Научная статья на тему 'РУКОВОДСТВО СТУДЕНЧЕСКИМ НАУЧНЫМ КРУЖКОМ НА МЛАДШИХ КУРСАХ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ТЬЮТОРСКОЙ РАБОТЫ'

РУКОВОДСТВО СТУДЕНЧЕСКИМ НАУЧНЫМ КРУЖКОМ НА МЛАДШИХ КУРСАХ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ТЬЮТОРСКОЙ РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ / ТЬЮТОРСТВО / СТУДЕНТЫ / МЛАДШИЕ КУРСЫ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ / СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ КРУЖОК / РУКОВОДСТВО НАУЧНЫМ КРУЖКОМ / ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ / HIGHER EDUCATION / ADAPTATION PROCESS / FRESHMEN CLASSES / TUTORING / A FOREIGN LANGUAGE IN A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY / STUDENTS' SCIENTIFIC CIRCLE / PRINCIPLES OF ORGANIZATION OF CIRCLE WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьев Юрий Алексеевич, Казакова Татьяна Александровна

Начало обучения в вузе для многих студентов часто оказывается сопряженным с адаптационными проблемами как в учебно-профессиональном, так и в социально-психологическом плане. Учебные заведения прилагают значительные усилия, чтобы минимизировать эти проблемы: изыскиваются новые формы адаптационной работы, повышается эффективность существующих. В последние годы достаточно успешным в этой сфере зарекомендовал себя институт тьюторства, позволяющий перенести работу по адаптации первокурсников на новый уровень, сделав ее более индивидуальной и целостной. Однако, помимо тьюторской деятельности в чистом виде, аналогичными характеристиками обладает целый ряд классических форм внеаудиторной работы, в том числе и кружковая работа. В статье рассматриваются возможности адаптации студентов младших курсов в вузовской образовательной среде в процессе их научной деятельности в рамках кружка по иностранному языку. Особо подчеркивается многофункциональность кружковой работы по данной дисциплине в неязыковом вузе, позволяющая задействовать адаптационные механизмы не только в языковой (предметной) сфере, но и вне ее. Отдельно отмечается, что успешность данной адаптационной работы в значительной степени зависит от дидактически верного применения базовых принципов организации кружковой работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воробьев Юрий Алексеевич, Казакова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF A STUDENT SCIENTIFIC CIRCLE IN FRESHMEN CLASSES AS A FORM OF TUTORING WORK

The beginning of study at institutes of higher education often turns out for many students to be associated with a number of adaptation problems, both in educational and professional, as well as in socio-psychological terms. Modern universities are making significant efforts to minimize these problems: new forms of adaptation work are being sought, the efficiency of existing ones is increasing. In recent years the institute of tutoring has proved to be quite successful in this area, allowing transferring this work on adaptation of first-year students to a new level, making it more individual and holistic. But in addition to tutoring in its purest form there are a number of classical forms of extracurricular work, including circle work, having similar characteristics. This article discusses the possibility of adaptation of first-year students in institutes of higher education educational environment in the process of their scientific activities in the circle of foreign language. The article emphasizes the multi-functionality of circle work in a non-linguistic University, which allows to use adaptation mechanisms not only in the language (subject) sphere, but also in the formation of professional knowledge and skills. It is separately noted that the success of this adaptation work largely depends on the didactically correct application of the basic principles of organizing circle work.

Текст научной работы на тему «РУКОВОДСТВО СТУДЕНЧЕСКИМ НАУЧНЫМ КРУЖКОМ НА МЛАДШИХ КУРСАХ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ТЬЮТОРСКОЙ РАБОТЫ»

педагогические науки

Воробьев Юрий Алексеевич, Казакова Татьяна Александровна РУКОВОДСТВО СТУДЕНЧЕСКИМ НАУЧНЫМ КРУЖКОМ ...

