Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ОНЛАЙН-КУРСА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»'

МОДЕЛЬ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ОНЛАЙН-КУРСА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
онлайн-курс / педагогические технологии / самостоятельная работа студента / учебная дисциплина «История физической культуры и спорта» / высшее профессиональное образование / смешанное обучение / online course / pedagogical technologies / student’s independent work / academic discipline “History of physical culture and sports” / higher professional education / blended learning

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.И. Северьянова

Статья посвящена изучению организации учебного процесса с применением технологии смешанного обучения при использовании онлайн-курсов. Онлайн-курсы в высшем образовании становятся непременным условием формирования высококвалифицированного специалиста. Отмечено, что педагогические технологии с включением в образовательный процесс электронных курсов приобретают новые черты и возможности для подготовки студентов. В статье указываются принципы, которым должны отвечать онлайн-курс для сохранения своей действенности. Раскрываются требования к онлайн-курсам. Под онлайн-курсами мы понимаем совокупность видов, форм и средств образовательной деятельности, которые реализуются с применением электронного обучения, обеспечивают достижение определенных результатов на основе электронных образовательных ресурсов, размещенных в электронной образовательной среде, доступ к которой осуществляется через информационно-коммуникационную сеть Интернет. Планирование и реализация учебного процесса при использовании онлайн-курса приобретает свои специфические черты, поэтому мы рассматриваем их и предлагаем рекомендации для организации этого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М.И. Северьянова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A MODEL OF BLENDED LEARNING WITH THE USE OF AN ONLINE COURSE ON THE DISCIPLINE “HISTORY OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS”

The article studies organization of the educational process with the use of mixed learning technology when using online courses. The use of online courses in higher education becomes an indispensable condition for the formation of a highly qualified specialist. It is noted that pedagogical technologies, with the inclusion of electronic courses in the educational process, acquire new features and opportunities for teaching students. The article specifies the principles that an online course should meet in order to maintain its effectiveness. The requirements for online courses are disclosed. By online courses the researcher means a set of types, forms and means of educational activities that are implemented using e-learning, ensure the achievement of certain results on the basis of electronic educational resources placed in an electronic educational environment, access to which is carried out through the Internet information and communication network. Planning and implementation of the educational process when using an online course acquires its own specific features. The work offers recommendations for organizing this process.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ОНЛАЙН-КУРСА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»»

используются в театральной деятельности и профессиональной подготовке актеров. Остановимся чуть более подробно на некоторых из этих приёмов.

Образное ассоциирование предполагает установление в воображении образных параллелей и аналогий с какими-то иными образами, чем-то схожими с теми, которые требуется воспроизвести, или обладающими утрированными чертами нужного образа. Ассоциация позволяет уловить наиболее важные образные характеристики и воспроизвести их в собственном исполнении. Например, хоровой дирижер К.А. Ольхов в своем труде писал: «Каждое "слово" этого языка - намек на ту или иную жизненную ассоциацию, ибо жест и мимика, сопутствуя человеку в течение всей его жизни, крепко связывают его с множеством окружающих явлений. За каждым движением руки или лицевых мускулов стоит определенное жизненное явление: эмоция, характер, та или иная житейская ситуация» [4, с. 28].

Прием образного отождествления предполагает полное уподобление себя воображаемому персонажу, помогает вжиться в образ и действовать «от его имени». Работая над оперой «Евгений Онегин», К.С. Станиславский обращался к исполнителям со словами: «Вот, вы проснулись в день спектакля и почувствуйте себя уже Татьяной - так и ведите свой день, как будто вы Татьяна, с этим и войдите в спектакль» [5, с. 8]. Аналогично будущий дирижер-хормейстер должен уметь убедить себя и хористов думать и жить, как исполняемый персонаж, настраивая себя таким способом на вживание в образ.

Прием актуализации эмоциональной памяти помогает вспомнить когда-то пережитые яркие эмоции и снова возродить их в себе, чтобы воспроизвести в исполнении «здесь и сейчас». Именно это эмоциональное состояние, вызванное своими реальными воспоминаниями, поможет вжиться в заданный образ.

Прием театрализации предполагает использование на хоровых репетициях и в концертной работе театрального реквизита, костюмов, элементов грима, иных аксессуаров, которые позволяют артистам визуально представить себе воплощаемые образы и помогают перевоплотиться в них.

