УДК 338.1
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ ПОНЯТИЯ НАЗЕМНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МОРСКИХ КРУИЗНЫХ ТУРИСТОВ
© 2016
Никифорова Галина Андреевна, аспирант, ассистент кафедры туризма и экологии Гусева Дарья Александровна, магистрант кафедры туризма и экологии Гомилевская Галина Александровна, кандидат экономических наук,
заведующий кафедрой туризма и экологии Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя, 41, e-mail: [email protected])
Аннотация. Возрастание значимости и популяризации морского круизного туризма на рынке мировых туристских услуг дает обоснование для его общего изучения и комплексного анализа элементов развития. Отсутствие научно-методической базы и нормативного-правового регулирования приема круизных туристов на берегу делает необходимым определение понятия «наземная туристская услуга». Цель/задачи. Ввиду создания единого территориального бренда с использованием потенциала прибрежной туристской дестинации, необходимо сформировать методологические основы наземного обслуживания морских круизных туристов; провести многоступенчатое логическое деление понятия «туризм», определить роль и место услуги наземного обслуживания морских круизных пассажиров; сформировать понятийный аппарат туристской услуги по наземному обслуживанию морских круиз-ных туристов и идентифицировать определение данной услуги. Методология. В статье использованы методы системного анализа и логического деления понятия туризм и туристская услуга, обоснован авторский подход к формированию понятия туристской услуги по наземному обслуживанию морских круизных пассажиров. Результаты. Практическим результатом в статье является сформированное определение туристской услуги по обслуживанию морских круизных пассажиров и оценка значимости формирования теоретических аспектов технологических основ наземного обслуживания морских круизных пассажиров как ведущий фактор экономического роста и устойчивого развития регионов с морской специализацией.
Ключевые слова: круизный туризм, встреча туристов на берегу, культура наземного обслуживания, экскурсионные маршруты, круизные пассажиры, устойчивое развитие регионов, водный туризм, разновидности услуг перевозок, современный туристский бизнес.
TEORETICAL ASPECTS OF TECHNOLOGY FOR GROUND HANDLING SEA CRUISE TOURISTS
© 2016
Nikiforova Galina Andreevna, post-graduate student, assistant of tourism and ecology department Guseva Darya Aleksandrovna, graduate student of tourism and ecology department Gomilevskaya Galina Aleksandrovna, Candidate of Economic Sciences, Chairperson of the tourism and ecology department Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogolya Str. 41, e-mail: [email protected])
Abstract. The increase in the importance and promotion of maritime cruise tourism market provides justification for its general study and comprehensive analysis for development of the elements. The lack of scientific and methodological base and normative-legal regulation of the reception of cruise tourists on the shore makes it necessary to define the concept of "land tourist service". The purpose / goal. In view of creating a common territorial brand, using the potential of the coastal tourist destination, it is necessary to form a methodological basis of ground handling sea cruise tourists; conduct multi-step logical division of "tourism" concept to define the role and place of ground handling services to maritime cruise passengers; form the conceptual apparatus of tourist service ground handling sea cruise tourists and identify the definition of this service. Methodology. The paper used the methods of system analysis and logical division of tourism concept and tourist services justified the author's approach to the formation of the notion for ground handling sea cruise passengers tourist service. Results. The practical result of the article is formed by the definition of tourist services. Service of sea cruise passengers and assessment of the significance of the formation for theoretical aspects of technological bases of ground handling sea cruise passengers as the leading factor of economic growth and sustainable development of marine specialization of regions.
Keywords: cruise tourism, tourist's meeting on the shore, culture of the ground handling, sightseeing tours, cruise passengers, sustainable development of regions, boating, kinds of transportation services, modern tourist business.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Современный период развития туристского рынка характеризуется возрастанием значимости водного туризма как одного из приоритетных направлений социально-экономического развития и структурной трансформации экономики для стран с развитыми внутренними водными системами.
