Научная статья на тему 'Модель управления инфраструктурным обеспечением яхтенного туризма'

Модель управления инфраструктурным обеспечением яхтенного туризма Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
105
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯХТЕННЫЙ ТУРИЗМ / ИНФРАСТРУКТУРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / МОДЕЛЬ / ЯХТЕННЫЙ ПРИЧАЛ / СРЕДОВОЙ ПОДХОД / YACHT TOURISM / INFRASTRUCTURE PROVIDING / MODEL / YACHT WHARF / ENVIRONMENTAL APPROACH

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Пашенцев А.И., Гармидер А.А.

В статье проанализированы существующие подходы к обоснованию модели управления инфраструктурным обеспечением яхтенного туризма: объектный, системный, проектный с выделением позитивных и негативных особенностей. Предложен авторский подход к обоснованию данной модели, построенной на основе учета видового разнообразия составляющих среды: институциональной, культурно-познавательной, технической, информационной, экономико-правовой, учетно-финансовой, материального обеспечения и инструментов регулирующего воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MANAGEMENT MODEL OF YACHT TOURISM INFRASTRUCTURE PROVIDING

The article analyzes existing approaches to the justification of the management model of yacht tourism infrastructure providing (object, system, project) with allocation of positive and negative features. The author’s approach to justification of this model has been offered, which constructed on the basis of taking into account the specific variety of environmental components: institutional, cultural and informative, technical, information, economical and legal, accounting and financial, material providing and instruments of the regulating influence.

Текст научной работы на тему «Модель управления инфраструктурным обеспечением яхтенного туризма»

Раздел 2. Экономика природопользования

УДК 628.49:697.334

МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ИНФРАСТРУКТУРНЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ

ЯХТЕННОГО ТУРИЗМА

1 2 Пашенцев А.И., Гармидер А.А.

1 Институт экономики и управления (структурное подразделение), ФГАОУ ВО КФУ им. В.И. Вернадского

295015 г. Симферополь, ул. Севастопольская, 21/4, e-mail: Aleksandr_Pashentsev@mail.ru

2 Институт экономики и управления (структурное подразделение) ФГАОУ ВО КФУ им. В.И. Вернадского

295015 г. Симферополь ул. Севастопольская, 21/4 e-mail: An111net@mail.ru

Аннотация. В статье проанализированы существующие подходы к обоснованию модели управления инфраструктурным обеспечением яхтенного туризма: объектный, системный, проектный с выделением позитивных и негативных особенностей. Предложен авторский подход к обоснованию данной модели, построенной на основе учета видового разнообразия составляющих среды: институциональной, культурно-познавательной, технической, информационной, экономико-правовой, учетно-финансовой, материального обеспечения и инструментов регулирующего воздействия.

Ключевые слова: яхтенный туризм, инфраструктурное обеспечение, модель, яхтенный причал, средовой подход.

ВВЕДЕНИЕ

Развитие яхтенного туризма закреплено в программных документах, в частности концепции формирования туристской дестинации «Черноморское побережье», согласно которой предполагается интенсифицировать развитие туристской сферы, используя туристские объекты 3 регионов-субъектов РФ (Республика Крым, Краснодарский край, Западный Кавказ), имеющих коллективные средства размещения на 500,601 тыс. чел., что позволит разместить 57516 тыс. чел., обеспечив 10964,9 тыс. ед. ночевок. Кроме того, включение в ФЦП «Развитие транспортной системы России» подпрограмм «Внутренний морской транспорт» и «Морской транспорт», акцентированных на развитие объектов водной и прибрежной инфраструктуры, в дополнение к законодательному снятию в 2011 году запрета на хождение иностранных маломерных судов по внутренним водным путям позволит повысить привлекательность страны в контексте развития водного и оздоровительного туризма. Однако развитие водного туризма предполагает создание благоприятных условий непосредственно для яхтенного туризма, что предусматривает возведение объектов инфраструктуры, обеспечивающих предоставление нового вида туристских услуг -морские путешествия с разработкой модели управления объектами инфраструктуры, способствующей использованию потенциала «предприятий туристской индустрии и смежных отраслей экономики, обеспечивающих материальные и социально-культурные условия воспроизводства туристского продукта» [5, с. 11].

ЦЕЛЬ И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Целью настоящей научной статьи является обоснование модели управления инфраструктурным обеспечением яхтенного туризма с выделением компонент, отличающихся видовым разнообразием и функциональным назначением. Для достижения поставленной цели решены задачи: проведен анализ существующих точек зрения российских ученых относительно подходов обоснования данной модели с выделением позитивных и негативных особенностей, представлена критическая оценка существующей типологии обоснования модели управления объекта исследования, представлена авторская точка зрения относительно модели управления инфраструктурным обеспечением развития яхтенного туризма, основанная на применении средового подхода, позволяющая рассматривать её как совокупность взаимодействующих компонент, направленных на предоставление рекреантам нового туристского продукта в виде морских путешествий, способствующих повышению их культурно-познавательного уровня, восстановлению физических кондиций, получению навыков ориентации в море.

