Научная статья на тему 'ГУМАНИТАРНЫЕ ОСНОВЫ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ (НА ПРИМЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ВУЗА)'

ГУМАНИТАРНЫЕ ОСНОВЫ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ (НА ПРИМЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ВУЗА) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНЫЕ ОСНОВЫ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / HUMANITARIAN FOUNDATIONS / PSYCHO-PEDAGOGICAL CONDITIONS / EDUCATIONAL PROCESS / DIGITAL / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грязнова Елена Дмитриевна

Рассматривается проблема гуманизации цифровой образовательной среды на примере таможенного вуза. Подчеркивается актуальность вопроса адекватности применения информационных образовательных технологий без утраты духовно-нравственного воздействия на обучающихся в связи с изменившейся парадигмой образовательного процесса. Дается определение цифровой образовательной среды, раскрываются особенности психолого-педагогических условий, включающие личностно-ориентированные, социально-коммуникативные, системно-деятельностные подходы в реализации образовательного процесса таможенного вуза в цифровой парадигме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грязнова Елена Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMANITARIAN FOUNDATIONS OF THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT (ON THE EXAMPLE OF A CUSTOMS UNIVERSITY)

The problem of humanization of the digital educational environment is considered on the example of a Customs University. The relevance of the suitability of information educational technologies using without losing the spiritual and moral impact on students in view of the changed paradigm of the educational process is emphasized. The article defines the digital educational environment, reveals the special aspects of psycho-pedagogical conditions, including personality oriented, social and communicative, systematic and action approaches in the implementation of the educational process of the Customs University in the digital paradigm.

Текст научной работы на тему «ГУМАНИТАРНЫЕ ОСНОВЫ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ (НА ПРИМЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ВУЗА)»

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ

УДК 378.4

DOI 10.24866/1815-0683/2020-2/90-95

Е.Д. ГРЯЗНОВА*

Гуманитарные основы цифровой образовательной среды (на примере таможенного вуза)

Рассматривается проблема гуманизации цифровой образовательной среды на примере таможенного вуза. Подчеркивается актуальность вопроса адекватности применения информационных образовательных технологий без утраты духовно-нравственного воздействия на обучающихся в связи с изменившейся парадигмой образовательного процесса. Дается определение цифровой образовательной среды, раскрываются особенности психолого-педагогических условий, включающие личностно-ориентированные, социально-коммуникативные, системно-деятельностные подходы в реализации образовательного процесса таможенного вуза в цифровой парадигме.

Ключевые слова: гуманитарные основы, психолого-педагогические условия, образовательный процесс, цифровая образовательная среда, информационно-коммуникативные технологии.

ГРЯЗНОВА Елена Дмитриевна -кандидат педагогических наук, доцент, декан юридического факультета. grjaznova.elena@vfrta.ru.

GRYAZNOVA E. D. - Candidate of Pedagogic Sciences, Docent, Dean of the Faculty of Law.

E.D. GRYAZNOVA

Humanitarian Foundations of the Digital Educational Environment (on the Example of a Customs University)

The problem of humanization of the digital educational environment is considered on the example of a Customs University. The relevance of the suitability of information educational technologies using without losing the spiritual and moral impact on students in view of the changed paradigm of the educational process is emphasized. The article defines the digital educational environment, reveals the special aspects of psycho-pedagogical conditions, including personality oriented, social and communicative, systematic and action approaches in the implementation of the educational process of the Customs University in the digital paradigm.

Keywords: humanitarian foundations, psycho-pedagogical conditions, educational process, digital, educational environment, information and communication technologies.

* Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034, г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16 в. Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy. 16 v, Strelkovaya Str., Vladivostok, Russian Federation, 690034.

В настоящее время происходит трансформация всех сфер жизнедеятельности человека, обусловленная переходом в цифровую парадигму социально-экономического уклада общества. Образование, являясь генерирующей основой экономического, культурного развития, должно удовлетворять высокотехнологичным потребностям социума и создавать условия для постоянного обновления источников прогресса.

Любая отрасль экономики, в том числе и таможенные органы, нуждаются в высококвалифицированных, образованных кадрах, способных не только демонстрировать на практике сформированные компетенции, но и быть способными к самообучению и совершенствованию профессиональной деятельности. В связи с этим таможенному вузу необходимо реагировать на происходящие изменения в экономике и создавать условия, при которых цифровизация являлась бы и средством, и целью обучения. В связи с планируемым переходом на цифровую образовательную среду и модернизацией ФГОС ВО критерии оценки сформированности профессиональных компетенций у выпускников будут соотноситься с профессиональными стандартами нового поколения (ФГОС ВО «3++»), что повлияет на формирование содержания образовательных программ (ОП) и адекватность компетентностной модели выпускника. Потребуется разработка и актуализация совместно с Российской таможенной академией практико-ориентированных ОП, совершенствование образовательной части под задачи работодателей, включение в программы дисциплин, формирующих компетенции в сфере цифровой экономики.

