DOI: 10.23888/Ьиш]20192343-349
ПРИМЕНЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЛАТИНСКОМУ ЯЗЫКУ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
THE USING OF CERTAIN PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES AT THE LESSONS OF LATIN LANGUAGE IN MEDICAL SCHOOL
ЕФРЕМОВА Л.В., ХАРЛАМОВА Ю.А.
Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова
EFREMOVA L.V
V
KHARLAMOVA YU.A.
Ryazan State Medical University named after academician I.P. Pavlov
Аннотация:
Статья посвящена педагогическим методикам, которые могут быть активно использованы в высшей школе. Цель данной статьи - проанализировать некоторые современные педагогические технологии, которые применялись на занятиях по латинскому языку. В связи с внедрением компьютерных технологий в процесс обучения данная тема является актуальной и востребованной. Применение интерактивных методов обучения - один из значимых вопросов методики преподавания.
В статье были детально рассмотрены метод «круглого стола» и метод «портфолио», которые активно использовались при изучении дисциплины «Латинский язык» на факультете клинической психологии и медико-профилактическом факультете Рязанского государственного медицинского университета имени И.П. Павлова. Приведены примеры применения данных технологий в условиях образовательного процесса на занятиях по латинскому языку. В ходе использования данных методик выявлено,
Abstract:
The article is devoted to pedagogical methods that could be actively used in university. The purpose of this article is to analyze some modern pedagogical technologies that were used in Latin classes. In connection with the introduction of computer technology in the learning process, this topic is relevant and in demand. The use of interactive teaching methods is one of the important issues of teaching methods.
The article describes the method of "round table" and the method of "portfolio", which are actively used in the study of the discipline "Latin language" at the faculty of clinical psychology and medical-prophylactic faculty of Ryazan State Medical University named after academician I.P. Pavlov. Examples of application of these technologies in the educational process in the classroom in Latin are given. During the use of these techniques revealed that students showed greater interest in the study of Latin aphoristics, as well as increasing cognitive and creative activity.
что у студентов проявился больший интерес к изучению латинской афористики, а также повышение познавательной и творческой деятельности.
Таким образом, метод «круглого стола» и метод «портфолио» могут быть использованы для повышения мотивации и успеваемости студентов при изучении дисциплины «Латинский язык» в высших учебных заведениях. Метод «портфолио» предполагает развитие эмоционального и познавательного видов интереса, навыков самостоятельной деятельности, повышение активности студентов и мотивации к изучению латинского языка. Метод «круглого стола» позволяет повысить интерес студентов к учебным занятиям и к тем проблемам, которые оказываются включёнными в содержание учебного занятия. «Круглый стол» повышает результативность обучения, так как происходит соотношение теоретических знаний студентов с их личным опытом, а также позволяет прийти к оптимальному решению проблемы с учетом мнения каждого из собеседников.
Ключевые слова:
педагогические методики, метод «круглого стола», метод «портфолио», дисциплина «Латинский язык».
The method of "round table" and the method of "portfolio" can be used to increase the motivation and performance of students in the study of the discipline "Latin language" in university. The "portfolio" method involves the development of emotional and cognitive types of interest, skills of independent activity, increasing the activity of students and motivation to learn Latin. The method of "round table" allows to increase the interest of students to the training sessions and to the problems that are included in the content of the training session. "Round table" increases the effectiveness of training, as there is a ratio of theoretical knowledge of students with their personal experience, and allows you to come to the optimal solution to the problem, taking into account the views of each of the interlocutors.
Keywords:
pedagogical methods, the method of "round table", the method of "portfolio", Latin language course.
