УДК 379.85
Г.А. Гомилевская1 Ю.В. Дмитриенко2
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток. Россия
Формирование туристской идентичности г. Владивостока в контексте бренда: «Владивосток - морские ворота России»
Разработка и решение проблем формирования имиджа регионов (городов) в настоящее время становятся все более актуальными. В статье рассматриваются проблемы и перспективы развития морского туризма в г. Владивостоке в контексте бренда: «Владивосток - морские ворота России». Проведен анализ текущего состояния перспективных направлений морского туризма в городе и предложены меры, способствующие решению проблем их развития. Авторами статьи предложены мероприятия, призванные формировать и позиционировать бренд города Владивостока как морских ворот России.
Ключевые слова и словосочетания: имидж территории, формирование бренда, морской туризм, яхтенный туризм, круизный туризм.
G.A. Gomilevskaya Yu.V. Dmitrienko
Vladivostok State University of Economics and Service Vladivostok. Russia
The formation of Vladivostok tourist identity in the context of the brand: «Vladivostok - marine gate of Russia»
At the present time the formulation and resolution of formation regions (cities) image are becoming more important. The article considers the problems and prospects of development of marine tourism in Vladivostok in the context of the brand: «Vladivostok - marine gate of Russia». In the article was analyzed the present state of promising directions of marine tourism in the city and was offered the measures that can facilitate a solution to the problems of their development. The authors of the article offer the measures that promote the formation and positioning of the brand of Vladivostok as a marine gate of Russia.
Keywords: image of the territory, formation of the brand, marine tourism, yacht tourism, cruise tourism.
1 Гомилевская Галина Александровна - канд. экон. наук, доцент кафедры туризма и гостинично-ресторанного бизнеса Владивостокского государственного университета экономики и сервиса; e-mail: [email protected].
2 Дмитриенко Юлия Владимировна - магистрант кафедры туризма и гостинично-ресторанного бизнеса; e-mail: [email protected].
Туристский межотраслевой комплекс является одной из наиболее быстрорастущих отраслей экономики. Развитие туризма на территории рассматривается как источник финансовых доходов бюджетной системы Российской Федерации, средство повышения занятости и качества жизни населения, способ поддержания здоровья граждан, основа для развития социокультурной среды, мощный инструмент просвещения и формирования нравственной платформы развития гражданского общества [1], а также основа для формирования бренда территории.
Поиск путей развития туристской деятельности и обоснование возможностей превращения туризма в один из факторов устойчивого социально-экономического развития территорий приводят к необходимости разработки маркетинговых программ по качественному формированию брендов данных территорий. Брендинг территории существенно влияет на экономику регионов и является современным инструментом привлечения к ее возможностям внимания внешних и внутренних потребителей услуг.
Традиционно, эффекты от брендинга территорий по сферам деятельности регионов, в том числе для сферы регионального и местного управления, представляются следующим образом (таблица 1).
Таблица 1
Эффекты от брендинга территории по сферам деятельности [2]
Сферы деятельности Показатели эффекта от брендинга территории
Туристская - рост доходов от туризма; - увеличение средневзвешенных затрат одного туриста на территории; - рост числа внутренних и внешних туристов
Инвестиционная и предпринимательская
Социокультурная - предпосылки к росту численности населения; - рост числа новых рабочих мест и числа занятых; - рост взаимного доверия среди населения территории; - усиление значимости культурно-исторического наследия территории; - повышение культуры обслуживания туристов населением и предпринимателями; - улучшение качества жизни населения территории
Экологическая - рост возможностей по сохранению качества окружающей среды, соблюдению экологического баланса территории; - активизация деятельности территориальной администрации по улучшению экологической ситуации
Регионального и местного управления - рост валового регионального продукта (ВРП); - рост рыночной стоимости территориальных ценных бумаг; - пополнение местного бюджета; - рост рейтинга территории; - рост доходов бюджета от роста налогов; - рост доверия к территориальным органам власти
Источник: сост. по [2].
