Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ "СЕТЕВОЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ДЕТСКИЙ САД" В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН'

МОДЕЛЬ "СЕТЕВОЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ДЕТСКИЙ САД" В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ДЕТСКИЙ САД / СЕТЕВОЙ ДЕТСКИЙ САД / СОБЫТИЙНЫЙ ПОДХОД / СОПРОВОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ / E-LEARNING / E-KINDERGARTEN / NETWORK KINDERGARTEN / EVENT APPROACH / SUPPORT FOR PARENTS OF PRESCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудинов Илья Викторович, Уразаков Рим Рафисович

В статье представлена модель «Сетевой электронный детский сад» для системы дошкольного образования республики с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Предложенная модель предполагает проектирование и разработку медиаконтента для организации воспитательной деятельности родителей с детьми на основе событийного подхода. Рассмотрено понятие «событие» в дошкольном образовании. Также описан опыт России и зарубежных стран в сфере обучения дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кудинов Илья Викторович, Уразаков Рим Рафисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF "NETWORKED DIGITAL KINDERGARTEN" IN THE SYSTEM OF PRESCHOOL EDUCATION OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

The article presents a model of "Network electronic kindergarten" for the system of preschool education of the Republic with the use of distance learning technologies and e-learning. The proposed model involves the design and development of media content for the organization of educational activities of parents with children on the basis of event-based approach. The concept of "event" in preschool education is considered. The experience of Russia and foreign countries in the field of preschool education is also described.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ "СЕТЕВОЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ДЕТСКИЙ САД" В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»

ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

И.В. Кудинов, Р.Р. Уразаков МОДЕЛЬ «СЕТЕВОЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ДЕТСКИЙ САД» В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования Республики Башкортостан в рамках проекта ««Разработка и реализация модели «Сетевой электронный детский сад», по направлению разработка и реализация модели «Сетевой электронный детский сад», реализующей экспериментальные и инновационные программы для модернизации технологий, содержания обучения и воспитания по образовательным программам дошкольного образования в общеобразовательных организациях.» Договором №064 от 12 декабря 2016 года о предоставлении гранта в форме субсидии на развитие электронного образования в общеобразовательных организациях Республики Башкортостан.

Ключевые слова: электронное обучение, электронный детский сад, сетевой детский сад, событийный подход, сопровождение родителей дошкольников.

Аннотация: В статье представлена модель «Сетевой электронный детский сад» для системы дошкольного образования республики с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Предложенная модель предполагает проектирование и разработку медиаконтента для организации воспитательной деятельности родителей с детьми на основе событийного подхода. Рассмотрено понятие «событие» в дошкольном образовании. Также описан опыт России и зарубежных стран в сфере обучения дошкольников.

В России дошкольное образование является первым звеном единой образовательной системы. В большинстве стран функционируют стационарные и сезонные ясли, детские сады с различной длительностью работы, дошкольные отделения при начальных классах, материнские школы и специализированные площадки для воспитания и обучения. Образовательная деятельность, целью которой - гармоничное развитие детей и формирование навыков жизни в обществе, осуществляется в соответствии с программами воспитания и обучения. Во всех странах также существуют системы подготовки педагогических работников дошкольного образования. Это могут быть специализированные курсы, средние специальные или высшие учебные заведения.

В статье рассмотрен опыт зарубежных стран в сфере дошкольного образования. Так, например, система дошкольного образования Великобритании ориентирована на поддержку инициативы ребенка, а не на образовательный предмет или учителя. Такой подход обусловлен историей английского образования, на развитие которого оказали влияние известные педагоги Ж.Ж. Руссо, Ф. Фребель, М. Монтессори, считавшие необходимым развивать индивидуальность детей и защищавшие их самостоятельность [1]. Основные цели дошкольного образования Великобритании - это удовлетворение нужд каждого ребенка, его интересов, уважение к индивидуальным особенностям ребенка. При этом предполагается, что каждый ребенок внутренне мотивирован к обучению, любопытен и энергичен по своей природе [2]. Обучение должно встраиваться в процесс игры, инициируемой самим ребенком, а основная задача взрослого сводится не к инструктированию, а к поддержанию игры, предоставлению ребенку разнообразного материала для учебной познавательной деятельности. Практически все английские педагоги признают необходимость использования сюжетно-ролевых игр, рисования и

пшпяготчвснтй журнпл спшнортостпнп м ■■ '" шо1ё 39

пеппгогичесний журнпл опшногтостпнп м 6(79). aoie asSasSs

конструирования как для развития, так и для диагностики уровня становления психики малышей. На практике в английских детских садах большее внимание (помимо фактически обязательных занятий по языку и математике) уделяется исследовательской деятельности: подвижным играм, играм с водой, песком. Для сюжетно-ролевых игр у педагогов зачастую не остается времени.

