Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ЦЕННОСТЕЙ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ОРИЕНТИР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ'

МОДЕЛЬ ЦЕННОСТЕЙ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ОРИЕНТИР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА / СТРАТЕГИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СРЕДА МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Ольга Валерьевна

Цель исследования - установить соответствие между возможностями и ценностями цифровой образовательной среды (ЦОС), стратегиями образовательной деятельности и формирующимися перспективными компетенциями будущего педагога, а также ценностными рисками в новых образовательных условиях. В статье представлено понимание профессионального воспитания в современной образовательной среде университета как процесса, реализующегося взаимодополнительно в среде межличностного взаимодействия и в ЦОС, с учетом вариативных возможностей для освоения будущим учителем профессиональных ценностей. Научная новизна заключается в обосновании и разработке модели ценностей ЦОС для определения соотношения традиционных и новых ценностей образования в контексте профессионального воспитания будущих учителей. В результате на основании разработанной модели сформулированы предложения по гармонизации процесса освоения профессиональных ценностей будущими учителями в обогащенной цифровыми инструментами и сервисами образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яковлева Ольга Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF VALUES OF THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A GUIDELINE FOR THE PROFESSIONAL EDUCATION OF FUTURE TEACHERS

The study aims to establish a correspondence between the capabilities and values of the digital educational environment (DEE), educational strategies and the emerging promising competencies of a future teacher, as well as value risks in new educational conditions. The paper presents the understanding of professional education in the modern educational environment of the university as a process implemented complementarily in the environment of interpersonal interaction and in the DEE, taking into account the variable possibilities for the development of professional values by a future teacher. The scientific novelty lies in the substantiation and development of a model of DEE values to determine the ratio of traditional and new values of education in the context of professional education of future teachers. As a result, on the basis of the developed model, the researcher has formulated proposals for the harmonisation of the process of professional values mastery by future teachers in the educational environment enriched with digital tools and services.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ЦЕННОСТЕЙ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ОРИЕНТИР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ»

Е Л Ь С Т

i rpQmOTQ

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2023. Том 8. Выпуск 5. С. 561-568 | 2023. Volume 8. Issue 5. P. 561-568

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

Модель ценностей цифровой образовательной среды

как ориентир профессионального воспитания будущих учителей

Яковлева О. В.

Аннотация. Цель исследования - установить соответствие между возможностями и ценностями цифровой образовательной среды (ЦОС), стратегиями образовательной деятельности и формирующимися перспективными компетенциями будущего педагога, а также ценностными рисками в новых образовательных условиях. В статье представлено понимание профессионального воспитания в современной образовательной среде университета как процесса, реализующегося взаимодополни-тельно в среде межличностного взаимодействия и в ЦОС, с учетом вариативных возможностей для освоения будущим учителем профессиональных ценностей. Научная новизна заключается в обосновании и разработке модели ценностей ЦОС для определения соотношения традиционных и новых ценностей образования в контексте профессионального воспитания будущих учителей В результате на основании разработанной модели сформулированы предложения по гармонизации процесса освоения профессиональных ценностей будущими учителями в обогащенной цифровыми инструментами и сервисами образовательной среде.

EN

The model of values of the digital educational environment as a guideline for the professional education of future teachers

Yakovleva O. V.

Abstract. The study aims to establish a correspondence between the capabilities and values of the digital educational environment (DEE), educational strategies and the emerging promising competencies of a future teacher, as well as value risks in new educational conditions. The paper presents the understanding of professional education in the modern educational environment of the university as a process implemented comple-mentarily in the environment of interpersonal interaction and in the DEE, taking into account the variable possibilities for the development of professional values by a future teacher. The scientific novelty lies in the substantiation and development of a model of DEE values to determine the ratio of traditional and new values of education in the context of professional education of future teachers. As a result, on the basis of the developed model, the researcher has formulated proposals for the harmonisation of the process of professiona values mastery by future teachers in the educational environment enriched with digital tools and services.

