Опыт реализации данных видов ситуаций в процессе анализа нравственного выбора литературных героев различных художественных произведений позволил предположить, что возможно создание обобщенной, базовой серии опорных вопросов для построения диалога со старшеклассниками, раскрывающего сущность ситуаций нравственного выбора, с которыми они сталкиваются в реальной жизни:
Ситуация-включение. Какое противоречие лежит в основе данного выбора? Сталкивался ли ты с таким противоречием ранее? Какие нравственные, морально-этические ценности затрагиваются в данной ситуации? Зачем ты совершаешь этот выбор? Как последствия данной ситуации могут отразиться на других людях?
Ситуация-анализ. Какие варианты выбора возможны в данной ситуации? Каковы возможные последствия каждого из этих вариантов? Какой из вариантов ты считаешь нравственным? К какому решению ты склоняешься? Считаешь ли ты это решение взвешенным и ответственным? Каким способом ты реализуешь свое решение? Как последствия твоего выбора скажутся на твоем будущем и на окружающих?
Ситуация-действие. Можешь ли ты назвать свой поступок нравственным? Как твой поступок повлиял на твою жизнь и жизнь окружающих? Можешь ли ты сказать, что с честью справился с ситуацией? Какой опыт ты извлек из этой ситуации? Если такая ситуация возникнет снова, примешь ли ты такое же решение? Почему?
Реализация на уроках русского языка и литературы различных видов личностно ориентированных ситуаций (включения, анализа, действия) дает педагогу возможность оказывать поддержку старшеклассникам в формировании готовности к совершению нравственного выбора, точечно и своевременно влиять на становление их нравственной позиции.
Литература
1. Михайлова, H.H. Понимать детство /
H.H. Михайлова, С.М. Юсфин // Нар. образование. 1998. № 4. С.122 - 127.
2. Сериков, В.В. Личностно-развивающее образование: мифы и реальность / В.В. Сериков // Педагогика. 2007. № 10. С. 3 - 12.
3. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образователь-
ных систем: учеб. пособие / В.В. Сериков. М.: Изд. корпорация «Логос», 1999. 272 с.
Pedagogical support of moral choice done by senior high school students
The issue of moral choice as an inner mechanism of moral attitude of senior high students is discussed. The stages ofpedagogical support for senior high students in the situation of moral choice are described. There is presented the experience example done at the Literature classes at the 11th grade.
Key words: situation of moral choice, readiness for moral choice, pedagogical support.
Л.А. ЦЫБИНА (Волгоград)
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ПРОФИЛАКТИКА
ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ
Уточняются сущность понятия «противоправное поведение несовершеннолетних» и специфика подростковой противоправности. Проводится анализ социально-педагогических подходов, используемых в превенции противоправного поведения, который позволяет сделать выводы о том, что одним из подходов в профилактике противоправного поведения подростков является формирование лидерских качеств. Представлены разработанные и апробированные основные этапы формирования лидерских качеств как средства социальнопедагогической профилактики противоправного поведения подростков.
Ключевые слова: противоправное поведение, противоправное поведение несовершеннолетних, профилактика, социально-педагогическая профилактика, подросток, лидерство, лидер.
Одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышения эффективности их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только
© Цыбина Л.А., 2009
тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но и прежде всего тем, что в сферу организованной преступности втягивается все больше несовершеннолетних; криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления, и число их неуклонно растет. Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер. А такая криминализация молодежной среды лишает общество перспективы социального равновесия и благополучия.
Анализ теоретических знаний из педагогических, психологических, юридических, социологических, медицинских наук, работ таких авторов, как Ч. Ломброзо, А. Адлер, Э. Дюркгейм, В.Н. Кудрявцев, К.Е. Игошев, Г.М. Миньковский, С.А. Бе-личева, позволил нам определить противоправное поведение несовершеннолетних как действия, совершающиеся лицом в возрасте до 18 лет, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях. Пик противоправности приходится на подростковый возраст. Противоправное поведение подростков как по содержанию, по целевой направленности, так и по степени общественной опасности может проявляться в различных формах, начиная с незначительных правонарушений и включая тяжкие преступления [2]. Специалисты в области педагогики, психологии, медицины, социологии связывают противоправное поведение с формированием асоциальных личностных установок и криминальных привычек, а с другой стороны - с внешним и внутренним конфликтом несовершеннолетнего в микросреде.
