Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

МОДЕЛЬ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
541
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРУЖКОВАЯ РАБОТА / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЙ КРУЖОК / БИМОДАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / CIRCLE WORK / E-LEARNING / E-CIRCLE / BIMODAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергиенко Иван Викторович, Крымова Миляуша Айратовна, Изгарина Гульжанат Кадиржановна, Бахтиярова Венера Фаритовна

В статье рассматриваются вопросы проектирования и организации кружковой работы с использованием технологий электронного обучения, подготовки педагогов к реализации электронной кружковой деятельности и промежуточные результаты апробации моделей работы электронных кружков на базе образовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергиенко Иван Викторович, Крымова Миляуша Айратовна, Изгарина Гульжанат Кадиржановна, Бахтиярова Венера Фаритовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL GROUPS WORK USING E-LEARNING TECHNOLOGY

The article deals with the design and organization of circle work with the use of e-learning technologies, training of teachers to implement e-circle activities and the intermediate results of testing models of electronic circles on the basis of educational organizations.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

И.В. Сергиенко, М.А. Крымова, Г.К. Изгарина, В.Ф. Бахтиярова

МОДЕЛЬ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ

ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования Республики Башкортостан в рамках проекта «Разработка и реализация модели кружковой работы, обеспечивающей практическую подготовку обучающихся, с использованием технологий электронного обучения (различных тренажеров, симуляторов) и формированием базы соответствующих материалов» Договором №06-20 от 20 декабря 2017 года о предоставлении гранта в форме субсидии на развитие электронного образования в общеобразовательных организациях Республики Башкортостан.

Ключевые слова: кружковая работа, электронное обучение, электронный кружок, бимодальное обучение.

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы проектирования и организации кружковой работы с использованием технологий электронного обучения, подготовки педагогов к реализации электронной кружковой деятельности и промежуточные результаты апробации моделей работы электронных кружков на базе образовательных организаций.

Глобализация и информатизация современного общества носят всеобъемлющий характер и оказывают влияние на все институты жизнедеятельности человека, в том числе и на образование. Традиционное образование дополняется электронным, система образования становится бимодальной, сочетая в себе полнообъемное традиционное и электронное обучение. Бимодальность становится характерной чертой современного образования, а развитие информационных технологий его основной составляющей. Активность интеграции образовательного процесса характерна основному учебному процессу в образовательных организациях и позволяет вывести его на новый качественный уровень, делая учебный процесс гибким, мобильным, адаптивным к условиям социума. Интеграция традиционных и электронных форм обучения позволяет по-новому формировать учебный процесс, повышая его качество. Наблюдается активизация внедрения дистанционных образовательных технологий в систему дополнительного образования детей и взрослых.

Формирование и развитие системы дополнительного образования детей является приоритетным направлением государственной образовательной политики в Российской Федерации. В соответствии с Указом Президента от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» к 2020 году охват детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительными общеобразовательными программами должен достичь 70-75% [2]. Утвержденная Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р) определяет следующие основные направления:

1. Персонализация дополнительного образования детей;

2. Обеспечение доступности дополнительных общеобразовательных программ;

3. Расширение спектра дополнительных общеобразовательных программ;

4. Развитие системы управления качеством реализации дополнительных общеобразовательных программ.

5. Развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования

детей;

6. Модернизация инфрастуктуры дополнительного образования [3].

Реализация вышеуказанных направлений Концепции требует внедрения инноваций

в организацию дополнительного образовательного процесса, а именно широкого применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в интеграции с традиционной подготовкой. Особенно остро данная проблема затрагивает общеобразовательные учреждения и центры дополнительного образования в контексте орагнизации кружковой работы. Сегодня кружковая работа как форма дополнительного

70

П€ППГОГИЧ«СИИЙ ЖЫРНПЛ БЯШИОРТОСТЯНЯ М 6(79). ЯО!в

образования детей качественно сформирована и совершенствуется в традиционном формате. Особенности ее организации в общеобразовательных организациях и центрах дополнительного образования детей рассмотрены в работах многих педагогов-исследователей.