АНАЛИЗ ПУБЛИКАЦИЙ, МАТЕРИАЛОВ, МЕТОДОВ

Изучение научных работ российских учёных по тематике настоящего исследования позволило прийти к выводу о разнообразии точек зрения в построении модели управления инфраструктурным обеспечением яхтенного туризма, их стремлением обосновать собственный подход на основе выделения позитивных особенностей, представлением состава компонент с выделением связей между ними, обоснованием характера и направления действия. Представленные модели отличаются высокой степенью проработанности, что предопределило количественный состав компонент, включённых в модель. При этом необходимо отметить, что модели отличаются градацией компонент по значимости на основные и вспомогательные, доминантные и рецессивные компоненты, что, на наш взгляд, требует дополнительного пояснения. Кроме того, они отличаются количественным составом компонент, что с одной стороны свидетельствует о возможности совершенствования относительно сохранения паритетности в блоках, а с другой - о наличии субъективности в выделении составляющих, нарушая принцип равномерности при проведении подобных разработок.

Анализ научных работ, посвящённых развитию яхтенного туризма, позволил выделить три принципиальных подхода в построении модели управления его инфраструктурного обеспечения: объектный, сетевой, проектный, применяемые в зависимости от наличия реально существующих условий в конкретном регионе. Нужно акцентировать внимание на присутствие в научной литературе двух точек зрения относительно возможности применения типологии в построении данной модели: единичная и комплексная. Первая предполагает использование только одного подхода в обосновании этой модели. Данную точку зрения отстаивает группа учёных О.А. Алексеева [1], К.С. Орловская [8], В.А. Попова [10]. Они считают, что применение одного подхода позволит в полной мере реализовать все его позитивные особенности во времени, в течение которого предполагается реализация модели, а возникающие трудности в его использовании можно нивелировать применением мероприятий, направленных на совершенствование управления инфраструктурным обеспечением яхтенного туризма. В частности, О.А. Алексеева отмечает, что «целесообразно отдать предпочтение одному подходу в обосновании построения модели управления инфраструктурным обеспечением яхтенного туризма, так как это позволит исследователю постоянно искать новые стимулы в рамках данного подхода и тем самым вносить в него элементы научной новизны» [1, с. 34]. Вторая предполагает использование нескольких подходов в построении модели, что зависит от изменяющихся условий и факторов развития яхтенного туризма в конкретном регионе. При этом на начальном этапе развития используется только один подход, от которого можно будет отказаться ввиду невозможности достижения позитивных результатов в решении задач в развитии яхтенного туризма. Тогда можно применить другой подход, отвечающий целевой установке в сложившихся условиях. В этом случае акцент делается на постоянный поиск приемлемого решения в использовании некоторого подхода в достижении результатов, которые характеризуются устойчивым спросом на туристский продукт, предоставляемый яхтенным туризмом. Сторонниками этой позиции являются Е.Н. Гавриленко [3], О.Г. Давыдов [4], считающие возможным использование разных подходов в обосновании модели управления инфраструктурным обеспечением яхтенного туризма в зависимости от изменяющихся условий, что предусматривает, как внесение корректирующих действий в применяемый подход, так и использование нового, способного нивелировать имеющиеся трудности в решении поставленных задач. В частности О.Г. Давыдов отмечает, что «комплексность построения модели управления объектами инфраструктуры яхтенного туризма предполагает всесторонний учет внешних факторов, оказывающих прямое влияние на реализацию конкретного подхода. В случае преобладания негативного эффекта целесообразно провести анализ ситуации и рассмотреть возможность применения иного подхода, более отвечающего структуре вызовов и угроз» [4, с. 34].На взгляд авторов, комплексность в настоящее время в большей мере отвечает требованиям текущего момента, предполагающего в большинстве случаев применение в реальности синтезированного подхода на основе позитивных особенностей существующих подходов в обосновании данной модели с выделением определяющего начала развития яхтенного туризма, в качестве которого может выступать яхтенный причал, яхтенная база (стоянка) в зависимости от реальной экономической ситуации в регионе и возможности привлечения инвесторов.