Педагогическая наука находится в постоянном развитии. Возникают новые направления, методики, направленные на достижение главной цели -воспитание и обучение личности. В высшей школе педагогические методы должны быть подобраны в соответствии с целями, которые изложены в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Внедрение новых методик - неизбежный процесс для повышения эффективности образовательного процесса. В современной методической литературе понятие «педагогические технологии» становится более актуальным. Впервые этот термин упомянут в начале ХХ века в трудах следующих учёных: Беспалько В.П. [1], Гузеева В.В. [2], Селевко Г.К. [3], Хмеля Н.Д. [4],. Позднее, в 40-50-х гг. в связи с внедрением программных и автоматизированных форм в процесс обучения это
понятие расширилось.
Так, существует множество определений данного термина. Например, В.П. Беспалько писал следующее: «Педагогические технологии - это совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели» [5, с. 126]. Б.Т. Лихачев считал, что это «совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса, который реализуется в технологическом процессе. Технологический процесс представляет собой определённую систему технологических единиц, сориентированных на конкретный педагогический результат» [6, с. 147]. В.А. Сластенин называл педагогические технологии - «законообразной педагогической деятельностью, реализующей научно обоснованный проект дидактического процесса и обладающей более высокой степенью эффективности, надёжности и гаран-тированности результата, чем это имеет место при традиционных методиках обучения» [5, с. 38]. Педагог высшей школы Ю.Г. Фокин понимал под педагогическими технологиями «синтез теоретического, прикладного и процессуального, как единство теоретических положений, прикладных положений и механизма их реализации в конкретной среде, во времени, в пространстве; как технологическая карта, предписывающая определённый технологический процесс» [7, с. 131-132].
Исходя из данных определений, можно сделать вывод, что педагогическая технология - это предписание, инструкция о выполнении какой-либо деятельности, совокупность методов и приемов, с помощью которых может быть реализована современная образовательная система. Освоение этих технологий позволяет достичь более высокого педагогического уровня. В рамках педагогических технологий, применяемых преподавателями в вузах, можно выделить различные интерактивные методы, виды и формы проведения занятий, например, дифференцированное обучение, развивающее обучение, проблемное обучение, игровое обучение.
Различные виды учебной работы на занятиях в высшей школе способствуют овладению культурой мышления, способностью в письменной и устной речи логически правильно оформить его результаты. Важность активизации познавательной деятельности студентов подчёркивается в статье Моториной И.В., Моторина А.В. [8]. Для расширения возможностей по формированию познавательной активности студентов и повышения интенсивности учебного процесса при преподавании дисциплины рекомендуется использовать разнообразные формы и методы проведения занятий. В данной статье подробно будут описаны такие интерактивные методы, как: метод «круглого стола» и
метод «портфолио». Они широко применяются на кафедре русского языка и латинского языка при изучении дисциплины «Латинский язык» на медико-профилактическом факультете и факультете клинической психологии в РязГМУ. Для закрепления изученного материала помимо письменного или устного фронтального опроса, обучающих диктантов, работ с таблицами, на кафедре применяется метод «круглого стола». Данный метод предполагает проведение учебных дискуссий, с целью повторения изученного теоретического и лексико-грамматического материала перед рубежной или итоговой аттестацией. В данном случае студент может пользоваться материалом, который накоплен на текущий момент (планы-конспекты, ответы на вопросы). Главная цель таких занятий - обеспечить студентам возможность практического использования теоретических знаний. Студенты должны научиться выступать в роли докладчиков и оппонентов, овладеть умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных задач и проблем, отстаивать свою точку зрения, демонстрировать достигнутый уровень теоретической и практической подготовки.
На практические занятия по типу «круглый стол» выносятся основные темы курса, вопросы, наиболее трудные для понимания и усвоения. Темы обсуждаются коллективно, что обеспечивает активное участие каждого студента. Подготовка и обсуждение тем, поднимаемых в рамках «круглого стола», позволяет решить целый ряд педагогических задач. Приоритетными являются: создание условий для дальнейшего самостоятельного изучения медицинской терминологии; мотивация к изучению латинского языка, как источника интеллектуальной лексики; закрепление полученных знаний в ходе групповой и индивидуальной работы. В ходе эксперимента на первом курсе факультета клинической психологии студентам был предложен тест для диагностики их учебной мотивации. Данные тестирования показали, что показатель по шкале мотивы творческой самореализации и по шкале учебно-познавательные мотивы был выше на 30%, чем без использования метода «круглого стола». Эксперимент убеждает в достаточной эффективности данного метода. Как результат - количество студентов, успешно сдавших экзамен, составило 87%.
