УДК 379.85
DOI dx.doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2017-3/71-85
ГА. Гомилевская1 ГА. Петрова2
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток. Россия
Морской туризм как составляющая туристского бренда «Восточное кольцо России»
В статье проведен анализ перспектив развития морского туризма на Дальнем Востоке России. Целью работы является определение научных и практических методов формирования и реализации морских туристских маршрутов на территории Дальнего Востока России в рамках туристского бренда «Восточное кольцо России». Методической основой работы является трансграничный подход к формированию международных морских туристских маршрутов, в работе использованы методы системного анализа, аналогии, моделирования. В работе выявлены рыночные тенденции развития морского туристского бизнеса, предпосылки создания туристского бренда «Восточное кольцо России», систематизированы региональные туристские бренды в рамках трансграничного маршрута «Восточное кольцо России», определены роль и место морского туризма в структуре трансграничного маршрута. В статье представлена модель межрегионального трансграничного сотрудничества на территории Дальнего Востока России. На основе комплексного анализа туристского рынка морских круизов в Дальневосточном регионе установлены причины недостаточно эффективного использования потенциала сотрудничества в рамках проекта «Восточное кольцо России». Научной новизной работы является модель разработки логической схемы формирования морских круизных маршрутов в рамках туристского бренда, включающая интеграцию регионов, входящих в трансграничный маршрут, направленную на создание единой круизной логистики, глобальное международное партнерство, формирование эффективной экономики судозаходов, развитие круизной инфраструктуры, сбалансированной логистики наземного обслуживания круизных туристов. Практическая значимость работы состоит в разработке морских круизных маршрутов «Восточное кольцо России» и практических рекомендаций по формированию технологий наземного обслуживания морских круизных туристов на примере Свободного порта Владивосток.
Ключевые слова и словосочетания: морской туризм, круизный туризм, трансграничный маршрут, туристский бренд, круизные пассажиры, наземное обслуживание круизных туристов, круизная инфраструктура, морское кольцо.
1 Гомилевская Галина Александровна - канд. экон. наук, директор Международного института туризма и гостеприимства; e-mail: [email protected].
2 Петрова Галина Андреевна - аспирант, ассистент кафедры туризма и экологии; e-mail: nikiforova.galina@ bk.ru.
G.A. Gomilevskaya1 G.A. Petrova2
Vladivostok State University of Economics and Service Vladivostok. Russia
Sea tourism as a component of the tourist brand «The Eastern Ring of Russia»
The article analyzes the possibility of developing sea tourism in the Far East of Russia. The aim of the work is to define scientific and practical methods for the formation and sale of sea tourist routes on the territory of the Russian Far East within the framework of the tourist brand "The Eastern Ring of Russia". The methodical basis of the work is a transboundary approach to the formation of international sea tourist routes, the methods of system analysis, analogy, and modeling were used in the work. The work reveals the market trends in the development of the marine tourism business, the prerequisites for the creation of the tourist brand "The Eastern Ring of Russia", regional tourist brands are systematized within the " Eastern Ring of Russia" transboundary route, the role and place of maritime tourism in the structure of the cross-border route. The article presents a model of interregional cross-border cooperation in the Far East of Russia. Based on a comprehensive analysis of the tourism market of sea cruises in the Far East region, the reasons for the inefficient use of the potential for cooperation within the framework of the project "The Eastern Ring of Russia" have been established. The scientific novelty of the work is the model for the development of a logical scheme for the formation of sea cruise routes within the tourist brand, including the integration of the regions included in the transboundary route, the creation of a single cruise logistics, global international partnership, the formation of an effective economy of ship calls, the development of cruise infrastructure, balanced logistics of ground handling cruise tourists. Practical significance of the work is to develop sea cruise routes " Eastern Ring of Russia" and practical recommendations on the formation of technologies for ground handling of sea cruise tourists by the example of the Free Port of Vladivostok.
Keywords: sea tourism, cruise tourism, cross-border route, tourist brand, cruise passengers, ground handling of cruise tourists, cruise infrastructure, sea ring
Введение
Тематика статьи определилась исходя из проблемного характера развития морского круизного туризма, требующего эффективного использования ресурсного и организационного потенциала туристско-рекреационных регионов с морской специализацией на основе современных тенденций изменения структуры туристского потока и рыночной конъюнктуры.
Исследовательский интерес был направлен на изучение специфики формирования трансграничного бренда «Восточное кольцо России» в секторе морского круизного туризма и формирование технологических основ организации услуг
1 Gomilevskaya Galina Aleksandrovna - Candidate of Economic, Head of the School of Tourism and Hotel Services; e-mail: [email protected].
2 Petrova Galina Andreevna - graduate student, assistant of the Department of Tourism and Ecology; e-mail: [email protected].
