Научная статья на тему 'Практико-ориентированные технологии в высшем образовании как фактор адаптации студентов первого курса (на примере преподавания биоорганической химии в медицинском вузе)'

Практико-ориентированные технологии в высшем образовании как фактор адаптации студентов первого курса (на примере преподавания биоорганической химии в медицинском вузе) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ / БИООРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ / ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колосова Т. Ю., Кубасова Л. В.

Статья посвящена обсуждению проблем, возникающих в процессе адаптации первокурсников медицинского вуза. Перечислены основные трудности студентов, начинающих свое обучение в вузе, а именно, непривычная организация учебного процесса, включающего лекционные и практические занятия, сложные вузовские учебники, большой объем информации, отсутствие навыков самостоятельной работы. Особый акцент ставится на проблеме социализации первокурсника в вузе. Показаны способы управления процессом профессиональной и социальнопсихологической адаптации первокурсников . Отмеченаперспективность использования тьюторства и кураторства как методов воспитательной работы для облегчения адаптации и обсуждается успешность использования практикоориентированных технологий образования в учебно-методической работе со студентами, а именно, организация предметных олимпиад, научных кружков, производственных практик студентов. На примере проведения лабораторно-практических занятий по биоорганической химии подробно рассмотрена реализация некоторых практико-ориентированных технологий обучения. Выполнен анализ роли интерактивных технологий (круглого стола, мозгового штурма, деловой и ролевой игры) в активизации коллективной работы студентов с использованием лекционного материала, в усвоении больших объемов информации и в эффективном использовании вузовских учебников и показано значение применения метода проектов для выработки навыков самостоятельной работы у первокурсников. Отмечается, что применение информационно-коммуникационных технологий помогает студенту представить результаты своего проекта-исследования в более доступном и наглядном формате. Обсуждается необходимость чтения лекций с сопровождением компьютерных презентаций для облегчения восприятия химических формул и реакций. Отдельно рассматривается важность использования вышеперечисленных практико-ориентированных технологий для быстрой социализации первокурсников в студенческой группе и на курсе и обосновыв ается э ффективность их использования для облегчения профессиональной и социально-психологической адаптации студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колосова Т. Ю., Кубасова Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE-ORIENTED TECHNOLOGIES IN HIGHER EDUCATION AS A FACTOR OF ADAPTATION OF FIRST-YEAR STUDENTS (ON THE EXAMPLE OF TEACHING BIOORGANIC CHEMISTRY AT MEDICAL UNIVERSITY)

The article is devoted to a discussion of the problems that arise in the process of adapting freshmen to a medical university. The main difficulties of students starting their studies at the university are listed, namely, the unusual organization of the educational process, including lecture and practical classes, complex university textbooks, a large amount of information, lack of independent work skills. Particular emphasis is placed on the problem of socialization of a freshman at a university. Shown are ways to manage the process of professional and sociopsychological adaptation of freshmen. The prospects of using tutoring and supervision as methods of educational work to facilitate adaptation are noted, and the success of using practice-oriented education technologies in educational and methodical work with students is discussed, namely, the organization of subject Olympiads, scientific circles, and student work practices. On the example of laboratory and practical classes in bioorganic chemistry, the implementation of some practice-oriented teaching technologies is considered in details. The analysis of the role of interactive technologies (round table, brainstorming, business and role-playing games) in enhancing students' collective work using lecture material, in assimilating large amounts of information and in the effective use of university textbooks is carried out, and the importance of using the project method to develop independent work skills in freshmen. It is noted that the use of information and communication technologies helps the student to present the results of his research project in a more accessible and visual format. The need for le ctures acco mp anie d b y co mp uter presentations to facilitate the perception of chemical formulas and reactions is discussed. Separately, the importance of using the above practice-oriented technologies for the rapid socialization of freshmen in the student group and on the course is examined and the effectiveness of their use to facilitate the professional and socio-psychological adaptation of students is justified.

