Научная статья на тему 'ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ'

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / ПРОТИВОПРАВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулакова С.А.

Ведение. В данной статье предпринята попытка раскрыть отечественный опыт предупреждения противоправного поведения подростов как наименее защищенных слоев населения. Превентивная работа ведется исходя из возрастных, психолого-физиологических, социальных особенностей подростков. Материалы и методы. Статья основана на материалах диссертационного исследования автора по проблемам педагогической профилактики противоправного поведения старшеклассников. Автор применяет методы контент-анализа научной литературы по исследуемое проблеме, диагностические беседы с подростками, их анкетирование, методы моделирования. Результаты. В статье акцентируется педагогическое предупреждение профилактики противоправного поведения подростков, не игнорируя при этом межпредметные связи. Автор уделяет внимание решению изучаемых проблем представителями психологического, юридического, социологического и медицинского направлений. Обсуждение. Подростки из группы социального риска нуждаются в следующих мерах воздействия: актуализации интереса к жизни и конструктивным формам досуга, воспитания ответственности за свои поступки раскрытии творческого потенциала, креативного ресурса, способностей, индивидуальных возможностей. Необходимо активизировать нравственную составляющую подростков при занятии ими любым видом деятельности. Заключение. В статье делается вывод о значении интегративного межведомственного подхода профилактики противоправного поведения подростков. Автор подчеркивает необходимость организации рационального проведения подростками свободного времени. Основные положения: - предлагается педагогическая модель «Профилактика противоправного поведения старшеклассников в общеобразовательных организациях; - выявлены интегративный и эхомологический подходы как наиболее значимые в решение поставленной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кулакова С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DOMESTIC EXPERIENCE IN PREVENTING ILLEGAL BEHAVIOR OF ADOLESCENTS

Introduction. This article attempts to reveal the domestic experience of preventing illegal behavior of adolescents as the least protected segments of the population. Preventive work is carried out based on the age, psychological, physiological, and social characteristics of adolescents. Materials and Methods . The article is based on the materials of the author's dissertation research on the problems of peda-gogical prevention of illegal behavior of high school students. The author uses methods of content analysis of scientific literature on the problem under study, diagnostic conversations with adolescents, their questionnaires, modeling methods. Results. The article focuses on the pedagogical prevention of the prevention of illegal behavior of adolescents, while not ignoring intersubject connections. The author pays attention to the solution of the studied problems by representatives of psychological, legal, sociological and medical directions. Discussion . Adolescents from the social risk group need the following measures of influence: actualization of interest in life and constructive forms of leisure, education of responsibility for one's actions, disclosure of creative potential, creative resource, abilities, individual capabilities. It is necessary to activate the moral component of adolescents when they engage in any kind of activity. Conclusion. The article concludes about the importance of an integrative interdepartmental approach to the prevention of illegal behavior of adolescents. The author emphasizes the need to organize the rational spending of free time by teenagers. Highlights: The pedagogical model “Prevention of illegal behavior of high school students in general education organizations” has been developed; The integrative and echomological approaches are justified as the most significant in solving the problem.

Текст научной работы на тему «ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ»

Научная статья УДК 37.013.2+371.4 ББК 74.00

DOI 10.25588/CSPU.2023.175.3.006

С. А. Кулакова

ORCID № 0009-0008-0884-3527 Ассистент кафедры «Психология личности и специальной педагогики» Гуманитарного института, Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, г. Владимир, Российская Федерация. E-mail: flk33@mail.ru

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

исследуемое проблеме, диагностические беседы с подростками, сетирование, методы моделирования.

Результаты. В статье акцентируется педагогическое пре-

ростков, не игнорируя при этом межпредметные связи. Автор уделяет внимание решению изучаемых проблем представителями

© Кулакова С. А., 2023

л ^

л о

Аннотация

Введение. В данной статье предпринята попытка раскрыть ы

отечественный опыт предупреждения противоправного поведе- §

ы

ния подростов как наименее защищенных слоев населения. Пре- §

е

вентивная работа ведется исходя из возрастных, психолого-фи- у

р

зиологических, социальных особенностей подростков. ^

е

Материалы и методы. Статья основана на материалах дис- н

¡0

сертационного исследования автора по проблемам педагогической р профилактики противоправного поведения старшеклассников.

о

8

в §

Автор применяет методы контент-анализа научной литературы по а

в

н

о

^

о

их анкетирование, методы моделирования. в

е д

е н

|

дупреждение профилактики противоправного поведения под- §о

р

о

о

§ №

психологического, юридического, социологического и медицинского направлений.