Следующий метод, который активно применяется на занятиях по латинскому языку, - это метод «портфолио». Изначально слово «портфолио» обозначало альбом с фотографиями. В эпоху Возрождения архитекторы и художники привозили с собой «портфолио», когда претендовали на место в строительном проекте или Академии художеств. С помощью собранных документов можно было составить впечатление о себе для будущего работодателя. В сфере образования метод портфолио начал применяться за рубежом [9, с. 526]. В настоящее время этот метод активно применяется в высших
учебных заведениях. Так, метод «портфолио» может быть использован при изучении всех разделов курса латинского языка. Оценка данным методом является педагогической стратегией сбора и систематической организации данных. Студенты создают собственную рабочую файловую папку, которая содержит многообразную информацию, документирующую приобретенный опыт и их достижения.
В начале учебного года студенты 1 курса медико-профилактического факультета получают задание - при изучении разделов курса латинского языка создать свое собственное портфолио документационного вида, отвечая письменно на вопросы, данные в конце каждого занятия, составляя таким образом план-конспект пройденной темы. Кроме того, студентам предлагается собрать портфолио «работ», дающих представление об учебной и творческой активности студента, направленности его интересов. В частности, при изучении раздела латинской афористики портфолио «работ» представляет собой собрание различных творческих и проектных работ студента, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, олимпиадах, конкурсах. Например, конкурс на лучшую эмблему или рисунок к древнему изречению на латинском языке дал возможность к развитию самостоятельности, активности и креативности студентов. В процессе подготовки участники изучали дополнительную литературу и выбирали изречения, пословицы, материалы для иллюстрации. После создания портфолио студенты прошли тест на коммуникативные и организаторские способности. В ходе эксперимента преподавателями было выявлено, что у 70% студентов повысились коммуникативные навыки, вырос познавательный и эмоциональный интерес к изучаемой дисциплине.
Итак, метод «портфолио» предполагает развитие эмоционального и познавательного видов интереса, навыков самостоятельной деятельности, повышение активности студентов и мотивации к изучению латинского языка. Как следует из приведенных данных, метод «круглого стола» способствует накоплению материала, его осмыслению, активному усвоению нового и активизации изученного, расширяется кругозор и повышается общекультурный уровень. Часть студентов привлекалась к оценочной деятельности, что способствовало внутригрупповой интеграции студентов и развивало навыки сотрудничества.
В ходе эксперимента по использованию данных методик было выявлено, что количество студентов, успешно сдавших итоговый контроль, повысилось не менее чем на 30%. Было отмечено, что студенты восприняли информацию лучше, живое обсуждение с преподавателем позволило повысить культурный уровень студентов, а также дало возможность к живому общению.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: «Педагогика»; 1989.
2. Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. М.: Народное образование; 2001.
3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. М.: Народное образование; 1998.
4. Хмель Н.Д. Теория и технология реализации целостного педагогического процесса: учебное пособие. Алматы: АГУ им. Абая; 2002.
5. Полат Е.С., Бухаркина, М.Ю. На перекрестке мнений. Технология обучения с применением метода проектов // Высшее образование в России. 2001. № 4. C. 143-144.
6. Касаткина Н.Э. ред. Современные образовательные технологии в учебном процессе вуза: методическое пособие. Кемерово: ГОУ «КРИРПО»; 2011.
7. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: цели, содержание, творчество. М.: Academia; 2005.
8. Моторина И.В., Моторин А.В. Стратегия формирования самостоятельного исследовательского поведения студентов факультета клинической психологии // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2017. Т.5, № 4 (19). Доступно по ссылке: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=287. Ссылка активна на 10 января 2019.
