Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ: АСПЕКТ МЕЖСУБЪЕКТНОГО СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ: АСПЕКТ МЕЖСУБЪЕКТНОГО СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЦЕННОСТЬ / ЦИФРОВАЯ АКСИОЛОГИЯ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеев Алексей Николаевич, Ободова Жанна Исинбулатовна

Рассматривается влияние цифровой среды на формирование ценностно-смысловых ориентации студентов. Анализируется роль взаимодействия в цифровой образовательной среде как компонента гуманизации и социализации студентов. Проведен анализ ценностных ориентаций будущих учителей по методике М. Рокича. Обозначены основные направления в деятельности по формированию ценностно-смысловых ориентаций будущих учителей в условиях ЦОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергеев Алексей Николаевич, Ободова Жанна Исинбулатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF AXIOLOGICAL ORIENTATION OF FUTURE TEACHERS IN DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT: THE ASPECT OF THE INTERSUBJECTIVE NETWORKING COOPERATION

The article deals with the influence of the digital environment on the development of the axiological orientation of the students. There is analyzed the role of the cooperation in the digital educational environment as the component of the students' humanization and socialization. There is conducted the analysis of the axiological orientations of the future teachers by the methodology of M. Rokich. There are identified the basic directions in the activity of the development of the axiological orientation of the future teachers in the context of DSP.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ: АСПЕКТ МЕЖСУБЪЕКТНОГО СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

А.Н. СЕРГЕЕВ, Ж.И. ОБОДОВА (Волгоград)

формирование цЕнностно-смысловых ориентаций у Будущих учителей в цифровой образовательной среде: аспект межсубъектного сетевого взаимодействия*

Рассматривается влияние цифровой среды на формирование ценностно-смысловых ориентации студентов. Анализируется роль взаимодействия в цифровой образовательной среде как компонента гуманизации и социализации студентов. Проведен анализ ценностных ориентаций будущих учителей по методике М. Рокича. Обозначены основные направления в деятельности по формированию ценностно-смысловых ориентаций будущих учителей в условиях ЦОС.

Ключевые слова: ценностно-смысловые ориентации, ценность, цифровая аксиология, цифровая образовательная среда, цифровизация, сетевое взаимодействие, воспитание.

Формирование ценностно-смысловой сферы обучающегося является основной педагогической задачей на пути строительства и развития здоровой и зрелой личности. Процесс формирования ценностно-смысловой системы субъекта многоаспектен, перманентен, осуществляется в социуме, в профессии, в учебе и деятельности индивида, реализуется через коммуникацию, взаимодействие, отражается в поведении и принятии решений и является неотъемлемой частью педагогической деятельности на всех уровнях образования.

Однако стратегия формирования ценностно-смысловых ориентаций в современной системе образования претерпевает изменения вследствие сложившейся новой образовательной среды - цифровой [6] - и формирования современного, информационного, цифрового общества [11], детерминированного цифровым

* Исследование выполнено по проекту «Разработка сетевой национальной модели научного взаимодействия педагогических вузов в сфере развития практик общего образования», который реализуется при финансовой поддержке Министерства просвещения РФ в рамках государственного задания (дополнительное соглашение от 11.04.2022 № 073-03-2022-132/3 к соглашению от 13.01.2022 № 073-03-2022-132).

характером свободы, переизбытком информации, необязательностью, обретшее множество новых факторов, влияющих на цели граждан, планы, воззрения, историю поведения, а также зависящее от роли индивида, задач в цифровой действительности, коммуникативных и информационных связей в ней, формирующихся в межсубъектном сетевом взаимодействии, в том числе в процессе общения и учебной деятельности [9]. Классическая трансляция жизненного опыта и ценностей родителей, взрослых, учителей детям прерывается, на место традиционных установок и условий приходит цифровая среда и сформированный «сетевой характер жизни и деятельности человека» [6, с. 6], с определенными особенностями социума, культурой и его ценностных смыслов, сформированных в новой виртуальной среде [13].

Данный феномен в большей степени находит свое максимальное проявление в студенческой социальной группе. В соответствии с вышеизложенными изменениями в социально-культурном и инструментально-техническом контексте, потребность в реализации формирования ценностно-смысловых ориентиров будущих учителей в условиях цифровой образовательной среды, с учетом ее роли в данной деятельности, особенно актуальна в научном сообществе настоящего времени.

