DOI: 10.19181/demis.2022.2.3.3 EDN: UNAQXK
РОССИЙСКАЯ И КАЗАХСТАНСКАЯ МОЛОДЕЖЬ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: СОЦИОДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Ростовская Т. К.
Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН, Москва, Россия E-mail: [email protected]
Еламанова А. С.
Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Алматы, Казахстан
E-mail: [email protected]
Для цитирования: Ростовская Т. К., Еламанова А. С. Российская и казахстанская молодежь в контексте национальной безопасности: социодемографические аспекты // ДЕМИС. Демографические исследования. 2022. Т. 2. № 3. С. 37-48. DOI: https://doi.Org/10.19181/demis.2022.2.3.3. EDN: UNAQXK
Аннотация. Статья посвящена анализу социологических исследований ценностных ориентации российской и казахстанской молодежи в контексте национальной безопасности. Современная молодежь России и Казахстана - это поколение, родившееся и выросшее в период значительных политических, социальных и экономических преобразований. Вследствие чего ускорение темпов развития общества приводит к возрастанию роли молодежи в общественной жизни. Вместе с тем анализ социологических исследований ценностных ориентаций выявил готовность молодежи к переменам. Инновационный потенциал молодых конвертировать в полезное дело общества со стороны государства должен быть воплощен в целевых проектах: реализация социальных лифтов, предоставление молодым людям реальной возможности успешно участвовать в политической деятельности, бизнесе и общественной деятельности. Практически для всех постсоветских государств характерен кризис духовных ценностей, поэтому в ценностных ориентациях казахстанской и российской молодежи есть точки соприкосновения. Изучение ценностных ориентаций в контексте национальной безопасности позволяет прогнозировать не только приоритетные в настоящее время ценности, но и возможные изменения. Анализ результатов социологических исследований, проведенных в обеих странах, показал, что в жизни молодежи России и Казахстана характерны семейные и традиционные ценности. Изучение ценностных ориентаций молодежи двух соседних стран способствует выявлению их интересов и потребностей в современном мире, что, в свою очередь, влияет на правильное развитие государственной политики, основанной на нравственности, патриотизме, национальной идентичности.
Ключевые слова:молодежь, ценности, российское и казахстанское общество, национальная безопасность.
Введение
В эпоху глобализации ценностные ориентации личности, их изменение, факторы, влияющие на них, становятся очень актуальными. В частности, изучение изменений ценностных ориентаций молодежи, являющейся стратегически важным человеческим ресурсом государства, представляет интерес для политологии, социологии, философии, психологии и других наук. Молодежь как социально-демографическая группа быстро реагирует на изменения в обществе, и эффективность разработанных мероприятий в сфере образования, медицины, занятости также зависит от уровня изучения взглядов и интересов молодежи и их приоритетных ценностей в современном глобальном обществе.
Следует отметить, что для исследования этносоциального самочувствия молодежи, выявления конфликтного потенциала, для предотвращения и разрешения конфликтов, борьбы с ксенофобией и экстремизмом необходим непрерывный этно-конфликтологический мониторинг, проведение межпоколеннных исследований для того, чтобы не только знать, как идет гражданское становление и этническое формирование на различных возрастных этапах в разных регионах и группах населения, но и оказывать соответствующее и своевременное влияние (социализация и ресоци-ализация населения) с целью снижения конфликтного потенциала и формирования потенциала толерантности [1].
Можно заметить, что в прошлое время традицонные социальные идеалы и ценности, которые были очень глубоки в российском и казахстанском обществах, постепенно частично утрачивались, а другие ценности еще не сформировались в полной мере. Отсутствие же жизненно важных идеалов и ориентиров негативно влияет на формирование личности молодежи и занятие ею новых позиций в будущем. Ценностные ориентиры и идеалы должны соответствовать жизненным целям и влиять на профессиональное и личностное становление молодых людей.
Становление и жизненное продвижение молодежи реализуется через обучение и воспитание, овладение новыми навыками и умениями через трансформацию опыта старшего поколения и реализацию его через собственную деятельность. Ценность - духовная сила, определяющая целевую направленность человеческой жизни, а от накопленного жизненного опыта зависит значение всей системы социальных ценностей для человека. Каждый компонент ценностной структуры позволяет осознанно осуществлять решение жизненно важных проблем с пониманием их сущности и отражением в чувствах социальных индивидов.