Актуальность таких требований к таможенному образованию обусловлена еще и переходом таможни на «безбумажный режим», что подразумевает организацию большого количества таможенных процедур в электронной (цифровой) форме.

В связи с этим перед Российской таможенной академией стоит задача по формированию цифровой образовательной среды, необходимой для подготовки высококвалифицированных специалистов. Понятие «цифровая образовательная среда» (ЦОС) не является абсолютным новшеством, поскольку сама по себе «образовательная среда» изучена и определена педагогической наукой как совокупность социально-педагогических условий, способствующих и влияющих на развитие личности [10]. Что же касается определения «цифровая», то это, несомненно, является новым подходом или новым уровнем ее организации. В свою очередь «цифровая среда» обозначает континуум компьютерных и сетевых технологий. Следовательно, можно предположить, что при объединении двух сред (образовательной и цифровой) происходят качественные изменения в них обеих. То есть компьютерные и сетевые технологии становятся тем инструментом, который должен выполнять педагогическую функцию, а именно: обучать

и воспитывать, что позволит дать следующее определение ЦОС. Цифровая образовательная среда - это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса [2, с. 9-13]. По мнению таких ученых, как С. В. Тарасов, А. Е. Марон, С. Д. Каракозов, Р. С. Сулейманова, А. Ю. Уварова, ЦОС подразумевает передачу основных функций по предъявлению учебного материала компьютерным и сетевым технологиям, т. е. инновационное введение учебного материала [9, с. 15; 8, с. 72; 4, с. 17-27].

Главной особенностью ЦОС является обеспечение гибкости, мобильности, технологичности, диалогичности и интерактивности образовательного процесса за счет мобильных и облачных технологий.

Со времен становления педагогики как науки главной фигурой в ходе педагогического взаимодействия являлся педагог, т. е. человек - носитель учебной информации, помогающий обучающимся преодолевать трудности, связанные с ее переработкой и превращением в знания, умения и навыки, формированием общекультурных, профессиональных компетенций. В эпоху цифровизации педагогическое взаимодействие все чаще носит опосредованный характер - с помощью информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Здесь есть свои преимущества и недостатки. По мнению К. Г. Караханян, «...современный темп инновационных нововведений не учитывает индивидуальных особенностей людей, заставляя всех "бежать" в ускоренном темпе, но не все люди оказываются готовыми к этому» [3]. Отсюда следует, что, несмотря на выход учебного процесса с помощью цифровой образовательной среды на инновационный уровень благодаря расширению форм и методов передачи знаний, разнообразию информационного наполнения контактной и внеаудиторной работы, вопрос о качестве образовательных услуг при таком формате их реализации остается спорным.

Как было определено выше, главной функцией образовательной среды является обучение и воспитание личности. Очевидно, что технических преимуществ обучения у ЦОС несопоставимо больше по сравнению с традиционной образовательной средой. Что же касается воспитательной функции, то здесь как раз и кроется основная проблема, влияющая на качество образования в целом. Это связано, прежде всего, с тем, что минимизирован личный пример педагога, что негативно сказывается на:

- передаче навыков социального взаимодействия;

- формировании стимулов к самостоятельному поиску и агрегированию новых знаний;

- культуре работы с информацией, искусстве генерирования идей;

- принятии поведенческих норм, которые предписаны и ожидаются и требуются от индивида в конкретной производственной ситуации.

Гуманистическое восприятие картины мира, необходимое для формирования у будущих государственных служащих нравственных ориентиров, толерантности, человеколюбия, доброты, взаимовыручки, ответственности, патриотизма и т. д., требует эмоциональной сопричастности, психологической поддержки со стороны педагога. Для того чтобы ЦОС не являлась имитацией очного образования, приводящей к ухудшению качества «копии» по сравнению с оригиналом, необходимо обеспечить гуманитарные основы ее реализации.

Новый уровень педагогического взаимодействия в рамках цифровой образовательной среды должен быть направлен, прежде всего, на формирование духовно-нравственной личности. Правомерным можно считать мнение В. Л. Кургузова о том, что гуманитарная основа образовательного процесса - это сознательно сформированная гуманитарная направленность учебных программ и конкретных дисциплин, представляющих единство материальных и духовных факторов [6]. Следовательно, достичь цели становления духовных, нравственных и культурных качеств будущих таможенников возможно за счет гуманизации ЦОС, где гуманизация является основой образовательного процесса.

Вслед за Т. В. Менг можно определить, что основным компонентом гуманитарной основы образовательного процесса является психолого-педагогические условия его реализации [8].

Остается открытым вопрос: при каких психолого-педагогических условиях цифровая образовательная среда таможенного вуза будет иметь гуманистический характер? Чтобы ответить на него, необходимо дать определение непосредственно понятию «психолого-педагогические условия».

