В. А. Анищенко, доктор пед. наук, профессор, директор филиала, О. Н. Рахимова, соискатель, кафедра городского строительства и хозяйства,
Кумертауский филиал Оренбургского государственного университета, г. Кумертау, Россия, [email protected]
МОДЕЛЬ САМОРЕАЛИЗАЦИИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ СТРОИТЕЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В КОМПЕТЕНТНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ
СИТУАЦИИ
В статье уточнена модель самореализации будущих бакалавров строительного направления. Целью ее построения стало обоснование компетентностно ориентированных ситуаций в качестве фактора самореализации будущего бакалавра вуза по направлению подготовки «Строительство». Разработанная авторами модель образовательной системы включает несколько уровней (этапов): вводной информации; дополнительной информации; анализа, диагностики; реализации проекта; результирующий этап.
Авторы отмечают, что в высшем учебном заведении создается и развивается творческая среда, в которой объединяются компетентностно ориентированные ситуации и создаются условия для взаимодействия субъектов образовательного процесса. Содержательно они соответствуют профессиональным качествам будущих бакалавров по направлению «Строительство» и создаются на основании учебно-методического материала. Подчеркивается значимость целенаправленной организации педагогического взаимодействия с обучающимися, для которых социализация связана с самореализацией не только в профессиональной, но и в творческой деятельности. Ключевые слова: самореализация будущих бакалавров, модель самореализации, компетент-ностно ориентированные ситуации, взаимосвязь профессорско-преподавательского состава и будущих бакалавров.
Современное общество требует переосмысления подходов к самому процессу становления бакалавров любой профессиональной ориентации, так как эффективность деятельности непосредственно зависит от реализации творческого потенциала личности. Поэтому проблема самореализации личности выступает доминирующим фактором ее профессионального становления, в процессе которого личность оценивает саму себя, раскрывается ее творческий потенциал, развиваются профессиональные потребности, интересы и способности, что, безусловно, способствует реальной социализации будущего бакалавра в профессиональной и творческой среде1.
Обращение к проблеме самореализации будущих бакалавров отражено в федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования третьего поколения, которые содержат понятие общекультурной компетенции, в соответствии с которой выпускник, в частности строительного направления, должен стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6)2.
В теоретическом плане значимы методологические положения о процессе развития индивида как субъекта самореализации: — компетентностный подход в образовании (О.В. Акулова, И.Д. Белоновская,
ДИСКУССИЯ !
журнал научных публикаций
И.А. Зимняя, Н.С. Сахарова, В.И. Байден-ко), в рамках которого образование и обучение становятся комплексными, студентам передаются знания и навыки, необходимые для развития общекуль- =
турных и профессиональных компетенций;
— общепедагогические принципы подготовки специалистов к будущей профессиональной деятельности (В.А. Анищенко, А.С. Гаязов, В.Г. Гладких, Н.А. Каргаполь-цева, В.В. Кузнецов, =
Н.В. Назаров, В.Г. Рындак, М.Н. Скаткин, Н.Ф. Талызина) позволяют выделить совокупность специальных знаний, навыков, умений и качеств, трудового опыта, повышающих мастерство в определенной профессии.
По мнению большинства ученых, занимающихся обозначенной проблемой, самореализация личности предопределяет ее профессиональное становление, реализацию трудового потенциала.
Нам наиболее близко следующее определение: самореализация — это стремление
Проблема самореализации личности выступает доминирующим фактором ее профессиональ ного становления, в процессе которого личность оценивает саму себя, раскрывается ее творческий потенциал, развиваются профессиональные потребности, интересы и способности.
к совершенствованию, так как одна из высших потребностей личности направлена не только на реализацию своих сил и способностей, но и на постоянный рост своих = возможностей, повышение качества своей деятельности, в основе которой лежат высшие общечеловеческие ценности3.
Мы считаем, что успешной самореализации будущих бакалавров строительного направления будут способствовать компетентностно ориентированные ситуации. Под ними следует понимать единицы направленного образовательного процесса, в которых можно использовать разнообразные формы организации занятий.
Модель самореализации будущих бакалавров в компетентностно ориентированной ситуации представлена на рис. 1. Она представляет собой единство цели и задач, взаимосвязанных поэтапных действий профессорско-преподавательского состава и будущих бакалавров, и включает определение показателей уровня самореализации
Цель: выявить педагогические условия осуществления компетентностно ориентированных ситуаций в качестве фактора самореализации
Учебное Методические
пособие рекомендации по
«Компетент- проведению
ностно аудиторных
ориентиро- занятий для
ванные повышения
ситуации самореализации
как фактор будущих
самореали- бакалавров по
зации» направлению подготовки
«Строительство»
Нахождение решений
Поиск путей решения, выдвижение гипотез
ВВОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Создание компетентностно ориентированных ситуаций
Реализация решения, создание строительного продукта, саморазвитие и самореализация личности
4 ЭТАП
Результат: повышение уровня самореализации будущи х бакалавров вуза
Рис. 1. Модель самореализации будущих бакалавров в компетентностно ориентированных ситуациях
1 ЭТАП
будущих бакалавров; проектирование и организацию данного процесса; поэтапное включение будущих бакалавров в профессиональную деятельность.
