Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРАВОВАЯ ВОСПИТАННОСТЬ / ПРАВОМЕРНАЯ ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ / ВУЗ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фабриков М.С.

Введение. В статье обоснована актуальность развития современных подходов к формированию правовой культуры студентов; проанализированы особенности правовой культуры обучающихся вузов. Цель статьи - раскрыть современные подходы, включая авторский, направленные на формирование правовой культуры студентов. Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященный проблеме правовой информированности и правовой воспитанности студентов вузов; наблюдение, беседа, анкетирование, методы статистической обработки данных. Материалами для написания статьи послужили нормативно-правовые акты, такие, как Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон : от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ : [принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 декабря 2012 г. : одобрен Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 декабря 2012 г. : ред. от 17 февраля 2023 г. № 91]), Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года : [Указ Президента РФ от 07 мая 2018 г. № 204 : ред. от 21 июля 2020 г.]), а также педагогическая, психологическая, юридическая литература по теме исследования [1-14]. Результаты. Определена правовая культура студентов как интегративное образование, направленное на воспитание у обучающихся высшей школы правомерной поведенческой стратегии, высокого уровня правосознания, ответственности, самокритики, правовой воспитанности, социальной зрелости, нравственной и правовой устойчивости, дифференциации конструктивной информации от деструктивной. Выделены формы и методы правового воспитания студентов, актуализирующие формирование достойного уровня их правовой культуры. Отмечена корреляция между уровнем правовой культуры студентов и параметрами их правового обучения в образовательных организациях. Обсуждение. Подчеркивается, что студенты вуза должны представлять думающие, интеллектуальные страты обучающейся молодежи, что невозможно без формирования у них высокого уровня правовой культуры. Процесс воспитания правовой культуры студентов направлен на повышение правосознания, правовых компетенций, формирование правовых убеждений, правовой воспитанности, а также законопослушного поведения. Нам представляется, что в структуру правовой культуры студентов должны входить такие компоненты, как познавательный, рефлексивный, сущностный. Заключение. Делается вывод о том, что формирование правовой культуры студентов вуза способствует его успешной профессиональной реализации как специалиста новой формации, обладающего аналитическим мышлением, конкурентоспособностью, мобильностью, гибкостью, действующего на опережение, экстраполирующего правомерную поведенческую стратегию. Основные положения: - определена дефиниция «правовая культура студентов»; - раскрыты формы и методы правового воспитания студентов, играющего значимую роль в формировании их правовой культуры; - представлена интерпретация современных подходов к формированию правовой культуры студентов вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES TO THE FORMATION OF LEGAL CULTURE OF STUDENTS

Introduction. The article substantiates the relevance of the development of modern approaches to the formation of the legal culture of students; the features of the legal culture of university students are analyzed. The purpose of the article is to reveal modern approaches, including the author's, aimed at forming the legal culture of students. Materials and Methods . The main research methods are the analysis of scientific literature devoted to the problem of legal awareness and legal education of university students; observation, conversation, questioning, methods of statistical data processing. The materials for writing the article were legal acts, such as the Federal Law "On Education in the Russian Federation", the Decree of the President of the Russian Federation "On the National Goals and Strategic Objectives of the Development of the Russian Federation for the period up to 2024", as well as pedagogical, psychological, legal literature on the research topic. Results. The legal culture of students is defined as an integrative education aimed at educating higher school students of a lawful behavioral strategy, a high level of legal awareness, responsibility, self-criticism, legal education, social maturity, moral and legal stability, differentiation of constructive information from destructive. The forms and methods of legal education of students are highlighted, which actualize the formation of a decent level of their legal culture. A correlation is noted between the level of legal culture of students and the parameters of their legal education in educational institutions. Discussion . It is emphasized that university students should represent the thinking, intellectual strata of the studying youth, which is impossible without the formation of a high level of legal culture among them. The process of educating the legal culture of students is aimed at increasing legal awareness, legal competencies, the formation of legal convictions, legal education, as well as law-abiding behavior. It seems to us that the structure of the legal culture of students should include such components as cognitive, reflective, essential. Conclusion. It is concluded that the formation of the legal culture of university students contributes to its successful professional implementation as a specialist of a new formation, possessing analytical thinking, competitiveness, mobility, flexibility, proactive, extrapolating a legitimate behavioral strategy. Highlights: The definition of "legal culture of students" is defined; Disclosed the forms and methods of legal education of students, which plays a significant role in the formation of their legal culture; Presents an interpretation of modern approaches to the formation of the legal culture of students.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ»

