Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОМ ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ'

К ВОПРОСУ О НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОМ ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ / РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВО / НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / КУЛЬТУРА / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРАВОВАЯ ВОСПИТАННОСТЬ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИММУНИТЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фабриков Максим Сергеевич

В статье предпринята попытка проанализировать состояние нравственно-правового воспитания молодежи на современном этапе развития российского общества. Раскрыты факторы, вызывающие экзистенциальный вакуум, противоправное поведение, деструктивные девиации. Намечены траектории совершенствования личности молодых людей, актуализация их общей и правовой культуры, правосознания, правовой воспитанности, социальной и нравственной зрелости, ответственности, устойчивости к неблагоприятным воздействиям социальной действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фабриков Максим Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF MORAL AND LEGAL EDUCATION OF MODERN YOUTH

The article attempts to analyze the state of moral and legal education of young people at the present stage of development of Russian society. The factors causing existential vacuum, illegal behavior, destructive deviations are revealed. The trajectories of improving the personality of young people, the actualization of their general and legal culture, legal awareness, legal education, social and moral maturity, responsibility, resistance to the adverse effects of social reality are outlined.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОМ ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ»

Педагогика

УДК 377.031

кандидат педагогических наук Фабриков Максим Сергеевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (г. Владимир)

К ВОПРОСУ О НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОМ ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. В статье предпринята попытка проанализировать состояние нравственно-правового воспитания молодежи на современном этапе развития российского общества. Раскрыты факторы, вызывающие экзистенциальный вакуум, противоправное поведение, деструктивные девиации. Намечены траектории совершенствования личности молодых людей, актуализация их общей и правовой культуры, правосознания, правовой воспитанности, социальной и нравственной зрелости, ответственности, устойчивости к неблагоприятным воздействиям социальной действительности.

Ключевые слова: современная молодежь, российское общество, государство, нравственно-правовое воспитание, культура, правовая культура, правосознание, правовая воспитанность, ответственность, социальная зрелость, социальный иммунитет.

Annotation. The article attempts to analyze the state of moral and legal education of young people at the present stage of development of Russian society. The factors causing existential vacuum, illegal behavior, destructive deviations are revealed. The trajectories of improving the personality of young people, the actualization of their general and legal culture, legal awareness, legal education, social and moral maturity, responsibility, resistance to the adverse effects of social reality are outlined.

Key words: modern youth, Russian society, state, moral and legal education, culture, legal culture, legal awareness, legal education, responsibility, social maturity, social immunity.

Введение. Анализируя состояние нравственно-правового воспитания современной молодежи, считаем необходимым обратить внимание на ряд аспектов.

Смена общественно-экономической формации в России привела к росту прагматизма, индифферентности, индивидуализма, эгоцентризма многих страт населения, в том числе, молодежи. Такая тенденция обусловлена, в какой-то мере, расцветом рыночных отношений в обществе, низким уровнем общей и правовой культуры, правосознания, нравственной и правовой воспитанности.

Изложение основного материала статьи. XXI век вошел в историю человечества развитием инноваций в ряде отраслей народного хозяйства- техники, кибернетики, медицины и других.

В то же время, увеличилось количество деструктивных тенденций, проявляющихся в росте криминальных девиаций -мошенничестве, подлогах, масштабном обмане самых воспитанных, интеллигентных, культурных групп населения. Поднимая вопрос об актуализации нравственно-правового воспитания современной молодежи, необходимо принять во внимание этот факт. Нельзя быть виктимной личностью - жертвой неблагоприятных условий социализации. Опираясь на теорию реактивного сопротивления, молодые люди должны научиться говорить : «Нет!» всем деструктивным соблазнам, не боясь показаться невоспитанными и неинтеллигентными. Нравственная воспитанность должна быть защищенной. Институты воспитания и социализации - семья, общеобразовательные организации, образовательные организации высшей школы должны воспитать у молодых людей социальную зрелость, которая позволит молодым людям дифференцировать главное от второстепенного, подлинные ценности от их суррогата. Развитие общей и правовой культуры, правосознания, правовой воспитанности, ответственности, правомерной поведенческой стратегии поможет молодым людям обрести истинное знание, понять свою витальную миссию и предназначение.

