педагогические науки
Ваганова Ольга Игоревна, Смирнова Жанна Венедиктовна, Абрамова Наталья Сергеевна ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ...
УДК 378.147
DOI: 10.26140/bgz3-2019-0801-0073
ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОНЛАЙН-КУРСОВ
© 2019
Ваганова Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» Смирнова Жанна Венедиктовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Технологий сервиса и технологического образования» Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: [email protected]) Абрамова Наталья Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Гуманитарных и общенаучных дисциплин» Тюменское высшее военно-инженерное командное училище им. Маршала инженерных войск А.И. Прошлякова Министерства обороны РФ (625051, Россия, Тюмень, ул. Л.Толстого, 1, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье рассматривается введение онлайн-курсов в процесс обучения. Указывается их значимость. Открытые курсы все больше погружают процесс обучения в цифровое пространство, поэтому и процесс построения образования идет с учетом их специфики. Для более полного раскрытия сущности курсов было установлено определение открытого образования, учтены его аспекты и принципы, на которых оно строится. Указано, использование онлайн-курсов в построении учебного процесса обеспечивает формирование необходимой познавательной среды. При этом выделены задачи, которые решают данные курсы. Рассмотрены модели использования массовых открытых онлайн курсов, которые отличаются по степени использования и по степени перестройки образовательного процесса по дисциплине. В первой модели ведущим компонентом выступает традиционное обучение, а курсы - это второстепенный вспомогательный элемент. Во второй модели основное обучение происходит в электронной форме. Процедура проектирования образовательного процесса с введением массовых открытых онлайн-курсов проходит в несколько этапов. Среди них отбор курсов, определение места онлайн-курса в дисциплине, построение интегрированной системы оценки, построение алгоритма интеграции, оформление рабочей программы, проведение установочной лекции. Были приведены необходимые рекомендации для организации этого процесса.
Ключевые слова: индивидуальная траектория обучения, студент, выпускник, массовый открытый онлайн-курс, электронное обучение, учебное заведение, качество обучения, самостоятельность, смешанное обучение, проектирование учебного процесса.
DESIGNING THE EDUCATIONAL PROCESS ON DISCIPLINE USING ONLINE COURSES
© 2019
Vaganova Olga Igorevna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Smirnova Zhanna Venediktovna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of «Technology of Service and Technological Education» Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Cheluskintsev St. 9, e-mail: [email protected]) Abramova Natalia Sergeevna, candidate of economic sciences, associate professor of the department of humanitarian and general scientific disciplines Tyumen Higher Military Engineering Command School. Marshal of the engineering troops A.I. Proshlyakov of the Ministry of Defense of the Russian Federation (625051, Russia, Tyumen, L. Tolstoy street, 1, e-mail: [email protected])
Abstract. The article discusses the introduction of online courses in the learning process. Indicates their significance. Open courses increasingly immerse the learning process in digital space, and therefore the process of building education is tailored to their specificity. For a more complete disclosure of the essence of the courses, the definition of open education was established, its aspects and principles on which it is based were taken into account. It is indicated that the use of online courses in the construction of the educational process ensures the formation of the necessary cognitive environment. At the same time, the tasks that solve these courses are highlighted. The models of using mass open online courses that differ in the degree of use and the degree of restructuring of the educational process in the discipline are considered. In the first model, the traditional learning is the leading component, and the courses are a minor auxiliary element. In the second model, the basic training takes place electronically. The process of designing an educational process with the introduction of massive open online courses takes place in several stages. Among them, the selection of courses, determining the place of an online course in a discipline, building an integrated assessment system, building an integration algorithm, designing a work program, conducting an installation lecture. Were given the necessary recommendations for the organization of this process.