Научная статья УДК 378.147 : 34 ББК 74.480.0

DOI 10.25588/CSPU.2023.175.3.011

М. С. Фабриков

ORCID № 0009-0009-7063-7529 Доцент, кандидат педагогических наук, проректор по административной работе и управлению хозяйственным комплексом, Владимирский государственный университет, г. Владимир, Российская Федерация. E-mail: fabrikoff@mail. ru

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ

Аннотация о

Введение. В статье обоснована актуальность развития со-

временных подходов к формированию правовой культуры студен- ж

л

тов; проанализированы особенности правовой культуры обучаю- § щихся вузов. Цель статьи — раскрыть современные подходы, включая авторский, направленные на формирование правовой культуры студентов.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященный проблеме | правовой информированности и правовой воспитанности студентов вузов; наблюдение, беседа, анкетирование, методы статистической обработки данных. Материалами для написания статьи послужили нормативно-правовые акты, такие, как Федеральный закон р «Об образовании в Российской Федерации» (Об образовании в Рос- „

е

сийской Федерации : федеральный закон : от 29 декабря 2012 г. |

§

№ 273-ФЗ : [принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 §

© Фабриков М. С., 2023

и

и

о в а н

о*

декабря 2012 г. : одобрен Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 декабря 2012 г. : ред. от 17 февраля 2023 г. № 91]), Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года : [Указ Президента РФ от 07 мая 2018 г. № 204 : ред. от 21 июля 2020 г.]), а также педагогическая, психологическая, юридическая литература по теме исследования [1—14].

Результаты. Определена правовая культура студентов как интегративное образование, направленное на воспитание у обучающихся высшей школы правомерной поведенческой стратегии, высокого уровня правосознания, ответственности, самокритики, правовой воспитанности, социальной зрелости, нравственной и правовой устойчивости, дифференциации конструктивной информации от деструктивной. Выделены формы и методы правового воспитания студентов, актуализирующие формирование достойного уровня их правовой культуры. Отмечена корреляция между уровнем правовой культуры студентов и параметрами их правового обучения в образовательных организациях.

Обсуждение. Подчеркивается, что студенты вуза должны представлять думающие, интеллектуальные страты обучающейся молодежи, что невозможно без формирования у них высокого уровня правовой культуры. Процесс воспитания правовой культе туры студентов направлен на повышение правосознания, право-

^ вых компетенций, формирование правовых убеждений, правовой а

^ воспитанности, а также законопослушного поведения. Нам пред-

и

^ ставляется, что в структуру правовой культуры студентов должны

входить такие компоненты, как познавательный, рефлексивный, сущностный.

Заключение. Делается вывод о том, что формирование правовой культуры студентов вуза способствует его успешной профессиональной реализации как специалиста новой формации, обладающего аналитическим мышлением, конкурентоспособностью, мобильностью, гибкостью, действующего на опережение, экстраполирующего правомерную поведенческую стратегию.

Ключевые слова: студенты; правовая культура; правосознание; правовая воспитанность; правомерная поведенческая стратегия; формирование; вуз; социальная зрелость.

Основные положения:

- определена дефиниция «правовая культура студентов»;

- раскрыты формы и методы правового воспитания студентов, играющего значимую роль в формировании их правовой культуры;

- представлена интерпретация современных подходов к

9

£ £

л ж ж £

ж о

х

о д

формированию правовой культуры студентов вуза. ^

л

1 Введение (Introduction) о

§

Становление специалиста новой формации невозможно без |

s

формирования у него достойного уровня общей и правовой куль- р туры, правосознания, правового воспитания. Наличие этих качеств позволяет ему оценить ситуацию, сложившуюся на рабочем месте, ку определиться с наиболее целесообразным вариантом выбора ее решения в правовом поле, продумать последствия своих действий,

избежать деструктивных конфликтов и наметить перспективный де

н

план совершенствования своей организации. К сожалению, не все в

выпускники вузов обладают высоким уровнем правовой культуры, позволившей бы им реализоваться как успешные специалисты. Нам представляется, что, опираясь на современные подходы к формированию правовой культуры студентов, можно достичь поставленной цели.

