Зкратота
ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)
Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice
2021. Том 6. Выпуск 4. С. 700-707 | 2021. Volume 6. Issue 4. P. 700-707
Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru
RU
SWOT-анализ процесса воспитания в цифровой образовательной среде вуза
Овинова Л. Н., Шрайбер Е. Г.
Аннотация. Цель исследования - выявить особенности процесса воспитания студентов в цифровой образовательной среде (далее - ЦОС) вуза. В статье проанализированы изменения в правовых документах в сфере образования, в результате чего определено, что процесс воспитания, как часть целостного образовательного процесса в вузе, направленного на формирование гармоничной личности в условиях ЦОС, предусматривает интеграцию с цифровыми ресурсами. На основании результатов проведенного SWOT-анализа авторами охарактеризованы особенности воспитания в ЦОС вуза, что составляет научную новизну исследования. В результате установлено, что процесс воспитания студентов в ЦОС вуза предполагает учет новых, вызванных цифровизацией особенностей, которые обусловливают соответствующие трансформации в выборе содержания, форм и методов процесса воспитания.
EN
SWOT Analysis of Educational Process in Digital Educational Environment of University
Ovinova L. N., Shraiber E. G.
Abstract. The purpose of the study is to identify the features peculiar to the process of educating students in the digital educational environment (hereinafter referred to as DEE) of a university. The article analyses changes in legal documents in the field of education, as a result of which it is determined that the educational process, being a part of the overall teaching/learning process at a university that is aimed at developing well-integrated individuals in the conditions of DEE, provides for integration with digital resources. Using the results of a SWOT analysis, the authors characterise the features of education in a university's DEE, which accounts for scientific novelty of the study. As a result, it is ascertained that the process of educating students in a university's DEE involves taking into account new features caused by digitalisation, which bring about corresponding transformations in the choice of content, forms and methods of the educational process.
Введение
Актуальность исследования вызвана трансформациями в сфере образования, которые являются результатом стремительно развивающейся, экономически обусловленной и социально востребованной цифровизации. Модернизация высшего образования является следствием очевидного роста цифровой экономики, динамично формирующихся информационных технологий и ТС-сферы в целом, а также появления цифровой образовательной среды (ЦОС) в вузе. Все это находит свое отражение прежде всего в законодательстве через вносимые правительством Российской Федерации коррективы в основные правовые документы в сфере образования [9-11; 17].
Изменения в системе высшего образования, связанные с внедрением ЦОС, касаются и воспитательной работы вуза, как неотъемлемой части формирования гармоничной личности. «Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России - зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом» - вот те стратегические ориентиры воспитания, которые обозначил Президент Российской Федерации В. В. Путин [17].
Социальный заказ, сформулированный в программных документах сферы образования, обусловливает актуальность исследования процесса воспитания студентов вуза, а также особенностей данного процесса при его реализации в условиях цифровизации. Анализ научных изысканий, собственный педагогический опыт работы в вузе позволили выявить обострившееся противоречие между современными условиями организации образовательного процесса с использованием цифровых технологий и устаревшими формами и методами
Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped210098
© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
воспитания студентов. Разрешение данного противоречия нацеливает на поиск оптимальных способов совершенствования процесса воспитания студентов в рамках ЦОС вуза.
Для достижения цели исследования необходимо было решить следующие задачи:
- изучить правовые документы в сфере образования, касающиеся изменений в области воспитания на современном этапе;
- проанализировать научные изыскания в области педагогики для определения состояния проблемы воспитания в условиях цифровизации образования;
- выявить особенности процесса воспитания студентов в ЦОС вуза при помощи SWOT-анализа.
Для осмысления проблемы воспитания в ЦОС вуза были использованы следующие методы: метод анализа правовых документов в сфере образования и научной литературы, метод опроса, метод наблюдения и метод SWOT-анализа, которые позволили выявить плюсы, минусы, возможности и риски процесса воспитания в условиях ЦОС, а также его особенности.
