Научная статья на тему 'Технологии организации учебного процесса с использованием онлайн-курса'

Технологии организации учебного процесса с использованием онлайн-курса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1060
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ОНЛАЙН-КУРС / ЭЛЕКТРОННЫЕ КУРСЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВЫПУСКНИК / СТУДЕНТ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ОБУЧЕНИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / HIGHER EDUCATION INSTITUTION / ONLINE COURSE / E-LEARNING COURSES / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / GRADUATE / STUDENT / EDUCATIONAL PROCESS / QUALITY OF TEACHING / INDIVIDUAL TRAJECTORY OF LEARNING / INDEPENDENT WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кутепов Максим Михайлович, Иляшенко Любовь Киряловна, Морозов Денис Леонидович

Статья посвящена изучению организации процесса обучения с применением различных технологий при использовании онлайн-курсов. Было проанализировано несколько определений понятия «педагогическая технология». Под педагогической технологией мы будем понимать последовательное и непрерывное осуществление взаимосвязанных методов, средств для достижения педагогических целей. Использование онлайн-курсов в высшем образовании становится непременным условием формирования высококвалифицированного специалиста. Отмечено, что педагогические технологии, с включением в образовательный процесс электронных курсов приобретают новые черты и возможности для подготовки студентов. В статье указываются принципы, которым должны отвечать педагогические технологии для сохранения своей действенности. Раскрываются требования к онлайн-курсам. Под онлайн курсами мы понимаем совокупность видов, форм и средств образовательной деятельности, которые реализуются с применением электронного обучения, обеспечивают достижение определенных результатов на основе электронных образовательных ресурсов, размещенных в электронной образовательной среде, доступ к которой осуществляется через информационно-коммуникационную сеть Интернет. Планирование и реализация учебного процесса при использовании онлайн-курса приобретает свои специфические черты, поэтому мы рассматриваем их и предлагаем рекомендации для организации этого процесса. Рассмотрены совокупные критерии по оценке качества онлайн обучения, а также инструменты оценки качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кутепов Максим Михайлович, Иляшенко Любовь Киряловна, Морозов Денис Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES OF THE ORGANIZATION OF THE TRAINING PROCESS WITH THE USE OF ONLINE COURSE

The article is devoted to studying the organization of the learning process using various technologies using online courses. Based on them, the author's definition is derived; therefore, under pedagogical technology, we will understand the consistent and continuous implementation of interrelated components, methods, means to achieve pedagogical goals. Using online courses in higher education becomes an indispensable condition for the formation of a highly qualified specialist. It is noted that pedagogical technologies, with the inclusion of e-courses in the educational process, acquire new features and opportunities for the preparation of students. The article specifies the principles that pedagogical technologies must meet in order to maintain their effectiveness. The requirements for online courses are disclosed. By online courses we mean a set of types, forms and means of educational activity that are implemented with the use of e-learning, ensure the achievement of certain results on the basis of electronic educational resources located in the electronic educational environment, access to which is carried out through the information and communication network Internet. Planning and implementation of the learning process when using the online course acquires its own specific features, so we review them and offer recommendations for organizing this process. We consider the aggregate criteria for assessing the quality of online learning, as well as quality assessment tools.

Текст научной работы на тему «Технологии организации учебного процесса с использованием онлайн-курса»

Kutepov Maxim Mikhailovich, Ilyashenko Lubov Kiryalovna, Morozov Denis Leonidovich TECHNOLOGIES OF THE ORGANIZATION OF THE TRAINING PROCESS ...

pedagogical sciences

УДК 378.147

DOI: 10.26140/bgz3-2019-0801-0060

ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОНЛАЙН-КУРСА

© 2019

Кутепов Максим Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Физического воспитания и спорта» Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

(603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев, 9, e-mail: kmm-asb@mail.ru) Иляшенко Любовь Киряловна, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой естественно-научных и гуманитарных дисциплин Тюменский индустриальный университет (625000,Россия, Тюмень, ул. Володарского, 38, e-mail: margussa@yandex.ru) Морозов Денис Леонидович, магистрант Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев, 9, e-mail:denis.morozov.52@yandex.ru)