Обсуждение. Подростки из группы социального риска нуждаются в следующих мерах воздействия: актуализации интереса к жизни и конструктивным формам досуга, воспитания ответственности за свои поступки раскрытии творческого потенциала, креативного ресурса, способностей, индивидуальных возможностей. Необходимо активизировать нравственную составляющую подростков при занятии ими любым видом деятельности.

Заключение. В статье делается вывод о значении интегра-тивного межведомственного подхода профилактики противоправного поведения подростков. Автор подчеркивает необходимость организации рационального проведения подростками свободного времени.

Ключевые слова: подростки; противоправное поведение; предупреждение; отечественный опыт; педагогическое и психологическое направление профилактики. Основные положения:

- предлагается педагогическая модель «Профилактика противоправного поведения старшеклассников в общеобразовательных организациях;

- выявлены интегративный и эхомологический подходы как наиболее значимые в решение поставленной проблемы.

1 Введение (Introduction)

Кардинальные изменения, происходящие в современном российском обществе, не могут не отразиться на поведенческой стратегии наиболее виктимных слоев населения — детей, под-^ ростков и молодежи. Смена общественно-политической парадигмы,

а

«о

о «

а

¿а

рыночные отношения, деформация социальных отношений, духовный вакуум привели к росту противоправной поведенческой стратегии подростков вследствие их социальной незрелости, отсутствия социального иммунитета, достойного уровня правосознания, нравственно-правовой культуры.

Являясь следствием неблагоприятного социального развития и дезадаптации, противоправное поведение подростков выражается в нарушениях моральных и правовых норм общества, в асоциальном поведении, деформации системы ценностей и социальных установок формирующегося человека.

Вопросы профилактики противоправности несовершеннолетних никогда не переставали волновать людей, не является исключением и современная Россия.

2 Материалы и методы (Materials and Methods)

значительный багаж знаний и экспериментов по коррекции правового поведения людей, в том числе и подростков. Данная дея-

решение особых задач, специфичных для каждого из направлений

ются специальные методы и приемы, а также специфичные спо собы оценки результатов профилактики.

ные цели и задачи, применять различные по содержанию, способу действия и направленности формы и методы профилактической работы, по разным критериям оценивать ее результаты [1]. Но

л ^

л о S № Л Ж

ж

о

Анализ теоретического и практического опыта превенции, g

нацеленной на преодоление противоправного поведения, выявил 3

л

У Л

Л

тельность традиционно осуществлялась специалистами в различ- | ных отраслях знаний. Превентивная деятельность нацелена на О

8 №

О £

исследования. Для решения таких задач каждой наукой использу- а

№ Ж О г О

ж

О

№ Л

е

Это обстоятельство дает возможность решать разнообраз- g

&

ж О

3 О

о S

О №

приходится констатировать, что практическая профилактическая работа часто нацелена на пресечении конкретных правонарушений, т.е. не на причинах явления, а на следствии.

В рамках исследовательской работы по профилактике противоправного поведения старшеклассников автор разработала педагогическую модель «Профилактика противоправного поведения старшеклассников в общеобразовательных организациях», сделана попытка объединения усилий различных субъектов профилактики. При ее разработке и реализации были использованы теоретические методы, такие как анализ, синтез, моделирование и эмпирические методы — анкетирование, тестирование, беседа, интервью, констатирующий, формирующий и контрольный виды педагогического эксперимента, статистические методы (Кулакова С. А. Модель профилактики противоправного поведения старшеклассников // Вестник ВлГУ. 2018. № 33 (52). С. 87-98. (Педагогические и психологические науки).

3 Результаты (Results)

Еще несколько лет назад наиболее распространенными формами среди несовершеннолетних были преступления против собственности, кражи, грабежи. Они существуют и в современной действительности, но совершаются более изощренно, жестоко. Появились группировки экстремистской направленности, совершаются террористические акты, убийства по заказу против самых слабых и беззащитных — детей, пожилых людей и инвалидов. Все больше преступлений совершаются несовершеннолетними

§

ко вследствие полиаддикции, когда, находясь в измененном состоянии

а

к

сознания, под влиянием поли активных веществ (ПАВ), они по-¡j гружаются в виртуальный мир и, будучи не в состоянии отличить

конструктивную информацию от деструктивной, могут стать жертвой криминальных лидеров и их сообществ, либо совершить противоправные деяния самим как в реальном, так и в виртуальном пространстве [2].

