Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
151
кандидата педагогических наук: 13.00.08; [Место защиты: Кур. гос. ун-т]. - Курск, 2008. - 184 с.
6. Медведева Л. С. Технология развития умения анализировать профессиональную деятельность учителя иностранного языка: Дис.... канд. пед. наук:
13.00. 08. - Липецк, 1999. - 179 с.
7. Роженцева И. С. Формирование профессиональной коммуникативной компетенции студентов-лингви-стов на основе культуросообразных технологий: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.п.н.: Спец.
13.00. 08 Белгород, 2004. - 24 с.
8. Смолянникова И. А. Формирование иноязычной компетенции в социокультурном пространстве диалога: Дис. ...канд. пед. наук. - М., 2003. - 169 с.
9. Старкова Д. А. Групповая проектная деятельность как средство развития управленческих методических умений будущего учителя иностранного языка. 13.00.02. Автореферат дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2009. - 23 с.
10. Трубицына Н.А. Педагогическая технология оценки качества подготовки студентов - будущих
преподавателей иностранного языка: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.08; [Место защиты: Удмурт. гос. ун-т]. - Ижевск, 2007. - 193 с.
11. Филатова А. В. Оптимизация преподавания иностранных языков посредством блог-технологий: для студентов языковых специальностей вузов: диссертация... кандидата педагогических наук:
13.00.02; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова]. - Москва, 2009. - 197 с.
12. Хижняк И. М. Профессиональная подготовка будущих учителей иностранного языка на основе использования технологии медиаобразования. Автореф. дис.... канд. пед. наук. - Пенза, 2008. - 19 с.
13. Чернилевский Д. В. Дидактические технологии в высшей школе: учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 437 с.
14. Игна О. Н Технологизация как современная тенденция языкового профессионально-педагогического образовании. Вестник ТГПУ. 2010. Выпуск 1 (91) -с. 139-140.
ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ
Тюрин Игорь Юрьевич
Канд. техн. наук, доцент кафедры «Технический сервис и технология конструкционных материалов», ФГБОУ ВПО
«Саратовский ГАУ», г. Саратов Левченко Галина Викторовна
Канд. техн. наук, доцент кафедры «Механика и инженерная графика», ФГБОУ ВПО «Саратовский ГАУ», г. Саратов
Сукова Елена Александровна Зам. директора по учебной работе МОУ СОШ101, г. Саратов
АННОТАЦИЯ
Актуальность и необходимость разработки эффективных подходов, форм, средств и методов работы куратора, способствующих оптимизации адаптации студентов первого курса к обучению в вузе, в настоящее время, не вызывает сомнений. В связи с этим, в статье представлена информация на тему приспособления студента к новой для него среде, а также факторы, влияющие на успешную адаптацию первокурсников по средствам кураторской работы.
ABSTRACT
The urgency and the need to develop effective approaches, _ forms, means and methods of work of the curator, contributing to the optimization of adaptation of first-year students to study at the University, at present, no doubt. In this regard, the article presents information on the topic of adaptation of students to the new environment and the factors that influence successful adaptation of freshmen by means of curatorial work.
Ключевые слова: образование, реформирование системы, студент, куратор, вузовская среда, адаптация, обучение, первокурсник, процесс.
Keywords: education, reform, student, curator, the University environment, adaptation, learning, freshman, process.
Реформирование системы высшего образования ставит перед педагогической наукой сложные и ответственные задачи, связанные с научным обоснованием целей, содержания, средств и методов учебно-воспитательной деятельности. Проблема адаптации студентов к обучению в вузе является сложным многофакторным процессом, связанным с усвоением социального опыта вузовской среды. Это период активного творческого приспособления к условиям высшей школы первокурсников, которые имеют относительно низкий уровень психологической, практической готовности к специфике обучения, что приводит к излишнему нервному перенапряжению, психической усталости, беспокойству, тревоге, ослаблению мышления, памяти, что приводит к большому отсеву студентов после 1 сессии, т.к. обучение в вузе значительно отличается от обучения в средней общеобразовательной
школе по составу изучаемых дисциплин, формам и методам обучения, формам проведения контроля. Меняется роль наставника: на смену классному руководителю, руководящему процессом обучения, приходит куратор, призванный лишь курировать студента в случае необходимости, призванный помочь справиться с трудностями в процессе адаптации в высшем учебном заведении.
В научной литературе широко представлена проблема адаптации первокурсника к условиям обучения в вузе (В.А. Абидов, Д.А. Андреева, З.В.
Аустерс, Г.А. Балл, Р.Д. Блажене, В.И. Брудный, Н.В. Вязовец, С.А. Гапонова, A.A. Гришанов, C.B. Дроздов, A.B. Комаровская, В.В. Лагерев, М.К. Лисицин, Н.М. Пейсахов, В.А. Плотников, В.В. Трофимова, К. Штарке и др.). Кураторская деятельность связывает совместной деятельностью всех субъектов воспитательной системы и способствует их совместной активности и рефлексии, что с точки зрения системного подхода (С.П. Акутина, Э.Ф.