Keywords: individual learning path, student, graduate, massive open online course, e-learning, educational institution, quality of learning, independence, blended learning, design of the educational process.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Одним из ключевых моментов при проектировании учебного процесса в современных условиях становится привлечение электронных средств. Данное положение обусловлено в первую очередь требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, которые напрямую указывают на необходимость цифровых технологий в современном образовательном процессе. Чем больше материалов представлено в электронной форме, тем большую мобильность приобретает студент. Кроме того, в образовании закрепилась тенденция к увеличе-
нию доли самостоятельной работы. Это означает, что студенты большую часть времени изучают дисциплину без участия педагога. Поэтому возникает необходимость изыскания средств, которые позволят организовать процесс без ущерба качеству получаемого студентами образования. Проектируя учебный процесс, образовательное учреждение должно ориентироваться на формирование профессионально значимых качеств личности (самостоятельность, самоорганизованность, ответственность, целеустремленность), а также способностей к когнитивной, коммуникативной и креативной деятельности. Одним из самых эффективных средств, обеспечиваю-
Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1(26)
277
Vaganova Olga Igorevna, Smirnova Zhanna Venediktovna, Abramova Natalia Sergeevna DESIGNING THE EDUCATIONAL PROCESS ON DISCIPLINE ...
pedagogical sciences
щих должный контроль со стороны преподавателя при выполнении студентами самостоятельных работ являются онлайн-курсы. Их возможности достаточно широки чтобы не только обеспечить формирование вышеуказанных качеств, но и необходимых профессиональных компетенций. Открытые курсы все больше погружают процесс обучения в цифровое пространство, поэтому и выстраивать образование необходимо с учетом специфики данных курсов.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Строятся онлайн-курсы на подходе, предложенном Б. Блумом (поэтапное овладение предметом). Усвоение материала таким образом происходит лучше, запоминание происходит быстрее. В.Н. Кухаренко делает акцент в своих работах на том, что массовые курсы строятся на активном участии сотен студентов, которые самостоятельно организуют свое взаимодействие в соответствии с целями обучения, имеющимися знаниями и навыками, а также интересами. Можно сказать, что открытые курсы в проектировании учебного процесса способствуют его целостности.
Онлайн-курсы могут быть организованы различными университетами из разных стран мира, при этом доступ к ним открыт для каждого желающего [1]. Поэтому, на наш взгляд, для того чтобы наиболее полно раскрыть применение их в образовательном процессе, а вместе с тем и их сущность, необходимо обратиться к определению понятия «открытое образование». Под этим термином принято понимать комплексную и целостную систему организационных, педагогических и информационных технологий, в которой реализуется процесс обучения при помощи целенаправленной и контролируемой самостоятельной работы обучающегося [2].
Открытое образование имеет несколько аспектов:
- организационный (описывает взаимодействие многих образовательных организаций для создания среды для непрерывного обучения, ориентированный на удобство обучающихся);
- социальный (взаимодействие обучающих и обучающихся, разделенных географическими, социальными или какими-либо иными барьерами) [3];
- педагогический (открытое образование - это прогрессивная методика достижения результатов обучения, основанная на всех предыдущих достижениях педагогической мысли) [4];
- информационно-технологический (сюда входят современные технологии хранения, обработки и передачи данных, которые используются для ускорения достижения результатов обучения) [5].
Открытое образование строится на нескольких принципах:
- открытое планирование обучения (возможность построения индивидуальной образовательной траектории с помощью выбора из множества онлайн-курсов);
- свобода выбора слушателями времени и темпа обучения в зависимости от индивидуальных предпочтений и возможностей [6];
- свобода выбора места обучения;
- доступность открытого образования по стоимости обучения [7].
К особенностям мы относим:
- модульность (из набора независимых онлайн-кур-сов может быть выстроена индивидуальная образовательная траектория) [8];
- интернациональность (возможность импорта и экспорта образовательных услуг, виртуальная мобильность) [9];
- гибкость (возможность для студента выбирать удобное время и место для обучения) [10].
Ряд авторов считает массовые открытые онлайн-кур-сы как интернет-курсы с интерактивным участием и открытым доступом, которые могут дать толчок развитию
международных отношений в сфере образования.