УДК 378.112.2

DOI: 10.26140/anip-2020-0901-0014

РУКОВОДСТВО СТУДЕНЧЕСКИМ НАУЧНЫМ КРУЖКОМ НА МЛАДШИХ КУРСАХ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ТЬЮТОРСКОЙ РАБОТЫ

© 2020

SPIN-код: 2830-6614

AuthorID: 739196

Воробьев Юрий Алексеевич, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков

SPIN-код: 8011-5808

AuthorID: 761702

Казакова Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков Академия Федеральной службы исполнения наказаний (390000, Россия, Рязань, ул. Сенная,1, e-mail: tina4242@yandex.ru)

Аннотация. Начало обучения в вузе для многих студентов часто оказывается сопряженным с адаптационными проблемами как в учебно-профессиональном, так и в социально-психологическом плане. Учебные заведения прилагают значительные усилия, чтобы минимизировать эти проблемы: изыскиваются новые формы адаптационной работы, повышается эффективность существующих. В последние годы достаточно успешным в этой сфере зарекомендовал себя институт тьюторства, позволяющий перенести работу по адаптации первокурсников на новый уровень, сделав ее более индивидуальной и целостной. Однако, помимо тьюторской деятельности в чистом виде, аналогичными характеристиками обладает целый ряд классических форм внеаудиторной работы, в том числе и кружковая работа. В статье рассматриваются возможности адаптации студентов младших курсов в вузовской образовательной среде в процессе их научной деятельности в рамках кружка по иностранному языку. Особо подчеркивается многофункциональность кружковой работы по данной дисциплине в неязыковом вузе, позволяющая задействовать адаптационные механизмы не только в языковой (предметной) сфере, но и вне ее. Отдельно отмечается, что успешность данной адаптационной работы в значительной степени зависит от дидактически верного применения базовых принципов организации кружковой работы.

Ключевые слова: адаптация студентов, тьюторство, студенты, младшие курсы, иностранный язык в неязыковом вузе, студенческий научный кружок, руководство научным кружком, принципы организации кружковой работы.

MANAGEMENT OF A STUDENT SCIENTIFIC CIRCLE IN FRESHMEN CLASSES AS A FORM OF TUTORING WORK

© 2020

Vorobyev Yuriy Alexeevich, candidate of philological sciences, associate professor of the department of foreign languages Kazakova Tatyana Alexandrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of foreign languages Academy of the Federal Penal Service of the Russian Federation (390000, Russia, Ryazan, Sennaya st., 1, e-mail: tina4242@yandex.ru)

Abstract. The beginning of study at institutes of higher education often turns out for many students to be associated with a number of adaptation problems, both in educational and professional, as well as in socio-psychological terms. Modern universities are making significant efforts to minimize these problems: new forms of adaptation work are being sought, the efficiency of existing ones is increasing. In recent years the institute of tutoring has proved to be quite successful in this area, allowing transferring this work on adaptation of first-year students to a new level, making it more individual and holistic. But in addition to tutoring in its purest form there are a number of classical forms of extracurricular work, including circle work, having similar characteristics. This article discusses the possibility of adaptation of first-year students in institutes of higher education educational environment in the process of their scientific activities in the circle of foreign language. The article emphasizes the multi-functionality of circle work in a non-linguistic University, which allows to use adaptation mechanisms not only in the language (subject) sphere, but also in the formation of professional knowledge and skills. It is separately noted that the success of this adaptation work largely depends on the didactically correct application of the basic principles of organizing circle work.

Keywords: higher education, adaptation process, freshmen classes, tutoring, a foreign language in a non-linguistic university, students' scientific circle, principles of organization of circle work.

1. Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами

Начало обучения вчерашних школьников в высшем учебном заведении нередко сопровождается серьезными проблемами, связанными с адаптацией к новой образовательной среде.

Кардинальная смена режима учебной деятельности, непривычная лекционно-семинарская система, новая социальная роль с более высоким уровнем автономности требуют от обучающихся особых навыков организации учебной деятельности. Формирование этих навыков в рамках сравнительно небольшого временного отрезка является одной из приоритетных задач современного вуза и предопределяет необходимость поиска новых форм адаптационной работы, а также повышения эффективности имеющихся.

2. Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение не раз-

решенных раньше частей общей проблемы.

Особенности адаптационных процессов учащейся молодежи в вузовской среде уже достаточно продолжительное время являются объектом пристального внимания исследователей.

Существенный вклад в изучение педагогических и психологических аспектов данной проблематики внесли Л. А. Амирова, А. Ф. Амиров [1], С. А. Анохина [2], В. Ш. Гузаиров [3], В. А. Сластенин [4], А. А. Смирнов [5] и другие ученые.

Процесс адаптации студентов, под которой мы понимаем не только состояние человека, но и процесс включения его в новую социальную среду, освоение им специфики новых социальных условий, многоаспектен и многоэтапен.

В работах, посвященных данной проблематике, С. Д. Резник [6], Т. Д. Молодцова [7], Л. А. Федотова [8], R. Dyson [9], M. L. Smith [10] и другие исследователи [11-15] особо выделяют начальный этап адаптационного

Vorobyev Yuriy Alexeevich, Kazakova Tatyana Alexandrovna MANAGEMENT OF A STUDENT SCIENTIFIC CIRCLE IN FRESHMEN ..

pedagogical sciences

процесса, что обусловлено его исключительной значимостью или, если так можно сказать, «сензитивностью» при формировании у студента, а в будущем и у специалиста, необходимых личностных и профессиональных качеств. При всей разности подходов большинство исследователей вузовских адаптационных процессов солидарны в том, что одним из важнейших условий успешного погружения студентов-первокурсников в образовательную среду является улучшение качества индивидуальной работы с ними, перевод ее на новый уровень. В наиболее эффективной форме это достигается в рамках появившегося сравнительно недавно в отечественных вузах института тьюторства [16-18].

3. Формирование целей статьи (постановка задания).

Находящиеся в настоящее время в стадии становления тьюторство представлено в своей организационной и содержательной полноте еще далеко не во всех учебных заведениях, что предопределяет необходимость более полного использования уже имеющихся форм работы, обладающих тьюторским потенциалом и содержащих в себе значимые адаптационные механизмы. Одной из таких форм, на наш взгляд, является руководство научным кружком, осуществляемое в рамках изучения иностранного языка в специализированном вузе.

4. Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Значительный тьюторский потенциал руководства научным кружком является результатом мультифункци-ональности дисциплины «Иностранный язык» в неязыковом вузе, которая, в свою очередь, базируется на ее общеобразовательном статусе, профессиональной ориентированности предмета, а также его временной локализации на младших курсах.

Последнее обусловливает главную особенность кружковой работы на этом этапе, заключающуюся, прежде всего, в ярко выраженном акценте и на учебной, и на исследовательской деятельности. Данная дихотомия позволяет руководителю кружка реализовывать одну из основных тьюторских функций - пошаговое «сопровождение разработки и реализации обучающимся индивидуальной образовательной программы» [18, С. 75] - как в рамках внутридисциплинарного направления, так и вне его.

Внутридисциплинарный аспект работы кружка делает возможным анализ и лингвистического и страноведческого материала. В первом случае исследования грамматических или лексических особенностей изучаемого языка, при активной индивидуальной поддержке педагога, помогают в необходимой степени активировать запас школьных языковых знаний либо в нарастить их объем и тем самым предупредить возможную проблему адаптации студента к вузовскому курсу иностранного языка. Это особенно актуально с учетом достаточно невысокого уровня языковых знаний у студентов специализированных вузов [19; 20].

Страноведческая направленность кружковой работы позволяет не ограничиваться исследованиями в рамках тех или иных лингвистических аспектов, но дает возможность значительно расширить перечень внеязыко-вых тем, в том числе и с учетом специализации вуза. В экстралингвистическую тематику могут быть включены, например, контрастивные исследования соответствующих профессиональных систем в России и стране (странах) изучаемого языка, сопоставительный анализ конкретных аспектов профессиональной деятельности и т. д.