Ценностные ориентации, социальные нормы и установки являются в обществе на всех этапах его развития основным социально-психологическим регулятором и показателями гражданского развития молодежи в структуре общественного и исторического процесса. Подчеркнем, что ценностные ориентации человека служат важнейшей характеристикой его личности, поскольку они определяют особенности выстраивания взаимоотношений человека с окружающим миром и регулируют его поведение. Понимая и принимая систему ценностных критериев, человек ищет свое место в обществе и в мире в целом, размышляет о смысле своей жизни и выстраивает целеполагание, на основе которого реализует свой потенциал в социальной деятельности.
Поскольку ценности влияют на поведение человека во всех сферах его жизнедеятельности, то с точки зрения конкретного предметного содержания они также классифицируются как социальные, экономические, политические, духовные, материальные, жизненные, базовые и др., причем базовые ценности составляют основу человеческого сознания и способствуют эффективной деятельности в различных сферах жизни.
Методы и источники информации
В мировой социологической науке ценностные ориентации молодежи изучались М. Вебером, П. Сорокиным, Э. Дюркгеймом, Р. Мертоном, Т. Парсонсом и многими другими исследователями.
В 70-е гг. ХХ в. Б. А. Ручкин, Е. Г. Слуцкий, В. И. Чупров и пр. в своих трудах рассматривали проблему взаимосвязи сознания и поведения молодежи с окружающим миром.
Изучению ценностных ориентаций молодежи России посвящены работы Ю. Р. Вишневского, И. М. Ильинского, С. И. Иконниковой, В. Т. Лисовского, В. И. Чу-прова, Ю. А. Зубок, В. Ф. Левичевой, Е. Л. Омельченко, Т. К. Ростовской, Л. С. Рубан и др.
Проблемы молодежи, формирование системы ценностей и на ее основе ценностных ориентаций молодежи освещаются в работах казахстанских ученых А. С. Сарсенбаева, Г. Т. Телебаева, Д. А. Калетаева, А. Т. Шайкенова, С. Т. Сейдуманова, Ю. В. Кучинской, Г. К. Жусуповой, Т. Б. Калиева, Г. С. Абдирайымовой и пр.
Формирование общества определяется всей системой социальных институтов и представляет собой сложную совокупность экономических, политических, правовых, духовных отношений, обеспечивающих его целостность как социальной системы. Социальный институт, рассматриваемый в социологической интерпретации, реализует исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей; причем в узком смысле - это организованная система социальных связей и норм, призванных удовлетворять основные потребности всех членов общества (включая личностные запросы) и социальных групп, сложившихся и функционирующих в нем.
В российской социологии рядом авторов разработаны концепции ценностей и социального развития молод ежи [2; 3]. В современный момент в мире довольно популярна теория организации культур, предложенная социологом Г. Хофстеде из Нидерландов, который разработал совокупность показателей, определяющих культурные характеристики представителей разных народов [4].
В статье задействован метод использования вторичных данных: анализируются аналитические и эмпирические материалы в рамках Международного социологического исследования «Ценностные ориентации молодежи России и Казахстана», проведенного в 2018 г. под руководством Ростовской Т. К. [13], данные государственных статистических агентств, результаты социологических и иных научных исследований, которые отражены в Национальном докладе «Казахстан жастары. Молодежь Казахстана». Кроме того, авторы провели контент-анализ российских и казахстанских научных работ по исследуемой проблеме и публикаций в средствах массовой информации.
Результаты исследования
Изучение ценностных ориентаций современной молодежи обусловлено необходимостью разрешения целого ряда социальных противоречий: с одной стороны, молодежь считается активной частью населения, с другой стороны - она находится еще в стадии социально-личностного становления, что не позволяет объективно оценить ценностный мир молодых людей. Мировые глобальные процессы, переход к рыночной экономике с последующими социокультурными изменениями привели к трансформации ценностей молодежи. Отметим, что российскими учеными были глубоко изучены основные факторы, которые повлияли на трансформацию ценностных ориентаций современной молодежи [5].
Утрата прежних форм поведения и ценностей, доступность многих благ в эпоху постиндустриального развития - это еще не все факторы, в результате чего произошла переориентация ценностных ориентиров социальных индивидов в Российской
Федерации. Огромные изменения за годы независимости претерпело и казахстанское общество. За 30 лет суверенной истории Казахстана в самосознании, поведении и мышлении молодых людей произошли кардинальные изменения. Это верно подмечают казахстанские коллеги Ткачева Н. А. и Баймухаметова Р. С.: «Ускорение темпов развития общества обусловливает возрастание роли молодежи в общественной жизни. Включаясь в социальные отношения, молодежь видоизменяет их и под воздействием преобразованных условий совершенствуется сама» [6].