Родители и педагоги, кураторы, тьюторы, имеющие целью актуализировать нравственно-правовые паттерны молодых людей сами должны обладать теми качествами, которые они собираются воспитывать. Авторитет не формируется по приказу, эта категория, проверяемая деятельностью, поступками, чуждая двойной морали и стандартов.

Каким же образом мы можем сделать молодое поколение более нравственным, но защищенным от преступных элементов, более развитым с точки зрения овладения правовыми нормами, приобретения достойного уровня общей и правовой культуры, правосознания, правомерной поведенческой стратегии? Кроме личного примера, как нам представляется, помочь могут круглые столы, дискуссионные аквариумы, мозговые штурмы, квесты, кейс-стади, ролевые и деловые игры. Чрезвычайно важно воспитать потребность стать Человеком! Помощь нуждающимся, особенно сейчас, в наше трудное время разгула пандемии, волонтерская деятельность, оказание безвозмездной поддержки, психологические мостики людям, оказавшимся на грани жизни и смерти, более необходимы не столько нуждающимся, сколько тем, кто оказывает эту помощь. Катарсис происходит, когда человек ощущает полноту жизни, ее вкус, значимость. Экзистенциальный вакуум - явление не врожденное, оно- продукт воспитания, так же, как и болезненная праздность. Когда вроде есть все, а жить не хочется, тотальное безразличие становится нормой жизни, человек черствеет и эмоционально, и духовно! Это сложный процесс - быть воспитанной, цельной личностью и не стать жертвой своей доброты, доверчивости, порядочности. За нарушение правовых норм человек подвергается административной или даже уголовной ответственности, за нарушение норм морали ответственность не предусмотрена. Почему же мы ставим в один ряд нравственно-правовое воспитание? Человек должен оставаться человеком, невзирая на политический строй, идеологию, форму правления. Нельзя совершать подлость, обман, низость и прикрываться тяжелым положением - материальным, моральным, стечением обстоятельств. Для Расула Гамзатова самым воспитанным человеком была его мама, не потому что это самый близкий его родственник, а потому что последний кусок хлеба, который был в доме, она отдавала заблудившемуся путнику, который просил у нее крова, никак не афишируя свои поступки. Для нее это было нормой жизни. Не получив образования, эта женщина преподносила уроки нравственности не только своим детям, но и окружающим ее людям. Это были очень тяжелые послевоенные времена, но нравственность либо есть, либо ее нет.

Следующий аспект - отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья. Достаточно часто человек забывает, что все мы ходим под Богом. Сегодня ты здоровый человек, полный жизни, сил, переживающий о неудачах, которые кажутся очень значимыми и портят настроение, а завтра- несчастный случай, коварная болезнь, и ты попадаешь в ту же когорту, которую презирал, уничтожал, избегал. Некоторые родители, нисколько не смущаясь, откровенно объявляют, что они против инклюзивного образования, потому что лицезрение «инвалидов» может негативно сказаться на психике их красивых, здоровых детей и они никогда не позволят свершиться факту интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья с их здоровыми детьми. Мы против потребительства, иждивенчества, инфантилизма. Каждый человек должен развиваться, несмотря ни на что. Ярким примером является Нико Вуйкич, молодой человек, родившийся без рук и без ног. Сегодня это человек, о котором знает весь мир. Он ездит по всем континентам, занимается

