Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У СОВРЕМЕННЫХ КУРСАНТОВ ВОЕННОЙ АКАДЕМИИ'

ИЗУЧЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У СОВРЕМЕННЫХ КУРСАНТОВ ВОЕННОЙ АКАДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
25
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Fan-Sportga
Область наук
Ключевые слова
КУРСАНТЫ ВОЕННОЙ АКАДЕМИИ / ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ВОПРОСЫ АНКЕТЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Абдуазимов С. У., Хайдаров А. А.

Ушбу мақолада Қуролли Кучлар Академияси курсантлари билан касбий-амалий жисмоний тайёргарлик ўтказиш жараёнида замонавий шароитда назарий билим ва амалий кўникмаларни амалда қўллаш, спорт ва жисмоний машқлар билан шуғулланиш учун мотивация ҳақида, соғлом турмуш тарзини олиб бориши бўйича назарий билимлар даражасини аниқлаш учун тузилган саволлар асосида сўровнома ўтказиш методини қўллаб ўтказилган педагогик тадқиқот маълумотлари кўрсатилган.В статье приводятся данные педагогического эксперимента с использованием метода анкетирования на основе анкеты-вопросника по определению уровня теоретических знаний. В разработанном вопроснике содержатся вопросы о здоровом образе жизни, мотивациях к занятиям физическими упражнениями и спортом, умений и навыках практического применения в современных условиях теоретических и практических знаний курсантами Академии Вооруженных Сил Республики Узбекистан в процессе профессионально-прикладной физической подготовки.The article presents the data of a pedagogical experiment using the questionnaire method based on the developed questionnaire to determine the level of theoretical knowledge about a healthy lifestyle, about motivation to engage in physical exercises and sports, about skills and abilities of practical application in modern conditions of theoretical knowledge and practical skills. cadets of the Academy of the Armed Forces of the Republic of Uzbekistan in the process of professionally applied physical training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У СОВРЕМЕННЫХ КУРСАНТОВ ВОЕННОЙ АКАДЕМИИ»

Подготовка педагогических кадров

УУД (УДК, UDC): 355.253.001:796

Информация для связи с автором:

[email protected]

Доцент,

С.У. АБДУАЗИМОВ1 А.А. ХАЙДАРОВ2

'Академия вооруженных сил Республики Узбекистан, 2Министерство обороны Республики Узбекистан город Ташкент, Узбекистан

ИЗУЧЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У СОВРЕМЕННЫХ КУРСАНТОВ ВОЕННОЙ АКАДЕМИИ

Аннотация

Annotation

В статье приводятся данные педагогического эксперимента с использованием метода анкетирования на основе анкеты-вопросника по определению уровня теоретических знаний. В разработанном вопроснике содержатся вопросы о здоровом образе жизни, мотивациях к занятиям физическими упражнениями и спортом, умений и навыках практического применения в современных условиях теоретических и практических знаний курсантами Академии Вооруженных Сил Республики Узбекистан в процессе профессионально-прикладной физической подготовки.

Ключевые слова: курсанты военной академии, потребности в здоровом образе жизни, физическая культура личности, вопросы анкеты.

Ушбу маколада Куролли Кучлар Академия™ курсантлари билан касбий-амалий жисмоний тайёргарлик утказиш жараёнида замонавий шароитда назарий билим ва амалий куникмаларни амалда куллаш, спорт ва жисмоний машклар билан шугулланиш учун мотивация хакиида, соглом турмуш тарзини олиб бориши буйича назарий билимлар даражасини аниклаш учун тузилган са-воллар асосида суровнома утказиш методини куллаб утказилган педагогик тадкикот маълумот-лари курсатилган.

Калит сузлари: щрбий академия курсантлари, соглом турмуш тарзига эщиёж, шахснинг жисмоний тарбияси, суровнома саволлари.

The article presents the data of a pedagogical experiment using the questionnaire method based on the developed questionnaire to determine the level of theoretical knowledge about a healthy lifestyle, about motivation to engage in physical exercises and sports, about skills and abilities of practical application in modern conditions of theoretical knowledge and practical skills. cadets of the Academy of the Armed Forces of the Republic of Uzbekistan in the process of professionally applied physical training.

Key words: cadets of the military academy, needs for a healthy lifestyle, physical culture of a person, questionnaire questions.

CM О CM CM

to та t о œ w

с to

В условиях процесса информатизации, массовой коммуникации общества в третьем тысячелетии и его глобализации наиболее перспективными и востребованными являются специалисты с высокой физической и нравственной культурой личности, с достаточными теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями их применения в профилированной профессиональной деятельности, каковыми являются защитники Родины. В связи с этим представляет большой интерес изучение знаний о здоровом образе жизни (далее - ЗОЖ) в современных условиях. Порядок применения и использования ими в целях сохранения и дальнейшего улучшения состояния здоровья профессионально важных качеств личности в процессе профилированной физической подготовки курсантов Академии ВС РУ [1].