Прием актуализации слуховой памяти применяется, когда есть аудио- или видеозапись исполнения нужного звукового эффекта или всего произведения в целом, которое может быть принято, как звуковой эталон. Хормейстер должен ориентировать хористов на мысленное воспроизведение в слуховой памяти этого звукового эталона и последующее исполнение в живом звучании собственной партии максимально приближенно к нему.

Для достижения нужных звуковых эффектов в вокальной и хормейстерской практике целесообразно использовать звукоподражательные тренинги на голосовое воспроизведение различных эффектов, на отработку разнообразных приемов звукообразования и звукоизвлечения. В современной хоровой литературе часто используется техника звукоизобразительности, например, пение птиц, удары в барабан, скрежет, ветер, вьюга и т. д., поэтому хормейстер должен уметь интонационно верно исполнить любую вокальную партию, показав правильное звукоизвлечение. Кроме того, хормейстер должен уметь сымитировать неправильное звукоизвлечение хористов, утрированно показать на собственном примере ошибки исполнителей, дать понять, как не нужно петь.

Прием визуализации наиболее эффективен при работе с детским хором, когда хормейстеру вместе с детьми требуется пофантазировать и представить возможный внешний облик того или иного персонажа из исполняемого произведения - можно даже предложить детям его нарисовать, обсудив наиболее важные черты характера, детали фигуры, элементы костюма и пр. Далее, применяя

Библиографический список

пластическое моделирование, можно вообразить походку этого персонажа, пластику движений, манеру общения и пр. и попытаться показать все это в «собственном исполнении».

Если хормейстер с детьми ранее уже находил схожий образ и воссоздавал его пластику движений, можно применить прием актуализации моторной памяти, когда артист вспоминает соответствующие мышечные ощущения (в руках, пальцах, корпусе тела) и повторяет их вновь, но уже в новом контексте.

Таким образом, владение приемами вживания и перевоплощения в образ, техникой вокально-интонационной имитации, средствами воссоздания воображаемых поведенческих реакций и пластики движений позволяет хормейстеру воплотить в жестах и мимике заданные эмоции, голосом - нужные звуковые эффекты, в пластике - нужные движения. Все это дает возможность быстро и точно, без длительных интуитивных поисков наглядно продемонстрировать хористам свои художественные намерения и установить с ними конструктивный художественный диалог.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать ряд выводов:

1. Техника дирижера не только направлена на передачу в дирижерских жестах основных выразительных музыкальных средств, через которые дирижер доносит свою интерпретацию сочинения хористам, а через них - слушателям, но и позволяет передать заданные эмоции, чувства, черты характеров музыкальных персонажей и даже поведенческие реакции и звукоизобразительные моменты.

2. При исполнении музыкальных произведений, имеющих яркую образную драматургию и сценическое действие, хормейстеру важно мыслить по-актёрски, чтобы добиться «зримого воплощения» сюжетного действия в музыке; также хормейстер, владея методами ролевого взаимодействия, достовернее сможет перевоплощаться в различные образы и персонажи, воссоздавать их вокальные особенности и ролевое поведение, следовательно - яснее и понятнее донести до исполнителей свои художественные намерения. Это подтверждает значимость актерских способностей в профессиональной деятельности хормейстера.

3. Изучение особенностей хормейстерской работы показывает, что актерские способности дирижера-хормейстера должны включать три взаимосвязанных компонента: когнитивный (знания о способах и средствах воплощения в дирижерской технике заданных эмоций, чувств, черт характера, поведенческих реакций, особенностей вокального интонирования и звукоизображения); моти-вационный (стремление к наглядному представлению музыкально-образной драматургии, к ролевому взаимодействию с хористами, интерес к сценическому перевоплощению); технологический (владение приемами вживания и перевоплощения в образ, техникой вокально-интонационной имитации, широким диапазоном средств воссоздания воображаемых поведенческих реакций и пластики движений).

Сформулированные выводы позволяют констатировать, что поставленные в настоящей статье задачи решены, а цель - достигнута. Рассмотренные аспекты хормейстерской деятельности подвергаются тщательному научно-теоретическому анализу впервые, что определяет научную новизну и теоретическую значимость исследования, а также открывает перспективу для дальнейшего изучения указанной проблематики. Так, перспективным представляется изучение родственных аспектов актерской и дирижерской деятельности, обусловливающих сходный состав профессиональных компетенций, сценических умений и навыков.