Однако особенности электронной кружковой работы в системе дополнительного образования детей в настоящее время разработаны недостаточно - отсутствуют методики и технологии организации и управления, что требует определенных решений в системе бимодального и электронного образования. Как отмечает профессор Асадуллин Р.М. «Бимодальная модель представляет организацию, которая совмещает традиционную систему образования и систему электронного университета с дистанционным образованием». Ю.Р.Галиханова дополняет эту мысль: «использование дистанционных образовательных технологий в организации образовательного процесса является важным элементом, определяющим особенности проектирования взаимодействия участников учебного процесса, организацию его деятельности и разработку системы управления его элементами и качеством образования» [4]. Также и Корниенко С.А. пишет: «Дополнительные общеобразовательные программы должны реализовываться посредством информационно-образовательной среды за счет использования информационных технологий, развития дистанционных и сетевых форм организации деятельности» [7]. Во многих работах подчеркивается необходимость создания инновационных образовательных структур с бимодальной организацией, реализацией основного и дополнительного образовательного процесса и применение дистанционных образовательных технологий, что актуально для системы дополнительного образования детей, и, в частности, кружковой работы с использованием технологий электронного обучения.

В соответствии с вышеуказанным подходом на базе БГПУ им.М.Акмуллы и образовательных организаций - пилотных площадках осуществляется исследование и апробация предложенной модели в рамках проекта «Разработка и реализация кружковой работы, обеспечивающей практическую подготовку обучающихся, с использованием технологий электронного обучения (различных тренажеров, симуляторов) и формированием базы соответствующих материалов». В частности, отрабатывается модель электронного кружка, в котором предполагается практическая подготовка, развитие и самореализация обучающихся (формирование познавательных потребностей) с использованием технологий электронного обучения. Разработанная рабочая модель кружковой работы представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Рабочая модель кружковой работы с использованием технологий электронного обучения

71

пеппгогичесний журнпл опшногтостпнп м 6(79). ао1в ввгааэаз

Рабочая модель кружковой работы с использованием технологий электронного обучения включает четыре компонента:

1. «Общая характеристика кружка»: включает в себя общую информацию по кружковой работе, содержит обзорный видеоролик, информацию о рекомендуемой аудитории обучающихся (уровни обучения) и сведения о разработчике;

2. «Творческое развитие (обучение)»: включает базу учебных материалов, созданных на основе технологий электронного обучения, и содержит три блока:

- блок «Знакомство» - первичное ознакомление с предметом кружка (аннотация), заполнение анкетных данных, входное тестирование первичных знаний, умений, навыков (в случае необходимости), распределение обучающихся по группам;

- блок «Учебно-практический» - электронные учебные материалы: текстографические и / или мультимедийные лекционные материалы, практические задания, список рекомендуемой литературы; с помощью различных учебных демонстрационных роликов в виртуальном режиме обучающемуся можно показать проекты, как примеры качественного конечного продукта; блок предоставляет учебные материалы, а также возможность перехода по гиперссылке для выполнения онлайн-упражнений и тренировки на симуляторах и тренажерах;

- блок «Самостоятельная творческая работа» - темы творческих работ для самостоятельной работы и последующей оценки педагогом, методические рекомендации по созданию электронной презентации проекта, изготовление электронной презентации проекта;

3. «Аттестация»: включает базу контрольно-измерительных материалов. Содержит следующие блоки:

- блок «Промежуточная аттестация» - оценка освоения учебно-практического блока с целью выявления готовности перехода к блоку «Самостоятельная творческая работа».

- блок «Представление и защита проектов» - электронные презентации, выполненные в предыдущем блоке; предусматривается получение электронного сертификата об окончании кружка;

4. «Сопровождение»: включает механизм взаимодействия всех участников кружка -систему взаимодействия с педагогом и специалистами технической поддержки.

