Краткие сообшения
УДК 316.624
DOI 10.20310/1810-231X-2021-20-3(49)-96-100
Поступила в редакцию / Received 09.09.2021 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 18.10.2021 Принята к публикации / Accepted 15.11.2021
оригинальная статья
Особенности педагогической профилактики девиантного поведения младших подростков
Масимова Сабина Саяддиновна Ф
МАОУ «СОШ № 31» г. Тамбова 392003, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Социалистическая, 5
Аннотация. Рассматриваются основные формы профилактики девиантного поведения младших подростков в общеобразовательных организациях. Раскрыты особенности разных видов профилактики девиантного поведения личности. Выделена модель профилактической работы с подростками, реализация которой возможна с применением ряда условий: обучение подростков социальным навыкам, создание ситуаций для изменения поведения подростков, организация успешной социально значимой вариативной деятельности подростка. Выявлена важность влияния мотивации к достижениям на успешность профилактики девиантного поведения. Раскрыты особенности социальной среды, необходимой для закрепления положительных изменений в поведении подростка. Выявлена важность своевременного информирования подростков о последствиях противоправного поведения. Выделена необходимость раннего привлечения к здоровому образу жизни ребенка и всей семьи. Акцентировано внимание на роли государства в профилактике появления и развитий девиаций у молодежи.
Ключевые слова: девиантное поведение; подросток; профилактика; воспитание; образовательная организация
Для цитирования: Масимова С. С. Особенности педагогической профилактики девиантного поведения младших подростков // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2021. Т. 20. № 3 (49). С. 96-100. DOI 10.20310/1810-231Х-2021-20-3(49)-96-100
Abstract. We consider the main prevention forms of deviant behavior of younger adolescents in general education organizations. The features of different types of prevention of deviant behavior of the individual are revealed. The model of preventive work with adolescents is possible with a number of conditions: teaching adolescents social skills, creating situations for changing the behavior of adolescents, organizing successful socially significant variable activity of a teenager. The influence of achievement motivation is important in the success of deviant behavior prevention. We reveal the fea-
original article
Features of pedagogical prevention of deviant behavior among young adolescents
Sabina S. Masimova ©
MAEI Secondary School no. 31 5 Sotsialisticheskaya St., Tambov 392003, Russian Federation
© Масимова С.С., 2021
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ «ГАУДЕАМУС». 2021. Т. 20. № 3 (49). C. 96-100. RU http://journals.tsutmb.ru/gaudeamus.html / EN http://journals.tsutmb.ru/gaudeamus-eng.html
tures of the social environment necessary for the consolidation of positive changes in the adolescents' behavior. Informing adolescents timely about the consequences of illegal behavior is important. We also highlight the necessity of early involvement in a healthy lifestyle of the child and the whole family. Attention is focused on the role of the state in preventing the appearance and development of deviations among young people.
Keywords: deviant behavior; adolescent; prevention; upbringing; educational organization
For citation: Masimova S.S. Osobennosti pedagogicheskoy profilaktiki deviantnogo povedeniya mladshikh podrostkov [Features of pedagogical prevention of deviant behavior among young adolescents]. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal «Gaudeamus» - Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2021, vol. 20, no. 3 (49), pp. 96-100. DOI 10.20310/1810-231X-2021-20-3(49)-96-100 (In Russian, Abstr. in Engl.)
ВВЕДЕНИЕ
Наиболее трудновыполнимой, но остающейся самой важной вещью в профилактике девиантности, считается важность предупреждения отклонений в поведении подростка и недопущения первых опытов правонарушений. Предупреждать и преодолевать уже сложившееся негативное поведение можно с помощью различных методов и технологий. Подбор этих методов осуществляется с учетом особенностей ребенка, причин формирования и развития девиантности, ее проявлений, а также возможностей того субъекта, который осуществляет профилактику и помощь (воспитателя, педагога, психолога-педагога) .
Для того чтобы более конкретно раскрыть вопросы профилактики, важно определить само понятие профилактики в целом и профилактики девиантного поведения. Под профилактикой девиантного поведения понимается система общих и специализированных мероприятий на всех уровнях социальной организации - от общегосударственного до социально-психологического, по борьбе с возникновением и развитием отклоняющегося поведения.
Работа по профилактике девиантного поведения молодежи идет системно на различных уровнях - от государственного до уровня каждой обычной школы. И успех профилактической работы заключается в комплексном, последовательном и своевременном подходе к каждому отдельному ребенку, так как это самое важное при работе с развивающейся личностью подростка.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Большая часть авторов, исследующих проблему профилактики отклоняющегося поведения личности, прибегают к классификации, разработанной Всемирной организацией здравоохранения, делящей профилактику на три группы: первичная, вторичная и третичная [1].