Понятие «ценность» определяется как «обозначение объектов и явлений, значимых в жизнедеятельности общества, социальных групп и отдельных индивидов, а также для обозначения самой этой значимости» [15]. «Новейший философский словарь» трактует термин ценность как применение для указания на онтологическое социокультурное значение объектов и явлений, содержащих в себе цели и смыслы [16]. В «Словаре социальной психологии» под редакцией А.В. Петровского акцентируется внимание на том, что ценность - это результат жизни и деятельности сообщества как коллективного субъекта [17, с. 442], с нашей точки зрения, и виртуального сообщества в том числе.

Научное определение понятие ценности в современной философии, считает С.Ф. Аниси-мов, может быть рассмотрено в пределах действительности человеческой жизни и его деятельности «как совокупность субъект-объектных отношений: практических, познавательных, ценностных, в которой объективное и субъективное находятся в неразрывной связи

О Сергеев А.Н., Ободова Ж.И., 2022

друг с другом» [2, с. 64]. Здесь мы находим, что определение, формирование и оценка ценности выступают как социальная категория и могут являться инструментом регулирования поведения человека в определенном обществе.

Так, в ситуации выбора субъектом происходит следование нормам, стандартам или идеалам, что, по мнению социолога-теоретика Т. Парсонса, является проявлением ценностной ориентации [8, с. 468]. Автор в соответствии с мотивационным ориентированием выделяет три способа ценностного ориентирования: познавательный (когнитивный), оценочный и моральный [Там же, с. 470]. При этом Т. Парсонс отмечает, что ценностные ориентации формируются в систему ценностных ори-ентаций, в которой образуется свод согласованных между собой правил [Там же, с. 470]. Между тем несоблюдение иерархического порядка или системы ценностей может привести к отсутствию единства, противоречию друг другу ценностей в душе человека [14, с. 290]. По мнению В. Франкла, иерархический порядок ценностей передается традицией, с определенными этическими правилами и моральными установками.

Таким образом, понятие «ценность» включает в себя значимость, важность и потребность человека, данные категории сформированы и подвержены трансформации под влиянием окружающей действительности и общества.

Ценностной проблематике в философии посвящен раздел «Аксиология», выделяющий следующие типы ценности: «моральные ценности, правовые ценности, ценности научного познания, ценности человеческой истории и социальных теорий, ценности, связанные с природой человека и смыслом его жизни, и т. д.» [3, с. 4]. Между тем мировоззренческая трансформация общества и прогрессивная цифровизация послужили предпосылками к возникновению цифровой аксиологии [12], предметом обсуждения которой являются регресс естественного интеллекта; потребность в духовном и художественном познании; формирование цифровой культуры, гуманистического начала в человеке, так необходимого для прогресса развития личности [Там же]. Рассуждая о ценностях цифрового мира, автор отмечает, что «духовное здесь часто подменяется материальным, естественный интеллект - искусственным, бескорыстное стремление к идеалу - эгоистичной склонностью к потреблению» [Там же, с. 77]. Сегодня человечество зависит от цифровых платформ и медиаресур-

КИЕ НАУКИ -

сов, основанных на коммерческой специализации [20], лишенных идеи нравственности, духовности, терпимости. Все это заставляет задуматься об иерархичности ценностей будущего поколения и их смыслообразовании с позиции строителей современного общества.

Система ценностей неразрывно связана со смыслом жизни человека. Так, рассуждая о проблемах поиска смысла жизни и духовных ценностей, В. Франкл отмечает, что «смысл -это нечто, что нужно скорее найти, чем придать, скорее обнаружить, чем придумать» [14, с. 293-294]. Онтологический поиск истинных ценностей и смыслов поколения обосновывается характерными явлениями, свойственностью признаков, достижениями и событиями определенной эпохи, ее развитием и преобладанием потребностей человека. основную роль в формировании значимых ценностей и целеполагания человека играет общество и среда, прежде всего та, в которой он воспитывается и обучается, где педагогическая роль является приоритетной.

Фундаментальной основой построения личности педагога, ее развития является ее система ценностей (В.В. Сериков). Более того, Э.Ф. Зеер справедливо отмечает, что «именно ценности регулируют и направляют педагогическую деятельность, придают ей развивающий, обучающий и воспитывающий характер» [4, с. 6-7].