Разработанная рабочая модель электронного кружка для полноценного функционирования требует содержательного наполнения всех компонентов, а также разработки нормативно-методической базы и инструментария.

Для всех компонентов и этапов модели кружковой работы с использованием технологий электронного обучения разработаны технологические карты; определены терминологический аппарат, выполняемые операции и действия. Содержание всех компонентов электронного кружка должно соответствовать критериям, предъявляемым к кружковой работе (данные критерии имеют много общего с критериями, предъявляемыми к традиционным кружкам), но при этом имеются и различия, связанные со спецификой электронного образовательного процесса и взаимодействия между участниками кружковой работы. Рассмотрим основные критерии традиционного и электронного кружка (таблица 1).

Таблица 1

Критериально-сравнительная характеристика традиционного и электронного кружка

Критерии сравнения Традиционный кружок | Электронный кружок

Цель кружковой работы В широком смысле - содействие интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию личности обучающихся, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.

В узком смысле - углубление и расширение кругозора обучающихся, удовлетворение их интересов и склонностей, развитие творческих способностей, практических умений и навыков, приобщение к общественно полезному, производительному труду.

Задачи кружковой работы

решать проблему занятости детей в пространстве свободного времени;

- организовать целесообразную деятельность ребёнка по саморазвитию и самосовершенствованию;

- совершенствовать знания и развивать межпредметные связи в субъективной культуре ребёнка, способствовать построению целостной картины мира в его мировоззрении;

- формировать навыки общения со сверстниками, старшими и младшими;

- формировать самодисциплину, самоорганизованность и самоконтроль у учащихся;

- развивать познавательную активность

Принципы кружковой работы

Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка. Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка. Единство обучения, воспитания, развития.

Реализация практико-деятельностной основы образовательного процесса.

Функции кружковой работы

- Образовательная - обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;

- Воспитательная - обогащение и расширение культурного слоя, формирование культурной информационной среды;

- Креативная - создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;

- Компенсационная - освоение ребенком новых направлений кружковой деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;

- Рекреационная - организация содержательного досуга, как сферы восстановления психо-физических сил ребенка;

- Профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов обучаемого, включая предпрофессиональную ориентацию;

- Функция социализации - освоение обучаемым социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни обществе;

- Функция самореализации - самоопределение обучающегося в информационной, социальной и культурной сферах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие;

- Контролирующая - проведение рефлексии, оценивание эффективности деятельности за определенный период времени [5]._

Методы и приемы кружковой работы

- словесные;

- практические;

- диагностические методы;

- методы контроля уровня усвоения теоретических знаний;

- методы контроля уровня овладения практическими навыками работы

- словесные;

- практические;

- диагностические методы;

- методы контроля уровня усвоения теоретических знаний;

- методы контроля уровня овладения практическими навыками работы, основанные на применении технологий электронного обучения

Время посещения кружка

в определенное ограниченное время, по расписанию

в любое свободное время

Форма общения обучающихся с преподавателем

непосредственное прямое общение в процессе работы над заданием

дистанционное общение синхронным или асинхронным

методом. Синхронный метод обеспечивает одновременное

присутствие обучающегося и преподавателя в сети и виртуальной среде (чат). При асинхронном методе общение осуществляется с задержкой (электронная почта,

пеппгогичесний журнпл опшногтостпнп м 6(79). ао1в ввгааэаз

форум)

Форма организации занятий традиционная дистанционная

Продолжительность занятий 35 минут - 90 минут ссогласно санитарно-эпидемиологическим требованиям время непрерывного использования на уроках компьютера с жидкокристаллическим монитором по продолжительности не должна превышать 20 минут в 1-4 классах, 30 минут - в 5-8 классах

Форма проверки выполненных заданий выполненные задания обучающиеся показывают преподавателю выполненные задания обучающиеся прикрепляют и отправляют преподавателю на проверку, используя телекоммуникационные технологии