Морской туризм как наиболее известный вид путешествий по водным пространствам обладает достаточным набором преимуществ, которые, по данным Всемирной туристской организации [1], позволяют ему длительное время оставаться наиболее стабильным на фоне других секторов экономики и являться единственным прибыльным направлением мирового туристского бизнеса.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Рассматривая морской туризм в контексте методологического исследования, многими авторами отмечается достаточно большое количество форм и видов этого понятия, среди 294
которых особенно ярко выделяется морской круизный туризм. Данный вид морского туризма показывает высокую динамику развития на туристских рынках большинства стран с развитыми внутренними водными системами, в том числе и России [2]. Устойчивую динамику обеспечивают: постоянная разработка новых круизных маршрутов, увеличение пассажировместимости судов нового поколения и увеличение аттракций для круизных пассажиров.
Согласно отчету бизнес консультантов Business Research and Economic Advisers (BREA), подготовленному по заказу Международной ассоциации круизных линий (CLIA), расходы пассажиров круизных лайнеров выросли на 12,5 процента до 814 млн долларов США в 2014-15 годах, что обусловлено увеличением пассажиропотока на 3,4 процента [3].
Указанная динамика требует поиска эффективного механизма функционирования рынка круизного туризма и обуславливает необходимость решения проблем его развития с использованием инструментарных технологий в туристско-рекреационных регионах с морской специализацией.
В связи с этим многие специальные издания, а также работы ученых-экономистов, содержат широкий спектр исследований, посвященных изменениям конъюнктуры мирового рынка морских круизных услуг, а также тенденциям и проблемам данного рыночного сегмента. При этом в научно-методической литературе практически отсутствуют работы, анализирующие методику и особенности предоставления наземных туристских услуг круизным пассажирам, а также эмпирические исследования, изучающие комплекс вопросов, посвященных функционированию и развитию наземного обслуживания морских круизных туристов.
Анализ работ исследователей Н.В. Андроновой, С.Г. Нездойминова, Р.В. Чударева, С.П. Шпилько и других, показал, что их труды преимущественно посвящены проблемам функционирования сектора морского туризма и его отдельных видов, развитию процессов формирования активного спроса на услуги морского, в частности, круизного туризма без анализа особенностей предоставления туристских услуг по наземному обслуживанию круизных пассажиров в порту захода круизно-го судна.
Исследование нормативно-правовой базы показало, что круизный туризм и его составляющие регулируются такими нормативными документами как региональные и международные соглашения, конвенции и т.д. Также создаются международные ассоциации, регулирующие проведение и реализацию круизов посредством агентской сети. Таким образом, основные принципы и требования к стандартам обслуживания морских круизных туристов определяются посредством международных норм и корпоративных соглашений.
Вместе с тем в профильном государственном стандарте Российской Федерации «Туристско-экскурсион-ное обслуживание. Проектирование туристских услуг» [4] отсутствует упоминание о приеме и рекомендациях предоставления наземного обслуживания и туристских услуг круизным пассажирам в порту захода круизного судна. Это подчеркивает отсутствие системы государственного контроля за официальным приемом выхода круизных туристов на берег. Ситуация усугубляется неиспользованием рыночных коммуникаций и маркетинговой деятельности в целях создания единого бренда правил и основ наземного обслуживания морских кру-изных туристов.
В ходе изучения исследована нормативно-правовая база регулирования туристской деятельности:
- Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [5];
- постановление Правительства РФ от 18 июля 2007 г. N 452 «Об утверждении правил оказания услуг по реализации туристского продукта»[6];
- ГОСТ 28681.0-90 «Стандартизация в сфере турист-ско-экскурсионного обслуживания. Основные положе-ния»[7];
- Декларация Всемирной конференции министров по туризму (Осака, Япония, 1994 г.) [8];
- Глобальный этический кодекс туризма, одобренный на 13-й сессии Генеральной ассамблеи ВТО (Сантьяго, Чили, 1999 г.) [9].