Программа подготовки будущих учителей в области ценностного подхода направлена на гуманистический аспект и затрагивает общечеловеческие ценности, педагогическую культуру, духовно-нравственные убеждения, гуманное отношение к детям, любовь к профессии, социальную и гражданственную ответственность и т. д.

Вместе с тем мы отмечаем, что сегодня современная педагогическая задача по формированию ценностно-смысловой сферы студентов обусловлена цифровой образовательной средой, роль которой в аспекте межсубъектного взаимодействия мы рассмотрим далее.

Термин «цифровая образовательная среда» (далее ЦОС) синхронно с высокой динамикой процесса цифровизации [6] стал распространенным в системе образования. Значение его можно описать с точки зрения функционала данной среды как доступной, многовариантной, иммерсивной, информативной, коммуникативной, воспитывающей, обучающей, инновационной. Создание и внедрение в образовательные учреждения страны ЦОС опре-

ИЗВЕСТИЯ вгпу

делено на государственном уровне федеральным проектом «Цифровая образовательная среда». ЦОС «выступает в роли объединяющего, профессионального, учебного пространства, с функцией обучения, развития и взаимодействия всех субъектов образования» [7] и представляет собой неотъемлемую обыденную цифровую реальность современного образования. Например, у студентов сами по себе цифровые технологии не имеют большой ценности, скорее воспринимаются как нечто обычное, разумеющееся [18]. Несомненно, обучение без ЦОС в настоящий момент не представляется возможным на требуемом качественно высоком уровне, прописанном в федеральном государственном образовательном стандарте.

Проблемам использования цифровых технологий в деятельности общеобразовательных организаций посвящены труды многих ученых (А.А. Ахаян, С.А. Бешенков, В.И. Блинов, А.М. Кондаков, В.И. Колыхматов, И.Ш. Му-хаметзянов, И.В. Роберт, О.Н. Шилова и др.).

Цифровизация формирует новые ценностные парадигмы общества [13], появляются такие понятия, как «информационное общество», «цифровая экономика», происходят технологические изменения в жизнедеятельности граждан, меняется формат социальных и трудовых отношений, возрастает ценность человеческого капитала [11].

В такой ситуации важным основанием анализа современных взглядов на формирование ценностно-смысловых ориентаций студентов является понимание того, что цифровая среда обитания для человека несет массу как негативной, так и полезной ценностной опоры в зависимости от цифровой культуры и компетентности пользователя. Студенту цифрового общества предоставлена возможность «жить на высоких скоростях»: быть социально активным, за короткий промежуток времени принимать участие в нескольких мероприятиях, дистанционно решать жизненно важные задачи, самореализовываться.

Однако кажущаяся мобильность жизни и деятельности с помощью цифровых технологий не всегда приносит пользу для не подготовленного к такой среде человека. Интернет-среда и нескончаемый поток информации могут отрицательно отразиться на психологическом и физическом здоровье обучающегося (И.Ш. Мухаметзянов), а также стать причиной ценностного обезличивания и дегуманизации общества.

Отрицательно влияет на развитие человека, его ценностные ориентации и уровень жизни современного общества «цифровое неравенство», выражающееся, например, в неравном доступе населения к техническому обеспечению, уровне сформированности цифровой грамотности, понимания ценности использования цифровых технологий [11, с. 136, 146].

Анализируя влияние ЦОС на формирование ценностно-смысловой сферы будущих учителей [1; 6; 9; 10; 18], мы приходим к выводу, что оно многовариативно и полярно, что проявляется, например, в объемных ресурсах современных технологий, касающихся как технико-технологических, информационно-просветительских, так и социально-коммуникативных возможностей.

При этом студент цифрового мира, обладая оцифрованным характером жизни и деятельности (А.М. Кондаков, Г.У. Солдатова, А.Е. Войскунский), пользуясь личным аккаун-том, социальными сетями, информационными источниками, продуцируя активный цифровой образ жизни, одновременно формирует свою киберидентичность и присущий ей ценностный опыт, в том числе в образовательной среде.

Для определения вектора решения данной аксиологической проблемы мы исследовали фактически сформированный личностный смысл и ценностное мировоззрение будущих учителей, а также их ассоциативную составляющую относительно цифровой среды.