Объектный подход в обосновании модели управления инфраструктурным обеспечением яхтенного туризма основывается на создании одиночных яхтенных причал, расположенных в доступных для их сооружения местах на морском побережье. В этом случае акцент делается на изучение географических, геологических, экономических условий, которые являются определяющими в выборе участка. Здесь географические условия рассматриваются в контексте наличия благоприятных условий, с точки зрения априори создания причала, способствующего развитию яхтенного туризма: тип и форма рельефа местности, крутизна и незыблемость склонов морского побережья, тип климата и его континентальность, направления и скорость морских течений, скорость преобладающего направления ветра, частота повторяемости инверсий и дней с малоградиентными типами погоды, включая ураганные ветра, туманы, поступающую солнечную радиацию. Геологические условия рассматриваются с позиции выявления скрытых факторов, способных привести к развитию геолого-динамических процессов в месте сооружения яхтенного причала, что проявляется в провалах и просадках грунта, карстовых явлениях, оползнях. В этом случае нужно обратить внимание на особенность горных пород, характеризующихся природными геохимическим аномалиями, связанными со спецификой геохимического состава или расположенными в районах тектонических разломов с выходами природного газа. Здесь необходимо располагать геолого-геоморфологическими картами региона предполагаемого сооружения причала с указанием группы геологического риска: чрезвычайно опасные, достаточно опасные, опасные и малоопасные. Экономические условия обусловлены наличием факторов, способных оказать позитивное влияние на социально-экономическое развитие района в случае сооружения яхтенного причала. К ним можно отнести наличие потенциальных трудовых ресурсов, используемых на работах вспомогательного характера по обслуживанию причала, швартовки, текущего ремонта маломерных судов, обеспечения услуг гостеприимства, общественного питания, экскурсий и развлечений. Особенностью этого подхода является сооружение яхтенного причала по принципу административного деления территории, который предусматривает рассмотрение вопроса его сооружения в имеющихся населённых пунктах, а не руководствуясь экономической целесообразностью, обусловленной созданием причала в местах, отличающихся наличием условий, способных оказать позитивное влияние на развитие яхтенного туризма. Данный подход акцентирован на периодическое использование маломерных судов, которые предоставляют услуги несистемного характера, отличаются малым спросом ввиду низкого качества предоставляемых услуг, прежде всего выход в море на кратковременную морскую прогулку. Однако российские ученые рассматривают данный подход как начальный этап в развитии яхтенного туризма, с чем авторы полностью согласны. При этом в специальной научной литературе высказываются разные точки зрения относительно перспектив его использования. Так, учёный О.А. Крылов считает, что объектный подход необходимо использовать во всех приморских населённых пунктах независимо от численности населения, так как создание яхтенных причалов по всему периметру морского побережья создаёт благоприятные предпосылки для сооружения в перспективе яхтенных марин, т.е. полноценных баз, предоставляющих комплекс услуг по обслуживанию маломерных судов [7, с. 187]. Практически аналогичную точку зрения высказывает учёный Е.Н. Гавриленко, считающий необходимым сооружать яхтенные причалы только в тех населённых пунктах, в которых реально существуют экономические условия для развития яхтенного туризма, что подтверждает превалирование экономического фактора [3, с. 71]. В данном случае сооружение яхтенного причала, обеспечивающего кратковременную швартовку, является объектом инфраструктуры яхтенного туризма, который должен органично вписаться в уже сформированную туристскую инфраструктуру населённого пункта и внести определённый вклад в разнообразие предоставляемых туристских услуг, способствуя в определённой мере его социально-экономическому развитию. В этом случае модель основывается на вспомогательном аспекте яхтенного туризма, т.е. он является дополнением к существующему видовому разнообразию предлагаемых туристских услуг, не имеет своего сформированного контингента рекреантов, отличается однообразием предлагаемых услуг, испытывает определённые трудности экономического стимулирования своего развития. Несмотря на аутентичность взглядов этих учёных по исследуемому вопросу, общим для них является рассмотрение сооружения яхтенного причала как определяющего начала для развития яхтенного туризма. Тогда, принимая во внимание указанное выше относительно объектного подхода, проведём систематизацию с выделением его негативных и позитивных характеристик (табл. 1).

Таблица 1.

Систематизация особенностей объектного подхода в обосновании модели управления инфраструктурного

обеспечения яхтенного туризма

Позитивная составляющая Негативная составляющая Характер модели

Определяющее начало - яхтенный причал Ограниченный набор туристских услуг Вспомогательный

Кратковременные туристские услуги Не имеет стабильного спроса на предлагаемые туристские услуги

Влияние на рост занятости населённого пункта Несовершенство системы «цена-качество туристской услуги»

Возможность развития предлагаемых туристских услуг Приспособление к существующей туристской инфраструктуре

Привязка к населённому пункту Сезонность предоставления туристских услуг

Сетевой подход в обосновании модели управления инфраструктурным обеспечением яхтенного туризма основывается на создании сети яхтенных причалов по всему периметру морского побережья, создавая взаимосвязанную структуру технического обслуживания и размещения маломерных судов. Его назначение состоит в последовательном создании условий для преобразования яхтенного причала в яхтенную базу и далее марину, что требует разработки и реализации программного регионального документа, отличающегося чётким изложением видового разнообразия мероприятий, выполнение которых согласно установленного временного лага позволит достичь поставленной цели - создание сети полноценных морских марин.

