Научная статья на тему 'Кластерное развитие яхтенного туризма в Республике Крым'

Кластерное развитие яхтенного туризма в Республике Крым Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
390
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯХТЕННЫЙ ТУРИЗМ / ИНФРАСТРУКТУРА / РАЗВИТИЕ / ПРИВЛЕЧЕНИЕ ТУРИСТОВ / КЛАСТЕРЫ / БИЗНЕС-СРЕДА / YACHT TOURISM / INFRASTRUCTURE / DEVELOPMENT / ATTRACTION OF TOURISTS / CLUSTERS / BUSINESS ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Черняк А.Ю.

В статье проанализировано состояние яхтенного туризма в Республике Крым, рассмотрены периоды становления и проблемы развития этого вида туризма в республике. С учетом возрастающего интереса к яхтенному туризму в нашей стране и за рубежом определена его роль в развитии индустрии туризма и бизнес-среды Республики Крым. Выявлены позитивные и негативные факторы, влияющие на привлекательность Республики Крым как центра яхтенного туризма для туристов и инвесторов. На основе проведенного анализа выделены основные направления развития яхтенного туризма с использованием возможностей кластерного подхода. Функции управляющего органа по развитию яхтенного туристского кластера в Республике Крым предлагается возложить на специализированную организацию, которая будет осуществлять координирующие и регулирующие действия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLUSTER DEVELOPMENT OF YACHT TOURISM IN THE REPUBLIC OF CRIMEA

The article analyzes the status and the problems of yacht tourism in the Republic of Crimea, and presents its periodization. On the basis of the analysis the main directions of development of yacht tourism using the capabilities of the cluster approach are highlighted. In the conditions of increasing interest in yacht tourism in our country and abroad, its role in the development of the tourism industry and the business environment of the Republic of Crimea is identified. Changes that are happening today in demand and supply on yacht tourism market demonstrate its transition from the elite type of leisure to affordable one for a middle class people. It is fair not only for developed but for developing countries too. We have the same trends in Russia where an interest grows towards yacht tourism. In order to manage effectively growth and development of yacht tourism in Crimea it is necessary to create a government body that will lead process, technological and infrastructural initiatives. In this work we suggested to create a special organization to develop and grow yacht tourism. In our opinion, this government body should run a program to develop and grow the yacht tourism in Crimea in such a way that helps to achieve KPI and to guarantee a collaboration between all participants on yacht tourism market. Main responsibilities of the body are recommended to be focused on methodological, organizational, expert-analytical and informational support to develop a touristic cluster. Some of these responsibilities should be as follows: consultancy of yacht tourism cluster participants informational web-portal administration that includes navigational and cartographical updates, additional information (sea routes, pump stations, boat parking, cultural and heritage information) advertising campaigns management to promote yacht tourism yacht marine's business-modelling Also the body should monitor on a regular basis following activities: program of yacht tourism cluster' effectiveness and its improvements potential partnerships satisfaction of yacht tourism cluster' participants Taking into account a transitional phase of Crimean Republic, in this piece of work we recommend to empower clusterization as a mechanism to provide government business partnership to drive yacht tourism holistic development.

Текст научной работы на тему «Кластерное развитие яхтенного туризма в Республике Крым»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2018. Т. 4 (70). № 1. С. 132-139.

УДК 332.1

КЛАСТЕРНОЕ РАЗВИТИЕ ЯХТЕННОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ Черняк А. Ю.

ГБОУ ВО РК «Крымский университет культуры, искусств и туризма», Симферополь, Российская Федерация

E-mail: aleksiy-chemyak@mail.ru

В статье проанализировано состояние яхтенного туризма в Республике Крым, рассмотрены периоды становления и проблемы развития этого вида туризма в республике. С учетом возрастающего интереса к яхтенному туризму в нашей стране и за рубежом определена его роль в развитии индустрии туризма и бизнес-среды Республики Крым. Выявлены позитивные и негативные факторы, влияющие на привлекательность Республики Крым как центра яхтенного туризма для туристов и инвесторов. На основе проведенного анализа выделены основные направления развития яхтенного туризма с использованием возможностей кластерного подхода. Функции управляющего органа по развитию яхтенного туристского кластера в Республике Крым предлагается возложить на специализированную организацию, которая будет осуществлять координирующие и регулирующие действия. Ключевые слова: яхтенный туризм, инфраструктура, развитие, привлечение туристов, кластеры, бизнес-среда.