Мы разделяем мнение исследователей А. В. Морозова и Н. И. Никитова в том, что чем младше ребенок и чем чаще наблюдается у него антисоциальное поведение в бытовой жизни, тем быстрее он возьмет его за образец подражания и будет экстраполировать [3].

Сотрудничая со школьным психологом, педагоги организуют тренинги по развитию коммуникативных навыков подростков, повышающих их самооценку, самопринятие, саморегуляцию, уровень эмоционального контроля, и, как следствие, понижающие желание преступать закон и совершать противоправные поступки. Опираясь на социальную зрелость, нравственную устойчивость,

л ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

л о

№ Л Ж

ж

о ж о*

подростков учат коммуницировать с деструктивными лидерами в 3

л

рамках деловых и ролевых игр, квестов, кейс-стади, панельных ж

Л

дискуссий, информационного лабиринта, интеллектуального футбола.

Опрос педагогов образовательных организаций города Владимир показал, что, осуществляя профилактику противоправного поведения подростков, они опираются на концепцию, исходящих

Л ж

ж о

ж №

о ж

а

№ ж

о

из постулата, что реализация данного вида деятельности возможна о

жо

при апробации программ, помогающих несовершеннолетним л

о

л

усвоить социальные нормы и правила поведения, принятых в рос- |

сийском обществе. о

о

Разработанная нами программа «Профилактика противо- 3 правного поведения старшеклассников в общеобразовательных о№

учреждениях» информирует исследуемую категорию о правомерной поведении через образцы поведенческой стратегии людей из жизни, литературных произведений,

С целью большей эффективности программы, мы считали необходимым организовать обучение учителей в рамках программы, содержащей лекции и практические занятия. Курс обучения предполагает изучение 8 тем в течение 30 академических часов. Целью обучения является осознание педагогическими работниками реального уровня противоправности обучающихся, обучение их диагностическим методикам, предложения контента и методики предупредительной работы со старшеклассниками. Такое обучение может проводиться на педагогических советах, заседаниях методических объединений, в рамках семинаров с участием представителей разных организаций, участвующих в превентивной деятельности, научно-практических конференциях, в ходе самообразования и др.

По содержанию обучение предполагало ознакомление с новинками методики воспитания старшеклассников, имеющих проблемы в правовом поле, передовыми разработками по его профилактике противоправности, анализ проблем нравственно-правового воспитания, превенции социальных девиаций старшеклассников, разработку методических материалов для уроков и внеклассных мероприятий. Учителям предлагался библиографический список трудов по данной проблематике. Организация педагогической работы со старшеклассниками предполагала учет

50

§ специфических деталей. Во-первых, это объекты превенции:

£

^ - сами старшеклассники;

и - родители обучающихся и их родственники, привносящие

в работу элементы предупреждения социального неблагополучия в семье и другие проблемы;

- учителя.

Во-вторых, это многообразие средств и специфичность методики профилактической работы, включая освоение и использование дистанционных и инновационных технологий (Zoom, Skype, Teams, Chatium, Moodle, Webinar). В-третьих, взаимное признание роли семьи и школы в нравственном и правовом воспитании подростка. В-четвертых, преемственность, системность и последовательность в профилактической деятельности.

Важным аспектом является привлечение к превентивной работе родственников испытуемых с целью повышения ее качества. Взаимодействие школы и семьи в профилактической работе является необходимым и обязательным, поскольку, во-первых, родственники могут быть источником криминальных установок, направленности и ценностей старшеклассников, что требует наб- 3

л

людения, изучения и коррекции; во-вторых, родственники могут §

е

оказать на подростков положительное воздействие и стать субъектами профилактической деятельности.

Работа с родственниками подростков предусматривает:

- обеспечение значимости и актуальности специальной профилактической работы с обучающимися;

- создание в семье такой атмосферы, когда родственники сами соблюдают закон; создают тенденцию для формирования социально-правильных ценностных ориентаций старшеклассника;

- применение комплекса средств, форм и методов профи-

Мы считаем значимой проведение как общей, так и специальной профилактики. Так, общая профилактика ориентирована на всех родителей старшеклассников и проводилась в групповых формах (беседы и обсуждения, консультации, лекции, создание специальных групп в социальных сетях, разработка информационного сайта). Специальная работа проводилась отдельно с родителями школьников, вошедших в группу социального риска и склонных к нарушениям права и морали, она сложна и специфична. В специальной профилактике целесообразно использовать индивидуальные формы педагогического воздействия: педагогическое и юридическое консультирование родственников старшеклассника, совместные беседы специалистов с подростком и членами его семьи и др.

