Научная статья на тему 'КОМПЕТЕНЦИИ ДЛЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ: ВОЗМОЖНОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН'

КОМПЕТЕНЦИИ ДЛЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ: ВОЗМОЖНОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
52
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / DIGITAL ECONOMY / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / КОМПЕТЕНЦИИ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ / НФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION OF COMMUNICATION TECHNOLOGIES / ИТ-КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENSES DIGITAL ECONOMY / IT- COMPETENSE

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Криони Ольга Валерьевна, Максименко Зоя Викторовна, Лакман Ирина Александровна

Скорость научно-технического прогресса, изменения информационных технологий, расширение возможностей получения и применения информации обусловливают необходимость создания социальной модели поведения человека в информационном обществе, позволяющей адаптироваться и комфортно существовать в условиях такого общества. Совершенствование системы образования в данном направлении, впоследствии позволит обеспечить цифровую экономику компетентными кадрами. В статье дан обзор системы образования Республики Башкортостан в разрезе компетенций, востребованных цифровой экономикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCES FOR DIGITAL ECONOMY: POSSIBILITIES OF THE EDUCATION SYSTEM OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

Speed of scientific and technical progress, change of information technologies, expansion of opportunities of receiving and application of information cause need of creation of the social behavior model of the person for information society allowing to adapt and to exist comfortably in the conditions of such society. Improvement of an education system in this direction, will allow to provide digital economy with competent shots subsequently. In article the review of an education system of the Republic of Bashkortostan in a section of the competences demanded by digital economy is given.

Текст научной работы на тему «КОМПЕТЕНЦИИ ДЛЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ: ВОЗМОЖНОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»

ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

О.В. Криони, З.В. Максименко, И.А. Лакман КОМПЕТЕНЦИИ ДЛЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ: ВОЗМОЖНОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Ключевые слова: цифровая экономика, информационные технологии, компетенции в цифровой экономике, нформационно-коммуникационных технологии, ит-компетенции.

Аннотация: Скорость научно-технического прогресса, изменения информационных технологий, расширение возможностей получения и применения информации обусловливают необходимость создания социальной модели поведения человека в информационном обществе, позволяющей адаптироваться и комфортно существовать в условиях такого общества. Совершенствование системы образования в данном направлении, впоследствии позволит обеспечить цифровую экономику компетентными кадрами. В статье дан обзор системы образования Республики Башкортостан в разрезе компетенций, востребованных цифровой экономикой. ао1: 10.21510/1817-3292-2018-2-93-98

Введение. Происходящий в настоящее время процесс фундаментальных преобразований производительных сил общества, вызванный увеличением использования во всех сферах информации и знаний и ускоренным обновлением информационных технологий, неизменно ведет к становлению так называемого информационного общества.

Информационное общество - это концепция постиндустриального общества, качественно новая фаза его развития, в которую вступило большинство стран мира с началом информационно-компьютерной революции. В таком обществе главными продуктами производства являются не индустриальные продукты, а информация и знания, и большинство работающих занято их производством, хранением, переработкой и реализацией.

В информационном обществе:

^ Основным экономическим ресурсом является информация, а сектор информационных и информационно-коммуникационных технологий (ИТ и ИКТ) выходит на первое место в экономике по темпу развития, доле капиталовложений, численности занятых и доле в ВВП.

^ Формируется развитая институциональная инфраструктура, которая обеспечивает создание необходимых информационных ресурсов - в первую очередь это образование и наука.

^ Информация является предметом массового потребления - доступ любому человеку к любому источнику информации гарантируется законом и техническими возможностями.

^ Формируется единая интегрированная информационная система (среда).

Глобализация является характерной чертой. Информационное общество формируется на общемировом уровне. И включает: мировую «информационную экономику», единое мировое информационное пространство, глобальную информационную инфраструктуру, формирующуюся мировую законодательно-правовую систему.

Большая часть экономической активности в информационном обществе перетекает в цифровую среду. Формируется электронная (цифровая) экономика, электронные деньги, цифровые финансовые рынки и пр.