ВВЕДЕНИЕ

Современный период развития мировой туриндустрии характеризуется возрастанием интереса к таким видам туризма, которые обеспечивают потребности людей в спортивной, двигательной и познавательной активности. Это объясняется рядом причин: ростом доходов населения, повышением уровня образования людей, а также увеличением времени, которое им приходится проводить за рабочим столом. В совокупности это создает синергетический эффект увеличения спроса на сельский, горнолыжный, яхтенный и некоторые другие виды туризма [1, с. 10].

Среди указанных видов туризма особо выделяется яхтенный, поскольку он предполагает более высокий уровень доходов туристов, наличие благоприятной природно-климатической среды, а также соответствующей инфраструктуры. В силу этого имеются определенные ограничения для развития яхтенного туризма, который, к тому же, требует значительных капиталовложений и направленного регулирующего воздействия со стороны местных органов власти. Зарубежная и отечественная практика свидетельствует о наличии интереса государства к развитию данного вида туризма, обеспечивающего достаточно высокие доходы и, соответственно, налоговые поступления. Кроме того, привлечение обеспеченных категорий туристов, предъявляющих повышенные требования к организации яхтенного туризма и наличию сопутствующих услуг (отели, рестораны, досуговые и информационные центры и др.), можно рассматривать как фактор, обеспечивающий развитие всей туриндустрии и повышение качества жизни населения той или иной территории.

Целью исследования является определение роли яхтенного туризма в развитии индустрии туризма и бизнес-среды Республики Крым с использованием кластерного подхода.

ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ

Изменения, происходящие сегодня в характере спроса и предложения на рынке услуг яхтенного туризма, показывают, что он перестает восприниматься только как элитный отдых и становится доступным для представителей среднего класса. Это относится не только к экономически развитым, но и к развивающимся странам. Аналогичные тенденции наблюдаются и в нашей стране, где в последние годы отмечается возрастание интереса к яхтенному туризму со стороны субъектов как спроса, так и предложения, что приводит к возникновению эффекта конкуренции между территориями, способными предоставлять услуги в области данного вида туризма. При этом, несмотря на колоссальные размеры территории, а также природное богатство и разнообразие нашей страны, яхтенный туризм в России остается пока недостаточно развитым по сравнению с другими видами туризма и по отношению к реальному и тем более потенциальному спросу. В то же время отечественные компании, работающие в сфере яхтенного туризма, уже формируют туристические пакеты, которые по составу услуг и ценовой политике способны конкурировать даже с пляжным отдыхом. Это свидетельствует о необходимости и возможности развития яхтенного туризма в нашей стране, особенно с учетом сохраняющегося низкого уровня конкуренции и наличия незанятых рыночных ниш. Следует понимать, что этот процесс потребует значительных капиталовложений, поскольку при наличии огромной протяженности водных путей (особенно речных) и морского побережья сегодня у нас практически нет свободных причалов и стоянок, заправок и технических центров обслуживания и ремонта яхт. К сожалению, сегодня приходится говорить и о катастрофически малом числе инфраструктурных объектов, обеспечивающих яхты и яхтенных туристов [4, с. 175].

При всем многообразии потенциальных возможностей, которыми располагает Российская Федерация для развития яхтенного туризма, особое место принадлежит здесь Республике Крым и городу Севастополю. Это объясняется рядом объективных причин, прежде всего - природно-климатическими условиями, обеспечивающими продолжительность сезона отдыха в течение семи месяцев, что соответствует уровню развитых в области яхтенного туризма стран, таких как Франция, Италия, Хорватия, Испания и др.

Несмотря на удачное расположение Крымского полуострова и наличие благоприятных природно-климатических условий, пока не приходится говорить об эффективном использовании этой территории в интересах развития яхтенного туризма. В целом можно выделить несколько периодов развития этого вида туризма в Крыму [6, с. 39].

Первый - советский период (до 1991 г.). В этот период отсутствовал интерес к яхтенному туризму, однако происходило стихийное развитие яхтинга, охватывающее три направления:

- спортивно-техническое (наиболее развитое) - парусный спорт, в основном в г. Севастополе;

- колхозно-кооперативное - функционирование баз-стоянок, используемых рыболовецкими колхозами, иногда - совместно с другими собственниками маломерных судов;

- стихийно-кооперативное - создание и эксплуатация баз-стоянок маломерного флота для стоянки и хранения лодок и катеров длиной 6-12 м, находящихся в личной или кооперативной собственности граждан и организаций.