морского туризма в прибрежных территориях на примере Дальнего Востока России и Приморского края. Рост числа судозаходов в дальневосточные порты требует более подробного анализа организации морских круизных маршрутов. Также одной из проблем морского туризма является временная ограниченность пребывания туристов в местах захода круизных судов, что в свою очередь вызывает перегруженность впечатлениями, что оказывает существенное влияние на позиционирование и имидж территории посещаемого портового города. В этой связи важным становится разработка туристских технологий, направленных на подготовку морских круизных туристов как потенциально возвратных.
Актуальность исследования состоит в необходимости устранения противоречия между развитием активного спроса на услуги морского круизного туризма и фактическим отсутствием развития инструментарных технологий логистики круизных туров и организации круизного обслуживания в портах захода круизных судов в туристско-рекреационных регионах Дальнего Востока России с морской специализацией. Этот вид деятельности позволит решить ряд проблем: создание технологий наземного обслуживания, формирование положительного имиджа дальневосточных портов, увеличение числа возвратных туристов и т.д. Не менее важным фактом также является сопряжение данного научного исследования с деятельностью правительства Российской Федерации, которое на данный момент разрабатывает меры по улучшению и привлекательности морского круизного туризма в Российской Федерации.
Актуальность рассматриваемой проблемы, ее практическая значимость и недостаточная степень научной изученности определили выбор темы научно-исследовательской работы и послужили основой для формулирования ее цели и задачи.
Целью научно-исследовательской работы является определение научных и практических методов формирования и реализации морских туристских маршрутов на территории Дальнего Востока России в рамках туристского бренда «Восточное кольцо России».
Достижение поставленной цели потребовало решения группы системно взаимосвязанных теоретических, методологических и практических задач:
- выявить и систематизировать рыночные тенденции развития морского туристского бизнеса, предпосылки создания туристского бренда «Восточное кольцо России»;
- определить роль и место морского туризма в структуре трансграничного маршрута;
- систематизировать региональные туристские бренды в рамках трансграничного маршрута «Восточное кольцо России»;
- разработать модель межрегионального трансграничного сотрудничества на территории Дальнего Востока России;
- разработать логическую схему формирования морских круизных маршрутов в рамках туристского бренда;
- предложить практические рекомендации по формированию технологий наземного обслуживания морских круизных туристов на примере Свободного порта Владивосток.
Предмет исследования, источниковая база исследования, противоречия в имеющихся исследованиях и авторская позиция
Предметом исследования является совокупность теоретико-методологических, методических и практических положений по формированию технологических основ трансграничного бренда «Восточное кольцо России» в секторе морского круизного туризма Дальнего Востока России.
Исследованию круизных маршрутов посвящены труды авторов Н.А. Суворовой, Н.А. Логуновой, С.Г. Нездойминова, Л.Н. Деркачевой, А.В. Бабкина, С.П. Шпилько, Н.В. Андроновой, Р.В. Чударева и др. [1-6], где определены понятийный аппарат круизного туризма, дана классификация морских видов туризма, исследованы круизная индустрия и процессы разработки круизного продукта. При этом вопросы трансграничного регионального развития круизных туров остаются малоисследованными.
Так, в работе Н.А. Суворовой [1] морской туризм рассматривается как «часть рынка туристских услуг», исследована значимость экономической функции морского туризма, изучен мультипликативный эффект морского туризма в структуре межотраслевого комплекса. Развитие понятия «круизный туризм» представлено в работах Н.А. Логуновой [2], в которых данная дефиниция рассматривается с двух позиций: «как особый вид социальной и экономической деятельности и как целая индустрия, обеспечивающая формирование, продвижение и реализацию круизного туристского продукта».
При этом большинство авторов рассматривают круиз в качестве способа транспортировки туристов и морского путешествия с экскурсионным сопровождением и развлечениями, что определяет морской круиз как результат совместной деятельности различных участников. В свою очередь, радиальный характер круизного путешествия рассматривается А.В. Бабкиным [5], по мнению которого круизный туризм характеризуется рядом признаков: трудоемкостью, немассовостью, капиталоемкостью, сочетаемостью различных видов туризма, особенностями финансирования.
Нормативно-правовое регулирование круизного туризма обеспечивается международными и национальными стандартами, конвенциями и соглашениями, нормативными актами и методическими рекомендациями международных кру-изных ассоциаций [7-12], что обеспечивает выполнение основных требований к стандартам обслуживания морских круизных туристов
В условиях современного развития туризма круизный туризм как вид отдыха набирает все большую популярность. Эксперты ЮН ВТО считают, что к 2020 году каждый второй турист почувствует на себе опыт круизного туризма [13]. Значимость этого направления и его успех заключаются в правильной расстановке приоритетов и обобщенном структурировании процессов. При этом, как было
отмечено в материалах международного форума «Морской туризм свободного порта Владивосток: развитие и продвижение» (Владивосток, 2015), в нормативно-правовых актах, регулирующих круизный туризм в Российской Федерации, существует ряд ограничений, которые сдерживают развитие морского туризма в стране.