При этом интенсивное развитие ИКТ и переход к информационному обществу также оказывают существенное влияние и на социальную сферу, сферу науки и образования, культуру и образ жизни людей. ИКТ занимают очень большую часть жизни человека.

пеппгогичесний журнпл епшкортостпнп м 2(75), яога э®б°жв

Практически каждый владеет сейчас различными гаджетами - мобильным телефоном, планшетом, камерой и пр., и уже многие не представляют себе день без использования подобных научно-технических устройств и технологий [5; 6].

Скорость научно-технического прогресса, изменения информационных технологий, расширение возможностей получения и применения информации обусловливают необходимость создания социальной модели поведения человека в информационном обществе, позволяющей адаптироваться и комфортно существовать в условиях такого общества. Представляется, что наиболее действенным инструментом в решении данной задачи может служить система образования, которая должна, с одной стороны, приучать человека к необходимости постоянных изменений (то есть непрерывному образованию в течение всей жизни), и, с другой стороны, обеспечивать формирование компетенций, необходимых для жизни и работы в новой цифровой экономике. Совершенствование системы образования в данном направлении впоследствии позволит обеспечить цифровую экономику компетентными кадрами. Подобный тезис подтверждается исследованием [2], обосновывающим теоретическую и методологическую неразвитую взаимосвязь между технологическими инновациями и социальными инициированными изменениями и влиянием на индивидуальные компетенции в динамичном секторе.

Формирование компетенций. Основным вопросом здесь является понимание того, какую роль играют определенные компетенции (и соответствующие им знания, умения и навыки) человека в цифровой экономике. Анализ различных исследований [3; 7; 8; 11; 12] позволяет выделить четыре основные группы:

1. Общие, или базовые, компетенции, которые, как правило, закладываются на первых этапах образовательного процесса. Это компетенции, формирующие так называемую цифровую грамотность, или цифровую компетентность личности, - общие ИКТ-навыки для непрофессионалов в области ИКТ.

Под цифровой компетентностью понимается основанная на непрерывном овладении компетенциями (системой соответствующих знаний, умений, мотивации и ответственности) способность человека уверенно, эффективно, критично и безопасно выбирать и применять ИКТ в разных сферах жизнедеятельности (информационная, коммуникации, потребления, техносфера), а также его готовность к такой деятельности [10]. Информационная сфера включает создание, поиск, отбор, критическую оценку контента; сфера коммуникации -создание, развитие, поддержание отношений, идентичности, репутации, процессы самопрезентации; сфера потребления - использование сети Интернет в потребительских целях (заказы, услуги, покупки и др.); техносфера - владение компьютером и программным обеспечением, обеспечение технической безопасности. Причем подобные компетенции должны формироваться во всех отраслях и сферах жизни человека, даже в творческом секторе [2]. Таким образом, цифровая компетентность - это не только совокупность базовых пользовательских и профессиональных знаний и навыков в сфере ИКТ, но и установка на эффективную информационную деятельность и ответственное отношение к ней [10].

2. Специализированные компетенции. К данной группе можно отнести как профессиональные компетенции в области ИТ (программирование, разработка и эксплуатация приложений, баз данных и информационных систем, администрирование систем и сетей, информационная безопасность и пр.), так и специализированные ИТ-компетенции для профессионалов в различных областях производства, экономики и управления (навыки компьютерного моделирования и проектирования, использование цифровых ассистирующих сервисов и приложений в архитектуре, дизайне, бизнесе и пр.,). Без компетенций в области ИТ в будущем будет очень сложно почти в любой сфере.

Особенностями данных компетенций являются:

электронное оерпзоапнне

- высокая динамика развития, привязанная к жизненному циклу рабочего места, поэтому формирование конкретных навыков должно осуществляться в сжатые сроки, пока они еще актуальны и с учетом того, что они смогут адаптироваться к новым условиям и развиваться;

- быстрое увеличение объема научно-технической информации, связанной с трудовыми функциями, и появление принципиально новых способов работы с ней, что также требует постоянного обновления навыков;

- мультидисциплинарность состоит в том, что содержание компетенций может охватывать несколько смежных предметных областей, что усложняет их освоение. Для освоения таких компетенций хорошо подходит университетская среда, которая довольно продуктивна в плане междисциплинарных исследований и разработок;

- возрастающая роль международных стандартов, система которых формируется мировым сообществом, обеспечивающая мобильность и конкурентность навыков на мировом уровне.