Однако изменение духовно-нравственных ценностей в современном обществе, кризис идентичности, отход от традиционных образов жизни характерны для всех государств постсоветского пространства, поэтому в системе ценностных ориентаций и казахстанской, и российской молодежи много общего и точек соприкосновения. Нужно подчеркнуть, что в современном мире изменение ценностей в обществе тесно связано с изменением личности, культуры, а также ментального кода конкретного социума. Казахстан, как и другие страны СНГ, ощущает на себе влияние различных культур, далеких от традиционной казахской культуры, то есть активно идет процесс трансформации ценностей. Нравственно-духовные проблемы, стоящие сегодня перед Казахстаном, не чужды и российскому обществу, а такие глобальные проблемы, риски и угрозы, как международный терроризм, проблемы экологии, изменение климата, стихийные бедствия, духовные кризисы также актуальны для всего мира.
И российские, и казахстанские ученые анализируют «ценности современного общества, рассматривая их сквозь призму социокультурной эволюции, что позволяет по-новому рассмотреть и сопоставить «традиционные» и «общечеловеческие» ценности, изучать проблему социальных ценностей в контексте социально-психологических взаимоотношений и ориентаций личности, мотиваций социальной активности человека, ее морально-этической регуляции, социально-этической де-терминациии выбора и оценки ценностных ориентаций и т. д.» [7]. Поэтому оценка ценностных ориентиров молодежи является крайне актуальной проблемой в процессе глобального развития, модернизации социальных отношений в современном обществе, трансформации условий его развития и оптимизации норм жизнедеятельности как всего социума, так и внедрения их в жизнь каждого конкретного человека.
Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что цель государственных институтов, осуществляющих воспитание и образование подрастающего поколения, заключается в том, чтобы «помочь в формировании активной, деятельностной личности молодого человека, умеющего эффективно реализовать свои цели и задачи, устойчивого к воздействию неблагоприятных жизненных факторов и умеющего преодолевать жизненные трудности, сдерживать конфликтные реакции, умеющего отстоять свои собственные интересы и уважать интересы других, тем самым развивать в молодежной среде умение приходить к культуре согласия и толерантности» [8].
Молодежь составляет 16% от всего населения Российской Федерации и 20% - от населения Казахстана. Это значительный колличественный показатель, поэтому ценностные ориентации данной социальной группы имеют большое значение в определении перспектив стратегического развития современного общества обеих стран. Поскольку многие ценности предшествующего периода в значительной степени сейчас утратили актуальность и не могут в должной мере отвечать требованиям нового времени, в сознании молодежи возможны кризисные явления. Так в молодежной среде проявляется маргинализация определенных групп, что свойственно состоянию общества в условиях нестабильности. Среди негативных личностных ка-
честв имеют место быть безразличие, равнодушие, жажда наживы. Вследствие чего актуальность определения и анализа ценностных ориентаций молодежи возрастает год от года. В последнее время изучением всей системы ценностной структуры и ориентации казахстанцев, в том числе молодежи, активно занимаются как государственные, так и негосударственные организации.
В 2015 г. Институт общественной политики Nur Otan провел изучение ценностей казахстанской молодежи по методологии World Values Survey, разработанной профессором Университета Мичигана Р. Инглхартом. В таблице 1 приведены пять базовых ценностей, набравших большинство предпочтений респондентов по результатам данного исследования1:
Таблица 1.
Показатели базовых ценностей
Table 1.
Indicators ofbasic values
Ценности %
Здоровье (88%)
Дети (68%)
Безопасность (52%)
Благосостояние и достаток (52%)
Уверенность в завтрашнем дне (43%)
Источник: составлено авторами на основе данных Института общественной политики Nur Otan. URL: https://amanatpartiasy.kz/rnstitute?iang=ru (дата обращения: 25.05.2022)
Следует упомянуть значимую и глубокую научную работу «Ценности и идеалы независимого Казахстана», опубликованную под грифом Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан, авторы которой подчеркивают, что «молодежь как ценностно ориентированная группа выступает носителем инновационного потенциала, способствующего образованию новой системы идеалов и ценностей казахстанской культуры, отличающейся от традиционной» [9].
