Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
407
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОДГОТОВКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ / КАДРЫ ДЛЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ / ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / УЧЕБНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ МЕНЕДЖМЕНТА / INFORMATION SOCIETY / DIGITAL ECONOMY / INFORMATION TECHNOLOGY / MANAGEMENT TRAINING / PERSONNEL FOR THE DIGITAL ECONOMY / DIGITAL COMPETENCIES / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN TEACHING MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Регер Татьяна Викторовна, Прохоренков Павел Александрович

Статья посвящена вопросам подготовки управленческих кадров для цифровой экономики. Авторы анализируют условия, необходимые при подготовке менеджеров в части владения современными цифровыми компетенциями. Современная мировая экономика характеризуется переходом к цифровизации. Ощущается разрыв между уровнем образования и потребностями рынка. Смена информационных технологий происходит быстрее, чем образовательная система успевает адаптироваться к изменениям, что соответственно влечет за собой недостаточность общепринятых образовательных требований. В связи с этим возникает необходимость изменения образовательных программ и процесса обучения, которые учитывают требования формирующегося цифрового общества. Важнейшим фактором цифровизации экономики является уровень подготовки управленческих кадров. В России, с точки зрения подготовки ИТ-специалистов, положение неплохо. По количеству выпуска таких специалистов Россия пока уступает странам-лидерам, но качество подготовки хорошее и постепенно сокращается отставание. Что касается кадров в области экономики и управления, то здесь существуют проблемы. Подготовка управленческих кадров не вполне отвечает современным требованиям цифровой экономики. В статье обозначены проблемы формирования компетенций менеджера в условиях цифровой экономики. Выявлены условия совершенствования подготовки кадров в области менеджмента, способных решать возникающие задачи на рабочих местах в условиях цифровой экономики. Те страны, которые не обеспечат подготовку специалистов, обладающих цифровыми компетенциями, столкнутся с проблемами развития всех секторов экономики. Для нашей страны подготовка управленческих кадров для цифровой экономики особенно актуально. Успешная подготовка специалистов экономики и управления позволит поднять собственную экономику. Для отечественных студентов образование, ориентированное на цифровую экономику, открывает широкие возможности получения перспективной работы как в отечественных фирмах, так и в представительствах зарубежных компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING MANAGEMENT TRAINING FOR THE DIGITAL ECONOMY

The article is devoted to the issues of training management personnel for the digital economy. The authors analyze the conditions necessary for training managers in terms of mastering modern digital competencies. The modern world economy is characterized by the transition to digitalization. There is a gap between the level of education and the needs of the market. The change in information technologies occurs faster than the educational system has time to adapt to the changes, which, accordingly, entails the insufficiency of generally accepted educational requirements. In this regard, there is a need for educational programs and the learning process that take into account the requirements of the emerging society. The most important factor in the digital processing of the economy is the level of management training. In Russia, in terms of training IT specialists, the situation is not bad. In terms of the number of such specialists graduating, Russia is inferior to the leading countries, but the quality of training is good and the gap is gradually decreasing. As for personnel in the field of economics and management, there are problems here. Management training does not fully meet the requirements of the digital economy. The article outlines the problems of forming a manager's competencies in the digital economy. The conditions for improving the training of personnel in the field of management, a way to solve the problem at workplaces in the digital economy are identified Those countries that do not have qualified specialists, have digital competencies, will face development problems in all sectors of the economy. For our country, the training of management personnel for the digital economy is especially important. Successful training of specialists in economics and management will help boost your own economy. For domestic students, focused on the digital economy, it opens up ample opportunities for using promising work in domestic firms and in the representative office of foreign companies.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.todav 2020, №4, Том 12 / 2020, No 4, Vol 12 https://esj.todav/issue-4-2020.html URL статьи: https://esj.today/PDF/63ECVN420.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Регер Т.В., Прохоренков П.А. Совершенствование подготовки управленческих кадров для цифровой экономики // Вестник Евразийской науки, 2020 №4, https://esj.today/PDF/63ECVN420.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Reger T.V., Prokhorenkov P.A. (2020). Improving management training for the digital economy. The Eurasian Scientific Journal, [online] 4(12). Available at: https://esj.today/PDF/63ECVN420.pdf (in Russian)

