Научная статья на тему 'ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРЕВЕНЦИИ ИХ ДЕСТРУКТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ'

ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРЕВЕНЦИИ ИХ ДЕСТРУКТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
68
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / ДЕСТРУКТИВНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ПРОТИВОПРАВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кулакова С.А.

Введение. В данной статье предпринята попытка проанализировать первичную профилактику противоправного поведения подростков и представить ее как один из основных инструментов превенции их деструктивной поведенческой стратегии. Цель статьи - раскрыть авторскую концепцию первичной профилактики противоправного поведения подростков. Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной первичной профилактике противоправного поведения подростков; диагностические беседы с подростками, их анкетирование, методы статистической обработки информации. Исследование проводилось на базе общеобразовательных школ города Владимир. Результаты. Автор аргументирует, что междисциплинарный подход с акцентом на превентивную педагогику имеет несомненную теоретическую и практическую значимость для решения исследуемой проблемы. Наиболее эффективными формами работы признаются совместные мероприятия социальных педагогов школ с инспекторами внутренних дел; Советы профилактики. Автор утверждает, что противоправное поведение является феноменом с комплексным характером, корректируется влиянием системы правовых, политических, экономических, педагогических, психологических и иных факторов. Обсуждение. Акцентируется тезис о необходимости ранней первичной профилактики противоправного поведения подростков. Учеными подчеркивается значение учета в первичной превентивной работе психического и физического здоровья подростков, их индивидуальных особенностей. Заключение. Делается вывод о условиях, способствующих успешности первичной профилактики противоправного поведения подростков. Сама первичная профилактика противоправного поведения несовершеннолетних определяется как существенный инструмент воздействия на мировоззрение и правомерную поведенческую стратегию подростков. Основные положения: - разработана педагогическая модель «Профилактика противоправного поведения старшеклассников в общеобразовательных организациях», частью которой является первичная профилактика противоправности; - определены и сформулированы условия, способствующие успешности первичной профилактики противоправного поведения подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIMARY PREVENTION OF ILLEGAL BEHAVIOR OF ADOLESCENTSAS A TOOL TO PREVENT THEIR DESTRUCTIVE ORIENTATION

Introduction. This article attempts to analyze the primary prevention of illegal behavior of adolescents and present it as one of the main tools for the prevention of their destructive behavioral strategy. The purpose of the article is to reveal the author's concept of primary prevention of illegal behavior of adolescents. Materials and Methods . The main research methods are the analysis of scientific literature devoted to the primary prevention of illegal behavior of adolescents; diagnostic conversations with adolescents, their questionnaires, methods of statistical information processing. The study was conducted on the basis of secondary schools in the city of Vladimir. Results. The author argues that an interdisciplinary approach with an emphasis on preventive pedagogy has undoubted theoretical and practical significance for solving the problem under study. The most effective forms of work are recognized as joint activities of social teachers of schools with inspectors of internal affairs; Prevention councils. The author claims that illegal behavior is a phenomenon with a complex character, corrected by the influence of a system of legal, political, economic, pedagogical, psychological and other factors. Discussion . The thesis about the need for early primary prevention of illegal behavior of adolescents is emphasized. Scientists emphasize the importance of taking into account the mental and physical health of adolescents and their individual characteristics in primary preventive work. Conclusion. The conclusion is made about the conditions contributing to the success of the primary prevention of illegal behavior of adolescents. The primary prevention of illegal behavior of minors itself is defined as an essential tool for influencing the worldview and legitimate behavioral strategy of adolescents. Highlights: Pedagogical model "Prevention of illegal behavior of high school students in general education organizations" has been developed, part of which is the primary prevention of illegality; Conditions contributing to the success of the primary prevention of illegal behavior of adolescents have been identified and formulated.

Текст научной работы на тему «ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРЕВЕНЦИИ ИХ ДЕСТРУКТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

а

«о

о «

а &

U

Научная статья УДК 371.4 ББК 74.00

DOI 10.25588/CSPU.2023.174.2.006

С. А. Кулакова

ORCID № 0009-0008-0884-3527 Ассистент кафедры «Психология личности и специальной педагогики» Гуманитарного института, Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, г. Владимир, Российская Федерация.

