Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА'

МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
100
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Fan-Sportga
Ключевые слова
ЖИСМОНИЙ ТАРБИЯ ВА СПОРТ СОҲАСИДАГИ МУТАХАССИС / СПОРТ МЕНЕЖЕРИ / БОШқАРУВ ФАОЛИЯТИ / МЕНЕЖМЕНТ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рашидов А.У.

Мақолада жисмоний тарбия ва спорт соҳасида замонавий раҳбарнинг моделини (ижтимоий портретини) яратиш бўйича тадқиқотлар олиб бориш жараёни баён этилган. Тадқиқот натижалари бўлажак мутахассисларни тайёрлашда амалий аҳамиятга эга.В статье описывается процесс проведения исследования для установления модели (социального портрета) современного руководителя в сфере физической культуры и спорта. Результаты исследования имеют практическую значимость в подготовке будущих специалистов.The article describes the process of conducting research to establish a model (social portrait) of a modern leader in the field of physical culture and sports. The results of the study have practical significance in the training of future specialists.Мақолада жисмоний тарбия ва спорт соҳасида замонавий раҳбарнинг моделини (ижтимоий портретини) яратиш бўйича тадқиқотлар олиб бориш жараёни баён этилган. Тадқиқот натижалари бўлажак мутахассисларни тайёрлашда амалий аҳамиятга эга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

Экономика и менежмент образования

УУД (УДК, UDC): 796.071.42.065.4

Преподаватель А.У. РАШИДОВ1

'Узбекский государственный университет физической культуры, город Чирчик, Узбекистан

МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В

информяциядлясвязисяв.ором СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

furion80@mail.ru

Аннотация

Annotation

В статье описывается процесс проведения исследования для установления модели (социального портрета) современного руководителя в сфере физической культуры и спорта. Результаты исследования имеют практическую значимость в подготовке будущих специалистов.

Ключевые слова: специалист в сфере физической культуры и спорта, спортивный менеджер, управленческая деятельность, менеджмент

Маколада жисмоний тарбия ва спорт сохасида замонавий рахбарнинг моделини (ижтимоий пор-третини) яратиш буйича тадкикотлар олиб бориш жараёни баён этилган. Тадкикот натижалари була-жак мутахассисларни тайёрлашда амалий ахамиятга эга.

Калит сузлар: жисмоний тарбия ва спорт со^асидаги мутахассис, спорт менежери, боищарув фао-лияти, менежмент.

The article describes the process of conducting research to establish a model (social portrait) of a modern leader in the field of physical culture and sports. The results of the study have practical significance in the training of future specialists.

Key words: specialist in the fieled of physical culture and sports, sports Manager, management activity, management.

CM О CM

ГО

та t О Q. w

Актуальность исследования. Управленческая деятельность в сфере физической культуры и спорта (спортивное менеджмент) в качестве особого вида профессиональной трудовой деятельности работников физкультурно-спортивных организаций возникает на определенной стадии развития трудовых отношений. Становление спортивного управления как профессии связано с появлением должностей руководителей физкультурных и спортивных организаций, т.е. профессиональных управляющих.

В Послании Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису особое место уделяется эффективности государственного управления. Шавкат Миромонович отмечает, что от эффективности государственного управления зависит степень отражения реформ в повседневной жизни народа. Известно, что сфера управления физической культурой и спортом является составной частью системы государственного управления. Одной из задач, запланированных к выполнению в 2021 году, определено коренное совершенствование деятельности органов государственного управления. Также приводится список недостатков в управленческом аппарате государственных структур, а именно:

- процесс принятия решений чрезмерно централизован

- наблюдается дублирование функций в министерствах и ведомствах

- руководители среднего звена не решаются брать на себя ответственность

- руководители не проявляют инициативу в должном объёме

- руководителям не хватает знаний, навыков и чувства ответственности

- руководители заняты бесполезной бумажной работой и проведением неэффективных совещаний

- не принимаются меры для оптимизации численности сотрудников, и рабочих процессов за счет широкого внедрения цифровых технологий [1].

В связи с этим выявляется актуальность изучения руководителей, управляющих различными сферами. В данном случае нам представилось интересным изучить модель руководителя в сфере физической культуры и спорта. Мы считаем, что теоретические материалы полученные в ходе исследования будут иметь практическую значимость при подготовке будущих специалистов к управлению в сфере физической культуры и спорта.

На сегодняшний день сфера физической культуры и спорта выделена в отдельную отрасль народного хозяйства, из-за специфики основного вида продукции, с которым связана ее материальная база. В современных рыночных условиях, в эту отрасль относят организации, которые оказывают основные физкультурно-оздоровительные услуги, а также предприятия, которые создают социально-экономические условия для оказания таких услуг [4].

