Научная статья на тему 'Перспективы сотрудничества государства и частного сектора в создании сети яхтенных марин в АР Крым'

Перспективы сотрудничества государства и частного сектора в создании сети яхтенных марин в АР Крым Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
57
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственночастное партнёрство / устойчивое развитие / яхтенный туризм / проекты / державно-приватне партнерство / сталий розвиток / яхтовий туризм / проекти

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — А. Н. Казак

В статье рассмотрены основные проблемы использования государственночастного партнёрства в контексте задач развития яхтенного туризма на национальном и региональном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — А. Н. Казак

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

У статті розглянуто основні проблеми використання державно-приватного партнерства у контексті завдань розвитку яхтового туризму на національному та регіональному рівнях.

Текст научной работы на тему «Перспективы сотрудничества государства и частного сектора в создании сети яхтенных марин в АР Крым»

А. Н. Казак,

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, РВУЗ «Крымский гуманитарный университет» (г. Ялта)

УДК 379.025.75:304.318(407.08)

ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВА И ЧАСТНОГО СЕКТОРА В СОЗДАНИИ СЕТИ ЯХТЕННЫХ МАРИН В АР КРЫМ

(Ц^новными официальными документами, отражающими актуальность развития яхтенного туризма на национальном и региональном уровнях, являются Транспортная стратегия Украины на период до 2020 года, Концепция «Развитие яхтенного туризма в Автономной Республике Крым» на период 2011-2020 годов, различные международные транспортные договорённости, конвенции («Синергия Черного моря»), документы различных транспортных агентств Европейского сообщества. В них указывается на необходимость обеспечения развития национального морского транспорта и портов как стратегически важного для государства сегмента в инфраструктуре транспорта.

Яхтенный туризм характеризуется наличием основных компонентов: инфраструктурных объектов (яхтенные марины и стоянки, заправочные станции, ремонтные базы), яхтенного флота (региональный и в виде судов въездного яхтенного туризма), субъектов контроля (таможенная и пограничная службы - в качестве обслуживания въездного и выездного яхтенного туризма), кадрового обеспечения и информационной поддержки.

20/Я//

На сегодняшний день не все компоненты яхтенного туризма на территории Автономной Республики Крым характеризуются достаточной степенью развития.

Так, в регионе ограничено количество инфраструктурных объектов, которые фактически осуществляют или в краткосрочный период могут оказывать услуги по стоянке и обслуживанию яхт.

Обслуживание яхтенного туризма на территории Автономной Республики Крым в настоящее время потенциально может осуществляться незначительным количеством предприятий, таких, как ГП «Ялтинский морской торговый порт» (далее Ялтинский МТП); ОАО «Бухта Двуякорная», г. Феодосия, п. Орджоникидзе; ООО «Международная морская ассоциация «Мыс Горн», г. Керчь; ГП «Евпаторийский морской торговый порт» (далее Евпаторийский МТП). При этом из вышеперечисленных объектов единственным фактически функционирующим является Ялтинский МТП. Заправочные станции (нефтеналивные бункеровщики) для заправки яхт и катеров на территории Крыма отсутствуют. По оценкам экспертов, минимальная потребность Украины в нефтеналивных бункеровщиках составляет 8-10 объектов для побережья Чёрного моря.

О недостаточном уровне развития яхтенного туризма в регионе свидетельствует тот факт, что фактический объём обслуживаемых в Автономной Республике Крым яхт не может быть определён, так как официальная статистическая информация по обслуживанию яхт не осуществляется. По экспертным оценкам, за период с 2007 по октябрь 2010 года в Автономной Республике Крым было обслужено всего 267 яхт по въездному туризму (информация предоставлена без учёта Севастополя). Основными сдерживающими факторами по обслуживанию въездного яхтенного туризма являются несовершенство законодательной базы в отношении въездного яхтенного туризма и недостаточное количество пунктов пропуска через государственную границу.

В Украине отсутствуют общегосударственные нормы и стандарты по отношению к требованиям к строительству и оснащению яхтенных марин, что может привести к созданию объектов, не отвечающих применяемым нормам и правилам. Немаловажной проблемой является также недостаточная информационная поддержка развития яхтенного туризма в Автономной Республике Крым. В настоящее время по этой тематике отсутствуют такие информационные ресурсы, как интернет портал, справочные материалы, каталоги, карты, схемы, буклеты, не осуществляется продвижение направления яхтенного туризма на международных туристических выставках и через иные информационные каналы.