Так, в Кодексе внутреннего водного транспорта Российской Федерации до сих пор отсутствуют понятия «морское круизное судоходство» и «морское круизное судно». В Федеральном законе от 31.07.1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» [14] отсутствуют льготный регламент для плавания и стоянка иностранных судов во внутренних морских водах и в территориальном море с целью туризма; не используется международная практика выдачи разрешений на осуществление туристских маршрутов по принципу «одного окна», с установлением максимального количества пунктов, разрешенных для захода российских и иностранных круизных судов. В Федеральном законе от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» [15] существуют завышенные требования получения пропусков в пограничные зоны для лиц, осуществляющих групповые туристские программы на российских и иностранных круизных судах и т. д.
Таким образом, на наш взгляд, несмотря на возрастающую значимость морского круизного туризма и многочисленные исследования его деятельности, практически отсутствуют работы по региональному развитию и территориальному обслуживанию туристов. В практической деятельности на рынке круизного туризма наблюдается ряд проблем организационного, инфраструктурного и нормативно-правового порядка, требующих решения на федеральном и региональном уровнях.
Методы исследования
Методической основой работы является трансграничный подход к формированию международных морских туристских маршрутов, в работе использованы методы системного анализа, аналогии, моделирования.
Основная часть
Прежде всего, следует отметить, что Дальний Восток России, который занимает более одной трети территории Российской Федерации, в современных условиях рассматривается как приоритетная территория для развития бизнеса. Налоговые и таможенные льготы, снижение административных барьеров, а также поддержка компаний в виде выделения субсидий на инфраструктуру становятся мощным стимулом для привлечения инвестиций. При этом Дальневосточный федеральный округ благодаря выгодному географическому положению, уникальной природе, культурно-историческим и этнографическим достопримечательностям имеет несомненный потенциал для развития всех видов туризма, в том числе морского.
Для понимания возможностей его развития, прежде всего, сформулированы основные современные тенденции развития международного туризма:
- стремление к сосредоточению на 2-х полюсах: с одной стороны, уменьшение стоимости туристского продукта при одновременном росте «премиального» сегмента;
- диверсификация потребностей клиентов;
- рост рынка индивидуальных путешествий;
- перераспределение предпочтений российских граждан в сторону отдыха в России;
- популярность морских путешествий, чартеров;
- формирование и развитие новых туристских направлений и дестинации;
- продажи через Интернет;
- развитие трансграничного и межрегионального сотрудничества.
На наш взгляд, самая главная особенность - это туристский консьюмеризм, диверсификация и индивидуализация путешествий, а также разнополярные ценовые предпочтения. Другая особенность - это развитие новых туристских дестинаций и активный рост отдельных видов туризма, в том числе морского туризма. По оценкам круизный рынок в 2015 году составил 21,7 млн человек, темпы роста по регионам от 4 до 34% в Карибском регионе [13].
Также важно отметить, что туризм в целом становится межрегиональным, что требует консолидации совместных усилий нескольких регионов. В России уже существует целый ряд туристических колец и межрегиональных трансграничных маршрутов: Золотое кольцо России, Саянское кольцо, Золотой путь России, Великий чайный путь, Путь из Варяг в Греки, Восточное кольцо России [17]. Таким образом, в России формируется развернутая продуктовая межрегиональная линейка турпродуктов. На сегодня в России наиболее известный туристский бренд - это «Золотое кольцо России», которое объединяет пять регионов России. Безусловно, это уже готовый маршрут, который имеет устойчивый спрос +20-30% ежегодно. Каждый 6 турист в России посещает маршруты Золотого кольца [18].
Межрегиональный проект «Восточное кольцо России», поддерживаемый Ростуризмом [19], состоит из туристских маршрутов (продуктов), основанных на природно-климатических, культурно-исторических, этнических региональных особенностях дальневосточных территорий. «Восточное кольцо» рассматривается как основа формирования единого пространства и инструмент сотрудничества со странами, прежде всего, Азиатско-Тихоокеанского региона, но для того, чтобы он стал и цепью готовых маршрутов, и брендом, необходимо сформировать продуктовую линейку и транспортную логистику. В настоящее время проект включен в комплекс мер по развитию туризма на территории Дальнего Востока и Забайкалья (приказ Минкультуры РФ № 2320 от 23.12.2013 г.), Федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2022 гг.) [20], региональные программы развития туризма в субъектах федерации.