Введение

Актуальность темы исследования состоит в том, что профессиональные ценности педагога - не только ориентиры в решении профессиональных задач, но и «внутренний эмоционально освоенный регулятор деятельности, определяющий отношение к окружающему миру, к самому себе, моделирующий содержание и характер выполняемой профессиональной деятельности» (Коротаева, 2012, с. 13). Профессиональное воспитание будущего педагога нацелено на освоение профессионально значимых ценностей, преодоление ценностных рисков профессии и динамично меняющейся образовательной среды, становление значимых качеств личности, а также принятие и реализацию стратегии непрерывного образования и позиции профессионального саморазвития.

Особое значение профессиональных ценностей педагога заключается в том, что они не только проявляются в решении вариативных профессиональных задач, но и транслируются ученикам, тем самым влияют на их развивающуюся систему ценностей. Сегодня образовательный процесс реализуется в расширенной образовательной среде, которая включает не только традиционную для педагога среду межличностного взаимодействия, но и цифровую образовательную среду (ЦОС). Следовательно, ценности должны находить свое отражение в современной образовательной среде в широком ее понимании.

Как отметил М. С. Каган (1997), человеку, с одной стороны, необходимо принимать ценности социума и следовать им; с другой - нужно иметь определенную степень критического мышления, чтобы отвергать

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped20230082

© 2023 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2023 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https;//creativecommons.orq/licenses/by/4.0/

те ценности, которые теряют свою актуальность, тормозят развитие конкретной личности и общества в целом. Цифровая трансформация образовательной среды сегодня актуализирует подобные ценностные противоречия и риски. Поэтому актуальным является обоснование модели ценностей ЦОС, которая может помочь в ответе на ряд вопросов. Как соотносятся традиционные педагогические ценности и ценности ЦОС? Как гармонизировать освоение профессиональных ценностей в процессе профессионального воспитания будущего учителя в обогащенной цифровыми инструментами и сервисами образовательной среде? Как преодолеть ценностные риски современного профессионального воспитания?

Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:

- установить соответствия между возможностями и ценностями цифровой образовательной среды, стратегиями образовательной деятельности и формирующимися перспективными компетенциями будущего педагога, а также ценностными рисками в новых образовательных условиях;

- построить и представить модель ценностей цифровой образовательной среды как ориентир профессионального воспитания будущих учителей;

- сформулировать предложения по гармонизации процесса освоения профессиональных ценностей будущими учителями в обогащенной цифровыми инструментами и сервисами образовательной среде.

Теоретическую базу исследования составили концепции профессионального воспитания будущих учителей, предложенные Н. М. Борытко, Н. К. Сергеевым, О. А. Моцкайловой (2014), Е. В. Бондаревской (2016), Л. М. Лузиной (2011), Э. Ф. Зеером (2010), Н. Ф. Радионовой, С. В. Ривкиной (2012), Р. У. Богдановой (2010) и позволившие выделить три ключевых концепта профессионального воспитания - ценности, взаимодействие, субъект; процессный подход к воспитанию (Борытко, Сергеев, Моцкайлова, 2014; Бондаревская, 2016); психодидактический подход к пониманию сущности ЦОС и ее проектированию (Носкова, 2020), а также иерархия ценностей образования, предложенная В. А. Сластениным и Г. И. Чижаковой (2003).

Методы исследования: сравнительно-сопоставительный анализ научной литературы, моделирование.

Практическая значимость исследования заключается в возможности применения разработанной модели ценностей ЦОС, а также выделенных стратегий образовательной деятельности, компетенций и ценностных рисков в практике профессиональной подготовки будущих учителей.

Обсуждение и результаты

Процессный подход к профессиональному воспитанию позволяет рассматривать его в пространственно-временном контексте развития личности будущего педагога: профессионально-личностное становление, творческое саморазвитие, профессионально-личностное самоутверждение и самоорганизация своего личностного образовательно-развивающего пространства (Борытко, Сергеев, Моцкайлова, 2014); самостановление, преодоление собственных человеческих и профессиональных дефицитов (Бондаревская, 2016).