Методологическая основа развития яхтенного туризма содержится в работах таких учёных, как С. Быстров, В. Воскресенский, М. Морозов. Экономисты М. Воронцова, Л. Калинина, Е. Колбовский, В. Степа-ницкий проанализировали современное состояние морского маломерного транспорта, яхтенного туризма и инвестиционный потенциал в этой сфере. Анализу выработки стратегий развития яхтенного туризма в регионе посвящены работы А. Саака, В. Селиванова, И. Черкасовой, В. Шарафут-динова [3-8].

Вместе с тем остаются недостаточно проработанными вопросы осуществления технико-экономического обоснования инвестиционных решений в сфере яхтенного туризма. Количество яхт под флагом Украины является незначительным, их увеличение в краткосрочной перспективе крайне затруднено по следующим причинам: производственный потенциал строительства судов в Автономной Республике Крым существует, но является недостаточно развитым; стоимость судов является высокой, и покупательная способность на внутреннем рынке, с учётом особенностей регистрации судов под украинским флагом, невысока.

Целью статьи является определение ключевых проблем, целей, приоритетов

развития яхтенного туризма в Автономной Республике Крым с точки зрения интересов Украины и Автономной Республики Крым.

Яхтенный туризм является составной частью транспортного и туристического комплексов Автономной Республики Крым, он должен развиваться опережающими темпами с целью содействия дальнейшему экономическому и социальному развитию Крыма и преобразованию его в международный центр туризма, отдыха и санаторно-курортного оздоровления. Яхтенный туризм - одно из ведущих направлений туризма. Для Автономной Республики Крым туристическая отрасль является приоритетной отраслью экономики, обеспечивающей стабильное развитие региона.

Климатические условия, значительная протяжённость береговой линии и интерес яхтенных туристов к акватории Чёрного моря обусловливают перспективность разви-тия яхтенного туризма в Автономной Республике Крым. Создание новых объектов яхтенного туризма возможно путём исполь-зования территорий существующих портов, портопунктов и причалов на базе неза-действованных земельных участков и существующих берегоукрепительных сооружений.

Яхтенные суда являются судами маломерного флота и могут использовать для стоянок существующие причалы маломерного флота. В Автономной Республике Крым зарегистрировано 262 причала маломерного флота. Однако оценка состояния и потенциала для использования существующих причалов с целью развития яхтенного туризма в настоящее время не осуществлена.

Развитие инфраструктурных объектов на базе существующих портов, портопунктов и причалов возможно при наличии заинтересованности собственников и балансодержателей этих объектов, а также при решении вопросов о расширении земельных участков для размещения объектов.

По оценкам экспертов - представителей Азово-Черноморской экологической инспекции - в Автономной Республике Крым зарегистрировано около 3-4 тысяч маломерных судов; при этом в целом в Украине

зарегистрировано порядка 85 тысяч судов маломерного флота. Большинство из них -лодки, шлюпки, водные велосипеды. Важным звеном в развитии яхтенного туризма является наличие производственной базы для строительства и ремонта маломерных судов.

В Автономной Республике Крым производством маломерных судов занимаются предприятия, расположенные в Феодосии: ГП КТБ «Судокомпозит», ОАО «Приморец», ОАО ФСК «Море», ГП «Стеклопластик», ГП «Керченский судоремонтный завод». Однако, как показывает анализ, уровень производства маломерных судов в регионе является незначительным и в перспективе должен быть увеличен.

Крымское правительство собирается приступить к развитию яхтенного туризма. Крым нуждается в инвестициях на сумму от 280 до 311 миллионов евро на развитие яхтенного туризма. Программа предусматривает создание до 2020 года сети яхтенных марин и стоянок, в том числе 11 яхтенных марин, 4 яхтенные стоянки, 4 заправочные станции, которых сейчас в Крыму нет ни одной. Также планируется организовать производство судов маломерного флота в количестве не менее 200 яхт. Кроме того, запланировано создание яхтенного флота на территории Крыма в количестве 2000 судов.

Целью подобного проекта является развитие Крыма как центра яхтенного туризма международного уровня, а это, кроме финансовой выгоды, также приведёт к созданию новых рабочих мест и улучшит инвестиционную привлекательность полуострова. Что касается стоимости задуманного проекта, то финансовые вложения из бюджета ещё не просчитывались.