К данному периоду относится предпринятая в 1989-1991 гг. попытка разработки комплексной программы развития яхтинга в г. Севастополе, осуществить которую помешали события 1991 г. и последовавший за ними процесс распада СССР.

Второй период - нахождение Крыма в составе Украины (с 1991 по 2014 гг.). С этим периодом связано появление в Крыму яхтенного туризма. К 2014 г. общее количество маломерных судов насчитывало примерно 12 000 единиц, из которых около 5 000 находилось в г. Севастополе. Общее количество баз-стоянок достигло примерно 300, в том числе в г. Севастополе - 26, из которых только 8 обладали характеристиками, соответствующими требованиям марины и позволяющими обеспечивать стоянку около 400 яхт.

Как и в предыдущий период, абсолютное большинство баз-стоянок маломерного флота развивалось по принципу «гаражного кооператива», где, при наличии общих правил и требований, осуществлялась застройка и эксплуатация комплекса в личных интересах владельцев маломерных судов. Это далеко не всегда обеспечивало развитие яхтенного туризма и создание соответствующей туристской инфраструктуры. Тем не менее были и определенные успехи. Так, в 2000-2008 гг. в рамках частного проекта развития яхтинга в комплексе «Золотой Символ» (Балаклава) было начато строительство марин на озере Донузлав и в г. Керчи. Кроме того, проводились фестивали по винд- и кайт-серфингу с участием яхтсменов мирового уровня.

В 2011 г. была принята Программа развития яхтинга в Крыму, которая, несмотря на имеющиеся недостатки, оказала положительное воздействие на развитие яхтенного туризма. В рамках этой программы предусматривалось строительство сети из 11 марин (по сути, закрытого типа), 4 яхтенных стоянок и 4 заправочных станций [2].

Третий период - вхождение Крыма в состав Российской Федерации (с 2014 г. по настоящее время). Он характеризуется глубокими изменениями в социально-экономической жизни полуострова и состоянии бизнес-среды. Содержание этого периода связано, прежде всего, с уточнением имеющегося потенциала и определением направлений дальнейшего развития яхтенного туризма. Так, рабочей группой, состоящей из представителей Межрегиональной общественной организации «Ассоциация развития яхтинга» (г. Ялта) и Общественной комиссии по развитию яхтинга при Госдуме ФС РФ (г. Москва) в 2016 году подготовлен новый проект Концепции развития яхтинга в Республике Крым. При этом в проекте не учитываются как имеющиеся внутренние потребности российского рынка яхтенного

туризма (реальный спрос), так и потребности мирового рынка (потенциальный спрос).

Следовательно, ученым и практикам необходимо провести детальный анализ и оценку ситуации в сфере яхтенного туризма, на базе которого будет разрабатываться комплексная модель его развития. По нашим прогнозам, данный период будет непродолжительным и завершится к 2020 г., после чего начнется новый этап - этап практической реализации проектов по развитию яхтенного туризма, совпадающий с этапом инновационного развития по реализации «Стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года».

Рассматривая туристический потенциал Республики Крым, необходимо отметить следующие преимущества:

- хорошее географическое положение полуострова, лежащего на пересечении большого количества морских транспортных путей;

- значительную протяженность береговой линии (длина черноморского побережья Республики Крым — 867 км), а также открытые водные участки вблизи Южного, Восточного и Западного берегов полуострова;

- достаточное количество хорошо защищенных бухт: в Западном Крыму - озеро Донузлав; в Юго-Западной части полуострова - Севастопольская, Карантинная, Стрелецкая, Омега, Камышовая, Казачья, Балаклавская бухты; в Восточном Крыму -Двуякорная бухта (п. Орджоникидзе) и акватория г. Керчь;

- наличие для туристов значимых объектов природного и всемирного культурно-исторического наследия;

- имеющиеся яхтенные стоянки, базы-стоянки маломерного флота и яхтенные марины с обеспечивающими инфраструктурными объектами;

- достаточное количество неосвоенных участков, которые по своим характеристикам соответствуют требованиям расположения на их территории всего комплекса объектов яхтенной инфраструктуры;

- наличие гидротехнических сооружений, которые могут использоваться в интересах развития яхтенного туризма;

- большое количество прогулочных судов (с устойчивой тенденцией к дальнейшему росту);

- особые условия хозяйственной и финансовой деятельности для Республики Крым в составе Российской Федерации, обеспечивающие их привлекательность для инвесторов.