Примечательно, что подобные компетенции должны закладываться еще на этапе школьного образования [4], и подразумевается, что доформируются они в рамках дальнейшего неформального (non-formal) и спонтанного (informal) образования (learning), например, с использованием игровых образовательных технологий [1].

3. Дополнительные компетенции, не связанные с непосредственным использованием профессионально-ориентированных технологий и необходимые для выполнения работы в окружении новых форм цифровой экономики. Востребованность подобных компетенций в рамках развития цифровой экономики отмечается, например, в работе [2]. Это, в основном, общекультурные компетенции, такие как:

- эффективные навыки презентации и коммуникации (способность к командной работе, проектное управление, межперсональные навыки, кросс-культурность, умение понимать и взаимодействовать с человеком другой культурной платформы и платформы знаний, сотворчество и др.);

- личностные компетенции (ответственность, вежливость, профессионализм, позитивный настрой, рабочая этика, гибкость, самообучение и саморазвитие) и навыки, которые увеличивают личную стойкость (например, навыки сохранения здоровья и способность справляться со стрессом, навыки быстрой адаптации к быстро изменяющимся условиям);

- когнитивные навыки, характеризующие способность к обучению, контроль внимания, терпение, креативность, понимание своих эмоций и способность их выразить словами, системное и проектное мышление, нацеленность на результат и понимание важности своей работы, способность к работе в условиях неопределенности, способность понимать и / или осуществлять ряд сценариев будущего, бизнес-мышление и предпринимательские навыки.

4. Собственно компетенции цифровой экономики, компетенции будущего, или Future skills (в терминах союза «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)»).

В компетенции будущего входят востребованные уже сейчас разработка мобильных приложений, машинное обучение и обработка больших данных (Big Data), квантовые технологии, решения на основе технологии блокчейн и др.

Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная Правительством РФ в конце 2017 года [9], определяет перспективные цифровые технологии, компетенции по которым будут востребованы в ближайшее время как на российском, так и на мировом уровне:

- большие данные;

- нейротехнологии и искусственный интеллект;

пеппгогичесний журнпл епшкортостпнп м 2(75), 201 в эЖеЖв

- системы распределенного реестра (блокчейн);

- квантовые технологии;

- новые производственные технологии;

- промышленный интернет;

- компоненты робототехники и сенсорика;

- технологии беспроводной связи;

- технологии виртуальной и дополненной реальностей.

Трансформация рынка труда в соответствии с требованиями цифровой экономики формирует вызов национальной, в том числе и региональной, системе образования в части освоения необходимых компетенций и обеспечения цифровой экономики России профессиональными кадрами. Рассмотрим, какой ответ на данный вызов дает современная система образования на примере ведущих вузов Республики Башкортостан по основным направлениям подготовки (УГСН) в области экономики и информационных технологий:

^ 02.00.00 Компьютерные и информационные науки,

^ 09.00.00 Информатика и вычислительная техника,

^ 10.00.00 Информационная безопасность,

^ 38.00.00 Экономика и управление.

Основы базовых ИКТ-компетенций закладываются во время обучения в средней школе. Однако программы большинства республиканских школ достаточно поверхностны и основным способом формирования этих компетенций для школьника становится самообучение в цифровой среде при участии семьи, близких и друзей.

