятие «новая духовность», которая распространяется на все аспекты жизни, ее сущностная характеристика - переход от «институциональной подчиненности» к «индивидуальному поиску себя», она внецерковна, открыта, определяет путь к сакральному через переход в плоскость свободы индивидуального выбора. Как модель поведения она транслируется

массмедиа, как практика - воспроизводится в качестве образца для подражания (социального идеала) молодыми людьми.

Анализ ценностных ориентаций молодых людей социологами ведется в логике проявления социального действия (Т. Парсонс).

Структура ценностных ориентаций (по Т. Парсонсу) включает:

- когнитивную составляющую - опора на нормы, усвоенные индивидом в процессе социализации;

- эмоциональную составляющую -оценка значимости того или иного объекта для удовлетворения потребностей на основе оценочных стандартов;

- моральную составляющую как синтез ранее вынесенных суждений о способе действия [14, с. 35-38].

Таким образом, духовность представляет собой наиболее сложное образование с точки зрения операционализации. На современном этапе при изучении духовности молодежи важно учитывать разные модели духовности - естественную (общинную), антропоцентрическую, теоцентрическую, индивидуалистическую (новую духовность).

Цифровая социализация как феномен современности открыла для молодежи индивидуальный маршрут встречи со сложным виртуальным миром и неопределенной социокультурной реальностью, поставила перед неизбежностью самостоятельно выбирать, принимать решения и действовать. Стоит отметить и процесс протяженного во времени взросления, при котором увеличивается, с одной стороны, период зависимости молодежи от более старших поколений, прежде всего в процессе обучения. С другой стороны, существуя в информационном обществе, подростки, молодежь довольно рано начинают настаивать на своем праве иметь свою точку зрения и принимать самостоятельные решения, что может создавать напряженность в отношениях с представителями более старшего возраста.

При этом традиционный путь интерио-ризации социальных норм сохраняется, но уже теряет силу воздействия на личность. Дети и молодежь живут как бы в двух реальностях, адаптируя свои возможности и лавируя в этих мирах, результатом чего становятся эклектичность, «зыбкость» ценностных ориентаций. Необходимость жизненного выбора приходится уже не только на вторичный, более взрослый, этап социализации, но и на первичный - период детства, когда закладываются духовно-нравственные основы личности.

На поверхности дискурса о проблеме духовных ценностей в детско-молодежной среде говорится о «размытости» ценностных ориентаций, росте потребительских установок, разрыве преемственности поколений, ослаблении интереса к русской национальной культуре в пользу западных образцов, предпочтении духовным ценностям материальных, прагматизации жизненных выборов и многое другое. На наш взгляд, если посмотреть на аномичные проявления в ценностно-смысловой сфере в контексте теории индивидуализации, то это не кризисность, а попытка адаптироваться к изменчивой действительности, найти спо-

собы того, как жить в этом мире. Это поиск собственной стабильности в условиях, когда ее нет на институциональном уровне.

Кризисность духовно-нравственного развития детей и молодежи в общественном сознании видится скорее в сравнении с традиционной моделью социализации, где на возникающие жизненные вопросы имелся ответ у старшего поколения, который сводился к предопределенности следования социальным нормам. Современность обнажила иной путь социализации, при котором молодежью весьма критично воспринимаются традиционные социальные порядки, адаптационный потенциал которых не выдерживает в борьбе с социокультурной динамикой, не является актуальным источником социального опыта.

Процесс трансмиссии ценностей становится двусторонним благодаря критичности восприятия предлагаемых постулатов (я должен понять), соотнесению их с собственным опытом (работает или нет), и поскольку своего опыта может не хватить, используются опыт сверстников, обращение к Интернету.

Интеллектуальное и социальное развитие детей и молодежи в современном мире протекает весьма неравномерно: если раньше социальный вектор (воспитательный) определял интеллектуальный, то на сегодня силы доминирования меняются местами, что обусловливает иной характер формирования духовности. Утрата ценностных значений происходит под воздействием виртуальной реальности, когда возникает разрыв между знаком и объектом в процессе бесконечного ряда самокопирований. В результате мы наблюдаем отчуждение в смысловой сфере. Утрачивается волевой компонент в личностном развитии, так как в «... представлениях молодых людей практически полностью отсутствует понятие "преодоления" (себя, своей природы, своих желаний и т. п.), на котором в течение последних тысячелетий и строилась человеческая культура и происходила социализация» [4].

