Научная статья на тему 'Опыт общероссийских социологических исследований молодежных проблем'

Опыт общероссийских социологических исследований молодежных проблем Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1856
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮВЕНОЛОГИЯ / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ / МОЛОДЕЖЬ / JUVENOLOGY / VALUES / VALUE ORIENTATION / SOCIOLOGY OF YOUTH / YOUTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ежов Сергей Юрьевич

Проанализирована история становления российской социологии молодежи как особого направления в отечественной социологии. Обобщен опыт первых психологов и педагогов, а также и последующих социологических исследований, посвященных осмыслению и анализу проблем молодежи в России. Социологи, специализирующиеся на изучении молодежных проблем, традиционно тяготеют к одному из трех основных научных направлений: антропологическому (социально-психологическому), структурно-функциональному или культурологическому. Интеграционное направление сформировалось как синтез различных сочетаний трех названных. Развитие молодежной проблематики в российской науке 1970-1990-х гг. связано с широкой практикой эмпирических исследований в области системы ценностей и ценностных установок. Дан подробный перечень имен социологов России, которые внесли вклад в формирование новой научной дисциплины, системно раскрывающей суть особенностей молодого поколения, сложные и противоречивые процессы «взросления».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF ALL-RUSSIAN SOCIOLOGICAL RESEARCH OF YOUTH PROBLEMS

The history of the development of Russian sociology of youth as a distinct trend in the sociology describes is studied. The experience of the first psychologists and educators, as well as subsequent sociological research on the understanding and analysis of the problems of young people in Russia is summarized. Social scientists specializing in the study of youth problems traditionally gravitate to one of the three main research areas: anthropological (social and psychological), structural and functional or culturological. The integration trend emerged as a synthesis of different combinations of these three. The development of youth issues in the Russian science 70-90-s associated with the general practice of empirical research in the area of values and value systems. A detailed list of the names of Russian sociologists who have made contribution to the development of new scientific disciplines, systematically revealing the essence of the younger generation features, complex and contradictory processes of “growing up” is given.

Текст научной работы на тему «Опыт общероссийских социологических исследований молодежных проблем»

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ

УДК 316.023.6+316.752

ОПЫТ ОБЩЕРОССИЙСКИХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ МОЛОДЕЖНЫХ ПРОБЛЕМ

© Сергей Юрьевич ЕЖОВ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра теоретической и прикладной социологии, e-mail: ezhovgaga@mail.ru

Проанализирована история становления российской социологии молодежи как особого направления в отечественной социологии. Обобщен опыт первых психологов и педагогов, а также и последующих социологических исследований, посвященных осмыслению и анализу проблем молодежи в России. Социологи, специализирующиеся на изучении молодежных проблем, традиционно тяготеют к одному из трех основных научных направлений: антропологическому (социально-психологическому), структурно-функциональному или культурологическому. Интеграционное направление сформировалось как синтез различных сочетаний трех названных. Развитие молодежной проблематики в российской науке 1970-1990-х гг. связано с широкой практикой эмпирических исследований в области системы ценностей и ценностных установок. Дан подробный перечень имен социологов России, которые внесли вклад в формирование новой научной дисциплины, системно раскрывающей суть особенностей молодого поколения, сложные и противоречивые процессы «взросления».

Ключевые слова: ювенология; система ценностей; ценностные ориентации; социология молодежи; молодежь.

Впервые попытки определить молодежь как общественную группу, изучить ее проблемы и ценностные ориентации стали предприниматься в России во второй половине 20-х гг. ХХ в. Психологи и педагоги И. Ар-мянов, А. Залкинд, В. Игнатьев, В. Мясищев, М. Рубинштейн, В. Смирнов, Н. Рыбников и другие исследовали проблемы молодого поколения. В это время по их инициативе и непосредственном участии проводились массовые социологические исследования. Таким образом, в 1927 г. было опрошено 120 тыс. подростков в возрастной категории 10-16 лет, в результате массового опроса было получено более 1,5 млн различных высказываний учащихся. В 1924-1925 гг. Е. Кабо было проведено исследование московского быта молодых семей рабочих. Н. Рыбниковым организовано компаративное изучение идеалов детей в крестьянских семьях 1913-1928 гг. В 1929 г. в Ленинграде молодыми работниками Государственного института научной педагогики проведено исследование рабочих семей на заводе им. К. Маркса. В книге «Рабочая молодежь как она есть» были описаны