Психодидактический поход к пониманию и проектированию ЦОС, развиваемый Т. Н. Носковой (2020), позволяет основываться на трех основных концептах - ресурсы (цифровой образовательный контент), коммуникации (образовательные взаимодействия субъектов среды), управление ресурсами и коммуникациями. Применительно к профессиональному воспитанию следует особо подчеркнуть принцип взаимодополнительности традиционной (межличностной, контактной) образовательной и воспитывающей среды и ее цифровой части. Данный принцип понимается как взаимное обогащение и комплементарность влияний классической (аудиторной) и цифровой среды на развивающуюся личность. Такое взаимное обогащение проявляется в разных направлениях -в процессе обучения, воспитания, развития; в снижении рисков ЦОС; в обогащении процесса образовательного взаимодействия через расширение его модальностей и снятие пространственно-временных ограничений.

Таким образом, профессиональное воспитание в современной образовательной среде педагогического университета реализуется сегодня в расширенных пространственно-временных условиях: в среде межличностного взаимодействия и в ЦОС. Следовательно, профессиональные ценности должны найти отражение в этой новой ситуации.

Применительно к традиционной среде межличностного взаимодействия В. А. Сластенин и Г. И. Чижако-ва (2003) обосновали иерархию ценностей образования, выделив доминантные, нормативные, стимулирующие ценности.

К доминантным ценностям относятся знания как основа образования, которая позволяет человеку самостоятельно мыслить, выражать себя, ориентироваться в окружающем мире. На осмысление окружающего мира направлены познавательная деятельность - «духовно-теоретическое освоение человеком окружающего мира» (Сластенин, Чижакова, 2003, с. 117), имеющая творческий характер, и познавательная активность. К доминантным ценностям также относится ценность общения, одного из важных средств освоения действительности и вхождения человека в социум. К этой же группе авторы причисляют образовательные стандарты как объективные ценностные ориентиры, указывая на необходимость разработки содержательной стороны образовательного результата, верхней и нижней его границы. Верхняя граница стандарта выступает как ориентир духовного становления и актуализации личностного потенциала.

Нормативные ценности - это моральные и нравственные нормы (саморегуляция поступков, ответственность).

Стимулирующие ценности позволяют двигаться от цели к результату. В данном движении человеку помогают методики и технологии контроля деятельности (традиционные и инновационные), а также стремление к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию. Также существуют сопутствующие ценности -умения, понимание изучаемых предметов и явлений.

Проблеме ценностей ЦОС была посвящена серия исследований, реализованных в 2020-2022 годах автором данной статьи на кафедре цифрового образования Российского государственного педагогического университета (РГПУ) им. А. И. Герцена. В процессе исследования были проведены опросы студентов бакалавриата и магистратуры, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» с применением авторского опросника «Ценности ЦОС» (Yakovleva, 2022). Кроме того, была проанализирована научная литература, документ «Россия 2025: от кадров к талантам» (Бутенко, Полунин, Котов и др., 2017), цифровой ресурс «Атлас новых профессий» (URL: https://new.atlas100.ru/) с целью соотнесения выявленных ценностей с информационными и коммуникационными процессами, разворачивающимися в современной глобальной образовательной среде (Яковлева, 2021). Было определено, что на трансформационном этапе цифровизации образовательной среды обучающийся овладевает базовыми стратегиями образовательной деятельности, расширяющими возможности реализации «традиционных» образовательных технологий с помощью применения цифровых средств в локальном образовательном сообществе. Это стратегии цифрового поиска, обучения в сотрудничестве, совместной деятельности по разработке цифрового продукта, обучения через самостоятельность субъекта в образовательной среде, обучения через самопрезентацию, обучения через творчество. В частности, вопросы обучения через творчество сегодня активно исследуются (Архипова, Иванов, Пригодина, 2022). На этапе полноценно функционирующей ЦОС происходит переход к овладению стратегиями образовательной деятельности более высокого уровня, преобразующими традиционные образовательные технологии в соответствии с инновационным потенциалом цифровых технологий в контексте открытой среды. Это стратегии курирования образовательного контента, расширения цифрового социального взаимодействия, распределенной совместной деятельности в глобальной сети, цифрового самоуправления образовательной деятельностью, открытой цифровой самопрезентации, исследовательской цифровой практики. Эти стратегии связаны с новыми персонализированными моделями взаимодействия в образовательном процессе (Бурляева, Емельянова, 2022).