Необходимость создания Восточного кольца России закреплена практическими действиями Министерства культуры и Ростуризма в продвижении регионов Дальнего Востока и Байкальского региона, в том числе едиными стендами
на международных и российских выставках, презентационными фильмами, пресс-турами, государственной поддержкой создания туристских кластеров на территории Восточного кольца. В 2016 и 2017 годах на Тихоокеанском туристском форуме (2016, 2017) и Восточном экономическом форуме (2016) во Владивостоке по вопросу реализации проекта был подписан ряд соглашений Минкульта с администрациями субъектов РФ в составе ДФО и Забайкальского края.
На наш взгляд, абсолютно понятна модель данного проекта, которая реализуется через связь бизнеса, власти и наиболее востребованных маршрутов. Сегодня, в рамках проекта «Восточное кольцо России» уже проработаны такие межрегиональные направления (табл. 1).
Таблица 1
Модель бренда «Восточное кольцо России»
Межрегиональные направления Города/объекты туристского показа
Большое «Восточное кольцо России» Владивосток, Хабаровск, Якутск, Петропавловск-Камчатский, Комсомольск-на-Амуре, Биробиджан, Благовещенск
«Пять столиц Дальнего Востока» «Алмазная столица» Мирный
«Столица вечной мерзлоты» Якутск
«Столица Востока России» Хабаровск
«Форт-пост России» Владивосток
«Столица вулканов» Петропавловск-Камчатский
«Легенды Дальнего Востока» «По объектам Всемирного наследия ЮНЕСКО» Ленские Столбы Республика Саха (Якутия)
Вулканы Камчатки Камчатский край
Мысы Птичий и Великан Сахалинская область
Петроглифы «Сикачи-Аляна» Хабаровский край
Озеро Байкал Забайкальский край
«Пять элементов (пять стихий) к познанию России» Стихия земли Республика Саха (Якутия)
Стихия огня Камчатский край
Стихия воздуха Хабаровский край
Водная стихия Приморский край
Железнодорожные маршруты «Транссиб» от Владивостока до Иркутска
«БАМ» от Братска до Совгавани
В основе проекта лежит модель межрегионального и трансграничного сотрудничества в сфере туризма через региональную экономику, развитие туристского продукта, эффективную коммуникацию. В итоге внешние условия и внутренние усилия участников проекта привели к перераспределению предпочтений российских туристов в сторону отдыха на российских курортах и увеличения потока иностранных туристов преимущественно из стран АТР (рис. 1).
Экономика
Коммуникация
Укрепление экономики менее развитых регионов
Развитие конкуренции на рынке туриндустрии
Укрепление культурных связей стран-участниц трансграничных проектов
Совместное продвижение национальных туристских продуктов
Увеличение взаимных туристских потоков
Возрождение исторических транспортных и торговых путей
Перераспределение предпочтений российских туристов в сторону отдыха в России
Увеличение потока иностранных туристов из стран АТР в регионы Дальнего Востока
Рис. 1. Модель развития межрегионального и трансграничного сотрудничества в рамках проекта «Восточное кольцо России»
При этом нами выделены факторы, снижающие эффективность использования потенциала сотрудничества в рамках проекта «Восточное кольцо России», которыми являются:
- нестабильная экономическая ситуация;
- несбалансированная тарифная политика;
- несовершенство туристского маркетинга по выявлению и удовлетворению потребностей туристов, стимулированию туристского спроса;
- недостаточно эффективное использование потенциала межрегионального сотрудничества, разбалансированность межрегиональной туристской политики;
- отсутствие в проекте «Восточное кольцо России» продуктового межрегионального каркаса «ВОДА-СУША + опционные региональные туры» (до сих активно реализовывался классический принцип «ВОЗДУХ-СУША+ опционные туры».
Исследование потенциального потребительского рынка морского туризма на территории Дальнего Востока построено на классической сегментации по принципу иностранных и российских туристов. Что касается российских туристов, то традиционно в России популярны речные краткосрочные круизы. Морской туризм в Дальневосточном регионе на сегодняшний момент носит локальный характер в премиальном сегменте, прежде всего, в силу высоких цен. Но по оценкам экспертов ежегодный прирост российских круизных туристов в регионе аналогичен общему росту внутреннего турпотока +30%.
Среди иностранных туристов лидирующие позиции занимает Китай. Так, по данным TLD, Китай в 2015 году объем выездного потока китайских туристов составил 130 млн человек с темпами роста +17% по сравнению с общемировыми лишь 4% (рис. 2). По прогнозам Госуправления по туризму КНР количество зарубежных турпоездок превысит 230 млн в год. Власти поощряют поездки китайцев за рубеж, рассматривая их как способ наращивания открытости миру и расширения кругозора граждан. Китайский турист сегодня не только самый многочисленный в мире, но и весьма платежеспособный. По различным оценкам в 2015 году китайские туристы за границей потратили от 180 до 215 млрд долл. США.