Цель исследования: изучение ценностных ориентаций будущих учителей. База и с с л е д о в а н и я : факультет дошкольного и начального образования Волгоградского государственного социально-педагогического университета. Опрос и анкетирование проводились в начале учебного года у студентов второго курса по следующим направлениям подготовки: 44.03.01 «Педагогическое образование» (начальное образование), 44.03.05 «Педагогическое образование» (начальное образование и английский язык). Всего в исследовании принял участие 41 человек, все студенты женского пола, возраст испытуемых составлял от 18 до 22 лет.

Ма те р и а лы и ме то д ы и с с ле до ва -ния: методы теоретического анализа литературы; вопросно-ответный метод сбора первичной эмпирической информации; методика «Ценностные ориентации» М. Рокича; метод балльной оценки и обобщения данных результатов исследования.

2,5%

17% Компьютер, Интернет, ■ цифровыетехнологии (возможности) ■ Коммуникация, соцсети

12% 67% (15%) Сфераобразования ■ Развлечения

Рис. 1. Диаграмма ассоциативной составляющей цифровой среды у будущих учителей

Анкетирование проводилось на анонимных условиях, с целью получения достоверных ответов. Изначально респондентам было предложено письменно ответить на вопрос «С чем у Вас ассоциируется цифровая среда?», чтобы выяснить, какие ассоциативные представления, а значит, уровень знакомства и опыт деятельности сформированы у будущих учителей относительного цифровых ресурсов и средств. Затем им нужно было проранжиро-вать по личной значимости 36 ценностей, разделенных на две группы: терминальные ценности и инструментальные ценности, в каждой из которых было по 18 ценностей.

При анализе результатов нами учитывался средний балл по каждой из ценностей, рассчитанный путем сложения всех баллов респондентов, указанных по данной ценности, и деления полученной суммы баллов на количество человек в группе. Поскольку наиболее важная ценность располагается на первом месте в списке, то наименьший средний балл отображает важную ценность. Изначально расчет среднего балла ценностей нами проводился отдельно по каждому направлению подготовки будущих учителей: «Начальное образование» - 21 человек (два опросника были заполнены некорректно); «Начальное образование и английский язык» - 20 человек. Всего проанализировано 39 опросников. Впоследствии в результате дифференцированного анализа ответов студентов по двум направлениям подго-

товки и их сравнения мы обобщили полученные баллы по каждой ценности у всех студентов и отобразили эти результаты в общей диаграмме по двум классам ценностей с целью получения и анализа общего обзора на ценностные установки будущих учителей. Общие представления о полученных результатах дает вышеприведенная диаграмма (рис. 1).

Результаты исследования. Анализ ответов на вопрос об ассоциации с цифровой средой позволил сделать следующие выводы: тривиальные ответы дали 67% студентов, связывающих цифровую среду с «компьютером, Интернетом и цифровыми технологиями», оптимистичен тот факт, что 15% из них добавляют в значение данного термина слово «возможности». Закономерность распространенных ответов подтверждается тем, что цифровые ресурсы сегодня связываются с информатизацией, электронным документооборотом, автоматизацией.

Настораживает тот факт, что цифровую среду «с использованием цифровых технологий в сфере образования» связывают только 17% будущих учителей. Такая ситуация может говорить о недостаточной мотивации опрашиваемых в использовании технических средств и ресурсов, инфокоммуникационных методов в процессе обучения и осознания их потенциала.

Вместе с тем оптимистично восприятие студентами использования цифровых техно-

логий и ресурсов не только как средства для необременительного времяпрепровождения, но и как потенциала для обучения, работы, самообразования. Так, цифровую среду как развлекательную понимают всего лишь 2,5% студентов. Примечателен был ответ об ассоциативной составляющей цифровой среды, например: «с разгрузкой головы при просмотре каких-либо видео», т. е. освобождение мыслительной деятельности от накопившихся задач, забот и дел посредством просматривания короткометражных роликов на разные несложные для мозга темы. Здесь важно заметить, что выработанный цифровой менталитет студентов позволяет в фоновом режиме «перепрыгивать» с одной темы на другую, не оставляя возможности зрителю подвергнуть увиденное подробному анализу, при этом сохраняется риск просмотра контента, содержащего информацию по разрушению общественных ценностно-смысловых ориентиров пользователей, поскольку каждый ролик обладает своей смысловой нагрузкой.

