УДК 37.02;37.018
Е. Д. Грязнова
Формирование нравственно-этических ценностей в процессе подготовки сотрудников таможенных органов
В статье рассматривается причина возникновения этической регуляции применительно к профессиональной деятельности государственных служащих (таможенников), и как следствие - способы формирования целостного представления о нравственно-этических регуляторах, как необходимом составном компоненте профессиональной деятельности сотрудника таможенных органов. Обоснованы основные условия и методы, обеспечивающие реализацию нравственного воспитания будущих сотрудников таможенных органов с учетом специфики образовательного процесса.
Ключевые слова: государственный служащий, нравственно-этические ценности, морально-нравственные принципы, профессиональная этика, профессиональная мораль, профессиональная культура поведения, служебный долг.
Е. D. Gryaznova
Formation of Moral-Ethical Values in the Course of Training Employees of Customs Bodies
The paper considers the questions concerning the ethical regulation of the professional sphere of state bodies (customs officers). The methods of formation of the basic moral and ethical features as the main components required by the professional activity of a customs officer. The article gives the idea about the terms and conditions which are necessary to provide the education revealing the moral side of this profession for future analyses and consideration. The specific features of the professional education of the customs officers are taken into account.
Key words: a civil servant, moral-ethical values, moral principles, professional etiquette, professional morals, professional culture of behaviour, duty.
Место, которое занимает нравственно-этическая проблематика в системе профессионального таможенного образования, определяется реалиями самой жизни. Не только знание буквы закона, но и понимание его духа, наличие устойчивых гуманистических нравственных убеждений, умение правильно применять на практике нормы действующего законодательства составляют необходимый комплекс качеств, которыми должен обладать человек, посвятивший себя государственной службе (в таможенных органах).
В современных условиях вектор профессиональной подготовки будущих таможенников должен быть направлен, прежде всего, на развитие таких личностных качеств, как честность и справедливость в межличностных отношениях при рассмотрении профессиональных вопросов, чуткость и доброжелательность, доступность и скромность в отношениях как с коллегами, так и с людьми, обращающимися к таможеннику (государственному служащему) для решения деловых и личных проблем, чувство служебного долга, самокритичность, терпимость к чужому мнению, корректность принимаемых решений, их социальная направлен-
ность, духовно-нравственное совершенствование и высокий уровень нравственной культуры. В этой связи современный этап функционирования системы таможенной службы в России требует глубокого и всестороннего анализа накопленного опыта и теоретических подходов в поиске путей и средств развития у будущих таможенников, нравственных качеств в соответствии с их функциональным предназначением и спектром решаемых профессиональных задач.
Профессиональная деятельность сотрудников таможенных органов в большинстве своем относится к классу профессиональной деятельности, осуществляемой в особых условиях и отличается следующими особенностями: 1) носит постоянно усложняющийся, гетерохронный, социотехниче-ский характер; 2) включает разнообразие сложных видов конкретной деятельности, включенных в иерархические отношения; 3) имеет во многом творческий характер ввиду доминирования нестандартных ситуаций; 4) сопровождается высокой психической напряженностью и другими негативными психическими состояниями; 5) отличается выраженной прогностической природой решаемых
© Грязнова Е. Д., 2011
профессиональных задач; 6) требует принятия ответственных решений в сложных ситуациях; 7) предъявляет жесткие требования к личностно-профессиональным качествам субъекта деятельности, уровню развития его интеллектуальной, эмоционально-волевой и морально-нравственной сфер
[5].
В связи с этим профессиональная деятельность таможенников является: информационной (получение, осмысление, систематизация, хранение, выдача информации); социально-психологической (с ярко выраженной эмоционально-волевой доминантой); и, наконец, морально-нравственной (в качестве приоритета предполагающей реализацию управленческих воздействий с ориентацией и опорой на нравственные ценности соответствующего социального пространства). Профессионально-нравственные ориентиры самой деятельности и сферы приложения трудовых функций сотрудников таможенных органов включают социальный, информационно-реконструктивный, организационно-управленческий, удостоверительный и коммуникативно-нравственный компоненты.
Главным назначением сотрудников таможенных органов как государственных служащих является служение общественным интересам и интересам граждан, что предполагает в качестве приоритета в их деятельности следование морально-нравственным принципам и ценностям в процессе реализации профессиональных задач по предназначению. Благодаря нравственным императивам человек, выполняя любую социально-профессиональную роль, осознает свои возможности как достойного представителя социума, определяет ценностное содержание своих действий. Вместе с тем, человек всегда стоит перед угрозой навредить и себе, и другим (особенно если он наделен определенными властными полномочиями).
Находясь на службе у государства, сотрудник таможенных органов, в конечном счете, стоит на страже экономических интересов государства, а значит и интересов каждого отдельно взятого гражданина нашей страны.