УДК 378:338.2 ГРНТИ 06.35

Регер Татьяна Викторовна

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Филиал в г. Смоленск, Смоленск, Россия Доцент кафедры «Математика, информатика и общегуманитарные науки»

Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]

Прохоренков Павел Александрович

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Филиал в г. Смоленск, Смоленск, Россия Доцент кафедры «Математика, информатика и общегуманитарные науки»

Кандидат технических наук, доцент E-mail: [email protected]

Совершенствование подготовки управленческих кадров для цифровой экономики

Аннотация. Статья посвящена вопросам подготовки управленческих кадров для цифровой экономики. Авторы анализируют условия, необходимые при подготовке менеджеров в части владения современными цифровыми компетенциями. Современная мировая экономика характеризуется переходом к цифровизации. Ощущается разрыв между уровнем образования и потребностями рынка. Смена информационных технологий происходит быстрее, чем образовательная система успевает адаптироваться к изменениям, что соответственно влечет за собой недостаточность общепринятых образовательных требований. В связи с этим возникает необходимость изменения образовательных программ и процесса обучения, которые учитывают требования формирующегося цифрового общества. Важнейшим фактором цифровизации экономики является уровень подготовки управленческих кадров. В России, с точки зрения подготовки ИТ-специалистов, положение неплохо. По количеству выпуска таких специалистов Россия пока уступает странам-лидерам, но качество подготовки хорошее и постепенно сокращается отставание. Что касается кадров в области экономики и управления, то здесь существуют проблемы. Подготовка управленческих кадров не вполне отвечает современным требованиям цифровой экономики. В статье обозначены проблемы формирования компетенций менеджера в условиях цифровой экономики. Выявлены условия совершенствования подготовки кадров в области менеджмента, способных решать возникающие задачи на рабочих местах в условиях цифровой экономики. Те страны, которые не обеспечат подготовку специалистов, обладающих цифровыми компетенциями, столкнутся с проблемами развития всех секторов экономики. Для нашей страны подготовка управленческих

кадров для цифровой экономики особенно актуально. Успешная подготовка специалистов экономики и управления позволит поднять собственную экономику. Для отечественных студентов образование, ориентированное на цифровую экономику, открывает широкие возможности получения перспективной работы как в отечественных фирмах, так и в представительствах зарубежных компаний.

Ключевые слова: информационное общество; цифровая экономика; информационные технологии; подготовка управленческих кадров; кадры для цифровой экономики; цифровые компетенции; учебные технологии в преподавании менеджмента

Введение

Современный уклад мировой экономики характеризуется переходом к цифровизации всех процессов жизнедеятельности человека. Несмотря на критику многих ученых и специалистов процесс этот необратимый и вовлекает все новые страны, проникает во все виды деятельности современного человека. Достаточно сказать, что в списке крупнейших компаний мира по капитализации места со 2 по 9 занимают компании цифровой экономики (рис. 1).

$1 800 $1 600 $1 400 $1 200 ч $1 000 $800 $600

$400 $200

Крупнейшие компании мира по уровню рыночной капитализации

$1 602

$1 113

$971

$799

$522 $475 $469 $443

Ulli

ж

# / ¿г ? j

Г ^ У* У

f J

ЗУ

Рисунок 1. Топ-10 крупнейших компаний мира по уровню рыночной капитализации в 2020 году (согласно ежегодному исследованию PwC1)

Развитие цифровой экономики по разным странам происходит неравномерно. Есть страны лидеры, такие как Великобритания, Сингапур, США, Китай. Есть и страны, в которых только начинается переход к новым технологиям. По оценкам специалистов, размер цифровой экономики составляет от 4,5 до 15,5 % мирового ВВП2. Россия пока не входит в число лидеров, и доля цифровой экономики составляет 2,6 % [1], но темпы развития этой отрасли внушают надежду на постепенное приближение к группе лидеров. На уровне государства реализуется Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», новая редакция

1 Топ-10 компаний по уровню рыночной капитализации в 2020 году. -https://www.vesti.ru/finance/article/2419923.