Необходимо констатировать, что проблема сущности и содержания правовой культуры студентов разрабатывалась как отечественными (Л. И. Мищенко, А. М. Новиков, А. Б. Панькин, Е. Л. Ра-ковская, Л. А. Ясюкова и др.), так и зарубежными исследователями (Р. Банак, Н.В. Варгезе, Р. Котерел, Д. Нелкен, Ч. Грей, Ф. Фостер и др.). Сегодня проблема формирования правовой культуры обучающихся актуальна, о чем свидетельствуют исследования, посвященные ее воспитанию, структурированию, обогащению, взаимосвязи с правовой поведенческой стратегией, инструментом превенции деструктивных конфликтов [1; 3; 6; 8]; детерминации с правовым воспитанием и правомерным поведением [10; 11; 13].

2 Материалы и методы (Materials and Methods)

Работая над проблемой формирования правовой культуры студентов более десяти лет, мы пришли к выводу, что ее достойный уровень поможет преодолеть любые виды ауто и гетероде-струкции, а также противоправное поведение обучающихся. Результаты нашего исследования внедрены в образовательный процесс ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича § Столетовых», ФГБОУ ВО «Костромской государственный педа-

ки

v^ гогический университет», ФГБОУ ВО «Калужский государствен-^ ный университет им. К.Э. Циолковского».

С целью формирования высокого уровня правовой культуры

студентов в этих вузах были организованы проблемные лекции, опирающиеся на кейс-стади, панельные дискуссии, информационный лабиринт, семинары и вебинары, интеллектуальный футбол, дебрифинг. Лекции были представлены следующими темами: «Эволюция взглядов на дефиницию «Правовая культура»», «Взаимосвязь правовой культуры и правового воспитания личности», «Правосознание и ответственность», «Корреляция общей и правовой культуры».

Сложность дефиниции «правовая культура» подчеркивает тот факт, что в настоящее время существует более трехсот определений этого понятия. Нам представляется, что, характеризуя правовую культуру студентов вуза, необходимо подчеркнуть овладение обучающимися не только правовыми, но и нравственными, £

3

социальными и витальными компетенциями, которые должны g

н

быть реализованы в процессе коммуникации в профессиональ- g

е

ном и межличностном общении. После лекции в вузах были ор- О

О

ганизованы дискуссионные аквариумы и игры-обсуждения на та- д кие темы, как «Поможет ли мне правовая культура быть успешным профессионалом?», «Можно ли говорить про успешную социализацию личности в профессии, если ею экстраполируется противоправное поведение?», «Хватает ли мне знаний правового цикла, § получаемых в университете?». 3 Результаты (Results)

у

Обращение интереса к формированию правовой культуры s

1

и

3

о а н

О*

студентов обусловлено тем, что это качество поможет будущим ^ специалистам состояться как социально зрелая, полноценная личность, обладающая развитым правосознанием и правовой воспи- н танностью. Нам представляется, что информационный подход,

о*

уд

применяемый в высшей школе через такие формы, как информационный лабиринт, кейс-стади, панельные дискуссии, мозговой штурм поможет студентам овладеть правовыми компетенциями, сущностью правовых дефиниций и осознать моральные и правовые нормы;

- эвохомологический подход, заключающийся в рациональной организации досуга, поможет обучающимся обрести смысл жизни в правовом пространстве и экстраполировать нормы права как единственно-возможную поведенческую стратегию;

- культурологический подход помогает рассматривать правовую культуру как интегративное качество, раскрывающее позитивный ресурс личности, ориентированный на уважительное отношение к праву, правовым установкам, правовым нормам.

Чтобы оценить состояние правового воспитания студентов Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, мы провели опрос обучающихся в количестве 26 человек, возраст которых составлял от 19 до 20 лет. Студентам был задан вопрос: «Какие документы располагают информацией о правах и свободах граждан?» 17 человек ответили, что это «Конституция РФ», 3 человека считают, что информация содержится в Гражданском Кодексе РФ от 21 октября 1994 года в редакции от 21.12.2021 года № 430-Ф3, 6 человек убеждены, что такая информация содержится в Кодексе об административных правонарушениях.

На вопрос: «Какой возраст наиболее оптимален для фор-§ мирования правовой культуры?», мы получили следующие от-

а

^ веты: 11 человек считают, что это 10-13 лет; 7 человек — «не

41

а ©

и

раньше высшей школы»; 3 человека — «с самого раннего возраста»; 5 человек — «когда возникнет желание у самого ребенка».

Предложив студентам написать, какие формы целесообразно применять для того, чтобы у человека произошло осознание правовых норм, мы получили такие ответы: «беседа», «диспут», «видеоролики обучающего характера», «ролевые игры», «статьи», «проекты», «баннеры», «кейс-стади».

