Научная статья на тему 'ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ: ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ'

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ: ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
742
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТИВОПРАВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА / ПОДРОСТКИ / ILLEGAL BEHAVIOR / SOCIAL AND PEDAGOGICAL PREVENTION / ADOLESCENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Папок Марина Евгеньевна, Погодина Елена Константиновна

В статье представлен опыт реализации программы социально-педагогической деятельности по профилактике противоправного поведения подростков в учреждениях общего среднего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Папок Марина Евгеньевна, Погодина Елена Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF A PROGRAM FOR THE PREVENTION OF ILLEGAL BEHAVIOR IN ADOLESCENTS

The article presents the experience of implementing a program of social and pedagogical activities to prevent the illegal behavior of adolescents in institutions of general secondary education.

Текст научной работы на тему «ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ: ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ»

УДК 37.013.42:37.062-053.6

Папок Марина Евгеньевна

студент 5 курса факультета социально-педагогических

технологий БГПУ имени Максима Танка, г. Минск

e-mail: marina.papok@mail.ru

Погодина Елена Константиновна

старший преподаватель кафедры социальной педагогики

БГПУ имени Максима Танка, г. Минск

e-mail: pogodinaek@mail.ru

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ: ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И

РЕАЛИЗАЦИИ

В статье представлен опыт реализации программы социально-педагогической деятельности по профилактике противоправного поведения подростков в учреждениях общего среднего образования.

Ключевые слова: противоправное поведение, социально-педагогическая профилактика, подростки.

Papok Marina Evgenievna

5th year student of the Faculty of Social and Pedagogical

technologies BSPU named after Maxim Tank, Minsk

e-mail: marina.papok@mail.ru

Pogodina Elena Konstantinovna

Senior Lecturer at the Department of Social Pedagogy

BSPU named after Maxim Tank, Minsk

e-mail: pogodinaek@mail.ru

EXPERIENCE IN DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF A PROGRAM FOR THE PREVENTION OF ILLEGAL BEHAVIOR IN

ADOLESCENTS

The article presents the experience of implementing a program of social and pedagogical activities to prevent the illegal behavior of adolescents in institutions of general secondary education.

Key words: illegal behavior, social and pedagogical prevention, adolescents.

Согласно Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи [3], одним из основных направлений воспитательной работы с обучающимися является профилактика противоправного поведения.

Рост числа правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, увеличение удельного веса тяжких насильственных преступлений в их составе представляют собой угрозу обществу. В связи с этим, объектом изучения становятся причины, вызывающие правонарушения, условия, способствующие их распространению среди несовершеннолетних, особенности личности подростков, совершающих правонарушения и преступления, специфика их социализации, профилактика и предупреждение правонарушений.

Противоправное поведение подростка является результатом неблагоприятного психосоциального развития и дезадаптации, которые проявляются в нарушении норм, в асоциальных формах поведения, в изменении ценностных ориентаций и социальных установок личности несовершеннолетнего [1].

Противоправное поведение несовершеннолетних обуславливается рядом причин и факторов, среди которых можно выделить следующие: низкий уровень культуры и образования; отрицательное влияние ближайшего (дисгармоничная семья, влиянием неформальная группа с асоциальным влиянием); упущения в нравственном и идеологическом воспитании; наличие свободного времени и неспособность заполнить свой досуг полезной деятельностью; нейтральная позиция общества к некоторым антиобщественным и аморальным формам поведения [4].

Правонарушения подростков во многом связаны с особенности их правового сознания, его пробелами или инфантильностью. В целом для несовершеннолетних правонарушителей характерны глубокие дефекты правосознания, что объясняется двумя основными факторами: общей правовой неграмотностью подростков и негативным социальным опытом самого несовершеннолетнего.