Также при создании и эксплуатации инфраструктурных объектов яхтенного туризма необходимо наличие квалифицированного персонала. Как показывает анализ, десять высших учебных заведений Украины специализируются на подготовке кадров в сфере морской деятельности. Кроме того, в Украине действует 52 учебно-тренажёрных заведения, подготовка в кото-

рых отвечает международным и национальным требованиям. Указанное количество учебных заведений может быть активно использовано для подготовки кадров, необходимых для развития яхтенного туризма в Автономной Республике Крым.

Значительный вклад в активизацию яхтенного туризма в Автономной Республике Крым может оказать развитие въездного туризма, который способен в краткосрочной перспективе обеспечить увеличение количества яхт у берегов Крыма. В настоящее время в Автономной Республике Крым существуют следующие пункты пропуска: отдел пограничной службы «Евпатория» -2/2 (въезд/выезд), отдел пограничной службы «Ялта» - 3/3 (въезд/выезд), отдел пограничной службы «Феодосия» - 3/3 (въезд/выезд), отдел пограничной службы «Керчь» - 3/3 (въезд/выезд). Однако, согласно информации Крымской таможни, маломерные суда обслуживают только пункты пропуска в городах Евпатория и Ялта. При развитии яхтенного туризма в Автономной Республике Крым количество пунктов пропуска через государственную границу и их пропускная способность должны быть значительно увеличены.

Яхтенный туризм требует формирования положительного имиджа региона как международного центра туризма и наличия активной информационной поддержки всех участников яхтенного туризма.

Проект «Марина в Крыму», в разработке которого участвовал автор этой статьи, выполнен на базе Центра экономических исследований РВУЗ «Крымский гуманитарный университет» (г. Ялта). Привязка к конкретным технико-экономическим показателям произведена по условиям строительства марины в посёлке Гурзуф. Проект занял II место на конкурсе бизнес-планов, организованном ТПП и Министерством экономики АР Крым, и может стать пилотным как для Крыма, так и для других причерноморских регионов Украины.

Проект «Марина в Крыму» преследует следующие цели: 1) создание конкурентно-способной марины (яхтенного порта и

сопутствующей инфраструктуры); 2) повышение привлекательности морских курортов Крыма как курортов международного уровня; 3) развитие транспортной инфраструктуры в Автономной Республике Крым, стимулирование строительства яхтенных марин и стоянок, подготовка специалистов, обслуживающих яхты и оказывающих сервисные услуги; 4) привлечение инвестиций в Автономную Республику Крым, увеличение поступлений налогов и сборов в бюджеты всех уровней; 5) увеличение уровня занятости местных жителей.

Создание Марины должно обеспечить развитие пгт. Гурзуф как высококлассного курорта на качественно ином уровне. Причина того, что в Гурзуфе не сложилась застройка береговой линии, причина исчезновения зданий, которые в конце XIX -начале XX веков уже начинали строиться в прибрежной зоне, кроется в отсутствии защитных сооружений со стороны моря. Причём возникновение такого объекта было вполне обосновано, если учитывать, что в начале XX века Гурзуф развивался как популярный современный курорт, ведущий спор за клиентов с Ниццей и Монако.

В проекте предусмотрено строительство в Гурзуфе набережной протяженностью около 200 м с комплексом зданий, в которых должны расположиться важные компоненты сервисной инфраструктуры поселка. На первых этажах зданий будут располагаться 5 ресторанов и кафе, 4 магазина и 4 клуба (яхт-клуб, дайвинг-клуб, Центр водных видов спорта, Клуб Рыбаков). Речь идёт о создании новой, полноценно функциони-рующей рекреационной зоны, которая сможет кардинально изменить привлека-тельность Гурзуфа и привлечь туристов более высокого уровня. Безусловно, реалии-зация такого объекта увеличит доходы в местный бюджет, повысит благосостояние местного населения.

Строительство Марины с набережной и комплексом рекреационной инфраструктуры в прибрежной части исторического центра города является одним из ключевых моментов и неотъемлемой составной частью реконструкции, реставрации и сохранения

всего исторического ландшафта Гурзуфа. Общие характеристики проекта представлены в таблице № 1.