Даже с учетом того, что эти исследования не будут иметь той научной глубины, которая отличает работы студентов старших курсов, они, несомненно, окажутся полезными при формировании умений и навыков самостоятельной учебной и научной деятельности первокурсника, будут способствовать его планомерному

вхождению в вузовскую образовательную среду.

Выход за пределы лингвистики позволяет активизировать адаптационный процесс не только посредством изучения специфики профессиональной деятельности опосредованно (через иностранный язык), но и напрямую, с помощью проведения на базе кружка различных тематических встреч, круглых столов и т.д. Важным аспектом этой работы является ее непременная направленность на постепенное формирование чувства профессиональной самоидентификации студентов в рамках учебной социализации.

Особым свойством иностранного языка в специализированном вузе является как его профессиональная ориентированность, так и пропедевтичность, под которой мы понимаем сокращенное систематическое изложение профильной науки в элементарной форме. В ходе изучения данной дисциплины этот процесс длится с первого занятия и до итоговых экзаменов. Курс начинается со знакомства с общепрофессиональной проблематикой, отраженной в языке, и заканчивается анализом узкоспециальных аспектов, релевантных в коммуникативном плане. Пропедевтический аспект иностранного языка позволяет формировать у студента концептуальное понимание процесса изучения той или иной специальной дисциплины и ее сущности часто еще до целенаправленного глубокого изучения в соответствии с учебным планом.

Такая особенность иностранного языка в неязыковом вузе проецируется и на кружковую работу. Это позволяет руководителю кружка «курировать» работы студентов, выполненные на стыке лингвистики и определенной специальности, поддерживая таким образом адаптацию к вузовской образовательной среде у обучающегося и в экстрадисциплинарной области. Выход исследовательской работы за пределы предметной тематики должен находиться у руководителя кружка под особым контролем. Необходимо помнить, что подготовка серьезных научных исследований (например, статей) в рамках страноведческого языкового кружка возможна только во взаимосвязи с профильными кафедрами и требует контакта с узкими специалистами, рекомендованными руководителем. Как показывает практика, подобные консультации нередко перерастают в тесное персональное научное сотрудничество на старших курсах и также способствуют адаптации студента к вузовской образовательной среде.

Результативность тьюторской составляющей в работе руководителя кружка в значительной степени основывается на эффективной организации самого объединения, успешно функционирующего только при учете ряда базовых принципов. Прежде всего, на соблюдении принципа индивидуализации научной работы. Индивидуальный подход к каждому члену кружка позволяет реализовывать тьюторские возможности данной научно-организационной деятельности в наиболее полном объеме.

Совместное со студентом построение «дорожной карты» исследования от его начала до завершения позволяет учитывать не только интересы, познавательные возможности и способности обучающегося, но и его психологическое состояние на начальном этапе обучения в вузе.

Принцип индивидуализации находится в тесной взаимосвязи с принципом дифференциализации, позволяющим придавать кружковой работе многовекторность и многоуровневость. В плане работы кружка должны присутствовать темы исследований различные как по тематике, так по объему и сложности.

Дифференциация научной деятельности дает хорошие результаты при вовлечении в творческую деятельность и отдельных студентов и небольших групп. Многолетний опыт показывает, что такой смешанный подход к исследованию той или иной проблематики наиболее эффективен, так как в каждом конкретном слу-

педагогические науки

Воробьев Юрий Алексеевич, Казакова Татьяна Александровна РУКОВОДСТВО СТУДЕНЧЕСКИМ НАУЧНЫМ КРУЖКОМ ...

чае обучающийся выбирает самостоятельно состав «авторского коллектива», который наиболее комфортен для него.

Важными в этом случае становятся также осознанность студентом проводимой работы и понимание последовательности ее исполнения.

Планирование кружковой работы не возможно без учета принципа посильности. Доброжелательная атмосфера, позволяющая быстро адаптироваться к особенностям проведения исследовательской деятельности в рамках кружка, в значительной степени нивелирует негативное восприятие студентами своих недочетов в языковой подготовке, которые, к сожалению, характерны для неязыковых вузов. Посильность выполняемой работы обусловливает возникновение чувства успешности, что является важнейшим элементом адаптации студента в кружке и в целом в общеинститутской образовательной среде.