Эмпирическое исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа № 83 г. Минска им. Г.К. Жукова» и ГУО «Средняя школа № 99

г. Минска». В исследовании приняли участие 120 учащихся 5-9 классов. Изучение склонности подростков к противоправному поведению показало, что 26% подростков имеют предрасположенность к агрессии и к реализации противоправного (делинквентного) поведения. Основными причинами противоправного поведения учащихся подросткового возраста являются: любопытство, желание самоутвердиться, принуждение со стороны друзей, корыстные побуждения, безответственность и легкомыслие. Анализ результатов анкетирования выявил пробелы в правовых знаниях подростков - 66% подростков обладают низким уровнем правовых знаний.

Тенденция к увеличению роста проявлений противоправного поведения среди несовершеннолетних требует концентрации усилий, направленных на предупреждение, т.е. исключение первичных условий и факторов, влияющих на изменение поведения несовершеннолетнего. Современный подход к социально-педагогической работе предполагает поиск тех психологический или социальных факторов, которые стали причиной отрицательных проявлений противоправного поведения несовершеннолетних.

Эффективность социально-педагогических профилактических воздействий обусловлена научным обоснованием и необходимостью всестороннего учета взаимодействия субъективных и объективных факторов, определяющих поведение несовершеннолетнего в уже сложившейся или возможной, прогнозируемой жизненной ситуации.

В теории и практике педагогической деятельности социально-педагогическая профилактика определяется как научно-обоснованное и своевременно предпринимаемое влияние на социальный объект с целью сохранения и поддержания его функционального состояния и предупреждения возможных пагубных процессов в его жизни и деятельности.

Социально-педагогическая деятельность по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних предполагает целенаправленное воздействие на отрицательно влияющие факторы, связанные с определенными видами отклонений и нарушений. Профилактика противоправного поведения включает в себя меры по нормализации условий жизни и воспитания, оздоровления среды, а также непосредственное воздействие на самого несовершеннолетнего, включающее воспитательную и профилактическую работу.

Социально-педагогическая работа по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних, включает:

- педагогическую и психологическую помощь, способствующую преодолению кризисных состояний и недостатков личности несовершеннолетнего;

- диагностику изменений в развитии личности и психофизическом состоянии несовершеннолетнего с противоправным поведением;

- комплексность воздействий в разных сферах: социальной, культурно-воспитательной, медицинской, правовой;

- индивидуальную работу c несовершеннолетним, обеспечивающую личностный подход, на основе текущих условий воспитания и уровня интеллектуального, физического, психического развития;

- формирование активной позиции личности самого несовершеннолетнего с противоправным поведением.

Эффективность работы по социально-педагогической профилактике противоправного поведения основана на:

- направленности на нейтрализацию источников дискомфорта как в самом несовершеннолетнем, так и в окружающей среде;

- создании условий для формирования опыта для решения возникающих перед ним проблем;

- обучении несовершеннолетних адекватным и адаптивным навыкам;

- предупреждении или решении прогнозируемых проблем [2].

Основными направлениями социально-педагогической деятельности

по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних являются:

- повышение уровня социальной адаптации подростков, склонных к противоправному поведению, посредством их личностного развития;

- формирование ценностного отношения подростков к собственному здоровью, здоровому образу жизни и нетерпимое отношение к вредным привычкам;

- формирование у подростков критичного, основанного на правдивой информации, отношения к отклоняющемуся поведению;

- повышение уровня правовой культуры учащихся;

- просветительская деятельность с родителями учащихся с целью оздоровления семьи, ее быта, культуры взаимоотношений между ее членами.

На основании результатов эмпирического исследования была разработана и внедрена в образовательный процесс ГУО «Средняя школа № 83 г. Минска им. Г.К. Жукова» и ГУО «Средняя школа № 99 г. Минска» программа социально-педагогической деятельности по профилактике противоправного поведения подростков.

Цель программы - обеспечить комплексный подход к социально-педагогической профилактике противоправного поведения подростков.

Программа социально-педагогической профилактики

противоправного поведения подростков решает следующие задачи:

1) формирование у учащихся гражданских качеств, знаний и умений, помогающих решать возникающие проблемы, адаптироваться к

изменяющимся социально-экономическим условиям, представлять и защищать свои интересы, уважая интересы и права других людей;

2) формирование правовой компетентности подростков;

3) формирование личности, не склонной к противоправному поведению;

4) снижение риска совершения противоправных действий подростками.