Весомый вклад в изучение ценностных ориентиров молодежи вносит и научно-исследовательский центр «Молодежь», который уже более 6 лет проводит социологические исследования по обозначенному направлению. Анализ официальных статистических данных и результаты социологических исследований в целом отражены в ежегодном Национальном докладе «Казахстан жастары. Молодежь Казахстана». В частности, в Национальном докладе за 2020 г. были представлены массовые социологические исследования: «Молодежь Казахстана», «Формирование дальнейших целевых индикаторов в молодежной политике», «Миграционные настроения молодежи современного Казахстана», что позволяет отследить динамику ценностных ориентаций молодежи, выявить ключевые тренды и возникающие потребности молодого поколения.
1 Алимбекова Г. Т., Жусупова А. С., Шабденова А. Б. Отчет по итогам социологического исследования по теме «Система ценностных ориентаций в современном казахстанском обществе». -Астана, 2015. (по заказу Института общественной политики НДП «Нур Отан»)
Стоит отметить, что в 2020 г. был проведен сравнительный анализ эмпирических данных за период 2010-2015-2019 годы. При сравнении динамики ответов на вопрос «Что для Вас имеет наибольшую ценность в жизни?», мы видим, что за период 2017-2020 гг. в системе ценностей молодежи не наблюдается кардинальных изменений (табл. 2). В 2020 году в тройку наиболее значимых ценностей молодежи вошли семья (85%), здоровье (52%) и дружба (28 %)2.
Таблица 2.
Динамика ценности в жизни
Table 2.
Dynamics of value in life
Ценности 2017 2018 2019 2020
Семья 82% 71% 86% 85%
Здоровье 57% 64% 58% 52%
Дружба 32% 24% 31% 28%
Источник: составлено авторами на основе данных НИЦ «Молодежь». URL: https:// eijastary.kz/ru/research/ (дата обращения: 25.05.2022)
Как показывает опрос, гражданская активность менее популярна среди молодежи. Наиболее значимы для молодежи следующие тренды: здоровый образ жизни (49%), волонтерство (47%), путешествия (29%), и только на четвертом месте находится гражданская активность (23%), а на самом последнем - творчество (0,1%) и образование (0,1%).
Здоровый образ жизни и волонтерство чаще интересует молодых людей возрасте 14-18 лет, а путешествия и гражданская активность - лиц старше 19 лет. И хотя пандемия COVID-19 оказала негативное влияние на население, включая молодежь, 81% респондентов уверенно смотрят в будущее и надеются на лучшее (табл. 3), а на вопрос «В свете последних событий, связанных с карантином, с каким чувством Вы смотрите в будущее?» - ответили следующим образом (в разрезе возрастных групп, %):
Таблица 3.
Чувство уверенности в будущее
Table 3.
A sense of confidence in the future
Ответы 14-18 лет, % 19-23лет, % 24-28 лет, % %
С уверенностью в том, что все будет хорошо 39,1 35,3 32,3 35,2
С чувством надежды, что все будет хорошо 45,3 47,0 46,1 46,2
С неуверенностью 8,4 11,7 14,2 11,5
Со страхом и отчаянием 3,7 3,7 5,0 4,1
Затрудняюсь ответить 3,5 2,2 2,3 2,7
Источник: НИЦ «Молодежь». URL: https://eijastary.kz/ru/research/ (дата обращения: 25.05.2022)
2 Национальный доклад «Молодежь Казахстана - 2020». «National report Youth of Kazakhstan - 2020». Коллектив авторов: Удербаева Г. Ж., Сабитов Ж. М., Жусупова А. С., Жолдыбалина А. С., Ермаханова С. А., Шакенов М. А., Абуова Д. Г., Ахантаева С. Ж., Сакошев А. К., Паули Э. С. Научно-исследовательский центр «Молодежь», 2020 г. - 207 с.
Говоря о гражданском формировании молодежи, следует заметить, что среди опрошенных в 2018 г. считали себя патриотами 60% респондентов, в 2019 г. - 60%, в 2020 г. - 53%. И здесь надо обратить внимание на то, что означает «патриотизм» в понимании казахстанской молодежи.
Как показывает эмпирические данные, «уважение и любовь, гордость за свою страну» являются одними из определяющих факторов патриотических чувств молодежи. Готовность защищать Родину и служба в рядах армии (39%), добросовестное выполнение работы на благо своей страны (28%), честность и порядочность (32%) молодежь также относит к качествам, свойственным патриотам своей страны3. Сопоставимые результаты были получены в ходе тридцатилетнего лонгитюда (1988-2018) в 12 регионах Российской Федерации, проводимого под руководством профессора Рубан Л. С. в рамках программы «Молодежь в полиэтничных регионах: взгляды, позиции, ориентации».