Рис. 2. Динамика рынка выездного туризма из Китая за 2002-2015 годы, млн чел.
При том, что китайский рынок в России с 2013 года вырос почти в 14 раз (за последний год прирост составил 90%) и Россия рассматривается как одна из наиболее популярных стран, доля России в структуре китайского турпотока составляет всего 10% [221.
1500
1000
500
1288
677,6
354,1
71,1
81
86,9
91,5
2010 год 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год Рис. 3. Объем туристского потока из Китая в Россию, тыс. чел.
В Китае растет интерес к морским путешествиям, все больше крупных туристических судов базируется в регионе, а компании-операторы повышают бюджеты на проведение агрессивной маркетинговой политики, ориентированной на китайского туриста. Китайская компания «СШр», собственник одного из крупнейших в мире круизных лайнеров, отметила, что на нынешнем этапе становления азиатских круизных маршрутов было бы целесообразно предпринять усилия по встраиванию в них российских портов (Владивостока, Сахалина, Камчатки).
Государственная визовая политика России, предполагающая безвизовый 72-часовой режим на территории России для туристов, прибывающих на пароме, и 8-дневную упрощенную визу в рамках режима Свободного порта Владивосток, направлена также на развитие регулярных морских сообщений между отдельными регионами России. Для нас особенно важна позиция Российско-Китайской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств об открытии новых туристических пассажирских линий с совместным использованием пассажирских судов между Российским Дальним Востоком и Китаем [23].
Также вопросами трансграничного туризма стран Северо-Восточной Азии занимается программа Расширенной Туманганской инициативы (РТИ). На 5-м форуме РТИ с участием России, Китая, Республики Корея и Монголии представителем
Кореи госпожой Кюн Чой Ын была подчеркнута роль СВА как наиболее привлекательного для туризма региона. Членами форума поддержано ее предложение по активизации продвижения водных туристских маршрутов в регионе, их коммерциализации, проведению ознакомительные туров с привлечением турагентств, круизных компаний, представителей местных властей.
Морской туризм Восточного кольца России в свою очередь является составной частью более обширных транспортных магистралей: внутреннего круизного кольца Восточного (Японского моря) Asia Travel и Северного морского пути. Формирование нового совместного мирового бренда Восточного моря Asia Travel, на наш взгляд, может быть выгодно для нашего Восточного кольца с разных позиций. Это и ближний туристский рынок, возможность привлечения судовой базы, единая транспортная логистика.
Помимо этого, морской туризм является частью Северного морского пути. Северный морской путь (СМП) в системе транспортных морских коридоров «Запад-Восток-Запад», «Восток-Запад-Восток», также известный как Северный морской коридор и Северо-восточный проход, - это самая короткая судоходная магистраль, соединяющая Восточное и Западное полушарие. С каждым годом объём перевозок по этому маршруту растёт. В 2009 году по нему проследовали всего два коммерческих судна, а в 2015 году уже 715 судов. Перспективы у проекта грандиозные, объем инвестиций порядка 5 трл руб., на его пути появятся 12 свободных портов Дальнего Востока [24].
Как отмечается Минэкономразвития «Развитие арктического и северного туризма крайне недооценено. Сегодня перед нами стоит непростая задача - изменить стереотипы россиян о хорошем, качественном и, главное, недорогом отдыхе. Зачем отправляться в Канаду, если есть возможность незабываемо отдохнуть в Якутии?». С этим, конечно, можно поспорить. Например, месячный круиз на ледоколе «Хлебников» летом 2016 года стоил от 15 до 30 тыс. долларов на одного человека. Тем не менее, проложенные маршруты, инвестиции в портовую и социальную инфраструктуру Дальневосточного севера, строительство судов, безусловно, будут способствовать развитию круизного туризма в рамках Восточного кольца России. В настоящее время есть принципиальная логистика морских маршрутов Восточного кольца (рис. 4).
Практика проведения морских круизов на территории Восточного кольца России включает преимущественно северную часть прибрежного Дальнего Востока: с выходом из портов Корсакова и Южно-Сахалинска на Курилы, Камчатку, Чукотку, Командорские острова, Магадан, остров Врангеля и другие уникальные для европейского туриста островные территории. Конечно, неискушенного туриста впечатляет цена на две недели от 400 тыс. руб. до 700 тыс. руб. Безусловно, на цену влияет множество факторов. Но явно при количестве пассажиров в 50 человек и численности экипажа 30 человек формируются весьма высокие расходы. Условно на каждого туриста приходится порядка 35 судовых тонн. Для крупнейших лайнеров с развернутой инфраструктурой категории 3-4 звезды расходы примерно аналогичные.