Дошкольное образование во Франции подразделяется на два этапа: в первый входят младшая и средняя группы детского сада, а второй охватывает старшую группу и является уже начальной школой, так как последний год дошкольного образования - это первые два класса школы [3]. Образовательная программа дошкольного образования предусматривает следующие цели: изучить и постигнуть окружающий мир, научить выражать свою точку зрения; развить воображение; освоить творческие навыки; развить устную речь; помочь подготовиться к письму, школе. Вся система дошкольного образования во Франции выстроена так, что каждый ребенок рассматривается как личность; детские сады не зря называются материнской школой, так как отношение воспитателя к детям схоже с отношением матери к ребенку.

В Германии ядром гражданской концепции семьи является стимулирование внутрисемейного климата, поддержание тёплых семейных отношений, прежде всего -между матерью и ребёнком. Такие понятия как «семья», «детство», «мать», «отец» находятся в центре этой концепции [4]. Приоритетным принципом дошкольного воспитания в Германии остаётся свобода субъектов, в ведении которых находятся детские дошкольные учреждения. В их основе - гуманизм, единство национального и общечеловеческого, педагогическая свобода воспитателей. В перспективе в дошкольном воспитании Германии важнейшие компоненты по-прежнему: воспитательная ситуация, цель воспитания и воспитательный процесс.

В дошкольных учреждениях США внимание уделяется всестороннему развитию детей, нежели приобретению ими специальных знаний и навыков: организуются групповые игры; дети занимаются изготовлением поделок, рисованием, пением, музыкой, физическими упражнениями, прослушивают литературные произведения. До начала обучения грамоте, письменной речи упор делается на развитии устной речи. Правительство рекомендует педагогам ориентироваться на программу развития одаренности по системе Б. Блума [5], согласно которой когнитивные цели преподавания можно представить в виде шести последовательных уровней: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Программа обучения строится с опорой на последовательное достижение когнитивных целей [6]. В сотрудничество с педагогами активно включаются родители. Реализуется программа «Head start» («опережающий старт»), направленная на создание центров раннего развития, в задачу которых входит развитие потенциальных возможностей, а также педагогических и социальных потенциалов каждого члена семьи, успешная интеграция семьи и ребенка в общество [7].

Как можно видеть, все национальные системы образования и воспитания детей дошкольного возраста, какими бы своеобразными и оригинальными они не были, имеют в своей основе универсальные принципы, представляющие единственную и целостную систему дошкольного воспитания и обучения как общецивилизационный феномен. В процессе изучения данной проблематики на современном этапе был выполнен анализ рынка электронного образования, основных электронных образовательных платформ, содержания образования в условиях процесса обучения. Возможность реализации программы дистанционного образования определена законом Российской Федерации «Об образовании», что учитывалось при проведении исследования объемов рынка электронного образования в России и в мире

электронное оерпзоапнне

Дистанционное образование - сравнительно молодое направление, становление которого началось в 90-е годы прошлого века. Первые крупные проекты появились в мире в 2002 году (MITOpenCourseWare), а в России - в 2007-2008 годах. С 2012 года рынок переживает бум дистанционного обучения - появились и начали активно развиваться такие мировые онлайн-площадки, как Coursera, EdX и Udacity.

Проанализировав доступные источники информации, можно сделать вывод, что цифровое образование - один из наиболее быстрорастущих сегментов мирового рынка образования (рост 23 % в год в течение 2012-2017 гг.), однако пока занимает небольшую долю (более 3 %) в общем рынке образовательных услуг.