Приведем пример таких организаций:

- медицинские учреждения

- предприятия по изготовлению спортивных товаров

- предприятия коммунального хозяйства

- учебные заведения, готовящие специалистов для сферы физической культуры и спорта.

Сочетание таких элементов, как: информационная база, управленческие кадры, организационные структуры, экономические рычаги и стимулы, методы управления организацией, принципы организации труда; определяют уровень эффективности управления. Учитывая вышесказанное, необходимо четко представлять особенности управленческой деятельности в сфере физической культуры и спорта.

Экономика и менежмент образования

Объект исследования изучение деятельности руководителя в сфере физической культуры и спорта.

Цель исследования составление модели (социального портрета) руководителя в сфере физической культуры и спорта.

Задачи исследования:

1 Изучить проблемы существующие в системе управления физической культуры и спорта.

2 Провести опрос специалистов, работающих в сфере физической культуры и спорта.

3 Проанализировать и сгруппировать результаты опроса руководителей сферы физической культуры и спорта.

Методы исследования:

1 педагогическое наблюдение

2 метод социологического исследования (анкетирование)

3 методы математической статистики

Организация исследования. Исследование проводилось в период 2020-2021 гг. на базе учреждений находящихся в структуре физической культуры и спорта Республики Узбекистан. Организация исследования носила поэтапный характер.

На первом этапе (2020 г.) было определено общее направление исследования, производилась подборка и изучение литературных источников, подбирались инновационные методы исследования, осуществлялась работа по формированию гипотезы, накапливались теоретические данные для последующей обработки.

При проведении исследования было решено использовать метод экспертной оценки, а именно метод анкетирования. У этого метода есть ряд плюсов по сравнению с другими формами опросов:

> возможность проведения массовых исследований;

^ оперативность в получении результатов;

^ минимальные трудозатраты в подготовке, проведении и обработке результатов исследования;

^ беспристрастность к личности опрашиваемого;

> отсутствие необходимости в обучении интервьюера(респондента);

> отсутствие особенных требований к человеку, проводящему опрос.

Принимая во внимание цели данного исследования, нами были сформированы основные задачи анкетирования:

• получить теоретическую информацию о модели современного руководителя в сфере физической культуры и спорта;

• выявить наиболее существенные деловые качества современного руководителя в сфере физической культуры и спорта;

• выявить наиболее важные личностные качества современного управляющего в сфере физической культуры и спорта;

На втором этапе (2021 г.) было проведено анкетирование среди специалистов, работающих в сфере физической культуры и спорта. Для проведения ан-

кетирования нужно рассчитать требуемый размер выборки, для ее расчета нам необходимо установить генеральную совокупность (общее количество респондентов). Генеральная совокупность устанавливалась с учетом статистических данных. По данным государственного комитета Республики Узбекистан по статистике на 28 октября 2020 года в Республике Узбекистан осуществляют свою деятельность 352 спортивных образовательных учреждений в каждом из них есть в среднем по пять руководителей высшего и среднего звеньев, а следовательно приблизительное количество генеральной совокупности в нашем анкетировании составит 1700 человек. Существует специальный калькулятор для расчета требуемого размера выборки. Мы высчитали что, для проведения анкетирования нам понадобится опросить около 186 руководителей, при условии доверительной вероятности - 85% и доверительном интервале - ±5%.

Всего было опрошено 235 человек. Основную категорию респондентов составили руководители различных государственных организаций (управленческий аппарат детских юношеских спортивных школ, специализированных детских юношеских спортивных школ, колледжей олимпийского резерва). Среди негосударственных организаций респондентами являлись сотрудники администрации федераций по вилам спорта, коммерческих спортивных организаций, предоставляющих свои услуги и товары в сфере физической культуры (фитнесс клубы, частные клубы по видам спорта, фирмы, реализующие спортивные товары и экипировку).

