ИССЛЕДОВАНИЕ
Нездоиминов С.Г.
1 Одесский национальный экономический университет, Одесса, Украина
Современный потенциал региональных рынков морских
круизов
АННОТАЦИЯ:
В статье рассматриваются современный потенциал региональных рынков морских круизов, динамика развития европейского рынка морских круизов. Отмечается, что интенсивность развития глобального круизного рынка требует поиска эффективного механизма функционирования круизного туризма в приморских регионах России и Украины. Исследован потенциал региональных рынков морских круизов европейских стран, портов Балтийского и Черноморского регионов. Сделан вывод о том, что развитие потенциала рынка круизного туризма будет способствовать привлечению инвестиций в портовую инфраструктуру, смежные сектора экономики.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: потенциал регионального круизного рынка, международная интеграция, европейский круизный рынок, Черноморский круизный регион
JEL: L91, L92, R00
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Нездойминов С.Г. Современный потенциал региональных рынков морских круизов // Экономика, предпринимательство и право. — 2016. — Том 6. — № 2. — С. 135-146. — doi: 10.18334/epp.6.2.35308
Нездойминов Сергей Георгиевич, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления туризмом, Одесский национальный экономический университет, Одесса, Украина ([email protected])
ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 30.11.2016 / ОПУБЛИКОВАНО: 30.06.2016 ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.org/10.18334/epp.6.2.35308 (с) Нездойминов С.Г. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"
Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/)
ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский
Введение
Интенсивность развития глобального круизного рынка требует поиска эффективного механизма функционирования индустрии круизных услуг в приморских регионах государств, принимающих круизных туристов. Целью статьи является анализ потенциала региональных рынков морских круизов для дальнейшего развития перспективных направлений круизного бизнеса в приморских регионах.
Проблемы развития круизного бизнеса, морских пассажирских перевозок, международного туризма и роли судоходных компаний в формировании круизного турпродукта исследовались в трудах: Бабуриной О.Н., Буянова С., Логуновой Н.А., Мельник И.Л., Селиванова В.В., Пересыпкиной Н. и др. [1—9]. В целом, их выводы сводятся к необходимости развития круизного судоходства, модернизации инфраструктуры морских портов. В то же время исследования потенциала региональных рынков круизных услуг являются недостаточными и требуют дальнейшей разработки. Современное развитие рынка морских круизных услуг заключается в сочетании в нем практически всех форм международного туризма и объединении различных видов сервиса и организации досуга (гостиничное обслуживание, ресторанный бизнес, экскурсионная деятельность). Эксперты считают, что к 2020 году каждый второй турист почувствует на себе опыт круизного туризма. Глобализация круизного рынка, рост количества приема круизных лайнеров в морских портах государств вызывает необходимость активизации всех форм хозяйственной деятельности в приморских регионах [8]. Исследователи отмечают, что круизный туризм имеет огромный эффект для развития региональной экономики:
- привлечение к обслуживанию транзитных заходов круизных судов портов, агентских компаний, туроператоров, автотранспортных предприятий, предприятий питания, учреждений культуры. При обслуживании базовых стоянок судна, кроме перечисленных предприятий, задействованы также аэропорты и гостиничный сектор;
- интенсификация поступлений в бюджеты всех уровней, в первую очередь, местного бюджета, создание новых рабочих мест в сферах, задействованных для обслуживания круизного судоходства (в том числе в сфере туризма, транспортных перевозок и т.п.), стимулирование развития смежных отраслей, включая судостроение и судоремонт;
- рекламирование туристических возможностей региона (страны в целом), расширение возможностей для международного сотрудничества;
- вовлечение инвестиций в развитие транспортной и туристической инфраструктуры [3].
Потенциал регионального рынка морских круизов в нашем понимании - это совокупность региональных предприятий водного транспорта и туризма, круизной инфраструктуры, учреждений и организаций морской рекреации, деятельность которых направлена на удовлетворение потребностей круизных туристов, а также путей сообщения и транспорта, пассажирских комплексов портов и объектов транзитного размещения туристов, обеспечивающих условия стабильного функционирования и регионального развития.
Проведенные исследования данных круизной статистики за 2014 год дают основания обратить внимание на темпы развития круизного рынка Европы:
- 6387000 европейцев в 2014 году отправились в круизы. Этот показатель на 0,5% выше по сравнению с предыдущим годом.
- Количество европейцев, выбирающих отдых в круизе, по сравнению с 2008 годом увеличилось на 44%. Несмотря на тот факт, что в 2008 начался экономический кризис, круизная индустрия демонстрирует ежегодный рост.