В то же время имеется ряд факторов, снижающих привлекательность Крыма как центра яхтенного туризма. К ним следует отнести:

- колоссальное отставание Крыма по культуре обслуживания туристов и технической оснащенности яхтенного туризма от большинства стран средиземноморского водного бассейна;

- не до конца решенная проблема транспортной доступности Республики Крым для туристов;

- более короткая продолжительность сезона яхтенного туризма по сравнению с средиземноморскими странами;

- наличие обстоятельств нормативно-правового характера, затрудняющих привлечение инвестиционных ресурсов;

- высокая доля теневого сектора в туризме, включая яхтенный.

Наличие указанных позитивных и негативных факторов необходимо учитывать при разработке соответствующих планов и программ развития яхтенного туризма как подсистемы водного туризма (круизного, прогулочного, катерного) Республики Крым. Наиболее адекватным и эффективным инструментом из тех, которые при этом следует использовать, является использование кластерного принципа развития.

Как в теории, так и на практике кластерный анализ, а также разработка и реализация кластерного принципа развития достаточно распространены [5, с. 82]. Так, реализация Федеральной целевой программы, направленной на социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя [3], во многом построена именно по кластерному принципу. Что же касается туризма, то кластерный подход вполне соответствует логике и целям его развития, поскольку позволяет в комплексе решать имеющиеся проблемы и обеспечивать устойчивый спрос со стороны российских и зарубежных туристов. Помимо прочего, это дает возможность привлекать новых туристов, используя эффективные методы и инструменты продвижения турпродукта и коммуникации с целевой аудиторией.

С целью эффективного управления формированием и комплексным развитием яхтенного туристского кластера в Республике Крым необходимо создать орган управления, наделив его определенными полномочиями для реализации процессных, технологических и инфраструктурных мероприятий. В качестве такого органа управления предлагается создать специализированную организацию по формированию и дальнейшему развитию яхтенного кластера.

По нашему мнению, деятельность специализированной организации по созданию и развитию яхтенного туристского кластера будет заключаться в разработке и сопровождении выполнения программы и достижения ее целевых показателей, создании условий для эффективного взаимодействия участников туристского кластера.

Основными функциями (видами деятельности) специализированной организации являются методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение формирования и развития туристского кластера.

Специализированная организация в рамках разработки и содействия реализации программы формирования и развития яхтенного кластера осуществляет деятельность по:

- консультированию участников яхтенного туристского кластера по направлениям реализации программы с использованием зарубежного опыта и мировых практик развития яхтенного туризма и инфраструктурных объектов;

- созданию единого информационного web-портала, который должен содержать интерактивную навигационно-картографическую и справочную информацию (навигационные карты водных путей, пункты для заправки топливом и пополнения запасов, места для стоянок с возможностью онлайн регистрации или бронирования, информацию об исторических и культурных ценностях и т. д.);

- организации проведения рекламных компаний и таргетированию в средствах массовой информации с целью продвижения яхтенного туристского кластера;

- разработке бизнес-моделей яхтенных портов (марин), расчетов технико-экономических обоснований перспективных инвестиционных проектов.

Специализированная организация на регулярной основе (или по мере необходимости) осуществляет следующие мониторинговые действия:

- мониторинг эффективности реализации программы формирования и развития яхтенного туристского кластера и ее корректировку по результатам проведения мониторинга;

- мониторинг эффективности реализации реализуемых и выявление новых совместных проектов участников яхтенного туристского кластера;

- выявление инструментов поддержки со стороны органов власти и институтов развития, применение которых целесообразно в целях реализации программы формирования и развития инфраструктуры яхтенного туристского кластера и совместных проектов участников;

- мониторинг удовлетворенности участников яхтенного туристского кластера качеством услуг и сервисов, предоставляемых специализированной организацией по развитию яхтенной инфраструктуры.

Для обеспечения работы специализированной организации по методическому, организационному, экспертно-аналитическому и информационному сопровождению ей необходимы новые теоретические и методологические принципы, методы и способы управления туристским кластером. В частности, с целью использования механизма государственно-частного партнерства и внедрения практики концессионных соглашений должны быть разработаны новые научные методы (методики) и модели для оценки эффективности инвестиционных проектов с учетом следующих требований:

- отбор кластеров в рамках стратегического географического каркаса для формирования и развития яхтенной инфраструктуры;

- определение типа кластера в соответствии со специализацией туристского направления, яхтенных маршрутов и их обеспечивающей инфраструктуры;

- определение приоритетности инвестиционного проекта по созданию яхтенной инфраструктуры на уровне субъекта РФ, в частности Республики Крым.