Имидж территории в настоящее время становится реальным и чрезвычайно важным фактором развития экономики. Происходит это в связи с ростом значения информации для обеспечения конкурентных преимуществ хозяйствующих и политических субъектов. Имидж территории, ее репутация в отечественных и зарубежных общественно-политических и деловых кругах становятся основополагающими факторами продвижения общегосударственных и региональных внешнеэкономических и политических проектов, важнейшим конкурентным ресурсом для налаживания партнерских отношений [3].
Рекреационно-географическое положение Владивостока и уникальность его туристских ресурсов - важнейшая составляющая устойчивого развития города, повышения качества жизни его населения, формирования имиджа города как центра морского туризма Дальневосточного федерального округа (далее ДФО), а также создания и позиционирования бренда «Владивосток - морские ворота России».
Привлекательность г. Владивостока подтверждается его позициями в различных рейтингах. Например, в национальном всероссийском проекте «Город России», который направлен на выбор наиболее значимого, узнаваемого и символичного города России, с помощью голосования интернет-пользователей Владивосток занял 2-е место [4]. В свою очередь, журнал «Forbes» включил Владивосток в десятку лучших российских городов для отдыха и поставил его на 5-е место [5]. По данным Национального Туристического Рейтинга, направленного на исследование туристского потенциала и привлекательности субъектов Российской Федерации, среди отечественных и иностранных туристов Владивосток вошел в первую группу рейтинга и занял 14-е место из 85 [6]. Лидирующие позиции Владивостока в данных рейтингах свидетельствуют о крайней привлекательности и высоком туристском потенциале города.
Несомненно, созданию положительного имиджа Владивостока будет способствовать его продвижение как центра морского туризма в ДФО. Владивосток располагает наиболее благоприятными на Дальнем Востоке России природно-климатическими условиями, территориями и окружающими его акваториями, которые обладают большим потенциалом для развития морского туризма [7]. Эффективное использование морских ресурсов региона, развитие круизного и яхтенного туризма в ДФО и, в частности, во Владивостоке имеют большое экономическое значение и предоставляют дополнительные возможности в свете принятия Федерального закона «О свободном порте Владивосток», который вступил в силу 12 октября 2015 г. Согласно закону на территории порта действует 8-дневный упрощенный визовый въезд в Российскую Федерацию и нахождение в любых регионах страны в течение 8 дней [8].
На сегодняшний день Владивосток может служить «туристическим хабом» для других регионов РФ: приехав во Владивосток на пароме или пассажирском судне, прилетев на самолете или приехав на автобусе, иностранный турист затем может отправиться в Москву, в Петербург, в Хабаровск, Сочи, Крым или на Байкал [6].
«Визитной карточкой» города и порта является морской вокзал, представляющий собой технологически связанную часть действующего пассажирского «транспортного хаба». морской вокзал можно назвать «морскими воротами Приморского края».
Прорывной идеей для совместной реализации администрацией и частным бизнесом бренда «Владивосток - морские ворота России» должно стать продвижение Владивостока не только как транзитного порта, но и полное его превращение в «turn around port» - порт высадки/посадки круизных пассажиров. Данную идею возможно реализовать с учетом упрощенного визового режима в рамках ФЗ «О свободном порте Владивосток» в связке пассажирского хаба, включающего Морской вокзал и новый международный аэропорт Владивосток, с действующими и планируемыми к вводу в эксплуатацию в среднесрочной перспективе 5-звездоч-ными гостиницами [9].
Говоря о морском туризме, необходимо отметить, что в настоящее время существует множество его форм и видов. Некоторые из них успешно развиваются стихийно, другие требуют больших усилий со стороны государства и частного бизнеса. наиболее перспективными для туристского рынка Владивостока могут являться следующие виды морского туризма:
1. Яхтенный туризм.