Аннотация. Статья посвящена изучению организации процесса обучения с применением различных технологий при использовании онлайн-курсов. Было проанализировано несколько определений понятия «педагогическая технология». Под педагогической технологией мы будем понимать последовательное и непрерывное осуществление взаимосвязанных методов, средств для достижения педагогических целей. Использование онлайн-курсов в высшем образовании становится непременным условием формирования высококвалифицированного специалиста. Отмечено, что педагогические технологии, с включением в образовательный процесс электронных курсов приобретают новые черты и возможности для подготовки студентов. В статье указываются принципы, которым должны отвечать педагогические технологии для сохранения своей действенности. Раскрываются требования к онлайн-курсам. Под онлайн курсами мы понимаем совокупность видов, форм и средств образовательной деятельности, которые реализуются с применением электронного обучения, обеспечивают достижение определенных результатов на основе электронных образовательных ресурсов, размещенных в электронной образовательной среде, доступ к которой осуществляется через информационно-коммуникационную сеть Интернет. Планирование и реализация учебного процесса при использовании онлайн-курса приобретает свои специфические черты, поэтому мы рассматриваем их и предлагаем рекомендации для организации этого процесса. Рассмотрены совокупные критерии по оценке качества онлайн обучения, а также инструменты оценки качества.

Ключевые слова: высшее учебное заведение, онлайн-курс, электронные курсы, педагогические технологии, выпускник, студент, учебный процесс, качество обучения, индивидуальная траектория обучения, самостоятельная работа.

TECHNOLOGIES OF THE ORGANIZATION OF THE TRAINING PROCESS WITH THE USE OF ONLINE COURSE

© 2019

Kutepov Maxim Mikhailovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of physical education and sports Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Cheluskintsev St. 9, e-mail: kmm-asb@mail.ru) Ilyashenko Lubov Kiryalovna, candidate of pedagogical sciences, head of the department

of natural sciences and humanities Industrial University of Tyumen (625000, Tyumen, Russia, Volodarsky street, 38, e-mail: margussa@yandex.ru) Morozov Denis Leonidovich, undergraduate Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Cheluskintsev St. 9, e-mail:denis.morozov.52@yandex.ru)

Abstract. The article is devoted to studying the organization of the learning process using various technologies using online courses. Based on them, the author's definition is derived; therefore, under pedagogical technology, we will understand the consistent and continuous implementation of interrelated components, methods, means to achieve pedagogical goals. Using online courses in higher education becomes an indispensable condition for the formation of a highly qualified specialist. It is noted that pedagogical technologies, with the inclusion of e-courses in the educational process, acquire new features and opportunities for the preparation of students. The article specifies the principles that pedagogical technologies must meet in order to maintain their effectiveness. The requirements for online courses are disclosed. By online courses we mean a set of types, forms and means of educational activity that are implemented with the use of e-learning, ensure the achievement of certain results on the basis of electronic educational resources located in the electronic educational environment, access to which is carried out through the information and communication network Internet. Planning and implementation of the learning process when using the online course acquires its own specific features, so we review them and offer recommendations for organizing this process. We consider the aggregate criteria for assessing the quality of online learning, as well as quality assessment tools.

Keywords: higher education institution, online course, e-learning courses, pedagogical technologies, graduate, student, educational process, quality of teaching, individual trajectory of learning, independent work.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В настоящее время происходят изменения во всех сферах жизни и в большинстве случаев в их основе находятся информационные технологии и Интернет. Система образования также не может оставлять без внимания данные преобразования и не реагировать на них должным образом. Поэтому, стараясь соответствовать потребностям общества, в данной сфере появились технологии электронно-

го обучения, которые взаимодействуют с другими педагогическими технологиями. Между тем, выбираемые в высшем учебном заведении педагогические технологии должны отвечать принципам:

- системности. Педагогические процессы должны быть логичными, целостными, все его части должны быть взаимосвязаны [1];

- управляемости. Процесс обучения предполагает диагностическое целеполагание, проектирование, по-

педагогические науки

Кутепов Максим Михайлович, Иляшенко Любовь Киряловна, Морозов Денис Леонидович ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ...