Текст научной работы на тему «Практико-ориентированные технологии в высшем образовании как фактор адаптации студентов первого курса (на примере преподавания биоорганической химии в медицинском вузе)»

DOI: 10.23888/humJ20194615-622

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА (НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ БИООРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ)

PRACTICE-ORIENTED TECHNOLOGIES IN HIGHER EDUCATION AS A FACTOR OF ADAPTATION OF FIRST-YEAR STUDENTS (ON THE EXAMPLE OF TEACHING BIO-ORGANIC CHEMISTRY AT MEDICAL UNIVERSITY)

Колосова Т.Ю., Кубасова Л.В.

Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова

Kolosova T.Y., Kubasova L.V.

Ryazan State Medical University named after academician I.P. Pavlov

Аннотация:

Статья посвящена обсуждению проблем, возникающих в процессе адаптации первокурсников медицинского вуза. Перечислены основные трудности студентов, начинающих свое обучение в вузе, а именно, непривычная организация учебного процесса, включающего лекционные и практические занятия, сложные вузовские учебники, большой объем информации, отсутствие навыков самостоятельной работы. Особый акцент ставится на проблеме социализации первокурсника в вузе. Показаны способы управления процессом профессиональной и социально-психологической адаптации первокурсников. Отмечена перспективность использования тьюторства и кураторства как методов воспитательной работы для облегчения адаптации и обсуждается успешность использования практико-ориентированных технологий образования в учебно-методической работе со студен-

Abstract:

The article is devoted to a discussion of the problems that arise in the process of adapting freshmen to a medical university. The main difficulties of students starting their studies at the university are listed, namely, the unusual organization of the educational process, including lecture and practical classes, complex university textbooks, a large amount of information, lack of independent work skills. Particular emphasis is placed on the problem of socialization of a freshman at a university. Shown are ways to manage the process of professional and socio-psychological adaptation of freshmen. The prospects of using tutoring and supervision as methods of educational work to facilitate adaptation are noted, and the success of using practice-oriented education technologies in educational and methodical work with students is discussed, namely, the organization of subject Olympiads, scientific circles, and student work practices. On the example of

тами, а именно, организация предметных олимпиад, научных кружков, производственных практик студентов. На примере проведения лабораторно-практических занятий по биоорганической химии подробно рассмотрена реализация некоторых практико-ориентированных технологий обучения. Выполнен анализ роли интерактивных технологий (круглого стола, мозгового штурма, деловой и ролевой игры) в активизации коллективной работы студентов с использованием лекционного материала, в усвоении больших объемов информации и в эффективном использовании вузовских учебников и показано значение применения метода проектов для выработки навыков самостоятельной работы у первокурсников. Отмечается, что применение информационно-коммуникационных технологий помогает студенту представить результаты своего проекта-исследования в более доступном и наглядном формате. Обсуждается необходимость чтения лекций с сопровождением компьютерных презентаций для облегчения восприятия химических формул и реакций. Отдельно рассматривается важность использования вышеперечисленных практико-ориентированных технологий для быстрой социализации первокурсников в студенческой группе и на курсе и обосновывается эффективность их использования для облегчения профессиональной и социально-психологической адаптации студентов.

Ключевые слова:

профессиональная адаптация, социально-психологическая адаптация, медицинский ВУЗ, биоорганическая химия, практико-ориентированные технологии.

laboratory and practical classes in bioorganic chemistry, the implementation of some practice-oriented teaching technologies is considered in details. The analysis of the role of interactive technologies (round table, brainstorming, business and role-playing games) in enhancing students' collective work using lecture material, in assimilating large amounts of information and in the effective use of university textbooks is carried out, and the importance of using the project method to develop independent work skills in freshmen. It is noted that the use of information and communication technologies helps the student to present the results of his research project in a more accessible and visual format. The need for lectures accompanied by computer presentations to facilitate the perception of chemical formulas and reactions is discussed. Separately, the importance of using the above practice-oriented technologies for the rapid socialization of freshmen in the student group and on the course is examined and the effectiveness of their use to facilitate the professional and socio-psychological adaptation of students is justified.