1. Сизова Е.Р, Садыкова И.Р Актерские способности как важнейший компонент профессионального мастерства дирижера-хормейстера. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 5 (96): 166-169.

2. Овчинникова Т. Хоровой театр как явление отечественной музыкальной культуры. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/horovoy-teatr-kak-yavlenie-otechestvennoy-muzykalnoy-kultury/viewer

3. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения: пособие для учащихся. Москва: Интерпракс, 1994.

4. Ольхов К.А. Вопросы теории дирижерской техники и обучения хоровых дирижеров. Ленинград: Музыка, 1979.

5. Кристи Г, Соболевская О. Станиславский - реформатор оперного искусства: Материалы и документы. Москва: Музыка, 1983.

References

1. Sizova E.R., Sadykova I.R. Akterskie sposobnosti kak vazhnejshij komponent professional'nogo masterstva dirizhera-hormejstera. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2022; № 5 (96): 166-169.

2. Ovchinnikova T. Horovoj teatr kak yavlenie otechestvennoj muzykal'noj kultury. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/horovoy-teatr-kak-yavlenie-otechestvennoy-muzykalnoy-kultury/viewer

3. Cypin G.M. Psihologiya muzykal'noj deyatel'nosti: problemy, suzhdeniya, mneniya: posobie dlya uchaschihsya. Moskva: Interpraks, 1994.

4. Ol'hov K.A. Voprosy teorii dirizherskoj tehniki i obucheniya horovyh dirizherov. Leningrad: Muzyka, 1979.

5. Kristi G., Sobolevskaya O. Stanislavskij - reformator opernogo iskusstva: Materialy i dokumenty. Moskva: Muzyka, 1983.

Статья поступила в редакцию 20.11.23

УДК 378.147:796 (091)

Severyanova M.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: marianna.severyanova@bk.ru

A MODEL OF BLENDED LEARNING WITH THE USE OF AN ONLINE COURSE ON THE DISCIPLINE "HISTORY OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS".

The article studies organization of the educational process with the use of mixed learning technology when using online courses. The use of online courses in higher education becomes an indispensable condition for the formation of a highly qualified specialist. It is noted that pedagogical technologies, with the inclusion of electronic

courses in the educational process, acquire new features and opportunities for teaching students. The article specifies the principles that an online course should meet in order to maintain its effectiveness. The requirements for online courses are disclosed. By online courses the researcher means a set of types, forms and means of educational activities that are implemented using e-learning, ensure the achievement of certain results on the basis of electronic educational resources placed in an electronic educational environment, access to which is carried out through the Internet information and communication network. Planning and implementation of the educational process when using an online course acquires its own specific features. The work offers recommendations for organizing this process.

Key words: online course, pedagogical technologies, student's independent work, academic discipline "History of physical culture and sports", higher professional education, blended learning

М.И. Северьянова, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск,

E-mail: marianna.severyanova@bk.ru

МОДЕЛЬ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ОНЛАЙН-КУРСА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

Статья посвящена изучению организации учебного процесса с применением технологии смешанного обучения при использовании онлайн-курсов. Он-лайн-курсы в высшем образовании становятся непременным условием формирования высококвалифицированного специалиста. Отмечено, что педагогические технологии с включением в образовательный процесс электронных курсов приобретают новые черты и возможности для подготовки студентов. В статье указываются принципы, которым должны отвечать онлайн-курс для сохранения своей действенности. Раскрываются требования к онлайн-курсам. Под онлайн-курсами мы понимаем совокупность видов, форм и средств образовательной деятельности, которые реализуются с применением электронного обучения, обеспечивают достижение определенных результатов на основе электронных образовательных ресурсов, размещенных в электронной образовательной среде, доступ к которой осуществляется через информационно-коммуникационную сеть Интернет. Планирование и реализация учебного процесса при использовании онлайн-курса приобретает свои специфические черты, поэтому мы рассматриваем их и предлагаем рекомендации для организации этого процесса.