Методы первичной профилактики обычно применимы к подросткам, которые употребляют алкоголь, психоактивные вещества или находятся в трудных социальных условиях. Первичная профилактика нужна для работ по устранению факторов, способных вызывать девиантное поведение, а также для роста устойчивости детей к этим факторам.
Вторичная профилактика необходима для наиболее раннего выявления неблагоприятных факторов в поведении детей, проводя работу с подростками группы риска, которые проявляли склонности к развитию девиантно-го поведения, но без его особых проявлений в настоящий момент.
Методы третичной профилактики направлены на детей с уже устойчиво сформированными формами девиантного поведения. Этот уровень профилактики необходим для снижения рисков проявления девиации и активизации положительных внутренних ресурсов личности подростка.
В реальной работе все три уровня профилактики тесно связаны и направлены на одну цель - оказать помощь каждому ребенку, необходимую для осознания своего неприемлемого поведения и изменения его на социально-положительное, благоприятного развития личности, и нормальной адаптации к условиям социума. Достичь такой сложной цели на
уровнях органов социальной защиты при любых имеющихся ресурсах можно, если использовать модель профилактической работы с применением условий, которые будут изложены далее [2].
Следует отметить, что любая работа по профилактике должна начинаться с создания у подростка мотивации к изменению, под которой понимается желание идти в каком-то направлении, к развитию, обучению, приобретению чего-то нового. Для подростков, которым хочется обрести адекватную самооценку, заработать уважение и авторитет, не испытывая при этом неудач, мотив достижения будет занимать важное место. Исходя из этого, следует создать вокруг подростка такую развивающую среду, где он сможет реализоваться. Это и станет отправной точкой для появления у него мотивации к самоизменению.
Создаваемая развивающая среда при этом должна соответствовать следующим критериям:
- должны быть определены показатели для подростка, по которым можно будет фиксировать и оценивать результаты его достижений;
- созданные показатели должны вызывать умеренную сложность для того, чтобы результат подросток получал при каких-то приложенных усилиях.
Чтобы рост мотивации у подростка не прекращался, можно применять интерактивные методы для работы с детьми: коллективные виды деятельности, новые и необычные задания, привлечение подростка к деятельности по оценке и т. п. [3].
Важным условием реализации модели профилактической работы будет обучение подростка социальным навыкам, а также обязательное информирование о последствиях противоправного поведения. Информирование детей обычно проходит в виде профилактических бесед с социальными педагогами и педагогами-психологами, разговоров, лекций. Такая работа развивает у ребят способности к принятию правильных решений в различных жизненных ситуациях. Чтобы привить подросткам социально важные навыки, педагоги обычно используют тренинги, например, по устойчивости к негативным влияниям, а так-
же по формированию навыков возражений и позитивной жизненной позиции.
Создавать ситуации для изменения поведения подростков - следующее условие профилактической работы. Ранее уже не раз подтверждалась мысль об огромном влиянии окружающей среды на ребенка: именно от ее воздействия могут формироваться девиации. При грамотном воздействии на окружающую среду можно предотвращать развитие некоторых форм девиаций. Для подростка жизненно важно иметь такое место, где тот сможет обратиться за необходимой поддержкой, получить совет и помощь, где его не будут осуждать, а помогут найти выход из любых тяжелых ситуаций. Места, подобные вышеописанному, обычно существуют в виде молодежных организаций и движений.
Еще одно условие состоит в том, чтобы грамотно организовать деятельность подростка и помочь ему признать свои успехи. Его поведение в эти моменты должно быть противоположно девиантному. В этом случае работает так называемый «замещающий эффект», который говорит о том, что люди употребляют различные вредные вещества, потому что не умеют получать положительные ощущения другим образом. Предложения по изменению могут быть очень разнообразными: от новых испытаний самого себя до разных ярких событий. Эта форма работы наиболее эффективна при устойчивом девиантном поведении [4].
В качестве профилактики девиаций полезно вовлекать подростков (особенно на семейном уровне) в спортивные мероприятия, посещать с ними музеи, галереи, приобщать к искусству. При неразвитой потребности в таком виде деятельности ребенок будет более уязвим для пагубных влияний и увлечений.