- Германия стала лидером среди стран Европы по количеству круизных туристов (1770000 пассажиров), что на 5% больше, чем в 2013 году. В основном это произошло за счет увеличения флота и доли рынка немецких круизных линий AIDA и TUI.
- Лидерство отошло от портов Великобритании, что отразилось в общем снижении количества британских пассажиров на 4,8% по сравнению с 2013 годом.
- Италия остается третьим по величине рынком - донором круизных туристов, несмотря на снижение на 3,1% объема потока, что объясняется замедлением развития рынка Средиземноморья.
- Франция демонстрирует темпы роста (13,7%), позиционируя себя как четвертый в Европе инициативный круизный рынок.
- Испания снизила объемы отправки круизных туристов (-4,5%) в связи с уменьшением мощности своих портов Средиземноморья и прекращением функционирования компании Ibero Cruises.
- Скандинавский рынок показал темп роста до 5,6% в 2014 году [10].
Как показал анализ развития Средиземноморского круизного рынка, в 2014 году на нем была сосредоточена работа 42 европейских круизных линий, которые обеспечили деятельность 123 круизных судов с общей мощностью около 146000 мест, а также 60 судов 18 неевропейских линий, вместимостью около 89000 мест для круизных туристов. Прием и обслуживание круизных туристов осуществляли 72 порта - членов ассоциации MedCruise, а в 2000 году, например, только 59. Общий объем потока морских круизных туристов в 2014 году достиг 25,8 млн. Однако, в сравнении с предыдущим годом, этот показатель на 7,28% ниже, а общий поток круизных туристов в 2013 году составил 27,8 млн (рис. 1) [11].
Рисунок 1. Динамика прибытий круизных туристов в порты ассоциации MEDCRUISE (2000-2014), млн пас.
Источник: MedCruise Report. Cruise activities in MedCruise ports: Statistics 2014.
Edition 2015
В то же время растут инвестиции в европейскую круизную индустрию. Так, за период с 2015 по 2018 годы планируется ввод на рынок 31 круизного судна общей вместимостью на 93300 пассажиров, из которых 29 будут построены в Европе и два в Японии [11]. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что морские круизы - один из самых быстрорастущих секторов мирового туристического рынка.
Следует отметить, что невысокая эффективность функционирования морского круизного туризма в Причерноморских регионах Украины в наибольшей степени определяется и тем, что в нем не учитывается такая важная его составляющая, как модернизация
портовой и туристической инфраструктуры, строительство круизного флота. Так, объем инвестиций в секторе водного транспорта в 2014 году составляет всего 0,2 млрд грн., или 1% в общем объеме отраслевых инвестиций (рис. 2) [12]. Сокращение морских пассажирских перевозок в Украине было вызвано их нерентабельностью и уменьшением количества пассажирских судов, пригодных к эксплуатации. Высокие ставки оплаты по кредитам, обременительные налоги - выше, чем взимаемые с судовладельцев в других странах, - привели к сокращению морского круизного флота, его физическому и моральному износу. В этих условиях государство оказалось неспособным в необходимые сроки подготовить и осуществить реформирование отрасли; принять эффективные меры, направленные на создание правовой базы на водном транспорте, которая бы обеспечила внедрение необходимых инструментов поддержки и вывода ее из системного кризиса, опираясь на опыт других стран.
10,8 млрд грн (70%)
I Складское хозяйство и вспомогательная деятельность в сфере транспорта
Наземный и трубопроводный транспорт
0'1 млрдамлрд грн (1%) (1%)
0,4 млрд грн (3%)
3,9 млрд грн (25%)
Рисунок 2. Распределение инвестиций по секторам в сфере транспорта Украины в 2014 году, млрд грн.
Источник: Статистичш дан по швестицшних проектах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://new.mtu.gov.ua/timeline/Analitika.html.
Проведенный анализ проблем развития круизного рынка показал, что для успешного функционирования морского туризма необходимо комплексное развитие всех элементов круизного судоходства и соответствующей ему региональной туристической инфраструктуры. Порты Черноморского региона в целом имеют достаточно большой потенциал для развития круизного туризма. По оценкам экспертов, каждый круизный турист во время транзитного захода судна в порт («судозахода») в среднем за 10 часов стоянки тратит в городе пребывания
от 50 до 100 евро. При заходе в порт одного круизного судна типа Panamax город одновременно посещает до 2000 туристов. Сумма, затрачиваемая одним туристом в базовом порту (в городе и во время экскурсий), достигает 600 евро за 2-3 дня. Таким образом, круизное судоходство дает возможность в течение сезона - семи месяцев в году -создать условия для гарантированного пополнения местных бюджетов (в том числе за счет туризма, расходов туристов на сферу развлечений и т.п.). К тому же это не приводит к существенному увеличению нагрузки на наземную инфраструктуру приморских регионов [13].