В ряде исследований, проводимых среди студентов неязыковых специализированных вузов, помимо невысокого уровня языковых знаний, отмечается также и сниженная мотивация к изучению иностранного языка [21; 22]. Значительным потенциалом ее повышения обладает научный кружок. Кружковая работа по иностранному языку на младших курсах политематична, что вызывает безусловный интерес у студентов. В рамках данного кружка вполне совместимы исследования и общеобразовательной тематики и профессиональной. Однако для всех направлений кружковой работы обязательным остается следование постулату непременного использования иностранного языка: все исследования проводятся с использованием иноязычного материала.

Значительный вклад в дело активизации механизмов мотивации на занятиях по иностранному языку может быть сделан с помощью информационно-компьютерных технологий (ИКТ) [23-25]. Такая возможность существует как в рамках аудиторных занятий, так и в рамках работы кружка. Особую роль при этом должен играть принцип обязательного методического сопровождения применения ИКТ.

Работа в этой сфере, при всей ее демократичности, должна быть методически правильно регламентирована руководителем кружка. Это касается и определения общего направления исследований, их объема и алгоритма выполнения.

Нельзя забывать и о том, что участие в работе кружка по иностранному языку способствует росту мотивированности студента не только при изучении данной дисциплины, но и, учитывая пропедевтичность дисциплины, специальных предметов.

Повышение интереса к изучению общеобразовательных или профессиональных дисциплин с помощью внеаудиторных форм работы - известный, но действенный методический прием. Развивая у студентов в рамках кружковой работы учебную мотивацию, необходимо «делать особый акцент на осознании полезности выполняемой работы, как в плане профессиональной подготовки, так и в плане расширения кругозора, эрудиции специалиста» [26, с. 16].

5. Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

Резюмируя вышесказанное, подчеркнем, что страноведческие кружки по иностранному языку, обладая такой исключительно важной спецификой, как многофункциональность, характерной только для младших курсов вуза, соединяя в себе учебно- и научно-исследовательскую работу, предметную и пропедевтическую профессиональную направленность, являются значимой частью процесса адаптации студентов-первокурсников к вузовской образовательной среде.

При этом следует отметить, что необходимый эффект от данного вида деятельности может быть получен только при соблюдении базовых принципов кружковой работы.

Это обеспечит стабильное функционирование данного научного объединения, позволит в мягкой, ненавязчивой форме осуществлять учебно-научное сопровождение индивидуальной образовательной программы студента на самом раннем этапе вузовского обучения и положительно влиять на процесс его адаптации в вузе. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Амирова, Л. А. Развитие качеств мобильной личности на этапе допрофессиональной социализации : монография /Л. А. Амирова, А. Ф. Амиров. - Уфа : Вагант, 2011 - 194 с.

2. Анохина, С. А. Аксиологическая адаптация студентов в вузовской среде : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / С. А. Анохина. -Оренбург, 2016. - 275 с.

3. Гузаиров В. Ш. Формирование личности специалиста в техническом вузе: Монография / В. Ш. Гузаиров. - Белгород: Изд-во БГТУ им. В. Г. Шухова, 2003. - 136 с.

4. Сластенин В. А. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. - М. : Издат. центр «Академия», 2002. - 576 с.

5. Смирнов, А. А. Адаптация студентов и образ вуза: монография/А. А. Смирнов, Н. Г. Живаев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. - Ярославль : ЯрГУ, 2010. - 168 с.

6. Резник, С. Д. Адаптация студентов-первокурсников к условиям обучения в университете: опыт, проблемы, перспективы / С. Д. Резник, М. В. Черниковская, Е. В. Носова //Вестник Кемеровского государственного университета. Сер.: Гуманитарные и общественные науки. - 2017. - № 2. - С. 36-41.

7. Молодцова, Т. Д. Диагностика адаптации студентов первого курса к требованиям вуза / Т. Д. Молодцова //Международный журнал экспериментального образования. - 2012. - № 5. - С. 13-17.