Яхтенный туризм обращает на себя повышенный интерес со стороны жителей города и его гостей, а в период проведения в городе праздников и зрелищных мероприятий вносит дополнительный колорит в общий облик Владивостока.
На сегодняшний день во Владивостоке существует 4 яхт-клуба, где развивается парусный спорт. Флагманом развития парусного спорта и штаб-квартирой Приморской федерации является яхт-клуб «Семь Футов». Яхт-клуб «Семь Футов» признан Всероссийской Федерацией парусного спорта как ведущий яхт-клуб России и неоднократно признавался лучшим организатором соревнований.
Приморская Федерация парусного спорта проводит около 40 соревнований городского, краевого, всероссийского и международного уровня.
Несмотря на привлекательность и перспективность данного направления морского туризма, его развитию в городе препятствуют ряд проблем (табл. 2).
Таблица 2
основные проблемы развития парусного спорта в г. владивосток [7]
№ Проблема Краткая характеристика
1 2 3
1 Отсутствие марин с развитой инфраструктурой - состояние инфраструктуры г. Владивостока не позволяет удовлетворить потребности в развитии яхтинга; - состояние прибрежных территорий ограничивает возможности проведения всероссийских и международных соревнований по парусному спорту
2 Несовершенство нормативно-правовой базы РФ, в том числе:
2.1 Плавание и стоянка иностранных яхт во внутренних и морских водах и в территориальном море Только с 17 мая 2013 г. после внесения изменений в ст. 9 Закона «О Государственной границе» (фактически с 2014 г. после выходов подзаконных нормативных актов) появилась возможность встречать иностранные яхты во Владивостоке. До этого изменения иностранная яхта могла только зайти в порт, постоять в пункте пропуска порта на необорудованном для яхты пирсе и уйти
Окончание табл. 2
1 2 3
2.2 Водопользование После Постановления Правительства от 11 октября 2012 г. № 1039 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам предоставления водных объектов в пользование и ведения государственного водного реестра была исключена монополия владельцев земельных участков, прилегающих к водным акваториям, на пользование данными акваториями
Источник: сост. по [7].
В таблице 3 представлены меры и проекты, способствующие решению проблем развития парусного спорта в г. Владивостоке.
Таблица 3
Меры, направленные на решение проблем развития парусного спорта
в г. владивостоке [10]
№ Мера Проекты
1 Разработка единой системы классификации яхт, унифицированной с системами основных мировых классификационных обществ в целях недопущения разногласий при взаимном определении класса яхты в международном судоходстве - международный центр водных видов спорта в бухте Федорова; - общественно-спортивный комплекс с яхтенной мариной в б. Безымянной
2 Разработка системы миграционных карт для выдачи виз и проставления отметок о пересечении границы для иностранцев, прибывающих в Россию на яхте
3 Разработка НПА на введение временных разрешений на заход и плавание в территориальном море РФ для яхт под иностранным флагом
Несмотря на существующие проблемы яхтенного туризма, у Владивостока в данной сфере имеются широкие возможности и перспективы развития (табл. 4).
Таблица 4
возможности и перспективы развития яхтенного туризма в г. владивосток [7]
№ Перспективы развития Характеристика
1 2 3
1 Увеличение количества международных и всероссийских регат - проведение в 2016 году этапа Национальной Парусной Лиги; - участие Владивостокских крейсерских яхт в международных регатах в Южной Корее, Японии, Китае, Гонконге и Тайланде; - проведение в порту Владивостока первой международной регаты больших учебных парусных судов мира с посещением портов стран АТР, куратором которой выступает морской государственный университет
Окончание таблицы 4
1 2 3
2 Увеличение потока путешествующих по миру иностранных яхт - большой интерес к городу участников кругосветных путешествий; - совершенствование процедуры таможенного оформления
Источник: сост. по [7].