Ключевые слова: онлайн-курс, педагогические технологии, самостоятельная работа студента, учебная дисциплина «История физической культуры и спорта», высшее профессиональное образование, смешанное обучение

Информационно-коммуникационные технологии занимают особое место в образовательном процессе, расширяя возможности как преподавателя, так и студента. В настоящее время важно научить студентов учиться самостоятельно, обновлять знания и повышать свою квалификацию. В связи с этим традиционные формы обучения студентов в университетах претерпевают изменения. В вузах должна быть такая система образования, которая быстро реагирует на запросы рынка труда, выпускает конкурентоспособных специалистов.

Смешанное обучение представляет собой образовательную технологию, предполагающую сочетание традиционного обучения и элементов дистанционных технологий - онлайн-обучения. Сочетание двух этих элементов предполагает их одинаковую важность в учебном процессе. Необходимо отметить, что смешанное обучение имеет в виду большую самостоятельную работу обучающегося, его участие в выстраивании собственного образовательного маршрута. Особую актуальность смешанное обучение приобретает в последнее время, что объясняется как потребностью общества в особых технологиях и формах образования, так и развитием информационных технологий, позволяющих рассматривать дистанционный аспект смешанного обучения как особую автономную технологию, обладающую своими особенностями, стандартами, понятийным аппаратом.

В процессе смешанного обучения одинаково важны и онлайн-обучение, и обучение с участием педагога. Исследователи Института Клейтона Кристенсена (Clayton Christensen Institute) выделили параметры смешанного обучения, обеспечивающие повышение качества образования:

- персонализация;

- обучение, основанное на мастерстве (mastery based learning);

- создание среды высоких достижений;

- личная ответственность обучающихся за собственные учебные результаты [1].

Поскольку мы рассматриваем технологию смешанного обучения во взаимодействии с онлайн-курсами, необходимо рассмотреть определение данного понятия. Онлайн-курс - это совокупность видов, форм и средств образовательной деятельности, которые реализуются с применением электронного обучения, обеспечивают достижение определенных результатов на основе электронных образовательных ресурсов, размещенных в электронной образовательной среде, доступ к которой осуществляется через информационно-коммуникационную сеть Интернет.

К преимуществам онлайн-курсов для реализации различных педагогических технологий мы относим:

- удобный формат освоения (выстраивается индивидуальный график работы с каждым обучающимся, в любом удобном месте);

- возможность асинхронной работы [2];

- регулярность и насыщенность учебного графика, который сравним с учебным процессом очной формы обучения [3].

Проведенными ранее исследованиями установлено, что сочетание различных форм обучения активизирует учебный процесс и повышает его эффективность [4]. Использование дистанционных образовательных технологий (ДОТ) позволяет создать модель смешанного обучения (Blended Learning Model), в которой объединяются преимущества очного преподавания и дистанционного обучения.

История физической культуры и спорта (История ФКиС) относится к числу гуманитарных теоретико-педагогических дисциплин. Она составляет важный раз-

дел спортивной науки. Ее предметом является изучение общих закономерностей возникновения и развития физической культуры и спорта в жизни человеческого общества. История ФКиС изучает средства, формы и методы, идеи и теории в области физической культуры и спорта. Она рассматривает физическую культуру и спорт как органическую часть всей человеческой культуры, воспитания, образования и оздоровления людей, подготовки их к трудовой и военной деятельности. История ФКиС прослеживает эволюцию физической культуры и спорта с древнейших времен до наших дней в условиях различных цивилизаций.

В процессе формирования предмет «История ФКиС» вобрал в себя знания из гражданской и военной истории, истории педагогики, культуры, медицины, теории и методики физического воспитания, спортивно-педагогических и медико-биологических дисциплин и др. Это обстоятельство, с одной стороны, свидетельствует, что данный курс неразрывно связан с названными дисциплинами, с другой - что по своей сути он должен выполнять интегрирующую функцию в системе учебных дисциплин институтов физической культуры и спорта. Значение предмета ИФКиС состоит, прежде всего, в выявлении истоков и сохранении мировой и национальной культур: физическая культура, как известно, есть часть общей культуры. Знание истории ФКиС очень важно при подготовке квалифицированных физкультурных кадров. Ее изучение способствует расширению общего кругозора специалистов, их эрудиции, активизации творческого мышления, повышает теоретический уровень и обогащает опытом прошлого. Знание истории ФКиС помогает лучше понять процессы, происходящие в физкультурном движении в настоящее время, позволяет предвидеть тенденции его развития, прогнозировать его будущее.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «История ФКиС» (модуля):

- способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики (ОПК-1). Индикаторы достижения компетенции ОПК-1:

- понимает и объясняет сущность приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативно-правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования, профессионального обучения, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства (ОПК-1.1);

- применяет в своей деятельности основные нормативно-правовые акты в сфере образования и нормы профессиональной этики, обеспечивает конфиденциальность сведений о субъектах образовательных отношений, полученных в процессе профессиональной деятельности (ОПК-1.2);

- способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний (ОПК-8). Индикаторы достижения компетенции ОПК-8:

- применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области (ОПК-8.1);

- проектирует и осуществляет учебно-воспитательный процесс с опорой на знания предметной области, психолого-педагогические знания и научно обоснованные закономерности организации образовательного процесса (ОПК-8.2).

Онлайн-курс по курсу «История физической культуры и спорта» разработан в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным планом по программам бакалавриата по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, направленность «Физическая культура».

Цель предмета История ФКиС - вооружить студентов историческими знаниями, которые они смогут использовать в педагогической практике своей будущей специальности. Перед дисциплиной «История ФКиС» стоят следующие основные задачи:

- показать с научных позиций становление, состояние и развитие физической культуры и спорта в разные периоды существования человеческого общества;

- раскрыть значение, роль и место физической культуры и спорта в жизни общества на разных этапах его развития;

- способствовать формированию научного мировоззрения, исторического самосознания и критического мышления;

- прививать любовь к благородной профессии педагога, тренера, организатора и пропагандиста физкультурного движения;

- способствовать повышению обшей культуры, расширению умственного кругозора, обогащению знаний в области физической культуры и спорта;

- развить способность к самостоятельной творческой работе, соединяя учебно-познавательные и научные задачи.

Цель исследования: изучить организацию учебного процесса по дисциплине «История физической культуры и спорта» с применением технологии смешанного обучения при использовании онлайн-курса.

Объект исследования: учебный процесс по дисциплине «История физической культуры и спорта» с применением технологии смешанного обучения.

Задачи исследования:

1. Изучить теорию и практики внедрения смешанного обучения в учебный процесс высших учебных заведений.

2. Разработать модель смешанного обучения по дисциплине «История физической культуры и спорта»;

3. Экспериментально обосновать эффективность модели смешанного обучения по дисциплине «История физической культуры и спорта».

Научная новизна исследования заключается в разработке онлайн-курса по дисциплине «История физической культуры и спорта» и реализации модели смешанного обучения при подготовке будущих специалистов в области физической культуры и спорта.

Теоретическая и практическая значимость исследования: результаты исследований, полученных в ходе выполнения данного исследования, позволили сформировать вывод о целесообразности использования технологии смешанного обучения с использованием онлайн-курса как дополнительного ресурса при изучении дисциплины «История физической культуры и спорта».

Методы исследования: в работе особое значение придается анализу и систематизации материалов и сведений о развитии физической культуры и спорта с древнейших времен до настоящего времени в целях оптимизации образовательного процесса в рамках образовательной деятельности с применением технологии смешанного обучения. Для этого потребовалось применение различных методик и процедур исследования. Применены методы работы с литературными источниками (изучение, систематизация, сопоставление, сравнение и т. д.); аналитические методы (индуктивный, дедуктивный). Для выявления индивидуальных форм мотивации к занятиям историей физической культуры использованы методы наблюдения и опроса.

Для изучения возможности использования модели смешанного обучения в учебном процессе проводилось анкетирование среди студентов очной формы обучения Института физической культуры СВФУ им. М.К. Аммосова. Было опрошено 150 студентов, обучающихся на 1-5 курсах. 73,8% студентов имеют возможность постоянно использовать компьютер в процессе обучения, 72,4% имеют доступ к сети Интернет дома. Студенты используют компьютер для работы в программах общего, специального назначения и для других целей. Большинство студентов считают свой уровень владения компьютером средним. 40,5% студентов выбрали для обучения интернет-технологии дистанционного обучения, 39,1% -кейс-технологию, 5,0% - оба вида, 15,4% затруднились с ответом. Все студенты отметили, что обе технологии удобны для обучения и предоставляют возможность получить консультаций преподавателей. Исследование показало, что половина студентов (52,5%) готовы обучаться по некоторым предметам с использованием ДОТ, чему способствует наличие постоянного доступа к сети Интернет, возможности пользоваться электронной почтой дома, средний уровень владения компьютерными технологиями. Для оценки эффективности использования ДОТ в учебном процессе нами был проведен формирующий эксперимент по внедрению новых технологий при изучении дисциплины «История ФКиС». Участниками эксперимента стали студенты 2 курса, изучающие историю ФКиС. Для обеспечения учебного процесса с использованием ДОТ был создан онлайн-курс, содержащий описание курса и учебный модуль. Лекционный материал был максимально структурирован. В состав комплекса вошли видеолекции, текстовый материал, тестовые задания по каждой теме, иллюстративные материалы (презентации). Материалы онлайн-курса были размещены на Открытом образовательном портале СВФУ - online.s-vfu.ru. В использованной нами модели смешанного обуче-