В данном случае полноценность подразумевает создание технически совершенной базы для маломерных судов, способной предоставить комплекс услуг по обслуживанию яхт и размещению отдыхающих, осуществляющих морское путешествие, с оказанием туристских услуг высокого качества, состоящих в размещении в средствах гостеприимства, оказании сопутствующих услуг общественного питания, развлечения, оздоровления. Однако в научной литературе ведётся дискуссия относительно способов и методов достижения этой целевой установки. Выказываются разные точки зрения, отличающиеся многообразием предложений и критических замечаний. Так, учёный П.Е. Богданов считает, что преобразование яхтенного причала в марину должно иметь последовательный характер с обязательным развитием системы естественных и искусственно созданных объектов и конструкций, защищающих маломерные суда от воздействия природных факторов круглый год. Это означает, что основное внимание в развитии инфраструктурного обеспечения яхтенного туризма, согласно указанного выше подхода, нужно уделять морфологическому и экономическому факторам. Если первый характеризует возможность реализации проектных решений по строительству и эксплуатации с учётом естественных природных условий, то второй направлен на поиск и привлечение частных инвесторов, заинтересованных в оказании финансового обеспечения развития объектов инфраструктуры яхтенного туризма с предварительной разработкой и согласованием принципиальной схемы его материального стимулирования в долгосрочном периоде времени. В частности он отмечает, что «преобразование яхтенного причала в стоянку возможно только в случае устойчивого финансового обеспечения частных инвесторов при определённых гарантиях государства относительно незыблемости частной собственности на определённые объекты инфраструктуры яхтенного туризма» [2, с. 46]. Авторы разделяют точку зрения П.Е. Богданова и считают, что взаимовыгодное сотрудничество частных инвесторов и государственных структур в развитии яхтенного туризма возможно только на основе взаимовыгодных условий, но при сохранении приоритетной доли государства в использовании природных ресурсов и объектов инфраструктуры. При этом нужно обратить внимание, что мнение других учёных основывается на превалировании морфологического фактора над экономическим, где акцент делается на поиск приемлемых участков побережья для создания новых и совершенствования существующих объектов инфраструктуры, обеспечивая тем самым расширение объектного состава. При этом нужно выделить их стремление обосновать собственную точку зрения, исходя из возможности размещения и развития яхтенной стоянки непосредственно по периметру побережья. Здесь можно выделить две принципиальные позиции по данному вопросу. Так, учёный С.А. Стоянов использует принцип оптимального удаления яхтенных стоянок друг от друга, согласно которому

их размещение должно находиться на определённом расстоянии, обеспечивающим безопасность рекреантов, осуществляющих морские путешествия. Это означает, что привязка яхтенных стоянок осуществляется непосредственно к населённому пункту, который характеризуется наличием определённых объектов инфраструктуры, оказывающих позитивное влияние на развитие яхтенного туризма. При этом расстояние между яхтенными стоянками диктуется сложившимся административно-территориальным делением. В частности учёный отмечает, что «достижение оптимальности размещения яхтенных стоянок обусловлено их размещением в населённых пунктах, отличающихся низким уровнем развития объектов сопутствующей инфраструктуры, что повышает затраты на преобразование яхтенного причала в яхтенную стоянку с оказанием доминирующего влияния на развитие туризма в данном пункте» [12, с. 58]. В этом случае имеется необходимость создания сети яхтенных стоянок в разных населённых пунктах, включая сельские, отличающиеся друг от друга уровнем экономического развития, что приводит к росту затрат на развитие объектов инфраструктуры сопутствующих отраслей экономики для повышения привлекательности предлагаемых туристских услуг. Вместе с тем учёный А.М. Козинцев считает, что определяющее значение на развитие яхтенного туризма имеет количественный состав объектов инфраструктуры, оказывающих решающее влияние на создание качественной составляющей предлагаемого туристского продукта - морские путешествия. Это означает, что ввиду различных морфологических и геолого-гидрологических условий возможен разный состав объектов инфраструктуры, что оказывает влияние на формирование спроса на предлагаемые услуги. Кроме того, это приводит к формированию разного уровня материально-технического обеспечения маломерных судов, что негативно отражается на видовом разнообразии предлагаемого туристского продукта. В частности А.М. Козинцев отмечает, что «необходимо стремиться к расширению и количественно, и качественно объектов инфраструктуры яхтенного туризма, так как это позволит предложить рекреанту усовершенствованный туристский продукт. С другой стороны, количественная дифференциация объектов инфраструктуры этого вида туризма позволит разнообразить предлагаемый туристский продукт при условии поддержания высокого уровня качества» [6, с. 11]. Принимая во внимание указанные точки зрения учёных, можно акцентировать внимание на их идентичности, что показывает приверженность к единому подходу - сетевому, который отличается особенностью трактовки.

Таблица 2.