результаты данного исследования. Таким образом, в 1920-1930-х гг. издано около 300 книг, статей и брошюр, в которых описывались результаты исследований новых социальных процессов и явлений. Известными изданиями явились: «Очерки рабочего быта», «Крестьянский ребенок», «Какова же наша молодежь?», «Революция и молодежь», «Рабочая молодежь как она есть» и др. [1]. Данные работы представили большую историческую и научную ценность. Последующее время, после пика научно-исследовательской активности 1920-х гг. и до середины 1950-х гг., отечественные ученые не рассматривали молодежь как отдельный объект исследования, как самостоятельную социально-демографическую группу в структуре общества, имеющую свои специфические проблемы. В данном подходе усматривалось противопоставление молодого поколения другим социальным слоям общества. Научная общественность отражала распространенные идейно-политические установки на социальную структуру общества.

Изучение ценностных ориентаций и идеалов молодого поколения прослеживается в разработках 1950-х гг. Социолог, исследователь молодежи В. Лисовский в монографии «Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России» приводит примеры наиболее интересных исследований. Статья

B. Сыркиной «Мечты и идеалы детей» явилась первой работой, опубликованной в послевоенное время. Как продолжение - статья Л. Раскина «О направленности личных идеалов учащихся», в которой даны характеристики старшеклассников и их классификация. Затем следуют защиты диссертаций на темы: «Военные идеалы суворовцев старших классов» - С. Крантовский в 1951 г., «Развитие интереса к героическому у учащихся средней школы» - В. Термякова в 1954 г., «Психологический анализ содержания, строения и функции идеалов школьников (по материалам исследования динамики развития идеалов учащихся 4-7 классов)» - Л. Дукат в 1963 г. [2-3].

Волнения в студенческой среде Западной Европы и Америки, прошедшие в 1968 г., прямо и косвенно подтолкнули отечественных ученых к интенсивному изучению и исследованию проблем молодежи в России.

Социологи стали первыми, кто исследовал проблемы молодого поколения среди гуманитариев. Аспектом их внимания явились специфические противоречия в среде молодого поколения и проблемы в отношениях: молодежь - общество - государство. Период 1960-1980-х гг. стал благотворным для работы психологов, педагогов, психофизиологов, демографов и юристов, проводивших молодежные исследования в рамках своих дисциплин. В том числе изучались проблемы детства и семейные отношения.

В 1960-х гг. появляются массовые исследования социальных проблем московской молодежи. Исследования в Москве проводились такими учеными, как: В. Грушин, Г. Осипов, Ф. Филиппов; в Ленинграде:

C. Голод, В. Водзинская, А. Здравомыслов, С. Иконникова, И. Кон, В. Лисовский, В. Полозов, В. Ядов; в Свердловске: Ю. Волков, Л. Коган, В. Мордкович, М. Руткевич; в Таллине: Э. Саар, М. Титма; в Киеве: В. Паниот-то, Н. Соболева; в Новосибирске: У. Устинов, Г. Чередниченко, В. Шубкин и др. Роль и место молодежи в современном мире, ана-

лиз потребностей и интересов, ценностных ориентаций, социальных ожиданий у разных категорий молодого поколения и в разных сферах жизнедеятельности, включая труд, учебу, досуг - оказались в центре внимания ученых [4]. При этом цензура четко разграничивала отдельные разработки ученых, которые противоречили общепринятым взглядам. Так, например, монография «Студент глазами социолога», изданная в 1967 г. ростовскими исследователями Ю. Колесниковым и Б. Рубиным, подверглась резкой критике. Камнем преткновения послужили критические замечания по отношению к действовавшей тогда системе высшего образования.

Постепенно в России начинает развиваться социология молодежи как отдельная отрасль социологического знания, изучающая молодое поколение как особую социальную общность, ее жизнедеятельность и социализацию [5]. Эмпирическими объектами исследований выступали учащиеся школ, студенты, молодые рабочие, труженики села, а также молодые ученые и работники творческих сфер. Опросы носили в основном фрагментарный характер. Регулярные массовые исследования острых проблем не имели практического обоснования, тенденции не изучались, прогнозы не делались. Вплоть до 1990-х гг. отечественные исследователи не определяли специфику и сущность социальных проблем молодого поколения [6]. Универсальность вопросов, касающихся ценностных ориентаций, работы, досуга, была присуща в опросах и молодого, и старшего поколения респондентов. Специфика заключалась лишь в выбранных эмпирических объектах. В большом количестве проводились анкетные опросы студентов и школьников, это, по мнению исследователей, и подтверждало «суть молодежных проблем».