Таблица № 1

Характеристики проекта «Марина в Крыму»

Срок строительства объекта 3 года

Сложность сложный

Срок полной окупаемости проекта 3 года и 9 месяцев после ввода в эксплуатацию

Общая стоимость реализации проекта (строительство и оборудование) 18 525 000$

Площадь продаваемой недвижимости (апартаменты) 3200 м2

Площадь гостиницы Яхт-клуба 1300 м2

Площадь офисных помещений 500 м2

Площадь ресторанов и магазинов 1100 м2

Исторически сложившаяся застройка в районе улиц Ленинградской, Чехова и Гурзуфской бухты является уникальной для Крыма и при выполнении комплекса работ по реконструкции сможет играть роль мощного культурного и туристического центра. На набережной предусмотрено создание небольшой площади, где возможна установка сцены и проведение регулярных фестивалей, концертов и других культурных мероприятий, что является существенным фактором для полноценной жизни курорт-ного города и привлечения туристов. Яхт-клуб будет обеспечивать стоянку на воде для парусных и моторных судов длиной от 3 до 50 метров и осадкой до 3 м. Стационарные и наплавные пирсы смогут принять единовременно до 100 судов. Все места у пирса будут обеспечены подводом электропитания и воды. Для судов размером более 9 метров будут организованы боксы и причальные стенки.

Стоянка на суше с бесплатным спуском-подъёмом по первому требованию рекомендуется для судов длиной до 7 метров, установленных на автомобильные трейлеры. В клубе планируется наличие двух колёсных тракторов, которые позволят быстро спустить катер на трейлере по бетонному слипу в воду. Хранение катера на берегу продлевает срок службы его корпуса, кроме этого, отсутствуют проблемы нарастания водорослей на подводную часть судна. Наличие нескольких тракторов позволит не допускать очередей на спуск-подъём. Также в непосредственной близости от воды расположится площадка для хранения лёгких судов, таких, как надувные лодки и парусные швертботы. Для спуска/подъёма судов планируются бетонный слип (для судов на автотрейлерах) и железная дорога с соответствующей платформой (для тяжёлых парусных и моторных яхт).

Для разнообразных такелажных работ планируется использование козлового крана грузоподъёмностью 10 тонн и боут-лифта грузоподъёмностью 35 тонн. При подъёме более тяжёлых судов может быть оперативно вызван автокран грузоподъёмностью до 300 тонн.

Сервис-центр будет осуществлять многочисленные работы, связанные с ремонтом и сервисным обслуживанием двигательных установок судов, весь перечень корпусных работ от удаления царапин на судне или полной окраски до настила тиковых палуб. Одним из популярных видов работ является окраска подводной части судна необра-стающей краской. Кроме этого, силами береговой службы будут осуществляться все работы по сухой и мокрой чистке судна и его внутренних помещений, включая химчистку и полировку. Сервис-центр яхт-клуба предоставляет своим клиентам полный спектр услуг по ремонту и тюнингу корпуса судна и его двигательной установки. В распоряжении сервис-центра находится кран-балка грузоподъёмностью 10 тонн, боут-лифт грузоподъемностью 35 тонн, слип с лебёдкой и железной дорогой для спуска-подъёма судов

20/зУ/

шириной до 5 ми массой до 35 тонн, цех корпусного ремонта и слесарный цех.

Прогнозируемая ориентировочная цена продажи места долгосрочной аренды на срок до 20 лет для размещения яхты - от 90000$ в начале строительства объекта до 120000$ по завершению строительства. Прогнозируемая ориентировочная цена временной стоянки яхты в яхтенном порту - 3$ за 1 м. п. в сутки.

Отель яхтенной марины будет располагать 24 номерами, среди которых 20 двухместных, номер делюкс и 4 люкса. Также в начале эксплуатации отеля в его распоряжение поступают апартаменты, из них - три 1-комнатных и шесть 2-х комнатных, до момента их продажи (см. таблицу № 2).

Таблица № 2

Структура отеля и количество номеров яхт-клуба

№ Тип номера Кол-во номеров

1 Двухместный номер делюкс 20

2 Люкс 4

3 Апартамент 2-х комнатный 6

4 Апартамент 1-комнатный 3

5 Всего номеров 33

Проект предусматривает рекламную поддержку через специальные издания, каталоги, справочники, газеты, радио и телевидение. Планируется издание брошюр, создание сайта комплекса «Марина». Реклама услуг яхтенного порта, гостиницы для яхтсменов, услуг комплекса «Марина» будет осуществляться через яхтенные клубы и ассоциации, туристические агентства, участие в международных выставках по туризму и яхтам.

Расходы и доходы по проекту «Марина», расчёт эффективности проекта приведены соответственно в таблицах № 3 и № 4.