Разработанная -
нами модель предусматривает взаимосвязь профессорско-преподавательского состава с будущими бакалаврами через этапы проведения компетентностно ориентированных ситуаций, повышающих показатели самореализации будущих бакалавров строительного направления.
Первый этап — приобщение будущих бакалавров к самореализации, творческому поиску через разнообразие компетентност-но ориентированных ситуаций. Примерами таких ситуаций выступают проблемные, политехнические, производственно-технические ситуации, а также деловые игры, ситуации успеха, портфолио студентов.
Второй этап — совершенствование на основе полученных знаний и информации, а также диагностика и определение уровня самореализации будущих бакалавров.
Третий этап — помощь педагога конкретному будущему бакалавру в закреплении полученных знаний и умений, в формировании креативности. Вводятся самостоятельные работы творческого характера, по завершении которых создается портфо-лио личностного развития будущего бакалавра.
Четвертый этап — подготовка и защита будущими бакалаврами индивидуальных решений по проектированию строительных задач и реализации мероприятий, имеющих строительную направленность.
Пятый этап — педагогическое сопровождение будущих бакалавров, способных к самореализации, которое ориентировано на развитие их индивидуальности. Оно выражается в дополнительном консультировании, личном участии в реализации проектов в области строительства, поощрении максимальной
Успешной самореализации будущих бакалавров строительного направления будут способствовать компетентностно ориентированные ситуации.
Оуществующая практика создания компетентностно ориентированных ситуаций нуждается в совершенствовании так как не каждый педагог готов сегодня к изменениям в образовательной системе.
самостоятельности будущего бакалавра в проблемной компетентностно ориентированной ситуации.
Предложенная модель самореализации будущих бакалавров была апробирована авторами в опытно-экспериментальном исследовании, организованном на базе строительного факультета Кумертауского филиала ОГУ в 2011—2013 гг., в котором на различных этапах участвовало 656 респондентов, в том числе студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Строительство», профили «Городское строительство и хозяйство» и «Производство строительных материалов, изделий и конструкций», а также преподаватели профильных кафедр.
Отбор компетентностно ориентированных ситуаций, способствующих совершенствованию исследовательской деятельности студентов, осуществлялся в плоскости различных видов учебных проектов.
К моменту прохождения первой производственной практики будущие бакалавры по направлению подготовки «Строительство» выполняли мини-проекты в созданном на кафедре городского строительства и хозяйства «Бюро по архитектурно-строительному проектированию», а также получали опережающие задания по проектированию к дисциплинам «Архитектура гражданских зданий», «Планировка и застройка населенных мест».
Затем студенты всех курсов участвовали в учебном проекте «Визуализация строительных объектов» — фотоконкурсах строительных объектов «Совершенства архитектуры» по направлению «Памятники — следы истории», конкурсах рисунков «Дом моей мечты», реализуемых в рамках Кумертауского филиала ОГУ.
= Ежегодно на кафедрах строительного факультета среди будущих бакалавров проводится творческая игра «Лучший по специальности». Во II региональном туре Всероссийского конкур-
ДИСКУССИЯ .
журнал научных публикаций
Таблица
Сравнительный анализ уровней самореализации будущих бакалавров в контрольных и экспериментальных группах
Уровни Контрольная группа, % Экспериментальная группа, %
Начало эксперимента Конец эксперимента Начало эксперимента Конец эксперимента
предметный 63 55 49 28
стратегический 27 31 28 38
смысловой 10 14 23 34
са выпускных квалификационных работ и во II региональном туре Всероссийского конкурса студенческих олимпиад в г. Самаре с 2009 г. команда Кумертауского филиала ОГУ занимала призовые места.
Примечательным, на наш взгляд, является опыт В. А. Анищенко по применению компетентностно ориентированных ситуаций — демонстрации профессионального опыта на учебных занятиях по дисциплине «Психология и педагогика». Его лекционные занятия строятся на основании проблемного обучения с использованием средств мультимедиа, практические занятия проводятся на основе корпоративного обучения. По окончании курса будущие бакалавры оформляют электронный дневник самоконтроля, который является допуском к итоговому экзамену.
В экспериментальной работе были также использованы методы диагностики, разработанные ведущими специалистами в области психологии и педагогики. Они отличаются высокой валидностью; имеют обоснованную и развернутую интерпретацию полученных результатов, легко обрабатываются без обращения к специалистам по проведению психодиагностики; способствуют
установлению уровневого анализа развития индивида.