В конце 1990-х гг. в исследованиях относительно проблем молодежи сформировались основные и взаимоисключающие подходы в оценке молодежи. Была проведена их условная дифференциация на «спокойно-объективистский», «критически-осуждающий» и «восторженно-оптимистический». Появившиеся мифы, с одной стороны, идеализировали, а с другой - негативно оценивали сознание и поведение современной молодежи. Нехватка комплексных междисциплинарных исследований не позволяла дать аде-

кватную оценку взаимоотношениям общество-молодежь, увидеть молодое поколение как общественный потенциал репродуктивного воспроизводства и трудовой потенциал страны, системно и целостно оценить проблемы молодежи.

В 60-80-е гг. XX в. сложились основные направления исследований молодежи, классификация которых представлялась относительно условной. Наиболее полно данную типологию описывал В. Чупров.

В развитии молодежных исследований 60-80-х гг. XX в. важную роль сыграла «социология молодежи» как отрасль общего социологического знания.

6 января 1961 г. Институт общественного мнения и газета «Комсомольская правда» провели массовый опрос молодежи, поместив на своих страницах анкету «Что Вы думаете о своем поколении?». Более 19 тыс. заполненных анкет поступило в адрес института. 17 марта 1963 г. институт повторно предложил читателям газеты ответить на анкету «На Марс - с чем?» [7]. Всего с мая 1960 г. Институт общественного мнения провел 15 опросов общественного мнения, которые имели общесоюзный, а два - международный характер [8].

В 1966 г. было проведено первое всесоюзное социологическое исследование, где выборка составила около 10 тыс. человек в возрасте от 15 до 28 лет. Особое внимание уделялось исследованиям относительно жизненных целей выпускников средних и восьмилетних школ. Работа, проводимая лабораторией экономико-математических исследований в Новосибирском государственном университете в 1962-1966 гг. под руководством исследователя В. Шубкина, охватила широкий круг социологических, социально-психологических, социально-экономических проблем молодого поколения.

Проблемы молодежи изучались в 120 городах страны. В начале 70-х гг. XX в. уже работало около 400 научных социологических лабораторий, секторов, групп, в которых трудились около 2 тыс. научных работников, преподавателей кафедр общественных наук вузов. Ежегодно проводилось 250-300 социологических опросов. В первой половине 1968 г. было предложено создание Института молодежных проблем. В 1969 г. принято постановление о создании научно-исследова-

тельских лабораторий. 1976 г. ознаменовался учреждением Научно-исследовательского Центра (НИЦ) на базе действующих лабораторий. НИЦ сотрудничал с подразделениями в вузах в системе Академии наук, различными отраслевыми центрами и являлся основным учреждением в исследовании проблематики молодого поколения [9]. НИЦ возглавил отечественную социологию молодежи. Началась регулярная, методичная подготовка социологов, которые специализировались на изучении молодежных проблем по различным направлениям социальных теорий. Перечислим основные.

Антропологическое (социально-психологическое) направление. В основе данного направления обществоведческой мысли содержится концепция личности, поведение и сознание которой предопределено возрастными психофизиологическими особенностями и опосредовано психоаналитическими комплексами и защитными психофизиологическими механизмами. Представляли данное направление такие ученые, как Г. Андреева, К. Абульханова-Славская, Л. Архангельский,

B. Бочарова, Л. Божович, Л. Буева, Р. Гурова,

C. Голод, А. Кулагин, И. Кон, В. Ольшанский, А. Петровский, Е. Шорохова, Д. Фельдштейн, В. Щердаков, Д. Эльконин и др. [10].