E-mail: flk33@mail.ru

ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРЕВЕНЦИИ ИХ ДЕСТРУКТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Аннотация

Введение. В данной статье предпринята попытка проанализировать первичную профилактику противоправного поведения подростков и представить ее как один из основных инструментов превенции их деструктивной поведенческой стратегии. Цель статьи — раскрыть авторскую концепцию первичной профилактики противоправного поведения подростков.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной первичной профилактике противоправного поведения подростков; диагностические беседы с подростками, их анкетирование, методы статистической обработки информации. Исследование проводилось на базе общеобразовательных школ города Владимир.

© Кулакова С. А., 2023

Результаты. Автор аргументирует, что междисциплинарный подход с акцентом на превентивную педагогику имеет несомненную теоретическую и практическую значимость для решения исследуемой проблемы. Наиболее эффективными формами работы признаются совместные мероприятия социальных педагогов школ с инспекторами внутренних дел; Советы профилактики. Автор утверждает, что противоправное поведение является феноменом с комплексным характером, корректируется влиянием си- п стемы правовых, политических, экономических, педагогических, §

л

ж §

3

о §

ней первичной профилактики противоправного поведения под- |

3

§

3

о 3

о 3

§

ж о

г о

5 о

е ее

дения несовершеннолетних определяется как существенный ин- §

§

струмент воздействия на мировоззрение и правомерную поведенче- о

о

скую стратегию подростков. 8 с

д з

С * о

Л ® у §

ность; противоправное поведение; первичная профилактика. | §

§ н

2 Й

психологических и иных факторов.

Обсужден§е. Акцентируется тезис о необходимости ран-

ростков. Учеными подчеркивается значение учета в первичной превентивной работе психического и физического здоровья подростков, их индивидуальных особенностей.

Заключеше. Делается вывод о условиях, способствующих успешности первичной профилактики противоправного поведения подростков. Сама первичная профилактика противоправного пове-

Ключевые слова: подростки; деструктивная направлен-

Основные положения: Ж

о »5

ж У

- разработана педагогическая модель «Профилактика про- § е

3 ж

Л 5

е зе

ных организациях», частью которой является первичная профи- о Ж

3 §

лактика противоправности; I §

тивоправного поведения старшеклассников в общеобразователь-

- определены и сформулированы условия, способствующие успешности первичной профилактики противоправного поведения подростков.

1 Введение (Introduction)

Современные реалии развития российского общества инициировали ряд проблем, особенно негативно отразившихся на наиболее сензитивных стратах населения — детях, подростках, молодежи в целом. Прагматизм, индифферентность, индивидуализм, получившие распространение в российском обществе, сформировали почву для совершения противоправных деяний социально незрелыми, виктимными индивидами, к которым относятся и подростки.

Всякое правонарушение, совершенное несовершеннолетним, вне всякой зависимости от его тяжести и последствий наносит вред обществу, деформирует его ключевые ценности. Ущерб от противоправной деятельности велик и включает не только финансовые издержки, но калечит жизни подростков. Высокий уровень противоправного поведения способствует росту социальной напряженности, стимулирует формирования социальных групп, считающих противоправное поведение нормой жизни и способом заработка. Как известно, любое явление гораздо легче предупредить, чем бороться с ним. Это касается не только медицины, но и педагогики.

Подростки, как наиболее сложная возрастная группа, ха-

а рактеризуются стремлением к эмансипации, демонстративности,

ва

| эпатажности, коммуникацией с референтной группой сверстни-

ул

^ ков. Не обладая социальным иммунитетом, теорией реактивного

U сопротивления, высоким уровнем правовой культуры, они легко

попадают под деструктивное влияние негативных лидеров криминальной направленности и с легкостью совершают не только правонарушения, но и преступления.