ния компоненты очного и дистанционного учебного процесса гармонично взаимодействуют. Так, лекционные и семинарские занятия студенты должны были посещать очно по учебному расписанию, в дистанционную часть вошли самоподготовка, самоконтроль, выполнение самостоятельной работы и контрольное тестирование. Для каждого этапа обучения были установлены определенные сроки. Для самостоятельной работы каждому студенту выдавалось индивидуальное задание. Выполненные задания студенты загружали в платформу online.s-vfu.ru, получая в ответ в форме комментария от преподавателя с указанием допущенных ошибок. Во время аудиторных занятий можно было получить дополнительные консультации у преподавателя. На контрольном этапе эксперимента после изучения всего курса был определен уровень знаний студентов в форме итогового теста, включающего вопросы по всем трем разделам курса. Для сравнения тестирование проводилось в экспериментальной (обучавшейся по технологии смешанного обучения) и контрольной (обучавшейся традиционным способом) группах. В качестве критерия уровня знаний был использован коэффициент усвоения знаний (Ка), рассчитанный по формуле [5]: Ка = а/р, где «а» - число правильных ответов, а «р» - число заданий в предлагаемых тестах. Определяли среднее значение Ка в каждой из групп. В экспериментальной группе Ка составил 0,69, в контрольной - 0,51. Статистическая обработка результатов эксперимента показала достоверность разницы между Ка в экспериментальной и контрольной группах при Р = 0,95 [6]. После окончания дистанционного курса в экспериментальной группе проводилось выходное анкетирование, целью которого являлась оценка качества созданного онлайн-курса. Результаты анкетирования показали, что студенты удовлетворены содержанием курса, участием преподавателей в их обучении, ясностью и полезностью учебного материала, проведенным тестированием и уровнем сложности обучения. Студенты отметили, что тестирование онлайн стимулировало равномерное изучение курса в течение учебного года, помогло закрепить пройденный материал, проверить свои знания. Студенты отметили преимущества смешанного обучения: полное методическое обеспечение (80,0%); получение иллюстративных материалов (53,3%); индивидуальное общение преподавателя со студентами (20,0%); консультации преподавателя (33,3%); рациональное распределение времени студентов (53,3%); наличие графика тестирования (60,0%); оперативный обмен информацией - (73,3%). Все студенты, проходившие смешанное обучение, успешно сдали экзамен по дисциплине «История ФКиС». Средний балл в экспериментальной группе составил 4,07; абсолютная успеваемость - 100,00%; качественный показатель - 86,7%; соответствующие показатели контрольной группы - 3,33; 88,5%; 37,7%.

Внедрение технологии смешанного обучения состояло в несколько этапов:

1. Подготовительный этап. Был проведен анализ учебного плана, рабочей программы, мультимедийных, цифровых, раздаточных, контрольно-измерительных учебных материалов по дисциплине «История ФКиС». Анализ показал, что основным недостатком в существующих материалах является отсутствие теоретического материала по темам занятий, видеолекций, недостаточно разработан контрольно-измерительный материал.

2. Разработка онлайн-курса. В качестве образовательной платформы был выбран Открытый образовательный портал СВФУ - оnline.s-vfu.ru. При разработке онлайн-курса особое внимание уделялось методическим рекомендациям по организации самостоятельной работы студентов в онлайн- и офлайн-режимах. Была актуализирована рабочая программа дисциплины, где учитывалась трехэ-тапная система обучения студентов, такие как подготовительный - до занятия, основной - на занятии и завершающий - после занятия. Подготовительный этап подразделяется на теоретическую и практическую части. В теоретическую часть входят подготовленные преподавателем лекционные материалы в виде видеолекций, электронных учебных материалов и презентаций по темам лекций. Практическая часть состоит из тестовых и контрольных заданий, готовятся презентации.