Таблица-1

Области в которых руководители желают приобрести дополнительные знания

Показатели Государственные организации Негосударственные организации

1 - в сфере управленческих знаний и навыков; 45,5 31,3

2 - в сфере юридических знаний; 33,3 6,3

3 - в сфере экономических знаний; 18,2 12,5

4 - в сфере организаторских способностей и навыков; 39,4 56,3

5 - в сфере педагогики, психологии; 45,5 50

6 - в сфере профессиональной подготовки работников в сфере физической культуры и спорта. 57,6 50

М I ы ^ I I

Категория 1 Категория 2 Категория 3 Категория 4 Категория 5 Категория 6 ■ Государственные организации ■ Негосударственные организации

Ри^1. Области в которых руководители желают приобрести дополнительные знания

В качестве сфер знаний, в которых руководители государственных организаций хотят приобрести углубленные знания, отмечается область профессиональной подготовки работников в сфере физической культуры и спорта. Спортивные руководители негосударственных организаций отметили также недостаток знаний в сфере профессиональной подготовки работников в сфере физической культуры и спорта, и еще в сфере организаторских способностей и навы-

см о см

го га

0

а ю

1

с го

60

№2-2021 е-шай: fan_sportga@uzdjtsu.uz 85

ков и в сфере педагогики, психологии.( Таблица 1 и Рисунок 1) Анализируя данный вопрос, мы делаем вывод о том, что подготовка будущих специалистов к управленческой деятельности в сфере физической культуры и спорта является актуальной задачей. Об этом свидетельствуют данные, именно категория 1 и категория 4.

Таблица-2

Объективные трудности в работе руководителя

Показатели Государственные организации Негосударственные организации

1 - бюрократизм; 69,7 43,8

2 -необходимость совершенствования управленческой системы в работе организаций; 57,6 50

3 - нестабильность экономической и правовой системы государства; 30,3 18,8

4 - низкий уровень интереса к спорту у населения; 30,3 31,3

5 - нехватка государственной поддержки в работе. 54,5 56,3

6 - большой объем работы, из-за нехватки специалистов 39,4 31,3

Категория Категория Категория Категория Категория Категория 1 2 3 4 5 6

■ Государственные организации

■ Негосударственные организации

Ри^2. Объективные трудности в работе руководителя

Представители негосударственных структур воспринимают руководителя в сфере физической культуры и спорта как управляющего спортивным бизнесом, имеющего широкий круг контактов, отвечающего за рентабельность предприятия, реализацию спортивно-экономических проектов, ответственного за процветание организации.

Выявлено что, руководители государственных организаций и негосударственных структур выдвигают разные требования руководителю. Первая группа воспринимает спортивного менеджера, как педагога и социальную личность, а вторая ценит в руководителе экономические, организационные и психологические показатели. (Таблица 2). Стоит отметить, что представители обеих групп одинаково выделяют проблему совершенствования управленческой системы в работе организаций и ставят ее на второе место. (категория 2 на рис 2)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Л /V л > <э > л /Ъ Ч л

7/////////

■ Государственные организации ■ Негосударственные организации

Ри^3. Качества наиболее необходимые руководителю

Экономика и менежмент образования

Таблица-3

Качества наиболее необходимые руководителю

Показатели Государственные организации Негосударственные организации

1 Авторитет 30,3 37,5

2 Организаторское чутье, умение разбираться в людях 60,6 50

3 Знание науки управления, компетентность 39,4 50

4 Твердость, решительность, смелость при принятии решения 33,3 12,5

5 Умение проверять и контролировать 15,2 31,3

6 Умение действовать не силой приказа, а убеждением 21,2 25

7 Умение обеспечить систему и порядок в работе 48,5 50

8 Деловитость и предприимчивость 3 6,3

9 Ответственность и самостоятельность 21,2 43,8

10 Способность приспосабливаться к новым условиям 12,1 12,5

11 Умение развертывать инициативу и активность членов коллектива 54,5 43,8

Респонденты при характеристике наиболее существенных качеств руководителя отмечают следующие. (Таблица 3) Руководители государственных организаций больше всего ценят организаторское чутье, умение разбираться в людях (60,6 %), умение развертывать инициативу и активность членов коллектива (54,5 %), умение обеспечить систему и порядок в работе (48,5 %). Наименее значимыми у данного контингента респонденты считают деловитость и предприимчивость (3%), способность приспосабливаться к новым условиям (12,1%).

Руководители негосударственных структур выделили несколько другие важные качества организаторское чутье, умение разбираться в людях (50%), знание науки управления, компетентность (50%), умение обеспечить систему и порядок в (50%). Наименее важными у данного контингента респонденты считают деловитость и предприимчивость (6,3%), твердость, решительность, смелость при принятии решения (12,5%).

Этот пункт нашего опроса дает понять, что руководитель должен быть обязательно эффективным. Он должен учитывать, что управление в реальном масштабе времени подразумевает наличие административно-распорядительных навыков, знаний о учете и анализе, отчетности и контроле, маневрировании резервами и корректировке планов.