Keywords:

professional adaptation, socio-psychological adaptation, medical college, bioorganic chemistry, practice-oriented technologies.

Актуальность исследования

При поступлении в медицинский вуз вчерашний школьник погружается

в новую для себя учебную среду, что требует изменения всей системы привычных для него ценностей. Период обучения на первом курсе совпадает с периодом социального взросления, осознанного выбора профессии и осложняется отсутствием родительского контроля, а для иногородних студентов и социально-бытовыми проблемами.

Первокурсник сталкивается с существенным отличием систем обучения в школе и вузе, обусловленным организацией учебного процесса в виде лекций, практических занятий и большого объема самостоятельной работы. Особую трудность для первокурсников представляет работа с вузовскими учебниками, сложными для восприятия, часто написанными академическим языком. При подготовке к занятиям студенту приходится понять и запомнить значительный объем информации. Отсутствие навыков самостоятельной работы может вызвать стрессовое состояние, приводящее к разочарованию в выборе вуза и будущей профессии. Кроме того, начало обучения в вузе сопровождается формированием нового образа жизни, социального статуса и круга общения. От социально-психологической атмосферы в студенческой группе и комфортности пребывания в ней зависит успешность и результативность обучения студента в медицинском университете.

Проблему привыкания первокурсников к вузу принято считать проблемой адаптации. Профессиональная адаптация студента - это процесс его приспособления к условиям и организации учебно-воспитательного процесса в вузе, выработка навыков самостоятельной работы. Социально-психологическая адаптация подразумевает процесс приспособления первокурсника к совершенно новым условиям общения и взаимодействия с другими студентами и преподавателями [1,2]. Поэтому важной задачей вуза становится помощь студенту первого курса адаптироваться к новым методам и формам обучения, новым социальным отношениям.

Цель исследования

Изучение условий для профессиональной и социально-психологической адаптации первокурсников.

Материалы и методы

Для облегчения адаптации вуз управляет этим процессом различными способами, проводя целенаправленную воспитательную и совершенствуя учебно-методическую работу со студентами. Например, в настоящее время в университетах активно развивается направление «тьюторство», причем в роли тьюторов (наставников) выступают студенты старших курсов, к которым студент может обратиться по любому интересующему вопросу. Также обязательным условием адаптации является сопровождение студенческой группы куратором

- преподавателем вуза.

Внедрение технологий практико-ориентированного образования в учебно-методическую работу открывает ряд перспектив [3]. Важным методом организации практико-ориентированного обучения являются предметные олимпиады, проводимые со студентами первого курса. Атмосфера соревнования, олимпиад стимулирует студента овладеть максимальным количеством знаний и умений, применить их на практике, прививает интерес к самостоятельной работе.

На каждой кафедре организован студенческий научный кружок. Студенты, обучаясь основам научной работы, проводят эксперимент и приобретают первые мануальные навыки.

Студенты медицинского вуза, начиная с первого курса, каждый год проходят производственную практику в разных статусах в зависимости от направления подготовки. Производственные практики погружают студента в профессиональную медицинскую среду.

Участие в предметных олимпиадах, в работе студенческого научного кружка, прохождение производственной практики способствуют успешной профессиональной и социально-психологической адаптации [4].

В настоящей статье мы хотим обсудить использование практико-ориентированных технологий образования на лабораторно-практических занятиях по биоорганической химии. На кафедре общей и фармацевтической химии для студентов 1 курса лечебного факультета успешно реализуются интерактивные технологии обучения, технологии проблемного обучения, проектные технологии и информационно-коммуникационные технологии, облегчающие процесс профессиональной и социально-психологической адаптации [5-7].