Использование нового научно-методического аппарата при оценке эффективности проектов формирования и развития яхтенного кластера должно повысить точность проектных расчетов с расширением границ применимости полученных результатов на основе анализа чувствительности показателей экономической эффективности проекта и выбора альтернативного варианта его реализации исходя из прогнозных сценариев развития приоритетного туристского направления (туристского кластера) и яхтенного туризма.

Отдельного внимания заслуживает установление требований и последующая оценка экономической эффективности инвестиционных проектов по созданию (приобретение, строительство, реконструкция) обеспечивающей инфраструктуры яхтенного туризма из сети плавучих заправочных комплексов, которые будут осуществлять розничную реализацию нефтепродуктов, сопутствующих товаров и

предоставлять различные дополнительные услуги для владельцев (капитанов) маломерных судов (яхт) в акваториях как речных, так и морских бассейнов.

Кроме того, эффективное решение задач специализированной организацией по развитию яхтенной инфраструктуры возможно только при использовании механизма государственно-частного партнерства на основе проектного подхода.

Целесообразность применения программно-целевого и проектного подходов при кластерном механизме управления формированием и развитием обеспечивающей инфраструктуры для яхтенного туризма обусловлена необходимостью обеспечить важнейшие условия для осуществления государственной региональной политики в Республике Крым по комплексному развитию яхтенного туризма и его обеспечивающей инфраструктуры.

ВЫВОДЫ

Завершая рассмотрение вопросов, связанных с развитием яхтенного туризма в Республике Крым, следует подчеркнуть, что использование кластерного принципа будет оказывать стимулирующее воздействие на деятельность хозяйствующих субъектов и всей индустрии туризма, а также активизировать процессы социально-экономического развития и совершенствования как бизнес-среды территории, так и инвестиционного климата.

Предлагается использование механизма кластеризации как основы успешного использования государственно-частного партнерства в комплексном развитии яхтенного туризма.

Дано обоснование необходимости и возможности использования механизма кластерного развития яхтенного туризма в Республике Крым с учетом институциональных аспектов. Обосновано соответствие механизма кластерного развития яхтенного туризма направлениям реализации долгосрочных инфраструктурных проектов в Республике Крым, в том числе с учетом возможностей государственно-частного партнерства при формировании и создании туристской и обеспечивающей инфраструктуры яхтенного туризма. Предложено создание специализированной организации по развитию яхтенной туристского кластера в Республике Крым.

Список литературы

1. Аристархов Л. Н., Аристархова С. Л. Противоречия в теории и практике изучения поведения потребителей в сфере рекреации и туризма посредством метода digital маркетинга и научная задача по их разрешению // Вестник Национальной академии туризма. 2015. № 2 (34). С. 10-12.

2. Малько В. В., Марков А. А., Тамойкин И. Ю. Концепция развития яхтинга в Крыму: создание испытательного полигона для бизнеса и законотворчества в туристической отрасли. URL: http://www.igortamoikin.eom/uploads/1/9/0/6/19062735_2016.pdf (дата обращения: 14.12.2017).

3. Постановление Правительства РФ от 11 августа 2014 г. N 790 «Об утверждении федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» (с изменениями и дополнениями). URL: http://base.garant.ru/70714732 (дата обращения: 14.12.2017).

4. Харламова А. А. Развитие инфраструктуры как условие формирования эффективного рынка туристических услуг // Россия в поисках новой модели взаимодействия государства и рынка: Научная

сессия профессорско-преподавательского состава, научных работников и аспирантов по итогам НИР за 2012 год.: сборник докладов. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2013. С. 173-177.

5. Харламова Т. Л. Инновационно-сетевая форма развития кластеров мегаполиса // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. 2012. № 1 (139). С. 80-86.

6. Черняк А. Ю., Аристархов Л. Н. Актуальность совершенствования механизма управления развитием и функционированием предприятий санаторно-курортного и туристского комплекса Республики Крым // Вестник Национальной академии туризма. 2017. № 1 (41). С. 38-40.

Статья поступила в редакцию 19.02.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.