Объединяющий смысл между коммуникативной деятельностью, социальными сетями, общением и цифровой средой видят всего 12% будущих учителей, что подтверждает необходимость развития ценностного отношения к ЦОС в аспекте коммуникации и взаимодействия.

Таким образом, большинство ответов будущих учителей демонстрируют смысловое восприятие цифровой среды как обеспечивающий доступ к новой информации, источнику знаний, новым возможностям, оставляя без должного внимания сотрудничество, образовательную, воспитывающую и коммуникативную деятельность, интерактивную составляющую, творчество, т. е. те самые компоненты и функции цифровой среды, которые необходимо использовать в решении образовательных задач.

Анализируя полученные результаты анализа ценностных ориентаций будущих учителей по методике М. Рокича, мы акцентируем внимание на отсутствии кардинальной разницы в ответах между двумя группами студентов и приводим следующие показатели.

1. Терминальные ценности (ценности-цели). Сходство ответов в двух группах респондентов выражается следующим образом.

• В иерархическом списке ценностей первое место занимает «здоровье», что прогнозируемо и говорит об осознанной личности студентов, подверженных традиционным жизненным человеческим ценностям.

• Второе уверенное место принадлежит «любви (духовная и физическая близость с любимым человеком)». Такая позиция может отражать переживания этапа юного возраста респондентов, потребности эмоционального насыщения, особенно характерного для женского пола, желанием примерить социальную роль, потребность в ее поиске.

• На четвертом месте - материально обеспеченная жизнь. Данный выбор объясняется современным прагматичным материальным миром, трансляцией приоритета приобретения и потребления, где обладание материальными благами является условием для комфортного существования человека и одной из причин оптимистичного настроя на перспективное будущее.

• На одиннадцатом месте размещается активная деятельная жизнь. Не придают должной значимости таким ценностям, как творчество, счастье других, красота природы и искусства.

Различия в выборе терминальных ценностей в двух группах следующие:

• У студентов направления подготовки «Начальное образование и английский язык» третье место по ценностному значению занимает свобода, тогда как у студентов направления подготовки «Начальное образование» на третьем месте - счастливая семейная жизнь. Возможно, у будущих учителей, получающих профессию с дополнительной специальностью «Английский язык», развито чувство свободы выбора, т. к. знание дополнительных языков предоставляет возможность выбирать, быть независимым и расширяет границы.

2. Инструментальные ценности (ценности-средства). Они примерно одинаково расположились в списке двух групп студентов.

• Первые места занимают воспитанность, образованность, честность и самоконтроль, отражающие профессионально важные качества будущего педагога.

• Последние места принадлежат эффективности в делах, терпимости, высоким запросам, нетерпимости к недостаткам в себе и других.

Сравнительный анализ исследования показал нам сходство в ценностных ориентациях будущих учителей по направлениям подготовки «Начальное образование» и «Начальное образование и английский язык», что позволило объединить их в общую группу и проанализировать совместный показатель среднего балла по каждой из ценностей (рис. 2-3).

■ Терминальные ценности

Рис. 2. Диаграмма терминальных ценностей будущих учителей в баллах

■ Инструментальные ценности

Рис. 3. Диаграмма инструментальных ценностей будущих учителей в баллах

Вывод. Общий анализ представленных на рис. 1-2 ценностей среднего балла у будущих учителей позволил сделать вывод о том, что помимо традиционных ценностей-целей (здоровье, любовь) современные студенты отдают предпочтение скорее материальным благам (14,7 баллов), чем развитию (16,68 бал-

лов), познанию (21,82 балла) и творчеству (26,35 баллов). Если говорить о ценностях-средствах, то будущие учителя без высоких запросов, притязаний и требований к жизни (27,7 баллов) не придают значения эффективности в делах, трудолюбию и продуктивной деятельности (22,39 баллов), и такая инстру-

ментальная ценность, как чуткость (заботливость), свойственная женскому полу, к которому относятся все респонденты, получила невысокий показатель, равный 20,96 баллов. Однако современные студенты стремятся быть честными, жизнерадостными, независимыми и уверенными в себе.