Необходимо сделать акцент на том, что в 2011 г. Приморская Федерация парусного спорта получила патент на слоган «Владивосток - Парусная столица России». Ни один другой город не имеет права использовать его, и задача администрации г. Владивостока и частного бизнеса состоит в том, чтобы совместными усилиями сделать все, чтобы город полностью соответствовал данному слогану [7]. Таким образом, с уверенностью можно сказать, что Владивосток имеет все шансы стать восточными морскими воротами россии для иностранных яхт.
2. Круизный туризм.
Страны, имеющие выход к морю, ведут жёсткую конкурентную борьбу за возможность принимать у себя круизные лайнеры. В свою очередь, это позволяет странам зарабатывать миллиарды на принятии круизных туристов.
Высокая привлекательность круизных услуг объясняется тем, что судно -транспортное средство, одновременно позволяющее решить несколько проблем -проживания и питания, которые являются самыми дорогими составляющими любого путешествия. К тому же, что немаловажно для экономики, бюджет региона, принимающего круизные лайнеры, пополняется доходами от оборотов турфирм, музеев, магазинов, ресторанов, транспортных компаний.
В силу своего географического положения Владивосток имеет уникальные перспективы и предпосылки для повышения привлекательности круизного туризма. Однако отсутствие инфраструктуры для приема крупных круизных лайнеров тормозит развитие круизного туризма в городе: отсутствуют причальные стены для круизных лайнеров такого уровня, как «Quantum of the Seas» и судов класса «Voyager». К примеру, в 2013 и 2014 гг. суда класса «Voyager» планировали зайти в порт Владивосток 5-7 раз за сезон, но не зашли по причине недостатка глубины у причала Морского вокзала порта Владивосток [11].
В целях совершенствования нормативного регулирования деятельности по развитию круизного туризма, увеличения количества круизных маршрутов, а также увеличения количества туристов в целом необходимо предпринять ряд мер (табл. 5).
огромным плюсом в пользу развития круизного туризма и его колоссальным преимуществом является уже решённый визовый вопрос, что открывает круиз-ным туристам все двери для путешествий. Но для того, чтобы вернуть круизные компании во Владивосток и вызвать интерес, необходимо предпринять реальные действия по улучшению инфраструктуры и качества оказываемых услуг, что поможет сделать порт Владивосток конкурентоспособным и привлекательным для мировых круизных компаний.
Таблица 5
Меры и проекты, направленные на решение проблем развития круизного
туризма в г. владивостоке [10]
№ Мера Проекты
1 определение в Кодексе внутреннего водного транспорта РФ понятий «морское круизное судоходство» и «морское круизное судно» - пассажирский терминал в б. Парис; - глубоководный пассажирский терминал на о. Русский; - создание центра международного морского туризма во Владивостоке; - дноуглубительные работы причала Морского вокзала порта Владивосток; - установка интерактивных карт на остановках; - реставрация объектов показа; - создание центра целенаправленного развития местных обычаев и культуры русских традиций
2 Внесение изменения в Федеральный закон от 31.07.1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»: - добавить статью «Плавание и стоянка иностранных судов во внутренних морских водах и в территориальном море с целью туризма»; - наделить федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере туризма (Ростуризм), полномочиями по выдаче разрешений на осуществление туризма во внутренних морских водах и территориальном море РФ
3 Разработка порядка выдачи разрешений на осуществление туристских маршрутов по принципу «одного окна», с установлением максимального количества пунктов, разрешенных для захода российских и иностранных круизных судов
4 Внесение изменения в Федеральный закон от 1.04.1993 г. № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации»: - дополнить ст. 17 после слов «транспортных средств» словами «кроме пассажиров судов, участвующих в групповой туристической программе»; - внести изменения в подзаконные нормативно-правовые акты, с целью отмены требования получения пропусков в пограничные зоны для лиц, осуществляющих групповые туристические программы на российских и иностранных круизных судах
5 Оптимизация процедур пограничного, таможенного контроля при работе с круизными судами в части максимального сокращения срока их прохождения
Источник: сост. по [10].
3. Водные виды спорта.