Для выполнения поставленной цели нами был проведен педагогический эксперимент, состоящий из двух этапов. В эксперименте использовался метод анкетирования. В ходе первого этапа педагогического эксперимента (май-июнь 2019 года) разработана анкета-вопросник, ответы респондентов дали возможность изучить уровень теоретических знаний о ЗОЖ, навыках и умений практического применения в современных условиях теоретических знаний курсантами Академии ВС РУ На втором этапе эксперимента (сентябрь-ноябрь 2019 года) были собраны и обработаны данные по ответам на вопросы анкеты у курсантов Академии ВС РУ. В качестве респондентов приняли участие 189 курсантов 1-го курса, 195 курсантов 2-го курса, 200 курсантов 3-го курса и 205 курсантов 4-го курса [2].

На вопрос «Соблюдаете ли правила ЗОЖ в повсед-

невной жизни»? ответы были следующими:

10 чел. (5%) - своевременно и полностью (Рис. 1 );

138 чел. (69%) - частично и временами (Рис. 1 ), 52 чел. (26%) не соблюдают (Рис. 1 ). Среди второкурсников ответы на этот же вопрос распределены так: 19 чел. (9,27%) - полностью и своевременно, 137 чел. (66,83%) - частично и временами, а 49 чел. (23,90%) не соблюдают вообще, третьекурсники 38 чел. (19%) - своевременно и полностью; 126 чел. (63%) - частично и временами, а 36 чел. (18%) - не соблюдают. Результаты четвертого курса распределены следующим образом: 33,97% (71 чел.) - своевременно и полностью; 123 чел. (58,85%) - частично и временами; 15 чел. (7,18%) - не соблюдают правила ЗОЖ [3].

Следует отметить, что среди курсантов, полностью и своевременно соблюдающих режим и правила ЗОЖ от 10 чел. (на 1-курсе) до 4-го курса положительный прирост составил 61 чел., частично и временами соблюдающие, и не соблюдающие уменьшились, соответственно 15 и 37 чел [4].

Рис 1. Диаграмма изменения ответов на вопросы соблюдения правил ЗОЖ курсантами по курсам

Подготовка педагогических кадров

На вопрос «Какая у Вас основная мотивация к занятиям физическими упражнениями и спортом»? 32 чел. (16%) первокурсников ответили «развитие функциональных систем организма, обеспечивающих высокую работоспособность и здоровье» (Рис. 2 - ■). 90 чел. (45%) ответили «развитие профессионально важных свойств и качеств офицера-личности» (Рис. 2 - ■), а 78 чел. (39%) первокурсники отметили, что основным мотивом является сдача «зачета» по предмету «Физическая культура» учебной программы (Рис. 2 - ). По сравнению с первокурсниками второкурсники имели положительную сторону: из них 43 чел. (20,98%) своими мотивами отметили «развитие функциональных систем организма, обеспечивающих высокую работоспособность и здоровье», 107 чел. (52,20%) - «развитие профессионально важных свойств и качеств офицера-личности», 55 чел - сдачу «зачета» по предмету «Физическая культура» учебной программы.

Среди третьекурсников и выпускников соответственно 52 чел. (26%) и 69 чел. (33,01%) отметили «развитие функциональных систем организма, обеспечивающих высокую работоспособность и здоровье», 116 чел. (58%) и 123 чел. (58,85%) - «развитие профессионально важных свойств и качеств офицера-личности», а остальные 32 чел. (16%) и 17 чел. (8,13%) - сдачу «зачета» по предмету «Физическая культура» учебной программы [5,7].

Анализируя, мотивации курсантов можно наблюдать то, что за 4 года обучения количество занимающихся с целью развития функциональных систем организма, обеспечивающих высокую работоспособность и здоровья увеличились на 59 чел., а для развития профессионально важных свойств и качеств офицера-личности и сдачи «зачета» по предмету уменьшились, соответственно, на 15 и 35 чел.