Принципы реализации программы:

1) возрастной адекватности (предъявляемый материал, формы и методы соответствуют психологическим особенностям подростков);

2) практической целесообразности (материал программы отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с развитием у подростков навыков эффективной социальной адаптации, предупреждением противоправного поведения);

3) позитивности (акцент предъявляемого материала смещен с борьбы с негативными проявлениями и последствиями на развитие и укрепление здоровья, мотивацию ЗОЖ, выбор здоровой жизненной позиции, умение строить здоровые отношения с другими людьми, принимая ответственность за свое здоровье, свое поведение и свое будущее);

4) ответственности обучающихся, а не педагога (выработка ответственности обучающихся за свое поведение);

5) активности (дать возможность обучающимся заявить о своих интересах, что позволит подростку избежать совершения противоправных деяний).

Участники программы социально-педагогической профилактики противоправного поведения - учащиеся 5-9 классов.

Сроки реализации программы: в течение учебного года.

Программа социально-педагогической профилактики

противоправного поведения несовершеннолетних включает:

- индивидуальную работу с несовершеннолетними (индивидуальные консультации, индивидуальные занятия с элементами тренинга, обеспечение внеурочной занятости подростков, в том числе в каникулярный период, работа с родительскими семьями подростков);

- групповую работу с несовершеннолетними (профилактические интерактивные занятия: «Мы за здоровый образ жизни», «Найди свой аргумент», «Факторы в защиту жизни», «Умей сказать «Нет», «Курить или жить?», «Мифы о наркотиках» и др.; классные часы: «Свой путь мы выбираем сами», «Что такое ответственность?» и др.);

- информационно-просветительскую деятельность (информационные часы: «Мы в ответе за свои поступки», «Охрана прав детей в Республике Беларусь», «Шалость и хулиганство» и др.; лекции и консультации специалистов ИДН, КДН, врача-нарколога; видеолекторий «Имею право знать»; месячник правовых знаний; профилактическая акция «Дружим с законом»; информационные стенды «Подросток и закон», «Уголок правовых знаний», выпуск буклетов, информационных листов, брошюр, памяток на тему «Правонарушения и ответственность за них»);

- деятельность по формированию здорового образа жизни учащихся (проведение спортивно-массовых мероприятий: «Спорт, здоровье, дружба», «Мы - спортивная семья», спортивный марафон «Я выбираю жизнь» и др.) [5].

Значимым направлением социально-педагогической профилактики противоправного поведения подростков выступает просветительская работа с законными представителями учащихся, целью которой является оздоровление быта, формирование культуры семьи и оптимизация взаимоотношений внутри семьи. Востребованными формами работы с родителями являются индивидуальные и групповые консультации, беседы, родительские собрания, круглые столы, лектории («Семейные проблемы. Как их решать?», «Обеспечение безопасных условий проживания для

ребенка», «Трудный» ребенок: причины и последствия», «Ответственность за своего ребенка», «Что такое отцовство?»), родительский всеобуч («Что такое СОП?», «Типы семей и стили семейного воспитания», «Ответственность родителей за жизнь и здоровье ребенка», «Основные положения Декрета Президента Республики Беларусь №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», «Воспитание ненасилием в семье»), организация встреч законных представителей подростков с представителями РОВД, прокуратуры и др., актуализация и обновление материала на сайте учреждения образования «Методическая копилка для родителей».

Степень результативности социально-педагогической деятельности по профилактике противоправного поведения подростков заметно повышается при согласованной работе всех участников образовательно-воспитательного процесса. Важно включить в профилактическую деятельность не только самого подростка и его законных представителей, но и педагогов-предметников, администрацию и других работников учреждения образования. Обучение и координирование деятельности всего коллектива учреждения образования предполагает следующие формы работы: совещания («Потребление психоактивных веществ в нашем районе, городе»); круглые столы («Признаки употребления подростком токсических веществ»), изучение методических рекомендаций («Тактика обнаружения наркотиков») и др.

