Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
551
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КРУЖКОВАЯ РАБОТА / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / EXTRACURRICULAR WORK / ADDITIONAL EDUCATION / E-LEARNING / DISTANCE TECHNOLOGIES / CIRCLE WORK / DESIGN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергиенко Иван Викторович, Изгарина Гульжанат Кадиржановна

В статье рассматриваются вопросы проектирования кружковой работы с применением технологий электронного обучения в системе дополнительного образования. Авторы обосновывают необходимость проектирования кружковой работы с применением технологий электронного обучения в целях совершенствования и повышения эффективности образовательного процесса. В статье рассматриваются сущность и основные этапы проектирования кружковой работы, основанной на использовании технологий электронного обучения, а также описывается разработанный и внедренный в общеобразовательные организации Республики Башкортостан электронный кружок «Мир информатики».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергиенко Иван Викторович, Изгарина Гульжанат Кадиржановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING GROUP WORK WITH THE USE OF E-LEARNING TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

The article deals with the design of the circle work with the use of e-learning technologies in the system of additional education. The authors substantiate the need to design a circle work with the use of elearning technologies in order to improve and improve the efficiency of the educational process. The article deals with the essence and the main stages of the design of the circle work based on the use of e-learning technologies, as well as describes the developed and implemented in educational organizations of the Republic of Bashkortostan electronic circle "world of Informatics", substantiates its effectiveness.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ *< *

И.В. Сергиенко, Изгарина Г.К.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Ключевые слова: внеурочная работа, дополнительное образование, электронное обучение, дистанционные технологии, кружковая работа, проектирование.

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы проектирования кружковой работы с применением технологий электронного обучения в системе дополнительного образования. Авторы обосновывают необходимость проектирования кружковой работы с применением технологий электронного обучения в целях совершенствования и повышения эффективности образовательного процесса. В статье рассматриваются сущность и основные этапы проектирования кружковой работы, основанной на использовании технологий электронного обучения, а также описывается разработанный и внедренный в общеобразовательные организации Республики Башкортостан электронный кружок «Мир информатики».

Указ Президента В.В. Путина «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы», в котором важнейшими приоритетами выделены совершенствование электронного образования и дистанционных систем обучения, в последнее время приобретает особую актуальность в связи с информатизацией и цифровизацией общества. Кроме того, согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации в своей профессиональной деятельности могут использовать дистанционные образовательные технологии [1].

Электронное образование должно охватывать не только основное, но и дополнительное образование обучающихся. Основная цель электронного образования в системе дополнительного образования - это организация внеурочной работы как одной из форм дополнительного образования с применением технологий электронного обучения и дистанционных технологий. Использование дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе позволит совершенствовать внеурочную работу, расширить и обогатить информационную образовательную среду школы. Применение технологий электронного обучения в кружковой работе не только целесообразно с педагогической точки зрения для педагога, но и соответствует запросам обучающихся, которые реализуются в «новой парадигме обучения». Эффективность образовательной деятельности, в том числе кружковой работы, во многом будет зависеть от того, насколько развито электронное образование. Кружковая работа с применением технологий элекронного обучения в школе как одна из важнейших составляющих дополнительного образования является показателем уровня развития электронного образования. Поэтому особенно актуальной становится проблема проектирования кружковой работы в общеобразовательной организации с применением технологий электронного обучения.

В настоящее время недостаточно опубликованных научных исследований, посвященных применению технологий электронного обучения в кружковой работе. Приведем мнения некоторых авторов об эффективности применения информационных технологий в кружковой работе. В.В. Мещеряков в статье «Организация работы математического кружка учащихся 5-6 классов в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения» считает «неотъемлемой частью работы кружка применение новых информационных технологий. Они помогают как учителю, так и ученику при изучении какой-либо темы, предоставляя обширный учебный или методический материал» [4]. О.В. Муразян в статье «Использование информационных и дистанционных технологий в работе с детьми младшего школьного возраста в рамках проекта «Наша новая школа» говорит об «активном использовании Интернет-технологии во внеурочной деятельности, где происходит взаимодействие ученика и учителя в учебно-воспитательном процессе.