США занимают около 50 % всего рынка дистанционного образования, при этом в Азии популярность дистанционного образования растет втрое большими темпами (как в объеме потребляемых услуг, так и в количестве новых проектов). Именно в Китае появляются крупные и значимые проекты в различных вертикалях; 34% всех инвестиций в 2015 в EdTech (образовательные технологии) были размещены в Китае, в том числе:

1) «XuetangX» - лидирующая платформа MOOK (массовый открытый онлайн-курс), насчитывающая на октябрь 2016 года 5 миллионов слушателей и 400 курсов (7 % рынка, но при быстром росте на внутреннем рынке и признании местными вузами платформа имеет большой потенциал);

2) «Genshixue» («С кем учиться?») начитывает более 70 тысяч преподавателей и 50 миллионов долларов венчурного финансирования в 2015 году;

3) «17zuoye» («Учимся вместе») - платформа по изучению английского языка и математики; насчитывает более 7 миллионов студентов, 135 миллионов долларов финансирования.

Изучение иностранных языков, детское обучение, прикладные специальности -наиболее востребованные направления обучения. Например, платформа «ABCmouse» -обучающая игровая платформа для детей от 2 до 7 лет, привлекла рекордные для дистанционного образования 150 миллионов долларов в мае 2016 года. «BabyStepTV» -российская платформа с крупнейшей в мире библиотекой видеосоветов для родителей, набирающая популярность на китайском рынке.

Несмотря на то, что российский рынок онлайн-образования стартовал на год позже запуска крупнейших мировых площадок (2013 год), первые крупные проекты появились уже около 5 лет назад. По оценке аналитической компании «J'son&PartnersConsulting» Россия существенно отстает от развитых стран по доле расходов на образование по отношению к ВВП - как государственных, так и частных (2,4% ВВП).

В России существует более 50 активных площадок по различным направлениям и темам:

- лидеры в сегменте платных прикладных курсов - платформы «Нетология Групп», «ELC», «Eduson», «Teachbase»; в 2015 году была запущена популярная платформа «Courson» - российский аналог американской платформы «Udemy»;

- лидеры в сегменте массовых бесплатных курсов - «Универсариум» и «Лекториум»; платформа «Универсариум» использует модель «Coursera», предоставляя дополнительные платные услуги в виде сертификации и дополнительных материалов; планируется монетизация через развитие партнерства с корпорациями;

- лидеры в школьном образовании - платформы «Интернет Урок» и «ЯКласс»; можно отметить платформу «Фоксфорд», входящую в компанию «Нетология Групп» как один из лидеров на данном рынке;

пеппгогичесний журнпл опшногтостпнп м 6(79). aoie bbSsSSs

- лидеры в изучении языков - «LinguaLeo» - 13 миллионов пользователей (по данным J'son&PartnersConsulting в 2013 году на сервисе было более 6 миллионов слушателей из России);

- лидер в детском обучении - ранее упоминаемая платформа «BabyStepTv», которая привлекла 3 миллиона долларов в 2015 году;

- лидер в программировании - платформа «GeekBrains» - более 1 миллиона пользователей, куплена в 2016 компанией «Mail.ru Group».

Завершая обзор образовательных платформ, можно констатировать следующее:

- мировой рынок электронного образования развивается быстрыми темпами, лидерами являются Северная Америка и Западная Европа;

- по темпам роста рынка дистанционного образования на первое место вышли страны Азии, которые опережают страны Западной Европы почти в три раза, а страны Северной Америки - в четыре раза;

- количество слушателей, обучающихся дистанционно, по прогнозу к 2025 году может в 2,5 раза превысить число слушателей, обучающихся по традиционной форме обучения.

Также активно развивается в данном направлении и Республика Башкортостан. В Концепции развития электронного образования республики на период 2015 - 2020 годов отражены ведущие тренды и направления развития образовательных систем вообще и электронного образования в частности. Основные цели Концепции - развитие электронного образования; создание и распространение структурных и технологических инноваций в системе образования; технологическое развитие образовательных организаций; формирование системы постоянного мониторинга удовлетворенности обучающихся качеством образовательного процесса, а также создание необходимой базы электронных материалов для всех уровней образования.

Система дошкольного образования представлена следующими показателями: в республике 1847 дошкольных образовательных организаций, в том числе 1091 самостоятельных, 279 филиалов образовательных организаций, 473 группы дошкольного образования при общеобразовательных организациях.

Численность воспитанников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, а также присмотр и уход за детьми, по данным на 1 января 2018 года составила 239 970 человек. Дошкольным образованием охвачены 70,5% детей в возрасте от 1 года до 6 лет (2016 г. - 69,1 %; 2015 г. - 69,2 %). Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет в Республике Башкортостан составляет 100%.

