Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ'

МОДЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
80
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты / воспитание / правовая культура / модель / правовое сознание / правовое воспитание / правомерное поведение / students / education / legal culture / model / legal consciousness / legal education / lawful behavior

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фортова Любовь Константиновна, Фабриков Максим Сергеевич

В статье рассматривается модель воспитания правовой культуры студентов как важный инструмент их подготовки к успешной профессиональной деятельности. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена социальным заказом общества на подготовку специалиста новой формации, обладающего высоким уровнем общей и правовой культуры, нравственной и правовой устойчивостью, оперативно решающего насущные задачи, обладающего аналитическим, саногенным мышлением, креативностью и экстраполирующего правомерную поведенческую стратегию. В качестве методов исследования выступили понятийно-терминологический анализ, синтез, аналогия, систематизация, интерпретация, классификация, теоретическое моделирование, интервьюирование. При раскрытии исследуемого феномена были использованы нормативно-правовые акты, посвященные основным правам и свободам личности, а также научно-педагогическая, психологическая и юридическая литература. Полученные данные постулируют, что определение дефиниции «правовая культура» коррелирует с концептуальными идеями исследователей, представляющих различные методологические школы, что свидетельствует о поливариативности изучаемой категории. По мнению авторов статьи, модель воспитания правовой культуры студентов включает целевой и методологический подходы, методологические принципы, педагогические условия, содержательный, процессуальный, критериально-оценочный и результативный блоки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF EDUCATION OF LEGAL CULTURE OF STUDENTS

The article considers the model of education of legal culture of students as an important tool for preparing them for successful professional activities. The relevance of the problem under study is due to the social order of society for the training of a specialist of a new formation, who has a high level of general and legal culture, moral and legal stability, promptly solving urgent problems, possessing analytical, sanogenic thinking, creativity and extrapolating lawful behavioral strategy. The research methods were: conceptual and terminological analysis, synthesis, analogy, systematization, interpretation, classification, theoretical modeling, interviewing. When disclosing the phenomenon under study, we used normative-legal acts devoted to the basic rights and freedoms of the individual, as well as scientific, pedagogical, psychological and legal literature. The obtained data postulate that the definition of legal culture correlates with the conceptual ideas of researchers representing different methodological schools, which indicates the polyvariability of the studied category. According to the authors of the article, the model of education of legal culture of students includes target and methodological approaches, methodological principles, pedagogical conditions, content, procedural, criterion-evaluation and result blocks.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ»

УДК 378.017.4 DOI 10.37972/chgpu.2023.119.2.025

Л. К. Фортова 1,2, М. С. Фабриков 1 МОДЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ

1 Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, г. Владимир, Россия

2Владимирский юридический институт ФСИН России, г. Владимир, Россия

Аннотация. В статье рассматривается модель воспитания правовой культуры студентов как важный инструмент их подготовки к успешной профессиональной деятельности. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена социальным заказом общества на подготовку специалиста новой формации, обладающего высоким уровнем общей и правовой культуры, нравственной и правовой устойчивостью, оперативно решающего насущные задачи, обладающего аналитическим, саногенным мышлением, креативностью и экстраполирующего правомерную поведенческую стратегию.

В качестве методов исследования выступили понятийно-терминологический анализ, синтез, аналогия, систематизация, интерпретация, классификация, теоретическое моделирование, интервьюирование. При раскрытии исследуемого феномена были использованы нормативно-правовые акты, посвященные основным правам и свободам личности, а также научно-педагогическая, психологическая и юридическая литература.

Полученные данные постулируют, что определение дефиниции «правовая культура» коррелирует с концептуальными идеями исследователей, представляющих различные методологические школы, что свидетельствует о поливариативности изучаемой категории.

По мнению авторов статьи, модель воспитания правовой культуры студентов включает целевой и методологический подходы, методологические принципы, педагогические условия, содержательный, процессуальный, критериально-оценочный и результативный блоки.

Ключевые слова: студенты, воспитание, правовая культура, модель, правовое сознание, правовое воспитание, правомерное поведение

L. K. Fortova l2, M. S. Fabrikov 1 MODEL OF EDUCATION OF LEGAL CULTURE OF STUDENTS

1Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletovs, Vladimir, Russia 2Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Vladimir, Russia

Abstract. The article considers the model of education of legal culture of students as an important tool for preparing them for successful professional activities. The relevance of the problem under study is due to the social order of society for the training of a specialist of a new formation, who has a high level of general and legal culture, moral and legal stability, promptly solving urgent problems, possessing analytical, sanogenic thinking, creativity and extrapolating lawful behavioral strategy.