В результате для вышеупомянутого этапа развития образовательной среды, когда ЦОС является ее неотъемлемой частью, была составлена матрица соответствий возможностей, ценностей ЦОС, стратегий образовательной деятельности и формирующихся перспективных компетенций будущих педагогов, а также ценностных рисков в новых образовательных условиях (Табл. 1).

Таблица 1. Матрица соответствий возможностей, ценностей ЦОС, стратегий образовательной деятельности и формирующихся перспективных компетенций будущих педагогов, а также ценностных рисков в новых образовательных условиях

Возможности ЦОС

Компоненты ценностей ЦОС

Стратегии образовательной деятельности в ЦОС

Перспективные компетенции будущих педагогов

Ценностные риски

S

н и О

ж ж

ж

и

Л >>

Создание контента (возможность создавать образовательные материалы и размещать их в среде)

Креативность, нестандартность

мышления, информационная ответственность, цифровая этика

Курирование контента (возможность собирать и отбирать значимый контент, описывать и систематизировать его)

Взаимное обучение, совместная работа

Открытость контента (возможность выходить за рамки контента среды, работать с открытыми интернет_ресурсами)_

Свобода действий, актуальность и новизна информации

Интерактивность контента (возможность взаимодействовать с объектами и элементами контента ЦОС)

Геймификация (возможность участвовать в игровых ситуациях, применять игровые _элементы)_

Образовательная активность

Мультимодальность контента (возможности выбора формы получения и представления информации - аудио, _видео, текст)_

Вариативность контента (возможность выбора разных источников информации - текстовые документы, электронный учебник, справочная и методическая литература)

Персонализация

Создание контента, курирование контента, стратегия исследовательской цифровой практики

Взаимодействие с виртуальным цифровым помощником, интеллектуальной метапоисковой системой, добыча и интеллектуальный анализ данных (data mining), семантический анализ, семантическая фильтрация, проективные навыки, краудсорсинг (привлечение широкого сообщества к решению задачи), майнд-фитнес (развитие индивидуальных познавательных навыков с помощью набора методик), «цифровое расширение» человека -сотворчество с искусственным интеллектом

Избыточность, субъективность и недостоверность информации; снижение статуса педагога как носителя знания; нарушение авторских прав (в ситуации открытости информации возрастает вероятность плагиата)

Возможности ЦОС Компоненты ценностей ЦОС Стратегии образовательной деятельности в ЦОС Перспективные компетенции будущих педагогов Ценностные риски

Восприятие других

участников цифровой Цифровая эмпатия

среды

Работа в команде, взаимопомощь Сетевая коллаборация

Правила сетевого

поведения и взаимо- Нетикет

действия Снижение уровня межличностных навыков общения, виртуализа-

Взаимодействие с представителями других направлений обучения или других видов профессиональной деятельности Межотраслевая Владение цифровыми инструментами коопе-

к н и о ж и межпредметная коммуникация рации и коллаборации, взаимодействие в виртуальных средах, ция сознания, атомизация субъектов среды. Эгоцентризм, гедонизм, девальвация

ж и я Взаимодействия с представителями других народов, культур Межкультурная Стратегия расширения цифрового социально- интеллектуальная модерация, межкуль-

И Л ж ж о ж я коммуникация турная коммуникация, автоматизированный интеллектуальный перевод, анализ ком- науки, страх нового, мозаичность образа субъекта взаимодействий, снижение гра-

Терпимость к мнению, взгляду, мировоззрению, образу жизни других участников среды Цифровая го взаимодействия, стратегия распределенной совместной деятельности