Социально-педагогический аспект исследования проблемы противоправного поведения подростков состоит в изучении таких его факторов, как недостатки, упущения и недоработки воспитания в семье, дошкольных и школьных учреждениях, по месту жительства; просчеты в организации работы с подростками государственных учреждений и общественных организаций; недостаточная координация усилий различных специалистов при осуществлении профилактики правонарушений и преступности несовершеннолетних.
Сегодня активно предпринимаются попытки разработки и обоснования универсальной системы профилактики правонарушений и реабилитации детей с противоправным поведением (С.Л. Сибиряков, С.А. Бадмаев, А.И. Миллер, Е.Г. Дозорце-ва, Т. Волкова, В.М. Куклина и др.). Тем не менее очевиден дефицит междисциплинарных исследований, обобщающих накопленный передовой опыт в области социально-педагогической деятельности с несовершеннолетними правонарушителями, а также в области профилактики противоправного поведения подростков. Это в значительной степени затрудняет разработку методик, которые могли бы эффективно применяться в разнопрофильных учреждениях, существующих в России.
Анализ социально-педагогических подходов, используемых в превенции противоправного поведения, позволил нам сделать выводы о том, что одним из подходов в профилактике противоправного поведения подростков будет являться формирование лидерских качеств. Следует отметить, что в наши дни в обществе происходят постоянные перемены, которые требуют от подростка быть уверенным в себе, умеющим добиваться успеха, активным, независимым от чужого мнения, способным по-новому взглянуть на решение насущных проблем, направлять свои усилия на достижения социально значимых целей. Это обусловливает актуальность формирования лидерства.
На наш взгляд, в процессе социального становления подростков решающее значение имеют стимулирование лидерства и формирование организаторских способностей. При этом важно формировать у подростков готовность к проявлению лидер -ских качеств при организации социально значимых дел. Формирование лидерской позиции - это формирование активного отношения к жизни, развитие способности рефлексировать, оказывать влияние на людей, превращая их в единомышленников, направляя их усилия на достижение общих социально значимых целей. Лидерская позиция характеризуется ответственным отношением к себе, другим членам группы, природе, миру, готовностью взять на себя ответственность при решении проблем. Это в полной мере соответствует задачам первичной профилактики противоправного поведения младших подростков.
С другой стороны, стимулирование лидерства в группе - это развитие способности подростка координировать свои действия для достижения конкретных целей, это обучение эффективной работе в команде, где каждый мог в полной степени себя реализовать, причем социально одобряемым способом. Лидерство - один из способов дифференциации группы в результате деятельности, общения и взаимодействия ее членов. Каждый член группы в соответствии со своими деловыми и личностными качествами, вкладом в общее дело, развитостью чувства долга и ответственности, благодаря признанию группой его заслуг и способности оказывать влияние на окружающих занимает определенное положение в системе групповой организации, т.е. в ее структуре [1]. Поэтому посредством стимулирования лидерства возможно создание благоприятной социально-педагогической среды в подростковой группе, препятствующей асоциальному поведению ее членов. Лидерами школьных групп выступают учащиеся с разным статусом и престижем, но при всех индивидуальных особенностях личности они могут выступать в качестве лидера лишь в том случае, если разделяют социальные ценности.
В отечественной науке и практике изучения лидерства первые исследования были проведены в 1920 - 1930-е годы (А. С. Макаренко, А. С. Залужный, Е.А. Аркин и др.). В 60-х годах XX в. вновь возникает интерес к проблеме лидерства (Е.С. Кузьмин, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский, Л.И. Уман-ский и др.) и позднее, в 1970-х годах, наблюдается расцвет отечественной психологии лидерства и руководства (И.П. Волков, Е.М. Дубовская, А.А. Ершов, Н.С. Же-ребова, Р.Л. Кричевский и др.). Значительное внимание уделялось выработке четкого определения понятия лидерства, при этом исследователи обращались к различным его граням, что привело к многообразию определений. Несмотря на это, все они вычленяют существенные характеристики данного феномена: ведущую роль в достижении групповой цели, принадлежность лидера к неформальной структуре отношений. При этом лидерская позиция не противопоставляется положению других членов группы, а отношения «лидер - ведомый» рассматриваются как единая система. Эффективность лидерства связывает-
ся с успешностью совместной деятельности группы и не отделяется от нее.
