Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН В СВЕТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН В СВЕТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН / REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN / E-EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов Руслан Халикович, Салаватова Самира Салиховна, Дмитриев Владислав Леонидович

Статья посвящена описанию одной из частей аналитико-диагностического этапа исследования авторского коллектива, целью которого является характеристика общего состояния электронного обучения в Республике Башкортостан. Характеристика составлена на основе цифровых данных, приведенных в официальных документах по республике, а также на основе анализа существующих интернет-ресурсов и школьных сайтов, доступных отчетных документов отдельных школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каримов Руслан Халикович, Салаватова Самира Салиховна, Дмитриев Владислав Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL SYSTEMS REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN IN THE VIEW OF REALIZATION ELECTRONIC LEARNING

The article is devoted to the description of one of the parts of the analytical and diagnostic stage of research of the author's collective, the purpose of which is to characterize the general state of e-learning in the Republic of Bashkortostan. The characterization is based on the digital data provided in the official documents for the Republic, as well as on the basis of the analysis of existing Internet resources and school sites, available reports from individual schools.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН В СВЕТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

Р.Х. Каримов, С.С. Салаватова, В.Л. Дмитриев

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН В СВЕТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Ключевые слова: электронное обучение, Республика Башкортостан.

Аннотация: Статья посвящена описанию одной из частей аналитико-диагностического этапа исследования авторского коллектива, целью которого является характеристика общего состояния электронного обучения в Республике Башкортостан. Характеристика составлена на основе цифровых данных, приведенных в официальных документах по республике, а также на основе анализа существующих интернет-ресурсов и школьных сайтов, доступных отчетных документов отдельных школ.

Экспоненциальный рост развития информационных технологий все глубже затрагивает сферу образования. Современная ситуация в мире такова, что практически все развитое мировое сообщество путем информационных технологий встает на путь совершенствования новых форм организации учебного процесса, переходя на индивидуализацию обучения. Одной из таких форм, позволяющих повысить квалификацию обучающихся (школьников, студентов, работников различных предприятий и организаций), является электронное обучение, поэтому его необходимо воспринимать как неотъемлемую часть новой реальности.

В рамках современной системы образования электронное обучение (в-1вагп1пд) воспринимается как инновация, за основу которой взяты дистанционные технологии (последние дали возможность организации дистанционного обучения, которое к началу XXI века стало одним из наиболее перспективных и эффективных систем подготовки специалистов в различных областях знаний). Востребованность нового формата обучения, с одной стороны, связана с тем, что он позволяет обеспечить высокий уровень доступности образования, а с другой стороны, повысить его качество.

Как показал анализ нормативно-правовых документов федерального уровня, в настоящее время в Российской Федерации сформирован и реализуется комплекс стратегических задач, направленных на развитие отечественной системы образования. Официальные документы ориентируют на «создание условий для эффективного развития российского образования, направленного на обеспечение доступности качественного образования, отвечающего требованиям современного инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации» [7].

Приоритетные направления государственной политики в области развития образования определяются, прежде всего, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Несомненным прогрессивным шагом в направлении развития сетевой формы обучения, внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в отечественную образовательную систему является законодательное закрепление в названном документе возможности реализации образовательной программы «посредством сетевых форм» (статья 15 Закона) и норм реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (статьи 13 и 16 Закона) [11].

В Республике Башкортостан (далее - РБ) стратегия развития электронного образования определяется Государственной программой «Развитие образования Республики Башкортостан», утвержденной Постановлением Правительства РБ от 21 февраля 2013 года №54 (с изменениями на 17 января 2018 года) [1]; «Концепцией развития электронного образования в Республике Башкортостан на период 2015-2020 годов» (далее - «Концепция»), утвержденной Постановлением Правительства РБ от 10 сентября 2015 г. №368 [3], «Планом мероприятий ("дорожной картой") по развитию электронного образования в Республике Башкортостан на период 2015-2020 годы», утвержденным

99

ПСОЯГОГИЧССНМЙ ЖИРНЯЯ СЯШНОРТОСТЯНЯ N 2(75). »11

пеппгогичесний журнпл епшкортостпнп м 2(75), яога э®б°жв

Распоряжением правительства РБ от 22 сентября 2015 года №1018-р [4], и рядом последующих официальных документов по реализации «Концепции».