миссионерством, благотворительностью, полон доброжелательности, оптимизма, на своих встречах утешает тех, кому «плохо», призывает надеяться, успокаивает, говорит: «Обнимите меня, я с Вами, не надо отчаиваться». Он может все-плавать, шить, вязать, работать на компьютере, стирать, готовить, смеяться над собой. Жена у него прекрасная, красивая, здоровая женщина, вышедшая за него замуж против воли родителей, родившая ему прекрасных сыновей. А когда Нику было 11 лет, он пытался уйти из жизни из-за травли, как сейчас говорят, буллинга. Особенно его доставал один из учеников. Погружаясь в ванну, чтобы утонуть и навсегда уйти от унижений и оскорблений, Ник представил, как будут горевать родители, которые его очень любят и не стал воплощать задуманное в жизнь. Он решил быть сильным и наказать обидчика, но как? Рук и ног не было, но был лоб, который он, с помощью упражнений разработал до такой степени, что лобная кость стала напоминать по своей твердости алмаз. Он вызвал обидчика на бой, ударяя его лбом много раз, он бы убил булли, если бы не одноклассники. С этого момента, как он в последствии признавался, мальчик не боялся ничего. Надо ли уметь защищаться себя? Конечно. Мы ориентируемся на защищенную со всех сторон нравственность. Сегодня непростое время, надо быть сильным и духовно, и физически, оставаясь Человеком! Неслучайно Тейяр де Шарден сказал, что человек- это венец эволюции!

Надо ли вводить в школах и вузах дисциплины, которые будут воспитывать человека духовно-нравственной личностью, ориентирующейся в правовых нормах? Нам представляется, что разговор об этом должен быть. Если позволяет учебный план, это можно сделать в рамках факультатива, спецкурс, если же нет, то любой предмет может быть плацдармом, в котором также можно, при желании найти возможность, остановиться на духовно-нравственной сущности человека. Педагоги должны это понять и принять. Не морализаторствуя, не приказывая, не автократичными сентенциями, а , как сейчас принято говорить в рамках субъект-субъектной парадигмы.

Мы убеждены, что общим, что для нравственного и правового воспитания является правильное усвоение норм морали и права, в создании к этим нормам только позитивного отношения, и дальнейшая их реализация на практике. Усвоение и нравственных и правовых норм невозможно без уважительного отношения к ним, к людям, которые за ними стоят. Знания, переданные молодым людям родителями и педагогами, должны превратиться в личные убеждения и аттитюды, а в привычку соблюдать их.

Мы разделяем точку зрения Худойкиной Т.В., что только в этом случае воспитание трансформируется в сознание и инициирует развитие общей и правовой культуры, а также правосознания у молодежи [6, С. 105].

Нельзя не согласиться с посылом, что молодежь - будущее любого общества. От того, какое нравственное, духовное, правовое воспитание она получит, будет складываться будущее государства.

Все социальные катаклизмы, демонстративное поведение молодых людей часто детерминированы не только тем, что они не знают, как правильно себя вести в обществе, семье, в образовательной организации, но и обусловлены наличием противоречий в этих структурах, непониманием, переходящим в деструктивные конфликты и неприязненные отношения. Равнодушие общества, семьи, педагогов к проблемам молодых людей часто подталкивает их к уходу от реального мира в мир виртуальный. Там они могут быть позволить себе быть такими, какими бы им хотелось, чтобы их считали. В виртуальном мире можно забыть о серых буднях, о нереализованности планов, о непонимании. Этот мир приносит блаженство и нирвану, как психоактивное вещество. Вопрос о том, как потом возвращаться в реальный мир и избавляться от зависимости часто остается открытым. Это, конечно, проблема не только российского общества, с ней коснулся весь мир, но легче ли нам от этого?

Пренебрежительное отношение к нормам морали и нравственности нередко обусловлено духовным, нравственным и правовым нигилизмом. Его возникновение неслучайно. Разуверившись в справедливости ряда законов, в невозможности трудоустройства, убедившись в констатации двойных стандартов, молодые люди сами начинают жить двойной жизнью, не уважая человеческие и правовые нормы, пытаясь переложить ответственность на обстоятельства, подставить других лиц, более воспитанных и культурных, которые не могут постоять за себя и дать отпор.