19 респондентов на вопрос: «Достаточно ли у Вас правовой информированности и знаний о значении правосознания и правовой культуры в жизни?» ответили, что «Знания есть, но есть и желание их обогатить через практическую работу и оказание юридической помощи людям»; 7 респондентов сказали, что «теоретически представление есть, но на практике не всегда получается применить».

4 Обсуждение (Discussion) £

Л

Обсуждение вызвали вопросы, касающиеся содержания g

ж

правовой культуры, а также условий ее формирования. Разделяя g

S

мнение исследователей, что правовая культура предполагает g

£

наличие у индивида правовых знаний, помогающих в регулиро- g вании и контроле поведения личности, мы дополняем, что это ин- ^

Л

тегративное образование формирует целостное ядро личности, g

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

g

актуализируя ее ответственность, дисциплинированность, надеж- §

ж

ность, правомерную поведенческую стратегию. §

§

№ О № О Kl

В качестве педагогических условий воспитания правовой культуры студентов мы предлагаем следующие:

У

1) информирование студентов об основных правовых ком- s

о*

петенциях, об объектах, включенных в общекультурную и пра- 3 вовую деятельность, знакомство с поведенческими паттернами, основанными на реализации подлинных ценностей правового об- ж щества;

о*

«о §

s

а ©

U

2) воспитание правовой культуры студентов через формирование правового сознания и организацию правовой деятельности на основе интеграции основных институтов воспитания и образования — семьи, образовательных и социальных институтов;

3) формирование правовой атмосферы в образовательной организации, предполагающая возможность для самореализации обучающихся в учебной и внеучебной деятельности, развитие защищенной нравственности, фасилитации, эмаптии по отношению к сензитивным стратам населения.

5 Заключение (Conclusion)

Таким образом, современные подходы к формированию правовой культуры студентов вуза — информационный, эвохомо-логический, культурологический — помогут воспитать у обучающихся высшей школы правовые установки, достойный уровень правосознания, правомерную поведенческую стратегию и овладеть правовыми компетенциями, способствующими их конструктивному взаимодействию и успешной социальной и профессиональной реализации.

Процесс воспитания правовой культуры студентов направлен на овладение обучающимися правовыми компетенциями, формированием уважительного отношения к правам и обязанностям, позволяющим будущим специалистам проявлять активную жизненную позицию, быть социально востребованным, участвовать в дальнейшем совершенствовании правового государства и гражданского общества.

Современные подходы воспитания правовой культуры студентов предполагают развитие у обучающихся конструктивного правомерного поведения, нравственных и правовых установок;

дифференциацию моральных и аморальных норм; ответственность за судьбу страны, близких людей, свою собственную; формирование чувства долга, достоинства.

Библиографический список

1. Алипханова Ф. Н. Технология эффективности взаимодействия субъектов образовательного процесса в формировании коммуникативной компетентности будущих юристов : монография. М. : Директ-Медиа, 2018. - 280 с.

2. Бышов Д. В., Дорофеева Ю. А. Правовое воспитание и социальная активность населения: (по результатам опроса студентов факультета биотехнологии и биологии) // Социосфера. 2019. № 2. С. 62-65.

3. Глузман, А. В. Современная образовательная политика: тенденции и перспективы // Гуманитарные науки. 2019. № 1 (45). С. 8-11.

4. Земляченко Л. В. Подготовка студентов к гражданско-правовому воспитанию младших школьников в досуговой деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 104-107.

5. Коваль Л. В. Правовое обучение как форма правового воспитания студентов технических направлений // Международный научный вестник (Вестник Объединения православных ученых). 2019. № 3 (23). С. 11-15.

6. Панькин А. Б. Формирование человека культуры в системе этно- н культурной коннотации содержания образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016. № 1 (105). С. 46-50.

7. Раковская Е. Л. Модель формирования правовой культуры студенческой молодежи в процессе взаимодействия вузов и учреждений культуры // Вестник Тамбовского государственного университета. 2013. № 11. С. 29-35. ^ (Гуманитарные науки). >-§

Саакян М. В. Пути повышения правовой культуры российского об- ^

щества // Вестник Адыгейского государственного университета. 2010. Вып. 2. §

С. 127-129. |

9. Кравец А. А., Кулагина О. В. Некоторые аспекты правового образо- ~

вания и воспитания студентов агроинженерного направления // Территория §

о

§

о Й

инноваций. 2018. № 11 (27). С. 107-110.