С каждым годом увеличивается встречный поток иностранных туристов на круизных судах, прибывающих в порты Украины. Объясняется это тем, что в наиболее освоенных бассейнах Карибского и Средиземного морей круизным судам становится тесно. Борьба за клиентов заставляет круизные компании искать новые рынки сбыта своих услуг. Черноморский бассейн подходит для этого как никакой другой, так как, по сути, является частью Средиземноморского круизного рынка. За последние пять лет количество судозаходов в порты Украины выросло на 40%, а количество пассажиров - на 53,4%. Чаще всего черноморский регион посещают туристы из Германии, Великобритании и Италии. Доля круизных туристов из стран СНГ по портам Украины составляет 6,1%, а, например, в 2012 году была менее 1%. Как считают эксперты, низкая эффективность реализации программ развития круизного бизнеса и модернизации морской инфраструктуры были обусловлены недостаточным притоком инвестиций, связанным с неблагоприятным инвестиционным климатом в Украине в целом. По предварительным расчетам Торгово-промышленной палаты РФ, на реконструкцию морских портов Крыма потребуется 1,77 млрд долл. США, в том числе на вывод грузовой части Евпаторийского морского торгового порта за пределы города, необходимо выделить 1,04 млрд долл. США [14].
Исследования показывают, что на начало 2013 года морской пассажирский флот России состоял из 39 судов со средним возрастом 26,7 года. В количественном составе наиболее представительна группа бескоечных судов: пассажирских водоизмещающих, судов на подводных крыльях (СПК), катамаранов. Дедвейт этих судов - 14-80 тонн. Средний возраст - 26 лет. В основном они работают на местных линиях прибрежного плавания в Дальневосточном и Южном бассейне. Группа пассажирских судов представлена четырьмя судами: «Поларис» (год постройки - 1968-й), «Клавдия Еланская» (1977 г.), «Беломорье» (1980 г.),
«Анна Ахматова» (1988 г.). Грузопассажирские суда: «Гипанис» (1992 г.), «Игорь Фархутдинов» (1991 г.). Они осуществляют перевозки пассажиров между пунктами Северного и Дальневосточного бассейнов.
Российский круизный флот представлен семью переоборудованными научно-исследовательскими судами,
пассажировместимость которых от 45 до 117 человек. Класс ледовых усилений по классификации Российского морского регистра судоходства - Агс4 и Агс5. Все российские экспедиционные круизные суда были построены в 80-х годах и даже с учетом переоборудования не удовлетворяют современным требованиям по безопасности, комфортности и экономичности. Имея небольшую пассажировместимость и устаревшее оборудование, они проигрывают существующему и строящемуся современному круизному флоту зарубежных компаний. Владельцы судов - российские научные организации - на протяжении многих лет сдают эти суда в аренду иностранным компаниям. Каждое такое судно выполняет в год от 10 до 20 рейсов в регионах со сложными ледовыми условиями (Арктика, Дальний Восток, Антарктика). В целом, по данным официальной статистики, в 2012 г. всего морским транспортом было перевезено 1,1 млн пассажиров [2]. В таблице приведены данные о динамике перевозок пассажиров морским транспортом по бассейнам за 2008-2012 гг., которые подтверждают существование крупной отраслевой проблемы по обновлению российского морского пассажирского флота и повышению его конкурентоспособности по всем сегментам деятельности [2]. Как отмечает О.Н. Бабурина, за два последних десятилетия наблюдается устойчивая тенденция к падению всех показателей деятельности российского морского транспорта. Количество пассажиров, перевезенных морским транспортом, за период с 1992 по 2013 гг. снизилось в 18 раз, с 9 млн до 500 тыс. пассажиров. При этом объемы перевозок пассажиров всеми видами транспорта сократились в 2,4 раза [1].
Исследования Балтийского круизного рынка показали, что за шесть лет с начала своей производственной деятельности пассажирский порт Санкт-Петербург принял 1423 круизных лайнера, а суммарный пассажиропоток за период работы порта составил 2 млн 559 тыс. 914 человек. В круизную навигацию 2014 года он принял 318 судов и почти 520 тыс. пассажиров. При этом большинство туристов прибыли из Германии (25%), на втором месте США (15%), на третьем расположилась Великобритания (15%), Италия и Испания (по 6%) и Франция (3%).
Помимо этого, через пункт пропуска в форте Константин в Кронштадте прошло 639 яхт, этот показатель на 5% больше показателя прошлого года. По результатам навигации, Петербург уступил по объему туристских перевозок только портам Карибского и Средиземного моря.