Структурно-функциональное направление было сформировано в 70-е гг. ХХ столетия. Его основой стала общественная потребность в системно-структурном анализе молодежного объекта и его сложной и противоречивой взаимосвязи с социальной средой. Последователями данного направления стали такие исследователи, как С. Быкова, Н. Блинов, Ю. Волков, В. Васильев, С. Григорьев, С. Гурьянов, В. Журавлев, Е. Катульский, В. Криворученко, А. Колесников, Е. Леванов, В. Мансуров, М. Маршак, В. Мордкович, Б. Павлов, В. Родионов, Л. Рубина, Б. Ручкина, М. Руткевич, Э. Саар, Н. Слепцов, И. Слепенков, Е. Слуцкий, В. Староверов, М. Титма, В. Шубкин, Ф. Филиппов. Центром внимания их исследовательских разработок и многочисленных публикаций стали концептуальные модели связей и отношений между поколениями, а также проблемы формирования молодых поколений различных классов, механизмы социализации,

изучение интеллигенции, рабочей молодежной среды и колхозного крестьянства.

Лонгитюдными методиками изучения поэтапного включения молодежи в общественную жизнь занимались исследователи Э. Саар и М. Титма. В середине 1980-х гг. учеными 15 регионов был реализован первый лонгитюдный проект. Опрошено было 48 тыс. выпускников школ, техникумов и ПТУ. Данная методика (лонгитюдного анализа) позволила детально изучить противоречивый и многогранный процесс включения молодежи в общественную жизнь, отследить изменения во времени и вариативность поведения юношей и девушек.

Представителями культурологического направления были сделаны попытки осмысления сложного мира молодых людей через субъективные проявления: мотивы действий, интересы, идеи, которые имели отражение в определенных типах культуры. Мировоззрение молодого поколения интерпретировалось через форму его субкультуры. Исследователи с точки зрения феноменологии культуры анализировали формы досуга, мировоззренческие позиции молодежи, среди которых В. Боровик, В. Бакшутов, С. Григорьев, Г. Журавлев, И. Ильинский, С. Иконникова,

A. Капто, Г. Квасов, С. Кугель, Л. Коган,

B. Левичева, Б. Лисин, В. Лисовский, В. Не-мировский, Ю. Ожегов, В. Харчева, В. Чурбанов, А. Шендрик. Данное направление исследований позволило произвести типологи-зацию в рамках субкультуры молодежи и расширить представления о специфике молодежного сознания.

Специфика предметов структурно-функционального, антропологического и культурологического подходов в изучении проблем молодежи имеет свой отпечаток, отражающийся на методах исследования, в рекомендациях, в особенностях и выводах. В описании характеристик сознания молодого поколения и поведенческих привычек использовались общесоциологические теории, частные культурологические и психологические концепции, которые трансформировались, учитывая специфику эмпирического объекта. Формирование четвертого направления молодежных исследований более четко оформилось позднее, в середине 1990-х гг.

Следует отметить, что исследования по различным направлениям еще оставались

ограниченными рамками социально-политических отношений в обществе. С точки зрения содержательной стороны в процессе изучения социальных проблем молодежи, следует подчеркнуть, что в отечественных исследованиях отсутствовали научные школы, которые бы разрабатывали свои собственные подходы к анализу молодежных проблем.

Интеграционное направление. Суть данного направления заключается в синтезе различных сочетаний трех других направлений. В конце 1980-х и начале 1990-х гг. отечественные исследователи пытались изучать молодежь во всех многообразиях проявлений ее поведения и сознания, а также сложных взаимосвязях с окружающим миром. Впервые был поднят вопрос о медико-биологических характеристиках, опосредующих социальную жизнедеятельность молодежи. Интеграционное направление привлекло внимание исследователей Института социально-экономических проблем (ИСЭП) АН. Исследователи расширили свои концептуальные модели, используя при этом теоретические наработки ученых и специалистов-практиков других научных школ, в т. ч. зарубежных, оставаясь при этом в рамках своих личностных предпочтений. Накопленные знания явились толчком к комплексному междисциплинарному изучению молодого поколения россиян в широком спектре взаимосвязей с социальной средой, инициатором которого выступил ИСЭП АН.

Перестройка внесла в процесс становления науки о молодежи свои положительные коррективы, предоставив относительно большую свободу ученым, изучающим проблемы молодежи. Исследовались разнообразные стороны жизнедеятельности молодого поколения: образование, труд, досуг, быт, общественно-политическая деятельность, вопросы межнациональных отношений. Наибольший интерес представлял анализ поведения различных категорий подрастающего поколения, тенденций и прогнозирование сознания молодого поколения.