8. Федотова, Л. А. К вопросу о средствах адаптации студентов-первокурсников /Л. А. Федотова //Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2015. - № 43. - С. 133-135.

9. Dyson, R. Freshmen adaptation to university life: depressive symptoms, stress and coping / R. Dyson, K. Renk // Journal of Clinical Psychology. - 2006. - Vol/ 62, Issue 10. - P. 1231-1244.

10. Smith, M. L. The Transition to University: Adaptation and Adjustment: Dis. ... Master of Arts / M. L. Smith. - University of Saskatchewan, 2008. - 122 p.

11. Удалова Е.С. Особенности адаптации первокурсников к образовательному процессу как фактор профессионального становления и развития студентов //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 6 (28). С. 157-161.

12. Снегирева Л.В. Изучение объективных и субъективных проявлений адаптации у студентов-первокурсников медицинского вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 92-95.

13. Гагиева З.А. Особенности успешной адаптации студентов к условиям вуза // Научен вектор на Балканите. 2019. Т. 3. № 3 (5). С. 18-21.

14. Толканюк З.А. Социально-психологическая адаптация студентов-первокурсников в колледже // Хуманитарни Балкански изследва-ния. 2019. Т. 3. № 2 (4). С. 79-81.

15. Иванова Т.Н., Музафарова Х.Ю. Адаптация иностранных студентов к образовательному пространству в вузе (эмпирический опыт исследований) //Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 66-70.

16. Дьячкова, М. А. Тьюторское сопровождение образовательной деятельности : учебное пособие. Практикум / М. А. Дьячкова, О. Н. Томюк; ФГБОУ ВО «УрГПУ». - Екатеринбург, 2016. - 184 c.

17. Яновский, Л. М. Тьютор в вузе: опыт и перспективы / Л. М. Яновский // Система менеджмента качества: опыт и перспективы. -2016. - № 5. - С. 114-117.

18. Ковалева, Т. М. Профессия «тьютор» / Т. М. Ковалева и др. -М.; - Тверь : «СФК-офис», 2012. - 246 с.

19. Нефедов, А. В. Дифференцированное обучение английскому языку студентов неязыковых вузов / А. В. Нефедов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. - № 6-2. - С. 113115.

20. Стрекалова, И. В. О некоторых возможностях индивидуализации обучения иностранному языку в неязыковом вузе / И. В. Стрекалова //Научное обозрение. Педагогические науки. - 2015. - № 3. - С. 106-107.

21. Миронова, В. Е. Повышение мотивации к обучению профессиональному иностранному языку в неязыковом вузе / В. Е. Миронова, А. С. Гейвус // Профессиональное обучение в России и за рубежом. -2014. - 3(15). - С. 106-110.

22. Каргина, Е. М. Лингвистические факторы мотивации студентов в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе: мо-ногр. /Е. М. Каргина. - Пенза: ПГУАС, 2016. - 180 с.

23. Гузь Ю.А., Майоров А.Б. Использование канала youtube для обучающих онлайн-курсов как способ повышения мотивации к изучению иностранного языка //Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 105-107.

24. Романова Л.Л. Мотивация преподавателей вуза к применению электронных образовательных технологий // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. № 80. С. 53-54.

25. Смирнова Е.В. Формирование мотивации студентов к применению электронных средствх учебного назначения в изучении иностранного языка //Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13).

Vorobyev Yuriy Alexeevich, Kazakova Tatyana Alexandrovna MANAGEMENT OF A STUDENT SCIENTIFIC CIRCLE IN FRESHMEN ..

pedagogical sciences

С. 44-49.

26. Воробьев Ю. А. Особенности самостоятельной работы курсантов в рамках страноведческих кружков при изучении иностранного языка в вузах ФСИН/Ю. А. Воробьев //Ведомости уголовно-исполнительной системы. — 2013. — № 11(138). — С. 13—17.

Статья поступила в редакцию 02.11.2019

Статья принята к публикации 27.02.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.