The research methods were: conceptual and terminological analysis, synthesis, analogy, systemati-zation, interpretation, classification, theoretical modeling, interviewing. When disclosing the phenomenon under study, we used normative-legal acts devoted to the basic rights and freedoms of the individual, as well as scientific, pedagogical, psychological and legal literature.

The obtained data postulate that the definition of legal culture correlates with the conceptual ideas of researchers representing different methodological schools, which indicates the polyvariability of the studied category.

According to the authors of the article, the model of education of legal culture of students includes target and methodological approaches, methodological principles, pedagogical conditions, content, procedural, criterion-evaluation and result blocks.

Keywords: students, education, legal culture, model, legal consciousness, legal education, lawful behavior

Введение. Правовая культура студентов вузов рассматривается сегодня как один из основополагающих стратегических ресурсов, играющих важную роль в становлении правового государства. В то же время проблема воспитания правовой культуры студентов претерпевает значительные сложности в связи с неопределенностью в постулировании дефиниции «правовая культура студентов» в педагогической теории и практике. В немалой степени это обусловлено сложной структурой исследуемой категории, представленной разными содержательными компонентами, знание которых поможет профессорско-преподавательскому коллективу определить мотивационный, аксиологический, процессуальный, волевой и рефлексивный компоненты, составляющие структуру правовой культуры, что детерминирует важность исследуемой проблемы.

Воспитанию правовой культуры обучающихся в организациях высшего образования посвятили свои исследования П. П. Баранов [1], В. А. Березина [2], Т. С. Дьячкова [3], М. Н. Киреев [4], М. С. Михайлова [6], Л. К. Фортова [12] и другие, заложившие методологические основы для дальнейшего исследования обозначенной проблемы.

В современных реалиях исследуемый феномен нашел отражение в трудах Н. В. Корчагина [5], О. В. Костиной [7], Н. И. Росенко [9], А. В. Скоробогатова [10], С. А. Снашкова [11] и др. В то же время, несмотря на многочисленные труды по исследуемой проблеме, в отечественной педагогике отсутствует единое понимание сущности и содержания данной дефиниции применительно к вузу, а также недостаточно осмысленных технологий воспитания правовой культуры студентов. Исходя из этого, проблема воспитания правовой культуры обучающихся в организациях высшего образования предполагает дальнейшие исследования.

Целью статьи является аргументация авторской модели воспитания правовой культуры студентов и уточнение исследуемой дефиниции.

Актуальность исследуемой проблемы продиктована социальным заказом государственных институтов воспитать у обучающихся организаций высшего образования высокий уровень правовой культуры, рассматриваемой как одно из условий успешной профессионализации и социализации будущих специалистов. Анализ исследуемой проблемы предполагал опору на Федеральный закон «Об образовании в Российской Федера-ции»1, Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»2, Хартию Совета Европы о воспитании демократической гражданственности и образовании в области прав человека3, а также на Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Фе-

1 Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 28.12.2022 № 568-ФЗ). - Режим доступа : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 23.08.2022 г.)

2 Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (в редакции указов Президента Российской Федерации от 19.07.2018 № 444, от 21.07.2020 № 474). - Режим доступа : http://government.ru/docs/all/116490/ (дата обращения: 16.11.2022 г.)

3 Хартия Совета Европы о воспитании демократической гражданственности и образовании в области прав человека. Утверждена в рамках Рекомендации CM/Rec(2010)7 Комитета министров. - Режим доступа : https://www.coe.int/ ru/web/compass/council-of-europe-charter-on-education-for-democratic-citizenship-and-human-rights-education (дата обращения: 01.12.2022 г.)

дерации «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования» [8], направленный на формирование высокого уровня правовой культуры, проявляющейся в категоричном отрицании экстремизма и терроризма, коррупционной поведенческой стратегии в профессиональной деятельности.

С практической точки зрения модель воспитания правовой культуры студентов важна, поскольку она может быть использована при конструировании вариативных стратегий педагогической деятельности вузов на разных этапах обучения. Содержательный блок модели может быть внедрен в образовательный процесс вузов как дополнительный знаниевый компонент, актуализирующий воспитание правовой культуры студентов.

Материал и методы исследования. Исследование опиралось на общенаучные теоретические методы, представленные анализом, синтезом, обобщением, классификацией, конкретизацией, моделированием. Юридической составляющей статьи выступили Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Хартия Совета Европы о воспитании демократической гражданственности и образовании в области прав человека. Научно-педагогическая, психологическая, юридическая литература по исследуемой проблеме анализировалась, опираясь на методологические подходы, представленные в модели.