Итак, сегодня молодое поколение казахстанцев сталкивается с новыми глобальными вызовами, затрагивающими такие важные социальные аспекты, как мобильность и качество получаемого образования, состояние здоровья и поддержание его на должном уровне, профессиональная реализация, экономическая безопасность, семья и т. д.
Несмотря на то, что большинство молодых людей оптимистично смотрит в будущее, результаты опроса за 2020 г. показали рост среди молодежи протестных настроений (2%) с нарастанием социально-экономических проблем. Поэтому своевременное изучение протестных настроений в молодежной среде позволяет прогнозировать реакцию молодежи на различные процессы, происходящие в стране. Прогнозы позволяют оперативно вырабатывать эффективные меры по предотвращению социальных и политических конфликтов, способствовать снижению уровня социальной напряженности в обществе.
Интересные факты приведены в работе «Молодежь в Казахстане: оценка ценностей, ожиданий и стремлений 2021», которая является продолжением исследования ценностей, свойственных молодежи Центральной Азии. Исследование было инициировано Фондом Ф. Эберта в 2016 г. Оно показывает, что для молодых казахстанцев наиболее важны такие ценности, как «соблюдение прав человека», «безопасность», «демократия», а также то, что часть молодых людей недовольна своим нынешним положением и стремится к расширению своих прав.
В ходе данного исследования был сделан акцент на выявление уровня тревожности и обеспокоенности молодежи Казахстана. Респонденты показали, что они обеспокоены войной (52%), бедностью (51%), загрязнением окружающей среды (51%), усилением коррупции (50%) и социальной несправедливости (49%). Такие явления они воспринимают как угрозу своей жизни. В то же время молодежь не особо боится потерять работу, внезапных заболеваний или терактов, мало кто обеспокоен количеством иммигрантов в стране или возможностью стать жертвой грабежа [8; 10].
В разделе «Ценности и ориентиры» этой книги рассматриваются отношение молодежи к членам семьи, другим этносам, религиям, политическим взглядам, взаимоотношения с соседями, одноклассниками и коллегами. Кроме того, изучается отношение молодежи к различным социальным группам (например, ЛГБТ+) и социаль-
3 2 Национальный доклад «Молодежь Казахстана - 2020». «National report Youth of Kazakhstan - 2020». URL: https://repository.apa.kz/xmlui/handle/123456789/412?show=full (дата обращения: 17.05.2022).
ным явлениям (например, коррупции). По сравнению с результатами предыдущих исследований, отмечается снижение общего уровня доверия молодежи к органам власти.
Многие респонденты считают, что разрыв неравенства между богатыми и бедными в Казахстане должен быть сокращен. Большинство из них уверено в том, что государство обязано полностью сосредоточиться на обеспечении прав и свобод граждан (88%), улучшении положения молодежи (88%), социальной справедливости и социальных льготах для всех (88%), сохранении окружающей среды (88%). Причем, как показывают опросы, «молодые мужчины и женщины не считают, что государственные органы пытаются оперативно и эффективно решать проблемы молодежи, что демонстрирует потенциальный разрыв между государственной политикой, программами и ожиданиями граждан» [3].
Здесь не лишним будет обратить внимание на книгу «Ценности казахстанского общества в социологическом измерении», в которой дан перечень ценностей современных казахстанцев, показаны основные факторы трансформации ценностей в Казахстане на фоне глобализации и в контексте национальной стратегии духовной модернизации. Мало того, по итогам исследования было выявлено, что казахстанцы ближе к европейским ценностям, чем прочие народы Центральной Азии, и им присущи толерантность, дружба с другими народами, единство граждан своей страны, оценка своего общества как светского, а не религиозного.
Более двух третей респондентов считают себя в первую очередь гражданами Казахстана, и это доказывает, что чувства гражданской идентичности, единства являются приоритетными ценностями у казахстанцев, особенно у сельского населения (76%). Если анализировать ответы на вопрос «Как изменилось отношение людей к патриотизму за последние 5 лет?», мы увидим, что оценка ценнностных ориентиров между городскими и сельскими жителями расходится: городское население считает, что чувство патриотизма снизилось (25%), сельчане отвечали, что патриотизм за последние годы усилился (25%). И это доказывает, что сельским жителям более присущи чувства солидарности и единства, любви к родной земле [11].
В последнее время российские и казахстанские ученые успешно проводят совместные исследования по определению ценностных ориентаций молодежи, что добротно показано в монографии «Ценностные ориентиры современной молодежи: особенности и тенденции», в которой представлены мнения большинства респондентов, в частности о том, что «армия» и «правовая база» обеспечивают национальную безопасность государства и безопасность нации в целом. Также 67% респондентов со стороны российских молодежи считают «нравственность и мораль» одним из составляющих компонентов основы национальной безопасности, а 71% казахстанцев - идеологию и патриотизм [12].