Выявлено отсутствие следующих принципов организации технологических процедур наземного обслуживания морских круизных туристов:
- не сформированы правила наземного обслуживания туристов при выходе с морских круизных лайнеров;
- отсутствуют указания и рекомендации к формированию единого комплекса мер и действий для привлечения большего числа посетителей на прогулки в порту захода круизного судна;
- не разработаны меры по совершенствованию прохождения паспортно-визового контроля для пассажиров круизных судов при сходе на берег в порту;
- не разработаны меры по созданию благоприятных
условий для предпринимателей и частных инвесторов, стимулирующие к реализации проектов в сфере аренды причальных сооружений и развитии наземного приема круизных туристов.
Таким образом, опираясь на мировые и российские источники, широкого спектра исследований наземного обслуживания морских круизных туристов, включая действующий комплекс оказываемых круизным туристам услуг в морском порту захода круизного судна, не выявлено. Более того, установлено отсутствие самого понятия «наземное обслуживание морских круизных туристов», что, по нашему мнению, является принципиальным вопросам при формировании технологических основ данного спектра туристских услуг.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. С целью выделения понятия «наземное обслуживание морских круизных туристов» и определения его сущности было проведено многоступенчатое логическое деление понятия «туризм» по его видам с вычленением искомого сегмента в его структуре, соответствующего необходимым свойствам и характеристикам понятия (рисунок 1).
Тр анспортный туризм
Водный Сухопутный Воздушный
Торговые суда Частные и некоммерческие суда Авто/железн о дорожные перевозки Авиационный' вертолетный и ДР-
туризм Паромы Пассажирские Лруп суда неторговые
Круизный туризм туризм Речной туризм
Экскурсионно- прогулочные круизы
Пассажирские круизы ■
Морские ^ круизы Круизно туристский продукт^^^ Обслуживание на борту круизно го судна Наземное обслуживание б порту захода кртнзного судна
Рисунок 1 - Виды и формы транспортного туризма
Данная логическая операция деления структуры транспортного туризма позволила выделить роль и место наземного обслуживания морских круизных туристов и через их оценку характерных признаков представить идентификацию.
С учетом направленной специфики понятия наземного обслуживания морских круизных туристов при формировании базовых определений использовались данные международной конвенции ВТО. Классификация в сегменте транспортных систем туризма по видам и разновидностям услуги перевозки наглядно отражает и систематизирует согласно заявленному признаку исходные составляющие наземного обслуживания морских круизных туристов [10]. Для определения понятия наземной услуги и ее идентификации в общей системе транспортного туризма необходимо углубленное изучение данного аспекта проблемы.
Представленный анализ не только определяет роль наземного обслуживания круизных туристов, но также синтезирует и формирует кластер транспортной информации в туризме, необходимой для целенаправленной работы органов статистики ВТО и ООН. Элементы, по которым классифицировались транспортные средства туризма, базируются на следующих признаках транспортного туризма, который:
- является феноменом современного развития государств;
- отличается высокой степенью мобильности;
- большая часть транспортной сети во многих странах приходится на туризм.
Согласно предложенной классификации место искомого понятия было выделено следующим образом.
Транспорт в туризме, согласно конвенции Всемирной Туристской Организации (далее - ВТО), подразделяется на три типа:
1) сухопутный: железнодорожный, общественный (автобус, автомобиль и т.д.), частный транспорт (до 8 человек), другие виды наземного транспорта;
2) воздушный: регулярные рейсы, чартерные рейсы, другие летательные аппараты;
3) водный: торговые суда, частные некоммерческие суда [11].
Следует отметить, что согласно оценкам экспертной комиссии представителей ВТО роль водного туризма и его составляющих может не только стать элементом экономического роста и динамичного развития регионов, но также оказать существенное влияние на развитие рынка туризма в целом благодаря синтезу географического анализа территории и рекреационной ценности региона.