На наш взгляд, наиболее полно смысл рассматриваемого феномена отражает определение Л.И. Уманского, в котором лидерство рассматривается как социальнопсихологическое явление, сущность которого сводится к осуществлению ведущего влияния одних членов группы на других в создании оптимального решения групповой задачи. Лидер понимается как член группы, за которым все остальные признают право принимать наиболее ответственные решения, затрагивающие интересы всей группы и определяющие направленность ее деятельности. Лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, поэтому эффективность лидерства понимается как способность оказывать позитивное влияние на группу в направлении оптимизации решения общегрупповой задачи [4]. Поэтому феномен лидерства относится к динамическим процессам малой группы. Этот процесс может быть достаточно противоречивым: мера притязаний лидера и мера готовности других членов группы принять его ведущую роль могут не совпадать. Выяснить действительные возможности лидера - значит выяснить, как воспринимают лидера другие члены группы. Мера влияния лидера на группу также не является величиной постоянной, при определенных обстоятельствах лидерские возможности могут возрастать, а при других, напротив, - снижаться. В группе одновременно могут активно реализовывать свои функции несколько лидеров. Иногда понятие лидера отождествляется с понятием «авторитет», что не вполне корректно: конечно, лидер выступает как авторитет для группы, но не всякий авторитет обязательно означает лидерские возможности. Лидер должен организовать решение какой-то задачи, авторитет такой функции не выполняет, он просто может выступать как пример, как идеал, но вовсе не брать на себя решение задачи.
Социально-педагогическая деятельность по формированию лидерских качеств подростка как средства первичной профилактики противоправного поведения предполагает ряд последовательных этапов. На первом этапе - организационно-диагностическом - результаты диагностики не
только помогут педагогу быстрее найти контакт с подростками, но и составить и осуществить план дальнейшей работы с ними по формированию лидерских качеств. Следующим этапом формирования лидерских качеств подростка является организация, во-первых, групповой работы с подростками и, во-вторых, индивидуальной. Индивидуальная работа предполагает оказание помощи в социализации, самоутверждении, индивидуальное психолого-педагогическое консультирование, беседы, включение в тренинги (например, тренинг личностного роста), общественно полезную деятельность (труд, спорт, искусство, познавательные мероприятия и др.), а также вовлечение в какую-либо внешкольную деятельность, а затем - информирование группы об успехах «вовне» ее члена и т.д. Организация групповой работы предполагает разработку программы «Я - Лидер», которая способствует развитию социальной активности и лидерских качеств младших подростков. Таким образом, целью программы является развитие у подростков таких качеств, умений и навыков, которые помогут им целостно и гармонично оценивать окружающую действительность, свое отношение к ней и место в ней, а также позитивно изменять себя и свое окружение. Третий этап - заключительный - предполагает итоговую комплексную психолого-педагогическую диагностику, которая позволит выявить динамику измене -ний межличностных и групповых отношений, ценностей группы, степень выраженности лидерских качеств в целом в группе, уровень развития и сплоченности группы.
Данные положения мы апробировали в общеобразовательных учреждениях Центрального района Волгограда. Специфика Центрального района в том, что здесь много культурно-развлекательных учреждений, проводится большое количество массовых мероприятий. В район стекается большое количество подростков из других районов города и области, которые являются безнадзорными. А это лица, которые совершают преступления или становятся их жертвами, или вовлекают других подростков в преступную деятельность. В исследованиях приняли участие учащиеся 6-х классов МОУ СОШ № 19 общей численностью 49 человек (21 мальчик, 28 девочек) в возрасте 10 - 12 лет.