2 Доклад о цифровой экономике 2019: Создание стоимости и получение выгод: последствия для развивающихся стран. - URL: https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/der2019_overview_ru.pdf.

государственной программы «Информационное общество», принятая в 2019 году, которые ставят целью сократить отставание от развитых стран и осуществить переход на новый уровень использования цифровых технологий, определяют меры по развитию информационного общества и формированию национальной цифровой экономики,

Глобальная цифровизация изменила не только экономическое, но и социальное видение мира. Цифровая эра определяется непрерывными потоками данных, содержащих информацию, знания, идеи и инновации. Основными ресурсами цифровой трансформации являются технологии и системы, необходимые для её реализации, с одной стороны, а также люди, обладающие цифровыми компетенциями, с другой стороны. В связи с этим возникает необходимость создания таких образовательных программ и индивидуальных траекторий обучения, которые учитывают требования формирующегося цифрового общества.

Целью исследования является выявление условий подготовки кадров в области экономики и управления, способных решать практические задачи своей профессиональной деятельности в условиях цифровой экономики.

Успех продвижения по пути цифровизации экономики во многом зависит от уровня подготовки управленческих кадров. Процессы управления в условиях цифровой экономики, как в структурах государственного управления, так и в бизнесе, существенно отличаются от традиционных. Только те компании являются успешными, чьи сотрудники являются инициативными, используют бизнес-аналитику для принятия решений, обладают стратегическим мышлением для того, чтобы решать проблемы не только собственников, но и других стейкхолдеров, видеть нужды потребителей и возможности бизнеса. В силу того, что современная среда турбулентна и обладает высокой степенью неопределенности, очень важна психологическая и интеллектуальная устойчивость, способность работать в условиях стресса и неудач. Такие рабочие места специалисты относят к категории «Знание», которые относят к одним из ключевых показателей конкурентоспособности страны.

Необходимость подготовки специалистов цифровой экономики признается на всех уровнях власти, о чем свидетельствуют принятые в последние годы нормативные документы и программы развития ИТ-отрасли. Одним из важнейших федеральных проектов является «Кадры для цифровой экономики», разработанный для совершенствования системы образования, которая должна подготовить кадры, обладающие компетенциями цифровой экономики. При этом упор делается на разработчиков новых цифровых технологий, и тех специалистов, которые обеспечивают использование таких технологий.

Последние десять лет в России постепенно увеличивается выпуск ИТ-специалистов. Открываются новые направления подготовки бакалавров и магистров, отвечающие современному уровню развития информационных технологий. При этом можно утверждать, что качество подготовки таких специалистов находится на передовых позициях, о чем свидетельствует их востребованность в крупнейших мировых компаниях. По оценкам Минтруда, общая численность специалистов в области информационно-коммуникационных технологий в России приближается к 2 млн человек, что составляет около 2,6 % от общего числа занятых в экономике. В странах Евросоюза эта цифра составляет порядка 3,9 %. На рисунке 2 приведена оценка доли ИКТ специалистов от числа занятых в экономике.

Цель исследования

Результаты исследования и их обсуждение

Рисунок 2. Удельный вес сектора ИКТ в численности занятых и валовой добавленной стоимости предпринимательского сектора по странам: 2018 (проценты) [1]

В то же время недостаточно внимание уделяется подготовке кадров в области экономики и управления с необходимыми для современной экономики цифровыми компетенциями. Анализ учебных программ подготовки свидетельствует о консерватизме учебных планов и программ, неуспевающих за изменениями в современной информационной экономике.

Новый тип менеджера должен легко адаптироваться к изменениям в области информационных технологий, способов ведения бизнеса в новых условиях, понимать проблемы и извлекать преимущества за счет появившихся новых возможностей. Поэтому в процессе вузовской подготовки актуально формирование профессиональных и управленческих компетенций будущего менеджера в условиях цифровизации экономики [2].

В перечне ключевых компетенций цифровой экономики, разрабатываемом на основании данных АНО «Университет национальной технологической инициативы 2035», выделены 5 блоков компетентностей3.

1. Коммуникация и кооперация в цифровой среде, предполагающая решать жизненные и профессиональные задачи в сотрудничестве с разными людьми посредством цифровых технологий.