Для повышения уровня общей, нравственной и правовой зрелости подростков, которые еще не преступили закон, но могут это сделать, необходима интегративная работа родителей, педагогов, психологов, наркологов, юристов, специалистов учреждений культуры. Их систематическая деятельность поможет несовер- п шеннолетним не только сформировать нравственные ориентиры, §

ж

определиться с подлинными ценностными ориентациями, но и §

воспитать патриотизм, гражданственность, ответственность, чув- ^

g

ство долга, просоциальную поведенческую стратегию. а

I

2 Материалы и методы (Materials and Methods)

Исследование проблем профилактики противоправного поведения подростков включало экспериментальную работу, проводимую автором на базе общеобразовательных учреждений г. Владимира. В разработанном педагогическом эксперименте, проведенном в 2019-2020 и 2020-2021 учебных годах, принимали участие старшеклассники, учителя, занятые в учебном процессе | с исследуемыми школьниками, родители обучающихся.

ка о

3 §

о а

Ж о

г о о е д е

Ж §

¡О 5

о

0

При подготовке эксперимента автором был изучен и про- 8 с

д

ск о

Л ®

3у ка

щенной профилактической работе с подростками, минимизирую- | §

§ с

щей их противоправные проявления, смоделирован процесс о 3

к< у

1

3 Ж а 8

Л 5

Ж 2 е

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ж -К

анализирован значительный объем научной литературы, посвя-

превентивной работы, разработана программа предупреждения а е противоправного поведения, включающая и первичную профилак

тику. Для диагностики подростков были использованы беседы, ан- ж

|

кетирование, тестирование и другие диагностические методики, § 1

При анализе результатов применялись методы статистической обработки информации (Кулакова С. А. Модель профилактики противоправного поведения старшеклассников // Вестник ВлГУ. 2018. № 33 (52). С. 87-98. (Педагогические и психологические науки).

3 Результаты (Results)

Опора на виктимологический подход, предполагающий рациональное проведение досуга, инициирует подростков на реализацию конструктивно-витальной миссии - служение Родине, людям, волонтерскую деятельность, помощь детям из домов ребенка, детских домов, школ-интернатов, пациентам из домов престарелых и инвалидов, одиноким людям и лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОБЗ) [1, 4].

Подросток должен быть в правовом поле и, опираясь на теорию реактивного сопротивления, не бояться сказать «нет!» всем деструктивным силам, в какие образы они бы ни перевоплощались.

Мы придерживаемся мнения, что воспитанность несовершеннолетних должна сопровождаться защищенной нравственностью, которую мы рассматриваем в виде психологического стержня, актуализирующего правовую устойчивость, твердость мировоззренческих установок, высокий уровень правосознания, правовой культуры, правовой воспитанности.

Задача родителей и педагогов добиться того, чтобы желание жить в правовом поле у подростков стало первичной потреб-

ва

ко ностью, единственной нормой социально зрелого, ответственного

ула

человека [2].

U

Сегодня, как никогда, актуальны слова А. С. Макаренко, когда

он призывал к проявлению уважительного отношения к подросткам, а также к обязанностям, которые они никогда не должны забывать, поскольку жизнь в обществе предполагает соблюдение законов человеческого общежития [3, 105]. Основные институты воспитания — семья и школа — должны проявить максимум внимания к растущей личности, устранив любую депривацию, индифферентность, пренебрежение к предпочитаемым видам деятельности подростка. Родители, не выполняющие своих ^ обязанностей по отношению к детям, злоупотребляющие спирт-

кй №

Л Ж

ными напитками, наркотическими, токсическими веществами и §

3

о

§

шую часть времени в социальных сетях, интернете, должны при- а

другими психоактивными веществами (ПАВ), проводящие боль-

влекаться к ответственности за недобросовестное выполнение своих обязанностей. Но нельзя забывать и про семьи, внешне вполне благополучные, но в которых дети себя чувствуют чужими и одинокими. У них нет ощущения защищенности, любви и уважения к себе. Такие несовершеннолетние ищут поддержки в референтной группе, которая их принимает, но требует подчинения «законам стаи» и трансформирует подростков в делинквентов. |

Нам представляется, что родители, заботясь об удовлетво-

8 №

о 5

3

а № Ж

о г о ж

о

№ №

ж о

3

рении первичных и вторичных потребностей своих детей, 8 с

д з

С а о

У а

5 Ж

должны обращать внимание на их самодетерминацию и самореализацию, предполагающих интерес и желание заниматься само- | а

№ Ж

о

образованием и самовоспитанием. Этими факторами можно объ- о

Ж' У

яснить ситуацию, почему дети, воспитывающиеся в одной семье, Ж

Ж

отличаются своим отношением к жизни, людям, обязанностям. Кто-то из них демонстрирует явно эгоистическую позицию, а кто-то, помня о правах, не забывает об обязанностях.