10. Титова Е. В. Проблема выбора методологических подходов в пе-

§

е

дагогических исследованиях // Сибирский педагогический журнал. 2017. № 2. ¡а

С. 9-16. |

11. Шанько В. В. Культурологический компонент процесса формирова- ^ ния правосознания будущих сотрудников правоохранительных органов // Про- | блемы и перспективы развития образования в России. 2012. № 15. С. 132-135. е

х

12. Ясюкова Л. А. Правовое сознание в структуре ментальности рос- 0 сиян : монография. - СПб. : Издательство СПбГУ, 2008. - 166 с. §

13. Banakar R. (2015), "Comparative Law and Legal Cultures", Normativity in Legal Sociology: Methodological Reflections on Law and Regulation in Late Modernity, Springer, Cham, Heidelberg, New York, Dordrecht, London, pp. 145-168. ISBN 978-3-319-09649-0. ISBN 978-3319-09650-6 (eBook). DOI 10.1007/978-3-319-09650-6.

14. Varghese N.V. (2008), Globalization of higher education and cross-border student mobility, UNESCO, IIEP, Paris, 33 p. Ref.: iiep/web doc/2008.06.

M. S. Fabrikov

ORCID No. 0009-0009-7063-7529 Docent, Candidate of Pedagogic Sciences, Vice-Rector for Administrative Work and Management of the Economic Complex, Vladimir State University, Vladimir, Russia.

E-mail: fabrikoff@mail. ru

MODERN APPROACHES TO THE FORMATION OF LEGAL CULTURE OF STUDENTS

Abstract

Introduction. The article substantiates the relevance of the development of modern approaches to the formation of the legal culture of students; the features of the legal culture of university students are analyzed. The purpose of the article is to reveal modern approaches, including the author's, aimed at forming the legal culture of students.

Materials and Methods. The main research methods are the analysis of scientific literature devoted to the problem of legal awareness and legal education of university students; observation, conversation, questioning, methods of statistical data processing. The materials for writing the article were legal acts, such as the Federal Law "On Education in the Russian Federation", the Decree of the President of the Russian Federation "On the National Goals and Strategic Objectives of the Development of the Russian Federation for the period up to 2024", as well as pedagogical, psychological, legal literature on the research topic.

Results. The legal culture of students is defined as an integrative education aimed at educating higher school students of a lawful behavioral strategy, a high level of legal awareness, responsibility, self-criticism, legal education, social maturity, moral and legal stability, differentiation of constructive information from destructive. The forms and methods of legal education of students are highlighted, which actualize the formation of a decent level of their legal culture. A correlation is noted between the level of legal culture of students and the parameters of their legal education in educational institutions.

Discussion. It is emphasized that university students should represent the thinking, intellectual strata of the studying youth, which is impossible without the formation of a high level of legal culture among them. The process of educating the legal culture of students is aimed at increasing legal awareness, legal competencies, the formation of legal convictions, legal education, as well as law-abiding behavior. It seems to us that the structure of the legal culture of students should include such components as cognitive, reflective, essential.

Conclusion. It is concluded that the formation of the legal culture of university students contributes to its successful professional implementation as a specialist of a new formation, possessing analytical thinking, competitiveness, mobility, flexibil- e ity, proactive, extrapolating a legitimate behavioral strategy.

Keywords: Students; Legal culture; Legal awareness; Le- e gal education; Lawful behavioral strategy; Formation; University; Social maturity.

Highlights:

The definition of "legal culture of students" is defined; e

Disclosed the forms and methods of legal education of students, which plays a significant role in the formation of their legal culture;

Presents an interpretation of modern approaches to the ^ formation of the legal culture of students. 1

o &

3

te S

S

S

o

3

l

«I p

S

References

I

c

-Q £

fi

1. Alipkhanova F.N. (2018), Tekhnologiya effektivnosti vzai-modeystviya sub"yektov obrazovatel'nogoprotsessa v formirovanii kommu-nikativnoy kompetentnosti budushchikh yuristov: monografiya [Technology of the efficiency of interaction between the subjects of the educational process in the formation of the communicative competence of future lawyers: monograph], Direkt-Media, Moscow, 280 p. (In Russian).