Конструктивное взаимодействие учителей и родителей дало преподавателям дополнительную информацию о самих учениках, атмосфере в их семьях, о характере их взаимоотношений с родственниками, позволило обогатиться информацией, опытом, методами и приемами профилактической деятельности.

Для успешного правового воспитания и формирования стабильного правомерного поведения старшеклассника как его результата необходима организация его социального окружения, где все участники нетерпимы к нарушениям закона. Это может стать смысловым фоном для успешной социализации старшеклассников, развития личности подростка, формирования его системы просоциальных ценностей и приоритетов. Правопослушная воспитывающая среда является духовным, информационным, собы-

ва

о

ак тийным наполнением жизни старшеклассника, создает комплекс

ула

^ условий для его социализации, позволяет старшеклассникам са-и мореализовываться, находить радость в творческой деятельности

в рамках закона, приобретать навыки правопослушного поведения. Воспитывающая среда является естественной и логичной системой факторов, в которых происходит развитие личности и социализация обучающегося, его нравственного и правового воспитания. Эффективным условием развития позитивной воспитывающей среды для старшеклассников является организация школьного самоуправления. Мы полагаем, что наибольший эффект имело участие старшеклассников в работе комиссии по разрешению конфликтов в школе. Предоставленная возможность обсуждать конфликты, открыто выражать свое мнение о их причинах, предмете, поведении и целях участников, предлагать способы разрешения ситуаций и меры по их профилактике привело к повышению ответственности обучающихся.

Еще одним фактором улучшения процесса профилактики противоправности стало создание комфортной среды превентивного процесса. Доброжелательная атмосфера в школе создавалась 3 благодаря конструктивному взаимодействию участников процесса и здоровых отношениям между ними. Формирование умений адек-

ность испытуемым обучиться приемам избегания конфликтов де-

и групповые беседы с обучающимися, обсуждение проблем, дискуссиям по интересующим их вопросам. Мы полагаем, что применение

л

У Л

е

ватно ситуации выражать свои чувства и отношения дали возмож- |

о

структивного типа, получить навыки конструктивного их разреше- О

3

ния. Для реализации этого условия применялись индивидуальные §

№ О

г О

а

о

§

л

е

активных форм обучения и воспитания, предоставляющих старше- |

|

класснику открыто выражать свое мнение и отстаивать его, может о

о

привести к правильной организации воспитывающей среды, стиму- о

к

лирующей решение сложных нравственных и правовых проблем. §

Особенностью правового воспитания старшеклассников заключается в специфике их восприятия мира: они реагируют на жизненные реалии через собственные фильтры правильности и справедливости. Они заинтересованы в изучении действующих норм поведения, хотят знать свою степень соответствия правопослуш-ности, иметь информацию о правомерных способах и средствах защиты своих прав и интересов. Но, мы считаем, что более эффективным является не простое знание правовых норм, а осознание их социальной ценности и значения, умение встраивать свое поведение в рамки закона и морали, осознание социальной правильности и справедливости такого поведения.

Воспитание ценностно-правовой основы поведения старшеклассников содержало беседы с ними родителей, воспитание положительным примером законопослушного поведения родителей и других членов семьи, их правомерных ценностных ориентаций; учителя применяли социально-психологические тренинги, активные методы обучения и воспитания. Внутренние факторы правового воспитания, самоанализ, самокритика и др., требовали внимательного наблюдения, контроля и тактичной корректировки со стороны педагогов и родителей.

4 Обсуждение (Discussion)

Педагогический инструментарий профилактики противоправного поведения несовершеннолетних направлен на подростков из группы социального риска с низким уровнем правовой и нравственной воспитанности, ведомых, инфантильных, не обладающих

50

g аналитическим мышлением [4]. Задача родителей и педагогов — ^ «разбудить» таких подростков, актуализировать у них интерес к U жизни, к конструктивным формам проведения досуга, помощи

нуждающимся, приобретения ответственности за свои поступки и избрание правомерной поведенческой стратегии как единственно возможной в своей жизни [5].

Учреждения дополнительного образования должны продумать организацию досуга несовершеннолетних, опираясь на эхо-мологический подход, рациональное проведение свободного времени, когда, отдыхая, подростки знакомятся с новыми видами деятельности и ощущают свою социальную значимость и востребованность. Педагоги и психологи в рамках первичной профилактики в образовательных организациях города Владимира работают с подростками из группы социального риска, у которых риск совершить противоправные деяния наиболее высокий.