^ № Ж

Ж№

о №Ж

1 «

| ||

Социальные институты должны помочь семьям с низким материальным уровнем сохранить качество и достоинство жизни, взяв на себя функции бесплатно организовать подросткам занятия в спортивных секциях, предоставить бесплатную путевку в оздоровительный лагерь или санаторий. К сожалению, в нашем обществе существует материальная дифференциация и есть немало семей, в которых дети и подростки чувствуют себя обделенными, лишенными любимых атрибутов по сравнению со сверстниками из обеспеченных семей. Нередко причина противоправного поведения таких подростков - восстановить «справедливость».

Анализируя юридические механизмы профилактики противоправного поведения несовершеннолетних, можно отметить, что они направлены в основном на контроль, надзор, карательные меры [4]. Не рассматриваются условия, которые бы способствовали нравственному и духовному здоровью личности, давали возможность проявлять творчество, способствовали бы проведению конструктивного досуга, реализации в спорте. Мощным средством формирования правомерной личной стратегии несовершеннолетних является наглядный пример родителей и педагогов.

Институты воспитания, опираясь на социальный заказ государства, должны донести до подростков, что общество сегодня ждет специалистов, реализующих нормы морали, права, конкурентоспособных, мобильных, гибких, работающих на опережение, экстраполирующих правомерную поведенческую стратегию. а Сегодня модно быть правопослушным и успешным, а

50

коа нарушающий законы индивид - неудачник, недалекий, неглубо-

^ кий, не представляющий свое будущее и ненадежный партнер по

и взаимодействию.

В образовательных организациях целесообразно проводить с родителями круглые столы, панельные дискуссии, кейс-стади о воспитании подростков с привлечением правоведов, психологов и врачей. В рамках классных часов хорошо зарекомендовали себя инспекторы по работе с несовершеннолетними, обсуждающие вместе с подростками проблемы их успешной социализации и адаптации в обществе, анализирующие выходы из трудных жизненных ситуаций, рассматривающие взаимоотношения п

е

32

с родителями и сверстниками. §ч

на

Родители, общественные деятели, правоведы обвиняют об- §

53

разовательные организации в том, что, оказывая образовательные ^

Л

услуги, они не занимаются воспитанием детей и подростков, не ак

3

уделяют должного внимания вопросам формирования патриотических, гражданских, нравственных, правовых установок несо-

вспоминают» [3, 165]. К сожалению, подобная тенденция сохра-

рекомендовал себя симбиоз института социальных педагогов в общеобразовательных организациях со школьными инспекторами

ка 53

о

вершеннолетних. 2о

5

3

а 2 н о

г о

5 о 2 е д е н §

¡о 5

о

о

декс. Если же происшествия нет, ... о проблемах воспитания не 8

д

ск о 2

3у ка

нилась и в наше время. | §

2§ §н

с

Не имея представления о моральных и правовых нормах, подросток нарушает их, не задумываясь о содеянном. В свое время А. С. Макаренко писал, что «... вопросы воспитания всплывают обычно на поверхность только при каких-нибудь досадных н§ происшествиях, когда на «помощь» привлекается Уголовный ко-

Для минимизации подростковой преступности хорошо за- о

к< У

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нм

ае 5н

3

а

л е

внутренних дел. Эффективны были Советы профилактики, дея- о тельность которых в школах обогатила подростков компетенциями

л 2

ен 3 К

§ §§

в сфере права, способствовала формированию их нравственной и правовой устойчивости. Об этом говорят результаты опросов подростков в общеобразовательных организациях города Владимира. По их мнению, до проведения правовых уроков, мозговых штурмов, кейс-стади они имели смутное представление о правосознании, правовой культуре, правовых нормах. В период с 2020 по 2023 годы во Владимирской области преступность несовершеннолетних снизилась в среднем на 36 % включая противоправные деяния в общеобразовательных организациях. 4 Обсуждение (Discussion)

О необходимости ранней первичной профилактики противоправного поведения подростков говорит тот факт, что на социально незрелую личность действует много деструктивных факторов - из реального и кибер пространства [5], которые могут не только подвести подростков к правонарушениям и преступлениям, но и спровоцировать их на суицидальные действия. Подтверждением этого является виртуальная игра «Синий кит», подтолкнувшая к уходу из жизни немало несовершеннолетних [6].