этапную диагностику;

- эффективности. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях, поэтому должны проявлять свою эффективность и гарантировать достижение поставленных целей;

- воспроизводимости. Данное требование означает возможность применения тех или иных технологий во всех однотипных образовательных учреждениях.

Сочетая в себе данные принципы, технология приобретает свою действенность [2].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Исследователи трактуют понятие «Педагогическая технология» по-разному. К примеру, некоторые считают ее системной проектировочной деятельностью, которая позволяет создавать образовательные ситуации и программировать субъектов обучения. Другие считают, что это системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, которые используются для достижения педагогических целей. Кто-то склонен считать технологию системным методом создания, применения и определения всего процесса преподавания, где главенствующей задачей является оптимизация форм образования.

На основе рассмотренных понятий мы приходим к выводу, что педагогическая технология это последовательное и непрерывное осуществление взаимосвязанных компонентов, методов, средств для достижения педагогических целей.

Многие ученые выделяют несколько признаков педагогической технологии:

- наличие заданной цели, результатов;

- наличие заданного процесса (некий алгоритм педагогической деятельности, заданная последовательность, установленные сроки) [3];

- заданность исходного материала, уровня подготовки (тестирования знаний, умений и навыков обучающегося);

- широкое использование компьютерных средств в обучении [4].

Поскольку мы рассматриваем педагогические технологии во взаимодействии с онлайн-курсами, то необходимо рассмотреть определение данного понятия. Онлайн-курс - это совокупность видов, форм и средств образовательной деятельности, которые реализуются с применением электронного обучения, обеспечивают достижение определенных результатов на основе электронных образовательных ресурсов, размещенных в электронной образовательной среде, доступ к которой осуществляется через информационно-коммуникационную сеть Интернет [5].

Массовым открытым онлайн курсом принято считать курс, который организует открытый доступ ко всем материалам и реализуется одновременно для неограниченного количества человек.[6].

К преимуществам онлайн-курсов для реализации различных педагогических технологий мы относим:

- удобный формат освоения (выстраивается индивидуальный график работы с каждым обучающимся, в любом удобном месте);

- возможность асинхронной работы [7];

- регулярность и насыщенность учебного графика, который сравним с учебным процессом очной формы обучения [8].

Укажем, что их разработкой занимаются достаточно активно и на сегодняшний день уже можно выделить самые популярные, масштабные. Среди них находится открытый курс Барбары Оклей, слушателями которого являются люди из двухсот стран, при этом он переведен на три языка [9].

Обращая внимание на данный курс, мы стремимся показать, насколько такие курсы в современном мире

востребованы. Следовательно, если они имеют такое количество подписчиков, то их актуальность доказана, значит использование их в образовательном процессе важно и необходимо.

Отметим, что в студенческой среде необходимы как массовые открытые электронные курсы, так и индивидуальные, предназначенные для отдельных групп студентов [10]. Следовательно, электронные курсы во взаимодействии с педагогическими технологиями должны приносить положительный результат в организации процесса обучения.

Формирование целей статьи (постановка задания). Изучить организацию процесса обучения с применением различных технологий при использовании онлайн-курсов.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В университетах широко используются технологии личностного, проблемного, проектного и электронного обучения [11]. Использование каждой из указанных технологий приносит свой результат, поэтому лучше всего применять их в совокупности [12]. Кроме того, с внедрением в учебный процесс электронных курсов данные технологии приобретают новые возможности для повышения качества обучения студентов [13].

Курс предполагает цельность всех материалов. То есть это не только учебный материал, но и контроль знаний и наличие обратной связи [14].

Каждый открытый онлайн-курс должен содержать в себе 5-6 небольших видеолекций, рассчитанных на 1520 минут [15]. Это могут быть лекции и презентации к ним, 3Д модели, выездная съемка. К другим компонентам курса относятся тренировочные задания и вопросы на понимание; оцениваемое задание, которым завершается каждый модуль; дополнительные материалы (конспекты лекций, презентации, список рекомендуемых Интернет-ресурсов [16].