Борискина К.Г утверждает, что в основе здорового правосознания молодежи лежит принятие норм правового и нравственного миропорядка, гражданского единомыслия, динамичного взаимодействия всех общественных и социальных страт населения, повышение уровня качества жизни населения, увеличения финансовой состоятельности [1, С. 22].

Мы разделяем точку зрения Ю.А. Климкиной, что и нравственное, и правовое воспитание необходимо начинать на уровне семьи [2, С. 41]. Принцип - чем раньше, тем лучше. К достижению совершеннолетия, у молодых людей должно быть сформировано представление о том, какая поведенческая стратегия достойна, а какая нет не только с моральной, но и с правовой сторон. У детей с малого возраста должны постепенно накапливаться знания о моральных и правовых нормах. Нравственное и правовое воспитание должно осуществляться на всем протяжении онтогенеза. Особенно важны для этой работы кризисные периоды развития -подростковый и юношеский возраст, поскольку именно в эти периоды происходит осознанное восприятие информации и знаний, которые закладываются. Ребенок, как губка, впитывает в себя все, что его окружает. И родители, и педагоги, и специалисты центоров дополнительного образования должны четко понимать, что их поведение и деятельность могут быть скопированы и признаны, как образец для подражания на всю последующую жизнь.

Это чрезвычайно сложная работа - соответствовать тому, что требуешь. Но нравственно-правовое воспитание не формируется одними лозунгами и нравоучениями, страхом наказания, это работа на всю жизнь. Самое главное- помочь молодым людям найти свою социальную и профессиональную нишу, чтобы свое предназначение, свои способности были использованы во благо человечества и приносило и специалистам, и тем, для кого предназначена эта работа, удовлетворение.

Учитывая все вышеизложенное, необходимо задаться вопросом, а возможно ли совместить защищенную нравственность, духовность и соблюдение правовых норм в условиях современной российской действительности? Наш ответ - и возможно, и необходимо. Для этого важны совместные усилия всех институтов воспитания и социализации. Личный пример родителей, педагогов, представителей социальных и правовых структур. Осознать важность нравственно правовой воспитанности личность может в том случае, когда у нее есть достаточно высокий уровень общей и правовой культуры, правосознания, правовой образованности, социальной зрелости, социального иммунитета, когда она четко способна дифференцировать конструктивную информацию и поступки от деструктивных.

Безусловно, рыночная экономика, в отличие от плановой требует от специалистов мобильности, оперативности, гибкости, прогностичности, решения задач на опережение, но и в бизнесе есть золотое правило морали : «Не делай другому того, чего бы ты не хотел, чтобы делали тебе». Дурная слава о человеке распространяется в сто раз быстрее, чем хорошая. Молодые люди, обучающиеся в высших учебных заведениях, должны эту тенденцию воспринять, как аксиому и руководствоваться ею всю жизнь, делясь с ней уже со своими детьми, близкими, сотоварищами. Опустившись на социальное дно, подняться порой невозможно. Педагогика должна ориентироваться на медицину:»Любую болезнь гораздо легче предупредить, чем лечить», так и в деле нравственно-правового воспитания молодежи- показать образцы правомерной поведенческой стратегии, достойного уровня общей и правовой культуры, ответственности необходимо с сознательного возраста ребенка, осознания им своего «Я» и личным примером, и всем укладом жизни. Это важно и потому,

что родители и педагоги отвечают за воспитательный потенциал своих детей и обучающихся, это важно для настоящего и будущего государства.

Основополагающей задачей нравственно-правового воспитания студентов является формирование волевых качеств, инициирующих их правомерное поведение и решения конструктивного характера и уметь бороться с любыми деструктивными проявлениями.

Наши исследования показали, что симбиоз нравственного и правового воспитания раскрывается в ряде подходов. Сущность первого подхода заключается в констатации первичности нравственного воспитания по отношению к правовому. Исходящим постулатом этого направления является идея, согласно которой, чем выше уровень общей и нравственной культуры личности, тем выше и уровень ее мотивации, реализующей нравственную и правовую ответственность.