Участие преподавателя обучающиеся выполняют задания под непосредственном руководством преподавателя, преподаватель оказывает необходимую помощь и поддержку обучающимся обучающиеся выполняют задания самостоятельно без непосредственного участия преподавателя

Организация взаимодействия с преподавателем непосредственное взаимодействие обучающихся с преподавателем во время занятия информационное взаимодействие между обучающимися и преподавателем посредством информационных технологий

Стиль общения обучающиеся получают возможность общаться и работать в команде в рамках только своей школы или центра дополнительного образования обучающиеся получают возможность общаться и взаимодействовать со сверстниками из других школ, а также овладевать навыками безопасной работы в сети Интернет

Требования к разработке кружка на основе разработанных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ по направлениям развития личности (туристко-краеведческое; физкультурно-спортивное; техническое; художественное; естественно-научное; социально-педагогическое) на основе разработанных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и специально созданного электронного контента, включающего электронные информационные и образовательные ресурсы (информационные образовательные сервисы, средства, технологии, созданные на программно-аппаратной платформе)

Требования к преподавателю наличие соответствующего основного и / или дополнительного профессионального образования наличие соответствующего основного и / или дополнительного профессионального образования для работы в системе дополнительного образования и в системе электронного образования с применением дистанционных образовательных технологий

Материально-техническое обеспечение зависит от направленности и вида кружка персональный компьютер с выходом в интернет, наличие принтера, сканера, камеры или другого специального оборудования

Традиционный и электронный кружки имеют много общего в целеполагании, задачах, приоритетных принципах и функциях, но дифференцируются по методам и приемам обучения, организации взаимодействия, стилю общения обучающихся с педагогом, требованиям к разработке кружка, уровню подготовки педагога, материально-техническому обеспечению.

Преимуществами электронного кружка является следующее:

Доступность. Доступ к электронному кружку предоставляется в любой момент времени и из любой точки мира (где есть доступ в интернет). Обучение в электронных

кружках организованы по принципу «24/7/365»: обучающийся может работать в кружке 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году; электронный контент доступен в любой момент, обучающиеся в значительной степени самостоятельно решают, в каком темпе им заниматься;

Информационная доступность. Находясь в среде интернет, обучающийся может непосредственно в процессе работы над материалом кружка обратиться к любым мировым источникам информации (ресурсы других образовательных центров, электронные библиотеки по всему миру и т.д.);

Автоматизация учебного процесса - педагогу нет необходимости составлять множество однотипных вариантов заданий для теста и проверять результаты их исполнения: система подберет любые параметры по желанию преподавателя и осуществит проверку и сохранение результатов в журнале;

Мультимедийность. Помимо традиционной текстовой и графической информации, в электронных кружках используются видеоматериалы, текстографические материалы, презентации, тренажеры, чем обеспечивается наглядность преподаваемого материала и возможность обучающимся использовать механизмы восприятия новой информации;

Электронная кружковая работа осуществляется в течение всего учебного года. Она предусматривает активное взаимодействие обучающегося как с преподавателем -координатором кружка, так и с другими участниками кружка, сотрудничество в процессе познавательной и творческой деятельности. Эффективность кружковой работы с использованием технологий электронного обучения зависит от качества используемых материалов (дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ) и мастерства педагогов, участвующих в этом процессе. Поэтому педагогическая, содержательная организация кружковой работы (как на этапе разработки модели, так и в процессе ее внедрения) является приоритетной.