< ¡ай толерантность муникационной актив- мотности, поверхност-

ж ж ности и проектирование коммуникационных потребностей субъекта, использование интеллектуальных агентов (например, ность коммуникаций. Сохранение (или удаление) цифровых следов (невозможность удалить нежелательную информацию или

2 о ^ Совокупный интеллект участников среды для достижения цели, участие в сетевом сообществе Интеллектуализация коммуникации

чат-ботов) преднамеренное удаление важных данных)

Взаимодействие с помощью смайликов, Визуализация

знаков и символов, коммуникации

мемов, видеороликов

Взаимодействие

в режиме 24/7, через Расширение

синхронные и асин- коммуникационных

хронные формы ком- связей

муникации

Управление образова-

тельными действиями Цифровое

- организация, плани- самоуправление

рование, контроль

Создание своего образа Цифровая

в ЦОС самопрезентация

Самопознание через Цифровая

действия в ЦОС самоидентификация

Выбор видов управле-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ния процессом образования - внешнее, Спектр стратегий управления Экспансия и доминирование неродных

ж взаимное, самоуправ- культур и языков, то-

н ление Когнитивные навыки, адаптация сообщения к целевой аудитории, перекодирование и тальный контроль

и о ж ж и я И Работа в команде, взаимное обучение, оценка процесса и результатов деятельности Взаимное обучение Стратегия цифрового самоуправления обра- (осуществляемый владельцами информационных систем), социально желательный цифровой имидж,

ж ^ и и у ж и ч Ю зовательной деятельностью, стратегия открытой цифровой самопрезентации мультимодальность, цифровая эмпатия, работа с нейроинтер-фейсами, цифровой тайм-менеджмент, когнитивные навыки

Работа с интеллектуальными технологиями (поисковые системы, Автоматизация, экономия времени цифровой конформизм (нонконформизм), эгоцентризм,

< Л перевод, распознавание образов и т. д.) внешнее машинное управление (снижение

Персональный образо- Персонализация инициативы человека),

вательный маршрут образования аддиктивное цифровое

ИКТ-инструменты поведение

для решения разнообразных образователь- Инструментализация

ных задач

Отклик на совершае-

мые в среде действия -

от коллег, педагогов, Многообразие

сторонних пользовате- обратных связей

лей среды, информа-

ционной системы

Рассмотрим более подробно содержание матрицы. В процессе овладения новыми стратегиями образовательной деятельности в ЦОС (см. соответствующий столбец таблицы) у субъектов развиваются перспективные умения, навыки, компетенции, связанные с использованием пространственных, временных, коммуникационных возможностей цифровой средыг, цифровых инструментов деятельности, в частности интеллектуальных технологий.

В ЦОС на основании ее возможностей проявляются новые ценности образовательной деятельности. В частности, это взаимное обучение, самостоятельность, <ШГУ ("сделай сам") культура» (Дзюбенко, 2021), новое знание (информация), интеллект, ценности сетевой культуры, лидерство, толерантность, этичность, инициативность, ответственность, готовность к риску, сетевая кооперация и коллаборация, сетевая взаимопомощь, персональный образовательный путь, непрерывное образование, стрессоустойчивость, комфортность (адаптивность) среды, информационная ответственность, креативность, нестандартность мышления, рефлексивность, личная популярность, одобрение сообщества, совокупный интеллект сетевого сообщества (Лоскутов, 2023).

Цифровая трансформация образовательной деятельности, проявляющаяся в овладении ее передовыми стратегиями, влечет за собой появление социальных эффектов. К таким эффектам относятся персонализация информационных источников, самоорганизация сетевых сообществ, развитие квазисоциумов, персонализированные систематические междисциплинарные и межкультурные образовательные коммуникации, масштабируемые коммуникации, геймификация образовательных практик, принятие позиции субъекта саморазвития и профессионального становления, личностное целеполагание, открытость, свобода мышления и самовыражения, перевернутое обучение, межпредметность творчества и др.