Теоретической базой исследования послужили теория целостного педагогического процесса и теория воспитания, на которые мы опираемся при рассмотрении проблемы воспитания как целенаправленного разностороннего формирования личности студента в образовательном процессе вуза [12]. Помимо этого, при проведении исследования мы руководствовались положениями гуманно-ориентированного подхода в образовании, так как он основан на принципах теории гуманистического воспитания личности студента как сознательного субъекта воспитания, обладающего устойчивой системой индивидуальных черт и способностей, которые необходимо учитывать при вовлечении его в процесс воспитания в качестве активного участника [2; 17]. Положения системного и синергетического подходов позволяют рассматривать процесс воспитания как сложную, многокомпонентную систему, отличающуюся открытостью, нелинейностью, склонностью к самоорганизации [18].
Практическая значимость исследования определяется принципиальной возможностью использования содержащихся в нем результатов проведенного SWOT-анализа процесса воспитания в ЦОС. Выявленные минусы и риски помогут минимизировать негативные результаты в процессе воспитания в условиях цифрови-зации, повысить его эффективность. Предложенные этапы и формы процесса воспитания в ЦОС вуза могут рассматриваться в качестве ориентиров для преподавателей и всех тех, кто занимается проблемами воспитания студентов.
Правовые документы, касающиеся изменений в области воспитания
Изменения системы образования в вузе, связанные с активным применением цифровых технологий и цифрового инструментария, касаются и обучения, и воспитания, как части целостного образовательного процесса. Закон «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует обеспечение воспитания как неотъемлемой части образования, взаимосвязанной с обучением, но осуществляемой и как самостоятельная деятельность, направленная на «развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» [11].
Помимо основного закона «Об образовании», воспитание обучающихся при освоении ими основных образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, регламентируется и другими правительственными документами Российской Федерации, такими как Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся», который содержит определение понятия «воспитание» и раскрывает механизм организации воспитательной работы, которая с 1 сентября 2020 года должна стать составной частью всех образовательных программ, и Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р) [9; 11; 17].
Одним из основных направлений развития воспитания, указанных в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, является «расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов» [17]. Исходя из того, что воспитание в условиях цифровизации предусматривает интеграцию с информационными ресурсами, образовательный процесс вуза вынужден претерпевать связанную с ней модификацию и трансформацию, в области воспитания в том числе.
Таким образом, проанализировав правовые документы в сфере образования, касающиеся изменений в области воспитания, мы пришли к выводу о том, что, как и прежде, воспитанию уделяется особое внимание на всех уровнях образования, но на данном этапе развития оно реализуется с применением информационных ресурсов, став составной частью всех образовательных программ.
Научные изыскания в области педагогики
для выявления состояния проблемы исследования на современном этапе
Согласно отечественной теории воспитания [12], воспитание рассматривается как целенаправленный и организованный процесс формирования личности, а процесс воспитания - как двухсторонний взаимосвязанный
процесс деятельности преподавателя и студента, имеющий определенные характерные особенности, а именно: процесс воспитания является целенаправленным, организованным, длительным и непрерывным, сложным и многогранным и характеризуется отдаленностью и неодинаковостью результатов воспитания.
Теория целостного образовательного процесса обосновывает единство содержания обучения и содержания воспитания, между которыми имеют место естественные взаимосвязи: содержание обучения обладает потенциалом воспитания, а содержание воспитания имеет определенные ресурсы для обучения, что обусловливает целостность образовательного процесса.
Анализируя историю развития педагогики, однозначно можно говорить о том, что воспитание всегда являлось важной частью педагогического процесса, отражающего в той или иной мере специфику времени, государственную идеологию, базовые концепции воспитания, актуальные и востребованные социально-экономической и политической ситуацией в стране.
В системе образования на современном этапе становятся актуальными вопросы воспитания молодого поколения в цифровом пространстве, которые рассматриваются в работах А. Н. Сафроновой, Н. О. Вербицкой, Н. А. Молчанова [15], В. В. Смирнова, Н. Л. Саталкиной [16].
Воспитание в эпоху цифровизации образования, безусловно, имеет свои особенности. Цифровизация образования - это его трансформация, связанная с внедрением цифровых технологий, программ, информационных ресурсов, развитием онлайн-обучения и т.д. Согласно исследованиям авторского коллектива под научным руководством В. И. Блинова, ЦОС - это система условий и возможностей, подразумевающая наличие информационно-коммуникационной инфраструктуры и предоставляющая набор цифровых технологий и ресурсов для обучения, развития, социализации, воспитания человека [13].