Результаты и их обсуждение

Круглые столы (дискуссии), мозговые штурмы, деловые и ролевые игры относятся к самым распространенным интерактивным технологиям. Перечисленные методы предполагают коллективную работу студентов в группе, часто с участием преподавателя, требуют глубокой проработки теоретического материала, привлечения дополнительной информации, формирования аргументов и выводов.

При реализации метода круглого стола на практических занятиях модуля «Аминокислоты, пептиды, белки» студенты перечисляют и обсуждают химические свойства аминокислот, пептидов и смешанных биополимеров, а затем рассматривают при участии преподавателя возможные варианты особенностей химического поведения этих соединениях в организме человека. Это позволяет студентам грамотно использовать теоретический материал

лекций на практических занятиях, эффективно восполнять пробелы в знаниях, учиться строить логические связи [8].

Метод деловой игры на практических занятиях по биоорганической химии используется при изучении модуля «Гетерофункциональные соединения», сложного для освоения. Такая деловая игра позволяет студенту научиться работать с большим объемом информации. Преподаватель, уже составив свое мнение об уровне знаний и способностей студентов в группе, распределяет роли между участниками игры и организует их выступления, а студенческая группа выслушивает сообщения. Студенту необходимо удерживать в голове значительное количество знаний о свойствах отдельных классов монофункциональных соединений для того, чтобы предсказывать свойства гетерофункциональных органических соединений с учетом взаимного влияния атомов.

Метод мозгового штурма может быть реализован на занятиях разного уровня сложности. Преподаватель формулирует перед студентами проблему и просит предложить варианты ее решения в максимально короткий срок с использованием базового учебника по биоорганической химии и учебников электронных библиотечных систем. Например, при изучении темы «Липиды» преподаватель просит студентов объяснить причину различия в температурах плавления насыщенных и ненасыщенных триацилглицеринов. Студенты изучают базовую информацию, предлагают свои варианты решения, а преподаватель помогает им выбрать верный ответ и аргументировать его. Метод мозгового штурма учит студента ориентироваться в сложных для него, как первокурсника, вузовских учебниках.

Использование технологии проблемного обучения и метода проектов целесообразно для ознакомления студенческой аудитории с материалом для самостоятельного изучения [9]. Значительная часть курса биоорганической химии вынесена в часы для самостоятельного изучения, поэтому лекции по этим темам не предусмотрены. Это вызывает большие трудности у студентов-первокурсников, так как им приходится самостоятельно осваивать новый материал, который не рассматривается в школьном курсе даже в профильных химических классах.

Например, тема «Полисахариды» в курсе биоорганической химии важна для дисциплин-преемников, таких, как биологическая химия, фармакология и физиология. Она предполагает изучение строения и свойств гомо- и гетерополисахаридов. Тема «Гомополисахариды» не вызывает трудностей у студентов, имеющих базовые школьные знания, в отличие от темы «Гетерополисахариды», вынесенной на самостоятельное изучение. К тому же учебный материал по гетерополисахаридам содержит много громоздких химических формул, трудных для запоминания. Представляется

целесообразным дать возможность одному из студентов группы реализовать эту тему как проект и защитить его на практическом занятии в группе. Такое построение занятий по сложным для понимания темам помогает студенту освоить новый материал с меньшими временными затратами, что способствует его успешной профессиональной адаптации.

Перечисленные выше технологии практико-ориентированного обучения невозможны без внедрения информационно-коммуникационных технологий [10,11]. Лекции по биоорганической химии на кафедре читаются с использованием мультимедийного оборудования и компьютерных презентаций, что облегчает зрительное восприятие химических формул за счет наглядности. Защита проекта также предусматривает использование компьютерной презентации. Все студенты-первокурсники в начале обучения получают доступ к внутренней библиотечной системе и к электронному каталогу, а также к внешней электронной библиотечной системе «Консультант студента».