Таблица-4

Соотношение различного контингента руководителей по степени риска принимаемых решений

Уровень склонности к риску Государственные организации Негосударственные организации

1 - пессимистическое поведение; 9,1 0

2 - осторожное; 39,4 25

3 - поведение средней степени риска; 27,3 25

4 - рискованное поведение; 9,1 31,3

5 - поведение с высокой степенью риска; 6,1 18,7

6 - азартное 9,1 0

о

Экономика и менежмент образования

Категория Категория Категория Категория Категория Категория

1 2 3 4 5 6

■ Государственные организации "Негосударственные организации

Рио.4. Соотношение различного контингента руководителей по степени риска принимаемых решений

В процессе деятельности руководитель выбирает среди допустимых решений проблемы наиболее рациональное, формирует критерии отбора эффективных решений, а затем на основе анализа принимает единственно верное решение. Нередко в своей деятельности руководитель сталкивается с выбором рисковать в сложившейся обстановке или нет. По степени рискованности в процессе принятия решений мы разделили всех руководителей на шесть групп. В основу распределения руководителей по категориям мы использовали методику научного исследователя в области инновационного менеджмента Вергилес Элеоноры Вадимовны. (Рисунок 4)

Таблица-5

Принципы создания хорошей организации работы по мнению различного контингента спортивных руководителей

Принципы Государственные организации Негосударственные организации

1 Единство управления 48,5 56,3

2 Передача полномочий 3 12,5

3 Единство подчинения 18,2 12,5

4 Соответствие уровня ответственности и полномочий 51,5 43,8

5 Превосходство качественных показателей подчиненных над количественными. 36,4 43,8

6 Важность системы связи между сотрудниками организации 57,6 37,5

7 Определенность поставленных задач 60,6 31,3

8 Планирование хозяйственной деятельности 6,1 18,8

Обобщая приведенные в таблице 5 материал, обратимся к «принципам создания хорошей организационной системы». У руководителей негосударственных организаций единство управления, соответствие уровня ответственности и полномочий, превосходство качественных показателей подчиненных над количественными главным образом определяют успехи предпринимательской деятельности в спорте. Определенные отличия приоритетности в принципах создания хорошей организации работы выявлены у руководителей государственных организаций. Руководители обе-

их структур схожи во мнении, что управляющий должен работать с людьми, обязан приводить их к успеху и самореализации.

Выводы. Основополагающей целью подготовки будущего специалиста к управленческой деятельности в сфере физической культуры и спорта является профессиональная подготовка, а именно необходимо подготовить выпускников ВУЗов физической культуры и спорта к процессу принятия решений. В нынешних условиях рыночной экономики руководителю, работающему в сфере физической культуры и спорта, приходится решать профессиональные управленческие задачи в процессе педагогической и профессиональной деятельности. Будущих специалистов нужно готовить к управлению на системных и ситуационных уровнях в государственных и негосударственных организациях в сфере физической культуры и спорта [2].

Профессия руководителя в сфере физической культуры и спорта рассматривается как единство социальных, юридических, менеджерских, технико-организационных и безусловно экономических аспектов. Данные подходы являются ориентиром для перспективы развития профессиональной подготовки студентов с учетом расширения процессов управления в сфере физической культуры и спорта [3].

Безусловно, нужно помнить, сто сфера физической культуры и спорта имеет свои специфические черты, следовательно, возникает необходимость специальной подготовки руководителей, способных работать в данной отрасли. Развитие предпринимательства в нашей стране также определяет социальный заказ на высококвалифицированных специалистов. Вместе с тем, фундаментальная база подготовки будущих специалистов к управленческой деятельности в сфере физической культуры и спорта находится в состоянии зарождения.

Таким образом, можно полагать, что проведенное нами исследование дает теоретические предпосылки для формирования методики подготовки будущих специалистов к управленческой деятельности. Результаты анализа данных, проведенного исследования, выявили необходимость определенных управленческих навыков, важность профессиональных и деловых качеств в работе руководителя в сфере физической культуры и спорта.

Литература:

1. Послание Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева Олий Мажлису 29.12.2020 год

2. Александр Починкин «Менеджмент в сфере физической культуры и спорта. Учебное пособие» Издательство «Спорт», 2016, 45-55 стр.

3. Рихард Х., Бёме Г. Как руководить людьми (практика менеджмента) «ЕВРОМЕНЕДЖМЕНТ», Бад Гарцбург (Германия) 2013, 145-155 стр.

4. Сейранов С.Г. Современный и эффективный метод управленче-ско-экономической подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов по физической культуре и спорту//Теория и практика физической культуры -2008, 105-110 стр.

(N О СЧ

СЧ

СО ^

Ч—I

0 ΠW

1

С

СО

№2-2021 e-mail: fan_sportga@uzdjtsu.uz

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.