Систематизация особенностей сетевого подхода в обосновании модели управления инфраструктурного _обеспечения яхтенного туризма_

Позитивная составляющая Негативная составляющая Характер модели

Определяющее развитие -яхтенная стоянка Значительные материальные затраты на строительство и эксплуатацию объектов инфраструктуры Вспомогательный

Содействие развитию сопутствующих отраслей экономики Потребность в инвестициях на поддержание яхтенных стоянок

Повышение безопасности рекреантов Дифференциация предлагаемых услуг ввиду разного уровня материально-технического обеспечения

Территориальное объединение в единую структуру Необходимость разработки единой системы управления

Видовое разнообразие объектов инфраструктуры Сезонность предоставления туристских услуг

Проектный подход в обосновании модели управления инфраструктурным обеспечением яхтенного туризма предусматривает проведение оценки соответствия инфраструктурного проекта требованиям программы комплексного развития яхтенного туризма с установлением возможности и определением перспектив структурирования проекта с учётом специализации объектов. Он основан на необходимости учёта значительной группы факторов, каждая из которых вносит определённый вклад в формирование окончательного вердикта о целесообразности его реализации в периоде времени. Нужно отметить, что в научной литературе высказываются разные точки зрения относительно количественного состава факторов, необходимых для исследования, что привело к формированию двух принципиальных позиций в реализации проектного подхода: оперативной и системной. Оперативная позиция заключается в исследовании ограниченного

количества факторов ввиду придания им доминантной значимости, что позволяет в короткий промежуток времени провести оценку возможности создания яхтенной стоянки и способствовать началу развития яхтенного туризма. При этом значимыми являются климатические, гидрологические, логистические факторы, определяющие возможность разработки инфраструктурного проекта. Сторонниками этой позиции являются Г.Т. Панкова [9], М.Н. Саблин [11], А.В. Тельцева [13], считающие, что оперативная оценка возможности разработки проекта развития яхтенного туризма позволит оценить наличие благоприятных условий для создания яхтенной стоянки, а изучение логистических факторов способствует подготовке проектных решений относительно развития транспортной сети и ее расширения в случае роста спроса на предлагаемые туристские услуги - морские путешествия. В частности М.Н. Саблин отмечает, что «целесообразность разработки полноценного инфраструктурного проекта яхтенного туризма отпадёт в случае получения негативных оценок при изучении природно-климатических, гидрологических и иных факторов» [11, с. 114]. В данном случае высказывается точка зрения о необходимости принятия взвешенного решения на основе результатов исследования, отражающих возможность дальнейшей разработки проекта. Однако даже при наличии положительных результатов относительно природно-климатических, гидрологических факторов говорить о перспективности проекта преждевременно, так как не изучены экономические факторы. Поэтому с данной точкой зрения можно согласиться отчасти, так как получение позитивного результата о возможности создания яхтенной стоянки еще не означает, что реализация данного проекта приведёт к положительному экономическому эффекту. Системная позиция заключается в исследовании значительного количества факторов, что позволяет провести детальное изучение возможности разработки полноценного инфраструктурного проекта яхтенного туризма. В данном случае преследуется цель обосновать набор и сочетание объектов инфраструктурного обеспечения в соответствии с их предметным назначением, для чего исследуются природно-климатические, гидрологические, морфологические, логистические, маркетинговые, экономические факторы. Здесь прослеживается логическое отображение обоснования разработки и реализации проекта инфраструктурного обеспечения яхтенного туризма. В частности первые три фактора позволяют оценить саму возможность разработки проекта, маркетинговые факторы призваны оценить спрос на предлагаемые туристские услуги, логистические - оценить возможность развития транспортной сети, экономические -оценить эффективность проекта в долгосрочной перспективе. Авторам наиболее импонирует системная позиция, позволяющая путём последовательного изучения факторов объективно обосновать целесообразность разработки и реализации проектного решения создания инфраструктуры яхтенного туризма. При этом необходимо обратить внимание на двойственный характер проектного подхода в обосновании модели управления инфраструктурного обеспечения, а именно: вспомогательный означает необходимость его приспособления к существующей туристской инфраструктуре, а доминирующий рассматривает яхтенный туризм как определяющее начало развития туризма в конкретном населённом пункте или месте сооружения яхтенной стоянки. Тогда, учитывая вышесказанное, проведём систематизацию позитивных и негативных особенностей данного подхода (табл. 3).

Таблица 3.

Систематизация особенностей проектного подхода в обосновании модели управления инфраструктурного _обеспечения яхтенного туризма_

Позитивная составляющая Негативная составляющая Характер модели

Объективный подбор участка морского побережья Необходимость учета рисков и неопределенностей в проектных решениях Вспомогательный Доминантный

Авторское видение типа яхтенной инфраструктуры Подверженность конфликтам интересов

Возможность определяющей специализации яхтенного туризма для населенного пункта Ротация состава участников проекта

Позитивный импульс для развития логистических систем Вариация нормативно-правовых актов и технических норм

Позиционирование и прогнозирование развития яхтенного туризма Ошибки в прогнозировании развития яхтенного туризма ввиду несовершенства применяемой методики

Как видим, имеют место разные точки зрения относительно обоснования модели управления инфраструктурного обеспечения яхтенного туризма, что объясняется сложностью рассматриваемого вопроса и необходимостью учёта влияния разных факторов. Тогда, учитывая аутентичность мнений отечественных учёных относительно рассматриваемого вопроса, отличающихся разным видением в использовании предлагаемого подхода, что способствует развитию процесса дискуссии, считаем целесообразным представить авторскую точку зрения.

ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ

Инфраструктурное обеспечение, представляющее собой совокупность объектов быта, гостеприимства, отдыха, досуга, развлечений, инженерных коммуникаций, отражающих совокупность общих условий производства туристского продукта, способствует формированию и развитию качественных услуг яхтенного туризма. При этом каждый из объектов выполняет определенное функциональное назначение, способствуя повышению уровня комфортности отдыха и популяризации данного вида туризма. Однако развитие яхтенного туризма зависит не столько от количественного состава объектов инфраструктуры, сколько от системы управления ними в предоставлении туристских услуг. В данном случае туристская услуга имеет комплексный характер, так как включает в себя основную, связанную с совершением морского путешествия, и дополнительную, связанную с обслуживанием маломерных судов на яхтенной базе и предоставлением рекреантам сопутствующих туристских услуг быта, досуга, развлечений. Это означает, что объекты инфраструктуры должны быть объединены в единое целое, что представляет собой некоторую совокупность взаимодействующих между собой объектов, использование которых преследует цель оказать отдыхающим качественную туристскую услугу. Определяющим началом инфраструктурного обеспечения яхтенного туризма является тот объект, который обладает доминантной особенностью, отражающей возможность предоставить основную туристскую услугу - морские прогулки и путешествия. В зависимости от условий развития инфраструктурного обеспечения яхтенного туризма таковыми могут быть: яхтклуб, яхтенный причал, яхтенная база (стоянка), яхтенный порт (марина) (рис. 1). Каждый из них характеризует стадию развития данного вида туризма, которая определяется исходя из сущностной характеристики этих объектов. Яхтклуб можно рассматривать как объединение энтузиастов, осуществляющих несистематические и краткосрочные морские прогулки, не имеющее постоянного места базирования маломерных судов. Для него свойственна проектная стадия, характеризующая стремление создать инфраструктурный объект для развития яхтенного туризма, но не располагающая достаточными ресурсами для сооружения полноценного объекта, обеспечивающего базирование яхт. Здесь решение задачи возможно за счет привлечения исключительно частных ресурсов с дальнейшим расширением сотрудничества членов яхтклуба. Яхтенный причал представляет собой береговую акваторию с очень ограниченным составом технических сооружений и незначительной прилегающей территорией, оказывающей исключительно услуги базирования маломерных судов. Для него свойственна начальная стадия, которая характеризуется наличием постоянного места швартовки, отсутствием условий длительного размещения яхт, несистематичностью совершения морских прогулок. Яхтенная стоянка представляет собой береговую акваторию с ограниченным составом технических сооружений и небольшой прилегающей территорией, предназначенной для базирования маломерных судов с предоставлением незначительных услуг технического обслуживания. Для него свойственна стадия зрелости, которая уже характеризуется созданием инфраструктурного объекта, обеспечивающего проведение систематических морских прогулок и приемов других маломерных судов с оказанием услуг швартовки, стоянки, длительного размещения, технического обслуживания с малыми затратами труда ввиду отсутствия квалифицированных специалистов. Яхтенный порт рассматривается с позиции береговой акватории с полным комплексом технических сооружений и прилегающей территорией, обеспечивающей размещение яхт, оказание специализированных услуг технического обслуживания, межсезонного хранения, дополнительного сервиса для туристов. Для него свойственна бизнес-ориентированная стадия развития яхтенного туризма, направленная на повышение качественной составляющей основной предоставляемой туристской услуги - морские путешествия и расширение спектра дополнительных и сопутствующих туристских услуг.

Авторская модель инфраструктурного обеспечения яхтенного туризма основана на применении подхода взаимодействия средовых компонент, включающих определенные составляющие, которые характеризуются функциональным назначением. Подход акцентирует внимание на необходимости установления прямой связи между объектом инфраструктуры, являющимся определяющим началом предоставления туристских услуг яхтенного туризма -морские путешествия и объектами, которые способствуют предоставлению отдыхающим дополнительных (среда материального обеспечения, техническая среда) и сопутствующих услуг (культурно-познавательная, экономико-правовая, учетно-финансовая, информационная среда). Особое место в модели занимает институциональная среда, назначение которой состоит в осуществлении общего управления развитием яхтенного туризма, путем применения системы инструментов регулирования, являющихся производными элементами контроля соответствующих министерств: курортов и туризма, транспорта, экологии и природных ресурсов, экономического развития, юстиции.