Отметим, что исторически в практиках воспитания и образования детей и молодежи в российской действительности была заложена ответственность морального выбора, ведущая к чувству духовной свободы, к состоянию социальной идентификации. По мнению С. Л. Соловейчика, она заключалась в том, что в понимание ответственности закладывалась не та свобода, которая подарена, а та, что добыта собственным усилием, трудом. Ценность морального воспитания заключалась в развитии мотивации на труд, на преодоление сложностей, на осознание личного вклада в общее коллективное дело [10, с. 15].

Несмотря на то, что степень доверия к

информации, идущей от старшего поколения, у молодых людей в силу особенностей процесса социализации, недостаточной компетентности в условиях изменившегося общества снижается, социологами фиксируется, что «...в новых условиях не произошло полного отторжения молодого поколения от российских культурно-исторических ценностей предшествующих поколений» [7, с. 25]. Вопрос о ценностных ориентациях молодых людей определяет направленность социологического исследования.

О стратегии социологического исследования. Социологические исследования сегодня показывают тенденции изменения ценностной иерархии молодежи, где на приоритетных позициях оказываются ценности материального и индивидуального порядка - построение успешной карьеры, самореализация в образовании и творчестве, финансовое благополучие [3, с. 76].

Такое состояние общества неизбежно выводит на передний план актуальность изучения ценностей подрастающего поколения в контексте «задела» и факторов, определяющих духовно-нравственную составляющую. Исследователи отмечают общемировые тенденции духовного кризиса, среди которых наиболее остро стоят проблемы дезорганизации жизни и потеря смысложизненных ориентиров, дегуманизация и потеря нравственности [8, с. 169-174].

Ключевым вопросом в изучении ценностного мира молодежи становится необходимость понимания того, что духовность находится в процессе формирования и имеет определенные истоки, а посредством каких культурных каналов дети и молодежь создают представления о себе и окружающем мире? На современном этапе это разный ценностный набор: семья, школа, друзья, Интернет, фильмы и пр. К тому же молодежь предпочитает большую часть свободного времени проводить в цифровом мире, где общество и отношения между людьми представлены весьма хаотично, в формате кратковременности связей, сиюминутных увлечений, многообразия жизненных практик. В результате хаотизации человеческой жизни налицо разрыв между традиционными институтами и практиками воспитания, такими как семья и религия, несущими нравственные ценности по модели социально ориентированных долговременных отношений, и индивидуально выстраиваемыми маршрутами молодого поколения с приоритетной моделью кратковременных контактов и практик.

Классическое понимание институционального порядка, когда следование социальной норме рассматривалось в качестве показателя морального поведения лично-

сти, сегодня отступает. В современном обществе общественная норма перестает быть мерилом, она подвергается рациональной и прагматичной оценке со стороны подрастающего поколения. Иными словами, духовность молодежи необходимо изучать не столько в институциональной традиции, сколько в том, как подрастающее поколение относится к социальным нормам и на основе чего делает свой жизненно значимый выбор. К тому же духовность переходит в категорию индивидуального, когда человек начинает выстраивать личное пространство духовности, которое может расходиться с институциональными императивами общества.

Планируемую программу исследовательских действий мы разработали на основе восходящей стратегии [11, с. 115], что предполагает погружение в ценностную проблему социальной группы, понимание, что ситуация изучения весьма изменчивая, да и сами индивиды действуют не как пассивные объекты, а больше как активные субъекты.

Восходящая стратегия обеспечивает достаточный уровень чувствительности в социологическом исследовании, который, в свою очередь, обусловлен пониманием того, что у современного молодого поколения в процессе социализации преобладает индивидуализированная стратегия освоения социального опыта. По словам З. Баумана, индивидуализация заключается в «преображении человеческой идентичности из "данности" в "задачу" и в наделении действующих лиц ответственностью, как за решение, так и за последствия исполнения социальных ролей» [2, с. 116]. Мысли Баумана содержат, с одной стороны, важный посыл об изменении логики освоения социальных ценностей в молодежной среде, где в приоритете самостоятельные шаги по выбору значимых констант. Это означает, что возрастает актуальность выявления источников духовности молодежи не столько в контексте существующих институций, сколько с позиции самих представителей молодого поколения, моральной оценки собственных действий, поведения в обществе.

В качестве объекта исследования выступают студенты 1 и 4 курсов Уральского государственного педагогического университета, Миссионерского института Екатеринбургской епархии, Уральского горного университета.