3. Апробация онлайн-курса. Апробация онлайн-курса проходила в виде онлайн- и офлайн-тестирования. Также на этом этапе создавались и публиковались цифровые учебные материалы видеолекции, мультимедийные материалы, фонд оценочных средств (экзаменационные билеты, банк тестов, вопросов и т. д.).

4. Организация и внедрение смешанного обучения в учебный процесс. На первоначальном этапе внедрения для апробации была выбрана только одна группа второго курса. На протяжении всего использования технологии смешанного обучения проводился контроль качества использования электронных ресурсов и усвоения учебного материала. По результатам контроля усвоения учебного материала в конце семестра студенты показали 78% усвоения учебного материала, причем в начале учебного процесса этот показатель был в 2 раза ниже. Повышение показателя усвоения учебного материала обусловлено тем, что на этапе контроля была выявлена тенденция повышения уровня сложности при выборе студентами контрольно-измерительных материалов, как уже отмечалось выше, после каждого раздела студентам предлагались на выбор контрольно-измерительные материалы разных уровней сложности. Таким образом, при подведении итогов хотелось бы отметить, что смешанное обучение стимулирует выработку навыков самообучения, способствует развитию ответственного отношения к обучению, самомотивации к поиску интересующей информации. Серьезной проблемой традиционного обучения является отсутствие мотивации, личного смысла обучения, а при смешанном обучении развивается у студентов личная

ответственность за результат. При подведении итогов изучения пройденного материала студенты испытывают чувство эмоционального удовлетворения от сделанного, они начинают понимать, что сами принимают решения и результаты, это их зона ответственности.

Проведенное исследование показало, что использование модели смешанного обучения стимулирует учебный процесс, повышает самоорганизацию и самодисциплину студентов, приводит к повышению уровня знаний.

Рассмотренная нами модель смешанного обучения во взаимодействии с системой электронного и дистанционного обучения отвечает современным тенденциям. Отметим, что результативность в достижении основных целей, которые ставят высшие учебные заведения, обеспечивается за счет постоянного

Библиографический список

проведения исследовательской работы по развитию онлайн-курсов. Современная система образования предполагает наличие большого количества часов самостоятельной работы студентов, поэтому электронные онлайн-курсы, предоставляя необходимые материалы, задания и возможность обратной связи на удаленном расстоянии, крайне важны для обучающихся. Кроме того, появляется возможность выстраивания индивидуального графика обучения, создания условий для погружения студента в профессиональную деятельность. Электронные онлайн-курсы распространяются все больше, предоставляя новые возможности для реализации педагогических технологий, тем самым обеспечивая качество обучения и формирование грамотных, самостоятельных и творческих специалистов.

1. Логинова А.В. Смешанное обучение: преимущества, ограничения и опасения. Молодой ученый. 2015; № 7: 809-811.

2. Ильяшенко Л.К., Ваганова О.И., Смирнова З.В., Прохорова М.П., Гладкова М.Н. Формирование компетентности будущих инженеров в условиях контекстного обучения. Международный журнал машиностроения и технологий. 2018; Т. 9, № 4: 1001-1007.

3. Смирнова З., Ваганова О., Шевченко С., Книжная А., Огородова М., Гладкова М. Оценка образовательных результатов студентов программы бакалавриата. Математика. Образование. 2016; № 11 (10): 3469-3475.

4. Саттарова О.Е. Информационные технологии как средство совершенствования качества подготовки и повышения квалификации провизоров. Фармация. 2009; № 7: 44-47.

5. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. Москва: Педагогика, 1995.

6. Селевко Г.К., Басов А.В. Новое педагогическое мышление: педагогический поиск и экспериментирование. Ярославль. ЯОИУУ, 1991. References

1. Loginova A.V. Smeshannoe obuchenie: preimuschestva, ogranicheniya i opaseniya. Molodoj uchenyj. 2015; № 7: 809-811.

2. Il'yashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Prohorova M.P., Gladkova M.N. Formirovanie kompetentnosti buduschih inzhenerov v usloviyah kontekstnogo obucheniya. Mezhdunarodnyj zhurnal mashinostroeniya i tehnologij. 2018; T. 9, № 4: 1001-1007.