Таким образом, для будущей профессиональной педагогической деятельности в настоящую цифровую эпоху потребностей в специалистах с развитыми социально-адаптивными, социально-эмоциональными ценностями у студентов важно развивать такие качества личности, как познание, самосовершенствование, эмпатия, любовь к природе и искусству, благожелательность к другим людям, толерантность, умение взаимодействовать. Искусственный интеллект, большие данные, робототехника, виртуальная и дополненная реальность - все это лишь средства и инструменты в решении педагогических задач в умелых руках современного учителя, обладающего че-ловекоцентрированными профессиональными ценностями.

Анализ научных работ позволил определить общую тенденцию по выявлению значения и возможных инструментов ЦОС для развития личности обучаемого, таких как:

- включение элементов воспитания в электронные курсы, оказание поддержки студенческим сетевым сообществам в качестве модераторов преподавателями, активное использование медиаресурсов и проектов в Сети [6; 18];

- создание пространства для креативно-ценностного взаимодействия «преподаватель -студент» в цифровой среде [1];

- организация образовательного взаимодействия с учетом сетевой личности обучаемого [9];

- рассмотрение ЦОС не только с точки зрения технологических возможностей, но и с опорой на гуманитарные аспекты деятельности, направленные на развитие личности, социализации и трансляции ценностей [6].

Вместе с тем, как видим, опрос будущих учителей, описанный выше, и практические исследования [18] показывают, что, используя цифровую среду, студенты редко находятся в ситуации взаимодействия, коллективного доверия, поддержки и сотрудничества, из-за использования традиционного подхода в цифровом взаимодействии [1]. Отсюда можно сделать вывод о том, что в современном образовательном процессе ценности, связанные

с коммуникативным аспектом, социализацией и всеми присущими ей человекоцентриро-ванными, гуманистическими целями жизни, в обществе могут быть не сформированы и не переданы будущему поколению на требуемом высоком уровне, что противоречит целям системы образования страны. В связи с этим в процессе подготовки будущих учителей необходимо уделять внимание формированию системы ценностей в аспекте коммуникативной деятельности и взаимодействия в условиях ЦОС, поскольку данный аксиологический компонент, найдет свое отражение в их будущей профессиональной деятельности.

Представляется, что формирование ценностей у будущих учителей в условиях ЦОС носит интериоризированный характер, поскольку сегодня при обозначении таких ценностей, как свобода, индивидуальность и личные границы, индивид подвержен интернет-коммуникации и нуждается во взаимодействии и социальном общении как психологически важном феномене принадлежности к обществу.

Анализ успешного опыта решения данной педагогической задачи дает основания для выделения следующих основных направлений в деятельности по формированию ценностно-смыслового ориентирования у будущих учителей в условиях ЦОС.

• Создание эмоционально окрашенных событий посредством интернет-технологий и ресурсов (использование соответствующего контента: специализированных исторических фильмов, видеороликов, музыкальных произведений); совместное посещение сайтов, посвященных культурным ценностям; тематические онлайн-мероприятия (конференции, конкурсы, проекты).

• Организация цифровой среды для взаимодействия (социальные сети, личные профессиональные аккаунты преподавателей с соответствующим контентом и модерацией, создание групп и бесед в Сети [5]). В процессе субъект-субъектного цифрового взаимодействия необходимо реализовать коммуникативную ценность, цифровой этикет, осознание значимости будущими учителями организационных умений по созданию продуктивной совместной деятельности учащихся в цифровой среде.

• Оказание педагогической поддержки в цифровом пространстве будущим учителям в определении нравственных, духовных, ценностных смыслов посредством построения образцовой цифровой идентичности педагога (значимого взрослого), благожелательного

отношения к подопечным и обратной связи со студентами в образовательной сети.

Подводя итоги статьи, акцентируем внимание на смене ценностных парадигм общества, рассматриваемых через призму современного цифрового существования. Информационная эпоха имеет свою специфику. Неограниченный доступ к информации зачастую приводит человека к дезориентированию в ценностном миропонимании, особенно это касается молодых людей. Более того, цифровая среда часто отдаляет обучающихся от взаимодействия и очного контакта, что пагубно сказывается на социальной адаптации человека. В связи с масштабами данного явления возникает необходимость в корректировке традиционных методов профессиональной воспитательной деятельности педагогов, направленной на формирование ценностно-смысловых ориентиров будущих учителей, с учетом особенностей цифровой среды.