J. Ross, H. Macleod считают, что функции педагога при использовании онлайн-курсов в образовательном процессе смещаются в сторону наставничества. Он может быть тренером, куратором или модератором обучения.
Наиболее точное определение онлайн-курсов дает О.П. Михеева. По ее мнению открытые онлайн-курсы -это форма электронного обучения на базе общедоступного интернет-курса с использованием электронного образовательного мультимедийного контента, интерактивного взаимодействия пользователей и поддержке сообщества преподавателей, ассистентов и студентов при массовом обучении последних.
Формирование целей статьи (постановка задания). Рассмотреть введение онлайн-курсов в процесс обучения по дисциплине. А также выявить значимость он-лайн-курсов при построении образовательного процесса.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Использование онлайн-курсов в построении учебного процесса обеспечивает формирование необходимой познавательной среды и решает следующие задачи:
- предоставление равных возможностей для самообразования и выбора алгоритма обучения (студент может выстраивать индивидуальную траекторию обучения в соответствии со своими возможностями, интересами и потребностями);
- обеспечение преподавания учебного материала необходимыми информационными ресурсами в доступной и удобной электронной форме [11];
- реализация возможностей инновационных педагогических идей в области проектно-исследовательской деятельности студентов в рамках выбранного учебного курса [12];
- развитие у обучающихся качеств, позволяющих самостоятельно ориентироваться в большом потоке информации и умения отбирать для себя необходимую и актуальную [13].
Далее мы рассмотрим модели использования массовых открытых онлайн курсов. Они отличаются по степени использования и по степени перестройки образовательного процесса по дисциплине. В первой модели ведущим компонентом выступает традиционное обучение, а курсы - это второстепенный вспомогательный элемент. Во второй модели основное обучение происходит в электронной форме [14]. Данные модели относятся к смешанному обучению и предполагают серьезную перестройку образовательного процесса [15]. Это проявляется в:
- сокращении аудиторной нагрузки;
- у студента кроме традиционного обучения и электронного курса в СДО появляется дополнительный ресурс (открытые курсы), который является дополнительной площадкой для работы [1б].
Процедура проектирования образовательного процесса будет выглядеть следующим образом.
Первый этап - это отбор курса:
- он должен быть максимально близок к изучаемой дисциплине или частично пересекаться по результатам обучения и тематическому содержанию;
- открытый онлайн-курс должен быть доступен постоянно на электронной платформе. Педагог, перестроив образовательный процесс должен быть уверен в надежности и доступности ресурса [17];
- прокат курса должен совпадать с режимом развертывания дисциплины (режим должен совпадать с академическими семестрами) [18];
На втором этапе определяется место онлайн-курса в дисциплине. Прежде чем сделать выбор преподаватель анализирует курс на соответствие изучаемой дисциплине по планируемым результатам обучения или по тематическому пересечению. На этом этапе педагог может
педагогические науки
Ваганова Ольга Игоревна, Смирнова Жанна Венедиктовна, Абрамова Наталья Сергеевна ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ...
предположить, формирование каких результатов обучения, запланированных по дисциплине, он сможет доверить онлайн-курсу [19].
На третьем этапе преподаватель должен построить интегрированную систему оценки. Прежде чем предоставить студентам возможность пользоваться онлайн-курсом, он должен сам пройти его в качестве слушателя. Здесь с точки зрения экспертной позиции определяется пригодность курса для достижения отобранных результатов обучения [20]. А также здесь оценивается достаточность и пригодность используемых на курсе оценочных механизмов. Да данной стадии принимается окончательное решение по модели смешанного обучения, отбираются элементы онлайн-курса, обязательные для использования студентами [21].
На четвертом этапе строится алгоритм интеграции. Массовые открытые онлайн-курсы являются третьей площадкой для работы студентов, поэтому здесь требуется некий центр управления учебным процессом [22].