Существует фактор, создающий определенные трудности в поиске ценностных идеалов. Это процесс глобализации, усиливающий ситуацию неопределенности и «ха-отизации» ценностей. К глобальным ценностям в рамках масштабного международного исследования МГУ им. М. В. Ломоносова причисляются прогресс, свобода человека и

успех [6, с. 29-35]. Также к этому списку можно добавить ценности экологии (человек-природа), морально-этические императивы, ответственность. Можно увидеть своеобразную связь. Первая тройка универсалий отражает черты западной культуры, где доминирует идея прогресса и человеческих возможностей, которые дает научно-технологическое развитие, а вторая тройка показывает другую сторону «медали», где вместе со стремлением к техногенности обостряется проблема моральности и ответственности человека перед самим собой и природой. Наиболее признанный набор в нашей стране: человек, семья, труд, знания, культура, отечество, земля, мир [9, с. 82-94].

Научная проблема заключается в разработке методологии и методики изучения самочувствия молодежи в условиях «двойственной» социализации (личной и общественной, по З. Бауману) и вычленения ценностных суждений по поводу различных источников духовного опыта.

Посыл социологического исследования и планируемые результаты позволят создать междисциплинарный диалог между педагогами и исследователями по поводу актуальных подходов к развитию личностно ориентированного образования, разрушению «стереотипных» представлений о социализации молодого поколения.

Нами предполагается, что духовность -

весьма динамичная категория и зависима от определенного этапа взросления, следовательно, установки общества по отношению к молодежи могут расходиться с восприятием мира, проявлением потребностей и развитием ценностей молодых людей. Так, для этапа студенчества характерны: поиск себя в профессии, понимание своих возможностей в материальной независимости от родителей, построение в целом семейного образа, модели дома и детей. Но на первом месте будут стоять профессиональные цели, карьерные планы и саморазвитие в данном направлении. Поэтому социально ориентированные ценности отступают, начинают превалировать индивидуалистические.

Данный посыл несет в себе необходимость переосмысления подходов к изучению духовно-нравственных ценностей современного молодого поколения. Во-первых, значимым становится междисци-плинарность исследования усилиями комплекса социально-гуманитарных наук: философии, социологии, антропологии, культурологии. Во-вторых, необходим многоступенчатый отбор актуального набора ценностных ориентаций современной молодежи. В-третьих, учет того, что даже на уровне представителей молодежной группы толкование сущности приоритетных ценностей может различаться.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бердяев, Н. А. Русская идея: основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века / Н. А. Бердяев. - Paris, 1971. - 258 с.

2. Бауман, З. Индивидуализированное общество / З. Бауман ; пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцева. -М. : Логос, 2005. - 390 с.

3. Зинченко, Я. Г. Контуры взросления глазами современной молодежи / Я. Г. Зинченко // Материалы X международной социологической Грушинской конференции «Жить в России. Жить в мире. Социология повседневности», 20 мая - 14 ноября 2020 г. / отв. ред. А. В. Кулешова. - М. : ВЦИОМ, 2020.

4. Кандыбович, С. Л. Особенности социализации молодежи в условиях современной цифровой среды / С. Л. Кандыбович, Т. В. Разина. - Текст : электронный // Мировые цивилизации. - 2019. - № 3-4. -URL: https://wcj.world/PDF/06PSMZ3i9.pd (дата обращения: 30.04.2022).

5. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс ; пер. с англ. О. И. Шкаратана. - М. : ГУ ВШЭ, 2000. - 609 с.

6. Леонова, О. Г. Глобальные универсальные ценности: интерпретация и смыслы / О. Г. Леонова // Ценности и смыслы. - 2017. - № 6 (52). - С. 29-35.

7. Луков, Вал. А. Ценностные ориентации российской молодежи в свете теорий ценностей / Вал. А. Луков, Вл. А. Луков, Н. В. Захаров // Вестник ОГУ. - 2011. - № 2 (121). - С. 19-26.

8. Попова, Е. В. Духовность и нравственность в аспекте религиозного воспитания и образования молодежи / Е. В. Попова, Н. В. Попова // Молодежные движения и организации XX века. - 2018. - С. 169-174.

9. Оганесян, С. С. О понятии «общечеловеческие ценности» в современном мире / С. С. Оганесян // Ценности и смыслы. - 2019. - № 5 (63). - С. 82-94.

10. Соловейчик, С. Л. Педагогика для всех : кн. для будущих родителей : [Для ст. возраста] / С. Соловейчик. - М. : Дет. лит., 1987. - 365 с.

11. Татарова, Г. Г. Методология анализа данных в социологии (введение) : учебник для вузов / Г. Г. Татарова. - М. : NOTA BENE, 1999. - 224 с.