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты анализа педагогических источников [1]-[12] и нормативно-правовых актов показали отсутствие модели правового воспитания студентов, удовлетворяющей мнению всех ученых, занимающихся этой проблемой.

Разрабатывая авторскую модель правового воспитания студентов, мы опирались на теорию деятельности, в структуру которой входят цель, задачи, подходы, принципы, компоненты и результат. Целевой компонент модели воспитания правовой культуры предлагает учитывать индивидуальные и личностные особенности студентов, наличие правовых компетенций, выявление проблем, возникающих в процессе воспитания исследуемого феномена, определение методологии воспитания.

Содержательный компонент модели включал деятельность профессорско-преподавательского состава вуза по воспитанию правовой культуры студентов, а также по правовому информированию, развитию правосознания, правовой воспитанности, противодействия правовому нигилизму, фетишизму, по духовно-нравственному развитию личности, формированию правомерной поведенческой стратегии.

Процессуальный компонент раскрывал технологию работы по воспитанию правовой культуры студентов. Его формами являлись панельная дискуссия, мозговой штурм, кейс-стади, квесты, дайджест-штурмы, ролевые и деловые игры.

В качестве методов выступали вербальный, деятельностный, метод стимулирования, поощрение, внушение и убеждение.

К средствам воспитания правовой культуры студентов в рамках разработанной нами модели мы отнесли создание ситуаций, демонстрирующих знание нормативно-правовых актов и помогающих грамотно решать юридические казусы; принятие решений в коучинг-сессиях, спортивный туризм, волонтерскую деятельность, традиционные и инновационные технологии, вебинары и проекты.

В рамках критериально-оценочного компонента мы выделили коммуникативно-правовой критерий, включающий формирование правовых компетенций, развитие навыков конструктивного общения, высокого уровня правосознания, правомерного поведения и правовой воспитанности; аналитико-саногенный критерий, предусматривающий анализ своей поведенческой стратегии, направленность на просоциальные действия, развитие социальной зрелости, защищенной нравственности и следование нормам права.

Результативный блок разработанной модели предполагает, что вследствие ее реализации студенты будут обладать правовой культурой, правовыми компетенциями, высоким уровнем правосознания и экстраполировать правомерную поведенческую стратегию.

Методологические подходы, на которых основана предлагаемая модель, - системный, культурологический, гуманистический, эвохомологический. Системный подход был выбран на том основании, что системность предполагает много компонентов, которые характеризуют парадигму «система - цель, принципы, содержание, технологии, формы контроля». С помощью системного подхода мы раскрываем целостную систему правового воспитания студентов, выявляем структуру этого явления и представляем единую теоретическую картину правовой воспитанности обучающихся. Этот подход позволяет анализировать детерминанты и закономерности, лежащие в основе правовой компетентности студентов на субъект-субъектном, объект-субъектном уровнях.

Культурологический подход, на который мы опираемся при правовом воспитании студентов, инициирует креативное развитие личности обучающихся, их целенаправленное культурное развитие, саморазвитие и способствует формированию достойного уровня общей и правовой культуры, правосознания, правовой воспитанности и конструктивной коммуникации.

Гуманистический подход помогает обратить внимание на развитие личности студентов, их проблемы, потребности и ожидания. Создаются оптимальные условия для правового воспитания обучающихся, формирования их правовой культуры и правовой воспитанности.

Эвохомологический подход дает представление о рациональном проведении досуга студентами, осознании ими социальной миссии, востребованности, значимости просоци-альной деятельности, служения людям, оказания им бытовой, юридической, социальной помощи и поддержки. Происходит развитие личности, повышается самооценка студентов, инициируется их творческая деятельность.

Модель воспитания правовой культуры студентов включает принципы, способные актуализировать их правовую компетентность и правосознание.

Принцип культуросообразности помогает определить ценностные ориентации студентов, провести дифференциацию между конструктивной и деструктивной видами информации, ознакомиться с высоким уровнем правовой культуры, правосознания, законопослушным поведением и просоциальной деятельностью.

Принцип системности предполагает рефлексию социокультурных явлений, в которые включены обучающиеся высшей школы, а также позволяет подойти к их правовому воспитанию, опираясь на системный подход, обладающий взаимообусловленными, взаи-мовключенными, но не взаимозаменяемыми свойствами, актуализирующими ответственность, социальную зрелость, правовое мышление студентов.

Принцип субъектности повышает нравственное и правовое осмысление студентами своих действий, развивает самостоятельность, логику, самокритику, помогает намечать перспективные планы духовного и правового роста, актуализирует постоянную работу над собой с точки зрения совершенствования в сфере права и нравственных норм.