В середине 1980-х гг. впервые в ИСЭП исследовалось состояние здоровья молодого поколения как фактор, детерминирующий и опосредующий социальную активность юношей и девушек в разных сферах жизнедеятельности. До этого времени биологические (репродуктивные, психофизиологиче-

ские и т. д.) параметры молодежной популяции оставались вне поля зрения социологов, экономистов, демографов. Научный доклад был сделан в 1989 г. от ИСЭП АН на заседании научного совета Бюро социального развития Кабинета Министров СССР. Минздравом РФ аналогичный доклад был подготовлен лишь в 1992 г.

Попытки исследовать молодое поколение с различных точек зрения, используя интегральное понятие «качество» (качество молодежи, качество жизни), постепенно привели ученых ИСЭП к разработке комплексного междисциплинарного знания о молодом поколении. Впервые в России они подошли к формированию новой научной дисциплины, которая системно раскрывает суть особенностей молодого поколения, сложные и противоречивые процессы «взросления». С этим связано появление нового комплексного междисциплинарного подхода в исследовательской работе. Данные нововведения позволили ИСЭП РАН войти в число ведущих исследовательских центров страны по молодежной проблематике (наряду с такими известными, как НИЦ - научный руководитель И. Ильинский, сектор социологии молодежи ИС АН - научный руководитель В. Чупров, лаборатория исследований студенческой молодежи НИИКСИ ЛГУ - научный руководитель В. Лисовский) [11].

В это же время в структуре Института проблем региональной экономики РАН были образованы центр и лаборатория региональных проблем воспроизводства человеческого потенциала и ювенальной политики. Таким образом, появилось первое в стране научное подразделение, которое способно комплексно изучать проблемы взросления, становления и развития подрастающего поколения (детей, подростков и молодежи). На базе центра ИРЭ РАН с 1997 г. была образована и успешно функционирует Национальная академия ювенологии, одним из приоритетных направлений которой является изучение установок и целей в молодежной среде.

Изучение социальных установок имеет в общественных науках давнюю традицию. У. Томас и Ф. Знанецкий впервые ввели понятие социальных установок (аттитюдов). В отечественной науке теоретическими разработками аттитюдов занимались А.Г. Здраво-мыслов, Д.Н. Узнадзе, В.А. Ядов и др.

В обществознании специально исследовались вопросы измерения установок личности, группы, общества (Г.С. Батыгин, Л. Гутман, И.Ф. Девятко, Р. Ликерт, Н. Рокич, Ю.Н. Толстова). Разработан ряд методических приемов, как правило, основанных на принципе сравнительного суждения респондента (Л. Терстоун).

В российской науке обсуждается вопрос о возможностях применения качественной методологии (глубинных интервью, наррати-вов, наблюдений) для изучения установок и желаний личности. Теоретические подходы и образцы применения такой методологии представлены в работах В.В. Воронкова,

H.Н. Козловой, М.М. Малышевой, Е.Ю. Ме-щеркиной, В.В. Семеновой и др.

Особо следует отметить развитие молодежной проблематики в российской науке 1970-1990-х гг., связанное с широкой практикой эмпирических исследований в области системы ценностей и ценностных установок (Б.Г. Ананьев, И.М. Ильинский, С.Н. Иконникова, И.С. Кон, В.Ф. Левичева, В.Т. Лисовский, М.Н. Руткевич, Б.А. Ручкин, В.И. Чупров, А.И. Шендрик и др.).

Важными для исследования были позиции ряда современных российских ювеноло-гов (Ю.Р. Вишневского, Л.А. Гегель, Е.А. Гришиной, Ю.А. Зубок, А.И. Ковалевой, В.А. Лукова, В.А. Родионова и др.). В изучении особенностей социальных установок молодежи следует опираться на концепции А.Г. Здравомыслова и В.А. Ядова, которые связывали понятие установки с ценностными ориентациями и теорией установки Д.Н. Узнадзе, И.А. Суриной. Их исследования социального статуса данной социально-демографической группы, эволюции ценностной сферы молодого поколения оказали существенное влияние на развитие и становление отечественной социологической науки и российской социологии молодежи как самостоятельного научного направления.

Список литературы

I. Баранова Т.М. Особенности формирования государственной молодежной политики России в условиях реформирования общества. М., 2003.

2. Селезнева А.В. Молодежь в современной России. Политические ценности и предпочтения. М., 2015.

3. Мировоззренческие ориентиры молодежи в условиях интеграции на постсоветском пространстве: сборник статей / под ред. Д.Г. Шкаева. М., 2015.