2. Саморазвитие в условиях неопределенности - способность сознательно приобретать навыки и применять их для своего развития.

3. Креативное мышление - способность человека к инновациям, производству новых знаний и извлечению пользы из этих новых знаний для решения задач цифровой экономики.

4. Управление информацией и данными - способность человека искать нужные источники информации и данные, анализировать, обрабатывать информацию с использованием цифровых средств с целью эффективного её использования.

3 Приказ Минэкономразвития России от 24.01.2020 № 41 "Об утверждении методик расчета показателей федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»".

5. Критическое мышление в цифровой среде - способность человека независимо оценивать ценность и актуальность полученной информации.

Ошибочно было бы считать, что новые компетенции имеют отношение только к новым информационным технологиям. Переход к цифровой экономике затрагивает все сферы деятельности человека. Радикально изменяются условия ведения бизнеса, меняются подходы в сфере государственного управления, в социальной сфере, в сфере информационно-коммуникационного общения с клиентами компании. В этих процессах много положительного для современного человека, но в то же время, нельзя недооценивать и те проблемы, которые неизбежно сопровождают цифровизацию общества, и факторы, тормозящие данный процесс

[3].

На наш взгляд, подготовка менеджеров для инновационной экономики должна включать два взаимосвязанных процесса. Во-первых, это освоение новых информационных и телекоммуникационных технологий, современного программного обеспечения и интернет-сервисов. Во-вторых, это освоение методов и технологий менеджмента с использованием информационно-коммуникационных технологий в новой цифровой среде в условиях глобализации экономики [4]. Поставленные задачи усложняют процесс обучения и требуют по сравнению с традиционными методами подготовки выпускников дополнительных затрат на приобретение программного обеспечения, обучение преподавательского состава, оснащение аудиторий современной компьютерной техникой [5].

Уже сегодня работа менеджера вне зависимости от сферы деятельности сопряжена с выполнением операций в среде профессионального программного обеспечения. Реализация многих бизнес-процессов невозможна без использования информационно-коммуникационных технологий [6]. Если на начальных этапах информатизации для менеджера достаточно было владеть навыками работы в электронном офисе, уметь подготовить документ в текстовом редакторе, выполнить несложную обработку данных в электронных таблицах, то современное программное обеспечение позволяет решать более сложные задачи и требует от менеджера дополнительных знаний и умений.

Отрасль информационно-коммуникационных технологий отличается высокой динамикой развития. Каждые пять лет происходят кардинальные изменения в сфере компьютерных технологий. Этому способствует процессы глобализации экономики и высокая степень конкуренции в этой сфере. Современные разработки в области программного обеспечения быстро распространяются через интернет-пространство и могут быть доступны в любой стране. По большинству направлений управленческой деятельности созданы сотни различных программных продуктов, конкурирующих между собой и создающих дополнительные трудности при внедрении и освоении этих программ в практической деятельности менеджера.

В настоящее время в практических задачах управления бизнесом хорошо себя зарекомендовали и успешно освоены менеджерами системы планирования ресурсов (ERP), управления взаимоотношениями с контрагентами (CRM), информационные системы обеспечения логистических процессов (SCM), и целый ряд других специальных систем. К новым трендам в области информационно-коммуникационных технологий можно отнести технологию «больших данных», блокчейн, облачные сервисы, искусственный интеллект, интернет вещей. Каждая из этих технологий направлена на решение своих специфических задач. В то же время эти современные технологии объединяет общая направленность на интеллектуализацию управления, повышение доли аналитической составляющей в работе менеджера. В докладе The Future of Jobs отмечается, что к 2022 году, согласно заявленным инвестиционным намерениям опрошенных российских компаний, 93 % респондентов, скорее всего или весьма вероятно, расширит использование аналитики больших данных пользователей

и организаций. Точно так же значительная часть компаний, вероятно или очень вероятно, расширит рынки с поддержкой приложений и Интернета. Машинное обучение, а также облачные технологии, дополненная и виртуальная реальность также могут получить значительные бизнес-инвестиции (рис. 3).