Круиз как вид водного туризма представляет собой путешествия на круизных судах. Однако с технической точки зрения не существует четких критериев отнесения судов к категории круизных. Определение круиза как вида туризма не дает ни справочная литература, ни нормативные документы. Одно из немногих определений представлено в словаре Webster's New World Dictionary, где предлагается понимать под круизным «судно, предназначенное для перевозки групп туристов из порта в порт по определенному маршруту и, как правило, оборудованное для разнообразных развлечений пассажиров по пути следования» [12].
Основываясь на представленных фактах, можно обозначить морской круизный туризм как направление отдыха, которое по своему назначению использует инфраструктуру, как основной вид ресурса. Ввиду этого круизный туризм относится также к специальным видам туризма и содержит в себе следующие элементы: рекреационный, познавательный, развлекательный и т.д.
Из этого определения выделяется ряд ключевых признаков не только круизного судна, но и круизов как вида социально-экономической деятельности, поскольку конкретизируются такие его признаки как:
- туристский характер поездки по определенному маршруту на судне, оборудованном для полноценного отдыха и развлечений пассажиров на борту;
- соответствующий состав пассажиров;
- факт групповой поездки.
Морской круизный туризм, являясь одним из видов водного туризма, занимает важное место среди основных направлений перевозок торговых судов. Вместе с этим он ежегодно показывает стабильную динамику и рост продаж. Основное отличие морского туризма заключается в том, что его ресурсы являются более привлекательными и доступными для туристов. Экономический аспект этого направления содержит устойчивый характер при условии совместной работы как местных общин, так и соседних стран, и эффективного использования территориальных природных ресурсов.
Основываясь на представленных выше данных, морской круизный туризм по своему направлению деятельности можно классифицировать по следующим видам: экскурсионно-прогулочные круизы, пассажирские речные круизы, морские круизы. Системообразующим признаком здесь служит комплектация круизного туристского продукта с опорой на специфичность и продолжительность формируемой поездки. Круизный туристский продукт, в свою очередь, представляет собой синтез функциональных назначений обслуживания пассажиров как во время пребывания на борту судна, так и за его пределами.
Услугами перевозки и размещений обычных туристов занимаются разные организации. При формировании продукта для круизных туристов судно выполняет две ключевых роли: транспортное средство и коллективное средство размещения. Гостиницы и другие средства размещения занимаются созданием туристского продук-296
та косвенно, поскольку за его создание несет ответственность туроператор совместно с другими предприятиями.
Отличительной особенностью становления круизного туристского продукта является то, что так называемым производителем круизного отдыха и туристских услуг является круизная компания. Следовательно, на рынке турист может приобрести готовый круизный туристский продукт, в который уже включены услуги перевозки и размещения. Это не только упрощает работу круизных компаний, но также формирует положительный имидж у потребителя за счет комплексности восприятия продукта [13].
Этот факт приводит к росту спроса на круизный туристский продукт, что, в свою очередь, обуславливает углубленное изучение потребностей круизных туристов, создание новых турпродуктов, формирование услуг по обслуживанию туристов и т.д. Несмотря на то, что доля специализированных продуктов на круизном рынке занимает незначительную часть, их появление выводит круизный туризм на новый уровень развития.
В процессе формирования понятийного аппарата услуги наземного обслуживания морских круизных туристов представляется важным выявить ключевые соотношения и системообразующий признак следующих понятий: «туристская услуга», «наземное обслуживание», «круизный туристский продукт». Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [5] не предусматривает такого понятия как туристская услуга, а дает определение туристского продукта как комплекса услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг. В связи с этим туристская услуга может быть определена как любые действия (операции), совершаемые туристскими организациями по своему усмотрению или по конкретному заказу потребителей (заказчиков), связанные с формированием и проведением туров.