Если учебное заведение приняло решение перевести те или иные дисциплины в онлайн-формат, то аудиторная нагрузка и контроль самостоятельной работы студентов в часах не планируется. Рабочий план академической группы в данном случае должен содержать признак «Открытое образование» [17]. Экзамен или зачет указывается для возможности формирования в единой информационной системе учебного заведения зачетно-экзаменационных ведомостей.

Студенты сами записываются на курс и изучают его в соответствии с указанным графиком. Это дает обучающимся некоторую свободу и при этом формирует самостоятельность и умение нести ответственность за выполнение заданий [18].

Однако, студенты младших курсов бакалавриата могут быть не готовы к полностью самостоятельной работе по дисциплине. Поэтому онлайн-курс для них рекомендуем использовать как сопровождающий элемент к аудиторной нагрузке для их адаптации к работе в онлайн-среде.

Электронные образовательные платформы дают возможность загружать на курс множество различных типов заданий [19]. Таким образом, становится возможным выполнение целого проекта в электронных условиях, качество которого будет находиться на должном уровне. Студенты могут общаться между собой с помощью чатов, личных сообщений, может быть организован вебинар, онлайн-консультация.

Курсы также предусматривают наличие обратной связи для студентов и преподавателей, поэтому существует возможность построения индивидуальной траектории обучения, которая отвечает требованиям личност-но-ориентированного подхода [20]. Заканчивая онлайн-курс, студенты самостоятельно выбирают для себя удобное время для прохождения итогового контроля [21]. При этом идентификация личности студента и контроль за выполнением условий прохождения контрольного за-

Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1(26)

231

Kutepov Maxim Mikhailovich, Ilyashenko Lubov Kiryalovna, Morozov Denis Leonidovich TECHNOLOGIES OF THE ORGANIZATION OF THE TRAINING PROCESS ...

pedagogical sciences

дания является обязательными [22].

Мы сказали, что качество обучения в электронных системах выведено на новый уровень и поэтому студенты могут заниматься в онлайн-пространстве, не опасаясь за уровень приобретаемых навыков. Достигаются эти показатели следующим образом. В роли инструментов оценки качества онлайн-обучения могут использоваться:

- анкеты, встроенные в онлайн-курсы;

- опросы, размещенные педагогами на своих курсах в поддержку дисциплины [23];

- мониторинг онлайн-обучения (количество успешно завершивших курс участников является одним из ведущих показателей) [24].

Совокупными критериями по оценке качества онлайн обучения можно считать:

- содержание онлайн-курса;

- структура курса [25];

- работа педагогического состава;

- процедура получения оценки;

- технические аспекты курса [26].

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Рассмотренные нами педагогические технологии во взаимодействии с электронными курсами получили новую оболочку, которая отвечает современным тенденциям .Отметим, что результативность в достижении основных целей, которые ставят высшие учебные заведения обеспечивается за счет постоянного проведения исследовательской работы по развитию онлайн-курсов. Современная система образования предполагает наличие большого количества часов самостоятельной работы студентов, поэтому электронные курсы, предоставляя необходимые материалы, задания и возможность обратной связи на удаленном расстоянии крайне важны для обучающихся. Кроме того, появляется возможность выстраивания индивидуального графика обучения, создания условий для погружения студента в профессиональную деятельность. Электронные курсы распространяются все больше, предоставляя новые возможности для реализации педагогических технологий, тем самым обеспечивая качество обучения и формирование грамотных, самостоятельных и творческих специалистов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ваганова О.И., Иляшенко Л.К. Основные направления реализации технологий студентоцентрированного обучения в вузе//Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С.2 DOI: 10.26795/23071281-2018-6-3-2

2. Bulaeva, M.N., Vaganova, O.I., Koldina, M.I., Lapshova, A.V., Khizhnyi, A.V. Preparation of bachelors of professional training using MOODLE (2018) Advances in Intelligent Systems and Computing, 622, pp. 406-411.