«Концепция» ориентирована, прежде всего, на решение наименее проработанных вопросов, связанных с развитием электронного образования, и призвана придать необходимый стимул модернизации системы образования в республике. В этом документе достаточно полно и убедительно обосновывается необходимость использования возможностей сетевых образовательных технологий и электронного обучения для развития электронного образования в РБ. В качестве основных характеристик современности названы «глобализация рынка образования», «неравномерность развития образовательных центров», «создание крупных федеральных университетов, локализованных в определенных точках роста российской экономики», «отсутствие координации между образовательными организациями и единой базы знаний на республиканском уровне» как обстоятельства, ведущие к оттоку наиболее востребованной и талантливой молодежи в другие регионы России, а также к миграции в зарубежные страны. В связи с выделенными обстоятельствами в Концепции подчеркивается необходимость развития экономики региона, продвижения региона на российский и международный уровни в статусе развивающего передовые технологии электронного образования, повышения общего уровня знаний населения в области ИК-технологий, расширения масштаба и перечня использования государственных услуг в электронной форме, формирования национальной идентичности, культурно-нравственного воспитания подрастающего поколения в духе знания отечественной истории, следования национальным традициям. Решение этих задач, естественно, невозможно без высокопрофессиональных кадров [3].

На пути решения выделенных проблем в республике, в целях реализации «Концепции» на уровне Правительства принимается ряд важных распоряжений. Указом Главы РБ от 4 марта 2016 года №УГ-51 «О дополнительных мерах по развитию электронного образования в Республике Башкортостан» [9] и «Планом организационно-технических мероприятий Министерства образования РБ по выделению грантов в форме субсидий на развитие электронного образования в общеобразовательных организациях и осуществления контроля за их целевым использованием», утвержденным Приказом МО РБ от 17 августа 2016 г. № 983, выделены гранты по ряду приоритетных направлений, связанных с разработкой электронных информационно-образовательных сред, разработаны «Унифицированные функционально-технические требования к информационной системе образовательной организации (всех уровней образования)», утвержденные Приказом Государственного комитета РБ по информатизации и вопросам функционирования системы «Открытая Республика» от 18 апреля 2016 года №43-ОД [10].

В качестве одного из приоритетного направления развития электронного образования в республике, поддерживаемого грантом, выделена разработка электронной информационно-образовательной среды по реализации модели геймификации образовательного процесса [2], выполняемая творческой группой, в составе которой авторы настоящей статьи.

Объектом нашего исследования является электронное образование в РБ и применение принципов геймификации при его организации. При этом геймификация образовательного процесса понимается как использование игровых элементов и игровых механик для решения проблем в неигровой сфере и воспринимается как один из механизмов гибкой адаптации современной образовательной системы к изменениям в информационном пространстве.

Общая характеристика состояния электронного образования в РБ составлена нами на основе цифровых данных, приведенных в официальных документах по Республике, на

электронное оерпзоапнне

основе ознакомления с доступными отчетными документами отдельных школ, а также существующих Интернет-ресурсов и школьных сайтов.

В таблице 1 представлены статистические данные о количестве образовательных учреждений в РБ согласно информации Федеральной службы государственной статистики по данным на 25 сентября 2017 года [8].

Таблица 1

Статистические данные по Республике Башкортостан о количестве образовательных учреждений _и численности обучающихся на 2015/2016 и 2016/2017 учебные годы_

Тип организации Количество организаций на 2015/2016 уч. год / число обучающихся в них (в тыс.) Количество организаций на 2016/2017 уч. год / число обучающихся в них (в тыс.)