12. Титова, Р. Д. Общественный идеал в современной России: философский анализ : автореф. дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 / Титова Рида Дамировна ; Башкирский государственный университет. - Уфа, 2015. - 19 с.

13. Франк, С. Л. Душа человека: опыт введения в философскую психологию / С. Л. Франк. - М. : Издание Г. А. Лемана и С. М. Сахарова, 1917. - URL: http://www.odinblago.ru/dusha_cheloveka (дата обращения: 30.04.2022). - Текст : электронный.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Parsons, Т. The Social System. N. Y., 1951 / Т. Parsons ; пер. Г. Беляевой // Структурно-функциональный анализ в современной социологии. Вып. I. - M., 1969.

REFERENCES

1. Berdyaev, N. A. (1971). Russkaya ideya: osnovnye problemy russkoi mysli XIX veka i nachala XX veka [The Russian Idea: The Main Problems of Russian Thought in the 19th Century and the Beginning of the 20th Century]. Paris. - 258 p.

2. Bauman, Z. (2005). Individualizirovannoe obshchestvo [Individualized Society] / ed. by V. L. Ino-zemtsev. Moscow, Logos. 390 p.

3. Zinchenko, Ya. G. (2020). Kontury vzrosleniya glazami sovremennoi molodezhi [Contours of Growing Up through the Eyes of Today's Youth]. In Kuleshova, A. V. (Ed.). Materialy X mezhdunarodnoi sotsiologicheskoi Grushinskoi konferentsii «Zhit' v Rossii. Zhit' v mire. Sotsiologiya povsednevnosti», 20 maya - 14 noyabrya 2020 g. Moscow, VTsIOM.

4. Kandybovich, S. L., Razina, T. V. (2019). Osobennosti sotsializatsii molodezhi v usloviyakh sovremennoi tsifrovoi sredy [Features of Youth Socialization in the Modern Digital Environment]. In Mirovye tsivilizatsii. No. 3-4. URL: https://wcj.world/PDF/06PSMZ319.pd (mode of access: 30.04.2022).

5. Kastels, M. (2000). Informatsionnaya epokha: ekonomika, obshchestvo i kul'tura [Information Age: Economy, Society and Culture] / transl. by O. I. Shkaratan. Moscow, GU VShE. 609 p.

6. Leonova, O. G. (2017). Global'nye universal'nye tsennosti: interpretatsiya i smysly [Global Non-Universal Values: Interpretation and Meanings]. In Tsennosti i smysly. No. 6 (52), pp. 29-35.

7. Lukov, Val. A. Lukov, Vl. A., Zakharov, N. V. (2011). Tsennostnye orientatsii rossiiskoi molodezhi v svete teorii tsennostei [Value Orientations of Russian Youth in the Light of the Theory of Values]. In Vestnik OGU. No. 2 (121), pp. 19-26.

8. Popova, E. V., Popova, N. V. (2018). Dukhovnost' i nravstvennost' v aspekte religioznogo vospitaniya i obrazovaniya molodezhi [Spirituality and Morality in the Aspect of Religious Upbringing and Education of Youth]. In Molodezhnye dvizheniya i organizatsii XX veka, pp. 169-174.

9. Oganesyan, S. S. (2019). O ponyatii «obshchechelovecheskie tsennosti» v sovremennom mire [On the Concept of "Universal Values" in the Modern World]. In Tsennosti i smysly. No. 5 (63), pp. 82-94.

10. Soloveychik, S. L. (1987). Pedagogika dlya vsekh [Pedagogy for All]. Moscow, Detskaya literatura. 365 p.

11. Tatarova, G. G. (1999). Metodologiya analiza dannykh v sotsiologii (vvedenie) [Methodology of Data Analysis in Sociology (Introduction)]. Moscow, NOTA BENE. 224 p.

12. Titova, R. D. (2015). Obshchestvennyi ideal v sovremennoi Rossii: filosofskii analiz [The Social Ideal in Contemporary Russia: A Philosophical Analysis]. Avtoref. dis. ... kand. filos. nauk. Ufa. 19 p.

13. Frank, S. L. (1917). Dusha cheloveka: opyt vvedeniya v filosofskuyupsikhologiyu [The Human Soul: An Experience of Introduction to Philosophical Psychology]. Moscow, Izdanie G. A. Lemana i S. M. Sakharova. URL: http://www.odinblago.ru/dusha_cheloveka (mode of access: 30.04.2022).

14. Parsons, T. (1969). The Social System. N. Y., 1951 / transl. by G. Belyaeva. In Strukturno-funktsional'nyi analiz v sovremennoi sotsiologii. Issue I. Moscow.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.