Еще одним источником для развития морского туризма являются водные виды спорта и связанный с этим событийный туризм. Событийный туризм во Владивостоке развивается быстрыми темпами. Многие мероприятия стали уже традиционными и знаковыми, например, фестиваль «Лето на Русском», в рамках которого проходит чемпионат мира по аквабайку [12].
В целях развития событийного туризма в Приморском крае, а также привлечения зарубежных и иногородних туристов ежегодно во Владивостоке проводится около 10 международных спортивных мероприятий. Данные мероприятия не только привлекают во Владивосток большое количество туристов, но и являются важнейшим ресурсом для развития событийного туризма - одной из самых высокорентабельных составляющих рынка туризма и гостеприимства [13].
В перспективе туристы будут не только наблюдать со стороны, но и непосредственно участвовать в проводимых мероприятиях. Однако для действительной реализации данной перспективы необходимо [12]:
- построить доступные места базирования и места для проката и хранения каяков, аквабайков;
- разработать новые и интересные туристам маршруты;
- обеспечить места отдыха квалифицированными тренерами;
- разработать доступную тарифную политику и рекламу.
Только после претворения вышеприведённых мер в жизнь можно рассчитывать на то, что туристы с удовольствием будут заниматься водными видами спорта и оставлять дополнительные деньги, что, безусловно, играет важную роль в развитии экономики региона.
4. Пляжный туризм.
В Приморском крае в рамках разработки целевой программы развития внутреннего и въездного туризма на 2011-2016 годы, прежде всего, были определены приоритетные направления туризма, среди которых был выделен пляжный туризм и, что немаловажно для Приморского края в целом и для Владивостока в частности, такие направления, как развитие прибрежных и водных видов отдыха и спорта, развитие круизного и яхтенного туризма [14].
Приморский край обладает уникальными природными ресурсами, среди которых, прежде всего, следует выделить морское побережье: на долю морских границ в крае приходится около 1500 км, при этом общая протяженность морского побережья, пригодного для организации пляжно-купальной рекреации, составляет почти 900 км, что предопределяет пляжный туризм как наиболее популярный и востребованный в Приморье [15].
Как и все виды морского туризма, развитие пляжного туризма во Владивостоке также сталкивается с проблемами неразвитости инфраструктуры и несовершенства нормативно-правовой базы, регулирующей данную сферу.
5. Экологический морской туризм.
Говоря об экологическом морском туризме, нельзя не отметить перспективность экскурсионных маршрутов морского туризма. Тем не менее, развитие морского
туризма во Владивостоке практически невозможно с точки зрения транспортной доступности к местам и объектам туристского показа.
Направлений для развития морского экологического туризма множество, например, морские экскурсии в заповедники и океанариум ДВО РАН, морское такси для отдыха на островах, организованные рыбалки.
Проблемы, с которыми сталкивается бизнес (судовладельцы и туроператоры), представлены в табл. 6.
Таблица 6
Проблемы развития морского экскурсионного туризма в г. владивостоке [16]
№ Проблема Описание
1 Административные и законодательные барьеры в части лицензирования на право перевозки пассажиров маломерным флотом запрет на использование маломерного флота для экскурсий по воде. Согласно действующим нормам, каждое судно должно быть лицензировано, однако для получения лицензии требуется пассажирское свидетельство судна, не предусмотренное для маломерного флота
2 Отсутствие достаточного количества причалов для обеспечения безопасной и комфортабельной посадки пассажиров и туристов Отсутствие мероприятий по строительству, восстановлению и поддержанию имеющихся причалов
3 Неразвитая инфраструктура для организации яхт-клубов Отсутствие достаточного места для стоянки катеров и яхт, организации морских прогулок с территории яхт-клубов
Источник: сост. по [16].
С целью решения проблем развития морского туризма с использованием маломерного флота и обеспечения безопасности морского туризма рекомендуется принять следующие меры, представленные в табл. 7.