На сегодняшний день функционируют 31 частный детский сад, общее число воспитанников в данных организациях - 1277 человек, из них 413 детей от 2 месяцев до 3 лет. Также функционируют 116 детских садов, оказывающих услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста. Они созданы индивидуальными предпринимателями, их посещают 2111 детей, из них 1181 ребенок от 2 месяцев до 3 лет.

Всего в настоящее время в дошкольных образовательных организациях работают 19 168 педагогических работников. За последний год увеличилась численность педагогического персонала с высшим образованием. Высшее профессиональное образование имеют 58,4 % (2016 г. - 56,1%), среднее профессиональное - 41,3% (2016 г. -43,4%).

На современном этапе развития системы образования Республики Башкортостан созданы необходимые предпосылки для совершенствования ступени дошкольного образования на основе масштабного использования информационных и

телекоммуникационных технологий, в том числе дистанционных. В 2013 году, в соответствии с посланием Президента Башкортостана Р.З. Хамитова к Госсобранию -Курултаю Республики Башкортостан о поэтапной реализации основных принципов смарт-общества в системе дошкольного образования, в детские сады города Уфы поступили комплекты современного компьютерного оборудования и специальные интерактивные развивающие программы [8].

В настоящее время разрабатывается платформа «Электронный детский сад» на базе портала «Управление образования Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан» (http://ufa-edu.ru). Данная модель отличается узкой направленностью (учет детей дошкольного возраста и комплектование дошкольных образовательных организации), притом, что современное педагогическое сообщество испытывает потребность в качественном сопровождении и поддержке своей инновационной деятельности.

Необходимо отметить, что и психолого-педагогическое сопровождение родителей также является актуальной проблемой. Родители испытывают определенные трудности, если не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, не уверены в своих силах и возможностях. Поэтому представляется необходимой целостная система взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в целях психолого-педагогического сопровождения и поддержки родителей. Кроме этого, анализ сайтов, порталов и форумов дошкольных образовательных организаций показал отсутствие четко структурированной информации об услугах по повышению квалификации педагога дошкольной образовательной организации. Информация, представленная на этих порталах, не всегда актуальна, содержит ссылки на устаревшие нормативные документы. Внедрение новых сервисов и инструментов в профессиональную деятельность педагогов дошкольного образования обусловливает необходимость массового обучения и повышения квалификации воспитателей в области электронного обучения.

Таким образом, можно увидеть, что такой большой регион как Республика Башкортостан нуждается в модели организации дошкольного образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, электронном ресурсе и организационной структуре:

- структурированные материалы для оказания педагогических, консалтинговых, научно-методических услуг по поддержке дошкольного образования в событийной парадигме посредством дистанционных образовательных технологий;

- интерактивные игры и тренажеры для детей дошкольного возраста;

- банк медиаматериалов для образовательной деятельности с детьми и родителями с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, санитарно-эпидемиологических правил и норм;

- личные кабинеты специалистов консультационных центров по оказанию методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи с возможностью получать онлайн-консультации с помощью электронной почты (и обратной связи);

- среда сопровождения профессиональной деятельности педагогов дошкольных образовательных организации с применением электронного обучения и симуляционных технологий;

- материалы для подготовки, переподготовки и повышения квалификации воспитателей и педагогов дошкольных образовательных организаций с целью сопровождения, обучения и аттестации в области электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

пеппгогичесний журнпл опшногтостпнп м 6(79). ао1в ввгааэаз

- постоянно действующие курсы повышения квалификации для педагогов по реализации модели в образовательном процессе детских садов;

- программы профессиональной переподготовки педагогов дошкольных образовательных организации по другим необходимым направлениям;

- видеоматериалы мастер-классов по реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в рамках принятой модели;

- инструментарий реализации сетевого принципа формирования электронного контента и материалов.

На основе изложенного была определена цель проекта - разработка и реализация модели «Сетевой электронный детский сад» с необходимыми инновационными инструментами для системы дошкольного образования.

В соответствии с целью проекта были сформулированы следующие основные задачи:

1. Спроектировать структурно-функциональную модель сетевого электронного детского сада.

2. Разработать электронный событийный контент по изучению раздела образовательной программы (формируется участниками образовательных отношений в дошкольных образовательных организациях в процессе совместной деятельности педагогов, воспитанников и их родителей).