Используя новые современные информационные технологии, позволит привить детям вкус к творчеству и исследовательской деятельности» [5].

Учитывая вышесказанное, мы полагаем, что кружковая работа с применением технологий электронного обучения - это инновационная форма внеурочной деятельности с применением современных информационных технологий, технических средств. Кружковая работа с применением технологий электронного обучения является одной из наиболее эффективных форм внеурочной деятельности с использованием электронного обучения.

Использование дистанционных образовательных технологий позволяет реализовать процесс обучения учащихся в кружках с наибольшей степенью эффективности. Электронное обучение предоставляет широкие возможности для повышения эффективности обучения педагогов, а также возможности для получения обучающимися полноценного качественного образования.

При проведении кружковой работы с применением технологий электронного обучения педагог должен обладать соответствующим профессиональным уровнем. Он занимается подготовкой теоретических учебных материалов, заданий для практической работы, тестовых вопросов; следит за осуществлением программы кружковой работы; проводит анализ итогов кружковой работы. Весь подготовленный и разработанный учителями электронный учебный материал должен быть размещен на образовательном сайте.

Для проведения электронной кружковой работы с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в школе должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей электронные информационные и образовательные ресурсы, совокупность информационных технологических средств, с помощью которых обучающиеся осваивают программы в полном объеме независимо от места нахождения.

В целях качественной, эффективной организации и реализации кружковой работы с применением технологий электронного обучения в общеобразовательных организациях, а также для повышения результативности обучения обучающихся в электронных кружках от педагогов и руководителей кружков требуется грамотно проектировать кружковую работу, так как «любая продуктивная деятельность, любой проект требуют своего целеполагания - проектирования» [7]. Кружковая работа с применением технологий электронного обучения должна основываться на логически правильном построенном педагогическом проектировании.

Приведем различные определения педагогического проектирования. Термин «проектирование» происходит от термина «проект», известного в русском языке с начала XVIII века и восходящего к латинскому термину «projectus», означающему «вытягивание», «вытянутое положение». В переводе с латинского «проект» - «брошенный вперед», то есть замысел в виде прообраза объекта. В широком смысле слова проектом называется все, что задумывается или планируется [7, 5].

Новиков А.М. и Новиков Д.А. в труде «Образовательный проект (методология образовательной деятельности)» отмечают, что «проектирование всегда имеет место в деятельности любого педагога любого образовательного учреждения» [6]. Колесникова И.А. в учебном пособии для вузов «Педагогическое проектирование» отмечает, что педагогическое проектирование - это «практико-ориентированная деятельность, целью которой является разработка новых, не существующих в практике образовательных систем и видов педагогической деятельности» [3, 21]. На наш взгляд, определение Колесниковой И.А. наиболее полно и точно раскрывает сущность понятия «педагогическое проектирование» - это целенаправленная, педагогическая, поэтапная деятельность по созданию и реализации новых методов и способов организации образовательного процесса.

В современном образовании активно развиваются три основных вида проектирования, различающиеся по объекту преобразования, целевой направленности и результату [3, 35]:

пеппгогичесний ЖЫРНПЛ an WHOP ТОСТПНП N 5(84). SOI 9 assSsas

- социально-педагогическое проектирование, направленное на изменение социальной среды, решение социальных проблем педагогическими средствами;

- психолого-педагогическое проектирование, целью которого - преобразование человека и межличностных отношений в рамках образовательных процессов;

- образовательное проектирование, ориентированное на проектирование качества образования и инновационные изменения образовательных систем и институтов.

Проектирование в образовании может осуществляться на различных уровнях, под уровнем понимается степень обобщенности (универсальности) проектных процедур и результата [3, 36].