К сожалению, в рамках одной статьи невозможно широко и полно проанализировать жизненные ценности молодежи Казахстана и России, однако проведенный нами анализ социологических исследований показал, что существуют как сходства, так и различия в ценностных ориентациях молодежи РФ и Казахстана. Но при всех различиях во мнениях юношей и девушек наших стран основными жизненными приоритетами является высокий статус семьи, что говорит о прочности традиционных ценностей, хотя в последнее время в связи со значительными изменениями в социально-культурной и экономической сферах общества формируется новое понимание ценности семьи. Нужно учитывать имеющий место разрыв между возможно-
стью создания семьи и ее материального обеспечения, расхождения в социальном самочувствии, поскольку современные взгляды меняют отношение человека к духовному познанию и ценности семьи. Поэтому государством реализуются меры по популяризацию семейных ценностей. Одним из таких мероприятий является национальный конкурс «Мерейлi отбасы», который проводится в Казахстане с 2013 г. Он направлен на повышение статуса семьи, брака, чувства нравственности, ответственности за близких людей, родителей и детей.
Изучение трансформации ценностных ориентаций молодежи страны и, соответственно, реализация системы государственных мероприятий по их формированию являются гарантией сохранения национального кода. Единство национальных целей и основных ценностей составляет смысл человеческой жизни.
Обсуждение
Результаты проведенного нами анализа данных социологических исследований ценностных ориентаций российской и казахстанской молодежи свидетельствуют о необходимости продолжения работы по формированию ценностных ориентиров, обеспечивающих национальную безопасность на всех уровнях. Здесь большое внимание надо уделить роли средств массовой информации и Интернета.
Также следует отметить, что разрушение традицонных ценностей может привести к социальному кризису, росту экстремизма и преступности, коррупции, равнодушию к проблемам в молодежной среде, безынициативности молодежи и потребительскому отношению к жизни, что способствует деградации молодого поколения.
Среди ценностей, которые формируют основу государства и объединяют всех граждан, обеспечивают их безопасность, большое значение имеют такие ценности, как установка на мир и сотрудничество, развитие высоко интеллектуального общества и высокую духовность, экономическое развитие на основе инноваций в сфере производства и управления, историческую целостность, патриотизм, развитие культуры и языка и др. Национальная безопасность - защита жизненно важных интересов, национальных ценностей, привычного образа жизни граждан, общества и государства от различных внутренних и внешних угроз. Причем «в смысловом «ядре» национальной безопасности важную роль играет единство ценностных ориентаций всех членов общества, объединяющих их в нечто целое и мобилизующие на противодействие силам, стремящимся дестабилизировать ситуацию в стране. Итак, хотелось бы подчеркнуть, что ценностные ориентации формируют уклад жизни общества и служат основой национальной безопасности» [4].
Заключение
Подводя итог, резюмируем, что в российском и казахстанском молодежном сообществе сегодня в центре внимания находятся вопросы национальной идентичности, культурно-исторических ценностей, религии, нравственных ценностей, веры. В сознании современной молодежи идет борьба двух парадигм: утилитаристско-по-требительской, где преобладает потребительское и эгоистическое, бездуховное отношение к окружающим, и национальной модели развития. Поэтому особо важно, что в модели национального развития должно учитываться отношение молодежи к новым формам идеалов с сохранением многовекового духовно-нравственного наследия, генофонда нации и культурно-исторических самобытных традиций.
Список литературы
1. Рубан Л. С. Как разрешать конфликты и формировать толерантность (учебное пособие). -М.: Дипакадемия МИД РФ, 2007. - 368 с.
2. Зубок Ю. А., Чупров В. И. Социокультурный механизм формирования отношения молодежи к образованию. Социологические исследования. 2013. № 1. С. 78-90.
3. Якувок Т. И. Культура как новое основание социальной идентификации молодежи. Социальная политика и социология. 2006. № 3. С. 164-174.
4. Hofstede G. Culture's Consequences: Software of the Mind. - 2d ed. - Thousand Oaks, CA: Sage, 2001. Рр. 90-108.
5. Гайфуллин А. Ю. Трансформация ценностных ориентаций современной молодежи: социологический анализ // ХХ1 Уральские социологические чтения. Социальное пространство и время региона: проблемы устойчивого развития: материалы Международной научно-практической конференции (Екатеренбург, 15-16 марта 2018 г.) / под общ. ред. Ю. Р. Вишневского. - Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2018. С. 483-486.