В разработанную модель правового воспитания студентов мы включили организационно-педагогическую, воспитательно-дидактическую и научно-методическую группы педагогических условий.

Организационно-педагогические условия представлены воспитанием правовой культуры студентов на личностном и групповом уровнях, ведением дневника, в котором обучающиеся констатируют свои успехи и неудачи в овладении нормами права и другими правовыми компетенциями; организацией комфортной образовательной среды вуза, актуализирующей духовное, нравственное и правовое совершенствование обучающихся.

К воспитательно-дидактическим условиям мы отнесли формирование у студентов правовых компетенций через традиционные и инновационные формы и методы конструктивной коммуникативности, включающей уважительное отношение к собеседнику, умение слышать и слушать, опираясь на правовые нравственные нормы, а также реализацию профессорско-преподавательским корпусом вуза спецкурса «Правовое воспитание будущего специалиста».

К научно-методическим условиям, включающим поведенческую стратегию, отнесены эффективные формы, методы и средства, развивающие правовой тезаурус обучающихся, повышающие их уровень в области формирования нравственной и правовой зрелости.

Предполагается, что методология разработанной нами модели правового воспитания студентов сможет помочь профессорско-преподавательскому составу вузов подготовить будущих специалистов, обладающих не только правовыми компетенциями, но и высоким уровнем правовой культуры и правосознания.

Выводы. На современном этапе развития российского общества образовательные институты должны перейти от функции оказания образовательных услуг к воспитанию. Сегодня востребован специалист, обладающий высоким уровнем правовой культуры, правового сознания, правовой воспитанности, ответственности, социальной зрелости. В основе правового воспитания лежит правовая культура, которая трактуется нами как интегративное образование, отражающее готовность и способность обучающихся выстраивать свою повседневную и профессиональную жизнь в рамках правового и нравственного поля, нести ответственность за выбранную правомерную поведенческую стратегию.

Анализируемая в данной статье модель воспитания правовой культуры представлена целевым, содержательным, критериально-оценочным и результативным компонентами. Опираясь на системный, культурологический, гуманистический, эвохомологический подходы, а также принципы, актуализирующие правовую грамотность обучающихся (культуросообразности, системности, субъектности), педагогические условия, представленные организационно-педагогической, воспитательно-дидактической и научно-методической группами, эта модель инициировала правовую компетентность, правосознание, социальную зрелость студентов.

Материал, представленный в статье, не является догмой, а предполагает дальнейшее исследование изучаемого феномена с точки зрения подготовки будущих специалистов, обладающих профессиональными и нравственными качествами, демонстрирующих ответственность за судьбу страны, коллектива, семьи. Перспективы дальнейших исследований видятся в изучении особенностей воспитания правовой культуры студентов, исходя из актуализации цифрового контента и симбиоза традиционных и инновационных технологий в воспитании обучающихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов П. П., Русских В. В. Актуальные проблемы теории правосознания, правовой культуры и правового воспитания : учебное пособие. - Ростов-на-Дону : Б. и., 1999. - 80 с.

2. Березина В. А. Воспитание в современном вузе: новые подходы // Высшее образование сегодня. -2002. - № 11. - С. 6-11.

3. Дьячкова Т. С. Формирование правовой культуры студентов в образовательном процессе учреждений высшего образования // Веснж Магшёускага дзяржаунага ушверсгтэта 1мя А. А. Куляшова. Серыя: Пахолага-педагапчныя навукг педагогжа, пахалопя, методыка. - 2014. - № 1(43). - С. 84-90.

4. Киреев М. Н. Формирование ценностного отношения к правовой культуре студентов вузов социокультурной сферы : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Краснодар, 2010. - 26 с.

5. Корчагин Н. В. Формирование правовой культуры учащихся профессионального училища (лицея) : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Саратов, 2012. - 216 с.

6. Михайлов М. С. Формирование правовой культуры педагога профессионального обучения : авто-реф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Нижний Новгород, 2006. - 24 с.

7. Костина О. В. Содержание образования как фактор формирования личностной свободы студентов вуза // Экономика и социум. - 2013. - № 4-3(9). - С. 218-225.

8. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 27.02.2023 № 208 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 0001202105270015? ysclid=lilkf0qnfp862621340 (дата обращения: 13.03.2023 г.).

9. Росенко Н. И. Культурологический подход к формированию экономико-правовой культуры студентов // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2015. - № 2. - С. 71-76.