Таблица № 3

Расходы, доходы по проекту «Марина»

Расходы, доходы по проекту «Марина»,USD Всего

; Операционные расходы ; по строительству объекта 18 525 000

1 Расходы по эксплуатации | комплекса «Марина» 9 630 383

: Налоги 856 405

1 Проценты по кредиту (15%) 1 851 600

; Возврат кредита 8 395 000

; Итого расходы: 39 258 388

1 Приход 49 118 441

! Начальные инвестиции 3 600 000

; Кредит (15%) 8 395 000

! Поступления от продаж 40 72 3 441

1 Чистая прибыль 9 860 052

i Ставка дисконта 15%

: Всего инвестиций 11 995 000

; IRR 36%

: NPV 4 782 157

Таблица № 4 Расчёт эффективности проекта

Периоды, год Чистый накопленный доход Объём продаж '.......................... Доходность проекта ROI Рентабельность Год

0 -3600000 -1.00 0,00% 2009

1 -3600400 0 -1.00 0.00% 2010

2 -3601050 900000 -1.00 -84,73% 2011

3 -3429875 4250000 -0.95 -24.14% 2012

4 5982985 14208656 1.66 137.14% 2013

5 8021243 4362750 2.23 178,27% 2014

6 9860052.73 4499592 2.74 219.13% 2015

Осуществление таких проектов позволит поддержать предпринимателей и, следовательно, сохранить немалое количество рабочих мест, что, в свою очередь, благоприятно скажется на покупательной способности населения.

Автономной Республике Крым имеется потенциал в сфере проектирования и строительства объектов морской инфраструктуры яхтенных марин. Проектирование и строительство объектов, при наличии подготовленных проектов, возможно в значительных объёмах. Наличие яхтенных портов на побережье на расстоянии около 20 миль друг от друга создаст оптимальные условия для развития яхтинга и судоходства, что будет способствовать популярности этого вида спорта. Продуманный подход к отбору, финансированию и реализации инновационно-инвестиционных проектов такого рода способен увеличить эффективность экономики на региональном и национальном уровнях.

Преспективы продолжения исследования мы видим в определении критериев отбора, финансирования и реализации лучших проектов, разграничения сферы деятельности государства и частного бизнеса в процессе развития инфраструктуры яхтенного туризма. Необходимо решить задачу гармонизации интересов государства и бизнеса, сохраняя при этом естественную разницу в правах на источники и объекты финансирования проекта, материальную и интеллектуальную продукцию. Важным является определение перспективных направлений международной специализации Украины на мировых рынках транспортных, в частности, яхтенных услуг с учётом имеющихся и потенциальных конкурентных преимуществ.

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены основные проблемы использования государственно-частного партнёрства в контексте задач развития яхтенного туризма на национальном и региональном уровнях.

Ключевые слова: государственно-частное партнёрство, устойчивое развитие, яхтенный туризм, проекты.

АНОТАЦ1Я

У стат розглянуто основт проблеми використання державно-приватного партнерства у контексп завдань розвитку яхтового туризму на нацюнальному та региональному р1внях.

Ключовi слова: державно-приватне партнерство, сталий розвиток, яхтовий туризм, проекти.

SUMMARY

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article describes the main problems of using public-private partnership within the context of yacht tourism development at national and regional levels.

Keywords: public-private partnerships, sustainable development, yacht tourism projects.

ЛИТЕРАТУРА

1. Транспортна стратепя Украши на перюд до 2020 року (схвалено розпоряд-женням Кабшету Мiнiстрiв Украши ввд 20 жовтня 2010 р. N 2174-р) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://search. ligazakon.ua.

2. Концепция «Развитие яхтенного туризма в Автономной Республике Крым» на период 2011-2020 годов» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// www.ark.gov.ua.

3. Бирман Г. Экономический анализ инвестиционных проектов : пер. с англ. / Г. Бирман, С. Шмидт. - М. : Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007. - 631 с.

4. Ильина Е. Н. Туроперейтинг : организация деятельности / Е. Н. Ильина. -М. : Финансы и статистика, 2007. - 260 с.

5. Каурова А. Д. Организация сферы туризма : учеб. пособие / А. Д. Каурова. -СПб. : Герда, 2006. - 382 с.

6. Лавриненко И. Антикризисные инициативы [Электронный ресурс] / И. Лавриненко. - Режим доступа : http://expert.ru/ printissues/ukraine.

7. Саак А. Э. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме / А. Э. Саак. -М., 2007. - 597 с.

8. Селиванов В. В. Перспективы яхтенного туризма в Крыму [Электронный ресурс] / В. В. Селиванов. - Режим доступа : http://www.blackseatrans.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.