6. ТкачеваН. А., Баймухаметова Р. С. Ценностные ориентации казахстанской молодежи. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том 8. № 6/2. С.135-136.
7. А;берген А. И. Трансформация социальных ценностей в современном казахстанском обществе : автореферат дис. ... д-ра философии (PhD) : 6D020100 / А;берген Аблай-Хан Ибраим^лы. Ал-маты: Казахский национальный университет имени аль-Фараби, 2020. - 125 с.
8. Рубан Л. С. Молодежь в полиэтничном регионе: взгляды, позиции, ориентации. - Астрахань: РИЦ АГУ, 1999. - 91 с.
9. Ценности и идеалы независимого Казахстана. Коллективная монография / Под общ. ред. Ша-укеновой З. К. - Алматы: Институт философии, политологии и религиоведения КН МОН РК, 2015. - 322 с.
10. Шарипова Д., Бейменбетов С. Молодежь в Казахстане: оценка ценностей, ожиданий и стремлений 2021. Представительство Фонда им. Ф. Эберта в Казахстане. Издательство «Deluxe Printery» 2021 г. - 98 с.
11. Исмуханова Г., Шарипова Д., Туреханова Б. Ценности казахстанского общества в социологическом измерении. Коллективная монография. - Алматы: Deluxe Printery, 2020. - 143 с.
12. Ростовская Т. К., Калиев Т. Б. Ценностные ориентиры современной молодежи: особенности и тенденции: монография - Москва: РУСАИНС, 2019. - 228 с.
13. Иванова Н. А. Ценностные ориентации студенческой молодежи в системе управления национальной безопасностью России : автореферат дис. ... кандидата экон. наук : 08.00.13 / Иванова Наталья Анатольевна; МГУ им. М. В. Ломоносова. Москва, 2018. - 199 с.
Сведения об авторах:
Ростовская Тамара Керимовна, доктор социологических наук, профессор, заместитель директора по научной работе, Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН, Москва, Россия.
Контактная информация: е-mail: [email protected]; ORCID ID: 0000-0002-1629-7780; РИНЦ Author ID 767943; Scopus Author ID: 57192987864.
Еламанова Айнур Султановна, докторант, Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Алматы, Казахстан.
Контактная информация: e-mail: [email protected]; ORCHID ID: 000 0-0 003-0098-1040.
Статья поступила в редакцию 11.06.2022; принята в печать 01.09.2022.
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
RUSSIAN AND KAZAKH YOUTH IN THE CONTEXT OF NATIONAL SECURITY: SOCIODEMOGRAPHIC ASPECTS
Tamarta K. Rostovskaya
Institute for Demographic Research FCTAS RAS, Moscow, Russia Е-mail: [email protected]
Ainur S. Yelamanova
Al-Farabi Kazakh National University, Almaty, Kazakhstan E-mail: [email protected]
For citation: Tamarta K. Rostovskaya, Ainur S. Yelamanova. Russian and Kazakh youth in the context of national security: sociodemographic aspects. DEMIS. Demographic research. 2022. Vol. 2. No 3. Pp. 37-48. DOI: https://doi.org/l0.l9l8l/ demis.2022.2.3.3. EDN: UNAQXK
Abstract. The article is devoted to the analysis of sociological studies of the value orientations of Russian and Kazakh youth in the context of national security. The modern youth of Russia and Kazakhstan is a generation born and raised during a period of significant political, social and economic transformations. As a result, the acceleration of the pace of development of society leads to an increase in the role of youth in socio-political, public life. Almost all post-Soviet states are characterized by a crisis of spiritual values, so there are points of contact in the value orientations of Kazakh and Russian youth. The analysis of the results of sociological studies conducted at the inter-country level showed that family and traditional values are characteristic of the life of young people in Russia and Kazakhstan. The study of the value orientations of the youth of the two neighboring countries helps to identify their interests and needs in the modern world, which, in turn, affects the proper development of public policy based on morality, patriotism, and national identity.
Keywords: youth, value, Russian and Kazakh society, national security.
References
1. Ruban L. S. Kak razreshat' konflikty i formirovat' tolerantnost' [How to resolve conflicts and form tolerance: (textbook) / L. S. Ruban; Diplomatic Academy. The Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation [and others]. Moscow: Academia, 2007. 368 p. ISBN 5-8251-2060-7.