С введением массовых открытых онлайн-курсов, учебный процесс все больше погружается в цифровое пространство, поэтому площадкой для управления всем процессом должен стать уже существующий электронный курс, который используется преподавателем в поддержку преподавания дисциплины. Если такого курса нет, то необходимо его создать специально [23]. Современные кампусные системы электронного обучения, такие как Moodle, Blackboard, Canvas обладают свойствами таких площадок. С ними легко проводить форумы, консультации, информировать студентов [2430].
Для поддержки интегрированного учебного процесса педагог может разработать специальный график обучения по дисциплине, в которой бы четко указывалось что, когда и в какой среде нужно выполнить, какие баллы за это можно получить, какими ресурсами воспользоваться [31].
На пятом этапе идет оформление рабочей программы, которая должна рассматриваться на методической комиссии.
Шестой этап ознаменован проведением установочной лекции. Преподаватель объясняет студентам как пройти онлайн-курс (регистрация, демонстрация площадки смешанного обучения).
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Мы рассмотрели введение онлайн-курсов в процесс обучения по дисциплине и выявили значимость онлайн-курсов при проектировании учебного процесса. Они служат дополнением к основному материалу по дисциплине, для более углубленного изучения предмета.
При смешанном обучении массовые открытые он-лайн-курсы являются третьей площадкой для работы студентов, поэтому педагогу необходимо выстроить хорошую систему управления. Для этого мы предлагаем использовать уже существующий электронный курс, который преподаватель использовал для дополнения аудиторных занятий. Или же создать такой курс специально, поскольку именно он помогает грамотно организовать взаимодействие между педагогом и студентами в электронной системе.
Также мы установили, что открытые курсы позволяют студентам выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, подбирая для себя более предпочтительные курсы; предоставляют широкие возможности для организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся; обеспечивают преподавание учебного материала необходимыми информационными ресурсами в доступной и удобной электронной форме.
На наш взгляд, построение процесса обучения с использованием онлайн-курсов дает студентам дополнительные возможности для овладения профессиональными компетенциями, что позволяет сформировать грамотного самостоятельного выпускника.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Лаптева А.В., Колдина М.И., Пескова Н.В. Прогностическая деятельность педагога профессионального обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 44-47.
2. Bulaeva, M.N., Vaganova, O.I., Koldina, M.I., Lapshova, A.V., Khizhnyi, A.V. Preparation of bachelors of professional training using MOODLE (2018) Advances in Intelligent Systems and Computing, 622, pp. 406-411.
3. Ilyashenko L.K., Prokhorova M.P., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Aleshugina E.A. Managerial preparation of engineers with eyes of students //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1080-1087.
4. Лоткарева Д.А., АлетугинаЕ.А., Ваганова О.И., Кутепова Л.И. Контекстный подход к профессиональному образованию //Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 169-172.
5. Мальцева С.М., Ваганова О.И., Алетугина Е.А. Интегративно-модульный подход к разработке содержания профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 172-175.
6. Гладкова М.Н., Кутепов М.М., Лунева Ю.Б., Трутанова А.В., Юсупова Д.М. Технология кейс-обучения в подготовке бакалавров// Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 6. С. 21-25.
7. Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Mukhina M.V., Kutepov M.M., Kutepova L.I., Chernysheva T.L. The organization of the test control of students' knowledge in a virtual learning environment MOODLE // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Т. 20. № 3.
8. Мешкова Л.М., Илятенко Л.К., Гайнуллина Т.М. Анализ опытно-экспериментальных данных формирования основы профессиональной подготовки студентов технического вуза при изучении естественнонаучных дисциплин //Наука и бизнес: пути развития. 2014. № 8 (38). С. 24-30.
9. Илятенко, Л.К. Базовые компоненты математической компетентности будущих инженеров по нефтегазовому делу/Л.К. Илятенко//Наука и бизнес: пути развития. -М.: ТМБпринт. -2014. -№ 10(40). -С. 13-17.
10. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Prokhorova M.P., Gladkova M.N. Forming the competence of future engineers in the conditions of context training // International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1001-1007.
11. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Sedykh E.P., Shagalova O.G. Implementation of heurist training technology in the formation of future engineers //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1029-1035.
12. Кутепов М.М., Ваганова О.И., Соколов В.А. Современные подходы к формированию профессиональной компетенции выпускника на основе тренинговой технологии обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-1. С. 205-208.
13. Алетугина Е.А., Ваганова О.И., Прохорова М.П. Методы и средства оценивания образовательных результатов студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 593. С. 13-16.
14. Ваганова О.И., Булаева М.Н., Седых Д.В. Правовая компетентность студентов: сущность, подходы к формированию и оцениванию // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-2. С. 53-56.
15. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Трутанова А.В. Организация контрольно-оценочной деятельности преподавателя вуза в условиях электронного обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-2. С. 51-56.
16. Кутепов М.М. Формирование профессиональных компетенций судей-секретарей по баскетболу//Инновации и инвестиции. 2015. № 8.
17. Гладкова М.Н., Ваганова О.И., Смирнова Ж.В. Технология проектного обучения в профессиональном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 80-83.
18. Груздева М.Л., Смирнова Ж.В. Результаты внедрения модели управления самостоятельной работой обучающихся в образовательный процесс вуза//Вестник Мининского университета.2017. №1. С. 12-23.
19. Кутепов М.М., Бегоутов Л.С. Информационные технологии в спортивном судействе/В сборнике: Интеграция информационных технологий в систему профессионального обучения сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. 2016. С. 30-33.
20. Кутепов М.М., Кутепова Л.И., Никитина О.А. Корпоративная культура студенческого спорта // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 1-1. С. 129-132.
21.. Smirnova, Z., Vaganova, O., Shevchenko, S., Khizhnaya, A., Ogorodova, M., Gladkova, M.: Estimation of educational results of the bachelor's programme students. IEJME. Math. Educ. 11(10), 3469-3475 (2016)
22. Smirnova, Z.V., Mukhina, M.V., Kutepova, L.I., Kutepov, M.M., Vaganova, O.I. Organization of the research activities of service majors trainees (2018) Advances in Intelligent Systems and Computing, 622, pp. 187-193 DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_24
23. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Gruzdeva M.L., Chanchina A.V. Structure and content of the electronic school-methodical complex on the discipline "Mechanics of soils, foundations and foundations" //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1088-1096.
24. Лаптова А.В., Ваганова О.И., Малеева М.С. Психолого-
Балгийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1(26)
279
Vaganova Olga Igorevna, Smirnova Zhanna Venediktovna, Abramova Natalia Sergeevna DESIGNING THE EDUCATIONAL PROCESS ON DISCIPLINE ...
pedagogical sciences
педагогическое сопровождение профессиональной подготовки студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 50-53.
25. Картузова Т.В., Мерлина Н.И., Селиверстова Л.В. Использование некоторых элементов системы Moodle в работе со студентами заочного отделения при изучении математических дисциплин //Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 34-36.
26. Шурыгин В.Ю., Сабирова Ф.М. Реализация смешанного обучения физике средствами LMSMoodle //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 289-293.
27. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Трутанова А.В. Возможности электронной среды Moodle в привлечении абитуриентов вуза // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 13-15.
28. Селиверстова Л.В., Картузова Т.В. Использование элементов системы Moodle в балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 181-183.
29. Kobernyk O.M., Stetsenko N.M., Boichenko V.V., Pryshchepa S.M. Improving professional and pedagogical training of future teachers by Moodle platforms (on the example of the course "pedagogy") // Научен вектор на Балканите. 2018. № 1. С. 53-58.
30. Букушева А.В. Организация самостоятельной работы студентов при изучении компьютерной геометрии в LMS Moodle // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 30-34.
31. Ilyashenko L.K., Smirnova Z.V., Vaganova O.I., Prokhorova M.P., Abramova N.S. The role of network interaction in the professional training of future engineers //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1097-1105.
Статья поступила в редакцию 08.01.2019 Статья принята к публикации 27.02.2019