Рис. 4. Морские маршруты Восточного кольца России
Понимая основную проблему в отсутствии линейки круизных судов различного типа и отсутствии ориентированности немногочисленных судостроительных компаний России, а также высокую стоимость инвестиций для строительства судов, нами предложены первоочередные меры, направленные на развитие морских туров в рамках туристского бренда «Восточное кольцо России»:
- совместная работа регионов и бизнеса входящих в «Восточное кольцо России» по созданию единой круизной логистики;
- поиск партнерских отношений с точки зрения глобального партнерства между странами;
- формирование привлекательной экономики судозаходов с учетом снижения размера портовых сборов за счет изменения курса рубля, снижения стоимости бункерного топлива для судов;
- поиск круизных судов, строительство пассажирских морских судов в России;
- развитие технологий наземного обслуживания круизных туристов, включающих церемонию встречи, предоставление экскурсий на объекты показа, организацию событийных мероприятий, предоставление мастер-классов, шоппинга;
- реализация консолидированного подхода к продвижению морских портов ДФО в качестве благоприятной туристской дестинации.
Привлекательный бренд морского туристского продукта должен быть: понятным, позволяющим идентифицировать территорию, модным, эмоционально
позитивно воспринимаемым, запоминаемым, образно сформированным, удобным для продвижения по различным маркетинговым каналам.
Выводы и научная новизна
В ходе исследования выявлена положительная динамика развития морского туристского бизнеса. Предпосылками создания туристского бренда «Восточное кольцо России» является, прежде всего, развитие международного и регионального сотрудничества, систематизация региональных туристских брендов в рамках трансграничного маршрута «Восточное кольцо России» показывает достаточно широкую линейку туристских маршрутов и продуктов. При этом роль и место морского туризма в структуре трансграничного маршрута доказываются ростом количества судозаходов в дальневосточные порты. В статье разработана модель межрегионального трансграничного сотрудничества на территории Дальнего Востока России, которая включает экономические принципы, эффективную коммуникацию и технологии туристского продукта. На основе комплексного анализа туристского рынка морских круизов в Дальневосточном регионе установлены причины недостаточно эффективного использования потенциала сотрудничества в рамках проекта «Восточное кольцо России»: разбалансированность межрегиональной туристской политики, неэффективная тарифная политика транспортных перевозок и приема туристов, отсутствие в проекте «Восточное кольцо России» продуктового межрегионального каркаса с использованием морских перевозок.
Научной новизной работы стала модель разработки логической схемы формирования морских круизных маршрутов в рамках туристского бренда, включающая интеграцию регионов, входящих в трансграничный маршрут, направленную на создание единой круизной логистики, глобальное международное партнерство, формирование эффективной экономики судозаходов, развитие круизной инфраструктуры, сбалансированной логистики наземного обслуживания круизных туристов. Практическая значимость работы состоит в разработке морских круизных маршрутов «Восточное кольцо России».
Проведенное исследование выявило недостатки в организации наземного обслуживания морских круизных туристов, в их числе недостаточно развитую портовую инфраструктуру; длительность паспортно-визового оформления; высокую стоимость и однообразие экскурсионных продуктов. Мерами, направленными на решение указанных проблем, могут стать следующие проекты: создание центра международного морского туризма во Владивостоке; установка интерактивных карт на остановках; реставрация объектов показа; оптимизация процедур пограничного, таможенного контроля; создание центра развития местных обычаев и культуры русских традиций; разработка порядка выдачи разрешений на осуществление туристских маршрутов по принципу «одного окна» с установлением максимального количества пунктов, разрешенных для захода российских и иностранных круизных судов.
Результаты исследования были обсуждены на II Международном Морском Форуме «Морской туризм Восточного кольца - от туристического маршрута до бренда» (Владивосток, 2016), а также в рамках проведения III Тихоокеанского туристского форума (Владивосток, 2017).
1. Суворова Н.А. Экономико-маркетинговые факторы продвижения комплекса услуг морского туризма в регионе: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Белгород, 2010. 238 с.
2. Логунова Н.А. Стратегия формирования и эффективного развития круизного туризма: монография. Симферополь: ДИАЙПИ, 2014. 428 с.
3. Нездойминов С.Г. Морской круизный туризм в контексте регионального развития // Региональная экономика и управление. 2015. № 3(43). Номер статьи: 4304. URL: http://eee-region.ru/article/4304/
4. Деркачева Л.Н. Морской туризм в Приморском крае: состояние и направления развития // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2014. № 4(35). С. 225-234.