Таким образом, как видно из проведенного анализа перспективных видов морского туризма во Владивостоке, основная проблема, препятствующая развитию морского туризма, видится в острой необходимости развития пассажирской портовой, причальной и яхтенной инфраструктуры. В основу концепции развития инфраструктуры морского туризма во Владивостоке должны войти возрождение и реконструкция уже существующей системы базирования спортивных, туристических и прогулочных судов, создание элементов яхтенного сервиса, развитие отечественного яхтенного и малого судостроения, создание «марин».
В настоящее время на федеральном и региональном уровнях поднимаются вопросы создания портовой инфраструктуры, строительства и модернизации пассажирского флота, улучшения качества услуг, а также формирования бренда морского туризма России.
Таблица 7
Меры, направленные на решение проблем морского туризма с использованием маломерного флота [10]
№ Мера Проекты
1 Внесение изменения в проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 06.03.12 г. №193» - добавить понятие «прогулочные и развозные катера», в соответствии с классификацией судов Кодекса торгового мореплавания (далее КТМ) и Кодекса внутреннего водного плавания (далее КВВП) - скоростное пассажирское туристское сообщение «Владивосток - Славянка» для целей обслуживания международных туристов на линии Хуньчунь - Владивосток; - морское пассажирское сообщение «Владивосток -Славянка» для российских граждан
2 Внесение изменения в Кодекс торгового мореплавания РФ, исключив в ст. 7 КТМ РФ формулировку «может использоваться только в некоммерческих целях»
3 Выделение морского маломерного туризма как особого вида туристической деятельности с передачей функций по лицензированию такого вида деятельности Федеральному агентству по туризму
4 Принятие мер по усилению борьбы с нелицензиро-ванными перевозчиками пассажиров водным транспортом
5 Совершенствование нормативно-правовой базы сфер, связанных с развитием морского туризма в Приморском крае, в том числе по вопросу процедуры лицензирования услуги по пассажирским перевозкам с использованием маломерных судов в туристских целях
6 Произвести инвентаризацию морских маршрутов маломерного флота на водных объектах специального и общего пользования
Источник: Морской туризм свободного порта Владивосток: развитие и продвижение: резолюция I Междунар. форума, Владивосток, 3 декабря 2015 г.
Эффективному формированию и позиционированию бренда «Владивосток -морские ворота россии» будут способствовать продвижение и информационное сопровождение морского туризма свободного порта Владивосток, мероприятия которого могут включать в себя [10]:
- формирование и реализацию медиа-плана продвижения Владивостока как центра круизного и паромного туризма;
- использование побратимских связей Владивостока для организации круиз-ных/паромных линий;
- организацию в рамках проведения Тихоокеанского туристского форума (ТТФ) и Тихоокеанской туристской выставки Р1ТЕ-2016 тематической площадки с приглашением представителей круизных, паромных операторов и специализированных туроператоров;
- проведение в рамках Тихоокеанского туристского форума (ТТФ) презентации комплекса «Приморский океанариум»;
- предоставление услуг операторов такси на английском языке;
- размещение в маршрутных автобусах, соединяющих центральную площадь, привокзальную площадь Владивостока с основными достопримечательностями, информация на английском языке об автобусных маршрутах (остановках) и достопримечательностях, в том числе в виде интерактивных карт;
- организацию автобусных круговых маршрутов (circle bus tours) для круизных туристов;
- создание перечня туристско-экскурсионных программ для круизных туристов, включающих систему независимых причалов с привязкой к наиболее интересным объектам показа, разработку плана информационного обеспечения программ посещения, в том числе, с помощью интернет-продаж и мобильного гида.
Развитие морского туризма и формирование бренда «Владивосток - морские ворота России» не только повысят инвестиционную привлекательность региона, но и позволят в значительной мере укрепить международные связи в сфере туризма между Россией и странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
1. Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 г. № 941-р // Российская газета. - 2014. - 9 июня 2014 г.