Общеобразовательные организации 1375 / 444,4 1353 / 454,2

Образовательные организации, осуществляющие деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования 88 / 81,0 114 / (не указано)

Образовательные организации высшего образования 11/114,4 10/ 105,4

В последние годы в системе образования Республики Башкортостан отмечаются положительные изменения в области развития электронного образования. По данным системы мониторинга электронного образования республики, уровень внедрения электронного образования в Республике Башкортостан составляет 36 %, количество организаций, использующих электронное образование - 78 %. В 2016 году аналогичный мониторинг проводился по следующим категориям: стратегия и управление, информационно-техническое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, среда обучения, поддержка и количественные показатели электронного обучения. С результатами проведенного мониторинга можно ознакомиться по ссылке:

https://meo.bashkortostan.ru/index.php.

В «Концепции» приведены достаточно подробные данные об общем состоянии электронного образования в республике. Остановимся на некоторых из них.

С 2010 года в республике действует Республиканский центр дистанционного образования детей-инвалидов на дому (структурное подразделение ГБОУ Уфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №13 VI вида) с шестью филиалами в городах Белорецк, Нефтекамск, Сибай, Стерлитамак, Туймазы и в Дуванском районе, за каждым из которых закреплены ближайшие города и районы Башкортостана.

В сфере среднего профессионального образования дистанционные образовательные технологии (далее - ДОТ) применяются в ГБОУ СПО «Белебеевский педагогический колледж», ГБОУ СПО «Нефтекамский машиностроительный колледж», ГБОУ СПО «Стерлитамакский многопрофильный профессиональный колледж», ГБОУ СПО «Туймазинский индустриальный техникум». В ЧПОУ «Башкирский экономико-юридический техникум» создана полноценная система функционирования ДОТ. В ГБОУ СПО «Уфимский колледж статистики, информатики и вычислительной техники» ведется экспериментальная деятельность по апробации системы электронного обучения (ЭО) в рамках проекта по созданию информационной образовательной среды современного колледжа. В ГАОУ СПО «Салаватский колледж образования и профессиональных технологий» ДОТ используются для обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья. В ГБОУ СПО «Уфимский государственный колледж радиоэлектроники» создана электронная система управления образовательным процессом.

пеппгогичесний журнпл епшкортостпнп м 2(75), 201 в эЖеЖв

В 2004 году по инициативе НОУ ВПО «Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия» в городе Москве начал реализовываться проект «Электронный университет», предполагающий сотрудничество образовательных организаций высшего образования по производству образовательного контента в электронном виде и программных продуктов и взаимному обмену ими. Есть успешные примеры взаимодействия системы высшего образования с общеобразовательными организациями республики: проекты «Открытая школа» и «Информационно-образовательный портал Республики Башкортостан», являющиеся результатами инициатив ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы», рекомендованы к внедрению в общеобразовательных организациях республики и включены в план реализации Концепции электронного образования в образовательных организациях РБ на 2013-2017 годы, утвержденной Приказом Министерства образования Республики Башкортостан от 29 ноября 2013 года №2045.

На конец 2013/2014 учебного года 185 школ (12 %) вели инновационную деятельность в одном из направлений электронного образования.

В названной выше «Концепции» приведены также данные рейтинга общеобразовательных организаций в области электронного образования, проведенного в 2014 году. Согласно этим данным, 33454 учителя (94 %) обладают компьютерной грамотностью; курсы повышения квалификации в сфере информационно-коммуникационных технологий - не менее 72 часов - прошли 13190 педагогов (33 %), не менее 108 часов - 3997 (10 %), из них в дистанционной форме - 6795 (17 %).

Далее в документе отмечается, что на начало 2014/2015 учебного года в общеобразовательных организациях использовался 56721 персональный компьютер, в том числе 26298 ноутбуков. В рамках реализации комплексных мер по модернизации системы общего образования закуплено 3310 интерактивных досок. На основе этих данных «Концепции» легко оценить среднее количество компьютеров, приходящихся на одну школу нашей Республики: 56721 : 1463 = 38,7 (шт.).

Как известно, в последние годы активизируется работа по созданию электронных учебных пособий. В связи с этим отметим, что и в РБ разработан электронный учебник по башкирскому языку.

На уровне муниципальных образований РБ работу по внедрению электронного образования осуществляют районные центры педагогической информации и службы, а также приравненные к ним муниципальные центры электронного образования.