5. Бабкин А.В. Специальные виды туризма. Ростов-н/Д.: Феникс, 2008. 252 с.
6. Шпилько С.П., Андронова Н.В., Чударев Р.В. Морские круизы. Теория и практика // М.: Советский спорт, 2012. С. 148.
7. Декларация Всемирной конференции министров по туризму (Осака, Япония, 1994 г.): Всемирная конференция министров по туризму // Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации. URL: http://docs.cntd.ru/document/901756803
8. Официальный сайт ECA Knowledge Repository // Resolutions of the International Conference on Travel and Tourism statistics. URL: http://repository.uneca.org
9. Resolutions of The International Conference on Travel and Tourism Statistics, Ottawa // United National Economic and Social Council // Canada, 1991, 24-28 June.
10. Cruise Industry Overview. State of the Cruise Industry // Florida-Caribbean Cruise Association/ Cozumel, Mexico, 2015. URL: http://www.f-cca.com/downloads/2015-Cruise-In-dustry-Overview-and-Statistics.pdf
11. The Authority on World Travel & Tourism. URL: http://www.wttc.org/research/econom-ic-impact-research/country-reports/
12. Глобальный этический кодекс туризма // Официальный сайт «Виртуальный экскурсовод». 13-я сессия Генеральной ассамблеи ВТО. Сантьяго, Чили, 1999 г. URL: http://excursovod-web.ru
13. UNWTO Publications: Sustainable Cruise Tourism Development Strategies - Tackling the Challenges in Itinerary Design in South-East Asia 2016. URL: http://asiapacific.unwto. org/publication/sustainable-cruise-tourism-development-strategies-tackling-challeng-es-itinerary-design-s
14. О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации: федер. закон от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ (с изм. и доп.) // Гарант. URL: http://base.garant.ru/12112602/
15. О Государственной границе Российской Федерации: Закон РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-I (с изм.и доп.) // Гарант. URL: http://base.garant.ru/10103372/
16. Гомилевская Г.А., Дмитриенко Ю.В. Формирование туристской идентичности г. Владивостока в контексте бренда: «Владивосток - морские ворота России» //
Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2016. Т. 8, № 1(32). С. 142-153.
17. Солдатенко Д.Г. Трансграничные территории в туризме: теория и практика // Наука и туризм: стратегии взаимодействия. 2012. № 4. С. 60-65.
18. Стоит ли расширять бренд Золотого кольца / Ассоциация туроператоров, 2017. URL: http://www.atorus.ru/NEWS/PRESS-CENTRE/new/39810.html
19. «Восточное кольцо России» объединит регионы на ТТФ-2017 // Сайт Федерального агентства по туризму Российской Федерации, 2017. URL: https://www.russiatourism.ru/
20. Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы) (с доп. и изм.) от 2 августа 2011 г. № 644 // Федеральное агентство по туризму. URL: http://www.russiatourism.ru
21. Суржиков В.И. Оценка экспортно ориентированного природно-ресурсного потенциала Приморского края // Региональные исследования. 2014. Т. 3, № 12. С. 542-546.
22. Развитие круизного туризма в зоне особого внимания: вопросы реализации туристического потенциала внутренних водных путей России рассмотрены на заседании Госсовета // Официальный сайт Федерального агентства по туризму. URL: http:// www.russiatourism.ru
23. Протокол 19-го заседания подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта Российско-Китайской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств. г. Сиань (КНР). 2015. На правах рукописи.
24. Северный морской путь // Путь развития. 2017. URL: https://dv.land/
Транслитерация
1. Cuvorova N.A. Ekonomiko-marketingovye faktory prodvizheniya kompleksa uslug morskogo turizma v regione: diss. kand. ekon. nauk: 08.00.05. Belgorod, 2010. 238 p.
2. Logunova N.A. Strategiya formirovaniya i effektivnogo razvitiya kruiznogo turizma : monografiya. Simferopol': DIAIPI, 2014. 428 p.
3. Nezdoiminov S.G. Morskoi kruiznyi turizm v kontekste regional'nogo razvitiya, Regional 'naya ekonomika i upravlenie, 2015, No 3(43), URL: http://eee-region.ru/article/4304/
4. Derkacheva L.N. Morskoi turizm v Primorskom krae: sostoyanie i napravleniya razvitiya, Vestnik Tikhookeanskogo gosudarstvennogo universiteta, 2014, No 4(35), pp. 225-234.