Мы убеждены, что педагогическая профилактика подростковой противоправности должна быть нацелена на раскрытие их творческого потенциала, креативного ресурса, способностей, индивидуальных возможностей, обеспечивающих успешную самореа- р лизацию. Нельзя не согласиться с Г. Г. Федоровой, делающей акцент на необходимости активизации нравственной составляющей подростков при занятии ими любым видом деятельности — спортивной, творческой, волонтерской и другими [6]. Родители и педагоги

мых для них взрослых [7].

л

у

е е

е н и

¡о р

о

должны знакомить подростков с основополагающими ценност- О

р

а в н

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

г о

ными ориентациями, составляющими ядро духовности личности. Патриотизм, гражданственность, чувство долга, ответственность,

о

честь — аксиома поведенческой стратегии несовершеннолетних, ве

образцы которой они должны наблюдать у авторитетных и значи- и

а о

р о с т

О в

5 Заключение (Conclusion)

Таким образом, профилактика противоправного поведения несовершеннолетних имеет явно актуальный характер в России XXI века. Это обусловлено тем, что количество подростков, демонстрирующих противоправное поведение, остается весьма значимым. Очевидно, что превентивная деятельность имеет междисциплинарный характер, но приоритетное место в предупредительной работе с подростками занимает ее педагогическая составная часть. Интеграция педагогов, семьи и самих подростков с опорой на теорию реактивного сопротивления, традиционные и инновационные технологии может дать устойчивый результат о сознательном выборе старшеклассниками правомерной поведенческой стратегии.

Под предупреждением противоправного поведения подростков мы понимаем интегративное явление, обусловленное реализацией и постулатами превентивной педагогики, теории реактивного сопротивления, традиционных и инновационных педагогических и иных технологий, положительно влияющих на правомерность в поведении подростка. Не отрицая значение интегра-тивного межведомственного подхода профилактики противоправного поведения подростков, мы считаем, что рациональное проведение подростков своего свободного времени поможет им сформировать уважительное отношение к Родине, людям, ответственность за свои действия, сформировать достойный уровень правовой культуры и правосознания.

Библиографический список

1. Белоусова И. В., Осипов В. М. К вопросу о девиантном поведении подростков // Современное образование: Актуальные вопросы, достижения и ^ инновации. Пенза : Наука и Просвещение, 2019. С. 127-129. ^ 2. Самосват О. И., Брежнева Т. С., Шмеерова Е. Р. Эффективность бло-

кировки деструктивных групп в социальных сетях // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2020. N° 1. С 109-122.

3. Морозов А. В., Никитов Н. И. Формирование адекватных нравственных ориентиров у несовершеннолетних как фактор профилактики девиа-нтного и делинквентного поведения // Научное обеспечение психолого-педагогической и социальной работы в уголовно-исполнительной системе : сборник материалов научно-практической конференции, посвященной 25-летию со дня образования психологической службы уголовно-исполнительной системы. Рязань : Академия права и управления ФСИН России 2017. С. 666-679.

4. Кревиц А. В. Индивидуальное сопровождение несовершеннолетних и их семей, находящихся в конфликте с законом, как психолого-педагогическая проблема. // Вопросы педагогики. 2019. № 6-1. С. 53-56.

5. Фортова Л. К. Юдина А. М. К вопросу о концептуальных основах воспитания личности // Перспективы науки. 2022. № 7 (154). С. 142-144.

6. Федорова Г. Г. Делинквентное поведение несовершеннолетних и пути его // Социальная педагогика. 2017. № 4-5. С. 61-69.

7. Беспалов, Ю.Ф. Трудная жизненная ситуация ребенка в РФ: социально-правовой аспект // Нотариус. 2018. № 3. С. 30-33.

S. A. Kulakova

1ORCID No. 0009-0008-0884-3527 0

Assistant at the Department "Personality Psychology and Special 1 Pedagogy" of the Humanitarian Institute, Vladimir State University

named after Alexander Grigoryevich and Nikolai Grigoryevich Stoletov, e

Vladimir, Russia. 1

' r

E-mail: flk33@mail. ru 1

a

DOMESTIC EXPERIENCE IN PREVENTING -

ILLEGAL BEHAVIOR OF ADOLESCENTS §

1

a i

n'

g

Abstract

als of the author's dissertation research on the problems of pedagogical prevention of illegal behavior of high school students.