При выявлении особенностей процесса воспитания студентов как будущих профессионалов важно рассматривать воспитание как процесс развития личностных качеств, востребованных для решения профессиональных задач, а также профессиональной культуры в целом [20]. В данном контексте особое значение имеют ценности - общечеловеческие и профессиональные. Так как воспитание реализуется в ЦОС, не менее важны для нас и качества личности студента, являющие ценными для данной среды. О. В. Яковлева [22] систематизирует возможности ЦОС, выделяя ее три основных компонента - образовательные ресурсы (цифровой контент), образовательные взаимодействия и управление образовательной деятельностью в цифровой среде -и выявляет проистекающие из них ценности личности: креативность, нестандартность мышления, информационная ответственность, цифровая этика, взаимное обучение, цифровая толерантность и др.
Относительно организации образовательного процесса в цифровом пространстве разработаны государственные стандарты. Однако воспитательный процесс остается на сегодняшний день под управлением только образовательных организаций. ЦОС несет в себе огромный образовательный, развивающий потенциал, при этом воспитательные, личностно-формирующие воздействия данной среды могут носить самый различный и порой непредсказуемый характер. Деструктивное воздействие, запущенное как компонент виртуального пространства, может нанести непоправимый вред психическому и социальному здоровью молодых людей.
Исследованию проблем воспитания средствами ЦОС посвящены научные изыскания Т. Н. Носковой [8], М. В. Воропаева [4]. Авторы обращают внимание на преодоление рисков, неблагоприятных воздействий ЦОС на обучающихся, на формирование не только физического, но и психического здоровьесберегающего взаимодействия в условиях ЦОС, критичное восприятие информации из различных источников. Важнейшая задача преподавателя заключается в том, чтобы, используя информационные ресурсы, сделать процесс воспитания, который в настоящее время носит стихийный, неконтролируемый характер, формируя «цифровых беспризорников» [17; 21], педагогически целесообразным, целенаправленным и управляемым.
Ключевой фигурой в процессе воспитания всегда был и остается педагог - личность, влияющая на процесс развития будущего специалиста силой своего авторитета, эрудицией, профессионализмом, нравственными качествами, силой индивидуальности [6]. Без педагога любой воспитательный процесс, отличающийся целенаправленностью, стадийностью, логикой протекания, тщательно продуманной структурой и содержанием, особенно в условиях цифровизации образования, может превратиться в набор бесполезных и педагогически необоснованных цифровых инструментов.
Для достижения поставленных целей воспитания личности студента в условиях ЦОС педагогам предстоит научиться, наряду с решением задач воспитания средствами педагогического общения в аудиторных взаимодействиях, технологично решать задачи воспитывающих влияний средствами ЦОС. Это требует формирования принципиально иных компетенций педагогических работников, для которых ЦОС становится новым объектом профессиональной деятельности. Т. Н. Носкова предлагает рассматривать ЦОС в качестве экспериментальной площадки взаимодействий, несущих «воспитывающий заряд», и приводит ряд примеров передовых практик, которые позволяют решать такие сложные задачи [8].
Таким образом, анализ научной литературы с целью выявления состояния проблемы исследования на современном этапе позволил нам обнаружить следующее:
• актуализирована проблема воспитания в условиях ЦОС в теории педагогики на современном этапе;
• выявлен и обоснован аксиологический потенциал ЦОС;
• обозначена ключевая роль педагога в процессе воспитания студентов в ЦОС;
• установлено, что воспитание в условиях ЦОС помимо положительных сторон имеет риски, которые могут нанести непоправимый вред как физическому, так и психическому здоровью воспитуемых;
• определено, что воспитание в условиях ЦОС требует формирования принципиально новых компетенций педагогических работников.
Несмотря на рассмотрение различных аспектов проблемы воспитания в ЦОС, авторы уделяют недостаточное внимание изучению особенностей процесса воспитания в ЦОС вуза, его возможностей. Данный вывод послужил поводом для проведения SWOT-анализа с целью выявления особенностей процесса воспитания в условиях ЦОС вуза.