С 2013 года ежегодно проводится республиканский форум «Электронная школа», по итогам которого определяют 20 лучших школ, призванных стать «точками роста» в сфере электронного образования. По поручению Главы РБ с учетом опыта победителей этого форума разработана методика составления ежегодного рейтинга общеобразовательных организаций в области электронного образования.

В РБ реализовывалась республиканская целевая программа «Народный университет третьего возраста» на 2011-2013 годы, утвержденная Постановлением Правительства РБ от 17 мая 2011 года №156 (с последующими изменениями). В соответствии с Программой предусматривалось два уровня курсов - «Обучение основам компьютерной грамотности» и «Овладение курсом продвинутого пользователя персонального компьютера». В 2013 году экспертный центр электронного государства (http://d-russia.ru/) по итогам Всероссийского конкурса региональных образовательных программ «Информационные технологии для старшего поколения» признал Программу победителем в номинации «Лучшая организация обучения»

(http://mintrudrb.ru/retiree_university/information/9151/). Для продолжения обучения пенсионеров в 2014 году было принято Постановление Правительства РБ от 28 октября 2013 года №485 «О продлении на 2014 год срока действия республиканской целевой

программы «Народный университет третьего возраста» на 2011-2013 годы». В 2014 году по результатам Всероссийского конкурса программ социального развития регионов на премию имени Александра Починка, Правительство РБ награждено дипломом в номинации «Уверенность» за внедрение программы. В реализации программы активное участие принимали образовательные организации республики, в том числе Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета.

Начиная с 2015 года, обучение людей старшего поколения осуществлялось в рамках мероприятия «Обучение пожилых граждан в "Народном университете третьего возраста"» подпрограммы «Социальная защита граждан в Республике Башкортостан».

Значимым событием в образовательном пространстве республики стало создание 20 января 2014 года Ассоциации образовательных организаций «Электронное образование Республики Башкортостан» (http://elearningrb.ru/). В состав Ассоциации вошли ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный авиационный технический университет», ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России, НОУ ВПО «Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия», ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», Академия наук Республики Башкортостан, НОУ ДПО «Институт информационных технологий «АйТи», ГБОУ ВПО «Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан», ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный аграрный университет», ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Башкортостан», МБОУ Лицей №83, ГБОУ Башкирская республиканская гимназия-интернат №1 имени Рами Гарипова, ГБОУ СПО «Уфимский колледж статистики, информатики и вычислительной техники».

Ассоциация призвана обеспечить выполнение мероприятий по созданию индустрии в сфере информационных технологий региона. Ее деятельность направлена на реализацию инструментов формирования и самоорганизации процессов развития ИТ-индустрии за счет развития региональной законодательной базы, государственно-частного партнерства, венчурных фондов, создания условий для ускоренного развития инновационных информационных технологий, в первую очередь, в сфере ДОТ и интерактивного обучения.

В прокомментированной выше «Концепции» приведены данные по состоянию на сентябрь 2015 года. Рассмотрим теперь некоторые основные изменения, произошедшие за 2016-2017 годы, ознаменованные высокими оценками деятельности образовательной системы Республики со стороны авторитетных сообществ и организаций.

По итогам работы Московского международного салона образования, прошедшего с 13 по 16 апреля 2016 года, медали за вклад в развитие образования были вручены пяти регионам Российской Федерации, в том числе Управлению образования Администрации городского округа город Уфа.

Важным событием стало включение города Уфа в Глобальную сеть обучающихся городов ЮНЕСКО (ГСОГ), что будет содействовать установлению связей и партнерских отношений на международном уровне для обмена опытом в области комплексного развития сферы образования, обеспечения его доступности.

Учебный Центр «Толтек Плюс» (http://toltekplus.ru) созданный в 2013 году в городе Стерлитамак, принимал участие в VIII Всероссийском робототехническом фестивале «РобоФест-2016». «РобоФест» - это крупнейший в Европе и один из крупнейших в мире фестивалей, ежегодно собирающий лучших 2015 года, и рассчитан на детей 7-18 лет. Учебная программа включает в себя робототехнику, конструирование, моделирование, программирование, электронику, физику, механику. Дети младшего возраста обучаются робототехнике на конструкторах Lego и «Знаток»; дети старшего возраста обучаются

пеппгогичесний журнпл епшкортостпнп м 2(75), 201 в азжжв

робототехнике на базе Ардуино. Таким образом, можно констатировать, что в течение года учащиеся Центра добились значительных успехов в области робототехники.