Согласно второго подхода, нравственно-правовое воспитание - это ориентир, поддерживающий адекватные интересы социума, допустимые интересы самоопределения обучающихся в социально-приемлемых видах деятельности [5, С. 107].

Третий подход отстаивает этическую составляющую дефиниции «права». Он направлен на исследование интересов, обуславливающих правомерное поведение личности и актуализацию эффективной системы практических действий в нравственно- правовых отношениях. Личность, согласно этого направления, осознает как нравственные, так и правовые требования, экстраполируя ответственное поведение и конструктивную жизненную позицию.

Нам импонирует концепция Г.А. Кузнецова, утверждающего, что нравственно-правовой подход к воспитанию личности представляет собой глубокое осознание обучающимися этических правовых знаний, которые затем интериоризуются в личные аттитюды и на этой основе формируется ответственное отношение к субъективным поступкам и поведенческой стратегии, развивается и совершенствуется потребность соблюдать нормы нравственности и права [3, С. 17].

Итогом нравственно-правового воспитания, согласно концепции профессора Фортовой Л.К. является достойный уровень сформированности нравственно-правовой культуры студента [4, С. 150].

Выводы. Можно резюмировать, что нравственно правовой воспитание студентов на современном этапе развития российского общества- это актуальная педагогическая проблема, предполагающая активизацию креативного потенциала педагогического сообщества для ее эффективной реализации.

Нравственно-правовое воспитание студентов - необходимое условие формирования нравственно-правовой культуры будущего специалиста, предполагающего работать в парадигме «человек- человек».

Литература:

1. Борискина, К.Г. Правовое воспитание молодежи // Universum: экономика и юриспруденция, 2015. - № 4(15). -С. 22-32.

2. Климкина, Ю.А. Правовое образование несовершеннолетних как фактор предупреждения девиации // Academy, 2016. - №7 (10). - С. 41-42.

3. Кузнецов, Г.А. Взаимодействие правового и нравственного воспитания в формировании личности старшего подростка: автореф.дис...канд.пед.наук / Кузнецов Геннадий Александрович. - М., 1979. - 19 с.

4. Фортова, Л.К. Нравственно-правовое воспитание учащейся молодежи: избранные труды. Владимир: Шерлок-пресс, 2018. - 203 с.

5. Фортова, Л.К., Юдина А.М. К вопросу о генеалогии феномена нравственной аксиологии в условиях цифрового обучения высшей школы // Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, 2021. - № 45 (64). - С. 106-111.

6. Худойкина, Т.В. Технология оценки и измерения правового сознания // Теория и практика общественного развития, 2015. - № 21. - С. 104-106.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Филатова Ольга Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Лукина Елена Вячеславовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); преподаватель Себина Екатерина Владимировна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский

Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского» (г. Дзержинск)

ДИСТАНЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В данной статье рассматривается применение дистанционных форм и методов в профессиональном образовании. В связи с массовость и востребованность, данная проблема требует глубокого теоретического рассмотрения. Главная особенность дистанционного обучения - отдаленность субъектов образовательного процесса, что кардинально меняет все организационные и управленческие процессы. В исследовании аргументированно доказано возможность применения дистанционных форм и методов обучения в профессиональном образовании как отдельно, так и совместно с традиционными форматами. Особое внимание уделено различным способам восприятия информации, что эффективнее достигается при дистанционном обучении. Гармоничное сочетание традиционных форматов обучения с дистанционными -необходимое условие развития профессионального образования на современном этапе развития общества.

Ключевые слова: дистанционное обучение, профессиональное образование, дистанционные средства и методы, образовательный процесс, сочетание классических и дистанционных форматов обучения.

Annotation. This article discusses the use of distance forms and methods in vocational education. In connection with the mass character and demand, this problem requires a deep theoretical consideration. The main feature of distance learning is the remoteness of the subjects of the educational process, which radically changes all organizational and managerial processes. The study substantiated the possibility of using distance learning forms and methods in vocational education, both separately and in conjunction with traditional formats. Particular attention is paid to various ways of perceiving information, which is more effectively achieved

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.