9. Фатеева И.А. Метод «портфолио» как приоритетная инновационная технология в образовании: преемственность между средней школой и вузом // Молодой ученый. 2012. № 12. С. 526-528.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Ефремова Людмила Васильевна - кандидат филологических наук, преподаватель кафедры латинского языка и русского языка Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова; 390026, Рязань, ул. Высоковольтная, 9. email: lusinda.08@list.ru.
REFERENCES:
1. Bespal'ko VP. Slagaemye pedagogicheskoj tehnologii. Moscow: "Pedagogika"; 1989. (In Russ).
2. Guzeev VV. Pedagogicheskaja tehnika v kontekste obrazovatel'noj tehnologii. Moscow: Narodnoe obrazovanie; 2001. (In Russ).
3. Selevko GK. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii: uchebnoe posobie. Moscow: Narodnoe obrazovanie; 1998. (In Russ).
4. Hmel' ND. Teorija i tehnologija realizacii celostnogo pedagogicheskogo processa: uchebnoe posobie. Almaty: AGU im. Abaja; 2002. (In Russ).
5. Polat ES., Buharkina MJu. Na perekrestke mnenij. Tehnologija obuchenija s primeneniem metoda proektov. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2001; 4: 143-144. (In Russ).
6. Kasatkina Nje., editor. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii v uchebnom processe vuza. Kemerovo: GOU «KRIRPO»; 2011. (In Russ).
7. Fokin JuG. Prepodavanie i vospitanie v vysshej shkole: celi, soderzhanie, tvorchestvo. Moscow: Academia; 2005. (In Russ).
8. Motorina IV., Motorin AV. Strategy of formation of self-exploratory behavior of students of the faculty of clinical psychology. Personality in a changing world: health, adaptation, development: a networkjourn. 2017; 5 (4).
Available at:
http://humjournaLrzgmu.ru/art&id=287. Accessed: 10 January 2019.
9. Fateeva IA. Metod «portfolio» kak prioritetnaja innovacionnaja tehnologija v obrazovanii: preemstvennost' mezhdu srednej shkoloj i vuzom. Molodoj uchenyj. 2012; 12: 526-528. (In Russ).
INFORMATION ABOUT AUTHORS:
Efremova Lyudmila Vasiljevna - PhD (Philology), lecturer of the department of the Latin language and the Russian language, Ryazan State Medical University named after academician I.P. Pavlov; 390026, Ryazan, Vysokovoltnaya str., 9. email: lusinda.08@list.ru.
Харламова Юлия Анатольевна -преподаватель кафедры латинского языка и русского языка Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова; 390026, Рязань, ул. Высоковольтная, 9. email: glance81@mail.ru.
ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ: 22.01.2019 ДАТА ПРИНЯТИЯ В ПЕЧАТЬ: 14.06.2019
ССЫЛКА ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Ефремова Л.В., Харламова Ю.А. Применение некоторых педагогических технологий на занятиях по латинскому языку в медицинском вузе // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2019. Т.7, № 2 (25). Доступно по ссылке: http://humjoumal.rzgmu.m/art&id=376 Ссылка активна на чч.мм.гггг. doi: 10.23888/humJ20192343-349
Kharlamova Yulia Anatol'evna - lecturer of the department of the Latin language and the Russian language, Ryazan State Medical University named after academician I.P. Pavlov; 390026, Ryazan, Vysokovoltnaya str., 9. email: glance81@mail.ru.
PAPER RECEIVED: 22.01.2019 PAPER ACCEPTED: 14.06.2019
REFERENCE FOR CITING:
Efremova LV., Kharlamova YuA. The using of certain pedagogical technologies at the lessons of latin language in medical school. Personality in a changing world: health, adaptation, development: a network journ. 2019; 7 (2). Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=376 Accessed: dd Month yyyy. doi: 10.23888/humJ20192343-349