Таким образом, для активизации скрытого внутреннего потенциала подростков, укрепления сил и здоровья и противодействия негативному влиянию важно привлекать их к спорту, творчеству, позитивному самовыражению и активному времяпрепровождению как можно раньше. А для подростков с деви-антным поведением и без этого пройдет достаточное количество времени, прежде чем он осознает всю неприемлемость своего поведения для современного общества.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ «ГАУДЕАМУС». 2021. Т. 20. № 3 (49). C. 96-100. RU http://journals.tsutmb.ru/gaudeamus.html / EN http://journals.tsutmb.ru/gaudeamus-eng.html
Для наиболее легкого закрепления положительных изменений в поведении подростка необходимо поощрять его стремления к изменениям и признавать даже малые успехи в любых начинаниях. Необходима поддержка педагогов и семьи, а не критика и осуждения, ведь многие девиации возникли именно из-за ошибок ближайшего окружения ребенка.
Большую роль в профилактике девиантно-го поведения играет политика и действия государства. Наибольшая ответственность ложится на плечи сотрудников органов социальной защиты, ввиду наибольшей взаимосвязи с населением [5]. Результативность профилактики девиантного поведения зависит от нескольких основополагающих факторов, таких как ориентация на обучение детей социально важным навыкам, привлечение их к новой и интересной деятельности, постоянное и своевременное оказание всей необходимой поддержки [6].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под особенностями педагогической профилактики девиантного поведения младших подростков мы понимаем: сложившуюся ситуацию у конкретного ребенка (его личностные особенности, его семью и социальное окружение); имеющиеся возможности педагогов и специалистов, работающих с данным ребенком (их личностные качества, педагогическая готовность в вопросах воспитания и действенной профилактики отклоняющегося поведения); материальную обеспеченность образовательной организации, в которой находится ребенок. Все вышеуказанное влияет друг на друга, и в итоге создает особенности, с которыми необходимо считаться при выстраивании профилактической работы с девиант-ным подростком, используя методы первичной, вторичной и третичной профилактики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Галич Г.О., Карпушкина Е.А., Корчагина Л.Н., Морозова Н.Л., Тупарова Н.В. Профилактика девиант-ного поведения детей и подростков // Известия Пензенского государственного педагогического университета имени В.Г. Белинского. Серия: Общественные науки. 2010. № 16 (20). С. 84-91.
2. Ершова И.Н. Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. 2017. № 2. С. 5-9.
3. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. М.: Академия, 2008. 256 с.
4. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения / под ред. В.А. Никитина. М.: Просвещение, 2008. 147 с.
5. Овчарова Р.В. Рабочая книга социального педагога. М.: Сфера, 2007. 479 с.
6. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения // Вопросы психологии. 2008. № 5. С. 141-145.
REFERENCES
1. Galich G.O., Karpushkina E.A., Korchagina L.N., Morozova N.L., Tuparova N.V. Profilaktika deviant-nogo povedeniya detey i podrostkov [Prevention of deviant behaviour of children and teenagers]. Izvestiya Pen-zenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni V.G. Belinskogo. Seriya: Obshchestven-nye nauki - News of the Penza State Pedagogical University named after V.G. Belinsky. Series: Social Sciences, 2010, no. 16 (20), pp. 84-91. (In Russian).
2. Ershova I.N. Profilaktika beznadzornosti i pravonarusheniy sredi nesovershennoletnikh [Prevention of neglect and delinquency among minors]. Voprosy yuvenal'noy yustitsii - Juvenile Justice Issues, 2017, no. 2, pp. 5-9. (In Russian).
3. Oliferenko L.Ya., Shulga T.I., Dement'eva I.F. Sotsial'no-pedagogicheskaya podderzhka detey gruppy riska [Social and Pedagogical Support for Children at Risk]. Moscow, Akademiya Publ., 2008, 256 p. (in Russian).
4. Nikitina V.A., ed. Deviantnoe povedenie detey i podrostkov: problemy i puti ikh resheniya [Deviant Behavior of Children and Adolescents: Issues and Solutions]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2008, 147 p. (In Russian).
5. Ovcharova R.V. Rabochaya kniga sotsial'nogo pedagoga [Guidebook of a Social Pedagogue]. Moscow, Sfera Publ., 2007, 479 p. (In Russian).
6. Kleyberg Yu.A. Psikhologiya deviantnogo povedeniya [Psychology of deviant behavior]. Voprosy psikholo-gii, 2008, no. 5, pp. 141-145. (In Russian).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Масимова Сабина Саяддиновна - педагог-психолог. МАОУ «СОШ № 31» г. Тамбова, г. Тамбов, Российская Федерация.
E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9577-5057 Вклад в статью: общая идея статьи, анализ литературы и обобщение опыта, написание текста.
Sabina S. Masimova - Educational Psychologist. MAEI Secondary School no. 31, Tambov, Russian Federation. E-mail: sabinamas9 5 @mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9577-5057 Contribution: main study conception, literature analysis and experience evaluation, article writing.