3. Smirnova Z., Vaganova O., Shevchenko S., Knizhnaya A., Ogorodova M., Gladkova M. Ocenka obrazovatel'nyh rezul'tatov studentov programmy bakalavriata. Matematika. Obrazovanie. 2016; № 11 (10): 3469-3475.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Sattarova O.E. Informacionnye tehnologii kak sredstvo sovershenstvovaniya kachestva podgotovki i povysheniya kvalifikacii provizorov. Farmaciya. 2009; № 7: 44-47.

5. Bespal'ko V.P. Pedagogika i progressivnye tehnologii obucheniya. Moskva: Pedagogika, 1995.

6. Celevko G.K., Basov A.V. Novoe pedagogicheskoe myshlenie: pedagogicheskijpoisk i 'eksperimentirovanie. Yaroslavl'. YaOIUU, 1991.

Статья поступила в редакцию 19.11.23

УДК 378

Fargieva Z.S., teaching assistant, Department of Mathematics and Information Computing Technology, Ingush State University (Magas, Russia),

E-mail: kafedra916@gmail.com

ORGANIZATION OF PRODUCTIVE COOPERATION IN THE DIGITAL ENVIRONMENT AS A MEANS OF FORMING A CULTURE OF PROFESSIONAL COMMUNICATION IN FUTURE BACHELORATES. As part of the ongoing research, the article updates the task of searching for means of developing a culture of professional communication among future bachelors in the higher education system. The study substantiates ways to form a culture of professional communication among future bachelors in the process of organizing productive cooperation in the digital environment. The researcher carries out an analysis of scientific sources reflecting existing pedagogical methods of the process of formation of the quality under study. Based on theoretical and practical evidence-based scientific research, a conclusion is made about the influence of productive cooperation in the digital environment on the formation of a culture of professional communication among future bachelors. Based on an analysis of scientific literature, the author's algorithm for organizing educational and professional cooperation of future bachelors using digital resources and services that allow virtual communication is proposed. The scientific novelty of the research is the possibility of using such a pedagogical tool as organizing productive cooperation in the digital environment to form a culture of professional communication among future bachelors. Theoretical significance is realized in findings that enrich scientific ideas about ways to form a culture of professional communication among future bachelors. Practical significance concerns the developed algorithm for organizing educational and professional cooperation in the digital environment that can be used to develop communication skills in bachelors of various fields of study.

Key words: higher education, future bachelors, culture of professional communication, organization of productive cooperation, digital environment, virtual communication

З.С. Фаргиева, асс, ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас, E-mail: kafedra916@gmail.com

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОДУКТИВНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ

В статье актуализирована задача поиска средств формирования культуры профессиональной коммуникации у будущих бакалавров в системе высшего образования. Цель исследования: обоснование возможностей формирования культуры профессиональной коммуникации у будущих бакалавров в процессе организации продуктивного сотрудничества в цифровой среде. Для достижения цели проведен анализ научных источников, отражающих существующие педагогические способы процесса формирования исследуемого качества. С опорой на теоретико-практические доказательные научные исследования сделан вывод о влиянии продуктивного сотрудничества в цифровой среде на формирование культуры профессиональной коммуникации у будущих бакалавров. На основании анализа научной литературы предложен авторский алгоритм организации учебно-профессионального сотрудничества будущих бакалавров с применением цифровых ресурсов и сервисов, позволяющих осуществлять виртуальную коммуникацию. Научная новизна исследования: обоснована возможность применения такого педагогического средства, как организация продуктивного сотрудничества в цифровой среде для формирования культуры профессиональной коммуникации у будущих бакалавров. Теоретическая значимость: полученные выводы обогащают научные представления о способах формирования культуры профессиональной коммуникации у будущих бакалавров. Практическая значимость: разработанный алгоритм организации учебно-профессионального сотрудничества в цифровой среде может быть использован для формирования коммуникативных умений и навыков у бакалавров различных направлений подготовки.

Ключевые слова: высшее образование, будущие бакалавры, культура профессиональной коммуникации, организация продуктивного сотрудничества, цифровая среда, виртуальная коммуникация

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.