3. Ilyashenko L.K., ProkhorovaM.P., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Aleshugina E.A. Managerial preparation of engineers with eyes of students //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1080-1087.

4. Прохорова М.П., Ваганова О.И., Алешугина Е.А., Тростин В.Л. Подготовка будущих педагогов профессионального обучения к управленческой деятельности в вузе // Перспективы науки и образования. 2018. СмирноваЖ.В., Красикова О.Г. Современные средства и технологии оценивания результатов обучения // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С.9. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-9

5. № 4 (34). С. 21-25.

6. Ilyashenko L.K., Smirnova Z.V., Vaganova O.I., Prokhorova M.P., Abramova N.S. The role of network interaction in the professional training of future engineers //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1097-1105.

7. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Prokhorova M.P., Gladkova M.N. Forming the competence of future engineers in the conditions of context training // International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1001-1007.

8. Smirnova, Z., Vaganova, O., Shevchenko, S., Khizhnaya, A., Ogorodova, M., Gladkova, M.: Estimation of educational results of the bachelor's programme students. IEJME. Math. Educ. 11(10), 3469-3475 (2016)

9. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Профессиональное воспитание учащихся профессиональной школы // Вестник Мининского университета. 2018. Т.6, №3.С.3. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-3

10. Smirnova, Z.V., Mukhina, M.V., Kutepova, L.I., Kutepov, M.M., Vaganova, O.I. Organization of the research activities of service majors trainees (2018) Advances in Intelligent Systems and Computing, 622, pp.

187-193 DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_24

11. Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Mukhina M.V., Kutepov M.M., Kutepova L.I., Chernysheva T.L. The organization of the test control of students' knowledge in a virtual learning environment MOODLE // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Т. 20. № 3.

12. Петровский А.М., СмирноваЖ.В., Ваганова О.И. Формирование профессиональных компетенций студентов вуза в ходе практического обучения//Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 213-216.

13. Гладков А.В., Прохорова М.П., Ваганова О.И. Личностно-деятельностный подход к профессиональному образованию// Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 77-80.

14. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Sedykh E.P., Shaga-lova O.G. Implementation of heurist training technology in the formation of future engineers // International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1029-1035.

15. Абрамова Н. С., Ваганова О. И., Трутанова А. В. Формирование коммуникативных умений магистрантов при изучении дисциплин профессионального цикла//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 17-20.

16. Прохорова М.П., Ваганова О.И. Активизация познавательной деятельности обучающихся средствами информационной образовательной среды//Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2018. №1. С. 43-48.

17. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Трутанова А.В. Организация проектной деятельности бакалавров в образовательном процессе вуза//Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-1. С. 44-50.

18. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Gruzdeva M.L., Chanchina A.V. Structure and content of the electronic school-methodical complex on the discipline "Mechanics of soils, foundations and foundations" //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1088-1096.

19. Ваганова О.И., Шагалова О.Г., Трутанова А.В. Формирование общекультурных компетенций у студентов//Карельский научный журнал. 2017. Т. 6, №3(20). С. 15-18.

20. Кутепов М.М., Бегоутов Л.С. Информационные технологии в спортивном судействе/В сборнике: Интеграция информационных технологий в систему профессионального обучения сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. 2016. С. 30-33.

21. Абрамова Н.С., Гладкова М.Н., Ваганова О.И. Особенности разработки оценочных материалов в условиях реализации компе-тентностного подхода//Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-1. С. 3-9.

22. Ваганова О.И., Гладкова М.Н., Трутанова А.В. Формирование проектной компетенции будущих бакалавров в вузе//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 51-54.

23. Колдина М.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Управление самостоятельной работой студентов вуза//Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 39-42

24. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Трутанова А.В. Организация научно-исследовательской деятельности бакалавра профессионального обучения в электронной среде//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 239-241.

25. Колдина М.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Методы и средства формирования общекультурных компетенций обучающихся вуза//Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 175177.

26. Кутепов М.М., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Возможности здоровьесберегающих технологий в формировании здорового образа жизни//Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 210-213.

Статья поступила в редакцию 09.01.2019 Статья принята к публикации 27.02.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.