152
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Зеер) позволяет рассматривать кураторскую деятельность как системообразующую в воспитательной системе. Исследователями рассмотрены вопросы организации и содержания работы куратора академической группы (Л.Д. Демина, Т.М. Куриленко, Н.М. Кутепова и др.), проблемы управления формированием коллектива студенческой группы (Т.П. Маралова, Э.И. Шнибекова и др.), роль куратора в подготовке будущих учителей (К.В. Гавриловен, A.M. Зарукина, Н.Ф. Коваленко и др.), его влияние на формирование профессиональной направленности у студентов (JI.A. Лытиева), на развитие самоуправления в группе (О.В. Соколовская), проблемы кураторства рассматриваются в контексте управления воспитательным процессом в вузе (В.Ш. Гузаиров, H С. Данилкова, И.Б. Игнатова, Н.В. Киреева, М.В. Николаев, B.C. Шилова и др.)
Учитывая выше изложенное, можно сказать, что объектом исследования является процесс адаптации сту-дентов-первокурсников к обучению в вузе.
Предметом исследования - содержание деятельности куратора по осуществлению адаптации и формированию устойчивых профессиональных качеств студентов-первокурсников.
Целью исследования - теоретическое обоснование системы интенсивной адаптации студентов-первокурсни-ков и приоритетные направления деятельности куратора по обеспечению адаптации первокурсников и их осознанного профессионального выбора.
Гипотеза исследований, которые необходимо провести, может быть основана на предположении о том, что процесс адаптации студентов первого курса к обучению в вузе при помощи куратора будет успешным, если:
- разработаны содержательные основы данного процесса (раскрыта сущность понятия «адаптация», особенности адаптации студентов первого курса к обучению в вузе; обусловлена позиция студентов как субъектов процесса адаптации) определяющие выбор научно-обоснованных педагогических условий, форм, средств и методов решения стоящей задачи;
- практическая реализация теоретических положений базируется на разработанной модели оптимизации адаптации студентов первого курса к обучению в вузе средствами совместного сотрудничества с куратором, в ходе которого реализуются следующие педагогические условия:
• формируется субъектно-активная позиция студентов к процессу адаптации средствами общения;
• эффективно используются различные формы организации занятий куратора во внеучебное время (кураторские часы, мероприятия и тренинги, направленные на формирование профессионально и социально компетентной личности, способной к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию).
Таким образом, в соответствии с целью и гипотезой
можно наметить следующие задачи исследований:
1. Изучить состояние исследуемой проблемы в научной, методической и психолого-педагогической литературе и передовой практике организации воспитательного процесса в высших учебных заведениях.
2. Выявить и обосновать характер первичных адаптационных трудностей, возникающих у студентов первого курса в учебном процессе.
3. Спроектировать систему интенсивной адаптации студентов-первокурсников и предложить эффективную технологию деятельности куратора по обеспечению адаптации первокурсников и их осознанного профессионального выбора, нацеленную на повышение уровня готовности к обучению в вузе.
4. Разработать рекомендации для дальнейшего совершенствования деятельности куратора по обеспечению адаптации первокурсников и их осознанного профессионального выбора.
ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ ПЕДАГОГИКИ СОТРУДНИЧЕСТВА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Гребенкина Лидия Константиновна
Доктор пед. наук, профессор кафедры педагогики и менеджмента в образовании, ФГБОУ ВПО «Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина», г. Рязань.
Шапцева Ольга Сергеевна
Преподаватель иностранного языка (английский), ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ)», аспирант кафедры педагогики и менеджмента в образовании в РГУ имени С. А. Есенина,
г. Рязань.
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются процессы гуманизации педагогического процесса. Говорится о необходимости формирования гуманистической культуры обучающихся, поиска новых моделей организации учебно-воспитательного процесса, призванных обеспечить подготовку подрастающих поколений к жизни в условиях гражданского общества, демократического государства. Обозначены средства, способствующие формированию гуманистической культуры учащихся.
ABSTRACT
The article is devoted to the processes of humanization pedagogical process. It is spoken of the necessity of search ofnew models of organization of the educational process, designed to ensure the training of the younger generations to live in conditions of civil society, democratic state. Mentioned the means, which promote the formation of a humanistic culture of students.
Ключевые слова: идеи педагогики сотрудничества, гуманистическая культура, демократическая культура, образовательный процесс, развитие личности, субъекты деятельности.
Keywords: the idea of cooperative pedagogy, humanistic culture, democratic culture, the educational process, development of the personality, the persons of activity.