При реализации электронной кружковой работы педагог выполняет роль координатора, консультанта: готовит и размещает электронный контент, формулирует темы творческой работы; контролирует ход выполнения проекта, выявляет затруднения обучающихся для своевременной корректировки образовательного процесса, осуществляет фиксацию процесса кружковой работы, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы кружковой работы. Для работы в условиях электронного кружка педагоги должны иметь соответствующий уровень подготовки: были организованы курсы повышения квалификации «Конструирование электронного контента для организации кружковой деятельности с использованием технологий электронного обучения». Цель курса - повышение /Т-компетентности педагогов в области электронного образования, дистанционных образовательных технологий, электронного образовательного контента для кружка. Особенность курсов - практикоориентированный подход; результы - разработка электронного учебного контента, включающего аннотацию, список литературы, словарик, текст, видеозанятие, тест, практическое задание.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обучение на практикориентированных курсах прошли пятьдесят педагогов общеобразовательных организаций и центров дополнительного образования, сто пять педагогов в настоящее время обучаются на данных курсах. Благодаря обучению педагоги разработали электронный контент и сформировали пятнадцать электронных кружков в своих образовательных учреждениях: «Акварельный мир», «Занимательная информатика», «Оригами. Стартовый уровень», «Я учу башкирский язык», «Обучение технике "пастель"», «Занимательная математика», «Говорим о странах на английском», «В гостях у слова», «Художественное конструирование», «Мир информатики», «Электрогитара. Стартовый уровень», «Лего-мастерская», «Цифровое редактирование фонограмм», «Мир аппликации», «Школьное телевидение. Страна знаний». Разработанные кружки внедрены в

пеппгогичесний журнпл опшногтостпнп м 6(79). ао1в ввгааэаз

образовательный процесс общеобразовательных организаций и на сегодняшний день проходят апробацию (таблица 2.).

Таблица 2.

Пилотные площадки проекта.

№ п/п Наименование образовательной организации Количество обучающихся, подписавшихся на эл. кружки

1. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Республиканская художественная гимназия-интернат имени Касима Аскаровича Давлеткильдеева» 33

2. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Республиканский политехнический лицей-интернат» (г. Кумертау) 10

3. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Башкирский лицей имени М.Бурангулова с. Раевский МР Альшеевский район РБ» 13

4. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия с. Раевский муниципального района Альшеевский район РБ» 10

5. Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 с. Бакалы муниципального района Бакалинский район РБ» 6

6. Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 с. Старобалтачево муниципального района Балтачевский район РБ» 104

7. Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа д. Абдулмамбетово муниципального района Бурзянский район РБ» 26

8. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей с. Месягутово муниципального района Дуванский район РБ» 15

9. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа дер. Кабаково МР Кармаскалинский район РБ» 63

10. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей с. Нижнеяркеево муниципального района Илишевский район РБ» 29

11. Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Башкирская гимназия с. Большеустьикинское муниципального района Мечетлинский район Рб» 12

12. Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Лицей №1 с. Большеустьикинское муниципального района Мечетлинский район РБ» 15

13. Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа д. Алексеевка муниципального района Уфимский район РБ» 6

14. Му ниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 с. Акъяр муниципального района Хайбуллинский район РБ» 8

15. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа села Уфимский муниципального района Хайбуллинский район РБ» 9

16. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12» городского округа город Октябрьский РБ 43

17. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13» городского округа город Октябрьский РБ 43

18. Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных техников г. Баймака муниципального района Баймакский район РБ» 10

19. Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов г. Баймака муниципального района Баймакский район РБ» 11

20. Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Лицей-интернат муниципального района Давлекановский район РБ» 10

21. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества муниципального района Давлекановский район РБ» 7

22. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Ишимбай муниципального района Ишимбайский 29

район РБ»

23. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа имени Исхакова Алмаза Салимовича села Уральск муниципального района Учалинский район» 10

24. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» городского округа город Агидель РБ 50

25. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №14», г. Стерлитамак 15

26. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №18», г. Стерлитамак 8

27. Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец детского и юношеского творчества» городского округа город Октябрьский РБ 66

28. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 71» г. Уфа 30

29. Му ниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 76» г. Уфа 16

30. Му ниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 82» г. Уфа 59

31. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 106 «Содружество» г. Уфа 22

32. Му ниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 109 имени М.И. Абдуллина» г. Уфа 11

33. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 19 имени Б.И. Северинова» 20