69

1 58 58,9

26 2. || 26" "i ||

Рис. 2. Диаграмма изменения мотиваций к занятиям физическими упражнениями курсантов по курсам

А на тестовые вопросы по теоретическим знаниям и правилам практического применения ЗОЖ (первая попытка) ответили на следующие оценки: 8 чел. (4%) курсантов 1-ш курса «отлично» (Рис.З - ■), 42 чел. (21%) - «хорошо» (Рис.З - ■). 102 чел. (51%) - «удовлетворительно» (Рис.З - ) и 48 чел. (24%) - ответили «плохо» (Рис.З - ■). По мере накопления опыта обучения наблюдается положительный сдвиг у курсантов. Так на «отлично» сдали 16 чел. (7,80%) второкурсники, 26 чел. (13%) курсанты 3-го курса и 44 чел. (21,05%) 4-го курса; на «хорошо» сдали, соответственно, 53 чел. (25,85%), 56 чел. (28%) и 73 чел. (34,93%); удовлетворительные оценки получили 94

чел. (45,85%); 88 чел. (44%) и 79 чел. (37,8%) и наконец плохие знания показали 42 чел. (20,49%), 30 чел. (15%) и 13 чел. (6,22%).

Количество курсантов успешно освоивших знания также наблюдался прирост. Так, с 1-го курса до 4-го курса количество «отличников» увеличилось на 36, «хорошисты» на 31, «удовлетворительно» усвоившие уменьшились на 23 и не усвоившие на 35 чел.

51

45,9 44 „ . „ 37,8

25 9 28 .

21 24 , 20, __ 21,1 i

4 7,8 13 15 6,2

Рис 3. Диаграмма изменения усвоенных знаний по правилам ЗОЖ курсантов по курсам

Из вариантов ответа на вопрос «Чувствуете (имеете) ли мотивацию к занятиям физическими упражнениями и спортом» 10 чел. (5 %) первокурсников ответили «постоянно и устойчиво» (Рис 4. - И). 138 чел. (69 %) «временами» (Рис 4. - ■) и 52 чел. (26 %) «никаких» (Рис 4. - ); из числа второкурсников, соответственно, 53 чел. (25,85%), 94 чел. (45,85%) и 58 чел. (28,29%); 3-курса, соответственно, 66 чел. (33%), 86 чел. (43%) и 48 чел. (24%) и среди четверокурсников, соответственно, 96 чел. (45,93%) имеют постоянную и устойчивую, 77 чел. (36,84%) переменную мотивацию и 36 чел. (17,22 %) занимаются без мотиваций. При изучении чувств (наличие) мотиваций курсантов выявлены, что за годы обучения количество постоянно и устойчиво имеющих мотивацию увеличилось на 86 чел., а с временными и не имеющие - уменьшились, соответственно, на 61 и 16 чел.

69

■ и 43 36,8

,« 25 9 28,3 33

Il ||| 17,2

ГП 1 ■

1-курс 2-курс 3-курс 4-курс

Рис. 4. Изменения мотивации к физической культуре

Мешающими факторами при соблюдении порядков ЗОЖ отметили:

«Эмоциональное состояние» - (Рис. 5 - ): курсанты 1-го курса 82 чел. (41%), курсанты 2-го курс 78 чел. (38,05%), 3-курс курсантов 64 чел. (32 %) и 4-курса 48 чел. (22,97%); '

«Дефицит времени» - (Рис. 5 -1): курсанты 1-го курса 54 чел. (27%), курсанты 2-го курса 53 чел. (25,85%), курсанты 3-го курса 58 чел. (29%) и 4-го курса 90 чел. (43,06%);

«Отсутствие необходимых условий для ЗОЖ» -(Рис. 5 - ): курсанты 1-го курса 64 чел. (32%), курсанты 2-го курса 74 чел. (36,10%), курсанты 3-го курса 78 (39%) и курсанты 4-го курса 71 чел. (33,97%).

см о см

го та t

0

Q. W

1

с го

60

50

40

30

4-курс

80

4-курс

№2-2021 e-mail: [email protected] 63

Количество считающих, мешающими факторами эмоциональное состояние за годы обучения уменьшились на 34 чел., а дефицитом времени и различными условиями увеличились, соответственно, на 36 и 7 чел., что свидетельствует о занятости курсантов любимыми занятиями на пути самосовершенствования на старших курсах.

41 38-1 36 1 43,1 39 M

1 27 мм ■ ■ 1 _ ■ I .

- тм 23

Рис 5. Факторы, влияющие на соблюдения правил ЗОЖ

Заключение. В процессе проведения исследования установлено, что использование применяемой методики физической подготовки способствует достаточной, для профилированной физической подготовки, степени форсированности физической культуры личности будущих и действующих офицеров, не обеспечивает должного уровня развития у них профессионально важных и моральных свойств и качеств [8].

Анализ полученных результатов исследований свиде-

Подготовка педагогических кадров

тельствует о росте мотиваций, направленное на формирование физиологических качеств курсантов Академии ВС РУ старших курсов обучения. Проведенное педагогическое исследование свидетельствует о формировании физической культуры личности у курсантов военной Академии ВС РУ в процессе профессионально-специализированной физической подготовки.