5. Babkin A.V. Spetsial'nye vidy turizma. Rostov-na-Donu: Feniks, 2008. 252 p.
6. Shpil'ko S.P., Andronova N.V., Chudarev R.V. Morskie kruizy. Teoriya i praktika // M.: Sovetskii sport, 2012. p. 148
7. Deklaratsiya Vsemirnoi konferentsii ministrov po turizmu (Osaka, Japan, 1994): Vsemirnaya konferentsiya ministrov po turizmu / Elektronnyi fond pravovoi i normativno-tekhnicheskoi informatsii. URL: http://docs.cntd.ru/document/901756803
8. Ofitsial'nyi sait ECA Knowledge Repository // Resolutions of the International Conference on Travel and Tourism statistics. URL: http://repository.uneca.org
9. Resolutions of The International Conference on Travel and Tourism Statistics, Ottawa // United National Economic and Social Council // Canada, 1991, 24-28 June.
10. Cruise Industry Overview. State of the Cruise Industry // Florida-Caribbean Cruise Association/ Cozumel, Mexico, 2015. URL: http://www.f-cca.com/downloads/2015-Cruise-Industry-Overview-and-Statistics.pdf
11. The Authority on World Travel & Tourism. URL: http://www.wttc.org/research/economic-impact-research/country-reports/
12. Global'nyi eticheskii kodeks turizma // Ofitsial'nyi sait «Virtual'nyi ekskursovod». 13-ya sessiya General'noi assamblei VTO. Sant'yago, Chili, 1999 g. URL: http://excursovod-web.ru
13. UNWTO Publications: Sustainable Cruise Tourism Development Strategies - Tackling the Challenges in Itinerary Design in South-East Asia 2016. URL: http://asiapacific.unwto. org/publication/sustainable-cruise-tourism-development-strategies-tackling-challenges-itinerary-design-s
14. O vnutrennikh morskikh vodakh, territorial'nom more i prilezhashchei zone Rossiiskoi Federatsii: Federal'nyi zakon ot 31 iyulya 1998 g. N 155-FZ (s izm. i dop.), Garant. URL: http://base.garant.ru/12112602/
15. O Gosudarstvennoi granitse Rossiiskoi Federatsii: Zakon RF ot 1 aprelya 1993 g. N 4730-I (s izm.i dop.), Garant. URL: http://base.garant.ru/10103372/
16. Gomilevskaya G.A., Dmitrienko Yu.V. Formirovanie turistskoi identichnosti g. Vladivostoka v kontekste brenda: «Vladivostok - morskie vorota Rossii», Territoriya novykh vozmozhnostei. Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i servisa, 2016, vol. 8, No 1(32), pp. 142-153.
17. Soldatenko D.G. Transgranichnye territorii v turizme: teoriya i praktika, Nauka i turizm: strategii vzaimodeistviya, 2012, No 4, pp. 60-65.
18. Stoit li rasshiryat' brend Zolotogo kol'tsa / Assotsiatsiya turoperatorov, 2017. URL: http:// www.atorus.ru/NEWS/PRESS-CENTRE/new/39810.html
19. «Vostochnoe kol'tso Rossii» ob»edinit regiony na TTF-2017 / Sait Federal'nogo agentstva po turizmu Rossiiskoi Federatsii, 2017. URL: https://www.russiatourism.ru/
20. Razvitie vnutrennego i v»ezdnogo turizma v Rossiiskoi Federatsii (2011-2018 gody) (s dopolneniyami i izmeneniyami) ot 2 avgusta 2011 g. N 644 / Federal'noe agentstvo po turizmu. URL: http://www.russiatourism.ru
21. Surzhikov V.I. Otsenka eksportno orientirovannogo prirodno-resursnogo potentsiala Primorskogo kraya, Regional'nye issledovaniya, 2014, vol. 3, No 12, pp 542-546.
22. Razvitie kruiznogo turizma v zone osobogo vnimaniya: voprosy realizatsii turisticheskogo potentsiala vnutrennikh vodnykh putei Rossii rassmotreny na zasedanii Gossoveta // Ofitsial'nyi sait Federal'nogo agentstva po turizmu. URL: http://www.russiatourism.ru
23. Protokol 19-go zasedaniya podkomissii po sotrudnichestvu v oblasti transporta Rossiisko-Kitaiskoi komissii po podgotovke regulyarnykh vstrech glav pravitel'stv. g. Sian' (KNR). 2015.
24. Severnyi morskoi put' // Put' razvitiya. 2017. URL: https://dv.land/
© Г.А. Гомилевская, 2017 © Г.А. Петрова, 2017
Для цитирования: Гомилевская Г.А., Петрова Г.А. Морской туризм как составляющая туристского бренда «Восточное кольцо России» // Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2017. Т. 9, № 3. С. 71-85.
For citation: Gomilevskaya G.A., Petrova G.A. Sea tourism as a component of the tourist brand «The Eastern Ring of Russia», ne Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service, 2017, Vol. 9, No 1, pp. 71-85.
DOI dx.doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2017-3/71-85
Дата поступления: 30.08.2017.