Список литературы

1. Алексюк Ю.О., Мороз В.В. Креативно-ценностное взаимодействие «преподаватель - студент» в цифровой среде вуза // Вестн. Оренб. гос. ун-та. 2020. № 1(224). С. 63-71. DOI: 10.25198/1814-6457222-63.

2. Анисимов С.Ф. Введение в аксиологию: учеб. пособие для изучающих философию. М., 2001.

3. Барышков В.П. Аксиология: учеб. пособие. Саратов, 2009.

4. Зеер Э.Ф. Основные смыслообразующие положения личностно- развивающего образования // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2006. № 5(41). С. 3-12.

5. Козлова А.Г. Возрастающая роль социальных сетей в духовно-нравственном воспитании // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2022. № 1(164). С. 10-16.

6. Кондаков А.М., Сергеев И.С. Методология проектирования общего образования в контексте цифровой трансформации // Педагогика. 2021. Т. 85. № 1. С. 5-24.

7. Ободова Ж.И. Цифровая образовательная среда, как условие успешного взаимодействия субъектов образования // Педагогическая информатика. 2022. № 1. С. 123-133.

8. Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2000.

9. Сазонова А.Н., Ахаян А.А., Кравцов В.В. Представленность феноменов «сетевое образовательное взаимодействие» и «сетевая личность» в педагогическом сознании // Педагогическое образование в России. 2021. № 3. С. 39-49. DOI: 10.26170/2079-8717 2021 03 05.

10. Сергеев А.Н. Организация коммуникативной активности в сообществах учащихся и педагогов: инструментальная площадка и педагогические технологии // Педагогическая информатика. 2020. № 3. С. 99-108.

11. Смирнов А.В. Цифровое общество: теоретическая модель и российская действительность // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 1(161). С. 129-153. DOI: 10.14515/monitoring.2021.1.1790.

12. Тимофеев А.В. Становление цифровой аксиологии: ключевые понятия и проблемы // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Сер.: Философские науки. 2019. № 3. С. 73-79. DOI: 10.18384/2310-7227-20193-73-79.

13. Фомичева Т.В., Катаева В.И. Ценности россиян в контексте цифровизации Российской экономики // Уровень жизни населения регионов России. 2019. № 2(212). С. 80-84. DOI: 10.24411/19999836-2019-10067.

14. Франкл В. Человек в поисках смысла: сб. / пер. с англ. и нем. М., 1990.

15. Ценность // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: https://rocit. ru/knowledge/soft/online-games (дата обращения: 19.08.2022).

16. Ценность // Новейший философский словарь / сост. А.А. Грицанов. Мн., 1998.

17. Ценность // Психология. Словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М., 1990.

18. Яковлева о.В. Ценностный компонент цифровой образовательной среды в контексте профессионального воспитания будущих педагогов // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А.С. Пушкина. 2020. № 2. С. 257-274.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Simon Kemp Digital 2022: The Russian Federation [Electronic resource]. URL: https://Insights datareportal.com/reports/digital-2022-russian-federa tion (дата обращения: 25.04.2022).

20. Van Dijck J. (2019) Governing Digital Societies: Private Platforms, Public Values [Electronic resource] // Computer Law & Security Review. Vol. 36. No. 105377. URL: https://doi.org/10.1016/j.clsr. 2019.

105377 (дата обращения: 25.04.2022).

* * *

1. Aleksyuk Yu.O., Moroz V.V. Kreativno-cen-nostnoe vzaimodejstvie «prepodavatel' - student» v cifrovoj srede vuza // Vestn. Orenb. gos. un-ta. 2020. № 1(224). S. 63-71. DOI: 10.25198/1814-6457222-63.

2. Anisimov S.F. Vvedenie v aksiologiyu: ucheb. posobie dlya izuchayushchih filosofiyu. M., 2001.

3. Baryshkov V.P. Aksiologiya: ucheb. posobie. Saratov, 2009.

4. Zeer E.F. Osnovnye smysloobrazuyushchie polozheniya lichnostno-razvivayushchego obrazo-va-niya // Obrazovanie i nauka. Izvestiya UrO RAO. 2006. № 5(41). S. 3-12.

5. Kozlova A.G. Vozrastayushchaya rol' social'-nyh setej v duhovno-nravstvennom vospitanii // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2022. № 1(164). S. 10-16.

6. Kondakov A.M., Sergeev I.S. Metodologiya proektirovaniya obshchego obrazovaniya v kontekste cifrovoj transformacii // Pedagogika. 2021. T. 85. № 1. S. 5-24.