Основой формирования круизного туристского продукта служит удовлетворение основных потребностей туриста в комфортном и приятном отдыхе. В свою очередь, опираясь на определение круизного туризма, можно выявить две составляющих, формирующих туристский круизный продукт: обслуживание на борту круизного судна и наземное обслуживание. Анализ характеристики различных видов и форм туризма показал, что в настоящий момент процесс предоставления круиз-ной услуги на борту судна имеет оптимальную степень изученности, в отличии норм и рекомендаций предоставления услуг наземного обслуживания, уровень проработки которых в настоящий момент минимальный. Следовательно, необходимо разработать действенный механизм государственной поддержки в отношении стимулирования развития предприятий и организаций, участвующих в комплексном процессе создания круизного туристского продукта [14].
Ввиду вышеизложенной информации об отсутствии использования маркетинговых и рыночных коммуникаций, следует проследить влияние этих факторов на создание круизных продуктов и разработки услуг. Представление туристов о круизном отдыхе формируются благодаря отзывам знакомых, друзей, печатным изданиям и других источников. Ключевую роль здесь играет создание правильного представления потребителя об используемом продукте или услуге, так как следующим этапом будет донесение личных впечатлений туриста до общественности. В свою очередь, массовые представления в основном формируются под влиянием стереотипов, и главной задачей в этом направлении является отсутствие искажения набора впечатлений после использования круизных продуктов или услуг.
При разработке технологий обслуживания пассажиров необходимо учитывать специфику туристов, путешествующих на судоходных лайнерах. В силу того, АНИ: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 4(17)
что за время путешествия они успевают сойти на берег во многих городах и посмотреть большое число достопримечательностей, исторических и архитектурных памятников и т.д., таким туристам не обязательно демонстрировать типичные объекты показа. Здесь следует применять определенную технологию организации культурно-развлекательной программы, которая будет включать демонстрацию знаковых и символичных элементов истории того или иного порта захода круизного лайнера. Важную роль при формировании программы будут играть общий маршрут туриста, чтобы посещение каждой из дестинаций маршрута морского круизного судна не выбивалось из общего набора впечатлений туриста после отдыха [15].
Синтез двух основных понятий привел к формированию определения понятия «наземное обслуживание» - это совокупность услуг (церемония встречи, экскурсии, пешие прогулки, событийные мероприятия и т.д.), предоставляемых участнику круиза в портах захода кру-изного судна в период его стоянки. Обслуживание в портах предполагает широкий спектр экскурсий в сопровождении квалифицированных гидов; также может быть предложено посещение театральных представлений, яр-морочно-выставочных мероприятий и шоу, прокат автомобилей, бронирование номеров в отелях, заказ ресторанов и т.п. [16]. Результатом применения технологии наземного обслуживания пассажиров круизных судов должен стать четко сформированный образ потенциального потребителя круизного туристского продукта.
Ввиду разнообразия форм круизного туризма приоритетным направлением этого сектора современного туристского бизнеса является разработка оптимальных правил услуг наземного обслуживания для пассажиров круизного судна. Разработка рекомендаций по приему круизных туристов может стать отправной точкой для популяризации путешествий и отдыха на морских судах и продвижения круизного туризма на общем рынке туристских услуг. Разработка услуги по наземному обслуживанию круизных туристов поможет не только создать положительный имидж туристско-рекреационной территории с морской специализацией [17], но также удовлетворить потребностям туристов в качественном отдыхе, способствовать увеличению числа захода круизных лайнеров в портовые города.
Исходя из принципа научного синтеза, после определения роли и места наземного обслуживания круизных туристов в формировании круизного туристского продукта, необходимо провести методологический анализ и обобщение особенностей заявленного понятия. На основе вышеизложенных этапов формирования теоретических аспектов наземного обслуживания морских круизных туристов, результат исследования представлен понятийным аппаратом туристской услуги по наземному обслуживанию морских круизных туристов (таблица 2).
Таблица 2 - Понятийный аппарат услуги по наземному обслуживанию морских круизных туристов
Цель Создание технологий наземного обслуживания морских круизных туристов
Задачи Увеличение привлекательно ста территории удовлетвор ение потребностей туриста, создание комфортной среды для пассажировкруизного судна
Объект исследования Туристско—рекреационный регион с морской специализацией
Субъекта Местные органы власти, предпринимательские структуры, некоммерческие организации и тд.