В научной педагогической литературе даются разные трактовки «психолого-педагогических условий», которые можно взять за основу для нашего исследования:

- совокупность внешних и внутренних причин, которые определяют психологическое развитие человека, ускоряя или замедляя его, а также оказывая влияние на процесс развития и его динамику [7];

- совокупность изменяющихся природных, социальных, внешних и внутренних воздействий, которые влияют на физическое, нравственное, психическое развитие человека и на поведение личности, ее воспитание, обучение и формирование [5];

- совокупность мер педагогического воздействия, направленных на решение образовательных задач [9].

Из приведенных определений очевидно, что психолого-педагогические условия - это система координат, включающая ряд педагогических подходов, для формирования функционально-устойчивой образовательной среды, что придает образовательному процессу согласованный,

динамично развивающийся характер. Психолого-педагогические условия обеспечивают гуманитарную основу цифрового образовательного пространства, что выражается в целенаправленном, специально организуемом преподавателями влиянии в ходе педагогического взаимодействия, опосредованного информационно-образовательными технологиями. В рамках данного исследования мы можем выделить следующие необходимые к системному использованию в цифровой образовательной среде на основе декларируемых психолого-педагогических условий педагогические подходы:

- личностно-ориентированный;

- социально-коммуникативный;

- системно-деятельностный.

Личностно-ориентированный подход направлен на усиление нравственной направленности социально-гуманитарных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, помогающих студентам правильно определить профессиональные и нравственно-этические позиции, понять общечеловеческие ценности, идеалы и приоритеты профессиональной деятельности, самих себя, мотивы своего поведения, отношение к окружающему миру, а также спроектировать будущую профессиональную деятельность и реализовать творческие возможности [1].

Социально-коммуникативный подход предусматривает развитие у студентов профессионально-нравственного самосознания, необходимого для активного саморазвития, сознательного формирования себя как личности и специалиста. Развитие потребностно-мотивационной сферы обучающихся с учетом индивидуальных потребностей личности и в соответствии с социально-профессиональными приоритетами [1].

Системно-деятельностный подход предполагает организацию процесса развития нравственных качеств обучающихся, основанного на познании окружающего мира, приобщении к нравственным ценностям, формировании способности к моральному выбору профессиональной среды и своей роли в обществе в процессе выполнения профессиональных функций [1].

Указанные выше педагогические подходы должны стать фундаментом формирования цифровой образовательной среды Российской таможенной академии.

Подводя итоги, отметим, что гуманитарные основы ЦОС необходимы для осуществления опосредованного через ИКТ-технологии педагогического взаимодействия, что позволит минимизировать утрату воспитательной направленности как одного из главных факторов формирования полноценной личности-профессионала и развития у будущих таможенников нравственно-этических и профессиональных качеств.

Список литературы

1. Грязнова Е. Д. Формирование нравственно-этических ценностей у будущих государственных служащих (таможенников) как основы высококачественной профессиональной деятельности // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2013. Т. 9, № 2. С. 137. (Сер. Педагогика, психология, социальная работа, ювенология, социокинетика).

2. Елистратова Н. Н. Современные проблемы информатизации высшего образования // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. 2010. № 4. С. 112-113.

3. Караханян К. Г. Психолого-педагогические условия вуза, оказывающие влияние на успешность обучения студентов // Молодой ученый. 2017. № 12. 215 с. URL: https://moluch.ru/archive/146/41123/ (дата обращения: 24.01.2020).

4. Карзаков С. Д., Сулейманов Р. С., Уваров А. Ю. Техническая политика и этапы развития цифровой образовательной среды МПГУ // Наука и школа. 2015. № 1. С. 27-37.

5. Колоницкая О. Л. Гуманитарная среда - один из способов решения проблем высшего профессионального образования // Молодой ученый. 2012. № 5. С. 431-435. URL: https://moluch.ru/archive/40/4698/ (дата обращения: 11.02.2020).

6. Кургузов В. Л. Гуманитарная среда технического вуза: Методология. Опыт. Проблемы. Улан-Удэ: ВСГТУ, 1997. 184 с.

7. Кукушкина А. С. Взаимодействие участников образовательного процесса в условиях информатизации и функционирования образовательных организаций в комплексах // Молодой ученый. 2016. № 27. С. 685-689. URL: https://moluch.ru/ archive/131/36263/ (дата обращения: 11.02.2020).

8. Менг Т. В. Средовый подход к организации образовательного процесса в современном вузе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 52. С. 72.

9. Тарасов С. В., Марон А. Е. Инновационное развитие системы образования на основе методологии средового подхода // Человек и образование. 2010. № 3. С. 15.

10. Яковлева Н. Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении: учеб. пособие. 2-е изд., стер. М.: ФЛИНТА, 2014. 144 с.

© Грязнова Е. Д., 2020 © Gryaznova E. D., 2020

Для цитирования:

Грязнова Е. Д. Гуманитарные основы цифровой образовательной среды (на примере таможенного вуза) // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2020. № 2(91). С. 90-95.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.