Эгоистически воспитанные подростки, даже если их знакомить с правовыми и нравственными нормами, без внутренней мотивации и убеждения не смогут состояться как законопослушные личности (Кулакова С. А. Исследование роли семьи в формировании правомерного поведения старших школьников // Школа ответственного родительства : материалы Всероссийской научно-практической конференции, 3-6 октября 2019 г. / под общей редакцией А. А. Панфилова ; Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых ; Национальная родительская ассоциация и социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей.

а

«о

о «

а £

Владимир : «Транзит-ИКС». 2019. С. 271-276).

Ориентация подростков на успешного специалиста новой формации инициировала у них такие качества, как изворотливость и рефлексивные игры.

Нельзя не согласиться с Питиримом Сорокиным, что большую роль в формировании нравственно устойчивой личности играет семья, поскольку многократные нарушения моральных норм приведет и к нарушению закона [7, 130-132]. п

По нашему мнению, анализируя первичную профилактику деструктивного поведения подростков, особенность группы социального риска, необходимо обратить внимание на состояние их

№ §

ч н § о

§л

психического и физического здоровья. Если деструктивные пове- ак

денческие паттерны, реализуемые подростком, обусловлены его §к

а

заболеванием, проявляющимся психо-паталогическими реакци- о

§

ями, необходима медицинская коррекция, прием соответствую-

5 Заключение (Conclusion)

Таким образом, первичная профилактика противоправного

8

№ о

3

щих лекарств после консультации со специалистами. №

№ н

о г о

а

о

№ е

де

поведения несовершеннолетних будет наиболее успешной при н§

§

реализации следующих условий: о

§ д3о

воспитания у подростков патриотизма, гражданственно- 8 с

д 3

ск

сти, ответственной правомерной поведенческой стратегии, под- 3 №

у3 ка

нимающих их самооценку и социальную значимость; 3 к

§

§№ нс

при конструктивном взаимодействии всех воспитатель- о 3

й, У

ных институтов - семьи, школы, учреждений дополнительного а |

3 3

образования; а

- при согласованной работе педагогов, социальных педаго- но

a s

g £

л

ж та

- №

rS е

О н

о ж

гов, психологов, правоведов, врачей, осуществляющих работу с § §§

подростками исходя из их возрастных и психолого-физиологических особенностей, состояния здоровья, индивидуальных особенностей, уровня нравственной и правовой зрелости;

- систематической работы с подростками по воспитанию у них нравственно-правовой компетентности, устойчивости, формирования достойного уровня правосознания, правовой культуры, правовой воспитанности;

- реализации эбохомологического подхода, проявляющегося в рациональном проведении досуга, обогащения себя новыми знаниями, волонтерской деятельности, развитии смысла жизненных ориентаций [8].

Первичная профилактика противоправного поведения несовершеннолетних — это тот инструмент, который может оказать существенное влияние на их мировоззрение и направленность на правомерную поведенческую стратегию, поскольку пока еще не присутствует деформация нравственных и правовых аттитюдов.

Библиографический список

1. Завражин С. А., Овчинников О. М., Фортова Л. К. Психолого-педагогическая профилактика виктимного поведения детей с ограниченными возможностями здоровья : монография / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. Владимир : Шерлок-пресс, 2020. - 89 с. ISBN 978-5-907197-20-6.

2. Ергашев Е. Р., Бобина Р. В. Проблемы профилактики семейного неблагополучия, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». 2019. № 3. C. 59-63. URL: http://electronic.ruzh.org/?q=ru/node/1173# (дата обращения: 22.04.2023).

| 3. Макаренко А. С. О воспитании. Москва : Политиздат, 1988. С. 105,

I 165. - 255 с.