2. Byshov D.V. & Dorofeyeva U.A. (2019), Pravovoye vospitaniye i sotsial'naya aktivnost' naseleniya: (po rezul'tatam oprosa studentov fakul'teta biotekhnologii i biologii) [Legal education and social activity of the population: (according to the results of a survey of students of the Faculty of Biotechnology and Biology)], Sotsiosfera, 2, 62-65. (In Russian).

3. Gluzman A.V. (2019), Sovremennaya obrazovatel'nayapolitika: tendentsii i perspektivy [Modern Education Policy: Trends and Prospects], Gumanitarnyye Nauki, 1 (45), 8-11. (In Russian).

4. Zemlyachenko L.V. (2018), Podgotovka studentov k gra-zhdansko-pravovomu vospitaniyu mladshikh shkol'nikov v dosugovoy deyatel'nosti [Preparing students for civil and legal education of younger students in leisure activities], Azimut nauchnykh issledovaniy: pedagogika i psikhologiya, 7, 8 (24), 104-107. (In Russian).

5. Koval' L.V. (2019), Pravovoye obucheniye kak forma pravovogo vospitaniya studentov tekhnicheskikh napravleniy [Legal education as a form of legal education for technical students], Mezhdunarodnyy nauchnyy vestnik (Vestnik Ob"yedineniyapravoslavnykh uchenykh), 3 (23), 11-15. (In Russian).

6. Pan'kin A.B. (2016), Formirovaniye cheloveka kul'tury v sisteme etnokul'turnoy konnotatsii soderzhaniya obrazovaniya [Formation of a person of culture in the system of ethno-cultural connotation of the content of education], Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagog-icheskogo universiteta, 1 (105), 46-50. (In Russian).

7. Rakovskaya E.L. (2013), Model' formirovaniya pravovoy kul'tury studencheskoy molodezhi v protsesse vzaimodeystviya vuzov i uchrezhdeniy kul'tury [The Model of the Formation of the Legal Culture of Students in the Process of Interaction between Universities and Cultural Institutions], Vestnik Tambovskogo gosudarstvennogo universiteta, "Ser-iya Gumanitarnyye nauki ", 11, 29-35. (In Russian).

8. Saakyan M.V. (2010), Puti povysheniya pravovoy kul'tury ros-siyskogo obshchestva [Ways to improve the legal culture of Russian society], Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta, 2, 127-129. (In Russian).

9. Kravets A.A. & Kulagina O.V. (2018), Nekotoryye aspektypravovogo obrazovaniya i vospitaniya studentov agroinzhenernogo napravleniya [Some

aspects of legal education and upbringing of students of agricultural engineering], Territoriya innovatsiy, 11 (27), 107-110. (In Russian).

10. Titova E.V. (2017), Problema vybora metodologicheskikh pod-khodov v pedagogicheskikh issledovaniyakh [The problem of choosing methodological approaches in pedagogical research], Sibirskiy pedagog-icheskiy zhurnal, 2, 9-16. (In Russian).

11. Shan'ko V.V. (2012), Kul'turologicheskiy komponent protsessa formirovaniyapravosoznaniya budushchikh sotrudnikovpravookhranitel'nykh organov [Cultural component of the process of forming the legal consciousness of future law enforcement officers], Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya v Rossii, 15, 132-135. (In Russian).

12. Yasyukova L.A. (2008), Pravovoye soznaniye v strukture men-tal'nosti rossiyan: monografiya [Legal consciousness in the structure of the mentality of Russians: monograph], Izdatel'stvo Sankt-Peterburgskogo Gosudarstvennogo Universiteta, Saint Petersburg, 166 p. (In Russian).

13. Banakar R. (2015), "Comparative Law and Legal Cultures", Normativity in Legal Sociology: Methodological Reflections on Law and Regulation in Late Modernity, Springer, Cham, Heidelberg, New York, Dordrecht, London, pp. 145-168. ISBN 978-3-319-09649-0. ISBN 978-3319-09650-6 (eBook). DOI 10.1007/978-3-319-09650-6.

14. Varghese N.V. (2008), Globalization of higher education and cross-border student mobility, UNESCO, IIEP, Paris, 33 p. Ref.: iiep/web m

doc/2008.06. d

e

n

Статья поступила в редакцию 24.05.2023; одобрена после рецензирования 26.05.2023; принята к публикации 30.05.2023.

The article was submitted 24.05.2023; approved after reviewing 26.05.2023; accepted for publication 30.05.2023.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3

a о

h

e

e o

0 n

f

L

e

1

l u e

s

s

de n

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.