Особенности процесса воспитания в ЦОС вуза, выявленные с помощью SWOT-анализа
Применив исследовательские методы анализа научной литературы [1; 19; 21], метод опроса преподавателей и студентов ЮУрГУ и наблюдения, мы попытались выделить сильные и слабые стороны процесса воспитания в вузе в современных условиях ЦОС, а также порождаемые этой средой возможности для развития данного направления в вузе и связанные с ним риски.
Для подробного анализа мы воспользовались методом SWOT-анализа. Изначально методика, разработанная американскими профессорами Гарвардского университета в 1965 году, применялась для анализа и разработки бизнес-стратегии развития предприятия или объекта. Сейчас SWOT-анализ широко распространен в различных областях науки и практики как метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории:
• Strengths (сильные стороны),
• Weaknesses (слабые стороны),
• Opportunities (возможности),
• Threats (угрозы).
В ракурсе нашего исследования мы проанализировали обозначенные четыре категории и попытались выявить следующее (Табл. 1):
• S (Strengths) - сильные стороны, характеристики процесса воспитания в ЦОС, которые отличают его от процесса воспитания в рамках традиционной модели образования;
• W (Weaknesses) - слабые стороны, которые делают процесс воспитания в цифровой среде уязвимым по отношению к другим составляющим и/или участникам образовательного процесса;
• O (Opportunities) - возможности, элементы ЦОС, которые можно использовать для повышения эффективности процесса воспитания в новых условиях;
• T (Threats) - угрозы, элементы ЦОС, которые могут нанести педагогический вред воспитуемым и другим участникам процесса воспитания.
Сильные стороны процесса воспитания в ЦОС проявляются в возникновении новых направлений воспитательной работы, связанных с пребыванием в ЦОС. Привычность виртуального пространства Интернета для современного молодого поколения способствует эффективному внедрению воспитательных задач в цифровой образовательный процесс. Разнообразие форм коммуникации (опросы, форумы, голосования, персональные сообщения, видеосвязь и др.) способствует интерактивности и взаимодействию преподавателя и обучаемого (обучающихся между собой). Активность участников воспитательного процесса поддерживается посредством участия в обсуждениях, форумах, размещения тематических блогов, тематических онлайн-курсов по определенному направлению воспитательной работы и пр. ЦОС предоставляет возможность построения индивидуальной образовательной траектории для каждого воспитуемого, что позволяет в оптимальные сроки реализовать поставленные цели и задачи воспитания.
Слабые стороны воспитания в ЦОС связаны главным образом с понижением значимости человеческого фактора в образовательном процессе, так как невозможно в процессе воспитания полностью исключить живое межличностное общение и перевести его только в сетевой формат, тем самым обезличив его. Мы согласны с авторами, утверждающими, что многие универсальные компетенции, за развитие которых отвечает процесс воспитания, могут быть полноценно сформированы лишь на основе личностно значимого, осмысленного опыта деятельности, полученного обучающимся в реальной среде человеческого общения, насыщенной эмоциями, борьбой интересов, конфликтогенами, требующей эмпатии, включенной рефлексии, мгновенной и точной человеческой реакции [16].
Еще одной слабой стороной процесса воспитания в ЦОС является, с одной стороны, неготовность работать с ИКТ, с другой - неструктурированное, педагогически нецелесообразное использование виртуального пространства и ИКТ, воспитательный потенциал которых пока не изучен и не раскрыт полностью. Изменение образовательных условий влияет на выстраивание коммуникации, которая становится опосредованной, чаще «невидимой» через форумы и чаты. У преподавателя возникают определенные трудности, связанные с идентификацией реакции студентов, их чувств, эмоций, настроений. А для преподавателя, как и для студента, важно понимать отношение к происходящему, нужна обратная связь для выстраивания и корректировки воспитательного процесса. В этом случае можно использовать видеосвязь, но данная технология не всегда является доступной по разным причинам.