2. Zubok Yu. A., Chuprov V. I. Sociokul'turny'j mexanizm formirovaniya otnosheniya molode-zhi k obrazovaniyu [Sociocultural Mechanism of Forming the Attitude of Young People to Education]. Sotsiologicheskie issledovaniya. 2013. No 1. Pp. 78-90. (In Russ.)
3. Yakuvok T. I. Kul'tura kak novoe osnovanie social'noj identifikacii molodezhi [Culture as a new basis for the social identification of young people]. SociaVnayapolitika isociologiya. 2006. No 3. Pp. 164-174. (In Russ.)
4. Hofstede G. Culture's Consequences: Software of the Mind. 2d ed. Thousand Oaks, CA: Sage, 2001. Pp. 90-108.
5. Gayfullin A. Y. Transformation of value orientations of modern youth: a sociological analysis. In: XXI Ural sociological readings. Social space and time of the region: problems of sustainable development: materials of the International Scientific and Practical Conference (Ekaterenburg, 15-16 marta 2018 g.) / Ed. by Yu. R. Vishnevskiyi. Ekaterinburg: Humanities University, 2018. Pp. 483-486. (In Russ.)
6. Tkacheva N. A., Bajmuxametova R. S. Cennostny'e orientacii kazaxstanskoj molodezhi [Value Orientations of Kazakhstani Youth]. Istoricheskaya i sociaVno-obrazovateVnaya my'sV. 2016. Vol. 8. No 6/2. Pp.135-136. (In Russ.)
7. A;bergen A. I. Transformaciya sociaVny'x cennostej v sovremennom kazaxstanskom obshhestve [Transformation of social values in modern Kazakhstani society]. Dissertaciya na soiskanie stepeni doktora filosofii (PhD): 6D020100 - Filosofiya. Almaty': Kazaxskij nacional'ny'j universitet imeni al'-Farabi, 2020. 125 p. (In Russ.)
8. Ruban L. S. Molodezh' v polietnichnom regione: vzglyady, pozicii, orientacii [Youth in a multiethnic region: views, positions, orientations] / L. S. Ruban. Astrahan': RIC AGU, 1999. - 91 p.
9. Cennosti i idealy' nezavisimogo Kazaxstana. Kollektivnaya monografiya [Valuesuand ideals of independent Kazakhstan]. Collective monograph / Ed. by Shaukenovoj Z. K. Almaty': Institute of Philosophy, Political Science and Religious Studies of the KN MES RK, 2015. 322 p. (In Russ.)
10. Sharipova D., Bejmenbetov S. Molodezh' v Kazaxstane: ocenka cennostej, ozhidanij i stremlenij 2021 [Youth in Kazakhstan: Assessing Values, Expectations and Aspirations 2021]. Representation of the F. Ebert Foundation in Kazakhstan. Publishing «Deluxe Printery» 2021. 98 p. (In Russ.)
11. Ismuxanova G., Sharipova D., Turexanova B. Cennosti kazaxstanskogo obshhestva v sociologich-eskom izmerenii [Values of Kazakhstani society in the sociological dimension]. Kollektivnaya monografiya. Almaty': Deluxe Printery, 2020. 143 p. (In Russ.)
12. Rostovskaya T. K., Kaliev T. B. Cennostny'e orientiry' sovremennoj molodezhi: osobennosti i ten-
dencii [Value orientations of modern youth: features and trends] : monograph. Moskva: RUSAJNS, 2019. 228 p. (In Russ.)
13. Ivanova N. A. Cennostny'e orientacii studencheskoj molodezhi v sisteme upravleniya nacionaVnoj bezopasnost'yu Rossii [Value Orientations of Student Youth in the System of National Security Management in Russia] : abstract of the dissertation for a candidate degree in social sciences : 22.00.08 / Ivanova N. A.; MSU. Moscow, 2018. 199 p. (In Russ.)
Bio note:
Tamara K. Rostovshaya, Doctor of Sociology, Professor, Deputy Director for Research, Institute for Demographic Research FCTAS RAS, Moscow, Russia.
Contact information: e-mail: [email protected]; RSCI Author ID: 767943; ORCID ID: 0000-0002-1629-77-80; Scopus Author ID: 57192987864; Web of Science Researcher Id: F-5579-2018.
AinurS. Yelamanova, Doctoral student, Al-Farabi Kazakh National University, Almaty, Kazakhstan.
Contact information: e-mail: [email protected], ORCHID ID: 0000-0003-0098-1040.
Received on 11.06.2022; accepted for publication on 01.09.2022.
The authors have read and approved the final manuscript.