Полноценно базовые компетенции формируются уже на уровне средне-профессионального и высшего образования (бакалавриат, специалитет) при изучении таких дисциплин, как информатика, работа в пакете офисных прикладных программ, управление информационными ресурсами, основы бизнес-презентаций и др. Подобные курсы есть во всех образовательных программах рассматриваемых направлений подготовки, однако наблюдается несбалансированность по объему часов, отведенных на технические дисциплины и дисциплины информационного и коммуникационного характера. Так, например, в большинстве программ по направлениям подготовки в области информационных технологий, практически отсутствуют дисциплины по развитию цифровой коммуникации и правилам бизнес- и самопрезентации, минимизированы технико-экономические курсы. По экономическим направлениям обратная ситуация - учебными планами не предусматривается изучение таких основополагающих дисциплин как информационный поиск и оценка контента, информационная безопасность, работа с базовым программным обеспечением компьютера. Единственное направление, которое является более или менее сбалансированным в данном контексте, это «Бизнес-информатика», в частности программы, реализуемые в Башкирском государственном университете (БашГУ), в Башкирском государственном аграрном университете (БГАУ) и Уфимском государственном авиационном техническом университете (УГАТУ).

Специализированные компетенции для профессионалов в сфере ИТ, экономики и управления, формируются в основном на уровне высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура). В целом, программы республиканских вузов предоставляют возможности подготовки как чистых программистов (направления «Программная инженерия» и «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем» в УГАТУ, БашГУ, в филиале БашГУ в Стерлитамаке), специалистов в области информационной безопасности (направления «Информационная безопасность» (УГАТУ, БашГУ, филиал БашГУ в Стерлитамаке), «Безопасность информационных технологий в правоохранительной сфере» в УГАТУ и филиале БашГУ в Стерлитамаке), так и специалистов в области внедрения и эксплуатации информационных систем и сетей (направления «Информатика и вычислительная техника» в УГАТУ и УГНТУ, «Прикладная

информатика» (БГПУ имени Акмуллы, УГАТУ, БашГУ, филиал БашГУ в Стерлитамаке, филиал БашГУ в Бирске, УГНТУ), «Информационные системы и технологии» в УГАТУ и БГПУ имени Акмуллы). Однако количество выпускаемых специалистов пока не покрывает потребности ИТ-рынка.

Что же касается ИТ-компетенций для специалистов в области экономики и управления, то здесь в республиканском образовании существует достаточно большой пробел. Большинство образовательных программ не предусматривает изучение экономических программных продуктов и систем. В рамках экономических направлений изучаются только программы пакета MS Office и, в лучшем случае, семейство программных продуктов 1С. Особняком здесь опять стоит «Бизнес-информатика», где изучается относительно широкий спектр программных продуктов и экономических информационных систем.

Формирование дополнительных компетенций. Формирование дополнительных компетенций, необходимых для работы в реалиях цифровой экономики частично предусмотрены образовательными стандартами и программами высшего образования. В основном это психологические дисциплины, философия, системный анализ, управление проектами, профессиональная этика. В остальном основным источником формирования данных компетенций пока остается самообучение, дополнительные курсы, школы и пр.

С получением знаний и навыков по компетенциям цифровой экономики в настоящее время проблемы как в региональной, так и в российской системе высшего образования. И если компетенции по разработке мобильных приложений, машинному обучению, технологиям искусственного интеллекта можно получить, обучаясь на таких направлениях как «Программная инженерия» и «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем» в УГАТУ, компетенции по разностороннему анализу данных, являющихся основой машинного обучения и анализа больших данных, - на направлении «Бизнес-информатика» в УГАТУ (профиль «Бизнес-аналитика») и БашГУ (профиль «Информационная бизнес-аналитика»), то возможности получения таких компетенций как обработка больших данных, технологии блокчейн, технологии виртуальной и дополненной реальностей, основы цифровой экономики в республиканском высшем образовании пока не представлены. Можно отметить только запуск в 2018 году новой магистерской программы «Управление финансами в цифровой экономике» на направлении «Финансы и кредит» в УГАТУ. Основным способом освоения новых перспективных компетенций цифровой экономики пока являются специальные курсы, реализуемые, как правило, с привлечением компаний-работодателей в данной сфере и доступные в том числе дистанционно (он-лайн). Безусловно работа над обновлением образовательных программ ведущими вузами республики ведется, но не так быстро, как это необходимо. Несмотря на принимаемые правительством РФ и вузами, в том числе региональными, меры в России в ближайшее десятилетие ожидается существенная нехватка высококвалифицированных кадров в сфере цифровой экономики.