ЦОС открывает расширенные возможности педагогического сопровождения процесса воспитания обучающегося в виртуальном мире, наряду с процессом его воспитания в традиционной модели образования в реальном мире при смешанной форме обучения. Открытый комплекс ресурсов, ИКТ, условий и возможностей для воспитания человека (смешанное обучение, дистанционное обучение, технология сетевой коммуникации, технология проектной деятельности) является дополнительным стимулом к модернизации педагогических технологий, обновлению средств и форм обучения и воспитания, так же как и профессиональных обязанностей,
в силу виртуализации жизни, меняющей интеллект, тип мышления, личностные, психосоциальные характеристики студентов. Разнообразные образовательные сервисы и платформы (Socrative, Kahoot, Edmodo, Quizizz, Rosetta Stone, Google Expeditions, Mentimeter, Moоdle и др.) позволяют преподавателям обмениваться интерактивными материалами, конструировать учебные курсы с воспитательной составляющей, использовать различные форматы предоставления образовательных материалов. Благодаря широкому спектру инструментов интерактивного обучения и воспитания и бесконечному разнообразию информационных ресурсов, обладающих явными образовательными достоинствами в руках компетентных пользователей, есть возможности активного вовлечения студентов в воспитательную деятельность вуза, в том числе через учебные курсы всех предметных и профессиональных дисциплин, содержание которых выстроено с учетом решения воспитательных задач.
Таблица 1. ЗШОТ-анализ: плюсы, минусы, возможности, риски процесса воспитания в условиях цифрового образования
Сильные стороны Слабые стороны
• воспитание социальной ответственности в системе отношений «человек - цифровые средства - общество» (принципиально отличной от традиционной системы «человек - общество»); • воспитание внутренней границы между виртуальным и реальным мирами, развитие способности дифференцировать эти миры; • воспитание культуры сетевой коммуникации; • воспитание адаптивности, толерантности к неопределенности, гибкости, чего требует трансформация образования (переход на дистанционный формат, например); • воспитание «навыков цифровой гигиены» (способность критически анализировать информацию и фильтровать информационный шум); • расширение кругозора обучающихся посредством разнообразных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); • реализация воспитательных задач определенного направления (нравственное, патриотическое и др.) через построение индивидуальной образовательной траектории для каждого воспитуемого. • ограничение человеческого фактора - влияния личности педагога на воспитуемого; • неготовность некоторых студентов и преподавателей к работе с цифровыми технологиями; • недостаточная методическая изученность некоторых ИКТ для реализации воспитательных целей и задач; • недоступность Интернета; • отсутствие цифровых носителей (компьютеров) для работы в условиях ЦОС; • привыкание к новому типу коммуникации (через ИКТ, в отличие от традиционного общения «лицом к лицу»), что особенно чувствительно для воспитания; • частая замена устной коммуникации письменной, как правило, менее развитой.
Возможности Риски
• педагогическое сопровождение процесса воспитания в ЦОС; • обновление и модернизация технологий, методов и форм воспитания в условиях ЦОС; • изменение педагогических функций (организация и поддержка учебно-воспитательного сотрудничества, коммуникации) через использование таких сервисов, как форум, дискуссия, чат, блог, социальные сети и др.; • привлечение студентов к различным формам воспитательной работы посредством расширенных возможностей ИКТ (системы Босга^е, Ка^о^ Edmodo и Nearpad, образовательная платформа Moodle); • создание условий для формирования стратегий самообразования, самообучения и самовоспитания. • опасность дегуманизации, «расчеловечивания» социальных институтов; • риск деформации мышления, мировоззрения, ценностных ориентаций; • риск избыточного «цифрового оптимизма» - преувеличенная оценка возможностей цифровой образовательной среды, цифровых ресурсов и средств обучения в сочетании с недооценкой значимости человеческого фактора в образовательном процессе; • риск подмены цифровизации образования оцифровкой -переведение «в цифру» традиционных учебных пособий или использование ИКТ без учета их воспитательной составляющей не приводит к положительным изменениям в системе воспитания в новых условиях; • стандартизация онлайн-образования, особенно в случае применения роботизированных программ, контролирующая функция цифрового контента приводит к механизации и автоматизации образования - к «цифровой диктатуре», что недопустимо в процессе воспитания.
Проведенный SWOT-анализ процесса воспитания выявил, что при очевидных сильных сторонах воспитания в условиях ЦОС и возможностях, которые открываются для реализации воспитательных целей и задач, существуют неоспоримые риски, которые надо грамотно минимизировать, если не исключить полностью. Основной угрозой для воспитательного процесса в вузе является снижение воспитательной роли педагога и сокращение личного общения преподавателя со студентами, что не может не сказаться на качестве воспитания целостной, гармонично развитой личности, потому что, как сказал К. Д. Ушинский, личность может воспитать только личность, только характером можно образовать характер.