Таблица
Динамика объемов перевозок пассажиров российским морским транспортом по бассейнам, тыс. чел.
Бассейн 2008 2009 2010 2011 2012
Северо-Западный 167,9 145,7 353,0 179,0 53,4
Южный 290,6 239,3 179,2 187,7 177,5
Дальневосточный 945,8 1 085,9 1 206,9 1 006,6 844,0
Итого 1 404,3 1 470,9 1 739,2 1 373,4 1074,9
Источник: материалы ЗАО «ЦНИИМФ»
Однако в 2014 году наблюдается снижение пассажиропотока, примерно на 2-3%. По прогнозным расчетам в 2015 году число круизных посетителей, прибывающих в порт, должно увеличиться на 3%. Уже в этом году на 234 круизных и 5 паромных судах в порт Петербурга прибыло 483,5 тыс. человек. Порт планирует принять 9 новых круизных судов, включая «Regal Princess» и «Britannia», длиной 330 метров, лайнера «Mein Schiff 4» и «Viking Star». В целом, за последние 20 лет пассажирский порт Санкт-Петербург принял 15 миллионов человек, из них более 10 миллионов - пассажиры и около 5 миллионов - члены экипажа [15]. Хорошие перспективы имеют Мурманская и Архангельская области для развития арктического туризма в сфере реализации проекта «Арктическая гавань», для организации регулярного паромного сообщения с Норвегией и увеличения заходов круизных судов в порт Мурманска с 11 до 70 в год.
На российском рынке круизов активно работает оператор PAC GROUP, который считает, что порт Сочи является оптимальной отправной точкой круизов по Средиземноморью для российских туристов. В 2014 году, благодаря Олимпийским играм, город получил и мировую известность, и отличный современный пассажирский порт, который теперь может принимать большие суда. Отметим, что MSC Cruises, первой среди всех иностранных круизных компаний приняла решение привести лайнер в Сочи для выполнения регулярных круизов по Средиземноморью. Впервые ведущая мировая круизная компания
воплотила в жизнь маршрут круиза «Музыка Средиземноморья», разработанный совместно с российскими операторами круизного рынка. Круиз охватывает пять морей и самые интересные порты Греции, Италии, Турции, Хорватии и Румынии.
Рынок европейского круизного бизнеса, однако, сталкивается с рядом проблем. Во-первых, это проблема медленного роста круизных мощностей, присутствующих в регионе; Средиземноморский и Черноморский регионы должны оставаться конкурентоспособными, чтобы сохранить круизный тоннаж в своих бассейнах. Серьезное влияние на круизный рынок региона оказывают геополитические проблемы, меняющие «круизную карту» и ограничивающие доступ на этот рынок некоторых стран. Меняется состав пассажиров. Резко возросшая стоимость авиабилетов в последние годы заставляет североамериканцев предпочитать «домашние» круизные путешествия. С другой стороны, процесс глобализации приводит на европейский рынок круизных перевозок туристов из Азии, Южной Америки [16]. На данный момент осуществляется модернизация мощностей по приему пассажиров в портах Бургас (Болгария), Сочи (Россия) и Батуми (Грузия), после ввода которых Черноморский регион может заявить о себе как о круизном рынке для судов массового сегмента. В целом специалисты отмечают значительный прогресс в развитии круизной инфраструктуры портов Причерноморских государств и растущий интерес туристов к путешествиям в этот регион. По подсчетам туроператоров, ежегодный темп роста числа круизов с заходом в порты Черного моря в течение последних пяти лет составляет 10%, а в 2013 году составил рекордные 36% - 546 судозаходов, около 300 тыс. пассажиров посещало туристические центры региона [8].
Заключение
В результате проведенного исследования выявлено, что современные проблемы развития потенциала организации приема и обслуживания круизов требуют от приморских регионов разработки комплекса мероприятий, направленных на интеграцию бизнеса круизных операторов и региональных предприятий сферы туризма и морской рекреации. В настоящее время на рынке морских круизов происходит корреляция между круизными линиями и популярными туристическими маршрутами, что свидетельствует об освоении круизными судоходными компаниями, в первую очередь, тех
направлений назначения, которые являются комплексным региональным туристическим продуктом. В то же время развитие европейского рынка морских круизов происходит и за счет освоения новых приморских регионов, уменьшая нагрузку на уже освоенные рекреационные территории, формирования конкурентных преимуществ на основе качественного обслуживания и мобильности круизных судов нового поколения. Необходимость развития потенциала инфраструктуры круизного бизнеса диктуется высокой доходностью рынка круизных услуг, благодаря признанным в мире конкурентным преимуществам транспортировки водными путями. Развитие потенциала рынка морского круизного туризма будет способствовать привлечению инвестиций в портовую инфраструктуру, судостроение, смежные сектора экономики приморских территорий.