к

¡^ 4. Кузнецова А. Ю. Вступительное слово // Криминологические про-

^ блемы поведения несовершеннолетних и молодежи, пути их решения : сб. ма-

^ териалов Всерос. науч.-практ. конф., 21 января 2020 г. / под общ. ред. О. С. Ка-

пинус ; [под науч. ред. В. В. Меркурьева ; сост. О. А. Астафьева, Д. А. Соколов, Г.О. Вилинский] ; Ун-т прокуратуры Рос. Федерации. М., 2020. С. 7-9.

5. Хломов К. Д., Давыдов Д. Г., Бочавер А. А. Кибербуллинг в опыте российских подростков // Психология и право. 2019. № 2. С. 276-295. URL: https://psxjournals.ru/journals/psylaw/archive/2019_n2 (дата обращения: 22.04.2023)

6. Фортова Л. К., Юдина А. М. Воспитание в XXI веке: проблемы и решения // Начальная школа. 2021. № 8. С. 3-6.

7.Сорокин П. А. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали // Человек. Цивилизация. Общество / под общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Союмонов : пер. с англ. С. А. Сидоренко. М.-: Политиздат, 1992. С. 130-132. - 543 с.

8. Гордеева М. В. Включение несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, в социально значимую деятельность: результаты парт- ary

нерства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуа- ^

Л <

л

а ^

о'

"■о

i

ции, и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации // Актуальные вопросы профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних : сб. материалов круглого стола, 2 апреля 2021 г. / под общ. » ред. О. С. Капинус ; [науч. ред. Д. И. Ережипалиев; сост. О. В. Морозова, М. ^

l

Ö

Л. Огурцова] ; Ун-т прокуратуры Рос. Федерации. М., 2021. С. 50-54.

S. A. Kulakova

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1ORCID No. 0009-0008-0884-3527 О"

Assistant at the Department "Personality Psychology and Special a

Pedagogy" of the Humanitarian Institute, Vladimir State University l named after Alexander Grigoryevich and Nikolai Grigoryevich Stoletov,

Vladimir, Russia. §

E-mail: flk33@mail. ru a

PRIMARY PREVENTION OF ILLEGAL О

0

S

s № a

1

№ s

BEHAVIOR OF ADOLESCENTSAS A TOOL TO PREVENT THEIR DESTRUCTIVE ORIENTATION

Abstract

Introduction. This article attempts to analyze the primary prevention of illegal behavior of adolescents and present it as one of the main tools for the prevention of their destructive behavioral strategy. The purpose of the article is to reveal the author's concept of primary prevention of illegal behavior of adolescents. s

0

1

a §

i о'

Materials and Methods. The main research methods are the analysis of scientific literature devoted to the primary prevention of illegal behavior of adolescents; diagnostic conversations with adolescents, their questionnaires, methods of statistical information processing. The study was conducted on the basis of secondary schools in the city of Vladimir.

Results. The author argues that an interdisciplinary approach with an emphasis on preventive pedagogy has undoubted theoretical and practical significance for solving the problem under study. The most effective forms of work are recognized as joint activities of social teachers of schools with inspectors of internal affairs; Prevention councils. The author claims that illegal behavior is a phenomenon with a complex character, corrected by the influence of a system of legal, political, economic, pedagogical, psychological and other factors.

Discussion. The thesis about the need for early primary prevention of illegal behavior of adolescents is emphasized. Scientists emphasize the importance of taking into account the mental and physical health of adolescents and their individual characteristics in primary preventive work.

Conclusion. The conclusion is made about the conditions contributing to the success of the primary prevention of illegal behavior of adolescents. The primary prevention of illegal behavior of minors itself is defined as an essential tool for influencing the worldview and legitimate behavioral strategy of adolescents.

Keywords: Adolescents; Destructive orientation; Illegal behavior; Primary prevention. Highlights:

Pedagogical model "Prevention of illegal behavior of high school students in general education organizations" has been de-| veloped, part of which is the primary prevention of illegality;

Conditions contributing to the success of the primary prevention of illegal behavior of adolescents have been identified

^ and formulated.