Внедрение технологий (доля опрошенных российских компаний)

Рынки с поддержкой приложений и Интернета Машинное обучение Интернет вещей

Дополненная и виртуальная реальность

Цифровая торговля Переносная электроника

Стационарные роботы Распределенный реестр (блокчейн)

Негуманоидные наземные роботы

Гуманоидные роботы

Воздушные и подводные роботы 19%

Рисунок 3. Внедрение цифровых технологий (прогноз) в российских компаниях на период до 2022 год4

Новые технологии влияют и на организацию работ, способствуют появлению новых форм и методов в работе менеджеров. Все большую популярность приобретает проектный подход к организации работ [7], а также программно-целевой подход. Поскольку географические факторы в современных условиях не имеют решающего значения для обеспечения текущих управленческих задач, могут быть привлечены специалисты из разных регионов и даже разных стран. Управление в новых формах организации выполнения проектов - это еще одна новая задача для менеджмента.

Технологии меняются, но при любых инновациях в области информационно-компьютерных технологий главную роль в процессе подготовки менеджеров играет преподаватель. И поэтому среди первоочередных задач учебных заведений следует выделить организацию повышения квалификации преподавателей в области новых технологий по выбранной специализации преподавателя. Оптимальным вариантом при выборе места повышения квалификации могли бы стать те организации и компании, в которых успешно освоены и используются современные технологии в практической деятельности.

В текущих экономических и эпидемических условиях в российской системе образования были выявлены противоречия, которые не позволяют ей в достаточной мере развиваться. Чтобы обучение оставалось на качественном уровне, необходим определенный набор инструментов, технологий и методов. Сегодня всё более актуальными становятся технологии обучения, связанные с синергетическими подходами и моделями и используемые для нелинейной организации учебного процесса, такие как, модульно-блочные, концентрические, рекурсивные, параллельные и др. Одновременно с этим необходимо разрабатывать

4 The Future of Jobs Report 2018. - http://www3.weforum.org/docs/WEF_Future_of_ Jobs_2018.pdf. Страница 6 из 10

соответствующий данным технологиям методический материал, менять методику обучения, использовать новые подходы коммуникационного взаимодействия со студентами. В свете формирующегося цифрового образования современному практикующему педагогу необходимо изучать практики мировых педагогических трендов, теоретические и практические вопросы разработки современных интерактивных онлайн-курсов, осваивать рабочие инструменты в эпоху диджитал-трансформации, получать навыки ведения учебного процесса в онлайн-формате.

Анализ учебных технологий, используемых в преподавании менеджмента, позволил выявить наиболее эффективные подходы в обучении. К ним относятся:

• action reflection learning [8] (обучение с рефлексией действия) - практика, применяемая в продвинутых бизнес-школах, помогает лучше учиться посредством размышлений, тестирования предположений и постановки вопросов при решении реальных бизнес-задач. Обычно это делается в небольшой группе с командным подходом, где участники в равной степени участвуют и учат / обучают друг друга. Опирается на два подхода: отражение в действии и размышление о действии. В то время как отражение в действии относится к идее о том, что в любой данный момент можно быстро принять решение, чтобы решить проблему, размышление о действии относится к его усилиям по попыткам осмыслить переживания после того, как оно произошло.

• group/teamwork - совместное обучение в команде предполагает совместную работу учащихся, чтобы максимизировать свое обучение и обучение друг друга.

• case discussion (кейс-метод) - это способ обучения, при котором студенты обсуждают, анализируют ситуацию, предложенную в кейсе. В отличие от примеров из учебников или примеров, которые преподаватель вставляет в лекции, кейсы содержат информацию, но не содержат анализа. Кейсы ставят студентов перед сложными, неструктурированными проблемами, которые могут включать в себя постороннюю или нерелевантную информацию и часто не включают в себя всю информацию, которую аналитик хотел бы иметь. В отличие от наборов задач, они не разбивают проблему на четкие этапы и часто не имеют единственного «правильного» ответа. Кейсы предоставляют богатый контекстный способ представить новый материал и создают возможности для студентов применять материал, который они только что выучили. Один и тот же всеобъемлющий кейс можно даже использовать несколько раз в одном курсе, поскольку студенты возвращаются к истории кейса с новыми аналитическими методами и инструментами.