Сорок девять педагогов занимаются сопровождением электронных кружков, дистанционным взаимодействием с разработчиками и участниками кружковой работы; совместно с разработчиками оценивают эффективность, а также нормативно-правовую, технико-технологическую и учебно-методическую составляющие электронного кружка; оценивают образовательный процесс с позиций педагога, обучающегося и родителей; взаимодействуют с разработчиками электронных кружков при внесении корректировок, дополнений и изменений. В настоящее время в электронных кружках занимаются восемьсот девятнадцать обучающихся, из них восемь обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Конструирование и разработка электронных кружков являются приоритетными для системы дополнительного образования детей и взрослых, а промежуточные результаты совместной работы университета и пилотных площадок подтвердили актуальность данной работы, высокую заинтересованность обучающихся и их родителей:

- деятельность образовательных организаций, реализующих кружковую работу с применением технологий электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в современных условиях должна соответствовать государственной политике в сфере образования, опираться на нормативно-законодательную базу; основное предназначение дополнительного образования - действовать в интересах ребенка, его семьи и государства;

- внедрение в традиционную кружковую работу дистанционных образовательных технологий позволяет конструировать и формировать новую форму дополнительного образования - электронные кружки;

- интеграция традиционной и электронной кружковой работы существенно расширяет возможности системы дополнительного образования;

- электронная кружковая работа обеспечивает вариативное дистанционное взаимодействие между участниками процесса: педагогами, обучающимися и родителями;

- разработка образовательного контента для электронных кружков обогащает информационно-образовательную среду образовательной организации;

пеппгогичесний журнпл опшногтостпнп м 6(79). aoie bbSsSSs

- подготовка педагогических кадров к разработке электронного контента, реализация дополнительного образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий повышает профессиональный уровень педагогов (через формирование ИКТ-компетенций) и качество образовательного процесса;

- электронные кружки на основе представленной модели позволяют реализовать парадигму «обучение на месте проживания» (в том числе отдаленных или сельских малокомплектных школах, а также обучающихся с ОВЗ);

- электронная кружковая работа экономит бюджетные средства (содержание помещений и оплата коммунальных услуг) и семейный бюджет, снижает организационные затраты на дополнительное образование детей.

Заметим, что ряд вопросов теоретического и прикладного характера требуют дополнительной проработки, как и дальнейшая отработка предложенной модели. Развитие же кружковой работы с использованием технологий электронного обучения является не только целью образования в условиях дополнительного образования детей, но и средством, позволяющим эффективно осуществлять инновационные образовательные процессы.

1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-Ф3 (последняя

редакция).

2. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»

3. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».

4. Асадуллин, Р.М. Бимодальный университет: инновационный вектор развития БГПУ им. М. Акмуллы в системе образования РФ [Текст] / Р.М. Асадуллин, И.В. Сергиенко, И.В. Кудинов, Ю.Р. Галиханова // Педагогический журнал Башкортостана. - 2016. - №4 (65) - С.64-68.

5. Владимирова, Л.М. Организация внеурочной деятельности детей-инвалидов с использованием дистанционных технологий // Ресурсы образования. Портал информационной поддержки специалистов дошкольных организаций [Электронный ресурс]. - URL: https://www.resobr.ru/article/38723-organizatsiya-vneurochnoy-deyatelnosti-detey-invalidov-s-ispolzovaniem-distantsionnyh.

6. Государев, И.Б. Электронное обучение: тенденции развития моделей и опыт применения [Текст] // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - Санкт-Петербург, 2013. -№162. - С.162-166. - [Электронный ресурс]. - URL : http://lib.herzen.spb.ru/text/gosudarev_162_162_166.pdf.

7. Корниенко, С.А. Применение дистанционных образовательных технологий в дополнительном образовании детей [Текст] / С.А. Корниенко // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015 - С.124-127

8. Кудинов, И.В. Модель кружковой деятельности в информационной образовательной среде [Текст] / И.В. Кудинов, Е.В. Карунас // Педагогический журнал Башкортостана. - 2018. - №4 (65) - С.135-142.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.