Меняющаяся образовательная деятельность влечет за собой ряд рисков ЦОС, которые необходимо учитывать в процессе моделирования, проектирования и сопровождения цифровой образовательной среды. Это избыточность, субъективность, недостоверность информации, снижение статуса педагога как носителя знания, экспансия и доминирование культур и языков, мозаичность образа субъекта взаимодействий, снижение грамотности, поверхностность коммуникаций, снижение межличностных навыков общения, виртуализация сознания, внешнее машинное управление, аддиктивное цифровое поведение, атомизация субъектов ЦОС (Топеха, 2020), сохранение или удаление цифровых следов (невозможность удалить нежелательную информацию, так как она сохраняется в базах данных, доступа к которым нет у пользователя, или преднамеренное удаление важных данных третьими лицами), тотальный контроль за действиями пользователя со стороны владельцев соответствующих информационных систем и сервисов сети Интернет, социально желательный цифровой имидж, цифровой конформизм (или, наоборот, нонконформизм), эгоцентризм, гедонизм, девальвация науки (Масланов, 2020), страх неопределенности (Симонов, 2022), нарушение авторских прав, прагматизм, индивидуализм. Соотнести традиционные ценности образования и возникающие в условиях цифровой трансформации ценности ЦОС помогает разработанная модель (Рис. 1). Концентрическое построение модели, стрелки и пунктирные линии разграничения полушарий модели акцентируют внимание на принципе взаимодополнительности традиционной и цифровой образовательных сред.

Рисунок 1. Модель ценностей ЦОС

В модели показано, что ценности среды межличностного взаимодействия (доминантные, нормативные, стимулирующие) составляют основу профессиональных ценностей педагога, поэтому они находятся в базовой части - нижнем полушарии модели. Ценности ЦОС (ресурсные, коммуникационные и управленческие) являются дополнением и расширением профессиональных ценностей, поэтому они помещены в верхнее полушарие модели. Вписанные в треугольники группы ценностей показывают их соотношение с точки зрения значимости в иерархии.

Концентрические окружности модели ценностей ЦОС показывают, как происходит дополнение и расширение ценностей. Во внутреннем концентре объединены доминантные и ресурсные ценности. Если в межличностном общении знания, познавательная активность и образовательный результат являются доминантами образования, то в ЦОС эти доминанты расширяются за счет свободы, креативности в процессе создания нового контента (информации) и открытости источников, активности субъекта в поиске нового; но вместе с тем особое значение приобретают информационная ответственность и критичность восприятия информации.

В среднем концентре объединены нормативные и коммуникационные ценности. Если в среде межличностного взаимодействия регуляторами этого взаимодействия выступают нормативные ценности (моральные и нравственные нормы), ответственность и саморегуляция, то в ЦОС такими дополнительными регуляторами являются коммуникационные ценности - коллаборация, цифровая этика, толерантность, взаимная ответственность, интердисциплинарность коммуникаций.

В третьем концентре (на периферии модели) показано объединение стимулирующих и управленческих ценностей. В среде межличностного взаимодействия стимулирующие ценности позволяют двигаться от цели к результату, которым в самом общем виде является непрерывное самообразование. В ЦОС управлять движением к этим результатам помогают ценности, заложенные в природе цифровых инструментов и сервисов, -персонализация, взаимное обучение, инструментализация, цифровая самоидентификация, цифровая самопрезентация, многообразие обратных связей.

Таким образом, с помощью модели можно проследить трансформацию, развитие и обогащение ценностей в ЦОС, способной сочетать межличностное и опосредованное взаимодействие, тем самым способствуя развитию конкретных ценностей ЦОС и поддерживая развитие традиционных профессиональных ценностей будущих учителей. Инструментальная природа «цифровых» ценностей (например, цифровой самопрезентации) может быть уравновешена, компенсирована опорой на традиционные ценности образования. Тем самым становится возможным преодоление таких рисков ЦОС, как атомизация ее субъектов, эгоцентризм, снижение социализирующей функции образования.