3. Создать нормативно-методическое описание процесса обучения на уровне образовательной организации дошкольного образования при реализации электронного обучения.

4. Составить описание основных инструментов и условий повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров в модели сетевого электронного детского сада.

5. Сформировать схему реализации модели и апробации технологий обучения и воспитания по сетевым образовательным программам дошкольного образования на базе «пилотных» площадок.

В опоре на выявленные тенденции развития национальных систем дошкольного образования и информационно-коммуникационные технологии спроектирована модель «Сетевой электронный детский сад», которая состоит из четырех компонентов: целевого, содержательного, процессуального и рефлексивно-оценочного (рис.1).

Остановимся на характеристике каждого из компонентов модели. Целевой компонент отражает основные установки для реализации модели:

- формировать у ребенка чувство любви к Родине, к своим близким;

- развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни;

- мотивировать желание узнать больше об особенностях природы и истории родного

края;

- воспитывать уважительное отношение к культуре, к традициям, обычаям народов Башкортостана;

- воспитывать нравственные качества личности, такие как толерантность, доброта, отзывчивость, гордость за Родину;

- обеспечить психолого-педагогическую поддержку семей и повышение компетентности родителей - законных представителей - в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей (с использованием положительного опыта семей, проживающих там, где расположена дошкольная образовательная организация; а также с учетом опыта применения дидактических приемов и методов народной педагогики).

Целевые установки находят свое отражение в содержательном компоненте предложенной модели.

электронное оерпзоопние

у

сетевая-электронная информационно-образовательная инструментальная срёда

МОНИТОРИНГ

Родители: Единение с ребенком Педагог: Формирование профессиональных компетенций

Ребенок: Общее развитие

Рис.1. Модель «Сетевой электронный детский сад»

пеппгогичесний журнпл опшногтостпнп м 6(79). ао1в ввгааэаз

Содержательный компонент представляет наибольший интерес, поскольку содержание учебного материала для реализации модели «Сетевой электронный детский сад» проектируется на основе событийного подхода. Как отмечал известный психолог Б.Д. Эльконин, «событие не является следствием и продолжением естественного течения жизни. Событие связано как раз с перерывом этого течения и переходом в другую реальность. То есть событие должно быть осмыслено как ответственное действие, как переход из одного в другой тип поведения, от одних представлений - к другим, от непонимания другого - к его освоению и принятию. Событие нельзя понимать как случайность. Событие предполагает очень серьезную, трудную и напряженную работу и переживание» [10]. С данным подходом согласуются и новые ориентиры развития системы дошкольного образования: содействие развитию ребенка при взаимодействии с родителями; стремление сделать жизнь детей более интересной; формирование инициативного, активного и самостоятельного ребенка; сокращение и упрощение содержания образования для детей дошкольного возраста за счет установления целевых ориентиров для каждой образовательной области. То есть событийный подход рассматривается как продуктивная педагогическая технология организации и осуществления значимых событий в жизни дошкольного коллектива и каждой отдельной личности. Используя данную технологию, мы получаем возможность обеспечить достижение целевых ориентиров, определенных в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования. При этом любой из участников образовательного события - это действительно участник, а не зритель: у каждого свои смыслы, своя деятельность, свои переживания (и достаточно широкие возможности для ребенка при ограниченных содержательно-временных ресурсах):

- в ходе реализации образовательных событий используются соответствующие образовательные технологии: проектного обучения, проблемного обучения;

- образовательные события способствуют интеграции учебно-воспитательного процесса;

- образовательные события формируют эффективное образовательное пространство, направленное на формирование целостной, разносторонне развитой личности;

- образовательные события позволяют систематизировать, обобщить и свести знания в единую гармоничную картину окружающего мира;

- образовательные события способствуют повышению мотивации воспитателя к педагогической деятельности, а ребенка - к обучению.

- образовательные события развивают творческое отношение к собственной деятельности, дают возможность адекватно ее оценивать, вырабатывать навыки саморазвития и самообучения;

- образовательные события способствуют успешной социализации личности.

Событийный подход продолжает и идею педагогической системы А.С. Макаренко,

отмечавшего, что большое значение имеют яркие и волнующие события, вызывающие позитивный эмоциональный отклик в сознании детей всех возрастов [9].