Introduction. This article attempts to reveal the domestic experience of preventing illegal behavior of adolescents as the II ^ least protected segments of the population. Preventive work is carried out based on the age, psychological, physiological, and

C6

a g

o'

social characteristics of adolescents. a

Materials and Methods. The article is based on the materi- ^

0

1

a

The author uses methods of content analysis of scientific literature on the problem under study, diagnostic conversations with adolescents, their questionnaires, modeling methods.

Results. The article focuses on the pedagogical prevention of the prevention of illegal behavior of adolescents, while not ignoring intersubject connections. The author pays attention to the solution of the studied problems by representatives of psychological, legal, sociological and medical directions.

Discussion. Adolescents from the social risk group need the following measures of influence: actualization of interest in life and constructive forms of leisure, education of responsibility for one's actions, disclosure of creative potential, creative resource, abilities, individual capabilities. It is necessary to activate the moral component of adolescents when they engage in any kind of activity.

Conclusion. The article concludes about the importance of an integrative interdepartmental approach to the prevention of illegal behavior of adolescents. The author emphasizes the need to organize the rational spending of free time by teenagers.

Keywords: Teenagers; Illegal behavior; Prevention; Domestic experience; Pedagogical and psychological direction of prevention.

Highlights:

The pedagogical model "Prevention of illegal behavior of high school students in general education organizations" has been developed;

The integrative and echomological approaches are justified as the most significant in solving the problem.

References

1. Belousova I.V. & Osipov V.M. (2019), K voprosu o deviantnom povedenii podrostkov [On the question of deviant behavior of adolescents], § Sovremennoe obrazovanie: Aktual'nie voprosi, dostizenija, innovasii (Sbornik statey) [Modern education: Current issues, achievements and innovations (A collection of articles)], Nauka i Prosveshcheniye, Penza, pp. ^ 127-129. (In Russian).

^ 2. Samosvat O.I., Brezhneva T.S. & Shmeerova E.R. (2020), Effek-

tivnost' blokirovki destruktivnih grupp v social 'nih setjah [The effectiveness of blocking destructive groups in social networks], Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta, 1, 109-122. (In Russian).

3. Morozov A.V. & Nikitov N.I. (2017), Formirovanie adekvatnih nravstvennih orientirov u nesovershennoletnih kak factor profilactiki de-linkventnogo povedenija [Formation of adequate moral guidelines in minors as a factor of prevention of deviant and delinquent behavior], Sbornik materialov Vserossijskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvjac-shennoj 25-letiu so dnja obrazovanija psihologiheskoj skuzbi ugolovno-ispolnitel'noj sistemy "Nauchnoe obespehenie psihologo-pedagogiheskoj I social'noj raboti v ugolovno-ispolnitel'noj sisteme " [Collection of materials of the All-Russian scientific and practical conference dedicated to the 25th anniversary of the formation of the psychological service of the penal system "Scientific support of psychological, pedagogical and social work in the penal system"], Akademija prava i upravlenija Federal'noy sluzhby ispolneniya nakazaniy Rossii, Rjazan', pp. 666-679. (In Russian).

4. Krevits A.V. (2019), Individual'noe soprovozdenie nesovershennoletnih i ih semej, nahodjaschihsja v konflikte s zakonom, kak psihologo -pedagogicheskaja problema [Individual support of minors and their families in conflict with the law as a psychological and pedagogical problem] Voprosi pedaogiki, 6-1, 53-56. (In Russian).

5. Fortova L.K. & Yudina A.M. (2022), K voprosu o konceptual'nih osnovah vospitanija lichnosti [On the question of the conceptual foundations of personality education], Perspektivi nauki, 7 (154), 142-144. (In Russian).

6. Fedorova G.G. (2017), Delinkventnoe povedenie nesovershen- E noletnih Iputi ego preduprezdenija [Delinquent behavior of minors and its pa

ways prevention], Social'najapedagogika, 4-5, 61-69. (In Russian).

n

7. Bespalov Yu.F. (2018), Trudnaja zhiznennaja situacija rebenka: e social 'no-pravovoj aspect [The difficult life situation of a child in the Rus- n sian Federation: socio-legal aspect], Notarius, 3, 30-33. (In Russian).

Статья поступила в редакцию 11.05.2023; одобрена после рецензирования 15.05.2023; принята к публикации 18.05.2023.

The article was submitted 11.05.2023; approved after reviewing 15.05.2023; accepted for publication 18.05.2023.

p

e e

a i

n'

g

l

e ^

a g

S"

a

S

о e a

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.