Проанализировав сильные и слабые стороны воспитания в ЦОС, его возможности и риски, мы пришли к выводу о том, что в новых условиях воспитанию присущи новые черты и особенности, а именно:
• Значительное снижение объема и качества педагогического общения между педагогом и студентом, а также межличностного общения между студентами. Снижение объема межличностного общения сказывается на качестве воспитательного процесса, т.к. в меньшей степени реализуются основные функции общения: побудительная, функция понимания, функция установления отношений, функция оказания влияния.
Именно педагогическое общение, как многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, является одним из факторов воспитания личности, так как его отличает сопереживание и эмоциональный контакт [5; 7]. Цель межличностного общения - оказать влияние на воспитанника, т.е. включить его в деятельность, способствующую формированию и развитию положительных личностных качеств, вызвать у него стремление к самосовершенствованию и саморазвитию через слово, мимику, взгляд, интонацию, поведение. С помощью вербальных и невербальных способов педагог имеет возможность оказывать положительное влияние на воспи-туемого, решая поставленные задачи воспитания. В условиях ЦОС педагог во многом лишен этих инструментов воспитательного воздействия.
• Существенное увеличение объема опосредованного общения: взаимодействие и коммуникация педагогов и студентов носит непрямой, опосредованный характер. Опосредованное общение педагога и студентов через компьютер или другие устройства, позволяющие работать с цифровыми образовательными ресурсами и серверами, вносит новые нюансы в воспитательную работу вуза. Опосредованное или виртуальное общение влияет на меру включенности в процесс воспитания, способы и средства воздействия на эмоциональную сферу собеседников, степень заинтересованности в целом, как правило, снижая эти показатели. Тем не менее, данный вид общения имеет свои достоинства. По мнению М. В. Романовой, он упрощает жизнь робким и нерешительным студентам, стесняющимся видеть своего собеседника. Но в то же время этот вид коммуникации может привести к серьезным проблемам в реальном общении, к образованию зависимости от виртуального - в чатах и форумах и т.д. [14].
• Появление новых направлений в воспитании. Большой поток информации, умение работать с многочисленными информационными ресурсами требуют определенных качеств личности, «навыков цифровой гигиены», культуры сетевого общения, цифровой культуры и т.д. Сталкиваясь с потоками разнородной, порой противоречивой информации, студент должен развивать навыки критического мышления, чтобы уметь анализировать информацию: ее источники, содержание и последствия. Цифровая социальная среда также создает новые условия для развития и социализации человека, что требует от педагога и студента умения адаптироваться к изменяющейся ЦОС, гибкости, ответственности за выбор педагогически целесообразных цифровых воспитательных ресурсов. Воспитательная функция педагога в ЦОС значительно возрастает, т.к. одной из приоритетных задач воспитания становится развитие личности студента, способной не поддаваться «социально разрушающим провокациям» интернет-пространства [15] и сохранять независимые и трезвые суждения посредством укрепления системы ценностных отношений к жизнедеятельности в современном обществе.
• Внушительное количество информационных ресурсов значительно расширяет воспитательные возможности педагога, которые обогащают воспитательный потенциал как учебной работы, так и внеучебной досуговой деятельности в вузе. ЦОС вуза включает в себя официальный сайт вуза, онлайн курсы по определенным дисциплинам, дополнительные онлайн курсы-тренажеры, МООК (массовые открытые онлайн-курсы) известных образовательных платформ, другие цифровые образовательные инструменты. Строгий, методически грамотный, продуктивный отбор современных информационных ресурсов и технологий может составить уникальную функциональную платформу, обеспечивающую реализацию необходимых образовательных воспитательных потребностей студентов вуза.