Построение образовательного процесса на основе комплексно-тематического принципа, приближенного к так называемому «событийному» принципу, позволит сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс - более мотивированным. В основу реализации комплексно-тематического планирования разработанной модели положены следующие события, согласующиеся с основной целью модели:

- яркое событие в природе, социальной жизни общества или праздник;

- яркие события, специально смоделированные воспитателем путем внесения новых, необычных интересных предметов;

ЭЛ€КТРОННО€ осппзоппние

- события, формирующие чувство гражданской идентичности ребенка: День России, День защитника Отечества, День Победы;

- явления нравственной жизни: Дни «спасибо», доброты, друзей;

- явления окружающей природы: Дни воды, земли, птиц, животных;

- в мире искусства и литературы: Дни поэзии, детской книги, театра;

- традиционные праздничные события семьи, общества и государства: Новый год, 8 марта, Сабантуй, День матери;

- наиболее социально значимые профессии: День воспитателя, День врача, День работников пищевой промышленности, День строителя и так далее.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сущность образовательного события в том, что детская деятельность в специально организованных условиях позволяет получить опыт, который превращается в средство для достижения новой, уже более высокой цели.

Процессуальный компонент - обеспечение взаимодействия участников образовательного процесса по освоению содержания образования дошкольников посредством виртуальной образовательной среды и через организацию совместной деятельности родителей и ребенка. Обязательным элементом данного компонента является сопровождение организованной образовательной деятельности с использованием электронных ресурсов, которую можно разделить на две составляющие: сопровождение технических элементов - техническая поддержка; сопровождение педагогов и родителей -методическое обеспечение.

Результативный компонент - это организация мониторинга полученных достижений субъектов дошкольного образования с последующим сопоставлением с запланированной целью и корректировкой содержательного и процессуального компонентов модели. Первый этап апробации на одиннадцати пилотных площадках и с привлечением более пятидесяти педагогов и родителей показал, что педагоги готовы к применению электронного обучения, а родители активно включаются в деятельность по развитию детей при правильно организованном сопровождении со стороны педагога-тьютора.

Промежуточные результаты по внедрению модели «Сетевого электронного детского сада» включают:

- внедрение инновационных программ сетевых технологий в содержание дошкольного образования;

- переподготовку и повышение квалификации участников образовательных отношений;

- создание сетевой электронной информационно-образовательной инструментальной среды, направленной на сопровождение системы дошкольного образования;

- сопровождение родителей детей дошкольного возраста по актуальным проблемам семейного образования.

Таким образом, разработанная модель соответствует условиям информатизации системы дошкольного образования и отвечает требованиям федерального государственного стандарта образования, санитарно-эпидемиологических правил и норм, действующей нормативной базы, а также запросам современного общества.

1. Фуряева, Т.В. Качество функционирования детского сада как актуальная социально-педагогическая проблема отечественной и зарубежной теории и практики дошкольного воспитания [Текст] // Материалы конференции КГПУ. - Красноярск, 2014 .

2. Воскресенская, Н.М. Англия: Стратегические направления развития образования / Дошкольное воспитание.- 2016. -

№4.

3. Дошкольное образование во Франции и его особенности. Материалы анализа [Электронный ресурс]. - URL : http://russenfrance.com/stories/doshkolnoe-obrazovanie.

4. Веракса, А.Н. Развитие дошкольного образования в Германии // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2017. - № 2.

5. Дошкольное образование в США [Электронный ресурс]. - URL : http://oriandofl-usa.com/spravca/obr/doshkolnoe-obrazovanie-v-ssha.

пеппгогичесний журнпл спшнортостпнп м 6(79). aoie bbSsSSs

6. Блум, Б. Когнитивно-таксономическая теория [Электронный ресурс]. - URL : http://studme.org/60335/filosofiya/kognitivno-taksonomicheskaya_teoriya_bluma.

7. Дошкольное образование в США. [Электронный ресурс]. - URL : http://orfandofi-usa.com/spravca/obr/doshkolnoe-obrazovanie-v-ssha.

8. Послание Главы Республики Башкортостан Р.З. Хамитова Государственному Собранию - Курултаю Республики Башкортостан (26.11.2015) [Электронный ресурс]. - URL : http://www.gsrb.ru/nj/supplement/message-rb/poslanie2015.php.

9. Макаренко, А.С. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. А.С. Макаренко. - Москва, 1977. Т.1.

10. Эльконин, БД. Событие действия (Заметки о развитии предметных действий II) // Культурноисторическая психология. - 2014. - № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.