С 23 по 25 марта 2016 года в городе Уфа на площадке ГБУ РБ «Конгресс-холл» прошел I Республиканский форум «Образование будущего». На выставочной площадке свои достижения в области организации образовательного процесса, передовые технологии и новые инженерные разработки продемонстрировали более 40 образовательных учреждений и компаний республики.

Одновременно с выставкой «Образование будущего» прошла Открытая молодежная робототехническая площадка «Робофест-2016» (г. Стерлитамак). В последующие годы в Стерлитамакском филиале БашГУ проходили «Робофест-2017» (февраль) и «Робофест-2018» (январь). В апреле 2017 года в г. Стерлитамак прошел Первый республиканский открытый робототехнический фестиваль «РобоПром-2017», организаторами которого выступили Управление по контролю и надзору в сфере образования Республики Башкортостан, Министерство образования Республики Башкортостан, Министерство по молодежной политике и спорту Республики Башкортостан, Академия наук Республики Башкортостан, Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, АНО ПДО Учебный Центр «Толтек Плюс» - партнер общероссийской Программы «Робототехника». Фестиваль проводился в рамках общероссийской программы выявления и продвижения перспективных кадров для высокотехнологичных отраслей российской экономики «Робототехника» и был направлен на привлечение детей и талантливой молодежи к научно-техническому творчеству.

Значимым событием для нашей республики является проведение республиканского /Т-форума (23 ноября 2017 года) «Смарт-регион 2017. Цифровая экономика. Возможности электронного обучения», в работе которого участвовало более 600 человек, выступили более семидесяти экспертов, которые поделились ценным личным опытом в достижении успеха, самосовершенствовании и развитии своего дела [6].

В числе интересных мероприятий в республике можно выделить проект АЛИМ -бесплатную интернет-олимпиаду для учащихся 5-11-х классов и студентов колледжей, в которой участники представляют решения своих задач в игровом формате.

В соответствии с Распоряжением Правительства РБ от 30 декабря 2015 года № 1480-р «Об утверждении показателей и индикаторов мониторинга развития электронного обучения в образовательных организациях Республики Башкортостан» разработан портал «Мониторинг электронного образования Республики Башкортостан» (https://meo.bashkortostan.ru/index.php).

В целях реализации Концепции развития электронного образования в РБ на период 2015-2020 годов и выполнения Поручения Главы Республики по итогам августовского совещания по образованию в 2016 году ГАУ ДПО ИРО РБ выступил с инициативой создания информационно-образовательной среды сети электронных школ РБ (http://edu02.ru/distance-education/eschool.php) на базе платформы «1С: Образование 5. Школа».

Ассоциацией инновационных регионов России [5] дважды в год проводится рейтинг инновационных регионов для целей мониторинга и управления (разработан Ассоциацией инновационных регионов России в 2012 году совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации, при участии представителей региональных администраций и ведущих экспертов страны). Рейтинг инновационных регионов представляет актуальные результаты инновационного развития всех субъектов Российской Федерации. Начиная с 2016 года, в рейтинг входят двадцать девять индикаторов. Важным отличием от рейтингов предыдущих лет является учет качественно новых шести индикаторов, объединенных в один смысловой блок «Инновационная активность региона». Показатели трех базовых тематических блоков (научные исследования и разработки;

эл емтронное осрпзоппние

инновационная деятельность; социально-экономические условия инновационной деятельности) остались неизменными.

На рисунке 1 показаны сильные и слабые стороны инновационного развития РБ, составленные Ассоциацией инновационных регионов России. Как видно из приведенной таблицы, количество показателей «сильной стороны» превышает «слабые стороны».