Процесс социально-психологической адаптации невозможен без успешной социализации студента-первокурсника в новой среде. Социализация необходима, так как начало обучения сопровождается перестройкой всей системы ценностей бывшего школьника и требует формирования новых форм межличностных отношений. Возникновение новых личных контактов в студенческой среде и формирование дружеских связей в студенческой группе способствует легкости адаптации. Реализация практико-ориентированных технологий обучения невозможна без взаимопомощи, так как они построены на тесном взаимодействии студентов в группе. Методы круглого стола, мозгового штурма, деловые игры, проектные технологии предполагают активное общение студентов при подготовке к занятию и непосредственно на занятии. Это способствует их быстрой социализации в студенческой группе, на потоке и на курсе, а также и в отношениях с преподавателем.

Преподаватель университета, используя технологии практико-ориентированного обучения, меняет подход к самому процессу обучения и к отношению к студенту. Преподаватель воспринимает студента центральной фигурой образовательного процесса, активно помогает ему, предоставляя условия для реализации активной познавательной деятельности. Такая позиция облегчает адаптацию студентов, мотивируя их к образовательному процессу.

Выводы

Практико-ориентированные технологии преподавания биоорганической химии помогают студенту приспособиться к новой организации учебного процесса в виде лекций и лабораторно-практических занятий и к большому объему информации, облегчают самостоятельную работу с использование вузовских учебников. Они основаны на активном взаимодействии студентов в

группе, что приводит к их социализации. Таким образом, использование практико-ориентированных технологий способствует быстрой и успешной профессиональной и социально-психологической адаптации студентов-первокурсников медицинского вуза.

Конфликт интересов отсутствует.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Костина Л.А., Миляева Л.М. Социально-психологическая адаптация студентов к обучению в медицинском вузе // Фундаментальные исследования. 2014. №11-2. С. 433-437.

2. Ходжаян А.Б., Гевандова М.Г., Маяцкая Н.К., и др. Проблемы адаптации первокурсников к обучению в медицинском университете // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 2-2. С. 389-392.

3. Солянкина Л.Е. Модель развития профессиональной компетентности в практико-ориентированной образовательной среде // Известия ВГПУ. 2015. №1. С. 21.

4. Сульдина Т.И. Педагогические аспекты практико-ориентированного обучения химии // Научное обозрение. Педагогические науки. 2017. № 2. С. 107109.

5. Кожемяченко Н.Р. Интерактивные технологии в учебном процессе разных форм обучения // Успехи современного естествознания. 2015. № 8. С. 95-98.

6. Муллина Э.Р. Технологии активного и интерактивного обучения в системе профессиональной подготовки студентов бакалавриата // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 12-6. С. 1057-1061.

7. Ступина С. Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учебно-методическое пособие. Саратов: Издательский центр «Наука»; 2009.

8. Брель А.К., Складановская Н.Н., Жарова К.Р., и др. «Круглый стол» как метод интерактивного обучения, развивающий мотивационную сферу личности современного студента // Современные

REFERENCES:

1. Kostina LA, Milyaeva LM. Socio-psychological adaptation of students to study in medical school. Fundamental research. 2014; 11(2): 433-437. (In Russ).

2. Khodzhayan AB, Gevandova MG, Mayatskaya NK, et al. Problems of adaptation of first-year students to training at medical university. Modern high technology. 2016; 2(2): 389-392. (In Russ).

3. Solyankina LE. A model for the development of professional competence in a practice-oriented educational environment. Izvestia VGPU. 2015; 1: 21. (In Russ).

4. Suldina TI. Pedagogical aspects of practice-based learning chemistry. Science-review. Pedagogical sciences. 2017; 2: 107-109. (In Russ).

5. Kozhemyachenko NR. Interactive technologies in educational process various forms of instruction. Advances in current natural sciences. 2015; 8: 95-98. (In Russ).

6. Mullina ER. Technologies of active and interactive training in system of vocational training of students of the bachelor degree. Mezhdunarodnyiy zhurnal prikladnyih i fundamentalnyih issledovaniy. 2016; 12(6): 10571061. (In Russ).