В зависимости от требований к результату и формам представления продукта педагогическое проектирование может быть выполнено на концептуальном, содержательном, технологическом и процессуальном уровнях.

Концептуальный уровень проектирования ориентирован на создание концепции объекта, на его прогностическое модельное представление.

Содержательный уровень проектирования предполагает непосредственное описание продукта, свойства которого соответствуют диапазону его возможного использования и функционального назначения.

Технологический уровень проектирования позволяет дать алгоритмическое описание способа действий в заданном контексте.

Процессуальный уровень выводит проектную деятельность на реальный процесс, что предполагает получение продукта, готового к практическому применению.

Приняв за основу проектирования вышеперечисленные уровни, перейдем к педагогическому проектированию кружковой работы с применением технологий электронного обучения, которая невозможна без поэтапного педагогического проектирования. Проектирование кружковой работы с применением технологий электронного обучения представляет собой совокупность видов деятельности (проблематизация, концептуализация, программирование, планирование), обеспечивающих в своей логической последовательности построение модели кружковой работы с применением технологий электронного обучения.

Проектирование кружковой работы с применением технологий электронного обучения - это целенаправленная, педагогическая, поэтапная деятельность по реализации кружковой работы с применением технологий электронного обучения. Авторы Новиков А.М. и Новиков Д.А. в труде «Образовательный проект (методология образовательной деятельности)» выделяют следующие этапы проектирования [6, 25] :

1. Концептуальный этап:

- выявление противоречия;

- формулирование проблемы;

- определение проблематики;

- определение цели;

- выбор критериев.

2. Этап моделирования:

- построение моделей;

- оптимизация моделей;

- выбор модели (принятие решения).

3. Этап конструирования системы:

- декомпозиция;

- агрегирование;

- исследование условий;

- построение программы.

4. Этап технологической подготовки.

Отталкиваясь от мнения исследователей кружковой работы, предлагается следующая логика проектирования данной работы с применением технологий электронного обучения (рисунок 1).

Постановка цели проектирования кружковой работы с применением технологий электронного обучения

1 г

Выбор методов обучения

1 г

Разработка программы кружковой работы с применением технологий электронного обучения

1 г

Экспертиза и внедрение программы кружковой работы с применением технологий электронного обучения

1 г

Моделирование кружковой работы с применением технологий электронного обучения

Г

Разработка модели кружковой работы с применением технологий электронного обучения

1 г

Апробация модели

Рисунок 1. Логика проектирования

Как следует из рисунка 1, при проектировании кружковой работы с применением технологий электронного обучения выделяются следующие этапы:

I этап. Постановка цели проектирования кружковой работы с применением технологий электронного обучения. Задачи проектирования кружковой работы в общеобразовательных организациях с применением технологий электронного обучения:

- адаптация к электронно-образовательной среде образовательной организации;

- организация кружковой работы с применением технологий электронного обучения;

пеппгогичесний ЖЫРНПЛ СП WHOP ТОСТПНП M 5(84). SOI 9 âsSsSâE

- включение кружковой работы с применением технологий электронного обучения в

образовательный процесс;

- организация взаимодействия между педагогами и обучающимися на основе использования современных информационных технологий.

II этап. Выбор методов обучения при проектировании кружковой работы с применением технологий электронного обучения. Педагог определяет методы и приемы обучения с учетом знаний и практических навыков, получаемых обучающимися на занятиях в кружке. Помимо традиционных методов в ходе проведения кружковой работы с применением технологий электронного обучения используются следующие специфические приемы, методы и технологии обучения:

- словесные - объяснение теоретического материала, рассказ, лекция;

- наглядные - демонстрация и показ видеоуроков, презентаций;

- практические - выполнение самостоятельных работ, выполнение практических заданий, тесты, выполнение итогового проекта;

- методы контроля уровня усвоения теоретических знаний;

- методы контроля уровня овладения практическими навыками работы.