• experiential exercises (практикующее обучение) - это активный процесс обучения, при котором студенты «учатся на практике» и размышляют над полученным опытом.

• business games (деловые игры) используются для обучения навыкам и концепциям, связанным с экономикой или миром бизнеса. Могут включать материалы по корпоративному или бизнес-менеджменту, финансам, человеческим ресурсам, переговорам или торговле акциями на фондовом рынке. В большинстве этих игр используются симуляторы, чтобы имитировать реальную жизнь и способствовать экспериментальному обучению. Настолько, что деловые игры также называют бизнес-симуляторами. Они способны отображать реальные корпоративные проблемы, с которыми регулярно сталкиваются руководители компаний, реагируя на них и взаимодействуя с ними с самого начала. Еще один ключевой аспект деловых игр - их способность фиксировать вовлеченность и участие учащихся. По сравнению с уроками в классе или видеоуроками, деловые игры способствуют прямому участию, в том числе эмоциональной вовлеченности, учащихся. Многие из лучших бизнес-игр, доступных в настоящее время, требуют от учащихся только смартфонов и подключения к Интернету.

• coaching (коучинг) все более популярные на рынке бизнес-образования направление, включает в себя обучение будущих менеджеров тому, как находить решение самостоятельно. Речь идет об обучении навыкам критического мышления, которые приводят к самостоятельности, вместо того, чтобы просто полагаться на руководителя. В отличие от управления, которое можно понимать как улицу с односторонним движением, коучинг основан на открытом общении в обоих направлениях (от сотрудника к руководителю и от руководителя к сотруднику).

Следующим важным моментом является выполнение дипломного проекта, в процессе которого студент должен применить освоенные в ходе обучения компетенции, в том числе и «цифровые». Как известно, коллективная (групповая) деятельность более эффективна, чем индивидуальная, так как позволяет проанализировать различные точки зрения на проблему. Поэтому работа над дипломным проектом следует выполнять в небольших группах, где есть возможность обсудить альтернативные подходы или обосновать свою позицию. Следует отметить, что тему дипломного проекта необходимо выбирать на начальном этапе обучения, чтобы подчинить процесс обучения решению поставленных задач и задать вектор собственного развития.

Другой, не менее важной задачей эффективной подготовки кадров в области экономики и управления, является корректировка рабочих программ дисциплин, которая должна обеспечить освоение новых «цифровых» компетенций [9; 10]. Актуализация образовательных программ должна включать в образовательный процесс блоки, ориентированные на применение цифровых технологий, повышение производительности труда, автоматизацию производства и иных бизнес-процессов. При всей важности хорошей теоретической подготовки менеджера все большую роль приобретают практические навыки работы в цифровой среде, поэтому вопросы использования информационно-коммуникационных технологий должны быть отражены в рабочей программе дисциплины и созданы материально-технические условия для освоения соответствующего программного обеспечения.

Таким образом, успех цифровой экономики определяется знаниями и, следовательно, людьми, которые их создают и применяют. В контексте цифровой экономики обучение имеет два основных контекста: обучение с компетенциями, востребованными в цифровой экономике, и внедрение цифровых технологий в образование, для обучения в любой сфере.

Выводы по результатам исследования

В исследовании обосновано, что цифровизация выдвигает новые требования к компетенциям менеджера.

Обозначены проблемы формирования компетенций менеджера в условиях цифровой экономики.

Выявлены условия совершенствования подготовки кадров в области менеджмента, способных решать возникающие задачи на рабочих местах в условиях цифровой экономики:

• формирование профессиональных и управленческих компетенций будущего менеджера с учётом требований цифровой экономики: освоение новых ИКТ, современного программного обеспечения и интернет-сервисов, а также методов и технологий менеджмента с использованием ИКТ в новой цифровой среде;

• обеспечение образовательного процесса необходимым программным обеспечением, оснащение аудиторий современной компьютерной техникой, обучение преподавательского состава;

использование в процессе подготовки менеджеров эффективные технологии обучения, зарекомендовавшие себя в современных продвинутых бизнес-школах, позволяющие студентам глубоко понять концепции, теории и практики современного бизнеса;

корректировка рабочих программ дисциплин, которая должна обеспечить освоение новых «цифровых» компетенций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Индикаторы цифровой экономики: 2019: статистический сборник / Г.И. Абдрахманова, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т И60 «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2019. - 248 с.