ИСТОЧНИКИ:
1. Бабурина О.Н. Морской пассажирский транспорт России: состояние, проблемы и
направления развития // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - №5-1. - Режим доступа: http://cybeHeninka.ш/artide/n/morskoy-passazhirskiy-transport-rossii-sostoyanie-problemy-i-napravleniya-razvitiya (дата обращения: 26.11.2015).
2. Буянов С. Морской пассажирский флот [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://morvesti.ru/tems/detail.php?ID=23709 (дата обращения: 26.10.2015).
3. КруУзне судноплавство як чинник розвитку приморських репоыв УкраУни. Аналiтична
записка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.niss.gov.ua/articles/1054/ (дата обращения: 24.04. 2015).
4. Логунова Н.А. Мировой рынок круизной индустрии: особенности формирования и
перспективы развития / Н. А. Логунова // Вкник Бердянського уыверситету менеджменту i бiзнесу. - 2013. - № 2 (22). - С. 29-34.
5. Мельник 1.Л. 1нновацмш змти на ринку круУзного туризму / I. Л. Мельник // Бiзнес
1нформ. - 2014. - №12. - С. 313-319.
6. Селиванов В.В. Международный морской туризм: основы организации и методология:
учебное пособие. / В.В. Селиванов - Симферополь: ИТ «Ариал», 2015. - 296 с.
7. Нездойминов С.Г. Морской круизный бизнес как вектор международной интеграции
морехозяйственного комплекса Украины / С.Г. Нездойминов,
Н.Н. Андреева // УкраУнський журнал Економiст. - 2014. - № 7. - С.43-45.
8. Нездоймшов С.Г. Формування ринку морського круУзного туризму в Причорноморських
репонах УкраУни / Ринки туристичних послуг: стан i тенденци розвитку: монографiя // За загальною ред. В. Г. Герасименко. - Одеса: Астропринт, 2013. - 304 с.
9. Peresypkina Natalia. Main Directions of Strategic Development of the Ukrainian Sector of
Cruise Tourism // Ovidius University Annals, Series Economic Sciences. - 2015. - Т. 15. - №. 1. - P.195-198.
10. Cruise Lines International Association (CLIA) Unveils Seven Cruise Industry Outlooks for
2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.europeancruisecouncil.com/images/downloads/press_2013/CLIA_ press_release_State_of_the_Industry.pdf (дата обращения: 24.05. 2015).
11. MedCruise Report. Cruise activities in MedCruise ports: Statistics 2014. Edition 2015
[Електронний ресурс]. - Режим доступа:
https://dl.dropboxusercontent.com/u/68759718/Cruise%20activities%20in%20MedCru ise%20Ports-Edition%202015.pdf (дата обращения: 24.11. 2015).
12. Статистичн дан по швестицмних проектах [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://new.mtu.gov.ua/timeline/Analitika.html (дата обращения: 22.10. 2015).
13. Тенденции в развитии круизного рынка [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://portsukraine.com/node/2580 (дата обращения: 26.04. 2015).
14. Порты Крыма: состояние и перспективы [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.morvesti.ru/analitics/ (дата обращения: 24.05. 2015).
15. В 2015 году пассажирский порт Санкт-Петербург ожидает прибытие трехмиллионного
пассажира [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://fishkamchatka.ru/published/V-2015-godu-Passazhirskiy-port-Sankt-Peterburg-ozhidae (дата обращения: 04.06. 2015).
16. Vogel M., Papathanassis A., Wolber B. (ed.). The business and management of ocean
cruises. - CABI, 2012. Р. 296.
Sergei G. Nezdoiminov, Candidate of Science, Economics, Associate Professor of the Chair of Economics and Tourism Management, Odessa University of Economics, Odessa, The Ukraine
Modern potential of regional markets of sea cruises
ABSTRACT
The article is dedicated to the modern potential of the regional markets of sea cruises and also to the development dynamics of the European market of sea cruises. It is noted that the intensity of global cruise market development requires the search for an efficient mechanism of cruise tourism functioning in the seaside regions of Russia and the Ukraine. The potential of the regional markets of sea cruises in the European countries, ports of the Baltic and Black Sea regions has been studied. The author has made a conclusion that the development of the potential of the cruise tourism market will facilitate the attraction of investments in the port infrastructure and the related economy sectors. KEYWORDS: regional cruise market potential, international integration, European cruise market, Black Sea cruise region