- метод рефлексии;

- технология дистанционного обучения;

- информационно-компьютерные технологии.

III этап. Разработка программы кружковой работы с применением технологий электронного обучения.

Результатом проектирования кружковой работы с применением технологий электронного обучения является дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа электронного кружка «Мир информатики». Программа -особый вид проекта, выполняющий конструктивную функцию путем выстраивания конкретных действий, направленных на достижение намеченного облика предмета проектирования [3, 82]. Программа - основной документ, определяющий работу кружка, в котором отражены цель и задачи, учебно-тематический план, содержание изучаемых тем программы, методы и приемы, диагностические материалы.

Программа кружковой работы с применением технологий электронного обучения направлена на формирование социализации личности учащихся, способствует их развитию и самореализации. При разработке программы кружковой работы необходимо учитывать:

- во-первых, дополнительное изучение определенного предмета развивает компетентность обучающихся в определенной области;

- во-вторых, использование технологий электронного обучения в образовательном процессе позволяет повысить эффективность самого процесса обучения;

При составлении образовательной программы необходимо определить ее тип и соответствие образовательным стандартам, квалификационным характеристикам; систему знаний, умений и навыков, которые приобретут обучающиеся в результате освоения этой программы; количество времени, которое потребуется на изучение каждого раздела; формы учебных занятий, а также типы заданий, которые будут выполняться обучающимися. При разработке образовательных программ выделяются темы курса, определяется их содержание, готовятся задания к каждому занятию, составляется список рекомендуемой литературы, составляются контрольные вопросы [2, 134].

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа электронного кружка «Мир информатики» предполагает усвоение и закрепление обучающимся учебного материала по теме «Microsoft Word», выполнение практических

заданий при самостоятельной работе. После изучения тем учащиеся отвечают на тестовые вопросы и выполняют итоговый проект.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа электронного кружка «Мир информатики» является экспериментальной и авторской, имеет техническую направленность; разработана впервые для внедрения в образовательный процесс с применением дистанционных технологий.

Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: 1) пояснительная записка; 2) содержание программы (учебно-тематический план; содержание изучаемых тем программы); 3) методическое обеспечение программы (методика обучения по программе; диагностические материалы); 4) литература; 5) приложения.

IV этап. Экспертиза и внедрение программы. После завершения разработки программа проходит две стадии - экспертиза (на этой стадии программа оценивается компетентными специалистами, которые дают заключение о возможности ее внедрения в практику образования) и внедрение [2, 134].

V этап. Моделирование кружковой работы с применением технологий электронного обучения (разработка модели кружковой работы с применением технологий электронного обучения).

В соответствии с разработанной дополнительной общеразвивающей программой в рамках спроектированной модели кружковой работы с применением технологий электронного обучения спроектирован электронный кружок «Мир информатики» (знакомство с Microsoft Word). Рассмотрим структуру электронного кружка «Мир информатики».

Программа электронного кружка «Мир информатики» состоит из трех разделов -вводного, основного и итогового.

Ознакомительный раздел:

1 ) обобщающий обзорный видеоролик о работе кружка;

2) краткая аннотация с указанием - кому рекомендуется работа в кружке;

3) анкета обучающегося;

4) словарь терминов;

5) список литературы.

Основной раздел «Теоретическое и практическое обучение»:

1 ) электронные учебные материалы - видеоролики с объяснением темы занятия;

2) теоретические материалы по темам, презентации;

3) практические и самостоятельные задания по каждой теме;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) тестовые вопросы для обучающихся по каждой пройденной теме.

Итоговый раздел «Контроль и оценка»:

1) итоговое задание и указания по его выполнению;

2) отправка задания учителю на проверку;

3) проверка и оценка полученных знаний, умений и навыков обучающихся.