2. Поспеловский, Д.В. Роль брендинга территорий в развитии экономики региона / Д. В. Поспеловский // Молодой ученый. - 2012. - №7. - С. 118-121.
3. Важенина, И.С. Имидж, репутация и бренд территории / И.С. Важенина. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2013. - 408 с.
4. Владивосток поднялся на второе место в рейтинге городов России // НОВОСТИ-КРАТКО.ру: регионы России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://novosti-kratko.raMadivostok/2016/01/25/151394-vladivostok-podnyalsya-na-vtoroe-mesto-v-rejtinge-gorodov-rossii.html.
5. Сервис с удовольствием: куда поехать в России, чтобы отдохнуть «как в Европе» // Forbes [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.forbes.ru/forbeslife-photogallery/dosug/281423-servis-s-udovolstviem-kuda-poekhat-v-rossii-chtoby-otdokhnut-ka/photo/5.
6. Национальный Туристический Рейтинг // Национальный Рейтинг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russia-rating.ru/info/9857.html.
7. Ермаков, И.м. Перспективы развития Владивостока как парусной столицы России / И.М. Ермаков // I Международный форум «Морской туризм свободного порта Владивосток: развитие и продвижение», Владивосток, 3 декабря 2015 г.
8. О свободном порте Владивосток: федер. закон Российской Федерации от 13 .07.2015 г. № 212-ФЗ // Российская газета. - 2015. - 15 июля 2015 г. - С. 13.
9. Нагорный, В.А. Морской вокзал Владивостока как точка опоры для развития кру-изного и паромного туризма свободного порта Владивосток // I Международный
форум «Морской туризм свободного порта Владивосток: развитие и продвижение». -Владивосток. - 2015. - 3 декабря.
10. Морской туризм свободного порта Владивосток: развитие и продвижение»: резолюция I Междунар. форума. - Владивосток. 2015. - 3 декабря.
11. Мамонова, Е.А. Повышение качества обслуживания круизных туристов в местах экскурсионного показа / Е.А. Мамонова // I Международный форум «Морской туризм свободного порта Владивосток: развитие и продвижение». - Владивосток. -2015. - 3 декабря.
12. Кушнир, А.А. Развитие морского туризма во Владивостоке: проблемы и перспективы // I Международный форум «Морской туризм свободного порта Владивосток: развитие и продвижение». - 2015. - 3 декабря.
13. Событийный туризм в Приморском крае // Приморский край [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tour.primorsky.ru/novosti/sobyitiynyiy_turizm_v_ рйтогекот_кгае.
14. Развитие внутреннего и въездного туризма в Приморском крае на 2011-2016 годы: краевая целевая программа // Российская газета. - 2011. - 16 ноября. - С. 7.
15. Гомилевская, Г.А. Нормативно-правовое регулирование пляжного туризма и функционирование объектов массового отдыха у воды (на примере Приморского края) / Г.А. Гомилевская, О.Б. Романова // Фундаментальные исследования. - 2015. -№ 11-3. - С. 563-568.
16. Солодовникова, н.н. Экскурсионное обслуживание морских перевозок: проблемы и перспективы // I Международный форум «Морской туризм свободного порта Владивосток: развитие и продвижение». - Владивосток. - 2015. - 3 декабря.
© Гомилевская, Г.А., 2016 © Дмитриенко, Ю.В., 2016
для цитирования: Гомилевская, Г.А. Формирование туристской идентичности г. Владивостока в контексте бренда: «Владивосток - морские ворота России» / Г.А. Гомилевская, Ю.В. Дмитриенко // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2016. - № 1. - С. 142-153.
For citation: Gomilevskaya, G.A. The formation of Vladivostok tourist identity in the context of the brand: «Vladivostok - marine gate of Russia» / G.A. Gomilevskaya, Yu.V. Dmitrienko // The Territory Of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service. - 2016. - № 1. - P. 142-153.
Дата поступления: 01.02.2016.