Представленная модель ценностей ЦОС помогает сформулировать предложения по гармонизации процесса освоения профессиональных ценностей будущими учителями в обогащенной цифровыми инструментами и сервисами образовательной среде.

Во-первых, в процессе профессионального воспитания необходима целенаправленная работа по установлению соответствий в сознании будущего педагога между «традиционными» и «новыми» ценностями. В образовательной среде университета сегодня активно функционируют инновационные образовательные пространства (технопарки, кванториумы, точки кипения), позволяющие развивать универсальные педагогические компетенции, овладевать новыми стратегиями образовательной деятельности. ЦОС современного университета насыщена медиаконтентом, сетевыми коммуникационными ресурсами, в которых отражаются корпоративные и профессиональные ценности. Задачи профессионального воспитания могут успешно решаться и через обогащение содержания электронных учебных курсов задачами, направленными на освоение профессиональных ценностей, профессиональное самопознание и самоопределение, совместную деятельность, сотрудничество.

Во-вторых, целесообразно создать условия для получения будущими учителями опыта анализа ценностей, уже заложенных в ресурсы цифровых сред различных образовательных учреждений (школ, колледжей, университетов, центров дополнительного образования), цифровых образовательных платформ и сервисов (Ин-тернетУрок, Яндекс Учебник и др.). Также важен опыт создания, проектирования цифровых образовательных ресурсов с актуализацией воспитательного контекста, который может быть получен в рамках учебных дисциплин по профилю подготовки и педагогических практик.

Заключение

Результаты исследования позволили установить соответствия между возможностями и ценностями цифровой образовательной среды, стратегиями образовательной деятельности и формирующимися перспективными компетенциями будущего педагога, а также ценностными рисками.

Ценности ЦОС проистекают из специфических контентных, коммуникационных и управленческих возможностей. Для того чтобы продуктивно решать профессиональные задачи, будущему учителю необходимо овладеть стратегиями образовательной деятельности в локальном и глобальном сообществе. Именно тогда педагог сможет обучать этим стратегиям своих учеников. В процессе овладения новыми стратегиями формируются и профессиональные компетенции, которые помогут учителю решать такие перспективные задачи, как анализ образовательных данных, разработка и применение интеллектуальных помощников, взаимодействие в виртуальных средах, интеллектуальная модерация, межкультурная коммуникация, автоматизированный интеллектуальный перевод, анализ коммуникационной активности и проектирование коммуникационных потребностей ученика.

Предложенная модель ценностей ЦОС может служить ориентиром профессионального воспитания будущих учителей.

Понимание ценностей ЦОС на основании принципа взаимодополнительности как расширения уже сложившихся ценностей образования позволяет сформулировать предложения по гармонизации процесса освоения профессиональных ценностей будущими учителями в обогащенной цифровыми инструментами и сервисами образовательной среде. Гармонизация ценностей может быть реализована через установление соответствий в профессиональном сознании будущего педагога между «традиционными» и «новыми» ценностями; получение опыта анализа ценностей, заложенных в ресурсы ЦОС, а также создания, проектирования цифровых образовательных ресурсов с воспитательными контекстами. Преодоление ценностных рисков возможно через их осознание и обсуждение в процессе профессиональной подготовки педагога.

Перспективы исследования состоят во внедрении идей, отраженных в разработанной модели ценностей ЦОС, в практику подготовки будущих учителей, в частности в содержание учебных дисциплин и электронных учебных курсов.

Финансирование | Funding

RU

EN

Публикация подготовлена в рамках проекта «Профессиональное воспитание будущих педагогов в условиях цифровой трансформации образовательной среды современного университета», поддержанного в рамках конкурса на выполнение перспективных фундаментальных научно-исследовательских работ молодыми учеными Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена.

The study was carried out as a part of the project "Professional education of future teachers in the conditions of digital transformation of the educational environment of a modern university", supported in the framework of a competition for young scientists of the Herzen State Pedagogical University of Russia to conduct promising fundamental research.