пеппгогичесний ЖУРНПЛ СП WHOP ТОСТПНП M 5(84). SOI 9 âsSsSâE

Рисунок 2. Структура кружка «Мир информатики» с применением технологий электронного обучения

Электронный кружок «Мир информатики» размещен на платформе БГПУ им. М. Акмуллы, раздел - «Дистанционные кружки и секции». Работа электронного кружка «Мир информатики» осуществляется на базе среды дистанционного обучения с открытым исходным кодом Moodle - автоматизированной системы, содержащей такие элементы курса как форум и чат. В системе Moodle осуществляется управление как со стороны обучающегося (при самостоятельной работе или закреплении пройденного материала), так и со стороны педагога (при контроле знаний и умений обучающихся).

Электронный кружок «Мир информатики (Знакомство с Microsoft Word)» включает 10 тем (занятий), посвященных изучению текстового редактора Microsoft Word и итоговый проект:

Тема 1. Создание, открытие и сохранение документа.

Тема 2. Копирование, перенос и удаление фрагмента текста.

Тема 3. Форматирование шрифтов.

Тема 4. Форматирование абзацев.

Тема 5. Создание таблиц в тексте.

Тема 6. Форматирование таблиц.

Тема 7. Вставка рисунков.

Тема 8. Вставка фигур.

Тема 9. Построение диаграмм.

Тема 10. Вставка объектов WordArt.

Итоговая работа - создание проекта «Подготовка и оформление текстового документа по теме».

Прежде чем приступить к работе в кружке, обучающиеся проходят процедуру регистрации в системе дистанционных кружков и секций, после чего получают доступ к электронному кружку. После этого обучающиеся переходят к занятиям - на основе дистанционной системы осуществляется процесс обучения по разработанной дополнительной общеразвивающей программе. Благодаря технологии сетевого общения обучающиеся всегда могут связаться с учителем, задать вопрос, получить консультацию.

Каждое занятие содержит материалы для изучения (текст, видеоурок, презентация и т.д.), практические материалы (практические задания), материалы для контроля знаний (тесты):

1) видеоурок, включающий объяснение темы занятия;

2) теоретический материал с основные теоретическими сведениями;

3) задание по теме с критериями оценки;

4) тест по теме занятия (5 вопросов с одним правильным ответом).

Выполненные задания обучающиеся отправляют на проверку педагогу, который их

проверяет и выставляет оценку; в некоторых случаях он может оставить комментарий к выполненному заданию. Контроль со стороны педагога носит систематический характер и основан на обратной связи; обучающийся может получить консультацию по интересующему его вопросу. Обучающиеся должны научиться самостоятельно находить необходимую информацию в Интернете, уметь работать с ней и применять полученные знания. Методы отслеживания результативности обучения при кружковой работе с применением технологий электронного обучения: 1) педагогическое наблюдение; 2) тесты педагогических достижений; 3) анкетирование. Для проверки теоретических знаний обучающихся педагог проводит по каждой теме тестирование, а для проверки практических навыков - проверку практических заданий, оценку проекта.

Использование технологий электронного обучения при организации и проведении кружковой работы подразумевает, что все участники кружковой работы должны иметь равные возможности по организации и проведению кружкового обучения в системе электронного обучения, а именно:

1. Обучающиеся могут размещать, редактировать, просматривать задания.

2. Педагоги имеют возможность оценивать выполненные задания.

3. Участники кружковой работы должны иметь доступ к тестам, заданиям, глоссариям и другим учебным материалам.

4. Участники кружковой работы должны иметь доступ к данным итоговых результатов.

После прохождения цикла занятий обучающиеся должны выполнить итоговый проект (проверяются умения, полученные в ходе обучения). Оценка итогового задания осуществляется в соответствии с критериями, приведенными в пункте «Итоговое задание». После этого обучающиеся получают документ о завершении обучения в кружке.