4. Энциклопедия эпистемологии и философии науки / под ред. К.Г. Фрумкина, И.Т. Касави-на. М., 2009.

5. Савруцкая Е., Жигалев Б., Бондырева С., Васина Н., Никитин А., Федорова М., Устин-кин С. Динамика ценностных ориентаций молодежи / под ред. Е. Савруцкая. М., 2014.

6. Молодежь России в начале XXI в. Регион Северо-Запад. 2014 / отв. ред. Д.Г. Шкаев. М., 2015.

7. Чередниченко Г.А., Шубкин В.Н. Молодежь вступает в жизнь (социологические исследования проблем выбора профессии и трудоустройства). М., 2005.

8. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи // Тезаурологическая концепция молодежи: социологический сборник. М., 2009. Вып. 5. С. 8-23.

9. Молодежь России: Тенденции и перспективы / под ред. И.М. Ильинского, А.В. Шаронова. М., 2003.

10. Молодежь: будущее России / отв. ред. И.М. Ильинский. М., 2005.

11. Павловский В.В. Ювентология: Проект инте-гративной науки о молодежи. М., 2001.

References

1. Baranova T.M. Osobennosti formirovaniya gosudarstvennoy molodezhnoy politiki Rossii v usloviyakh reformirovaniya obshchestva. Moscow, 2003. (In Russian).

2. Selezneva A.V. Molodezh' v sovremennoy Rossii. Politicheskie tsennosti i predpochteniya. Moscow, 2015. (In Russian).

3. Mirovozzrencheskie orientiry molodezhi v usloviyakh integratsii na postsovetskom prostranstve, D.G. Shkaev (ed.). Moscow, 2015. (In Russian).

4. Frumkina K.G., Kasavina I.T. (eds.). Entsiklopediya epistemologii i filosofii nauki. Moscow, 2009. (In Russian).

5. Savrutskaya E., Zhigalev B., Bondyreva S., Vasina N., Nikitin A., Fedorova M., Ustinkin S. Dinamika tsennostnykh orientatsiy molodezhi. Moscow, 2014. (In Russian).

6. Molodezh' Rossii v nachale XXI v. Region Seve-ro-Zapad, 2014, D.G. Shkaev (ed.). Moscow, 2015. (In Russian).

7. Cherednichenko G.A., Shubkin V.N. Molodezh' vstupaet v zhizn' (sotsiologicheskie issledovaniya problem vybora professii i trudoustroystva). Moscow, 2005. (In Russian).

8. Kovaleva A.I., Lukov V.A. Sotsiologiya molodezhi. Tezaurologicheskaya kontseptsiya molodezhi. Moscow, 2009, vol. 5, pp. 8-23. (In Russian).

9. Il'inskogo I.M., Sharonova A.V. (eds.). Molodezh' Rossii: Tendentsii i perspektivy. Moscow, 2003. (In Russian).

10. Il'inskiy I.M. (ed.). Molodezh': budushchee Rossii. Moscow, 2005. (In Russian).

11. Pavlovskiy V.V. Yuventologiya: Proekt integrativnoy nauki o molodezhi. Moscow, 2001. (In Russian).

Поступила в редакцию 20.01.2016 г. Received 20 January 2016

UDC 316.023.6+316.752

EXPERIENCE OF ALL-RUSSIAN SOCIOLOGICAL RESEARCH OF YOUTH PROBLEMS Sergey Yurevich EZHOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Postgraduate Student, Theoretical and Applied Sociology Department, e-mail: ezhovgaga@mail.ru

The history of the development of Russian sociology of youth as a distinct trend in the sociology describes is studied. The experience of the first psychologists and educators, as well as subsequent sociological research on the understanding and analysis of the problems of young people in Russia is summarized. Social scientists specializing in the study of youth problems traditionally gravitate to one of the three main research areas: anthropological (social and psychological), structural and functional or culturological. The integration trend emerged as a synthesis of different combinations of these three. The development of youth issues in the Russian science 70-90-s associated with the general practice of empirical research in the area of values and value systems. A detailed list of the names of Russian sociologists who have made contribution to the development of new scientific disciplines, systematically revealing the essence of the younger generation features, complex and contradictory processes of "growing up" is given.

Key words: juvenology; values; value orientation; sociology of youth; youth.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.