Заключение. Современный рынок труда претерпевает серьезные изменения под воздействием требований формирующейся цифровой экономики. Изменяется как рабочая среда, так и набор компетенций, необходимых для работы в определенной профессии. Многие рабочие места виртуализируются, работа становится командной и распределенной и требует гибких технологий управления. Если вчера достаточно было один раз выучиться на профессию и далее, по мере обновления инструмента и процесса производства, повышать квалификацию, а также обладать базовыми коммуникативными навыками, то сегодня быстрые изменения требований рынка и набора технологий, инструментов требуют постоянного самообучения.

Сейчас необходимо уметь быстро адаптироваться под задачи, окружение, команду, инструментарий и пространство работы, думать системно и критически, работать в

пеппгогичесний журнпл епшкортостпнп м 2(7s), soia bSSSsSs

условиях неопределенности, обладать мультидисциплинарными компетенциями, быть адаптивным и гибким к новой информации и технологиям, быть креативным, уметь создавать и обрабатывать сложную информацию, выявлять и решать реальные проблемы цифрового мира. Важным становится наличие неспецифических навыков неподверженных или слабо подверженных автоматизации и цифровизации.

1. Jenson, J., Droumeva, M. / Revisiting the media generation: Youth media use and computational literacy instruction // E-Learning and Digital MediaVolume 14, Issue 4, 1 July 2017, Pages 212-225.

2. Kamprath, M., Mietzner, D. / The impact of sectoral changes on individual competences: A reflective scenario-based approach in the creative industries // Technological Forecasting and Social Change Volume 95, June 01, 2015, Pages 252-275.

3. New skills for the digital economy. Measuring the demand and supply of ICT skills at work. 2016 Ministerial meeting on the digital economy technical report // OECD Digital Economy Papers. URL : http://www.oecd-ilibrary.org/science-and-technology/new-skills-for-the-digital-economy_5jlwnkm2fc9x-en.

4. Tuomi, P., Multisilta, J., Saarikoski, P. Suominen, J. / Coding skills as a success factor for a society // Education and Information TechnologiesVolume 23, Issue 1, 1 January 2018, Pages 419-434.

5. Гимальдинова, А.И., Максименко, А.А., Максименко, З.В. Оценка ИКТ-зависимости индивидуума на основе статистических методов [Текст] // Математические методы и модели в исследовании актуальных проблем экономики России. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Р.Р. Ахунов. 2016. С. 47-53.

6. Максименко, З.В., Гимальдинова, А.И., Максименко, А.А. Оценка влияния информационно-коммуникационных технологий на человека [Текст] // Information Technologies for Intelligent Decision Making Support (ITIDS'2016) Proceedings of the 4th International Conference. 2016. С. 218-221.

7. Отчет по результатам международной форсайт-сессии FutureSkills. Компетенции будущего. Краснодар, 20 мая 2017. URL: http://worldskills.ru/assets/docs // Отчет по итогам форсайт-сессии FutureSkills Трансформирующиеся компетенции. pdf.

8. Отчет по результатам форсайт-сессии. Профессии будущего: IT & IoT. Санкт-Петербург, 16 февраля 2017. URL : http://worldskills.ru/assets/docs // Отчет по итогам форсайт-сессии FutureSkills в сфере ИТ^Г

9. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1632-р от 31.07.2017. URL : http://ac.gov.ru/files/content/14091/1632-r-pdf.pdf.

10. Солдатова, Г.У. и др. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования [Текст] / Г.У. Солдатова, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказова, Е.Ю. Зотова - Москва : Фонд Развития Интернет, 2013. - 144 с.

11. Сухомлин, В.А. и др. Навыки в цифровой экономике и вызовы системы образования [Текст] / В.А. Сухомлин, В.П. Куприяновский, А.П. Добрынин, А.Н. Райков, Ф.В. Шкуров, В.И. Дрожжинов, Н.О. Федорова, Д.Е. Намиот // International Journal of Open Information Technologies. 2017. Т.5. №1. С.19-25.

12. Шмелькова, Л.В. Кадры для цифровой экономики: взгляд в будущее [Текст] // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. 2016. №8 (30). С.1-4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.