References

1. Zavrazhin S.A., Ovchinnikov O.M. & Fortova L.K. (2020), Psikhologo-pedagogicheskaya profilaktika viktimnogo povedeniya detey s ogranichen-nymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Psychological and pedagogical prevention of victim behavior in children with disabilities], Mono-grafiya, Ministerstvo nauki i vysshego obrazovaniya Rossiyskoy Feder-atsii, Vladimirskiy gosudarstvennyy universitet imeni A.G. i N.G. Stoletovykh, Sherlock-press, Vladimir, 89 p. ISBN 978-5-907197-20-6. (In Russian).

2. Yergashev Ye.R. & Bobina R.V. (2019), Problemy profilaktiki semeynogo neblagopoluchiya, beznadzornosti i pravonarusheniy Pr nesovershennoletnikh [Problems of prevention of family troubles, neglect | and juvenile delinquency], Elektronnoye prilozheniye k "Rossiyskomu p yuridicheskomu zhurnalu", 3, 59-63. Available at: http://elec- v tronic.ruzh.org/?q=ru/node/1173# (Accessed: 22.04.2023). (In Russian). n

3. Makarenko A.S. (1988), O vospitanii [About education], Politiz- § dat, Moscow, pp. 105,165, 255 p. (In Russian). f

4. Kuznetsova A.Yu., Edrs.: Kapinus O.S. & Merkur'yev V.V. e (2020), Vstupitel'noye slovo [Introductory speech], Sbornik materialov l Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Kriminologicheskiye h problemy povedeniya nesovershennoletnikh i molodezhi, puti ikh resh- i eniya ", 21 yanvarya 2020 goda [Collection of materials of the All-Russian r scientific and practical conference "Criminological problems of the behav- a ior of minors and youth, ways to solve them"], Universitet prokuratury l Rossiyskoy Federatsii, Moscow, January 21, 2020, pp. 7-9. (In Russian).

5. Khlomov K.D., Davydov D.G. & Bochaver A.A. (2019), Kiber- t bulling v opyte rossiyskikh podrostkov [Cyberbullying in the experience s of Russian adolescents], Psikhologiya i pravo, 2, 276-295. Available at: https://psyjournals.ru/journals/psylaw/archive/2019_n2 (Accessed: l 22.04.2023). (In Russian). p

6. Fortova L.K. & Yudina A.M. (2021), Vospitaniye v XXI veke: v problemy i resheniya [Education in the 21st century: problems and solu- t

e

tions], Nachal'naya shkola, 8, 3-6. (In Russian).

7. Sorokin P.A., Edr. Soyumonov A.Yu. (1992), Sotsiologicheskiy etyud ob osnovnykh formakh obshche-stvennogo povedeniya i morali [A t sociological study on the main forms of social behavior and morality], Che-lovek. Tsivilizatsiya. Obshchestvo, Translated by Sidorenko S.A., Politiz-dat, Moscow, pp. 130-132, 543 p. (In Russian). o

8. Gordeyeva M.V., Edrs.: Kapinus O.S. & Yerezhipaliyev D.I. (2021), Vklyucheniye nesovershennoletnikh, nakhodyashchikhsya v konflikte

o

s zakonom, v sotsial'no znachimuyu deyatel'nost': rezul'taty partnerstva n

Fonda podderzhki detey, nakhodyashchikhsya v trudnoy zhiznennoy situ-atsii, i organov ispolnitel'noy vlasti sub"yektov Rossiyskoy Federatsii [Inclusion of minors in conflict with the law in socially significant activities: the results of the partnership between the Fund for Support of Children in Difficult Life Situations and the Executive Authorities of the Subjects of the Russian Federation], Sbornik materialov kruglogo stola "Aktual'nyye voprosy profilaktiki pravonarusheniy i prestupleniy nesovershen-noletnikh", 2 aprelya 2021 g. [A collection of round table materials "Topical issues in the prevention of juvenile delinquency and crime"], Univer-sitet prokuratury Rossiyskoy Federatsii, Moscow, April 2, 2021, pp. 50 -54. (In Russian).

Статья поступила в редакцию 13.04.2023; одобрена после рецензирования 16.04.2023; принята к публикации 20.04.2023.

The article was submitted 13.04.2023; approved after reviewing 16.04.2023; accepted for publication 20.04.2023.

a £

a

3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.