• Реализация содержания, форм и методов воспитания, главным образом через систему информационно-коммуникационных технологий. В процессе постановки и реализации воспитательных задач все содержание предоставляется в ЦОС в цифровом формате: через официальный сайт вуза, корпоративную почту, образовательные платформы, обучающие онлайн курсы и т.д. От классических методов воспитания в традиционном образовании (методы формирования сознания, организации деятельности и формирования опыта поведения, стимулирования) в ЦОС педагог переходит в основном к общению в виртуальной среде. Такие методы, как рассказ, объяснение, этическая беседа, увещевание, инструктаж, диспут, доклад, поощрение, наказание, во многом теряют свой воспитательный потенциал, так как могут быть реализованы в полном объеме только при прямом взаимодействии с педагогом в рамках традиционной модели образования. В условиях ЦОС посредством видеосвязи, видеоконференции (синхронное взаимодействие) либо через форумы, блоги, сообщения (асинхронное взаимодействие) данные методы, по нашему мнению, теряют полноту и силу воспитательного воздействия, так как воспитание предполагает «эмоционально-ценностное отношение к ситуациям нравственного выбора, проживание и переживание... этих ситуаций» [3]. Формы воспитания в ЦОС - преимущественно индивидуальные и групповые (по количеству участников), что во многом зависит от образовательной платформы, позволяющей выстраивать различные формы взаимодействия. Основным средством воспитания в ЦОС становится компьютер или другое цифровое устройство, позволяющее иметь доступ к информационным ресурсам.
Таким образом, особенностями процесса воспитания в ЦОС вуза являются появление новых воспитательных направлений, связанных с развитием умений, навыков и качеств личности, необходимых для этичного и безопасного поведения в виртуальном пространстве; широкие возможности для использования в воспитательных целях информационных образовательных ресурсов, обогащающих содержание воспитания, реализуемого наряду с формами и методами воспитания в условиях ЦОС через информационно-коммуникационные технологии синхронным и/или асинхронным способом; опосредованное общение между педагогами и студентами с помощью компьютера или других электронных устройств при значительном снижении объема и качества личного общения между непосредственными участниками воспитательного процесса: педагогами и студентами.
Заключение
Изучив правовые документы в сфере образования, с уверенностью можно сказать, что воспитание становится одной из приоритетных задач образовательных организаций. Это находит отражение в общих требованиях к организации воспитания обучающихся по образовательным программам всех уровней образования.
Выявление особенностей процесса воспитания в условиях цифровизации проведено на основе теории целостного образовательного процесса, теории воспитания, системного и синергетического, гуманно-ориентированного подходов.
В результате проведенного исследования можно констатировать, что процесс воспитания в ЦОС, так же как и в традиционном образовании, характеризуется как нелинейный, но целенаправленный, организованный педагогом, длительный и непрерывный, отличающийся отдаленностью и неодинаковостью результатов воспитания.
Воспитание в цифровой образовательной среде университета представляет собой целенаправленное взаимодействие между педагогом и студентами, ориентированное на решение поставленных воспитательных целей и задач посредством цифровых технологий, обладающее некоторыми особенностями, выявленными в результате проведенного SWOT-анализа.
Среди обнаруженных особенностей процесса воспитания в вузе в условиях ЦОС мы выделяем снижение объема педагогического межличностного общения, опосредованный (виртуальный) характер общения, появление новых направлений в воспитании, широкие возможности информационных ресурсов, имеющих воспитательный потенциал, появление новых способов предоставления содержания воспитания, форм и методов его реализации.
Содержание, формы и методы процесса воспитания отражают специфику новых образовательных условий в эпоху цифровизации, выраженную в широком использовании информационных образовательных ресурсов и информационно-коммуникационных технологий обучения и воспитания, в новых направлениях воспитательной работы и возможности построения индивидуальных образовательных траекторий с учетом поставленных воспитательных целей и задач.
Перспективы исследования проблемы мы видим в дальнейшем изучении возможностей ЦОС для решения проблем воспитания, что позволит разработать модель воспитания студентов в ЦОС, выявить педагогические условия эффективного функционирования данной модели с учетом плюсов и минусов цифровизации, а также в поиске оптимального соотношения цифровой и традиционной образовательной среды в вопросе воспитания студентов в вузе с сохранением важнейшей воспитательной роли педагога.
Источники | References
1. Беляев Г. Ю. Актуальные модели воспитания: век XXI // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. № 5 (20). С. 26-39.
2. Богуславский М. В. Генезис гуманистической парадигмы образования в отечественной педагогике начала XX в. // Педагогика. 2000. № 4. С. 63-70.
3. Вербицкий А. А. Цифровое обучение: проблемы, риски, перспективы [Электронный ресурс] // Homo Cyberns. 2019. № 1 (6). URL: http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019 (дата обращения: 21.06.2021).