Инструмент «сертификации туристских услуг» представляет собой определенную «процедуру, которая подтверждает соответствие квалификационного уровня и качества услуг установленным требованиям государственного стандарта» [14]. Согласно Госстандарта «Правила сертификации туристских услуг» устанавливаются общие правила, принципы, порядок, схемы и методы проведения работ по сертификации туристских услуг, соответствующие ФЗ РФ «О защите прав потребителей», ФЗ РФ «О сертификации продукции и услуг», ФЗ РФ « О техническом регулировании», руководству ИСД/МЭК 2, стандартам ИСД 402, ИСД 90042. Согласно этим документам сегодня предусмотрены три сертификационные схемы, при этом для яхтенного туризма целесообразно применить: схему 1 - оценка мастерства исполнителя услуги, знаний технологической и нормативной документации (правила обслуживания с последующей выборочной проверкой результатов и инспекционного контроля), схему 2 - оценка процесса оказания туристской услуги с последующей выборочной проверкой результатов и инспекционного контроля. Инструмент «технический осмотр маломерных судов» направлен на определение их технической готовности в обеспечении безопасности туриста при оказании туристской услуги -морские прогулки и путешествия. При этом оценке подлежат: техническая документация на судно, вместительность, нормы и технические требования по грузоподъемности, допустимая мощность двигателей и их количество, максимальная высота волны по борту, оснащение спасательными, противопожарными, сигнальными средствами и навигационным оборудованием. При этом технический осмотр данных судов проводится при условии перерегистрации с другого региона страны, замены двигателя, истечении пяти лет с момента предыдущего осмотра, отсутствии сертификата, но при наличии документации испытаний на мореходные качества [15, 16]. Инструмент «экологическая ревизия» как качественно новый инструмент контроля за деятельностью предприятия, оказывающего услуги яхтенного туризма, предусматривает систематическое и регулярное проведение текущей качественно-количественной проверки соответствия деятельности предприятия действующим нормам, закрепленным в экологическом законодательстве России [17]. Инструмент «налоговые льготы» представляет собой полное или частичное освобождение предприятия, оказывающего услуги яхтенного туризма, от уплаты налогов в соответствии с нормами действующего законодательства. С точки зрения стимулирования экономической деятельности предприятий яхтенного туризма можно применить: скидки, обеспечивающие снижение налоговой базы при оплате; изъятие, представляющее возврат части ранее уплаченного налога, и налоговые каникулы, предусматривающие полное освобождение от уплаты налога в течение определенного периода времени. Использование этих налоговых инструментов относительно предприятий яхтенного туризма возможно, что соответствует нормам НК ст. 164 «размер ставок налога НДС и составляющие, влияющие на него», НК ст. 171 «налоговые вычеты, позволяющие плательщику вернуть часть уплаченных ранее средств от общей суммы», НК ст. 172 «порядок получения вычетов и их размер». Инструмент «правовое обеспечение» рассматривается с позиции систематизации законодательных нормативных актов, регулирующих предоставление услуг яхтенного туризма. Особое значение имеют акты, раскрывающие основные положения проектирования, строительства и эксплуатации объектов инфраструктуры яхтенного туризма [18-19], установление правил пользования водными объектами [20].

Техническая среда обеспечивает проведение технического обслуживания маломерных судов, их навигационного оборудования и предоставляет прогнозную информацию о погоде, способствуя проведению безопасных морских путешествий и прогулок. Среда материального обеспечения способствует проведению ремонтных работ маломерных судов, для чего используются мастерские, оснащенные соответствующим оборудованием, и склады, имеющие запас востребованных материалов и деталей. Культурно-познавательная среда способствует повышению уровня интеллектуального восприятия духовных ценностей, что достигается в процессе ознакомления и посещения объектов исторического наследия и досуга. Экономико-правовая среда обеспечивает оказание дополнительных услуг туристу, связанных с предоставлением юридических консультаций при осуществлении страховых операций при размещении и длительном хранении яхты. Учетно-финансовая среда обеспечивает банковское обслуживание туристов, осуществляя расчетно-кассовое обслуживание и предоставление микрокредитования. Информационная среда способствует проведению позитивной рекламной компании через социальные сети и средства массовой информации, способствуя привлечению потенциальных отдыхающих к получению услуг яхтенного туризма.

ВЫВОДЫ

Представлен авторский подход к обоснованию модели управления объектами инфраструктурного обеспечения развития яхтенного туризма, основанного на взаимодействии средовых компонент, которые характеризуются определенным набором составляющих, отличающихся функциональным назначением. Ядром модели является яхтклуб, деятельность которого приобретает определённое наполнение по мере совершенствования предлагаемых услуг, что происходит в процессе взаимодействия с составляющими средовых компонент. Данная модель предусматривает применение инструментов регулирования для обеспечения развития системы «цена-качество туристской услуги».

ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Результаты настоящего исследования можно применить при исследовании модели кластера яхтенного туризма с выделением зон экономического развития на основе принципа территориального зонирования с обоснованием предприятий, входящих в них.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева, О.А. Развитие инфраструктуры яхтенного туризма [Текст] / О.А. Алексеева. — Краснодар: Научный мир, 2015. — 268 с.

2. Богданов, П.Е. Сетевой подход в развитии туризма [Текст] / П.Е. Богданов // Экономика и общество в условиях модернизации: межд. научн-практ. конф.— Волгоград: Недра, 2016. — С. 4549.

3. Гавриленко, Е.Н. Проблемы и перспективы развития яхтенного туризма в России [Текст] / Е.П. Гавриленко // Проблемы менеджмента в современной России: межд. научн- практ. конф.— Ялта: ИРМ, 2014.— С. 67-72.

4. Давыдов, О.Г. Совершенствование управления развитием туризма в регионе [Текст] / О.Г. Давыдов // Экономика туристкой деятельности: межд. научн-практ. конф. — Ярославль: Наука, 2017. — С. 32-36.

5. Евреинов, О.Б. Комплексное развитие и совершенствование инфраструктуры туризма в регионе (г. Санкт-Петербург). Автореф. дис...канд. экон. наук. [Текст] - Санкт-Петербург, 2012. -23 с.

6. Козинцев, А.М. Проектное управление развитием инфраструктуры яхтенного туризма [Текст] / А.М. Козинцев. — Краснодар: Научный мир, 2016.—С.9-14 с.

7. Крылов, О.А. Рекреационный потенциал яхтенного туризма [Текст] / О.А. Крылов. — Сочи: Наука, 2016. — 202 с.

8. Орловская, К.С. Инфраструктурное обеспечение яхтенного туризма [Текст] / К.С. Орловская. — Сочи: Свитязь, 2012. - 188с.

9. Панкова, Г.Т. Развитие инфраструктуры яхтенного туризма [Текст] / Г.Т. Панкова // Экономика туризма: межд. научн- практ. конф.— Владивосток: Вымпел, 2014 — С. 56-59.

10. Попова, В.А. Государственно-частное партнерство в туризме [Текст] / В.А. Попова // Туристские кластеры как фактор развития экономики региона: межд. научн- практ. конф.— Ялта: ИСТЕР, 2015. — С. 78-83.

11. Саблин, М.Н. Яхтенный туризм как ресурс развития региона [Текст] / М.Н. Саблин // Менеджмент, туризм, экономика : межд. научн- практ. конф. — Москва: Наука, 2016. — С. 112-117.

12.Стоянов, С.А. Конкурентоспособность яхтенного туризма в России [Текст] / С.А. Стоянов // Туризм и экология: межд. научн-практ. конф. — Казань: Итиль, 2017. — С. 55-61.

13.Тельцева, А.В. Влияние качества туристских услуг на экономику дестинации [Текст] / А.В. Тельцева // Экономика в туризме : межд. научн- практ. конф. — Воронеж: ЛИНИТАН, 2012. — С. 24-28.

14.Сертификация туристских услуг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: М1р/^^у.пе^657630/Ш1^т /sertifíkatsiya_

15. Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги освидетельствования маломерных судов. Приказ МЧС РФ от 07.05.210 г., № 28343.

16. О государственном надзоре за спортивными парусными судами, прогулочными судами, освидетельствовании и государственной регистрации маломерных судов. Постановление Правительства РФ от 18.09.2013 г. № 820.

17. Закон об окружающей среде. Федеральный закон об экологической безопасности от 20.01.2001 г. — М.: Стандартинформ, 2017. - 43 с.

18. ГОСТ Р 57618.3-2017 Инфраструктура маломерного флота. Яхтенные порты. Эксплуатация. Требования безопасности. — М.: Стандартинформ,2017. - 10 с.

19. Национальная ассоциация судовладельцев. Проектирование и строительство причальных сооружений и инфраструктуры для водного туризма. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ship-owner.ru.

20. Об утверждении правил пользования водными объектами дляплавания на маломерных судах в Республике Крым. Постановление Совета Министров Республики Крым от 31.03. 2015г. № 149.

THE MANAGEMENT MODEL OF YACHT TOURISM INFRASTRUCTURE PROVIDING

Pashentsev A.I.1, Garmider A.A.2

1,2 V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Crimea

Annotation. The article analyzes existing approaches to the justification of the management model of yacht tourism infrastructure providing (object, system, project) with allocation of positive and negative features. The author's approach to justification of this model has been offered, which constructed on the basis of taking into account the specific variety of environmental components: institutional, cultural and informative, technical, information, economical and legal, accounting and financial, material providing and instruments of the regulating influence.

Keywords: yacht tourism, infrastructure providing, model, yacht wharf, environmental approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.