Тур«™™! Маршруты, объекты показа, целевая аудитория (пассажиры круизных судов)
Источники информации Туризм, культурное наследие, природные ресурсы и т.д.
ЦелеЕая аудитория .110дис деньгами и наличием свободного времени («европейские пенсионеры':')
Социально— р е а лизацин услуги Узнаваемостьтерриторни,ростпотока круизных туристов, формирование конкуренте способности круизного продукта, завоевание лидирующих позиций на мировом круизном рынке
составляющих является социально-экономический эффект реализации услуги [18], результат которого оказывает непосредственное влияние на состояние рынка предоставления круизных туристских услуг.
Создание услуги способствует выявлению возможностей культурного и исторического наследия территории посредством организации качественного обслуживания пассажиров. Рассматривая элементы оказания наземных услуг обслуживания круизных туристов, можно выделить принципы формирования ее составляющих. Для обеспечения целостности и эффективного развития круизного туризма необходимо дифференцировать каждый принцип с учетом его основных критериев и видов (таблица 3).
Таблица 3 - Наземная услуга обслуживания круиз-ных туристов
Принцип Критерий Вид
1. Г о судар ственный 1Л Швартовка 12. Па спортно-внзовый контроль 13 Нормативно-правовая документация —Швартовка в бухту, швартовка к причалу -Соблюдение проведением приёма круизного судна
2. Информационный 2.1 Маркетинговые коммуникации 22 Информационная среда Анкетирование круизных туристов, информационная стойка, буклеты, мобильные приложения, указатели
3. Культурно-развлекательный 3.1 Создание комфортной туристской среды Церемония встречи, сарафан-шоу, сувенирная продукция
4. Экскурсионный 4.1 Аттрактивный Аудио-переводчик,проведение пеших, автобусных экскурсий
5. Экономический 5 Л Товарно-денежные отношения Доход отпродажитоваров,реализации маршрутов
б. Независимые услуги 6.1 Об служивание Трансфер, питание
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, формирование понятийного аппарата указанной услуги включает в себя ряд важных элементов. Помимо определения объекта, субъекта, а также целей и задач исследования непосредственное влияние также оказывает целевая аудитория, на основе потребностей которых формируется круизный продукт. Помимо этого одной из ключевых
Вышеизложенные доводы позволят не только сформировать новый понятийный аппарат, но также провести классификацию видов и форм туристских услуг, предоставляемых пассажирам морских круизных судов в портах заходов. Теоретические аспекты технологии наземного обслуживания морских круизных туристов основываются на трех составляющих:
- документационное обеспечение;
- встреча круизных туристов;
- экскурсионное обслуживание на берегу посредством использования направлений круизного туристского продукта.
Взаимосвязь аспектов и высокоинтенсивная эксплуатация водных ресурсов показывает результат, на которой нацелена работа по формированию положительного имиджа региона у потребителя круизного туристского продукта [19]. Посредством успешного взаимодействия синтеза трех элементов может быть создана основа стратегических подходов для разработки правил и норм предоставления туристских услуг пассажирам круизного судна.
Следовательно, технологии наземного обслуживания морских круизных туристов нацелены на формирование положительного имиджа территории, увеличение потока круизных туристов. Основная цель применения этой системы базируется на положительном взаимодействии потенциала территории города-порта, развития водного туризма, и морского круизного туризма в частности. Данный подход позволяет идентифицировать и сформировать понятие «наземное обслуживание морских круизных пассажиров» как специфический набор туристских услуг, носящий пропагандистско-маркетинговый характер, включающий взаимодействие инфраструктурного и туристского потенциала порта-захода морского круизного судна, представителей органов власти и бизнес структур, направленное на формирование положительного имиджа территории с морской специализацией с целью стимулирования возвратного туризма.