4. Воропаев М. В. Воспитание в виртуальных средах: монография / научн. ред. А. В. Мудрик. М.: МГПУ, 2010. 277 с.
5. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти т. М.: Педагогика, 1983. Т. 3. Проблемы развития психики / под ред. А. М. Матюшкина. 223 с.
6. Глубокова Е. Н. Воспитательный потенциал университетского образования педагога // Воспитание и социализация в современной социокультурной среде: сб. науч. ст. Международной научно-практической конференции / отв. ред. С. В. Кривых, А. Д. Абашина. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. С. 14-19.
7. Леонтьев А. А. Психология общения. Тарту, 2001. 344 с.
8. Носкова Т. Н. Проблемы воспитания средствами информационной образовательной среды // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2015. № 177. С. 61-69.
9. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ. URL: https://rg.ru/2020/08/07/ob-obrazovanii-dok.html (дата обращения: 21.06.2021).
10. О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 07.12.2020 № 2040. URL: http://www.consultant.ru/ edu/teacher/obrazovanie/obzor/ (дата обращения: 21.06.2021).
11. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. URL: https://rg.ru/2020/08/07/ob-obrazovanii-dok.html (дата обращения: 21.06.2021).
12. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2006. 608 с.
13. Педагогическая концепция цифрового профессионального образования и обучения: монография / П. Н. Би-ленко и др.; под науч. ред. В. И. Блинова. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020. 112 с.
14. Романова М. В. Компьютерное общение как вид опосредованного общения // Теоретическая и экспериментальная психология. 2009. Т. 2. № 4. С. 59-70.
15. Сафронова А. Н., Вербицкая Н. О., Молчанов Н. А. Воспитание в цифровом пространстве: самосохранение здоровья [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 6. URL: http://science-education.ru/ru/artide/view?id=28368 (дата обращения: 21.06.2021).
16. Смирнов В. В., Саталкина Н. Л. Воспитание современного человека через призму цифровых технологий // Процессы цифровизации в современном социуме: тенденции и перспективы развития: сб. докладов Всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием (г. Елец, 27 ноября 2019 г.). М.: Изд-во Российского нового университета, 2019. С. 96-102.
17. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]: утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р. URL: http://gov. garant.ru/document?id=70957260&byPara=1&sub=8 (дата обращения: 21.06.2021).
18. Таланчук Н. М. Системно-синергетическая концепция педагогики и учебно-воспитательного процесса. Казань: ИССО РАО, 1993. 91 с.
19. Федотова В. С. Решение проблемы воспитания обучающихся в цифровой образовательной среде // Воспитание и социализация в современной социокультурной среде: сб. науч. ст. Международной научно-практической конференции / отв. ред. С. В. Кривых, А. Д. Абашина. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. С. 460-464.
20. Юсупов В. З. Профессиональное воспитание студентов вуза: понятие, структура, генезис развития // Знание. Понимание. Умение. 2019. № 2. С. 216-231.
21. Ядренникова С. В. Социокультурная среда как ведущий фактор воспитания в условиях смены образовательных парадигм: сравнительный анализ двух исторических эпох // Воспитание и социализация в современной социокультурной среде: сб. науч. ст. Международной научно-практической конференции / отв. ред. С. В. Кривых, А. Д. Абашина. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. С. 96-100.
22. Яковлева О. В. Аксиологический анализ цифровой образовательной среды в контексте профессионального воспитания будущих педагогов // Вестник педагогических инноваций. 2020. № 1 (57). С. 41-50.
Информация об авторах | Author information
RU
Овинова Лада Николаевна1, к. пед. н. Шрайбер Елена Григорьевна2, к. пед. н.
1 2 Южно-Уральский государственный университет (НИУ), г. Челябинск
EN
Ovinova Lada Nikolaevna1, PhD Shraiber Elena Grigorievna2, PhD 1 2 South Ural State University, Chelyabinsk
1 [email protected], 2 [email protected]
Информация о статье | About this article
Дата поступления рукописи (received): 06.04.2021; опубликовано (published): 15.09.2021.
Ключевые слова (keywords): воспитание; цифровая образовательная среда; вуз; SWOT-анализ; education; digital educational environment; university; SWOT analysis.