Источники | References

1. Архипова А. И., Иванов В. А., Пригодина А. Г. Интерактивные технологии практической грамотности в структуре цифрового образовательного мейнстрима // Информатика и образование. 2022. Т. 37. № 5. DOI: 10.32517/0234-0453-2022-37-5-44-52

2. Богданова Р. У. Воспитательная среда Герценовского университета как условие реализации федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения // Вестник Герценовского университета. 2010. № 2 (76).

3. Бондаревская Е. В. К новому типу образовательной деятельности в высшей школе // Актуальные проблемы образования и науки: традиции и перспективы: мат. междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 55-летию Института дошкольного воспитания и 110-летию со дня рождения А. В. Запорожца: в 3-х т. / Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования. М., 2016. Т. 2.

4. Борытко Н. М., Сергеев Н. К., Моцкайлова О. А. Cубъектность как гуманитарный ориентир профессионального воспитания студента // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Проблемы высшего образования». 2014. № 1.

5. Бурляева В. А., Емельянова А. А. Значение и признаки цифровой трансформации образовательных организаций // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10. № 6.

6. Бутенко В., Полунин К., Котов И., Сычева Е., Степаненко А., Занина Е., Ломп С., Руденко В., Топольская Е. Россия 2025: от кадров к талантам. 2017. URL: https://vbudushee.ru/library/rossiya-2025-ot-kadrov-k-talantam/

7. Дзюбенко Р. Г. Современное образовательное учреждение и высшее образование в формате "DIY": возможность гармонизации отношений // Евразийский юридический журнал. 2021. № 5 (156). DOI: 10.46320/20734506-2021-5-156-529-531

8. Зеер Э. Ф. Личностно-развивающие технологии начального профессионального образования: уч. пос. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2010.

9. Каган М. С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997.

10. Коротаева Е. В. Профессиональные ценности профессии педагога: понятия и классификации // Педагогическое образование в России. 2012. № 3.

11. Лоскутов Ю. В. Кризис частной интеллектуальной собственности и всеобщий интеллект // Вестник Ивановского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». 2023. № 1. DOI: 10.46726/H.2023.1.16

12. Лузина Л. М. Педагогическая антропология как общий подход к построению и реализации процесса воспитания // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2011. № 3 (116).

13. Масланов Е. В. Коммуникация ученых и новые информационно-коммуникационные технологии (заметки пессимиста) // Цифровой ученый: лаборатория философа. 2020. Т. 3. № 1. DOI: 10.5840/dspl2020312

14. Носкова Т. Н. Дидактика цифровой среды: монография. СПб.: Изд-во Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2020.

15. Радионова Н. Ф., Ривкина С. В. Взаимодействие субъектов педагогического процесса как источник его обновления // Человек и образование. 2012. № 2 (31).

16. Симонов П. А. Парадигмальный анализ как метод преодоления страхов неопределенности на заре эпохи метамодерна // Методология современной психологии. 2022. № 16.

17. Сластенин В. А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию: уч. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2003.

18. Топеха Т. А. Эмерджентные образования системы «личность - общество» // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2020. № 4. DOI: 10.15593/2224-9354/2020.4.11

19. Яковлева О. В. Стратегии образовательной деятельности в цифровой среде: вопросы профессионального воспитания будущих педагогов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Проблемы высшего образования». 2021. № 1.

20. Yakovleva O. Digital Learning Environment Values of Pre-Service Teachers as a Basis for Successful Professional Self-Realisation: A Case Study // Education Sciences. 2022. Vol. 12. No. 2. DOI: 10.3390/educsci12020120

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Яковлева Ольга Валерьевна1, к. пед. н., доц.

1 Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург Yakovleva Olga Valerievna1, PhD

1 Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg

1 o.yakovleva.home@gmail.com

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 02.04.2023; опубликовано (published): 19.05.2023.

Ключевые слова (keywords): ценности цифровой образовательной среды; профессиональное воспитание; компетенции будущего педагога; стратегии образовательной деятельности; среда межличностного взаимодействия; values of the digital educational environment; professional education; competencies of a future teacher; strategies of educational activities; environment of interpersonal interaction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.