Профессиональная таможенная этика затрагивает широкий спектр вопросов. Все же надо начать с самого определения профессиональной этики. Исходя из анализа ряда определений данного понятия, мы можем сделать вывод, что профессиональная этика - это безусловное выполнение требований нравственности, связанных со спецификой профессии (работы) [1].
В повседневной деятельности сотрудника таможенных органов профессиональная этика прояв-
ляется во владении своей профессией, тщательном и кропотливом выполнении возложенных обязанностей, чувстве коллегиальности - с одной стороны, и в выполнении общепринятых норм поведения при исполнении служебных обязанностей - от внешней опрятности и хорошего тона до общей культуры - с другой. В более узком понимании, профессиональная этика таможенника не допускает использование особенностей данной профессии во вред (причиняя вред) человеку, ущемление прав личности, получение корысти.
Главным в каждой профессии, а значит, основным элементом профессиональной этики таможенника является профессионализм. Профессионализм - это, в первую очередь, знание предмета деятельности на основе образования, практики работы и непременного постоянного совершенствования и накопления новых знаний и навыков, анализа и применения лучшего опыта. Только критическое отношение к себе, непрерывное самообразование, стремление познать все тонкости мастерства и овладеть ими, могут гарантировать высокий уровень профессионализма.
Каждый сотрудник таможенных органов в своей деятельности должен, сохраняя собственное достоинство, четко представлять границы своего служебного положения. Работа в коллективе требует решения целого ряда сложных этических вопросов. Среди них - сочетание ответственности личной и коллективной; определение границ между принципиальностью, ложным товариществом и интересами дела, доверием, уважением и круговой порукой.
Среди особенностей профессиональной этики, в первую очередь, отметим понятие долга. Долг -это обязанность, которая вытекает из установленных правил взаимоотношений. Грань между допустимым и недопустимым, между служебным долгом и требованиями нравственности очень зыбкая и характерна для каждого конкретного случая. Только высокие личные качества человека, атмосфера честности и справедливости всего общества могут гарантировать соблюдение этических норм.
Термин «профессиональная этика» условен, поскольку он означает, прежде всего, профессиональные моральные кодексы. Однако использование термина «профессиональная этика» оправданно, так как делает ударение на необходимость продуманной разработки ее норм [3].
В любом виде деятельности могут возникать нравственные проблемы и противоречия. Однако можно выделить особую группу профессий, к которой предъявляются повышенные нравственные
Формирование нравственно-этических ценностей в процессе подготовки сотрудников таможенных органов
требования. Это, прежде всего, профессии, объектом которых является человек. Для закрепления этих повышенных нравственных требований к субъектам профессиональной деятельности создан «моральный кодекс», закрепленный в клятвах, уставах, положениях и т. п. В связи с этим для представителей данных профессий важно не только знание нравственных норм, но и особое умение воплощать нравственные принципы в специфических условиях своей деятельности [4].
Профессиональная этика сотрудников таможенных органов носит деонтологический характер. Это значит, что моральные требования, предъявляемые к таможенникам, носят строго обязательный характер и обеспечиваются административными санкциями (например, Таможенный кодекс, приказы и инструкции, дисциплинарные уставы, определяющие формы поведения и общения).
Деятельность сотрудников таможенных органов носит государственный характер, так как они являются представителями власти. Поэтому их деятельность должна соответствовать принципам и нормам морали, охране авторитета государственной власти и ее представителей. Выполнение государственных обязанностей требует от представителей власти повышенного чувства долга и ответственности. Их действия, решения по существу и по форме должны строго соответствовать закону. Искажение, отступление от закона (сознательное или бессознательное) глубоко безнравственно. Таким образом, профессиональная этика сотрудников таможенных органов формирует ряд моральных требований. Высокий профессионализм таможенника проявляется в выполнении служебного долга, понимании своей ответственности перед обществом и государством, выражающейся в целесообразном и гуманном использовании прав в соответствии с принципами социальной справедливости, служебного долга. Успешная деятельность сотрудника таможенных органов невозможна без таких нравственных качеств как мужество, патриотизм, гуманность, терпимость и др.
Изучение профессиональной этики способствует формированию профессиональной культуры поведения сотрудников таможенных органов и является необходимым условием повышения результативности его труда, а также поддержания престижа профессии, ее социальной значимости.
Что же касается морали, то она регулирует практически все сферы жизни и деятельности человека. Главная функция морали - регулятивная. Мораль организует отношение и поведение людей через одобрение и порицание, поступающее как
извне, через общественное мнение, так и изнутри самой личности. Мораль всегда стремится ограничить агрессивные и эгоистические инстинкты людей, но делает это в рамках замкнутой общности. Тогда мораль становится двойной: отношения со «своими» подчиняются одним моральным нормам, а взаимодействие с «чужими» - другим. Регулятивная функция общечеловеческой морали выступает как тенденция, в то время как реальную регуляцию составляет сложный сплав общественных и социально-конкретных нормативно-ценностных представлений.