10. Скоробогатов А. В., Краснов А. В., Юсупов А. А. Правовой прогресс как философско-правовая категория // Правовая культура. - 2020. - № 3(42). - С. 23-37.

11. Снашков С. А. Тенденции развития правовой культуры современного российского общества // Казанский (Приволжский) федеральный университет. - 2022. - № 2(116). - С. 56-61.

12. Фортова Л. K. Педагогические основы профилактики алкоголизма и наркомании среди детей и подростков : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01. - Владимир, 2002. - 390 с.

Статья поступила в редакцию 24.05.2023 REFERENCES

1. Baranov P. P., Russkih V. V. Aktual'nye problemy teorii pravosoznaniya, pravovoj kul'tury i pravovogo vospitaniya : uchebnoe posobie. - Rostov-na-Donu : B. i., 1999. - 80 s.

2. Berezina V. A. Vospitanie v sovremennom vuze: novye podhody // Vysshee obrazovanie segodnya. -2002. - № 11. - S. 6-11.

3. D'yachkova T. S. Formirovanie pravovoj kul'tury studentov v obrazovatel'nom processe uchrezhdenij vysshego obrazovaniya // Vesnik Magilyoyskaga dzyarzhaynaga yniversiteta imya A. A. Kulyashova. Seryya: Psiho-laga-pedagagichnyya navuki: pedagogika, psihalogiya, metodyka. - 2014. - № 1(43). - S. 84-90.

4. Kireev M. N. Formirovanie cennostnogo otnosheniya k pravovoj kul'ture studentov vuzov sociokul'turnoj sfery : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.08. - Krasnodar, 2010. - 26 s.

5. Korchagin N. V. Formirovanie pravovoj kul'tury uchashchihsya professional'nogo uchilishcha (liceya) : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01. - Saratov, 2012. - 216 s.

6. Mihajlov M. S. Formirovanie pravovoj kul'tury pedagoga professional'nogo obucheniya : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.08. - Nizhnij Novgorod, 2006. - 24 s.

7. Kostina O. V. Soderzhanie obrazovaniya kak faktor formirovaniya lichnostnoj svobody studentov vuza // Ekonomika i socium. - 2013. - № 4-3(9). - S. 218-225.

8. Prikaz Ministerstva nauki i vysshego obrazovaniya Rossijskoj Federacii ot 27.02.2023 № 208 «O vnesenii izmenenij v federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty vysshego obrazovaniya» [Elektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa : http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 0001202105270015?ysclid=lilkf0qnfp862621340 (data obrashcheniya: 13.03.2023 g.).

9. Rosenko N. I. Kul'turologicheskij podhod k formirovaniyu ekonomiko-pravovoj kul'tury studentov // Sov-remennaya vysshaya shkola: innovacionnyj aspekt. - 2015. - № 2. - S. 71-76.

10. Skorobogatov A. V., Krasnov A. V., Yusupov A. A. Pravovoj progress kak filosofsko-pravovaya ka-tegoriya // Pravovaya kul'tura. - 2020. - № 3(42). - S. 23-37.

11. Snashkov S. A. Tendencii razvitiya pravovoj kul'tury sovremennogo rossij skogo obshchestva // Kazanskij (Privolzhskij) federal'nyj universitet. - 2022. - № 2(116). - S. 56-61.

12. Fortova L. K. Pedagogicheskie osnovy profilaktiki alkogolizma i narkomanii sredi detej i podrostkov : dis. ... d-ra ped. nauk : 13.00.01. - Vladimir, 2002. - 390 s.

The article was contributed on May 24, 2023

Сведения об авторах

Фортова Любовь Константиновна - доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии личности и специальной педагогики Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, г. Владимир, Россия; профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Владимирского юридического института ФСИН России, г. Владимир, Россия https://orcid.org/0000-0002-7991-6390, flk33@mail.ru

Фабриков Максим Сергеевич - кандидат педагогических наук, доцент, проректор по административной работе и управлению хозяйственным комплексом Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, г. Владимир, Россия, Россия, https://orcid.org/0009-0009-7063-7529, fabrikoff@mail.ru

Author Information

Fortova, Lyubov Konstantinovna - Doctor of Pedagogics, Professor of the Department of Personality Psychology and Special Pedagogy, Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletovs, Vladimir, Russia; Professor of the Department of State and Legal Disciplines, Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Vladimir, Russia https://orcid.org/0000-0002-7991-6390, flk33@mail.ru

Fabrikov, Maxim Sergeevich - Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Vice-Rector for Administrative Work and Economic Management, Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletovs, Vladimir, Russia, Russia, https://orcid. org/0009-0009-7063-7529, fabrikoff@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.