2. Прохоренков П.А. Развитие компетенций в системе высшего образования / П.А. Прохоренков // Университетский вестник. - 2015. - № 2 (16). - С. 83-85.

3. Халин В.Г. Цифровизация и ее влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски / В.Г. Халин, Г.В. Чернова // Управленческое консультирование. - 2018. - № 10 (118). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-i-ee-vliyanie-na-rossiyskuyu-ekonomiku-i-obschestvo-preimuschestva-vyzovy-ugrozy-i-riski (дата обращения: 28.08.2020).

4. Боева А.В., Гордеева Н.О. Компьютерная грамотность менеджера: содержание и структура // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3. - С. 18.

5. Карпова С.В. Подход к организации образовательного процесса в вузе на основе применения компьютерных технологий / С.В. Карпова, Т.В. Регер / В сборнике: Социально-экономическое развитие региона: опыт, перспективы, инновации. Материалы III международной научно-практической конференции. -Смоленский институт экономики НОУ ВПО «Санкт-Петербургский университет управления и экономики». - 2015. - С. 71-76.

6. Информационно-аналитические технологии моделирования бизнес-процессов / О.М. Гусарова, А.А. Морозов, Ю.В. Жарская, П.А. Прохоренков, В.А. Курылев, Л.М. Троицкая. - Смоленск, 2018.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Чуланова О.Л. Исследование реализации проектного управления с использованием методологии гибкого управления проектами на основе ценностей Agile / О.Л. Чуланова, Т.Ю. Глухова // Вестник евразийской науки. -2019. - Т. 11. - № 4. - С. 12.

8. Yorks L., O'Neil J., Marsick V. (2002) Action Reflection Learning™ and Critical Reflection Approaches. In: Boshyk Y. (eds) Action Learning Worldwide. Palgrave Macmillan, London. https://doi.org/10.1057/9781403920249_2.

9. Прохоренков П.А. Подготовка специалистов для цифровой экономики // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. - 2017. - № 1 (1). - С. 30-32.

10. Прохоренков П.А. Развитие компетенций в системе высшего образования // Университетский вестник. - 2015. - № 2 (16). - С. 83-85.

Reger Tatiana Viktorovna

Financial university under the Government of the Russian Federation

Smolensk branch, Smolensk, Russia E-mail: [email protected]

Prokhorenkov Pavel Alexandrovich

Financial university under the Government of the Russian Federation

Smolensk branch, Smolensk, Russia E-mail: [email protected]

Improving management training for the digital economy

Abstract. The article is devoted to the issues of training management personnel for the digital economy. The authors analyze the conditions necessary for training managers in terms of mastering modern digital competencies. The modern world economy is characterized by the transition to digitalization. There is a gap between the level of education and the needs of the market. The change in information technologies occurs faster than the educational system has time to adapt to the changes, which, accordingly, entails the insufficiency of generally accepted educational requirements. In this regard, there is a need for educational programs and the learning process that take into account the requirements of the emerging society. The most important factor in the digital processing of the economy is the level of management training. In Russia, in terms of training IT specialists, the situation is not bad. In terms of the number of such specialists graduating, Russia is inferior to the leading countries, but the quality of training is good and the gap is gradually decreasing. As for personnel in the field of economics and management, there are problems here. Management training does not fully meet the requirements of the digital economy. The article outlines the problems of forming a manager's competencies in the digital economy. The conditions for improving the training of personnel in the field of management, a way to solve the problem at workplaces in the digital economy are identified Those countries that do not have qualified specialists, have digital competencies, will face development problems in all sectors of the economy. For our country, the training of management personnel for the digital economy is especially important. Successful training of specialists in economics and management will help boost your own economy. For domestic students, focused on the digital economy, it opens up ample opportunities for using promising work in domestic firms and in the representative office of foreign companies.

Keywords: information society; digital economy; information technology; management training; personnel for the digital economy; digital competencies; educational technologies in teaching management

63ECVN42G

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.