7. Stupina SB. Tehnologii interaktivnogo obucheniya v vyisshey shkole: uchebno-metodicheskoe posobie. Saratov: Izdatelskiy tsentr "Nauka"; 2009. (In Russ).

8. Brel AK, Skladanovskaya NN, Zharova KR, et al. "Round table" as a method of interactive learning, developing the motivational sphere of the modern student's personality. Modern problems of science and education: a network journ. 2018; 3. (In Russ).

9. Lisichkin GV. Metod proektov v himicheskom obrazovanii. In: Estestvenno-nauchnoe obrazovanie: vyizovyi i perspektivyi. Moscow: Publishing house of Moscow

проблемы науки и образования. 2018. № 3. С. 117.

9. Лисичкин Г.В. Метод проектов в химическом образовании. В сб.: Естественнонаучное образование: вызовы и перспективы. М.: Издательство Московского университета. 2013. Т. 9. С.125-140.

10. Белякова Е.М., Прокопьев А.В. Инновационные методы обучения в образовании // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-1. С. 496.

11. Ефремова Л.В., Харламова Ю.А. Применение некоторых педагогических технологий на занятиях по латинскому языку в медицинском вузе // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журнал. 2019. Т.7, № 2(25). Доступно по ссылке: http://humjoumal.rzgmu.ru/art&id=376. Ссылка активна на 16 октября 2019. doi: 10.23888/humJ20192343-349

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Колосова Татьяна Юльевна - кандидат химических наук, доцент, доцент кафедры общей и фармацевтической химии. Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова; 390026, г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9. email: tkkolosova@gmail.com Кубасова Лариса Владимировна -кандидат фармацевтических наук, доцент кафедры общей и фармацевтической химии. Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова; 390026, г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9. email: larissa.k53@mail.ru

ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ: 29.05.2019 ДАТА ПРИНЯТИЯ В ПЕЧАТЬ: 16.10.2019

ССЫЛКА ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Колосова Т.Ю., Кубасова Л.В. Практико-ориентированные технологии в высшем образовании как фактор адаптации студентов первого курса (на примере преподавания биоорганической химии в медицинском вузе) // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2019. Т.7, № 4 (27). Доступно по ссылке: http://humjoumal.rzgmu.ru/art&id=403 Ссылка активна на чч.мм.гггг. doi: 10.23888/humJ20194615-622

University. 2013; 9: 125-140. (In Russ).

10. Belyakova EM, Prokopev AV. Innovative methods of teaching in education. Modern problems of science and education: a network journ. 2015; 2(1). Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=18898. Accessed: 16 Oct 2019. (In Russ).

11. Efremova LV, Kharlamova YuA. The using of certain pedagogical technologies at the lessons of latin language in medical school. Personality in a changing world: health, adaptation, development: a network journ. 2019; 7(2). Available at:

http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=376. Accessed: 16 Oct 2019. doi:10.23888/humJ20192343-349.

INFORMATION ABOUT AUTHORS:

Kolosova Tatyana Yulevna - PhD in Chemistry, associate professor of the Department of General and Pharmaceutical Chemistry. Ryazan State Medical University named after academician I.P. Pavlov; 390026, Ryazan, 9 Vysokovol'tnaya str. email: tkkolosova@gmail.com Kubasova Larisa Vladimirovna - PhD in Pharmacy, associate professor of the Department of General and Pharmaceutical Chemistry. Ryazan State Medical University named after academician I.P. Pavlov; 390026, Ryazan, 9 Vysokovol'tnaya str. email: larissa.k53@mail.ru

PAPER RECEIVED: 29.05.2019 PAPER ACCEPTED: 16.10.2019

REFERENCE FOR CITING:

Kolosova TYu, Kubasova LV. Practice-oriented technologies in higher education as a factor of adaptation of first-year students (on the example of teaching bio-organic chemistry at medical university). Personality in a changing world: health, adaptation, development: a network journ. 2019; 7 (4). Available at:

http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=403 Accessed: dd Month yyyy. doi: 10.23888/humJ20194615-622

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.