7. Obodova Zh.I. Cifrovaya obrazovatel'naya sre-da kak uslovie uspeshnogo vzaimodejstviya sub#ek-tov obrazovaniya // Pedagogicheskaya informatika. 2022. № 1. S. 123-133.

8. Parsons T. O strukture social'nogo dejstviya. M., 2000.

9. Sazonova A.N., Ahayan A.A., Kravcov V.V. Predstavlennost' fenomenov «setevoe obrazovatel'noe vzaimodejstvie» i «setevaya lichnost'» v pedagogi-cheskom soznanii // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2021. № 3. S. 39-49. DOI 10.26170/2079-8717_2021_03_05.

10. Sergeev A.N. Organizaciya kommunikativ-noj aktivnosti v soobshchestvah uchashchihsya i pe-dagogov: instrumental'naya ploshchadka i pedago-gicheskie tekhnologii // Pedagogicheskaya informa-tika. 2020. № 3. S. 99-108.

11. Smirnov A.V. Cifrovoe obshchestvo: teoreti-cheskaya model' i rossijskaya dejstvitel'nost' // Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i social'nye peremeny. 2021. № 1(161). S. 129-153. DOI: 10.14515/monitoring.2021.1.1790.

12. Timofeev A.V. Stanovlenie cifrovoj aksiolo-gii: klyuchevye ponyatiya i problemy // Vestn. Mosk. gos. obl. un-ta. Ser.: Filosofskie nauki. 2019. № 3. S. 73-79. DOI: 10.18384/2310-7227-2019-3-73-79.

13. Fomicheva T.V., Kataeva V.I. Cennosti ros-siyan v kontekste cifrovizacii Rossijskoj ekonomiki // Uroven' zhizni naseleniya regionov Rossii. 2019. № 2(212). S. 80-84. DOI: 10.24411/1999-9836-201910067.

14. Frankl V. Chelovek v poiskah smysla: sb. / per. s angl. i nem. M., 1990.

15. Cennost' // Bol'shaya rossijskaya enciklopediya [Elektronnyj resurs]. URL: https://rocit.ru/knowledge/ soft/online-games (data obrashcheniya: 19.08.2022).

16. Cennost' // Novejshij filosofskij slovar' / sost. A.A. Gricanov. Mn., 1998.

17. Cennost' // Psihologiya. Slovar' / pod obshch. red. A.V. Petrovskogo, M.G. Yaroshevskogo. 2-e izd., ispr. i dop. M., 1990.

18. Yakovleva O.V. Cennostnyj komponent cifrovoj obrazovatel'noj sredy v kontekste professio-nal'nogo vospitaniya budushchih pedagogov // Vestn. Leningr. gos. un-ta im. A.S. Pushkina. 2020. № 2. S. 257-274.

Development of axiological orientation of future teachers in digital educational environment: the aspect of the intersubjective networking cooperation

The article deals with the influence of the digital environment on the development of the axiological orientation of the students. There is analyzed the role of the cooperation in the digital educational environment as the component of the students' humanization and socialization. There is conducted the analysis of the axiological orientations of the future teachers by the methodology of M. Rokich. There are identified the basic directions in the activity of the development of the axiological orientation of the future teachers in the context of DSP.

Key words: axiological orientation, value, digital axiology, digital educational environment, digita-lization, networking cooperation, education.

(Статья поступила в редакцию 18.07.2022)

Ю.м. фЕдорчук, А.Н. куЗНЕцов, о.ю. гордашникова

(москва)

учет региональной специфики при отборе форм наставничества в системе общего образования

Обобщен материал по наставничеству, рассмотрена история наставничества в системе образования, представлен различный формат наставничества в общем и среднем профессиональном образовании. Отмечена универсальность и малозатратность такой формы передачи знания, как наставничество. Рассмотрены методологические аспекты наставничества в системе общего образования.

Ключевые слова: наставничество, региональная специфика, развитие личности, общее образование, социальное взаимодействие, управление образованием, формы наставничества.

Введение. Феномен наставничества переживает в настоящее время второе рождение. Оно распространено в современных корпорациях и в образовательной сфере. Под настав-

© Федорчук Ю.М., Кузнецов А.Н., Гордашникова О.Ю., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.