Мораль проявляет себя не только как поведенческий регулятор человеческих отношений, но и как императив, определяющий строительную линию становления и развития личности. Общепринятым является выделение в качестве морали 3-х основных элементов: нравственная деятельность, нравственное отношение и нравственное сознание [2].
Развитие нравственно-этических качеств у будущих сотрудников таможенных органов представляет собой системный, полифункциональный, управляемый процесс. В основе развития нравственных качеств в профессиональной подготовке будущих таможенников заложена идея системного развития нравственных качеств посредством применения комплекса методов, форм и средств нравственного воспитания с учетом специфики образовательного процесса в Таможенной академии и реализации адекватных принципов управления (гуманизма, личной ориентированности, направленности на удовлетворение потребностей студентов в личностно-профессиональной идентификации; опоры на духовно-нравственные основания профессиональной деятельности и воспитательных воздействий; прогностической направленности, учета изменяющихся потребностей внешней и внутренней среды, опережающей реакции на них; учета интересов субъектов воспитательного процесса и возможностей их реализации; демократичности, нацеленности на свободную и всестороннюю включенность личности в обсуждение, выработку и принятие управленческих решений на всех уровнях управления; открытости влияниям внешней социально-профессиональной среды, возможности обсуждения проблем и компетентностного участия в их решении всех заинтересованных лиц и социальных институтов; адресной направленности, ориентации технологии управления на развитие конкретной личности с учетом качества ее работы и спектра решаемых задач; соответствия управленческого воздействия требованиям соци-
ального окружения и индивидуальным потребностям личности в развитии и саморазвитии).
Исходя из всего выше сказанного, на наш взгляд, развитие нравственно-этических качеств как цель педагогического процесса в Таможенной академии заключается в создании и обеспечении оптимальных условий для развития у будущих таможенников нравственных качеств. К условиям, обеспечивающим развитие у будущих сотрудников таможенных органов нравственно-этических качеств в процессе их профессиональной подготовки можно отнести следующие:
- Операциональные. Усиление нравственной направленности социально-гуманитарных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, помогающих студентам правильно определить свои профессиональные и нравственно-этические позиции, понять общечеловеческие ценности, идеалы и приоритеты профессиональной деятельности, самих себя, мотивы своего поведения, свое отношение к окружающему миру, а также спроектировать свою будущую профессиональную деятельность и реализовать свои творческие возможности; развитие операционально-нравственной сферы будущего таможенника на основе изучения основных направлений профессиональной деятельности специалистов данной категории, требований, предъявляемых к ним в аспекте реализации профессиональных функций с учетом нравственной составляющей деятельности, с опорой на профессио-грамму сотрудника таможенных органов;
- Информационные. Информированность преподавателей и сотрудников Таможенной академии обо всех сторонах жизнедеятельности студентов, о фактах, содействующих или препятствующих реализации поставленных задач;
- Социальные. Воспитание у студентов исторического сознания, восстановление исторической памяти, возрождение культурно-исторической и национальной самоидентификации, развитие потребности знать свое прошлое, использование национальных особенностей в формировании и развитии личности студента с опорой в этом процессе на национально-этническую культуру и традиции; развитие у студентов профессионально-нравственного самосознания, необходимого для активного саморазвития, сознательного формирования себя как личности и специалиста;
- Мотивационные. Развитие потребностно-мотивационной сферы студентов с учетом индивидуальных потребностей личности и в соответствии с социально-профессиональными приоритетами;
- Методические. Наличие в Таможенной академии адекватной воспитательно-профессиональной среды, влияние которой осуществляется посредством использования традиционного (нормативные знания, получаемые из семьи и ближайшего окружения), институциального (общественно одобряемый опыт, усваиваемый посредством взаимодействия воспитательной системы Таможенной академии с профессиональной средой), рефлексивного (моральная ответственность личности и осознание субъективной принадлежности к социально-профессиональной общности) механизмов, обеспечивающих организацию процесса развития нравственных качеств, основанных на познании окружающего мира, профессиональной среды и своей роли в обществе, в целом, и в процессе выполнения профессиональных функций, в частности, приобщении к нравственным ценно -стям, формировании способности к моральному выбору.
Библиографический список:
1. Беспалько, В. П., Татур, Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов [Текст] / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур. - М., 1989.
2. Бондаревская, Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания : учеб. Пособие [Текст] / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. - М.; Ростов н/Д : ТЦ «Учитель», 1999.- С. 547-559.
3. Коростень, А. В. Управление развитием нравственных качеств у будущих государственных служащих: теория, технология: монография [Текст] / А. В. Коростень, В. П. Жуковский. - Саратов : Научная книга, 2009. - 108 с.
4. Наумов, С. Ю. Основы организации муниципального управления: учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования [Текст] / С. Ю. Наумов, А. А. Подсумкова. - Москва : Форум, 2009. -С. 290-294.
5. Сластенин, В. А. и др. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
Формирование нравственно-этических ценностей в процессе подготовки сотрудников таможенных органов