В результате анализа полученных данных было отмечено повышение уровня креативности будущих бакалавров в экспериментальных группах. На изменение в самореализации существенно повлияло то, что на кафедрах строительного факультета были разработаны и использованы комплексы электронных учебных курсов, а большинство предлагавшихся ситуаций, ориентированных на творчество будущих бакалавров, были проблемного характера. Полученные результаты позволяют отметить, что уровень креативности будущих бакалавров контрольных групп изменился незначительно (табл., рис. 2).
Как показало исследование, самореализация будущих бакалавров происходит не спонтанно, а в условиях специально подобранных компетентностно ориентированных ситуаций, которые создают пространство для самореализации, в том числе своего творческого потенциала, повышения уровня креативности и успешности в учебе.
Модель самореализации будущих бакалавров позволяет осмыслить процесс пе-
70 60 50 40 30 20 10
1ШПГ
4
ар"
*
Л?
I предметный I стратегический
смысловой
Рис. 2. Изменение уровней развития креативности будущих бакалавров контрольных и экспериментальных групп в ходе исследования
дагогического взаимодействия; раскрыть различные позиции участников процесса взаимодействия; показать уровни педагогического взаимодействия; обозначить условия, при которых педагогическое взаимодействие становится действенным фактором формирования профессиональной компетентности будущего бакалавра; реализовать найденные в общей концепции цели, закономерности и показать путь достижения профессиональной компетентности; сконцентрировать наше внимание на результате — повышении уровня самореализации будущих бакалавров по направлению «Строительство».
Нами было установлено, что существующая практика создания компетентност-но ориентированных ситуаций нуждается в совершенствовании, так как не каждый педагог готов сегодня к изменениям в образовательной системе. Необходимо создавать разнообразие компетентностно ориентиро-
ванных ситуаций, при их создании ориентироваться на творческие, проблемные ситуации, которые позволяют раскрыть потенциал будущих бакалавров по направлению «Строительство» и тем самым способствуют самореализации их в образовательной деятельности. ^
Литература
1. Половинкин А.И. Основы инженерного творчества: учебное пособие для студентов вузов / А.И. Половинкин. М.: Машиностроение, 1988. 368 с.
2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. [Электронный ресурс]. ФГОС ВПО третьего поколения (бакалавриат). URL: http://phorum.fgosvpo. ru/ (дата обращения: 24.02.2014).
3. Самореализация и самосовершенствование, адаптация, нравственность. [Электронный ресурс]. MyPsiholog.com. URL: http://mypsiholog. com/personal-fulfillment/97-samorealizaciya-i-samosovershenstvovanie-adaptaciya-nravstvennost.html (дата обращения 24.02.2014).
THE MODEL OF FUTURE BACHELORS' SELF-REALIZATION IN BUILDING AREA AT THE COMPETENCE-ORIENTED SITUATION
V.A. Anishenko, Doctor of Pedagogy, Professor, Director of the branch, O. N. Rakhimova, candidate, Department of city building and economy, Kumertau branch of Orenburg State University, Kumertau, Russia, [email protected]
This article specifies the model of self-realization of future bachelors' in building area. The aim of this model is a substantiation of competence-oriented situations as a factor of future bachelor's self-realization in the training area «Building». The model, developed by the authors, includes some levels: stage of introductive information; stage of additional information; stage of analysis and diagnostics; stage of the project's realization; final stage. The authors mark that there is a growing creative environment in the higher education institution which consolidates competence-oriented situations and provides the conditions for cooperation between the subjects of educational process. They correspond by essence to professional qualities of future bachelors in the area of «Building» and are created on the basis of education-methodological material. This work underlines the significance of purposeful organization of pedagogical interactions on the students, whose specialty is connected with self-realization in professional and creative activity.
Key words: self-actualization future bachelors, a model of self-realization, competence-oriented situation, the relationship offaculty members and prospective undergraduates.
References
1. Polovinkin A.I. Osnovy inzhenernogo tvorchestva: uchebnoe posobie dlia studentov vuzov [Fundamentals of engineering creativity: a textbook for University students]. Moscow, Mashinostroenie Publ., 1988. 368 p.
2. Edinoe okno dostupa k obrazovatel'nym resursam [Single window of access to educational resources]. Available at: http://phorum.fgosvpo.ru/ (assessed 24.02.2014)
3. Samorealizatsiia i samosovershenstvovanie, adaptatsiia, nravstvennost' [Self-realization and self-improvement, adaptation, morality]. Available et: http://mypsiholog. com/personal-fulfillment/97-samorealizaciya-i-samo-sovershenstvovanie-adaptaciya-nravstvennost.html (assessed 24.02.2014)