Исходя из сформированного понятия создание технологий наземного обслуживания круизных туристов, формирование туристского продукта, удовлетворяющего специфики и основным требованиям пассажиров кру-изного лайнера, способствуют привлечению большего числа судозаходов, росту туристского потока. Морские круизные путешествия, после соответствующих изменений в системе нормативно-правового регулирования, станут регламентироваться высокими доходами, про-
движением прибрежных туристских дестинаций, разнообразием ассортимента современных туристских продуктов и позиционированием узнаваемых, символичных брендов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. UNWTO Publications: Sustainable Cruise Tourism Development Strategies - Tackling the Challenges in Itinerary Design in South-East Asia 2016 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://asiapacific.unwto.org/pub-lication/sustainable-cruise-tourism-development-strategies-tackling-challenges-itinerary-design-s
2. Нездойминов С.Г. Морской круизный туризм в контексте регионального развития [Электронный ресурс] // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. №3 (43). - Режим доступа: http://eee-region.ru/article/4304/
3. Increase in Cruise Ship Activity Drives Industry s Economic Value to New Highs [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.cruising.org.au/coresoft-cloud001/ccms.r?Pageid=6022&TenlD=CLlA&DispMode =goto|10041
4. ГОСТ Р 50681-2010 Туристские услуги. Проектирование туристских услуг [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/docu-ment/1200083215
5. Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24.11.1996 N 132-ФЗ (действующая редакция, 2016) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_12462/
6. Постановление Правительства РФ от 18.07.2007 N 452 (ред. от 07.11.2015) "Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта" [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www. consultant.ru
7. ГОСТ 28681.0-90 «Стандартизация в сфере ту-ристско-экскурсионного обслуживания. Основные положения» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// standartgost.ru
8. Декларация Всемирной конференции министров по туризму (Осака, Япония, 1994 г.) / Всемирная конференция министров по туризму. Япония (Осако). 4 ноября 1994 года.
9. Официальный сайт «Виртуальный экскурсовод» [Электронный ресурс] // Глобальный этический кодекс туризма. - 13-ая сессия Генеральной ассамблеи ВТО. - Сантьяго, Чили, 1999 г. - Режим доступа: http:// excursovod-web.ru
10. Официальный сайт Федерального агентства по туризму [Электронный ресурс] // Развитие круизного туризма в зоне особого внимания: вопросы реализации туристического потенциала внутренних водных путей России рассмотрены на заседании Госсовета. - Режим доступа: http://www.russiatourism.ru
11. Официальный сайт ECA Knowledge Repository [Электронный ресурс] // Resolutions of the lnternational Conference on Travel and Tourism statistics. - Режим доступа: http://repository.uneca.org
12. Круизное судно [Электронный ресурс] // Webster's New World Dictionary. - Режим доступа: http://websters. yourdictionary.com
13. Артемьева О.А., Вапрянская О.И., Платонова Н.А. Особенности спроса на туристские продукты, основанные на искусственной аттракции // Маркетинг услуг. 2010. №3. С. 214-225.
14. Туризм, гостеприимство, сервис: Словарь-справочник / Г.А. Аванесова, Л.П. Воронкова, В.И. Маслов, А.И. Фролов; Под ред. Л.П. Воронковой. М.: АспектПресс, 2007.
15. Шпилько С.П., Андронова Н.В., Чударев Р.В. Морские круизы. Теория и практика. М.: Советский спорт, 2012. 148 с.
16. Василиха Д.Ф. Стратегическое управление развитием региональной инфраструктуры туризма: автореф.
канд. геогр. наук: 25.00.24. Нижний Новгород, 2012.
17. Официальный сайт о туризме и путешествии [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.trav-el.ru/thematic/cruises
18. Домницкая М. Круизный туризм в России: впечатляющие перспективы // Голос России. 2009. № 11.
19. Гомилевская Г.А., Дмитриенко Ю.В. Формирование туристской идентичности г. Владивостока в контексте бренда: «Владивосток - морские ворота России» // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2016. Т. 8. № 1 (32). С. 142153.