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

1-5 Число патентных заявок на изобретения, поданных в Роспатент национальными заявителями, в расчете на миллион человек экономически активного населения 1-3 Численность занятых с высшим профессиональным образованием на 100 человек населения в трудоспособном возрасте

1-6 Число статей, опубликованных в журналах, индексируемых в Web of Science, в расчете на 100 исследователей И-8 Число разработанных передовых производственных технологий в расчете на миллион человек экономически активного населения

1-9 Удельный вес средств организаций предпринимательского сектора в общем объеме внутренних затрат на исследования и разработки, %

II-7 Объем поступлений от экспорта технологий в расчете на 1 тыс. руб. ВРП

III-5 Удельный вес организаций, использовавших Интернет, в общем числе обследованных организаций, %

IV блок «Инновационная активность региона»

Рис. 1. Сильные и слабые стороны инновационного развития РБ

Рисунок 2 показывает сравнение относительных значений показателей РБ в рейтингах 2016 года и 2015 года, где отмечены следующие показатели рейтинга: I -Научные исследования и разработки; II - Инновационная деятельность; III - Социально-экономические условия инновационной деятельности; IV - Инновационная активность региона. По результатам рейтинга наша республика занимает 7-е место.

Этот факт был отмечен в выступлении заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Фархада Самедова на пленарном заседании республиканского /Т-форума «Смарт-регион 2017. Цифровая экономика. Возможности электронного обучения». В своем докладе он отметил, что республика в рейтинге цифрового развития региона поднялась на 7-е место с 31-го, а это говорит о наличии высокого потенциала роста.

пеппгогичесний журнпл епшкортостпнп м 2(75), 201 в азжжв

(7 МЕСТО, +8 ПОЗИЦИЙ)

О 2016 ■ 2015 □ средние значения по РФ Рис. 2. Сравнение относительных значений показателей РБ в рейтингах 2016 г. и 2015 г.

Итак, приведенные выше данные Концепции, статистические данные, отмеченные достижения и проводимые на уровне республики и муниципалитетов мероприятия показывают, что в нашей республике имеется достаточно богатый потенциал, включающий ряд инновационных наработок в области развития электронного образования.

Однако, несмотря на достигнутые успехи, проблемы в развитии электронного образования остаются актуальными. Ряд этих проблем, касающихся нашей Республики, приведен в «Концепции»:

- стереотипное понимание электронного образования как чего-то уступающего по качеству традиционным подходам в образовании;

- недостаточное понимание того, что вложения должны быть сделаны, прежде всего, в подготовку специалистов, разработку технологий и создание виртуального пространства взаимодействия в области ЭО, а не в реальные активы;

- отсутствие зачастую управленческой воли (формулирования целей, постановки задач и концентрации ресурсов на их достижении всех заинтересованных участников образовательного процесса: государства, образовательных организаций, общественности).

Также стоит отметить, что изучив около 600 сайтов общеобразовательных учреждений РБ, мы обнаружили, что часть из них находится в неудовлетворительном состоянии. К основным замечаниям мы отнесли следующие:

- несоответствие указанной на сайте информации действительности (в основном это устаревшая информация, нерабочие ссылки и т. д.);

- оформление сайта не соответствует современным стандартам, практически полномью отсутствует дизайн, использованы давно устаревшие технологии создания сайтов;

- отсутствие показателей мониторинга внедрения электронного образования;

- на сайтах отдельных общеобразовательных учреждений присутствует реклама.

ЭЛ€КТРОННО€ осппзоппние

Необходимо принять во внимание, что электронное образование подразумевает активное использование интернет-ресурсов, а значит, необходимо обеспечить качественную интернет-связь. Однако, опираясь на данные, представленные в докладе заместителя министра образования РБ Филюса Миназова «Развитие электронного образования в образовательных организациях Республики Башкортостан» на Всероссийском семинаре-совещании «Реализация федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: управленческий аспект с учетом этнокультурных и национальных особенностей» (27-28 октября 2016 г., г. Уфа), можно сделать вывод об определенных проблемах, связанных со скоростью доступа к сети Интернет в школах. Так, 14 % школ вообще не имеют доступа к сети Интернет, 18 % имеют скорость подключения менее 1 Мбит/с, 38 % - менее 2 Мбит/с и лишь 30 % - более 2 Мбит/с.