Литература:

1. Куренцов.В.А., Исследование индивидуальных характеристик физической подготовленности студентов-первокурсников как компонента успешности освоения профессии и формирования ЗОЖ / В.А.Куренцов, Э.А.Зюрин, Е.И. Перова // Физическое воспитание и детско-юношеский спорт. - 2015. - № 2. - С. 56-61.

2. Акопова, М.А. Организационно-педагогические условия формирования культуры здоровья студентов гуманитарного профиля / М.А. Акопова, Н.В. Попова // Теория и практика физической культуры. - 2015.

- № 2. - С. 8-10.

3. Быков, В.С. Технология формирования здорового стиля жизни студентов / В.С. Быков, О.И. Уфимцева // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. - 2014. - № 3 (3). - С. 44-49.

4. Виленский, М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. - Учебное пособие. М.: КНОРУС.

- 2012. - 240 с.

5. Ермаков, В.А. Воспитание здорового образа жизни / В.А. Ермаков, Э.В. Шелиспанская. Тульский гос. ун-т. - Т.: Изд-во ТулГУ. - 2012. - 113 с.

6. Коданева, Л.Н. Динамика состояния здоровья студентов, занимающихся спортом / Л.Н. Коданева // Теория и практика физической культуры.

- 2019. - № 12. - С. 66 -76.

7. Любина, Н.В. Основы здорового образа жизни / Н.В. Любина // М.: МГУ, 2016. - 117 с.

8. Романов В.А. Актуализация личностно ориентированного подхода к воспитанию здорового образа жизни студенческой молодежи / В.А. Романов, С.В. Митрохина // Теория и практика физ.культуры. - 2018. - № 2. - С.46-59.

УУД (УДК, UDC): 796.01:61

Муаллиф билан ботланиш учун:

[email protected]

Доцент

Р.С. ШУКУРOВ1

1 Бухоро давлат университети, Бухоро шадри, Узбекистан

ЭЛЕКТИВ КУРС ТАЛАБАЛАРИДА СОГЛОМ ТУРМУШ МАДАНИЯТ АСОСЛАРИГА БУЛГАН МУНОСАБАТ УЗГАРИШЛАРИНИНГ ТЕКШИРУВИ

Аннотация

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Annotation

В данной статье рассматриваются вопросы перехода высших учебных заведений на дистанционное обучение, информатизации современного образования в области элективных сфер науки и практики специальных электронных курсов.

Ключевые слова: культураздрорового образа жизни, элективный курс, критическое значение, критерий х2, хи-квадрат, гипотеза ноль, степень достоверность, диагностическая и прогностическая информативность.

Маколада олий таълим муассасаларининг масофавий таълим шароитига утиш, замонавий таълимни ахборотлаштириш шароитида электив фан сохалари ва махсус электрон курсларнинг кенг куламда амалиётга тадбик этиш тажрибалари урганилган.

Калит сузлар: соглом турмуш маданияти, электив курс, критик киймат, эмпирик киймат, x2 мезюни, нол гипотеза, мукрбил гипотеза, ишончлик даражаси, диагностик ва прогностик ахборотли.

The article deals with the transition of higher education institutions to distance learning, the experience of the field of science and the introduction of special e-courses into practice in the conditions of informatization of modern education.

Key words: culture of wellness, elective course, critical value, empirical value, criterion, X2 square, zero hypothesis, alternative hypothesis, degree of reliability, diagnostic and prognostic information.

CM О CM

ro та t О Q. w

Долзарблиги. Х,озирги даврда Узбекистан адоли-сининг тиббий-демографик хусусиятига кура тала-ба-ёшларнинг саломатлик даражаси мухцм ижтимоий курсаткичларидан саналади. Дунё микёсида кечаёт-ган глобаллашув даврининг пандемия шароитидаги дар кандай касаллик - бевосита олий таълим, дамда булажак касбий фаолият самарадорлигини пасайи-шига олиб келиши тугрисида тажрибавий далиллар мавжуд (Ю.П. Лисицын, 1999, 2004; В.А. Медик, 2003; М.Ю. Абросимова 2005, О.А. Науменко 2005, А. С. Твердохлебов, 2005).

Муаммо доирасида урганилган манбаалар асоси-да эътироф этиш жоизки - таълим муассасаларида соглом турмуш маданиятини таргиб килиш, омма-лаштириш ва замонавий ахборотлаштиришнинг долзарблиги ва амалий а^амияти ошиб бормокда. Якин ^амдустлик давлатларида утказилган илмий тадкикотларда саломатликни сакловчи технология-лар, соглом турмуш маданиятини шаклланиришнинг восита ва методлари, соглом турмуш маданияти асосларига оид билимларнинг талабаларда даража-вий ривожланиш конуниятлари урганилган ^амда

4-курс

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.