VI этап. Апробация модели электронного кружка «Мир информатики» на базе общеобразовательных организаций Республики Башкортостан. Апробация модели разработанного электронного кружка осуществляется на базе БГПУ им. М.Амуллы и на пилотных площадках. В настоящее время (по промежуточным данным) в кружке «Мир информатики» занимаются 225 обучающихся из 12 общеобразовательных организаций Республики Башкортостан. Осуществляемая апробация позволяет сделать вывод о том, что разработанный электронный кружок «Мир информатики» как электронная форма кружковой работы с применением технологий электронного обучения в общеобразовательных организациях Республики Башкортостан позволяет проектировать необходимые условия для полноценного изучения предмета «Информатика» в школе, а

пеппгогичесний ЖУРНПЛ an WHOP ТОСТПНП N 5(84). SOI 9 asasSäE

также повышает эффективность образовательного процесса благодаря интеграции основного и дополнительного образования. То есть кружковая работа с применением технологий электронного обучения является также средством, позволяющим эффективно осуществлять внедрение инновационных внеурочных форм работы в дополнительное образование обучающихся.

Представленные в статье результаты исследования свидетельствуют, что правильно организованное проектирование кружковой работы с применением технологий электронного обучения (как целостной педагогической системы) создает условия для самореализации обучающихся и педагогов. Педагог имеет возможность выбрать образовательную программу; определить направление деятельности с учетом собственных предпочтений (за рамками своего предмета), что позволяет реализовать творческий потенциал и усовершенствовать свою профессиональную образовательную деятельность. Благодаря данной форме кружковой работы формируются межпредметные связи, улучшается самостоятельная познавательная деятельность обучающихся, их интеллектуальное развитие. Результаты исследования целесообразно рекомендовать в системе образования Российской Федерации.

1. Федеральный закон Российской Федерации от «29» декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

2. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований / Н.В. Борытко. - Москва : Издательский центр «Академия», 2009. - 320 с.

3. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование [Текст]: учебное пособие для вузов / Под ред. И.А. Колесниковой. - Москва : Издательский центр «Academia», 2005. - 288 с.

4. Мещеряков, В.В. Организация работы математического кружка учащихся 5-6 классов в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения / В.В. Мещеряков// Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2015. - Т. 6. - С. 91-95.

5. Муразян, О.В. Использование информационных и дистанционных технологий в работе с детьми младшего школьного возраста в рамках проекта «Наша новая школа» / О.В. Муразян // Инновационные технологии в науке и образовании: материалы VI Междунар. науч.-практ.конф. / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - № 2 (6). - С. 176-179.

6. Новиков, А.М., Новиков, Д.А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности)/ А.М.Новиков. - Москва : «Эгвес», 2004. - 120 с.

7. Новиков, А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. - Москва : Издательский центр ИЭТ, 2013. - 268 с.

8. Пашкевич, А.В. Основы проектирования педагогической технологии. Взаимосвязь теории и практики [Текст]: учеб.-метод. пособие / А.В. Пашкевич. - 2-е изд.; испр.и доп. - Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2015. - 76 с.

9. Сергиенко, И.В. Моделирование дистанционного образования как системы интегрированных обучающих технологий: дисс. ... доктора пед.наук: 13.00.01 / Сергиенко Иван Викторович. - Ижевск. - 2005.

10. Сергиенко, И.В., Изгарина, Г.К. Критерии сравнения традиционной и электронной форм кружковой работы / И.В. Сергиенко, Г.К. Изгарина // Гуманистическое наследие в культуре и образовании: материалы XIII Международной научно-практической конференции. - Уфа : Издательство БГПУ, 2018. - 326 с.

11. Сергиенко, И.В., Бахтиярова, В.Ф. Модель кружковой работы с использованием технологий электронного обучения / И.В. Сергиенко, В.Ф. Бахтиярова, Г.К. Изгарина, М.А. Крымова// Педагогический журнал Башкортостана. - 2018. - №6 (79).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.