Одним из направлений профилактической работы является предоставление подросткам актуальной правовой информации с целью повышения их уровня правовой культуры, просвещения. Для реализации данного направления оформляются уголки правовых знаний, содержащие актуальную информацию о законодательстве Республики Беларусь, правовых интернет-ресурсах, проводимых акциях и иных мероприятиях по

правовой тематике. Содержание уголков правовых знаний постоянно обновляется и расширяется.

Проведение повторного диагностического исследования после реализации профилактической программы свидетельствует о ее эффективности. Так, по шкале склонности к делинквентному поведению на 10% снизилось количество подростков с высоким уровнем готовности к реализации противоправного поведения при определенных обстоятельствах, на 10% увеличилось число подростков, демонстрирующих низкий уровень делинквентных тенденций. Анкетирование выявило повышение уровня правосознания и правовой культуры подростков: на 28% снизилось количество подростков с низким уровнем правовых знаний, на 9% повысилось количество учащихся, обладающих высоким уровнем правосознания, что свидетельствует об эффективности мероприятий программы, направленных на повышение правовой грамотности обучающихся.

Таким образом, полученные результаты исследования свидетельствуют об эффективности разработанной программы социально-педагогической профилактики противоправного поведения подростков, направленной на создание условий, удовлетворяющих основные возрастные потребности подростков в общении и самоутверждении, способствующей формированию положительных моделей поведения, повышению социально-правовой компетентности.

Список литературы

1. Бедулина Г. Ф., Погодина Е. К. Социально-педагогическая профилактика отклоняющегося поведения. Минск: БГПУ, 2013. 214 с.

2. Змановская Е. В. Девиантология. (Психология отклоняющегося поведения). М.: Академия, 2003. 288 с.

3. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи // Минский городской методический портал. URL: http://mp.minsk.edu.by/main.aspx?guid=6581 (дата обращения: 15.04.2020).

4. Мартынова В. В., Погодина Е. К., Донченко Д. О. Профилактика правонарушений учащихся: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения. Минск: Нац. ин-т образования, 2019. 192 с.

5. Папок М. Е., Погодина Е. К. Профилактика правонарушений подростков: опыт организации в учреждении общего среднего образования // Повышение качества профессиональной подготовки специалистов социальной и образовательной сфер: сб. науч. ст. / Вит. гос. ун-т; науч. ред. Е. Л. Михайлова; отв. за выпуск С. А. Моторов. Витебск: ВГУ им. П. М. Машерова, 2020. С. 169-172.

References

1. Bedulina G. F., Pogodina E. K. Social'no-pedagogicheskaya profilaktika otklonyayushchegosya povedeniya. Minsk: BGPU, 2013. 214 p.

2. Zmanovskaya E. V. Deviantologiya. (Psihologiya otklonyayushchegosya povedeniya). M.: Akademiya, 2003. 288 p.

3. Koncepciya nepreryvnogo vospitaniya detej i uchashchejsya molodezhi // Minskij gorodskoj metodicheskij portal. URL: http://mp.minsk.edu.by/main.aspx?guid=6581 (data obrashcheniya: 15.04.2020).

4. Martynova V. V., Pogodina E. K., Donchenko D. O. Profilaktika pravonarushenij uchashchihsya: posobie dlya pedagogov uchrezhdenij obshchego srednego obrazovaniya s belorusskim i russkim yazykami obucheniya. Minsk: Nac. in-t obrazovaniya, 2019. 192 p.

5. Papok M. E., Pogodina E. K. Profilaktika pravonarushenij podrostkov: opyt organizacii v uchrezhdenii obshchego srednego obrazovaniya // Povyshenie kachestva professional'noj podgotovki specialistov social'noj i obrazovatel'noj sfer: sb. nauch. st. / Vit. gos. un-t; nauch. red. E. L. Mihajlova;

otv. za vypusk S. A. Motorov. Vitebsk: VGU im. P. M. Masherova, 2020. P. 169-172.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.