Кроме того, согласно результатам опроса «Удовлетворенность населения качеством телекоммуникационных услуг в Республике Башкортостан», проведенного в рамках проекта «Голос РБ» (https://qolos.openrepublic.ru/polls/33/), при ответе на вопрос «Как Вы оцениваете качество интернет-связи (покрытие, стабильность работы, скорость) на территории РБ?» 30 % респондентов выбрали вариант «плохо», 20 % - вариант «нейтрально» и 50% выбрали варианты «хорошо» и «отлично». В опросе приняли участие 900 человек.

Существенной проблемой реализации и препятствием развития электронного обучения в основном образовательном процессе является несогласованность задач, решаемых общеобразовательной организацией, и задач, решаемых в электронной образовательной среде (платформе). Все существующие платформы для реализации электронного обучения на данный момент можно рассматривать только как возможность организации дополнительного образования в электронном формате или же использовать в качестве некоторого дополнения процесса обучения (аттестации) в традиционной форме (существующие электронные информационно-образовательные среды не адаптированы под существующий учебный процесс в школе и только частично решают проблему). Данное несоответствие приводит к отсутствию локальных нормативно-правовых актов общеобразовательной организации, методологий разработки электронного образовательного контента и невозможности организации электронного обучения в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов.

Имеются и проблемы, связанные с электронным образовательным контентом:

- качество и форма представления используемого образовательного контента (образовательный контент не способен надолго удержать интерес учащихся, а зачастую даже вызывает отторжение с первого знакомства; однообразность форм представляемых учебных материалов, бедность визуального ряда, повторяющиеся задания, отсутствие игровых механик приводят к недостаточной мотивации обучающихся);

- в большинстве случаев используется бесплатная зарубежная система поддержки дистанционного обучения Moodle, которая не обладает достаточной гибкостью для создания действительно интерактивных и эффективных электронных курсов.

Таким образом, несмотря на определенные успехи в области электронного образования в РБ, имеется и ряд нерешенных проблем, наличие которых подтверждает необходимость активных исследований в этой области.

1. Государственная программа «Развитие образования Республики Башкортостан» (с изменениями на 17 января 2018 года). [Электронный ресурс]. - URL : http://docs.cntd.ru/document/463501208.

2. Доклад министра образования Республики Башкортостан Г.Р. Шафиковой на заседании Совета при Главе Республики Башкортостан по развитию электронного образования (22 марта 2016 года). [Электронный ресурс]. - URL : http://brqi.ucoz.ru/new/slaydami.pdf.

3. Концепция развития электронного образования в Республике Башкортостан на период 2015-2020 годов [Электронный ресурс]. - URL : http://docs.cntd.ru/document/430544505.

пеппгогичесний журнал епшкортостпнп м 2(7 s), sota SsSSSSs

4. План мероприятий («дорожная карта») по развитию электронного образования в Республике Башкортостан на период 2015-2020 годы [Электронный ресурс]. - URL : https://it.bashkortostan.ru/upload/iblock/4ad/rasp.-prrb-ot-22.09.2015-g.-_1018_r.pdf.

5. Портал «Ассоциация инновационных регионов России» [Электронный ресурс]. - URL : http://i-regions.org/.

6. Портал «Электронное образование Республики Башкортостан» [Электронный ресурс]. - URL : https://edu.bashkortostan.ru/news/93095/.

7. Постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 г. №497 «О Федеральной целевой программе (с изменениями и дополнениями)» [Электронный ресурс]. - URL : http://base.garant.ru/71044750/.25.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан [Электронный ресурс]. - URL : http://bashstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/bashstat/ru/.

9. Указ Главы Республики Башкортостан от 4 марта 2016 года № УГ-51 «О дополнительных мерах по развитию электронного образования в Республике Башкортостан» [Электронный ресурс]. - URL : http://docs.cntd.ru/document/432983256.

10. Унифицированные функционально-технические требования к информационной системе образовательной организации (всех уровней образования) [Электронный ресурс]. - URL : https://education.bashkortostan.ru/documents/408064/.

11. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 [Электронный ресурс]. - URL : http://base.garant.ru/70291362/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.