Проведя экспериментальную часть, мы получили следующие результаты: в группе подростков выделился один главный лидер, признаваемый остальными учащимися. Он прислушивается к мнению других, быстро осознает заданную цель, распределяет роли и в определенной ситуации уступает роль лидера другому, у которого определенное качество развито больше; требователен к себе и другим, умеет потребовать отчета за порученную работу; способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может и потребовать, и подбодрить; решителен, способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя. Вместе с тем и другие члены группы обладают лидерскими качествами и способны взять на себя роль лидера в определенной ситуации. Хорошим показателем является то, что в группе нет «изолированных», нет антипатий, все члены активно участвуют в жизни группы, оказывают то или иное влияние на достижение цели. Наиболее ценными качествами для группы являются сознание общественного долга, дисциплинированность и трудолюбие, чувство ответственности, справедливость. Следовательно, испытуемые связывают успех своей совместной деятельности прежде всего с собственным стилем поведения и деятельности, справедливым отношением к товарищам, положительным отношением к учебе. Проведя экспертную оценку и беседы с классным руководителем, социальным педагогом, мы сделали следующие выводы: повысились сплоченность в группе, уверенность в себе, каждый стал способен противостоять группе; повысился уровень самоконтроля, рефлексии; научились разрешать конфликты без насилия; повысились уровень интеллектуального и творческого развития и социальная активность подростков; научились подключать к реализации своих созидательных целей интерес и энергию других людей; развиты необходимые для жизни качества лидера. С помощью методики изучения уровня развития группы «Карта-схема пси-холого-педагогической характеристики группы» (Л.И. Уманский, А.С. Чернышов, А.Н. Лутошкин) мы получили следующие результаты. Группа достигла высшего уровня развития - уровня коллектива [7], успешно выполняет учебную и обществен-
но значимую деятельность; психологическое единство вырабатывается в ходе активного обсуждения различных сторон деятельности класса; группа сплочена, сплоченность базируется на социально ценных мотивах и целях; в обсуждении принимают участие все школьники; в общении между членами коллектива наблюдается уважительное отношение друг к другу.
Исходя из полученных результатов, мы можем сделать вывод о том, что наши положения полностью подтвердились. Таким образом, полученный подростками опыт новых социальных взаимоотношений в группе, опыт лидерства, на наш взгляд, поможет им отстаивать свои ценности в более широкой группе (в школе, кружках, секциях, дворовых группах и т.п.) и, таким образом, будет препятствовать усвоению моделей противоправного поведения.
Полученные результаты могут использовать классные руководители, социальные педагоги, педагоги-психологи и т.д. для совершенствования отношений в коллективе, разрешения внутригрупповых проблем, создания условий для позитивного развития отношений детей и взрослых. Способствовать формированию лидера в группе, умения и стремления взаимодействовать - значит конструировать мотивообразующие социальные условия развития личности воспитанника, направленные на включение его в социально значимые отношения с позиции лидера.
Литература
1. Андриенко, Е.В. Социальная психология / Е.В. Андриенко; под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2004. 264 с.
2. Галагузова, М.А. Социальная педагогика: курс лекций / под ред. М.А. Галагузовой. М.: Гу-манит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000. 416 с.
3. Змановская, Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения: учеб.пособие / Е.В. Змановская. М.: Академия, 2007. 288 с.
4. Мардахаев, Л.В. Методика и технология работы социального педагога / Л.В. Мардахаев. М., 2002. 281 с.
5. Сибиряков, С.Л. Дети - преступность - беда! (Как уберечь вашего ребенка от тюрьмы и от сумы): метод. пособие / С.Л. Сибиряков. Волгоград, 1993. 43 с.
6. Уманский, Л.И. Психология организаторской деятельности школьников / Л.И. Уманский. М.: Просвещение, 1980. 160 с.
7. Чернышов, А.С. Социально-психологические основы организованности коллектива / А.С. Чернышов, А.С. Крикунов. Воронеж, 1991. 161 с.
Socio-pedagogical prevention illegal behavior of teenagers by forming leadership skills
The essence of the notion “illegal behavior of teenagers ” and specification teenagers illegality is specified. The analysis of socio-pedagogical approaches is taken, which is used in prevention of illegal behavior, helps to draw a conclusion that one of the approaches in prevention of illegal teenager’s behavior is leadership skills forming.
The main phases of formation of leadership skills as the socio-pedagogical mean of prevention of teenager’s behavior are given and approved.
Key words: illegal behavior, illegal behavior of under age, prevention, socio-pedagogical prevention, teenager, leadership, leader.
Е.И. ФАСТОВА (Волгоград)
СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПОДРОСТКА: ФУНКЦИИ И КОМПОНЕНТЫ
Рассматриваются сущностные характеристики социальной компетентности подростка. Выявлены функции и определены компоненты, образующие структуру исследуемого феномена.
Ключевые слова: социальная компетентность подростка, функции социальной компетентности подростка, компоненты социальной компетентности подростка (знаниево-операционный, социокоммуникативный, креативно-преобразовательный, мотивационноценностный, рефлексивно-смысловой).
В условиях становления информационного общества от человека востребуется комплекс индивидуально-личностных и социально ценных свойств, определяющих его готовность и способность ответственно и продуктивно взаимодействовать с другими в социуме, успешно осуществлять собственное развитие, направленное на овладение метапредметными и специаль-
© Фастова Е.И., 2009